Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Проникновение в суть отношений между Гуру и учеником

Шри Чинмой.
Учитель и ученик: 
Проникновение в суть отношений между Гуру и учеником

Земной учитель
учит тебя читать.
Божественный учитель
неустанно читает для тебя.
Один ведет твой ум
к вратам мудрости,
Другой открывает твою душу
небесному простору Голубизны.

Роль Гуру

Настоящий духовный Учитель — тот, кто достиг
осознания Бога. С Богом едины все, но настоящий ду-
ховный Учитель достиг сознательного единства с Богом.
Он в любой момент может войти в более высокое со-
знание и принести от Бога послания тем ученикам, ко-
торые верят в него. Учитель, если он настоящий, пред-
ставляет Бога на земле для искателей, у которых есть
искреннее устремление и вера в него. Он уполномочен
или послан Богом, чтобы помогать им. Настоящим Учи-
телем, настоящим Гуру является Сам Бог. Но на земле
Он часто действует в духовном Учителе и через него.
Учитель питает искателя вдохновением и, со временем,
благодаря бесконечной Милости Всевышнего, дает ис-
кателю просветление.
Принимая Учителя за простого человека, за физиче-
ское тело, вы совершаете ошибку. Нужно чувствовать,
что настоящий Учитель находится внутри физического
тела. Почему мои ученики пришли ко мне? Потому что
внутри меня — их настоящий Учитель, Всевышний. Все-
вышний есть и в них, но в там Он пока спит, а во мне Он
полностью пробужден. Учитель и ученик подобны двум
друзьям с одинаковыми способностями, но один из них
спит, и ему нужна помощь, чтобы проснуться, после чего
он сможет проявить свои способности. 
Когда Учитель берет кого-то в ученики, он прини-
мает этого человека как часть самого себя. Если ученик
несовершенен, Учитель тоже остается несовершенным.
Совершенство Учителя заключается в совершенстве его
ученика. Я всегда говорю, что у меня нет индивидуаль-
ности, нет личности. Я попаду или на Небеса, или в ад
именно благодаря достижениям своих учеников. Я обла-
даю способностью все время оставаться на Небесах, но
они в любой момент легко могут стащить меня в ад, по-
тому что я принял их как часть самого себя.
Настоящий духовный Учитель старается вывести на
поверхность внутреннюю божественность ученика из
глубины его сердца. Он стучит в дверь сердца ученика
и пробуждает в нем божественное дитя, называемое ду-
шой. Он говорит душе: «Присмотри за другими членами
семьи — физическим, умом и виталом — и позаботься
о них. Они все время совершают ошибки. Так дай же им
новую жизнь, новый смысл, новую цель».
Работа духовного Учителя заключается в том, что-
бы дать своему ученику почувствовать: жизнь без люб-
ви, истины и света бессмысленна и бесплодна. Самое
важное, что духовный Учитель делает для своих духов-
ных детей — он дает им ясно осознать: внутри них есть
нечто безбрежное и бесконечное, и это не что иное, как
Сам Бог.
Высшая трансцендентальная Истина находится
в сердце, но мы, к сожалению, еще не открыли ее. По-
этому я прошу своих учеников нырять глубоко внутрь.
и медитировать в сердце, где обитает душа. В конеч-
ном счете они учатся общаться с душой и начинают
слушать ее указания. Это и является началом их на-
стоящего прогресса в раскрытии своего высшего и глу-
бочайшего «Я».
Если человек уже развит, то есть, если он уже вел
духовную жизнь в предыдущих воплощениях и способен
подчиняться указаниям своего внутреннего существа, то
абсолютной необходимости в духовном Учителе у него
нет. В таком случае ему нужно лишь нырять глубоко
внутрь и очень искренне вести духовную жизнь.
Поскольку он не хочет принимать помощь Учите-
ля, ему остается полагаться только на себя и на безгра-
ничную Милость Бога. Но нужно знать, что духовный
путь очень труден, осознать Бога без помощи духовного
Учителя людям удавалось лишь в редких случаях. Боль-
шинство духовных Учителей сами принимали чью-то по-
мощь на день или месяц, на год или десять лет, прежде
чем осознать Бога.
Как нужны учителя, чтобы получать внешние зна-
ния для просвещения своего внешнего существа, точ-
но так нужен и духовный Учитель, который помогает
и направляет во внутренней жизни, особенно поначалу.
Иначе прогресс будет очень медленным и неуверенным,
и можно совсем запутаться. У нас могут быть высокие,
возвышенные переживания, но мы не сможем придать
им должного значения. Сомнение может затмить ум,
и придет мысль: «Я всего лишь обычный человек, откуда
у меня такое переживание? Я, должно быть, сам себя об-
манываю». Или вы поделитесь этим со своими друзьями,
а они скажут: «Это все игра воображения. Забудь о ду-
ховной жизни». Но если есть Учитель, который знает,
что такое Реальность, он скажет: «Не делай глупостей.
Переживания, которые у тебя были, совершенно реаль-
ны». Учитель ободрит и вдохновит искателя и даст ему
правильное объяснение его переживаний. Кроме того,
если искатель во время медитации делает что-то не так,
Учитель сможет поправить его.
Зачем человеку ходить в университет, если он мо-
жет учиться и дома? Потому что он чувствует, что по-
лучит высококачественное обучение от людей, хорошо
знающих предмет. Вы знаете, что было немного — очень,
очень немного — по-настоящему образованных людей,
которые не оканчивали никаких университетов. Да, ис-
ключения существуют. В каждом правиле есть исключе-
ния. Бог есть в каждом, и если искатель считает, что ему
не нужна помощь другого человека, — прекрасно, пусть
пробует свои силы самостоятельно. Но если человек мудр
и хочет мчаться к своей Цели, а не брести, спотыкаясь,
или просто идти, тогда, конечно же, Гуру может оказать
значительную помощь.
Скажем, я в Лондоне. Я знаю, что существует Нью-
Йорк и должен туда вернуться. Что мне для этого нуж-
но? Самолет и летчик. Хотя я знаю, что Нью-Йорк су-
ществует, я не могу попасть туда сам. Точно так же, вы
знаете, что существует Бог. Вы хотите достичь Бога, но
вас должен туда кто-то отвести. Как самолет доставля-
ет меня в Нью-Йорк, так же кто-то должен привести вас
к Сознанию Бога, которое находится глубоко внутри вас.
Кто-то должен вам показать, как войти в вашу собствен-
ную божественность, которая и есть Бог.
Духовный Учитель приходит к вам с лодкой. Он го-
ворит: «Идем! Если ты хочешь достичь Золотого Берега,
я отвезу тебя. Более того, если ты сядешь в мою лодку,
то в ней ты можешь петь, танцевать, можешь даже спать,
а я безопасно доставлю тебя к Цели».
Тысячелетиями мы плавали в море невежества. Про-
будившись, мы захотели переплыть это море и попасть
в океан Света и Восторга. Если знать, что есть и лодоч-
ник, и лодка, которая может безопасно доставить нас
к цели, то, естественно, мы постараемся воспользовать-
ся помощью. Настоящий духовный Учитель знает путь
и обязательно поможет достичь цели. Подобно лодочни-
ку, он перевозит на другой берег.
Если во внешнем мире вам кто-то оказывает по-
мощь — юрист или врач, например, — он берет с вас
плату. Но когда к цели доставляет Гуру, он не берет ни-
чего. Вам не нужно давать Гуру даже самой малой части
своего богатства, потому что он сам обладает несметным
богатством. В конечном счете вы увидите, что это одно
