В космической перспективе ситуация, в которой мы обнаруживаем
себя, это драма, в которой мы - спящие актеры.
Мы идем через жизнь, не осознавая тот факт, что все является игрой Бога. Для пробуждения от этой драмы служит ПРОСВЕТЛЕНИЕ!
Все счастье в мире Происходит от желания счастья для других. Все страдание в мире Происходит от желания счастья для себя. ШАНТИДЭВА
Есть мнение, что именно буддисты лучше других умеют видеть жизнь в светлых тонах.
Матье Рикар, буддийский монах и приближенный далай-ламы, раскрывает нам смысл безмятежного выражения лица изображений Будды, чтобы приоткрыть один из путей к обретению внутренней гармонии.
Есть множество способов восприятия мира. Видеть жизнь «в радужном свете» прежде всего означает ясно осознавать, что в каждом живом существе, то есть и в нас самих, от природы заложен колоссальный потенциал, побуждающий нас к духовному развитию. А воспринимать окружающую действительность «в мрачных тонах» – значит полагать, что наша жизнь изначально лишена позитивной перспективы и что преодолеть эту обреченность невозможно – как невозможно вырезать прекрасную статую из гнилого дерева.Пессимизм говорит о нашей внутренней предрасположенности к страданию, которая порой может перейти в подлинное отвращение к жизни.Суть истинного оптимизма в том, чтобы использовать каждое мгновение для содержательной работы над собой, ведущей в конечном счете к усовершенствованию мира, вместо того чтобы заполнять свое время бесплодной рефлексией по поводу прошлого и страхом перед будущим. Как писал Ален в своей книге «Разговор о счастье»: «Каким чудесным было бы человеческое общество, если бы каждый подбрасывал дров в общий костер, вместо того чтобы плакать над пепелищем!»
ГЛАЗА ЗНАНИЯ
Будда не закрывает глаза на мир, но лишь обращает взгляд в глубину собственной души, чтобы лучше ее понять. Он подобен золотой рыбке, с широко раскрытыми глазами плывущей в океане невежества и страдания, и глаза его полны понимания и сочувствия. Будда пребывает в гармонии с реальностью, потому что ему ведома высшая природа вещей: он знает о взаимозависимости всех явлений во вселенной и о том, что в отрыве от остального мира наше «я» не существует. Даже сквозь тучи обуревающего многих из нас смятения он способен различить заложенную в каждом человеке способность к духовному росту.
Улыбка Будды есть выражение безграничной и бескорыстной любви. Она отражает безусловную благожелательность: ее питает желание помочь всем без исключения живым существам обрести счастье, открыв его неиссякаемые источники – мудрость, внутреннюю свободу, сочувствие, – и освободиться от страдания и его глубинных причин – невежества, ненависти, вожделения. Мы чужды благодушия, которое рядится в одежды оптимизма и пытается вопреки логике окрасить в радужный цвет печальные факты окружающей нас несовершенной реальности. Наш просвещенный оптимизм – это открытость и творчество, которые позволяют естественно, спонтанно принимать весь мир, не пытаясь при этом укрыться за ложным чувством собственной исключительности.
ДУХ ПОЛНОТЫ БЫТИЯ
Инстинкт подсказывает нам, что сознание исходит из сердца, наука локализует его в мозгу, а буддизм описывает его как явление, независимое от окружающего мира. Но как бы то ни было, все события, происходящие в нашей психике, безусловно, связаны с возбуждением, подавлением или синхронизацией деятельности разных участков головного мозга. Смысл медитации в том, чтобы освоить новый способ действовать и существовать, работая над собственным духом. В физическом плане такая работа дает результат благодаря пластичности нашего мозга, который меняется по мере того, как мы становимся богаче внутренне и начинаем иначе воспринимать внешний мир. Она меняет то, как мы интерпретируем происходящее и переживаем свои эмоции. Именно работа духа дает нам возможность раскрывать себя и ощущать полноту бытия в каждый момент своего существования.
Матье Рикар (Matthieu Ricard) – ученый-генетик, в 1972 году отказался от научной карьеры и обосновался в Индии и Непале, где полностью посвятил себя изучению тибетского буддизма. Монах и личный переводчик Далай-ламы XIV, он является автором нескольких философских книг.
Дэвид Бараш (David Barash) — эволюционный биолог опубликовал на сайте «Scientific American», (США) следующую статью:
«Пришли печальные новости, любезно предоставленные участниками проекта «Религия и публичная жизнь» (Religion and Public Life Project) исследовательского центра Pew Research Center. Оказывается, существует не только разрыв между демократами и республиканцами по вопросу о признании эволюции – у демократов количество признающих составляет всего лишь 67%, тогда как у республиканцев этот показатель вообще находится на жалком и пугающе низком уровне — 43%. Еще более ужасным можно считать полученные сведения о том, что только 27% белых евангельских протестантов согласны с тем, что «человеческие и другие живые существа эволюционируют с течением времени».
Что же происходит? Печальная реальность состоит в том, что Соединенные Штаты, будучи одним из самых религиозных государств в мире, находятся также в числе наиболее невежественных стран с точки зрения науки, особенно когда речь заходит о важнейших, объединяющих и бесспорно «истинных» открытиях в биологии — об эволюции с помощью естественной селекции.
Как эволюционный биолог я лично сталкивался с подобной научной безграмотностью, особенно при чтении лекций в так называемом Библейском поясе (Bible Belt). В то же время я был поражен тем, насколько подготовленной в научном отношении является аудитория в азиатских странах, особенно в тех, которые находятся под сильным влиянием буддизма. Кроме того, я все больше убеждаюсь в том, что подобная корреляция не является случайной. Десятилетия моей работы в качестве биолога, наряду со сравнимым количеством десятилетий в качестве человека, с симпатией относящегося к буддизму, убедили меня в том, что из всех мировых религий – особенно по контрасту с большой Аврамовой тройкой (иудаизм, христианство, ислам) — буддизм является необычно дружелюбным по отношению к науке.
Знание должно быть получено, скорее, на основе личного опыта.
До некоторой степени это можно объяснить тем, что значительная часть буддизма — разумеется, именно это его часть меня и привлекает — не является вообще религией, а скорее ее можно считать способом воззрения на мир. Действительно, согласно преданию, сам Будда подчеркивал, что он не является богом и к нему не следует относится как к таковому. И, действительно, в буддизме не существует ни творящих божеств, ни святого писания и т.п.
Вот что говорит Тэнцзин Гьямцхо (Tenzin Gyanso), больше известный как XIV Далай-Лама: «Предположим, что нечто окончательно доказано с помощью научного исследования, предположим, что некоторые гипотезы проверены или определенный факт возникает в результате научного исследования. Предположим далее, что этот факт несовместим с теорией буддизма. Нет сомнений в том, что в таком случае мы должны принять результаты научного исследования».
Больше, чем другие религии – на самом деле я бы сказал больше, чем любая другая религия, — буддизм склоняется к диалогу с наукой. Почему? Потому что среди ключевых аспектов буддизма мы находим настоятельное требование о том, что знание должно быть получено скорее на основе личного опыта, а не в результате опоры на авторитет священных текстов или учений общепринятых наставников, поскольку его ориентация, скорее, эмпирическая, нежели теоретическая, а еще он отвергает любую концепцию абсолютного.
Удобное соответствие между буддизмом и эмпирическими науками облегчается несколькими каноническими учениями, одно из которых имеет наиболее важное значение – речь идет о «Калама Сутре». В ней Будда дает советы своим слушателям относительно того, что делать с поразительным разнообразием противоречивых утверждений со стороны различных браминов и странствующих монахов:
«Не основывайтесь на том, что было сказано многократно, ни на традициях, ни на слухах, ни на писаниях, ни на предположениях, ни на догмах, ни на умственных построениях, ни на откровениях, ни на чьих-то кажущихся способностях, ни на соображениях типа «монах наш учитель». Но когда вы сами знаете, что какие-то вещи хороши, непредосудительны, подтверждаются вашим сознанием, а будучи предприняты и совершены, ведут к пользе и счастью, приступите с ним и пребывайте в них».
Но из этого не следует, что Барак Обама в каком бы то ни было смысле является реинкарнацией Джорджа Вашингтона!
Это учение многими (и оправданно) рассматривается как поддержка свободного исследования, как отсутствие строгих догм, как мнение, совершенно открытое для эмпирической верификации и поэтому совместимое с наукой. Более того, «Калама Сутра» весьма комфортно вписывается в западную научную традицию: Лондонское королевское общество, полное название которого было Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе, которое было первым в мире и в течение долгого времени наиболее важным научным обществом, имеет в качестве своего символа веры следующее выражение: «Nullius in verba», то есть «Ничьими словами».