и то же богатство. У него, у вас, у каждого человека одна
и та же цель — бесконечный Покой, Свет и Блаженство.
Духовный Учитель говорит: «Вы голодны. У меня есть
бесконечный запас божественной пищи, которой вы хо-
тите, поэтому мне не нужно никакой пищи от вас».
Если в обычной жизни люди видят, что кто-то вос-
пользовался помощью другого человека, они могут ска-
зать: «Вот, сам не справился». Но человек, испытываю-
щий настоящий голод по Богу, скажет: «Какая разница,
кто предлагает пищу, — я голоден и хочу есть сейчас же.
Это именно та пища, о которой я взывал всю свою жизнь,
и он мне ее предлагает. Я буду есть, пока он кормит меня
настоящей Божественностью».
Если вам кажется, что, принимая Учителя, вы ухо-
дите от работы, которую должны были проделать сами,
то вы ошибаетесь. В таком случае вы отделяете себя от
своего Учителя. Очень преданные мне ученики не счи-
тают себя посторонними. Они чувствуют со мной един-
ство. Они считают, что я обладаю несколько большими
способностями, чем они, поэтому отождествляют свои
небольшие способности с моими более значительными
способностями. Пользуясь моими способностями, они
чувствуют, что пользуются собственными способно-
стями, ибо внутри меня они видят воплощение любви
и заботы.
Настоящий прогресс можно совершать, лишь пере-
живая единство со своим Учителем. Если вы считаете
себя посторонним или непрошенным в сердце Учителя,
или только гостем, вы никогда не добьетесь успеха в ду-
ховной жизни. Сколько времени можно гостить в доме
друга? Несколько дней или месяц, а потом вам придется
уйти. Даже если вам кажется, что вы пришли как друг,
вы все равно уйдете. Но если вы чувствуете, что его
дом — это ваш дом, вы обретете там надежный приют
и никогда не уйдете.
Когда ученик и Учитель обретают надежный при-
ют в сердце друг друга, час инициации быстро прибли-
жается. Инициируя кого-то Учитель дает этому челове-
ку частицу дыхания своей жизни. Во время инициации
Гуру дает торжественное обещание помогать искателю
и Всевышнему, делая все возможное в духовной жизни
искателя, отдавая свое сердце и душу, чтобы привести
ученика в высшее царство Запредельного. Учитель гово-
рит Всевышнему: «До тех пор пока я не приведу к Тебе
это дитя, я не оставлю его, моя игра не будет закончена».
А ученику он говорит: «Отныне ты можешь полагаться
на меня, ты можешь считать меня своим близким».
Во время инициации Учитель фактически принима-
ет бесчисленные несовершенства ученика и из нынеш-
него воплощения, и из прошлых воплощений. Конечно,
наряду с настоящими и искренними духовными Учите-
лями встречаются и лжеучители. Но я говорю здесь о на-
стоящих Учителях. Некоторые очень искренние Учите-
ли инициируют одного ученика в месяц. Инициировав
ученика, они заболевают и ужасно страдают, посколь-
ку реально принимают на себя несовершенства учени-
ка. Однако есть такие духовные Учители, которые могут
инициировать множество учеников и не страдать, пото-
му что имеют способность сбрасывать несовершенства,
которые приняли, в Универсальное Сознание. Но, с дру-
гой стороны, встречаются и такие лжеучители, которые
инициируют по пятьдесят, шестьдесят или сто человек
за один раз или проводят инициацию через своего пред-
ставителя. Но подобная массовая инициация — бессмыс-
ленный обман.
Гуру может инициировать ученика по-разному. Он
может провести инициацию в традиционной индийской
манере, когда ученик погружен в медитацию. Он также
может инициировать ученика, когда тот спит или нахо-
дится в своем обычном сознании, но спокоен и уравнове-
шен. Гуру может инициировать ученика просто взглядом.
Он смотрит на ученика, и тот мгновенно инициирован,
но никто об этом не узнает.
Учитель может также провести физическую иници-
ацию — поместив свою руку на голову, или сердце, или
на другую часть тела ученика. В это мгновение он дает
физическому сознанию почувствовать, что инициация
состоялась. Но наряду с физическим действием Гуру
инициирует ученика на психическом уровне. В это вре-
мя Гуру видит и чувствует душу ученика и действует
через душу. Кроме того, инициация может быть выпол-
нена оккультно или во сне. Если в нужное время рядом
с вами не окажется духовного Учителя, Бог Сам может
принять образ сияющего существа, явившись к вам во
сне или в медитации и Сам инициировать вас. Но такое
бывает очень редко. Как правило, инициация выполня-
ется Учителем.
Моим ученикам не нужно просить меня иницииро-
вать их внешне, потому что я знаю, что для них лучше
всего, то есть, я знаю, ускорит ли внешняя инициация их
внутренний прогресс или нет. Очень часто я инициирую
своих учеников с помощью третьего глаза: я чувствую,
что это самый убедительный и эффективный способ.
Многие видели мои глаза, когда я нахожусь в высшем
сознании. В это время мои обычные глаза, физические
глаза, становятся полностью едиными с третьим глазом.
Тогда эти два обычных глаза воспринимают бесконечный
Свет от третьего глаза, и Свет из моих божественно си-
яющих глаз проникает в глаза устремленного. Он сразу
же разливается по всему телу устремленного и омыва-
ет его с головы до ног. Тогда я вижу, как Свет, мой соб-
ственный Свет, Свет Всевышнего сияет в ученическом
невежестве, и это невежество приносит свою благодар-
ность. Оно говорит: «Теперь, когда я стало твоим, когда
ты подчинил меня, я навеки буду принадлежать тебе».
Тогда я беру на себя обязательство просветлить невеже-
ство ученика, а ученик берет на себя обязательство по-
могать мне проявлять Всевышнего на земле.
То, что я инициировал вас, совершенно не означает,
что вы можете приниматься инициировать кого-то друго-
го. Это совсем не тот случай, когда я сообщаю вам какую-
то истину, а вы можете передать ее кому-то еще. Очень
часто мне приходится слышать, что какой-то Учитель
инициировал человека, затем этот его ученик берется
инициировать кого-то другого, а тот инициирует третье-
го — как в семейной династии. Но подобная инициация
ничего не стоит. Настоящая инициация всегда должна
выполняться осознавшим Бога Учителем, ее нельзя со-
вершать через посредника. Если Учитель обладает ду-
ховной силой инициировать ученика непосредственно
на оккультном плане, это нормально. Но если он гово-
рит, что может инициировать человека через ученика,
который сам еще является начинающим, то такая ини-
циация просто нелепа.
Когда в Америке видишь людей, заявляющих, что их
духовный Учитель в Индии попросил их инициировать
других, то будьте уверены, что никакой инициации не
происходит, все это сплошной обман. Инициация долж-
на совершаться непосредственно Учителем либо на фи-
зическом плане, либо на внутренних планах.
Когда Гуру инициирует ученика, он принимает его
безоговорочно и безусловно. Даже если после инициа-
ции ученик уходит, решив, что Гуру ему чем-то не подхо-
дит, Гуру будет вечно действовать в этом ученике и через
него. Ученик может даже уйти к другому Гуру, но Гуру,
который его инициировал, всегда будет помогать ему во
внутреннем мире. И если новый Гуру достаточно благо-
роден, он позволит первому Гуру действовать в ученике
и через него. Хотя физическая связь с первым Гуру обо-