Возвращаясь вновь к существующему в буддизме акценту на подтверждение с помощью опыта (validation-by-experience), а не иерархический письменный авторитет, интересно будет посмотреть на следующее заявление из Палийского Канона (Pali Canon), которое вполне мог бы сделать пожилой ученый и обладатель Нобелевской премии, наставляющий более молодых исследователей в своей лаборатории: «Как золото мы проверяем с помощью нагревания, разрезания и трения, так монахи и ученые должны исследовать мои слова. Только таким образом они могут быть приняты, а не из одного только уважения ко мне».
В результате представляется разумным и уместным, чтобы буддизм рассматривался на Западе как религия, свободная от иррациональности, суеверий и отупляющей традиции – однако все эти обобщения следует воспринимать с щепоткой соли, отмечая при этом, что во многих местах в мире буддизм включает в себя приверженность ежедневным ритуалам, веру в амулеты и в другие особые заклинания, а также предположение о том, что человек по имени Сиддхартха Гаутама был божественным существом. К моему сожалению, существуют буддистские традиции, которые настаивают на сохранении целого ряда фокусов-покусов и разного рода абракадабры, которые, конечно же, находятся в конфликте с любой достойной упоминания научной традицией. Среди такого рода вещей особенно смешным представляется понятие «повторного рождения», поскольку оно предполагает, что после смерти люди вновь появляются в какой-то иной форме и при этом их личности или, по крайней мере, их «кармические атрибуты» остаются нетронутыми.
Вместе с тем мне нетрудно считать г-на Тэнцзина Гьямцхо четырнадцатым Далай-Ламой, если это всего лишь означает, что он четырнадцатый по счету человек, занимающий эту позицию в том же самом смысле, в котором Барак Обама является 44-м президентом Соединенных Штатов. Но из этого не следует, что Барак Обама в каком бы то ни было смысле является реинкарнацией Джорджа Вашингтона!
С другой стороны, если повторное рождение означает в буквальном смысле повторное использование атомов и молекул, как это происходит в биохимическом циклическом изменении, и если интерпретировать карму (я считаю это оправданным) как отражение причинно-следственной реальности, не говоря уже о том, что существует другая фундаментальная реальность — естественный отбор, при котором «действия» наших предков на самом деле порождают нас, а наши «действия» оказывают влияние на наших потомков, то тогда буддизм и биология на самом деле являются близкими союзниками. Более того, фундаментальное буддистское учение о взаимосвязанности также могло бы произойти от «учителя» в области физиологической экологии.
Короче говоря, вместо непересекающихся магистерий (Non-Overlapping Magesteria), как предлагал покойный Стивен Гулд (Stephen Gould), я поражен тем, что буддизм открывает широкие перспективы для «продуктивно пересекающихся магистерий» (Productively Overlapping Magesteria) – хотя об этом можно говорить только после устранения буддистского религиозного идолопоклонства… то есть, если не воспринимать буддизм как религию. Но даже в этом случае я не буду, затаив дыхание, ждать того момента, когда Америка Библейского пояса со мной согласится».
Выступление Его Святейшества Далай-ламы на 27-й конференции института «Ум и жизнь» по теме «Желание, пристрастие, зависимость»
А вот, что говорит сама Далай-лама. Своего рода ответ Дэвиду Барашу.
27-я конференция института «Ум и жизнь» состоялась с 28 октября по 1 ноября 2013 г. в резиденции Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсале. В ее работе конференции приняли участие Его Святейшество Далай-лама и группа известных буддийских, а также современных западных ученых, которые собрались, чтобы вместе исследовать подходы и пути, помогающие справиться с такими проявлениями человеческой природы как желание, пристрастие и зависимость – одними из основных причин страданий людей.
В заявлении института «Ум и жизнь» говорится: «Мы надеемся совместными усилиями практикующих и ученых буддийской и христианской традиций, неутомимых исследователей сильных эмоций и зависимостей, быстрее прийти к новому пониманию этих проблем, найти методы, позволяющие устранять саму причину страстного желания во всех его бесчисленных проявлениях».
Перевод: Ольга Селезнева
Дэвид Бараш (David Barash) — эволюционный биолог, преподает психологию в Вашингтонском университете и надеется когда-нибудь стать буддистом. Недавно в издательстве Oxford University Press вышла его книга «Буддистская биология: древняя восточная мудрость встречается с современной западной наукой (Buddhist Biology: ancient Eastern wisdom meets modern Western science).
Согласование электрических ритмов помогает мозгу понять общие признаки у разных объектов.
На уровне нейронов процесс обучения связывают с образованием новых межнейронных контактов – синапсов. Благодаря синапсам выстраивается нервная цепочка, в которой нейроны обмениваются импульсами. Межнейронные контакты постоянно образуются и исчезают, и считается, что всё многообразие высшей нервной деятельности обусловлено такой синаптической пластичностью мозга. Но в действительности наши мысли могут меняться мгновенно, в уме мы перескакиваем с одного на другое, а формирование межклеточных контактов – процесс довольно длительный, и за скоростью мысли ему не угнаться.
Поэтому возникает разумное предположение, что у мозга есть ещё какой-то механизм, позволяющий обрабатывать информацию, но не связанный с перестройками в синаптической архитектуре. Механизм этот описывают на страницах Neuron исследователи из Массачусетского технологического института. Эрл Миллер (Earl Miller) и его коллеги уже довольно давно изучают процессы высшей нервной деятельности с точки зрения нейрофизиологии. Так, недавно им удалось описать картину активации нейронов в разных областях мозга при формировании категориальных понятий. Когда мозгу нужно обобщить какую-то информацию, то первым делом включаются нейроны полосатого тела, или стриатума, а вслед за ними в дело вступают нейроны префронтальной коры. Считается, что стриатум, который относится к подкорковым структурам, выполняет лишь небольшую часть аналитической работы, что он, грубо говоря, рассматривает только часть головоломки. Но потом сигнал от него направляется в более «продвинутую» кору, которая отвечает за более глобальные вещи – здесь разрозненные фрагменты встраиваются в общую картину головоломки.
Но остаётся вопрос, как именно работают нейроны полосатого тела и префронтальной коры? Есть ли между ними какое-то сообщение, или же они работают независимо друг от друга? Чтобы выяснить это, исследователи поставили эксперимент, в котором шимпанзе показывали разные узоры из точек, а обезьяны должны были определить, к какой из двух разновидностей относится тот или иной узор. Иными словами, шимпанзе должны были распределить картинки по категориям.
Сначала шимпанзе должны были просто запомнить характеристики категорий – обезьянам показывали серию картинок-образцов одного или другого вида. Но со временем характер опыта менялся: с одной стороны, картинки повторялись, с другой стороны, появлялись новые изображения. Их становилось всё больше, так что просто запомнить, какая к чему относится, было уже нельзя, нужно было оценивать конкретные признаки и сравнивать их с признаками категорий. В итоге число новых, неизвестных ранее картинок достигало 256, и шимпанзе могли все их правильно распределить по видам. Одновременно исследователи регистрировали электрические ритмы мозга обезьян с помощью электроэнцефалографии.
Оказалось, что в тот момент, когда шимпанзе переходили от механического запоминания к анализу категориальных признаков, в мозге происходил характерный сдвиг активности: бета-ритмы, генерируемые полосатым телом и префронтальной корой, синхронизировались друг с другом. По словам авторов исследования, между двумя зонами мозга формировалась информационная цепь, благодаря которой нейроны начинали работать согласованно, чтобы проанализировать поток изображений. Потом, когда шимпанзе осознавали существование двух категорий картинок, между полосатым телом и корой образовывалось уже две информационные цепи – то есть участки мозга по-разному синхронизировались для каждой из категорий.
Исследователи подчёркивают, что информационный контур формируется до того, как возникают клеточно-анатомические изменения в структуре мозга. Очевидно, всё происходит следующим образом: сначала мозг обрабатывает, обдумывает какую-то информацию (и в этот момент происходит синхронизация ритмов), а потом результаты обдумывания записываются в память с помощью новых синапсов. Понятно, что первоначальная синхронизация тоже предполагает какие-то «провода» между разными областями мозга, однако такие «провода» играют сугубо техническую роль. Лишь потом появляются синапсы и нейронные цепочки, созданные специально для хранения «плодов раздумий».