рвалась и физически Гуру не видит ученика, духовно он
непременно будет помогать ему, потому что дал обеща-
ние Всевышнему.
Даже если ученик не идет к другому Гуру, а просто
уходит с пути Истины, все равно его первый Гуру дол-
жен будет сдержать обещание. Ученик может оставить
духовный путь на одну, две или даже на много инкар-
наций, но его Гуру — находится он на земле или в выс-
ших сферах — будет постоянно наблюдать за учеником
и ждать возможности активно помочь ему, когда тот сно-
ва вернется на духовный путь. Гуру в самом деле не ис-
пытывает привязанности, но поскольку он дал обещание
ученику и Всевышнему в ученике, Гуру бесконечно долго
ждет возможности вести ученика к Цели.
Некоторые из моих учеников, когда-то очень искрен-
не следовавшие моим путем, затем не менее искренне
оставили меня. Но если во внутреннем мире они мои
ученики, и я уже принял их, и они были настоящими
учениками, то уверяю вас, что не забыл о них. Им, воз-
можно, понадобится одна, две, пять или шесть жизней,
чтобы вернуться к жизни устремления, но, сколько бы
времени им ни понадобилось, я буду помогать им дви-
гаться к осознанию Бога.
Благодаря тому обещанию, данному душе ученика
и Богу, я несу за каждого ученика большую ответствен-
ность, чем сам ученик. Но кто позволяет мне принять эту
ответственность? Ученик! Я на милости своих учеников.
Сейчас Бог для них всего лишь смутная идея, поэтому
сегодня они могут принять меня, а завтра оставить. На
внешнем плане ученик может оставить меня, но до тех
пор, пока Всевышний хочет, чтобы я концентрировался
на этом человеке и давал ему Его Свет, я должен это де-
лать. Оставив духовный путь, ученик, возможно, не ста-
нет следовать никакому пути или примет другой путь. Но
раз я принял кого-то, я отвечаю за него, пока Всевышний
не скажет мне, что этот человек в других руках.
Я говорю своим ученикам: «Я готов принять все ваши
проблемы при условии, что вы готовы чувствовать, что
существуете для меня, для меня одного. Если ваша вер-
ность разбросана повсюду, между одним учителем и дру-
гим учителем, между той группой и этой группой, и вы
приходите медитировать в наш Центр от случая к слу-
чаю, тогда, даже если вы говорите, что я ваш Учитель,
вы лишаете меня силы что-либо для вас сделать. Только
если вы действительно отдадите мне все свое существо-
вание, внутреннее и внешнее, я смогу что-то сделать для
вас. Я смогу принять ваши проблемы только в том слу-
чае, если буду абсолютно един с вами, а вы полностью
примете меня».
Когда Учитель очень высокого уровня говорит, что
у вас с ним вечная связь, он основывается на своем аб-
солютном единстве со Всевышним и вашей душой. Он
знает, что вы всегда будете под его внутренним руко-
водством. А когда вы осознаете Высшее, вы увидите,
что высшее Сознание, — это то же Сознание, которое
Учитель представлял на земле. Настоящий духовный
Учитель воплощает бесконечное Сознание Всевышнего
и представляет это Сознание на земле.
Когда Учитель говорит о вечной связи, эта связь долж-
на быть принята взаимно. Учитель не скажет: «Поймешь
ты это или нет, я буду вечно поддерживать с тобой связь,
и мы вечно будем едины». Нет, если Учитель действитель-
но обладает способностью установить с учеником вечную
связь, значит, он также способен дать ученику понять, что
он сделал это. Учитель передает такое послание душе ис-
кателя, и искатель чувствует, что его внутренняя связь
с Учителем будет существовать вечно.
Затем, с величайшей нежностью, заботой, сострада-
нием, благодарностью и гордостью Учитель принимает
ученика — от всего сердца и навсегда. А ученик будет
испытывать такое же чувство к Учителю: он будет чув-
ствовать, что Учитель — не посторонний, живущий сам
по себе. Нет, это самый родной для него человек. Он бу-
дет чувствовать, что самое высшее — то, что он называ-
ет Учителем, — его собственная самая просветленная
часть. Когда у ученика возникает подобное чувство, по-
добное осознание, зарождается вечная связь между Учи-
телем и учеником.
Говорить о вечной связи между Учителем и учени-
ком имеет смысл только в том случае, если Учитель осо-
знал Бога. Если Учитель не достиг полного осознания, он
лишь вводит ученика в заблуждение. Существует мно-
го Учителей, которые не осознали Бога, но они говорят:
«О, у нас вечная связь. Я буду заботиться о тебе, даже
когда покину тело». Когда такой Учитель покидает тело,
ученик может взывать к своему Учителю непрерывно, но
не получит ответа. Даже когда такой Учитель находит-
ся на физическом плане, от него нет никакого толка. Он
лишь раздает лживые обещания.
Главный смысл инициации в том, чтобы вывести на
передний план душу. Если инициация не состоялась,
очищение тела, витала, ума и сердца никогда не будет
полным. Осознать высшую Цель без инициации невоз-
можно. Близкие мне ученики чувствовали, как расцве-
тала их инициация в то мгновение, когда они всем су-
ществом посвящали всю свою жизнь — тело, витал, ум,
сердце и душу — Всевышнему во мне. В действительно-
сти этот расцвет инициации представляет собой нечто
большее, чем сама инициация. Это раскрытие внутрен-
ней божественности самих учеников. В это мгновение
они чувствуют, что стали полностью едиными со своим
Гуру. Они чувствуют, что их Гуру не существует без
них, а они не существуют без Гуру. Гуру и ученик пред-
назначены друг для друга, и чувствуют, что это пред-
назначение приходит прямо от Всевышнего. А вели-
чайший секрет, который ученик узнает от Гуру, таков:
только исполнив Всевышнего, мы можем исполнить весь
остальной мир.
Как Гуру может исполнить Всевышнего? Гуру ис-
полняет свою роль, забирая у ученика невежество, не-
совершенство, тьму, нечистоту и неготовность, с верой
и преданностью отдавая их Всевышнему. Ученик испол-
няет Всевышнего, постоянно пребывая в лодке Гуру и в
самых сокровенных глубинах сердца Гуру, чувствуя,
что он живет только ради исполнения цели своего Учи-
теля. Исполнять его, проявлять его — таков единствен-
ный смысл, единственная цель, единственная важность
жизни ученика.
Гуру — не тело. Гуру — это раскрытие и проявление
божественной Силы на земле.
Может быть, увидеть Бога без посредника
И не является невозможной задачей,
Но, несомненно, сделать это не легче,
Чем покорить самую высокую гору.
Помогал ли вам кто-нибудь, когда вы учили алфавит?
Был ли необходим вам наставник, чтобы овладеть музы-
кальным инструментом? Консультировали ли вас, когда
вы готовились получить ученую степень? Если вам были
нужны помощники для всего этого, разве вам не нужен
также Учитель, который бы вел вас к знанию Божествен-
ного, к мудрости Бесконечного? Этот Учитель — ваш
Гуру, и никто иной.
Гуру и ученик должны деликатно, серьезно и тща-
тельно проверить друг друга перед взаимным приняти-
ем. Иначе, если они сделают неправильный выбор, Гуру
придется танцевать с поражением, а ученику — с про-
клятием.
Что произойдет, когда Гуру примет ученика? Гуру
будет радостно жить в мире золотого самопожертво-
вания.
Когда Учитель говорит ученику: «Прими все, что
у меня есть», а ученик говорит Учителю: «Прими меня
таким, какой я есть», — это высшая инициация.