Вообще говоря, нейробиологи не впервые видят ритмическую синхронизацию в мозге при выполнении каких-то когнитивных задач – ранее её уже наблюдали между зрительной корой и аналитическими областями коры. Однако сейчас это удалось увидеть не просто для каких-то неопределённых размышлений, а для конкретного процесса категоризации. Такой обмен информацией между корой и полосатым телом может продолжаться и дальше: категория может пополняться новыми данными, и для постоянных уточнений нейроны будут снова и снова синхронизироваться, а потом уточнённая информация будет оседать в долговременной памяти благодаря синаптической пластичности. В дальнейшем авторы работы собираются исследовать, как мозг усваивает более абстрактные понятия, свойственные именно человеческому мышлению.
Автор: Кирилл Стасевич
Подробнее см.: http://www.nkj.ru/news/24562/ (Наука и жизнь, Мысль заставляет нейроны работать вместе)
«Что вдыхает жизнь в уравнения и создает Вселенную, которую они описывают?»
Стивен Хокинг
В современной физике реальность не считается такой уж осязаемой, как можно было бы подумать. Квантовая физика явно недвойственна и балансирует между крайними состояниями «это» или «то»: квантовые законы описывают состояния одновременно «и то и другое» и «ни то, ни это». В общей теории относительности пространство не является просто инертным контейнером, а может растягиваться, взрываться, закручиваться и исчезать. Эти понятия естественно и логично встраиваются в буддийское мировоззрение. Помимо описания внутреннего мира чувствующих существ, буддизм также предлагает удивительно разумную систему взглядов на внешние явления. И действительно, физика часто формулирует на языке науки идеи, знакомые буддистам в несколько другом изложении.
В этой статье мы пытаемся описать, каким образом квантовая механика и общая теория относительности изменили вектор нашего понимания природы вещей и направили его в другую сторону от дуализма Декарта и субстанциональности Аристолеля. Это новое представление о мире, в свою очередь, проливает свет на западное понимание буддизма. Поэтому есть смысл задуматься, не является ли буддийская философия более подходящей системой координат для современной науки, чем наивный материализм?
Квантовая механика
Идеи Макса Планка 1900 года и Альберта Эйнштейна 1905 года положили начало квантовой эпохе и открыли ящик Пандоры квантовых парадоксов.[1] В большинстве случаев свет ведет себя как волна, но иногда – как поток частиц. Это взаимоисключающие описания. Волны распространяются по всему пространству, они могут пересекаться, накладываться друг на друга и интерферировать, в то время как частицы ведут себя как крошечные ядра – неделимые, локализованные, твердые объекты.
С появлением квантовой механики было установлено, что электрон – одна из основных частиц материи – при определенных обстоятельствах ведет себя как волна. Таким образом, нельзя сказать, является ли квантовый объект частицей или волной. Он может быть и тем и другим, в зависимости от проводимого эксперимента, а также от того, изучаем ли мы его волновые или корпускулярные свойства. Этот феномен, известный в физике как корпускулярно-волновой дуализм, является самым простым примером квантовой недвойственности и принципа «и то и другое». Буддийское понимание явлений природы тоже основывается на недвойственности противоположностей.
В 1926 году Эрвин Шрёдингер довел идею корпускулярно-волнового дуализма до логического завершения и выдвинул гипотезу о том, что вся материя может быть описана посредством волновых функций. Подобно тому как волны могут накладываться друг на друга, образуя новую волну, квантовая частица может быть комбинацией различных волновых функций. Недвойственным образом такая частица может представлять собой комбинацию взаимоисключающих состояний. В частности, она может одновременно находиться и здесь и там, и, возможно, где-то еще. Одна из самых плодотворных формулировок квантовой механики основана на идее о том, что квантовый объект двигается по всем траекториям сразу.
Эта недуалистическая природа квантовой физики особенно явно выражается в плотно переплетенных комбинациях (называемых суперпозициями) нескольких частиц. Такие комбинации называются запутанными состояниями, потому что их невозможно свести к набору отдельных элементов. Не находясь ни в какой определенной точке пространства, запутанное состояние простирается так же далеко, как и его составляющие, продолжая при этом быть единым. Воздействие на одну часть запутанной системы одновременно оказывает влияние на все ее части, поскольку это не «другие» части, а единое целое. Рассматривая чрезвычайно сложную волновую функцию всей Вселенной, можно прийти к выводу, что ни одна часть мира не отделена ни от какой другой его части. Описание мира посредством волновой функции гораздо ближе к буддийской идее связности ума, чем к идее Аристотеля об атомизации материи, изучающей мир через его фрагменты.
Концепция волновой функции постепенно изменила представление физиков о реальности. Ведь квантовая частица может одновременно пребывать во многих состояниях, не находясь при этом ни в одном из них и проявляясь только в результате наблюдения. По существу, это свойство напрямую противоречит концепции независимого существования «объективной реальности». Неотделимость состояний наблюдаемого, наблюдающего и самого акта наблюдения – изначальное свойство квантовой механики. Здесь снова высшие буддийские поучения подчеркивают неотделимость субъекта, объекта и их взаимодействия.
Еще одно необычное свойство квантовой механики (точнее, квантовой теории поля) проявляется в эффекте Казимира. Оно основывается на неспособности квантовых систем находиться в состоянии полного покоя. Даже если какая-то часть пространства выглядит совершенно пустой, на самом деле она бурлит виртуальными частицами, которые появляются из пространства, живут очень короткое время и снова исчезают в пространстве. Эксперименты подтвердили, что виртуальные частицы вызывают силу притяжения между двумя металлическими пластинами в полном вакууме, даже если там буквально нет ничего реального, что могло бы вызвать это притяжение. Эта сила заимствуется из самого пространства.
Квантовая связь между наблюдающим, наблюдаемым и актом наблюдения находится в прямом противоречии с научным методом. Разделение Декарта на «думающий субъект и наблюдаемый объект», то есть идея отсутствия связи между природными явлениями и сознательным наблюдателем, была парадигмой науки в течение последних трехсот лет.[2] Не обращая внимания на субъективное восприятие и целиком сфокусировавшись на объективном изучении природных явлений, естественные науки с феноменальной точностью описывают внешний мир.
Поэтому неудивительно, что прошло несколько десятилетий, прежде чем квантовая механика смогла сбросить с себя ярлык математически точного, но концептуально неверного формализма. Ее парадоксальные качества долго считались неудобной помехой в подходе «заткнись и считай». Квантовую механику «оправдывали» за ее точные вычислительные и технологические рецепты. По оценкам лауреата Нобелевской премии по физике Леона Ледермана, применение квантовой физики дает 25% национального валового продукта США, в которые включается производство чипов, лазеров, различных медицинских аппаратов и других полезных повседневных товаров.
Успех практического применения квантовой механики привел к тому, что ее основополагающие принципы были объявлены предметом преимущественно философского интереса. Однако недавние технологические достижения сделали возможными непосредственные эксперименты с запутаными состояниями. Самые дикие предсказания квантовой механики были не только блестяще подтверждены, но также легли в основу невероятных новых технологий. Поскольку эти технологии базируются непосредственно на квантовых парадоксах, то нам, несомненно, необходимо лучшее понимание концептуальных принципов квантовой механики.
За последние пятьдесят лет появилось несколько новых трактовок квантовой механики. Например, австрийский физик Антон Цайллингер задумался над тем, не является ли квантовая механика теорией информации. Перефразируя мысль этого ученого, можно сказать, что квантовое состояние – это состояние нашего знания о ситуации. Информация – это чистая абстракция, поэтому нельзя утверждать ни то, что она существует, ни то, что она не существует. C этой точки зрения, многие дуалистические вопросы, такие как существование или не-существование квантового состояния, теряют смысл, потому что квантовое состояние – это просто основа информации.
Волновая функция в каком-то смысле является носителем информации, так как она содержит полное описание состояния, присутствует повсюду в пространстве и не требует физического канала передачи. Поэтому мы можем предположить, что, хотя все существующее является просто информацией и ее проявлением, мы воспринимаем мир как реальность. Буддизм называет эту абстрактную природу всех вещей и явлений «иллюзией».
Общая теория относительности и космология
Альберт Эйнштейн разработал специальную теорию относительности в 1905 году. Эта теория установила глубокую связь между энергией и материей и сделала первую попытку изучения свойств пространства. Общая теория относительности, обнародованная Эйнштейном в 1916 году, пошла дальше и объединила пространство, время, материю и энергию в исключительно красивой теории гравитации.
В отличие от остальных сил природы, сила гравитации является свойством самого пространства. Геометрия пространства в общей теории относительности зависит от того, что оно содержит. Например, огромная звезда слегка изгибает и скручивает пространство вокруг себя. Таким образом, любой объект, пролетающий рядом, будет ощущать на себе искривление пространства и отклоняться от своей первоначальной траектории, как если бы на него воздействовала некая «сила». Чем больше звезда, тем сильнее деформируется пространство вокруг нее, тем мощнее «сила» тяготения. Черная дыра – это бездонная яма в ткани пространства-времени: объект притяжения настолько массивен, что пространство буквально сворачивается вокруг него и все, что в него попадает, уже никогда не может выскользнуть наружу. Ничто не может двигаться быстрее света, но даже свету не удается вырваться из утробы Черной дыры.