Как выбрать Гуру

Духовные Учители бывают трех типов. Один гово-
рит: «Я сделаю для тебя все, дитя мое. Тебе ничего не
придется делать. Можешь спать, пить, наслаждаться ви-
тальной жизнью, можешь делать все что угодно. Просто
живи в своем мире, а я дам тебе осознание и освобожде-
ние. Тебе не придется ничего делать». Держитесь от та-
кого духовного учителя как можно дальше.
Учитель второго типа говорит: «Я сказал тебе, где
находится Истина. Я постарался тебя вдохновить. На
этом я исполнил свою роль, а теперь тебе надо упорно
работать, чтобы достичь цели. Теперь ты должен открыть
свою внутреннюю божественность». Такой Учитель не
разрешает ни одной проблемы ученика. Это слабый Учи-
тель, даже если он и искренен.
Наконец, существует Учитель третьего типа. Благо-
даря своему абсолютному единству с высшим Всевыш-
ним он говорит ученику: «Дитя мое, пойдем вместе. Ты
будешь устремляться, а я буду приносить свыше беско-
нечную Милость и Сострадание Всевышнего. Я уже до-
стиг собственного спасения, но я пойду с тобой и буду
тебя направлять. Давай трудиться вместе». Это настоя-
щий духовный Учитель.
Как устремленному человеку узнать, говорит ли
правду Учитель, утверждающий, что достиг осознания
Бога? Осознавшего Бога Учителя узнают не по крыльям
и сияющему ореолу. Он обычный человек — за исключе-
нием того, что во внутренней жизни он обладает безгра-
ничным Покоем, Светом и Блаженством. Так что, если
вы приходите к духовному Учителю, ожидая не безгра-
ничного Покоя, Света, Блаженства и Силы, а чего-то
иного, вы будете разочарованы. Но, с другой стороны, вы
должны понимать, способны ли вы судить. Если я ничего
не знаю о медицине, как мне оценить профессионализм
медицинского светила? Только другой врач сумеет оце-
нить его должным образом.
Настоящий искатель, обладающий в духовной жиз-
ни искренним устремлением и посвящением, уже достиг
некоторого внутреннего Света. Благодаря его устремле-
нию Бог наделил его каплей Света, и с этим Светом он
непременно увидит и почувствует что-то в настоящем
духовном Учителе. Если человек действительно развит
духовно и совершает быстрый прогресс во внутреннем
путешествии, то его устремление будет лучшим судьей
в том, настоящий это духовный Учитель или нет. Лучший
судья — искреннее устремление человека.
Учитель, который не осознал Бога, может держать
вас в заблуждении день, месяц или несколько лет, но он
не сможет обманывать вас вечно. Если в вашем искрен-
нем устремлении есть стопроцентная чистота и вы не
хотите ничего, кроме Бога, тогда Бог не станет удержи-
вать вас у неискреннего, не осознавшего Бога Учителя
неопределенно долго. Это невозможно!
Очень часто люди приходят и пытаются судить о том,
является ли Учитель совершенным или нет. Но тут они
могут легко ошибиться. Если Учитель настоящий — то
есть если Учитель осознал Бога, — тогда то, что может
показаться слабостями Учителя, не помешает им в про-
цессе самопознания.
С другой стороны, так называемые человеческие
слабости — это одно, но если учитель погряз в жизни
низшего витала, сексуальной жизни, то это очень пло-
хой учитель, и вам нужно с ним распрощаться. Если вы
не чувствуете в учителе чистоты, если не видите в нем
совершенства в жизни низшего витала, эмоциональной
жизни, от такого учителя нужно держаться подальше.
Иначе, как вы достигните с его помощью совершенства
собственной витальной жизни?
Есть Учители, которые действительно достигли осо-
знания, настоящего осознания, и все же некоторые уче-
ники уходят от них. Однако, если кто-то ушел от Учите-
ля, это вовсе не основание считать, что Учитель не имеет
Богоосознания. Нет, от Учителя их уводят несовершен-
ства и ограниченность. Некоторые люди достигают опре-
деленного уровня, а затем на передний план выходит их
витал или эго, и они не хотят идти дальше.
Некоторые принимают духовную жизнь на два года,
шесть лет, даже на десять лет, а потом устают. Если че-
ловек устает идти по духовному пути и уходит, это вовсе
не означает, что таков был План Всевышнего. Так что не
пытайтесь судить Учителя только за то, что многие ухо-
дят от него. Многие уходят, но многие и приходят.
Даже если Учитель настоящий, он, возможно, не
предназначен для вас. Как узнать, своего ли Учителя вы
встретили? Это примерно так: вокруг вас может быть
множество людей, но когда вы увидите определенного
человека, вы тут же испытаете радость. Это значит, что
ваша душа каким-то образом связана с этим человеком.
Перед вами может быть десять человек, и к девяти из них
у вас не возникнет никакого чувства. Но лицо одного че-
ловека или само его присутствие принесет вам радость.
В таком случае вы должны знать, что у этого человека
есть с вами внутренняя связь.
Если у вас есть внутренняя связь с настоящим Учи-
телем, она, скорее всего, существует уже много инкар-
наций. Поэтому в то мгновение, когда вы увидите это-
го Учителя, вы испытаете безграничную, безудержную
радость. Все ваше существо будет переполнено вну-
тренней радостью и светом. Вы почувствуете, что ваша
жизнь наконец-то обрела в Учителе свой источник. Вы
почувствуете, что вы листок, а Учитель — дерево. Ду-
ховный Учитель, который сразу же вызывает у вас чув-
ство радости, спонтанной радости, безграничной радо-
сти, и есть ваш Учитель. Иногда, если повезет, можно
встретить своего Учителя с первой же попытки. А кому-
то, возможно, приходится ходить ко многим духовным
Учителям.
Когда вы встретите Учителя, от одного присутствия
которого сразу же испытаете вдохновение, радость, по-
кой и восторг, вам нужно задать себе последний, абсо-
лютно важнейший вопрос: «Если этот Учитель не даст
мне осознания, освобождения или чего-то еще, что
я хочу, смогу ли я тем не менее дать ему свою любовь,
преданность, отречение, всю свою жизнь?» Если ответом
будет: «Да, я ничего от него не хочу, кроме позволения
служить ему и давать ему то, что у меня есть и чем я яв-
ляюсь», — то вы будете доподлинно знать, что он ваш
Учитель. Он абсолютно точно ваш Учитель.
Существует поговорка: «Когда ученик готов, при-
ходит Учитель». Но часто, сотни раз случалось так, что
и Учитель пришел, и ученик тоже готов, но перед учени-
ком — завеса невежества. Он не видит света, хотя свет
прямо перед ним. Даже если Учитель двадцать раз благо-
словляет вас, вы и тогда можете не узнать его. Учитель
узнает вас, но он не может сказать: «Ты — мой ученик»,
потому что вы поймете его неправильно. Вы, например,
подумаете: «Я миллионер. Поэтому он и говорит мне, что
я его ученик. Он просит меня быть его учеником, чтобы
получить мои деньги, или что-то еще».
Этот мир устроен так, что мы считаем что-то истин-
ным, только когда открываем это сами. Когда открытие
делает другой человек и говорит нам о нем, мы не верим
ему, мы сомневаемся. Если осознание того, что я ваш
Учитель, приходит изнутри, тогда вы чувствуете, что
это ваше собственное открытие, но если об этом скажу
вам я, вы посчитаете, что имеете полное право не до-
верять мне. Я видел довольно многих искренних иска-
телей, которым было суждено стать моими учениками
и которые раньше или позже действительно стали моими
учениками, но в свое время что-то мешало им принять
меня. И если бы я сказал им об этом, они не признали
бы меня быстрее.
Наоборот, тогда на это ушло бы еще больше време-
ни. Поэтому я хранил молчание, чтобы, когда придет
время, они испытали удовлетворение от собственного
открытия.
В духовной жизни есть Учители, которые могут об-
учать вас только пару лет, а есть такие, которые могут
учить вас с самого детского сада до высшего универси-
тетского уровня. У них есть способность вести вас к выс-
шей высоте. Даже если учитель искренен, но не способен
привести к высшему, вы, естественно, оставите его, до-
стигнув высоты, до которой он сможет вас довести.
Но, с другой стороны, есть так называемые учителя,
которые вообще не способны учить, но они будут ста-
раться как можно дольше удерживать вас, просто что-
бы эксплуатировать вас. Но именно вы должны понять,
может ли этот учитель помочь вам. Ваше внутреннее
существо скажет вам, совершаете ли вы должный про-
гресс или нет. Как только вы почувствуете, что вообще
не совершаете никакого прогресса, несмотря на свою
искренность, не тратьте больше понапрасну времени.
У вас есть полное право оставить такого учителя, ког-
да вы захотите.
Но иногда случается, что Учитель обладает подлин-
ным, настоящим знанием, а ученик не желает постигать
истину так, как предлогает ее Учитель, — или, скорее,
так, как этого желает Божественное. К сожалению, часто
случается следующее: когда духовный Учитель сообщает
истину или раскрывает истину, сомневающийся ум иска-
теля понимает его неверно. Искатель задает вопрос, но
его ментальное сомнение мешает принять ответ. Тогда,
каким бы подлинным, каким бы значительным и возвы-
шенным ни был ответ, для искателя он бесполезен.
Некоторые искатели меняют Учителей едва ли не
каждый месяц. Сегодня этот Учитель, завтра тот, после-
завтра кто-то еще. Они чрезвычайно беспокойны, и им
никогда не обрести просветления.
Учитель подобен лодке. Если вы в лодке, вы в без-
опасности. Но если вы становитесь одной ногой в одну
лодку, а другой ногой — в другую, то вы просто упадете
в море невежества. Если вы надежно устроились в моей
или в чьей-то лодке, лодочник сумеет переправить вас на
другой берег. Тогда, достигнув своей цели, вы увидите,
что все лодки плыли разными маршрутами. Цель одна,
а путей много. Нельзя постоянно менять пути и надеяться
поддерживать высокую скорость. Искателю нужно быть
мудрым, осторожным и проницательным.
Рим один, но к нему ведет много дорог, и каждый пу-
тешественник идет своей дорогой. Каждый Учитель прав
по-своему. Но, выбрав однажды Учителя, вы должны при-
держиваться его пути с полной преданностью и полным
отречением, ведь невозможно путешествовать несколь-
кими дорогами одновременно.
Этот Учитель учит одному, другой — чему-то дру-
гому, а третий может учить совершенно иному. Вы, воз-
можно, думаете, что это похоже на разные школьные
предметы: историю, географию, философию и так да-
лее. Но я хочу сказать, что в духовной жизни есть лишь
один предмет — осознание Бога. Чтобы изучить этот
предмет, самый сложный предмет, нужно следовать од-
ним определенным путем. Если это путь преданности —
прекрасно. Если это путь знания — прекрасно. Если это
путь бескорыстного служения — прекрасно. Кроме того,
можно сочетать их все в одном. Когда вы осознаете Бога,
все пути сольются, три основных пути — путь предан-
ности, знания и бескорыстного служения — неизбежно
соединятся в один.
Мы не можем утверждать, что наш путь лучший для
всех. Не будем настолько глупы. Мы можем лишь ска-
зать, что наш путь — это путь любви, преданности и от-
речения. Если другие захотят принять его, замечательно.
Наш путь — самый лучший для нас, и мы остаемся на
этом пути, потому что Всевышний хочет, чтобы мы сле-
довали именно этим путем. Другие тоже должны найти
путь, который будет самым лучшим для них.
Духовный путь, путешествие во внутренней жиз-
ни — это процесс длиною в жизнь.
Вы сможете обрести своего настоящего Учителя,
только если готовы к столь продолжительной дисципли-
не. Если вы учитесь, нужно относиться к учебе серьез-
но, чтобы хорошо сдать экзамены. Точно так же, в ду-
ховной жизни нужно быть исключительно искренним
и серьезным. Так что сначала, пожалуйста, погрузитесь
глубоко внутрь и почувствуйте, хотите ли вы, чтобы ду-
ховный Учитель направлял вас до конца вашей жизни,
и сможете ли вы слушаться его полностью, всем серд-
цем и не ставя условий. Если вы чувствуете, что може-
те преданно и верно следовать за Учителем и посвятить
его пути свою жизнь, тогда Учитель непременно придет
к вам. Если вы чувствуете, что без духовной жизни вы
не существуете и не можете существовать, то не сомне-
вайтесь — вы готовы к духовной жизни. Если вы чув-
ствуете, что не можете жить на земле без внутреннего
покоя, без внутренней радости, без живого руководства
Бога в лице духовного Учителя, — если вы поднялись на
такой уровень, то в вашей жизни очень скоро появится
духовный Учитель.
Ни один искатель на земле не останется без Учителя,
если отчаянно в нем нуждается. Если искатель обладает
сильным устремлением, если его внутренний зов посто-
янно возрастает, как же Бог может в это время спать?
Ведь именно Бог зажег в искателе пламя устремления,
и именно Бог приведет к нему духовного Учителя, или
поместит его к стопам духовного Учителя.
Есть огромное различие между тем, чтобы
знать Учителя, и тем, чтобы знать его учение.
Его учение показывает миру то, что у него есть,
но то, кем он является, иными словами называ-
ется Видением Вечности.

Сражающемуся уму искателя
нужен настоящий путь.
Пытливому сердцу искателя
нужен настоящий Учитель.
Устремленной душе искателя
нужен настоящий Бог.
Не мучай себя беспокойствами
из-за лжеучителей.
Щит твоей искренности обережет тебя,
И к тому же, несомненно, поможет тебе
найти настоящего Учителя.
Лишь ложный духовный учитель
думает и чувствует,
Что он один совершенен,
А остальные духовные Учители
насквозь ложные.
Твой Учитель не прячется от тебя.
Это твои незрячие глаза
И беспокойный ум
Не позволяют тебе узнать его,
Даже когда он предстает
Прямо перед тобой
Со своим Оком-Состраданием Вечности.

Учитель и ученик

Настоящий духовный Учитель — тот, кто облада-
ет неделимым единством с Высшим. Благодаря этому
единству он легко может войти в искателя, увидеть
его развитие и устремление, и узнать о его внутренней
и внешней жизни все. Когда Учитель медитирует перед
своими учениками, он приносит Свыше Покой, Свет
и Блаженство, которые нисходят на учеников. Тогда
они спонтанно обучаются изнутри, как медитировать.
Все настоящие духовные Учители учат медитации в без-
молвии. Подлинный Учитель не должен объяснять сло-
вами, как медитировать, или давать особую форму меди-
тации. Он может просто медитировать о вас, и его без-
молвный взгляд научит вас медитировать. Ваша душа
войдет в его душу и принесет оттуда послание, знание
о том, как медитировать.
Есть люди, которые неправильно понимают Учите-
ля, когда он стоит перед ними и молится. Им кажется,
что он, подобно им, тоже просит о Милости. Они дума-
ют: «Зачем же беспокоить Учителя? Сделаем это сами».
Но они не понимают, что между их молитвой, их призы-
вом и тем, что делает Учитель, есть большое различие.
Когда Учитель молится о Свете, он становится Светом.
Когда он приносит Милость свыше, он становится ис-
точником Милости Всевышнего. Тогда на тех, кто верит
в Учителя, нисходит Его всенасыщающая и всеисполня-
ющая Милость.
Ученики, попавшие в трудное положение или стра-
дающие от болезни, часто просят Учителя помочь им.
А потом, когда Учитель своей духовной силой исцеляет
их, они начинают расхваливать своих докторов или чу-
десное лекарство, которое принимали. Учителю не нуж-
на их признательность. Если они хотят сказать, что Учи-
тель ее не заслуживает, он готов полностью согласиться
с ними. Но их благодарность должна быть обращена ко
Всевышнему, а не докторам или какому-то лекарству.
С другой стороны, иногда люди действительно чувству-
ют низошедшую свыше Милость, но им кажется, что
они сами притянули ее своим устремлением или как-то
заслужили ее. В этом случае Учитель ничего не скажет,
а будет ждать, пока искатель сам не поймет истину. Вну-
тренне он даст сообщение душе искателя, а душа через
некоторое время донесет это сообщение до внешнего со-
знания искателя, и тот увидит истину.
Учитель подобен океану. Когда ученик прыгает
в океан сознания Учителя, он очищается от всей своей
нечистоты и сразу чувствует временное облегчение. Вы
можете спросить: «Куда же девается вся эта нечистота
и все несовершенства, после того как они входят в Учи-
теля?» Учитель бросает их в Универсальное Сознание.
Через несколько минут, через час или какое-то время все
это уходит из него. Иногда Учитель вообще не прини-
мает этого — он предлагает их напрямую Всевышнему.
Учитель благословляет ученика от имени Всевышнего,
как Его непосредственный представитель, поэтому Учи-
тель не затронут.
Когда Учитель забирает нечистоту ученика, это не
означает, что ученик избавился от нее. На следующий
день ученик снова придет с теми же нечистыми мысля-
ми и небожественными идеями, потому что не победил
эти непросветленные качества в себе. Сегодня он броса-
ет свои недостатки в Учителя, а завтра снова накапли-
вает их. Поэтому, когда искатель предлагает свои несо-
вершенства Учителю, ему нужно стараться получить
от Учителя как можно больше Света. Если ему удастся
удержать в своем внутреннем сосуде тот Покой, Свет
и Блаженство, которые предлагает Учитель, то в даль-
нейшем он сумеет бороться со своими несовершенствами
в жизни. До тех пор, пока ученик не способен сохранять
богатство, которое получает из благословений Учителя,
он не сможет достичь чистоты и совершать настоящий
внутренний прогресс, не говоря уже о том, чтобы осо-
знать высшую трансцендентальную Истину.
Осознавший Бога человек может быть всегда счаст-
лив в своем внутреннем сознании, где есть постоянный
поток Света и Восторга. Если Учитель чувствует себя не-
счастным во внешнем мире, это чувство приходит от его
учеников, поскольку он отождествляется со всеми тем-
ными силами, от которых они страдают. У Гуру есть сила
аннулировать закон кармы учеников, но, делая это, он по-
гружается в их проблемы. Если мне нужно вытащить че-
ловека из воды, я должен войти в воду, чтобы помочь ему.
И, в то же время, мне нужна сознательная помощь самого
тонущего. Когда ученики не сотрудничают с Учителем,
когда они лелеют свои небожественные качества и не хо-
тят от них избавляться, он страдает больше всего.
Ни один ученик не сможет сделать своего Учителя
счастливым, пока не станет счастлив внутренне сам.
Даже обычный физический отец не будет счастлив, видя,
что его дочь или сын несчастны. И, поскольку Учитель —
это духовный отец, он никак не может быть счастливым,
если его духовные дети расстроены или в депрессии. Ког-
да вы плачете, потому что у вас плохой муж или плохая
жена, Учитель дарит вам свое сострадание и сочувствие.
Но пока вы не отбросите свои страдания, сострадание
Учителя будет бесполезным. Если вы лелеете свою де-
прессию и страдание, помощь Учителя бесполезна. Он
отождествляется с вашим страданием и с болью ваше-
го сердца, и испытывает ту же боль, что и вы, — может
быть, даже сильнее вас самих. Но если вы не пытаетесь
сознательно избавиться от страдания и войти в просвет-
ленное сознание Учителя, то страдание и сострадание
Учителя напрасны. К тому же, вы даже не узнаете о них.
Вы не почувствуете бесконечного сострадания Учителя,
потому что собственное страдание занимает вас гораздо
больше, чем божественная любовь Учителя.
Отдавая Учителю свои проблемы, вы не должны
чувствовать, что взваливаете на него тяжкую ношу.
Учитель готов принять ваше невежество. Он пришел
сюда с морем Света, и если вы предложите ему море
невежества, оно не причинит ему вреда. Но, к сожа-
лению, вам кажется, что ваше невежество так ценно,
и одной рукой вы даете его, а другой рукой забираете
его назад. Сейчас вам кажется, что невежество беспо-
лезно, и вы рады отдать его Учителю. Вы считаете, что
очень умно — отдать ему что-то бесполезное, а взамен
получить что-то ценное. Но в следующий миг невеже-
ство заставляет вас думать: то, что вы отдали, было
гораздо ценнее того, что дал вам он. Вам кажется, что
витальное удовольствие намного важнее Света. В глу-
бокой медитации вы чувствуете, что Свет важнее тьмы.
Но в обычной жизни, в жизни желания, вам кажется,
что Свет — это что-то нереальное и неопределенное,
сплошь выдумки ума.
Есть такие ученики, которых Учитель ругает поч-
ти ежедневно. С другой стороны, есть и такие, которых
Учитель не ругает во внешней жизни даже раз в полгода.
Но во внутреннем мире Учитель часто ругает их и грозит
им, поскольку принял на себя полную ответственность
за них. Учитель часто видит, что душа искателя страст-
но желает следовать его руководству, но витал колеблет-
ся, а ум сопротивляется. Тогда, если Всевышний хочет,
чтобы искатель максимально реализовал свой потенци-
ал и глубоко погрузился в море устремления, Всевыш-
ний приказывает Учителю проявить свою божественную
власть. Верно, если вы живете в витале, может казаться,
что Учитель ругает вас, но если вы живете в сердце, вы
видите, что проявляется его божественная забота о вас.
И властью его наделили именно вы сами, не он брал ее.
Именно вы и ваше сердце дали ему власть совершенство-
вать вас и превращать вас в Высшее, в Абсолют.
Есть два основных способа, которые в итоге приво-
дят ученика к осознанию Бога с помощью Учителя. Один
способ состоит в том, чтобы полностью и сознательно
отождествиться с Учителем. Либо вы сознательно ото-
ждествляетесь с ним и стараетесь стать с ним единым це-
лым, либо вы отрекаетесь перед его волей, которая у на-
стоящего Учителя — не что иное, как Воля Бога.
Когда вы касаетесь воды, которая представляет со-
знание, ее чистота и успокаивающее чувство сразу же
проникают в вас. Когда вы касаетесь цветка, вы сразу
чувствуете его благоухание и чистоту. Просто коснув-
шись чего-то, вы отождествляетесь, и в отождествлении
осознаете суть этого предмета. Точно так же, видя образ
своего Учителя в медитации, вы касаетесь его сознания.
Затем вы отождествляетесь с ним и становитесь неот-
ъемлемой частью того бесконечного Сознания, которое
он воплотил.
К тому же, благодаря сознательному отречению пе-
ред Всевышним в своем Учителе вы становитесь всем,
чем он обладает и чем является. Крошечная капля влива-
ется в безграничный океан и становится самим океаном.
Такое отречение — это отречение вашей непросветлен-
ной части перед вашей высшей частью, которую пред-
ставляет Всевышний в духовном Учителе. В этом случае
Учитель представляет ваше собственное высшее «Я».
Однажды Шри Рамакришна и два его очень близ-
ких ученика возвращались в ашрам. Они плыли на лодке.
И ученики, и Шри Рамакришна сильно проголодались.
Шри Рамакришна попросил учеников принести ему сока
и что-нибудь поесть. Когда те принесли поесть, Рама-
кришна не дал им ни крошки. Он съел и выпил все сам.
Но благодаря отождествлению с Учителем, благодаря
единству с ним эти ученики по-настоящему чувствовали,
что наелись и напились. Они совсем не ощущали больше
ни голода, ни жажды.
Если ученик достиг подобного внутреннего единства
со своим Учителем, он ничего не будет от него ожидать.
Ребенок ничего не ожидает от матери. Он знает, что
мама дает ему все необходимое, и будет давать, ведь за-
ботиться о ребенке — святой материнский долг. Точно
так же, постоянно служить вам — святой долг духовного
Учителя. Вы служите ему своим устремлением и посвя-
щением, а он служит вам своей заботой и состраданием.
Вы исполняете свою роль устремлением, и в этом заклю-
чается ваше служение. Он исполняет свою роль заботой
и состраданием, которые поднимают ваше сознание, и в
этом его служение.
Как вам сыграть свою роль с помощью устремления?
Рано утром, вставая с постели, вы можете сказать Все-
вышнему: «О Всевышний, сделай так, чтобы я стал безу-
словно преданным Тебе и мог служить Тебе так, как этого
хочешь Ты». Затем перед завтраком можете повторить
это снова. После завтрака произнесите эти слова еще
раз. Вы можете снова повторять их по дороге в школу или
на работу. Перед любым действием сознательно моли-
тесь о способности служить Всевышнему очень предан-
но и без условий. Каждый раз вибрация вашей молитвы
продлится две, шесть или десять минут, в зависимости
от ее одухотворенности. Но каждый раз, предлагая эту
молитву, вы будете возобновлять вибрацию. И вскоре
она зазвучит как колокол. Когда вы начинаете звонить
в колокол, это становится спонтанным, и вы чувствуете,
что колокол звонит внутри вас постоянно. Начните свою
молитву рано утром и продолжайте делать это весь день.
Каждый раз, начиная что-то, старайтесь вывести вперед
свою преданность. Тогда ваша преданность будет расти
с каждым новым делом, за которое вы принимаетесь.
Неискреннему ученику кажется, что Учителя можно
завоевать внешней лестью. Но Учителя можно завоевать
только преданностью Всевышнему в нем и осознанным
внутренним единством с ним. Говоря Учителю, что он ве-
ликий, или предлагая Учителю материальное богатство,
осознать Бога невозможно. Если вы сможете посвятить
ему свою жизнь — это прекрасно, но настоящее посвя-
щение должно быть основано на внутреннем единстве.
Если искатель хочет совершенного осознания высшей
Истины, нужно радовать Божественное в Учителе так,
как этого хочет само Божественное.