Человек исключительной гениальности, Эйнштейн осознал, что пространство – это не просто скучный фон для других явлений, не просто плоский контейнер. Напротив, пространство – это активная, динамичная и развивающаяся сцена, которая разворачивается вместе с тем, что в ней содержится. Интересно, что и в буддизме ум часто сравнивается с пространством: лишенное собственных характеристик, оно отнюдь не инертное, но активное и объединяющее, содержит в себе все существующее.
Когда в 1920 году было установлено, что Вселенная расширяется, эволюция пространства стала общепризнанным фактом. Прослеживая эволюцию Вселенной, можно понять, что вначале она была крошечных размеров. В самой убедительно обоснованной космологической модели точкой отсчета расширения Вселенной является так называемый «Большой взрыв» – взрыв, создавший пространство и время. Расширяющееся и растягивающееся пространство создало напряжение, которое послужило источником энергии, преобразовавшейся в свет и материю. Пока Вселенная продолжала расширяться, первоначально горячий кисель энергии и материи становился холоднее, затем частицы объединились в атомы, молекулы, космическую пыль, галактики, звезды и планеты.
В течение четырнадцати миллиардов лет с момента Большого взрыва, Вселенная раздулась и достигла огромных размеров. По некоторым оценкам, во Вселенной в десять раз больше звезд, чем песчинок на всех пляжах и во всех пустынях Земли. Если взять десятицентовую монету и поднять ее вверх на расстояние вытянутой руки, то она покроет область неба с десятью тысячами галактик, каждая из которых содержит сто миллиардов звезд.
Вероятность того, что такая Вселенная может быть приспособлена для биологических организмов на основе углерода, практически равна нулю. Разумная жизнь, в той форме, в которой мы ее знаем, появилась благодаря весьма и весьма специфическим условиям – иначе говоря, требует их для своего возникновения. Научный метод основан на наблюдении за следствиями и их обобщении для установления причин; однако материализм, по определению, применяет закон причины и следствия только к природному миру. Таким образом, ученым приходится прибегать к неловкому штопанию материалистического подхода посредством так называемого антропного принципа, для того чтобы объяснить возникновение разумной жизни.
В буддизме же причинно-следственная связь применима в равной мере ко всему – то есть абсолютно все явления обусловлены своими причинами.[3] Даже сама невероятность существования разумных биологических организмов во вселенной – это выражение их обусловленной природы в цепочке причин и следствий. Разделение на материальную и умственную сферы является иллюзией, и соответственно разум не «возникает» из материи.
Теория Большого взрыва оставляет без объяснения вопрос о том, что было до Большого взрыва, так как само понятие «до» основывается на существовании пространства и времени. Однако пространство и время сами возникли лишь в момент Большого взрыва. Если отталкиваться от понятия «начало времени», то следующей теории, которая попытается объяснить Большой взрыв, придется ответить на вопрос о его собственном начале, что в итоге приведет к бесконечному повторению вопроса: «Что было до того, как все началось?».
В 1983 году Стивен Хокинг и Джим Хартл ответили на этот вопрос красивой «теорией отсутствия границ», согласно которой у времени не было начала и не будет конца – следовательно, пространство-время не имеет пределов. Большой взрыв – это относительно плавный переход из одного состояния Вселенной в другое в момент прохождения через точку классически нулевого размера. Вселенная, не имеющая начала и конца, в этом случае не может возникнуть или исчезнуть - она может только быть, и ничто не существует «вне» ее.
Стивен Хокинг рассуждал так: «Я представляю себе происхождение Вселенной как образование пузырей в кипящей воде. Квантовые флуктуации приводят к спонтанному возникновению крошечных вселенных из ничего». Добавив «нигде» к этой цитате, вряд ли можно лучше выразить буддийское понимание пустотной природы материального мира. Вдобавок, сияющая природа ума дает буддийский ответ на вопрос Хокинга: «Что вдыхает жизнь в уравнения и создает Вселенную, которую они описывают?»
Будда и Аристотель
Любое творческое развитие внутри культуры опирается на мировоззрение этой культуры, но также и ограничивается ею. Неслучайно ноль был изобретен в Индии: ведь иудеи и греки – представители двух других цивилизаций, глубоко повлиявших на западную культуру, – вряд ли могли принять идею пустоты, в то время как в индийской философии знак, означающий отсутствие объекта, был полностью приемлем.
Физические теории, основанные на материальном понимании Вселенной, не смогут объяснить происхождение материи и энергии. Как бы далеко и глубоко ни продвинулась фундаментальная физика, неизменно будет возникать вопрос о том, что составляет самую элементарную частицу Вселенной. Многие физики понимают, что теория, которая выйдет за пределы квантовой механики и общей теории относительности и объединит их, будет гораздо более радикальной, чем все, что было до нее. И лишь немногие понимают, что нужно подвергать сомнению саму материалистическую парадигму.
С другой стороны, чисто абстрактное происхождение и, следовательно, чисто абстрактное существование не требуют никакой «первопричины» или «первоисточника». Возможно, поэтому Эйнштейн как-то заметил: «Реальность – это иллюзия, хоть и очень навязчивая».
В отличие от материализма с его таинственно возникающим разумом или научно бесплодного креационизма, буддизм свободен от крайностей существования и несуществования. Буддийский «материализм» разумен и свободен от парадоксов двойственных концепций: он рассматривает Вселенную как самораскрывающуюся игру ума, где открытость ума, его ясность и неограниченность находят свое выражение в законах природы.
В современном мире буддизм и наука – естественные союзники. Буддизм предоставляет очень разумный, глубокий и масштабный взгляд, в то время как наука располагает всеми необходимыми инструментами для детального понимания и описания мира. С другой стороны, наука – это почти религия нашего времени, пользующаяся неоспоримым влиянием, практически безусловным доверием и приносящая очевидную пользу обществу. Поэтому сближение научного и буддийского взглядов на теоретическом уровне многое говорит и о буддизме в целом.
1: Эйнштейн никогда так полностью и не принял квантовую механику. Тем не менее его настойчивые вопросы привели к глубоким дискуссиям о постулатах теории и сыграли решающую роль в развитии ее философских обоснований.
2: Следует отметить некоторые исключения. Нацисты объявили общую теорию относительности «еврейской наукой»; в Советском Союзе и Франции марксисты пытались отрицать квантовую механику как «буржуазное изобретение»; в наши дни религиозные фундаменталисты в США пытаются объявить наукой теорию разумного замысла.
3: Закон причины и следствия в буддизме называется кармой.
Александр Розенберг родился в Уфе, закончил Московский физико-технический институт по специальности «теоретическая физика». В 1992 году поступил в аспирантуру Нью-Йоркского университета, где получил степень доктора философии (PhD) по теории струн. Принял буддийское Прибежище у Ламы Оле Нидала в 2001 г
Mr.Freeman
“Рад Вас видеть. Сегодня здесь будет посеяно семя великого знания. И Вы еще не раз, вспомните этот день. Предлагаю обсудить вопрос, который мучает человечество из спокон веков. Куда идти бренному и потерявшемуся духовно – человеку на грешной земле? В наш атомный век, считается, что люди стоят у руля планеты и ведут ее прямым курсом к общему счастью. Проблема нефти, терроризма, торговли оружием, людьми, наркотиками – это лишь мелкие преграды, встречаемые на пути. Но по сути, куда мы движемся и какова цель?”
Сначала было великое ничто. Большой взрыв и из единой точки образовалось все то, что мы знаем, видим, не знаем и не видим. Великий, структурированный хаос возникший из одной точки связан и един по сей день. Любое существо одушевленное или нет едино со всем сущим.
В какой-то момент времени, во вселенной, на планете земля произошло чудо. Появился не просто новый вид животного из цепи эволюции, на земле появилось существо способное творить чудеса, способное создавать новые миры, существо способное менять видимый мир вокруг себя и за пределами видимого мира.
Человечество начало постигать тот мир, в котором существует, познало законы математики, физики, химии. И каждый раз как открывается новый закон, человечество кричит ВОТ! Теперь мы знаем о мире и как он устроен! Но спустя какое-то время происходит нечто, что заставляет пересмотреть основы законов мироустройства.
Многие святые совершали великие чудеса, вопреки всех законов, заставляя многие умы задуматься кто же мы, каково наше место в этом мире, и каковы границы наших возможностей?
Что является критерием нашего существования?