Учитель-человек говорит ученику:
— Трудись со мной, и я дам тебе все.
Божественный Учитель говорит ученику:
— Я заставил Бога дожидаться тебя.
Не задерживайся, пойдем со мной к Нему.
Превосходный духовный Учитель тот,
Чьи глаза — сама незыблемость,
А сердце — само прощение.
Тот, кто принимает вас в ученики
на ваших условиях,
Никогда не может быть настоящим Учителем.
Не духовный Учитель,
а Всевышний в нем
Заслуживает преданности искателя
и принимает его.
Он представитель Бога
Здесь, на земле,
И поэтому с сердцем каждого
Он обращается так же заботливо,
Как со своим собственным.
Люби своего Учителя.
Это короткий путь
к духовному прогрессу.
Верь в своего Учителя.
Это еще более короткий путь
к духовному прогрессу.
Слушайся своего Учителя.
Это самый короткий путь
к духовному прогрессу.
Нет лучшего способа для ученика
Служить своему Гуру,
Чем слушаться его совета.

Единство с Учителем

Независимо от того, находится ли ученик рядом
с Учителем внешне или нет, дверь сердца Учителя откры-
та для него двадцать четыре часа в сутки. Если ученик по-
стучится в дверь Учителя, Учитель откроет ее. Но когда
ученик стучится, он должен стучать искренним устрем-
лением, а не требовательным виталом. Если он придет
с требовательным виталом, дверь Учителя никогда не
откроется. Но он невообразимо порадует Учителя, если
придет с устремлением, и дверь для него будет широко
распахнута даже в ответ на слабый стук.
Ученик может радовать Учителя или так, как этого
хочет сам Учитель, или по-своему. Когда Учитель хочет,
чтобы его радовали, это не значит, что он деспот. Это
значит, что Учитель знает, как желает быть удовлетво-
рен Всевышний. Если говорить о настоящих Учителях,
то воля Учителя и Воля Всевышнего всегда едины.
Больше всего Учителя радует, если ученик ничего
не ожидает от него. Он только дает и дает, он предлагает
себя полностью и без условий. К сожалению, когда уче-
ник что-то дает, он часто тут же ожидает что-то конкрет-
ное взамен. Это происходит потому, что он живет в мире
принципа «ты мне, а я тебе». Но духовная жизнь — это
не рынок. Учитель знает, что для ученика самое лучшее
и когда придет подходящее время, чтобы дать это. Если
Учитель дает что-либо преждевременно, то вместо про-
светления темного сознания ученика он может просто
разбить его внутренний сосуд.
Сила Учителя непременно просветлит ученика,
если у того есть восприимчивость. Если у ученика нет
восприимчивости, сила Учителя бесполезна. Напротив,
она принесет вред. Но если ученик позволит Учителю
работать так, как желает Учитель, — то есть так, как
приказывает Божественное, — тогда Всевышний в Учи-
теле может формировать ученика в соответствии с бо-
жественной Волей.
Существует четыре основных способа, которыми
ученики стараются радовать Всевышнего в своем Учи-
теле. Во-первых, есть ученики, которые стараются ра-
довать Всевышнего в Учителе так, как этого хочет Сам
Всевышний. Как они это делают? Благодаря устремле-
нию и медитации они входят в Учителя и получают его
послание, а потом стараются поступать соответственно.
Или же они открывают себя для Учителя и стараются по-
лучить его послания. Учитель ежедневно общается с ду-
шами своих учеников, питая их Светом, Покоем и Бла-
женством. Учитель ежедневно говорит душам, как они
могут радовать Всевышнего, а души приносят это посла-
ние в сознательный ум учеников. И тогда ученики либо
принимают послание, либо отвергают его.
Поскольку у большинства учеников, к сожалению,
нет способности все время входить в Учителя или нет
достаточной восприимчивости, чтобы получать посла-
ния Учителя, они со всей своей искренностью, предан-
ностью и любовью стараются радовать Учителя так, как,
по их мнению, будет лучше всего. Они считают, что если
сделать для Учителя что-то, Учитель будет очень дово-
лен. Это несомненно хорошее отношение, поскольку они
очень искренне стараются радовать Всевышнего в Учите-
ле в меру своих способностей или в меру своего устрем-
ления. Они не пытаются обманывать Учителя или созда-
вать для него проблемы. Они лишь стараются служить
Всевышнему в нем так, как, по их мнению, будет лучше
всего. Первый способ намного выше, бесконечно выше,
но даже и этот второй подход неплохой.
Есть еще и третий способ. В этом случае ученики
считают, что если Учитель скажет что-то сделать, они
сделают, а если Учитель скажет не делать чего-то, они
не будут этого делать. Тогда, если что-то не получается,
вся вина ложится на бедного Учителя. Но если все уда-
ется, тут же на первый план выходит их эго и говорит:
«Успех пришел благодаря нашему устремлению».
Духовный Учитель говорит таким ученикам: «Если
я прошу вас что-то сделать, поскольку этого от вас ожи-
дает ваша собственная душа, то будет хорошо, если вы
это сделаете. Но сделав то же самое, следуя своему вну-
треннему чувству, вы бы получили бесконечно больше
радости, считая, что обнаружили эту истину сами». Эту
истину уже открыл за учеников Учитель. Но теперь при-
шло время ученикам самим открыть в сокровенных глу-
бинах своих сердец: то, чего хотят они, и то, чего хочет
их Учитель, — это одно и то же.
Учитель может попросить учеников: «Сделайте то!
Сделайте это!» Но он может сказать это только тем сво-
им духовным детям, которые полностью предложили
ему свое тело, витал, ум, сердце и душу, а не тем, кто
просто зашел посмотреть, духовный ли человек Учитель
и не разрешит ли он их проблемы. Учитель должен де-
лать все для тех, кто реально принял его. Но ученикам
нужно знать, что Учитель готов служить им настолько,
насколько глубоко они вошли в него и насколько сильно
любят Всевышнего в нем.
Искренний ученик любого духовного Учителя всег-
да испытывает величайшую радость, выполняя указания
Учителя, а не своего физического ума. Бескорыстные,
преданные и целенаправленные ученики идут по пути
Учителя ежедневно, ежечасно, ежесекундно. Если иска-
тель испытывает к своему духовному Учителю подобное
чувство преданности, то в духовной жизни он способен
совершать самый быстрый прогресс.
Наконец, существует и четвертое отношение. Ча-
сто так называемые устремленные принимают Учителя
на день-другой, просто чтобы он разрешил их проблемы.
Затем, когда их проблемы разрешаются, они уходят. Или
они говорят, что пришли к Учителю ради освобождения
и осознания, но, увидев, какой это долгий, трудный про-
цесс, покидают его. Они говорят, что пришли ради выс-
шего осознания, но, увидев, что путь Учителя — не тот,
которым они хотят осознать Бога, они говорят, что этот
Учитель не для них, и исчезают.
Некоторые люди спрашивают духовного Учителя
о том, как им поступать, а когда он говорит им, они по-
ступают совсем наоборот. Если вы знаете, что не сможете
слушаться своего Учителя, лучше не спрашивайте его,
как поступать. Иначе, когда в ваше сердце придет ис-
кренность и устремление поднимется в вас, как пламя,
вы будете чувствовать себя несчастными, потому что не
послушались его. Не спросив его совета, вы бы не чув-
ствовали себя несчастными, потому что с начала и до