жизнь? рождение? Смерть? Небытие? Мы знаем не мало примеров, когда человек совершал невероятные поступки, вопреки законов физики заставляя многие умы в очередной раз задуматься.
А все ли мы знаем о себе? Альберт Крашенюк
“Да, такие случаи известны, например когда человек может столкнуть машину застрявшую на путях железнодорожного переезда. Либо когда он убегает, скажем, от дикой собаки, которая может его покусать. И у него включаются некие скрытые резервы, о которых мы не знаем”.
С точки зрения квантовой физики в нашем мире возможно если не все, то почти все. Владимир Тонков
“Квантовая физика исследует процессы не материального свойства. С точки зрения квантовой физики материя вообще не существует. Я к чему? Я к тому, что нам всем до конца не понятно, почему человек, состоящий практически почти на 100% из пустоты, не может пройти сквозь стену, которая состоит тоже почти на 100% из пустоты. Вот внутри каждого из нас частицы расположены, ну примерно, примерно, ну с сопоставимой такой плотностью, как например планеты и звезды в космосе. Вот каждая частица в нашем теле от другой частицы находится на расстоянии сопоставимом с расстоянием планетарных объектов“.
Большинство из нас представляет себе электрон в виде вращающейся маленькой сферы или мячика, но нет ничего более далекого от истины. Хотя электрон иногда может вести себя как сосредоточенная небольшая частица, физики обнаружили, что он в буквальном смысле не обладает протяженность... Большинству из нас это трудно себе представить, поскольку все на нашем уровне существования имеет протяженность. И тем не менее, если вы попытаетесь измерить ширину электрона, вы столкнетесь с неразрешимой задачей. Просто электрон не является объектом… А ведь из этой субстанции состоит все в нашем мире…. Дульнев Геннадий
“В квантовой физики говорят, что процессы, которые изучает квантовая физика, это процессы в микромире, скажем движение элементарных частиц, движение световой волны, движение световой частицы фотона, зависит от наблюдателя”.
Все мы слышали про то, что вода, является одним из самых необычных природных материалов, способное менять свои свойства, за счет влияния на нее. Вадим Зеланд
“Вода это не аморфная смесь. Она имеет структуру. Ее молекулы объединяются кластеры, конгломераты частиц, которые меняют свою геометрию в зависимости от внешнего воздействия. Именно поэтому в воду можно записывать информацию как на магнитную ленту, либо заговаривать ее.
Как ни странно, о кластерах, ученые узнали на много позже, чем запустили в космос первые корабли, а бабушки были осведомлены об этом уже давным-давно и успешно естественно уже применяли в практике”. Альберт Крашенюк
“О том, что есть бабушки шептуньи, которые меняют. Ведь все эти звуки имеют под собой очень глубокую природу, и они воздействуют на организм человека. Ведь мы не случайно устроены на 80% практически из воды, а мозг вообще на 98. Поэтому роль воды для мыслительных процессов, является абсолютно уникальным, это главное вещество мозга. В последние годы, очень много на эту тему суждений. Вы знаете сенсационные работы Японца Масаро Эмото по снежинкам.
Но есть очень глубокие фундаментальные работы отечественных ученых, я имею ввиду, теорию аква коммуникаций, Петербургских ученых, Слесарева и Шаброва. С этой точки зрения заболевания человека это в определенной степени заболевание воды, т.е. изменение ее структуры. И как здесь не вспомнить слова великого Леонардо Давинчи, что жизнь это одушевленная вода”.
Мы бросаемся словами и пожеланиями, не понимая истинную силу фокусированной мысли, мысли узконаправленной, способной создавать жизнь. Ши Дэян
“Именно мысль человеческая изменила мир не только он сам и в этом есть большая польза и большая опасность. То как мы совершенствуем себя, именно так мы относимся к своему миру. Наша энергия, которая исходит из нас, она может кардинально изменить все вокруг и поэтому на нас лежит огромная ответственность.
Ведь посмотрите на окружающий мир, все вокруг было создано человеческой мыслью, это есть продукт человеческой мысли, проистечения его энергии и как только мысли человека ухудшаются ,как только ухудшается его отношение к миру, тут же ухудшается и весь мир вокруг, поэтому еще раз подчеркну огромная ответственность на нас на всех Мы и только мы вредим этому миру а этот мир вредит и нам самим, а поэтому скажу, что человек сам разрушает себя своими же мыслями”.
Многие физики считают, что элементарные частицы вообще не обладают статусом самостоятельной реальности до тех пор, пока не появляется наблюдающий их наблюдатель. Дульнев Геннадий
“Движение световой волны, движение световой частицы фотона, зависит от наблюдателя. И в зависимости как наблюдатель проведет опыт, он получит то или иной результат. И приводится классический эффект, что можно провести опыт так, что он докажет что свет есть частица - фотон, а можно провести немного по-другому эксперимент с тем же наблюдателем и доказать что частица световая есть волна”.
Получается, что мы влияем на то, что нас окружает. На сколько сильным может быть это влияние. Во все времена всегда были люди, обладающие разными способностями. В наше время мы все чаще и чаще встречаем и слышим об уникальных способностях разных людей. Телепатия, телекинез, экстрасенсорика, видение на расстоянии, видение сквозь время… Такие вещи может каждый, но до тех пор, пока человек не поймет, кто же он и не поверит в свои силы, чудеса будут творить другие, не ты, а они. Вадим Зеланд
“На самом деле вы способны создать для себя любой мир, когда ваше внимание фиксируется на каком-то мысленном образе, окружающая ваша реальность начинает трансформироваться. Происходят странные вещи, то на чем вы заостряете внимание, буквально заполняет ваш мир и принимается то и дело попадаться вам на глаза. А другие вещи прекратившие владеть вашим вниманием, напротив куда-то бесследно исчезают. Как такое может быть?
Ведь реальность для всех одна, но это не совсем так. Она-то одна, но у каждого имеется свой отдельный слой этой реальности. Меняется не общая реальность, меняет конфигурация слой вашего мира. Рядом с вами другой человек может существовать совсем в иной реальности. Это может казаться невероятным, но это действительно так”.
Так что же из себя представляет человек, почему чудеса делает кто-то, почему я попадаю в сложные ситуации по жизни и почему все происходит не так как я хочу?
В человеке есть два начала. Духовное и животное.
Желания, реакции, эмоции, гнев, ненависть, любовь, страсть, похоть, желание обладать. Это все физиологические, химические, психологические потребности. Одно вытекает из другого. Ринад Минвалеев
“Человек как животное, разумеется, зависит от своего физического тела, как и любое животное, поэтому те простейшие параметры внутренней среды, которые например, характеризуют уровень
сахара в крови. Если он повышается, человек испытывает довольство, понижается, возникает беспокойство”.
По сути, мы не существуем, мы лишь реакция на внешние раздражители. Все наши проблемы, депрессии и неудачи из-за того что мы реагируем на них так.. Дело не в ситуации, дело в том что вы так реагируете, плюс как следствие запускается череда процессов в организме, которая подогревает ваше эмоциональное состояние. (выброс адреналина вызывает беспокойство, и организм реагирует в зависимости от вашей реакции и дальше опять подогревает ваше эмоциональное состояние и в итоге человек попадает в замкнутый круг.
Постоянно переживая одно и тоже унылое состояние депрессии, жалости к себе, ненависти или чего угодно другого приводит к истощению эмоциональному, физиологическому и как результат вы там, где вы есть.
Ваши мысли и ваше тело это одно целое. Как реагируете то и получаете как и наоборот… Плохая ситуация –вы на нее реагируете- плохое состояние. Инго Яхзетс
“Я думаю, что наши мысли могут влиять на наше здоровье и наше тело. Например, если наши мысли очень мрачные наше тело тоже начнет ощущать себя в соответствии с этими мыслями. Мы станем ленивыми и в конце концов загоним себя в депрессию”.
Как вывод о наших проблемах. Проблем нет. Испытывать боль или нервничать это не ваш выбор..это ваша реакция организма. Если показать агрессивную ситуацию, так как она есть в реальности- она будет выглядеть приблизительно вот так…
Весь окрас вашего негативизма создаете только вы сами.. В реальности продолжение может быть каким угодно. Mr.Freeman
“Дорогие мои, пока я жив и айсберг еще впереди, мы можем повернуть наш динамик. И подвигом будет именно изменение курса. Понимаете о чем я? Но знаем - ли мы этот путь? Да, знаем. Все религии так или иначе говорили о нем, все тайные учения от древнего Египта до современных практик мирового правительства были устремлены к нему.
Каждый человек в мучительных размышлениях создававший свою собственную стихийную философию находил его. И я назову Вам путь спасения всех и каждого. И теперь Вам нужно быть предельно внимательными, потому что я готов раскрыть Вам сегодня великое знание. Путь это Я!” Вадим Зеланд
“Вы наверно слышали такую фразу, что мир это зеркало. Как это следует понимать? Это следует понимать чуть - ли не буквально. Вся окружающая действительность есть отражение ваших мыслей. Представьте себе котенка, который играет со своим отражением, он не понимает что отражение это он сам”.
Отношение к ситуации создаете вы, а не реальность. Мы можем быть хозяевами нашего счастья и реакций на любые события. Чтобы жить счастливо, нужно правильно настраиваться и понимать что, от отношения к ситуации или к чему-либо вообще меняется не только психическое, но и биологическое свойство организма. Шераб Тензин Ринпоче
“У человека есть пять страстей: тупость, жадность, страсть, злость гордость. Если они побеждают, соответственно человек начинает вести себя подобно животному”.
Отвыкание или перестройка нашей физиологии это наш выбор, человеческий организм способен на все. Инго Яхзетс
“Мы просто не хотим поверить в то, что мы спим. А ведь напомню, еще Гете писал, что жизнь это сон”.
Я то, что я думаю.
Я вижу то, что я думаю.
Я есть то, что я вижу…
Это показывает то, на сколько мы зависимы от того, что нас окружает.
Любое состояние, в котором находится человек является следствием его мыслей о будущих действиях которые он планирует или того что с ним уже произошло.
Например, ты сидишь и грустишь, что является следствием каких-то мыслей, о недавних или давних событий. Проблема человека в том что он не находится в реальном мире, его мысли - это всегда следствие прошлого и будущего …Человек сам закапывает себя туда, куда не сможет его затащить никто…
С каждым словом «мне плохо» человек подтверждает свое состояние и создает дальнейшее разрушение вместо того чтобы начать изменять себя.
Мы сами создаем себе постулаты, которые разрушают нас изнутри..так пусть это будут постулаты способные создавать движение нашему телу, а не разрушение. Инго Яхзетс
“Все мечтают и живут сном. Наш мир он не реален, наш мир это порождение наших желаний и наших мыслей”. Mr.Freeman
“Идея проста, система контролирует Вас пока Вы одинаковые. Но если каждый начинает думать не по лекалу, у системы не хватит не рук не методов и правил, чтобы отшлепать всех. Вы разрываетесь между романтикой и противостоянием приспособиться и выживать. И вот тут, Вам и дают по зубам, встань в конец, ты последняя буква.
Но внимание, высший и самый не уловимый бунт, это всего лишь умение, в любой ситуации оставаться собой и гордо нести свое Я, как знамя. И речь тут, совсем не о чувстве собственной важности. Большим нужно оставаться и будучи маленьким. Не помню, кто сказал”.
Духовное начало:
Свобода человека и начало новой жизни, в которой можно совершать чудеса состоит в свободе от животного мира… В свободе от собственного зомбирования. Амит Госвами
“Что происходит? Наш мозг это творческое создающая система. Знаете это сравнимо с эффектом бабочки когда взмах крыла бабочки может повлечь за собой серьезные изменения в мире. Также в нашем случае любая малейшая негативная эмоция которая приходит к нам.
Она может привнести деструктивные действия для нашего организма и наших мыслей. И другой пример проявления эффекта бабочки. Если мы скажем что мы не пойдем за негативной эмоцией, я не хочу испытывать страх, я не хочу испытывать зависть, я не хочу испытывать злобу, я буду испытывать положительные эмоции. И этот выбор повлечет за собой творческую жизненную силу и в итоге мы сами создадим свой мозг, который будет отличаться стабильностью”.
Основа существования и главная задача человека в том, чтобы человек не был зависим от реакций тела, задача чтобы он начал создавать, а не зависеть.
Создавать свое настроение, создавать правильные мысли и действовать обдуманно и с осознанием своего существования, а не существуя лишь в виде реакции. Ши Дэян
“Безусловно человек может влиять и менять мир, но и мир может менять человека, все зависит от того на сколько в здоровом и спокойном состоянии сознания и тела находится сам человек. Когда человек спокоен, радостен, когда доброжелательно относится к миру, он может облагораживать этот мир.
Мир энергетическим образом меняется вокруг , меняются люди, меняются все те, кто с ним общаются”. Альберт Крашенюк
“Как может мысль менять структуру ткани? Да может менять, если она будет менять структуру воды, она будет и менять и структуру ткани”.
Не важно, в каком состоянии ваше тело, ваше состояние материальное или душевное, вы должны знать, что ваше сознание и мысль сильнее любых преград, и вы способны изменить все в любой момент независимо от ситуации. Вы способны не только изменить свою жизнь, но и дать жизнь и смысл другим, вы способны в корне изменить, то в каком бы состоянии сейчас не были. Mr.Freeman
“Да, да… Я знаю, знаю… Самое большое преступление это призывать людей к независимости и свободе. Прямой путь к хаосу и взаимоуничтожению. Я просто не ведал что творю. Теперь я понимаю. Если позволите, я прям им сейчас всем скажу. Вы что, вы что действительно думали что моя миссия пробудить Вашу самостоятельность? Вы что, совсем тупые? Удел массы быть покорной, питать иллюзии и страхи. При не умелом обращении свобода разорвет Вас! Бойтесь свободы! Бойтесь! Я все правильно сказал? А?” Ринад Минвалеев
“То что называется духовностью, часто очень противопоставляется биологии. Считается, что вот духовность это нечто очень высокое и при этом можно не обращать внимание, на то, что нам дает, так называем низкий уровень. На самом деле мы не можем разделить человека на телесное и духовное. Духовное в этой интерпретации выглядит как включение центрального торможения, которое было открыто еще Иваном Михайловичем Сеченовым. В той самой первой работе рефлексы головного мозга. Мы можем контролировать свои эмоции. Но что это за контроль? Этот контроль связан с тем, что мы наблюдаем за этими состояниями. Связано это всего на всего с тем что мы не находимся в этой ситуации а наблюдаем ее со стороны”.
И именно в этом состоянии начинаешь понимать и чувствовать что ты это не только тело что ты нечто больше. Ринад Минвалеев
“Вот, то базовое состояние удовольствия, которое человек получает, когда просто является зрителем в театре, когда он смотрит трагедию, ему от этого плохо, а на выходе у него состояние очищения, которое он сам не может понять, чем оно вызвано. Это состояние духовности. Духовности вызванной тем, что его фактически поставили в позицию внешнего наблюдателя. Этот внешний наблюдатель и является тем, что принято называть духом или духовным началом в человеке или духовной позицией, которая противоположна эгоцентрической позиции”.
Ты не просто кусок мяса с его биологическими свойствами и психологическими штампами выработанными вашим опытом и догмами втиснутыми с детства, ты един со всем, твоя мысль и ее действие меняет. Владимир Тонков
“Вот именно наше сознание позволяет или не позволяет нам проводить те или иные опыты над собой. Эффекты над собой. Именно оно позволяет нам или не позволяет сделать что то. Отсюда следует очень интересное наблюдение. Чаще всего получается, что многие вещи мы не можем допустить просто потому, что у нас есть система договоренности”.
Ваша мысль, ваше тело, я, этот стул это все одно…, все едино. Амит Госвами
“Есть один аспект вопроса, который очень интересен, а именно то, как мы воспринимаем объекты. Как наше сознание их осознает, сознание осознает их отдельно, при этом оно само находится в роли наблюдателя. Т.е существует предмет объект и существует наблюдатель. Квантовая физика приняла это т.к другого объяснения этим процессам нет”.
Кто тот наблюдатель способный подавать тот импульс, который меняет физическую реальность? Не думаю что дело в наших глазах, т.е. нашем теле и даже мыслях. Дело в том, что тело это не наблюдатель. Сам человек это не тот, кто меняет исход эксперимента. Человек это лишь реакции на раздражители. Меняет и влияет наблюдатель. Наблюдатель способен влиять так же на свое тело и пространство.