конца имели полную свободу принимать собственное ре-
шение и самостоятельно ему следовать. Когда Учитель
дает совет, он выражает Волю Всевышнего. Принимать
этот совет или нет — дело ученика. Если он его не при-
нимает, Учитель никоим образом не будет недоволен.
Настоящий Учитель намного выше того, принимает ли
ученик его совет или нет. Но если Учитель захочет, он
может сказать ученику: «Ты замедляешь собственный
прогресс. Но внутри тебя Бог, и Он будет продолжать
движение. Медленно, но верно, в один прекрасный день
Он приведет тебя к Цели». Учителю нет никакой необ-
ходимости говорить что-то еще.
Когда Учитель что-то говорит ученику, он делает это
для блага самого ученика. Но, к сожалению, когда Учи-
тель говорит, ученик часто думает, что у Учителя есть
какой-то мотив. Даже если ученик так не думает, он все
равно принимает точку зрения Учителя с большим вну-
тренним сопротивлением. Что может поделать бедный
Учитель? Если он ничего не говорит, ученику кажется,
что Учитель к нему безразличен. Ученик говорит: «Учи-
тель не обращает на меня внимания, он беспокоится толь-
ко о других. Он ничего мне не говорит». А когда Учитель
просит его что-то сделать, он, несмотря на то, что меся-
цы и годы взывал во внутреннем мире о совете Учителя,
тут же возражает. Он заявляет на весь мир: «Учитель по-
просил меня сделать это, вот почему я это делаю. Я де-
лаю это не ради себя — мне-то это не нужно, я делаю
это только, чтобы порадовать Учителя». Во внутреннем
мире ученики взывают о чем-то, а во внешнем мире они
обвиняют Учителя за то, что он дал им это.
Духовный Учитель старается радовать своих учени-
ков на всех уровнях. Временами это ему удается, вре-
менами нет. Иногда он получает от них сто из ста, ино-
гда — ноль из ста. Он очень преданно старается радовать
их в физическом мире, в витальном мире, в ментальном
мире, в мире интуиции и в мире души. Большинство его
учеников, возможно, и не осознают существование этих
внутренних миров, но они осознают внешний мир, в ко-
тором живут.
Учитель не всегда может порадовать своих учеников.
Когда Учитель не дает ученику то, чего тот хочет, учени-
ку иногда кажется, что Учитель недобр или не заботится
о нем. Но если Учитель даст ему желаемое, душа учени-
ка будет несчастна и проклянет Учителя. А Всевышний
возложит ответственность на Учителя. Он скажет, что
Учитель сознательно задерживает прогресс этого учени-
ка. Если ребенок хочет выпить яд, мать не даст его толь-
ко ради того, чтобы угодить ребенку.
У каждого духовного Учителя есть ученики трех ти-
пов: настоящие ученики, лжеученики и фанатичные уче-
ники. Фанатичные ученики на самом деле не верят в то,
что говорит Учитель. У них нет безоговорочной веры
в Учителя, но им хочется заставить весь мир чувствовать,
что она у них есть. Они настаивают на том, чтобы весь
мир поверил: все, что говорит их Учитель, — это высшее
Слово. Но в них нет ни капли настоящей веры в своего
Учителя. Фанатичные ученики хотят лишь показать миру,
как велика их вера и как они близки с Учителем.
Ложные ученики считают, что, сделав что-то для
Учителя, они оказывают ему большую услугу. Им ка-
жется, что Учитель тонул, а они благополучно вытащи-
ли его на берег. Хотя эти люди могут быть неподдельно
искренними и по-своему устремленными, настоящими
учениками они не являются.
Те, кто с трудом принимают суждения Учителя, тоже
не настоящие ученики. Они считают, что истину нужно
обосновывать и понимать умом. Если Учитель говорит
что-то им, они тут же спрашивают: «Почему? Почему?
Почему?» Им всегда нужны доказательства. До тех пор,
пока их ум не убежден в том, что сказанное Учителем
истинно или исходит от Всевышнего, они не станут ни-
чего предпринимать, чтобы исполнить просьбу Учителя.
Если Учителю приходится снова и снова повторять свое
послание, чтобы убедить ум некоторых учеников, если
ему приходится всю жизнь разъяснять свои действия,
то он ничего не сможет сделать для этих учеников. Они
понапрасну тратят свое драгоценное время, а Учитель
понапрасну тратит свое драгоценное время. Ум можно
убедить лишь на мимолетную секунду. Учитель может
потратить несколько часов, чтобы убедить ум, но вскоре
тот же ум снова начнет сомневаться уже в Учителе.
Очень часто такие ученики и не хотят настоящих
доказательств. Они просто желают продемонстрировать
свою «глубокую» мудрость. Или они считают, что вопро-
сы, которые они задают, никогда раньше не задавались
и сами эти вопросы станут бессмертными. Но я хочу ска-
зать, что в этом мире все вопросы уже были заданы и на
все вопросы уже были получены ответы. Когда ученик за-
дает вопрос, он просто меняет несколько слов в вопросе,
который задавался раньше. А когда Учитель отвечает на
вопрос, он тоже лишь меняет несколько слов. Ничто не
ново на этой земле. Миллионы искателей миллионы раз
задавали все эти вопросы, и настоящие духовные Учи-
тели уже дали все ответы. В них нет ничего нового, мы
просто пользуемся разными оборотами, разными слова-
ми, разными выражениями.
Если вы не понимаете умом того, что говорит Учи-
тель, медитируйте об этом. И тогда вы поймете внутрен-
не значение сказанного. Но, критикуя или требуя по-
нятных для ума ответов, вы лишь удовлетворяете свое
ментальное любопытство. И, в то же время, вы букваль-
но оскверняете чистые сердца тех, кто установил един-
ство с Учителем, либо хочет его установить. Высшая
духовная точка зрения такова: если Учитель говорит,
что какой-то предмет черный, то ученик чувствует, что
он черный, даже если предмет белый. Вы скажете, что
черное — это черное, а белое — белое. Но с высшей ду-
ховной точки зрения, если осознавший Бога Учитель ви-
дит предмет черным, а вы можете войти в его сознание
и также увидеть, что он черный, тогда в этот момент вы
становитесь внутренне единым с Учителем. И это нача-
ло осознания Бога.
Я говорю своим ученикам: «Если вам кажется, что
ваш способ видеть истину эффективней или глубже, то
я могу согласиться с вами, чтобы избежать осложне-
ний. Если я скажу: «Сделайте это», а вы скажете: «Нет-
нет, это неправильно», то я сразу же соглашусь с вами.
Я знаю, что я прав, но не хочу спорить. Я просто подо-
жду, пока ваша душа выйдет вперед и заставит вас по-
чувствовать, что я был прав». Иногда ученик думает:
«Что Гуру об этом знает?» или «Что он знает о внешней
жизни?» Хорошо, я останусь безмолвным. Но однажды
их душа выйдет вперед и скажет им, что я был прав, аб-
солютно прав.
В духовной жизни мы в каждое мгновение стремим-
ся к цели. Стараясь забить гол, футболист иногда делает
вид, что собирается ударить по мячу правой ногой. Одна-
ко если он чувствует, что справа от него очень сильный
противник, он тут же меняет решение и бьет по мячу ле-
вой и забивает гол. Вначале казалось, что он собирается
ударить по мячу правой, и поэтому некоторые люди по-
думали: «Смотри-ка, он не смог забить гол правой ногой,
она у него слабая. Поэтому он бил левой». Но в конечном
счете важно только одно — гол забит. Был он забит пра-
вой ногой или левой ногой, значения не имеет.

Достичь Цель и привести вас к достижению Цели —
вот что важно. Настоящий Учитель несомненно приве-
дет вас к Цели. Но если Учитель сталкивается с большим
сопротивлением какому-то определенному подходу, он
его меняет. У вас может сложиться впечатление, что он
сделал ошибку или, возможно, не видит истины. Он ви-
дит истину, но вам нужно понимать, что он имеет дело
с возможностью, и иногда бывает необходимо менять
свою позицию.
Настоящий ученик — это тот, кто каждое мгновение
видит истину глазами Учителя и чувствует истину серд-
цем Учителя. Между настоящим учеником и настоящим
Учителем нет чувства разобщения. Настоящие ученики
или уже достигли единства с Учителем на всех планах
сознания, от высшего до низшего, или взывают и стара-
ются прийти к неделимому единству с Учителем. Они не
пытаются судить умом, прав Учитель или нет, — они жи-
вут сердцем, чтобы стать едиными с мудростью Учителя.
Если человек чувствует подлинность, реальность слов
Учителя, он обязательно обретет сознание Учителя.
Настоящим ученикам не нужно объяснять причи-
ну, по которой Учитель говорит то или делает это. Они
всегда чувствуют, что их Учитель поступает правильно,
и знают, что он делает все это для них. Более того, на-
стоящий ученик каждое мгновение готов сражаться с не-
вежеством вместе с Учителем, и будет чувствовать, что
Учитель сражается с невежеством не ради собственного
спасения, а ради спасения ученика.
Осознать Бога — не так просто, как съесть банан
или выпить чашку чая. Это воистину нелегкая задача!
Но в тот день, когда вы осознаете Бога, Всевышнего, вы
увидите, что цена, которую вы заплатили, была так низ-
ка. Цена осознания Бога никогда не соразмерна. Сейчас
эта цена кажется до невозможности высокой — нет ни
одного ученика, который скажет, что цена невысока. Но,
осознав Бога, вы увидите, что ваш Гуру помогал вам на-
столько, что цена стала очень, очень низкой.
Каждый устремленный должен сознательно, одухот-
воренно, преданно и бескорыстно подчинять свою волю
Воле Всевышнего. Когда желание просит его делать одно,
а устремление просит делать что-то другое, он должен
подчинять требовательный витал и сомневающийся ум
воле устремленного сердца и просветленной души. Ино-
гда все существо хочет немедленно отречься и броситься
в море божественной Реальности, но сомневающийся ум
говорит: «Осторожнее! Вместо жемчуга ты можешь об-
наружить опасного обитателя морских глубин». В таком
случае устремленный должен игнорировать ум. Когда
ученик начинает колебаться, он действительно пропал.
Во многих случаях мы знаем, в чем заключается бо-
жественная Воля, но не подчиняем свою волю божествен-
ной Воле из-за лени или недостаточно устремления. Нам
кажется, что, если отречения не достичь в этом году —
не беда, до конца жизни будет еще много возможностей.
Но лелея подобную мысль никогда не прийти к отрече-
нию. Когда речь идет о зависти, неуверенности или со-
мнении, некоторым ученикам кажется, что если сегодня
они и лелеют эти силы, то завтра они смогут справиться
с ними по своему желанию. Но «завтра» в их жизни ни-
когда не наступит. Если вы не начнете немедленно, вы
не начнете никогда, и преобразования вашей природы
никогда не произойдет.
Вы можете сказать: «Раньше у меня было больше
зависти или неуверенности, чем теперь, значит, я посте-
пенно совершаю прогресс». Но вам нужно сравнивать
себя не со своим мрачным прошлым, а со своим золотым
будущим. Чувствуйте себя божественным воином, кото-
рый должен бороться до конца. Возможно, вы скажете,
что победили свою зависть на 90 процентов, и осталось
только 10 процентов. Но я хочу сказать, что пока вы не
справились с ней полностью, уверенности в победе нет.
Сегодня нам кажется, что вы победили часть этих пло-
хих сил, а десять дней спустя вы увидите, что все плохие
силы снова наполнят ваше сознание, и вы окажетесь там,
откуда начали. Когда бы вы ни почувствовали какое-либо
неверное движение внутри себя, пожалуйста, тут же на-
чинайте сражаться с ним, как божественный герой.
Кроме того, у многих устремленных, преодолевших
некоторое расстояние, возникает чувство самодоволь-
ства и они позволяют себе немного отдохнуть. Но это
очень опасно. Даже если до высшей Цели остается всего
один шаг, отдыхать нельзя. Многие духовные искатели
падали, даже находясь на грани осознания. Их сметало
искушение или сомнение, и им удавалось возобновить
духовную жизнь лишь много, много лет спустя. Так что,
всегда будьте бдительными и безостановочно двигай-
тесь вперед.
Не допускайте присутствия депрессии, зависти, со-
мнения или страха. Оставляя в себе небожественные ка-
чества, вы сами себе роете могилу. Вы не представляете,
на что способна депрессия, на что способно сомнение,
на что способна зависть! Они могут отбросить вас к жи-
вотной жизни, хотя вы в человеческом теле. Они делают
это, и будут делать, если вы сознательно не выбросите
их из своей жизни. Если вы действительно любите Все-
вышнего, избавьтесь от сомнения, зависти и всех прочих
небожественных сил полностью и навсегда.
Каждый устремленный должен дать внутреннее обе-
щание быть послушным Воле Всевышнего, по крайней
мере, только одну эту жизнь. Он должен сказать себе:
«В конце концов, это лишь одна жизнь. Сейчас мне двад-
цать, тридцать или сорок лет. Возможно, я проживу на
земле до восьмидесяти. Так неужели я настолько бес-
полезен, что не могу сдержать обещание или следовать
одному пути несколько быстротечных лет?» Если в сле-
дующей инкарнации вы не захотите остаться на духовном
пути, если пожелаете вести другой образ жизни — пожа-
луйста. Но если вы хотите дать духовной жизни возмож-
ность радовать вас и исполнить ваше предназначение,
нужно вести ее должным образом. Забудьте о Вечности
и Бесконечности. Займитесь лишь короткой жизнью из
тех сотен, которые прожили и еще проживете на земле.
Если вы действительно сможете вручить свою волю Воле
Всевышнего всего лишь на одну жизнь, в вашу жизнь
придет совершенное удовлетворение. В данный момент
вы боретесь и боретесь за то, чтобы вручить свою волю
Всевышнему. Но я хочу сказать, что каждый раз, совер-
шая это отречение, вы обретаете силу. В конце концов,
вы достигнете такой точки, когда, даже пожелав проявить
волю, отдельную от божественной Воли, вы не сможе-
те этого сделать, потому что сольетесь с единой Волей.
В этой точке вы одержите Всевышнюю Победу.

Чистое сердце нетленно.
Уверенная душа величественна.
Настоящий Учитель —
Это Улыбка Бесконечности и Зов Вечности.
Осознания можно достичь Милостью Бога, мило-
стью Гуру и устремлением искателя. Милость Бога —
это дождь. Милость Гуру — семя. Устремление иска-
теля — это культивация. И, о чудо, — богатый урожай
осознания!

Твой Учитель — это священный мост,
Который поможет тебе
Перебраться через бушующую реку жизни
И достичь предназначенной тебе цели.
Если ты поплывешь ко Всевышнему
В лодке своего Учителя,
Вы с Учителем будете вместе петь
Песню Единства в Вечности.
Духовный Учитель — это живой генератор,
Который каждое мгновение
Внутренне и внешне
Щедро вырабатывает
Вдохновение и устремление.
Миру нужно только принять их.
У вас множество вопросов,
А ответ только один:
Путь прямо перед вами,
И проводник ждет вас.