Ведь даже мысль это всего лишь следствие некоего импульса. Этот импульс и есть наша сущность,то что дает движение, то что дает первый крик рожденному ребенку и то что остается после умирания нашего тела. Амит Госвами
“И мы выдвигаем тезис о том, что сознание, лежит в основе всего, но тогда возникает вопрос, а в чем роль наблюдателя, потому что осознание предметов и мира проходит через наше сознание”. Mr.Freeman
“Я постоянно слышу, Freeman, что делать? Дай нам знак! Сделай революцию! Мы пойдем за тобой! Вы знаете ответы на все свои вопросы, но Вам так нравится строить из себя одаренных наивностью девочек, хорошо. Я извлеку ответ из безнадежной глубины Ваших коробочек и пусть имеющие уши да увидят. Сейчас закройте глаза и не открывайте до тех пор, пока я не скажу. Закрывайте. Закрыть глаза я сказал! Ага. Я вижу, мы договорились. И правильно, таращатся в экран смысла нет. Сегодня самое важное произойдет не здесь. И так начнем. Представьте что вы сидите на вершине прекрасного холма. Среди благоухающих трав, цветов, деревьев. Вы ровно дышите. Раз, два, три. И погружаетесь в глубокую медитацию, словно в космос бесконечного Вашего сознания. И все что беспокоило Вас, растворяется и медленно уплывает туда где даже время исчезает в вечном сейчас. И вот Вы уже возвращаетесь в обычное состояние. Смотрите на свои руки, ноги… Что такое? Ваше физическое тело давно истлело?
Вы превратились в скелет! И с первым лучом солнца, Вы рассыпаетесь в прах. И остается только чистое сознание, абсолютная СВОБОДА! Нет зависти к ближнему, бессмысленной злобы, старых обид, жадности, страхов, всего смердящего балласта, который вдавливал Вас в грязь мира и
сторожил в подвалах бытия. Теперь дорога свободна! И от этого хочется ликовать! И отвечать всему миру Любовью!”
Чтобы познать наблюдателя было создано огромное количество медитационных практик позволяющих почувствовать себя без влияния эмоций, чувств, привязанностей и других зависимостей тела скрывающих нашу основу, основу нашего существования - того бога способного совершать чудеса, того кто был всегда и во все времена. Ши Дэян
“Тело имеет огромное отношение к развитию нашего духовного состояния, тело инструмент, но не только инструмент. Ведь тело имеет несколько слоев, и мы развиваем не только внешнее тело, но в теле есть органы, которые уже находятся внутри тела, они и их состояние тем или иным образом влияют на состояние нашего мозга и нашего состояния сознания. Например, дыхание. Без легких мы не могли бы дышать, а ведь дыхание является одним из способов развития внутреннего ЧИ. И таким образом, когда мы просто налаживаем дыхание благодаря нашим физическим органам, мы одновременно настраиваем и наше состояние сознания. Ведь достаточно просто сделать дыхание ровным, спокойным и уже в этот момент сознание начинает очищаться. А поэтому тело имеет самое прямое отношение к состоянию нашего духовного развития и их тренировка должна идти одновременно”.
Мозг способен ставить задачи как компьютер… Все мы знаем о том как часто мы себе говорим «я могу, я смогу», но обычно произнося эти фразы не понимают их силу, потому что если их произносить не убеждая себя только подтверждая свой страх, а говорить с абсолютной уверенностью и полной отдачей каждой букве этого предложения то результат будет невероятным. Вадим Зеланд
“Вам может казаться, что ваша мечта, трудно достижима. В основном люди отказываются от своих желаний, только лишь потому, что не верят, они не могут поверить, ну каким образом это может быть реализовано? У меня нет не способности, я не обладаю ни модельной внешностью, ни талантами. Ничего у меня нет, у других есть. Вот другие этого и добиваются. Мне практически не возможно поверить, что у меня это получится. Как мне в это поверить? Так вот, верить вам в это, собственно говоря и не требуется. От вас требуется конкретная систематическая работа, работа с целевым слайдом. Если вы будете это делать систематически, в определенный момент времени откроются двери, т.е. возможности, о которых ваш разум даже не подозревал”. Амит Госвами
“Ключевая мысль в том, что наш мир состоит из возможностей зависимых от нашего выбора. Мы сами можем выбирать и создавать мир по нашему усмотрению, мы можем выбирать то, что должно с нами случиться. Мы можем выбирать здоровье или болезнь нашего тела. Или например мы способны не зависеть от негативных переживаний или эмоций”. Mr.Freeman
“А сейчас откройте глаза. И посмотрите, что мы наделали. Смотрите внимательно, ведь, кажется ничего не изменилось. Ну, слышали? Гроза уже ударила в тамтам грома. И молниями чертит новую картину миру и скоро даже дитя найдет здесь 10 краеугольных отличий. А Вы умеете видеть новое?
Смотрите зорче. Потому что дорога возникает, под шагами идущего”. Марк Комиссаров
“Где-нибудь 500 лет тому назад. То, что, солнце крутится вокруг земли, было очевидно. Любой человек или достаточно было выйти в чисто поле и посмотреть вот оно солнышко здесь, вот оно здесь, здесь, здесь, здесь и ушло за горизонт, солнце крутится вокруг земли, это очевидно!
Какую же надо было иметь открытость ума и смелость, для того, чтобы сказать, что нет, это земля крутится вокруг солнца”.
В прошлом люди пошли дальше и разработали тысячи лет назад технику йоги, которая позволяет управлять своим телом. Когда слышат слово йога, обычно представляют скрюченного человека.., но это только 2% истинной йоги. Йога позволяет перейти на качественно новый уровень существования, когда человек способен управлять и осознавать тело и не просто знать о нем, а быть им, чувствовать, каждый орган и каждую часть своего тела. Один из видов йоги- это йога туммо, которая является одной из шести йог Наропы позволяющая по тибетской мифологии достичь полного просветления в течении одной жизни. Ринад Минвалеев
“Нужно было на морозе, в обнаженном виде, обернувшись мокрыми простынями, высушить эти простыни и так несколько раз за ночь. Обычный человек – не подготовленный уже через 5мин. Нахождения в таких условиях, начинает выдавать холодовую дрожь, которая во первых сопровождается крайне не приятными ощущениями и испытание становится мучением. То, что люди могли выдерживать длительное время в таких условиях, заставило нас предположить нас, что там должен быть какой-то дополнительный источник тепла. Собственно этот дополнительный источник тепла так и проговаривается, что тибетская практика туммо задействует, какие-то чут-ли не божественные ресурсы и люди получали возможность длительное время сидеть на морозе и при этом получать еще дополнительные положительные состояния”.
Йога ТУММО или еще ее называют йога тепла позволяет разогревать свое тело и находиться при минусовой температуре в горах с небольшой накидкой на поясе. Ринад Минвалеев
“А именно мы точно также обернулись мокрыми простынями и директор киностудии исторического фильма Фараон, Ирина Владимировна Архипова, в первые зафиксировала наше первое испытание в тех же условиях которые были описаны по Александр Давид Ниэль. Т.е точно также на морозе -20 градусов, мы сидели обнаженными и высушивали мокрые простыни, пока они не высохли, пока камеры не перестали работать, потому что в условиях холода они довольно быстро отключаются. И вот когда мы поняли, что там задействуется какой – то дополнительный источник тепла, мы начали его искать”.
В тибете даже были игры между учениками которые соревновались у кого быстрее высохнет мокрая простынь на теле… Не забываем ,что это происходит все в горах и при минусовой температуре. И тут мы подошли к самому интересному. К тому что по сути тело это только инструмент.. Это даже не мы.. Просто мы слишком соединились с эмоциями, ощущениями, болью, психологическими проблемами и т.д. и практически не способны распознать себя, того кто собственно управляет телом и влияет… Тем кто создает импульс движения тела и мысли... Как главный вывод, мы понимаем, что тело это лишь инструмент, которым мы способны управлять. Вадим Зеланд
“Т.е. вот представьте, мы с вами находимся рядом, мы в наших телах, нам может казаться, что мы внутри нашего тела. На самом деле это не так. У человека имеется сознание, которое можно по аналогии представить, что это разум, у него также имеется подсознание, подсознание в основном отвечает за такие процессы как дыхание, сердцебиение, пищеварение и прочие безусловные рефлексы. И имеется сверхсознание, вот сверхсознание это уже ближе к нашему я. Что такое наше я”. Инго Яхзетс
“Наши мысли связанны с нашим телом, но при этом сознание не связано с телом. Не нужно путать сознания и мысли”. Вадим Зеланд
“Оно находится не внутри нашего тела, а находится в метафизическом пространстве вариантов, потому что мы собственно говоря, дуальные существа, с одной стороны у нас есть физическое тело, но с другой стороны мы обитаем в этом же тонком метафизическом теле”.
Сейчас есть разработки способные обучить практически любого человека тому, что он будет способен видеть с закрытыми глазами. Марк Комиссаров
“Своим студентам на занятиях я говорю, почему наш мозг столь активно сопротивляется этому новому, не потому что он плох, потому что он говорит тебе хозяин дорогой ты что, ты хочешь, чтобы я поверил, что с закрытыми глазами можно видеть? Но ведь если я в это поверю, значит можно взлететь, можно пройти сквозь стену. Да ты понимаешь что мир, в котором мы живем, если я в это поверю, рухнет!
Но дело в том, что наши органы чувств не идеальны, вы альпинист поднялись в гору, ваши глаза не заметят расселину занесенную снегом, уши не услышат бандита, который подкрадывается сзади с железякой в руке, нос не учует запах угарного газа. Все это кончится фатально и ошибка будет в том, что информация, которую получил мозг, не точна, не верна. И вот говорю я что у нас кроме 5 известных нам органов чувств есть еще одно шестое. Которое может получать информацию из окружающего мира напрямую не использую органы чувств. Когда ко мне приходит на презентацию первый раз человек. Его мозг абсолютно твердо знает, что по полу ходить можно по потолку нет, сквозь стену не пройдешь. И за этой его убежденностью стоит не просто его личный жизненный опыт данного человека, за этим стоят сотни миллионов лет эволюции живого на земле. Но когда человеку удается преодолеть вот эту абсолютную закономерную предубежденность нашего мозга, вот тогда мои студенты начинают творить самые настоящие чудеса. Поэтому говорить о том, что, что - то не правильно, что наш мозг не принимает этого, вот это не правильно, это условия выживания, наш мозг должен знать, что реально, что нет, чтоб казалось, что есть на самом деле.
Центр речи в мозгу человека сам не заработает, он нуждается в активизации, вмешательстве из вне. Ведь если с человеком не заговорить он уйдет из этой жизни немым. И родители с первых, буквально с первых дней появления младенца на свет. Они ему активизируют этот центр, и они с ним все время говорят, они побуждают его понимать отвечать, они ему задают вопросы и ребенок начинает с какого - то возраста пытаться ответить на эти вопросы. Пытается начать говорить. Тоже самое с центром информационного восприятия. Надо побудить, человека задействовать этот центр, как я это делаю? Я говорю закрой глаза, я тебе даю цветной листочек бумаге и ты скажи какого он цвета. Т.е. я перекрываю привычный для мозга канал получения визуальной информации. И мозг начинает метаться. Он обращается ко всем органам чувств. – ребята помогите кто-нибудь, что вот как можно увидеть? Глаза, уши? Глаза говорят: - да пожалуйста мы готовы тебе помочь, но открой нас, ты же нас закрыл. Нет, надо с закрытыми глазами. Уши говорят: - мы не можем, кожа – мы не можем, нос – мы не можем. Кто – нибудь? И вот откуда-то из закоулка раздается робкий голос: - вы знаете, ну я могу попробовать. Мозг кричит: - пробуй! Хоть кто – нибудь! Какого цвета? Красного. Открыл глаза: - о! красного! Да ты же молодец! Да здорово! Вот он новый для меня источник поступления информации.
И для меня чрезвычайно важно, чтобы скорее вот это вот осознание, важности, нужности необходимости, дошло до людей, до правительств, до власть поддержащих. Ведь чем раньше оно войдет в нашу жизнь, тем быстрее придет новый мир и этот новый мир, который придет, он будет
резко отличаться от нашего, потому что из него уйдет много дряни, уйдет зависть, коварство, ложь, преступность уйдет, ничего плохого нельзя будет даже задумать, мысль материальна- это информация и человек, у которого работает этот центр информационного восприятия мгновенно выловит эту мысль”.
Мы видим, что реальность не ограничена нашими мыслями у нас в голове. Действие и расстояние Я не имеют границ, наше спрятанное Я, на которые мы упорно не хотим обращать внимание, существует вне пространства и по большому счету вне времени. Вадим Зеланд
“Вот когда мы систематически фиксируем свое внимание на какой – то мысли форме и когда мы живем виртуально в том мире, который создали для себя. Одни это могут назвать миром грез, но я это называю конкретной работой с целевым слайдом, если это делать систематически и целенаправленно. Так вот, когда вы фиксируете внимание на определенной мысли форме, которая отражает картину, где цель, к которой вы стремитесь, уже достигнута. Вы подсвечиваете фонариком своего внимания соответствующий сектор пространства вариантов”.
Знаете что самое удивительное?
Мысль - это тот мир который везде… И они едины - это одно и то же... Вся реальность состоит из энергии, которая не имеет границ и формы.
Ваша мысль, вы, я, этот город, эта планета, эта вселенная - это все одно целое и неделимое. Вся наша реальность это- то, как мы воспринимаем-реагируем, и то, как мы действуем дальше. И то что будет дальше, зависит только от нашего выбора, того что мы хотим. Мы должны перестать просто, реагировать. Амит Госвами
“Суммируя все выше сказанное, основная задача это получить контроль, для того, чтобы обладать властью над событиями, получить власть над процессом. Многие называют это намерением, т.е. следованиям своей творческой мысли. Ключевой принцип этого намерения, создавать и делать ради процесса. Наша сущность она открывает нам больше возможностей для выбора нашего пути. И этот широкий диапазон возможностей позволяет нам быть создателями нашей жизни”.
Где мысль, там и ее следствие, но только если эта мысль сфокусирована и наблюдатель не прикрывается ею от страхов. Потому что таким образом выползают только реализации страхов.
Наша реальность это то кто мы сейчас..тем кем нам быть дальше мы выбираем сами каждое мгновение. Вадим Зеланд
“Т.е. вы должны контролировать ход своих мыслей, если вы управляете ходом своих мыслей, считайте, что вы, управляете своей реальностью”.
Быть счастливым и человеком разумным, способным творить чудеса, совершать невероятные поступки, создавать и творить, чтобы все удивлялись тому, как вы живете… Но теперь вы знаете, что все что требуется это просто перестать бояться своих мыслей и желаний, знать что все что вы поставили как задачу перед собой - свершимо.
Так идите и удивляйте себя и других, зная, что теперь ваша жизнь - не случайность, не реакция, а ваше желание.
Заключение
Начиная свой путь к познанию себя, мы прошли много препятствий, но все, же нам удалось немного приблизиться к непознанному. Мы не пытаемся Вам навязать конкретные действия или сказать Вам истину. У каждого свой путь и свое познание мира. Мы рассказали Вам, что существует масса интересного и необычного на пути к познанию себя и уверяем Вас, человеческие возможности практически неограниченны. Даже этот фильм также является таким примером. В начале подготовки
к созданию фильма, мы были не уверены что у нас вообще получится, но мы собрались с силами и применяя разные техники и приложив все свои силы и знания смогли достичь цели.
Мы считаем, что каждый может достичь невероятных результатов жизни, вопрос Вашего желания и правильного настроя. Не бойтесь желать, творить, создавать. Используйте каждый день весь свой потенциал и будьте счастливы в покорении новых горизонтов, как духовных, так и материальных!
Участники
Mr.Freeman. Анимационный персонаж, который дает интервью в виде черно белых анимационных роликов, рассказывая о мыслях, теле, человеке и.т.д. ВАДИМ ЗЕЛАНД - интервьюер. Писатель, автор книг «Трансерфинг реальности». Книги переведены и изданы на болгарском, сербском, латышском, немецком, английском[9], китайском и японском языках. В 2006 году в Санкт-Петербурге открыта Официальная Школа Трансерфинга, которая сейчас имеет свои филиалы в Москве, Самаре, Челябинске и других городах России и СНГ, в 2008 году в Голландии открылся Transurfing Center Netherlands. Он объясняет возможность создания реальности и рассказывает о способах реализации. Amit Goswami, Ph. D. – интервьюер.
Ядерный физик – теоретик, специалист в квантовой космологии, один из героев фильма “Вниз по кроличьей норе”. Его последний документальный фильм “Квантовый Деятель” – фильм о новом квантовом видении реальности. На русскомязыке издана книга “Самосознающая Вселенная”. Автор 10 книг, посвященных связи квантовой физике и сознания.
Снимался в фильмах:
2010 The Invocation. производство США
2007 Dalai Lama Renaissance Производство США
2006 Покрытое тайной 2: Вниз по кроличьей норе . Производство США Ingo Benjamin Jahrsetz, Dr. phil. – интервьюер.
Психотерапевтическая практика во Фрайбурге / Германия
Интегральная Психотерапия, системная семейная терапия, системные расстановки, психодрама, Практика Холотропного Дыхания.
Семинары в Германии и за границей.
Учебные курсы Трансперсональной Работы с Дыханием и Психотерапии.
Автор книг и многих статей о психотерапии и духовности.
Основоположник и почетный председатель Сеть Духовного Кризиса, Германия.
Основатель Международного Института Исследования Сознания и Психотерапии, Фрайбург/Германия.
Президент EUROTAS. Ши Дэян – интервьюер. Является одним из самых знаменитых монахов-бойцов монастыря Шаолинь. В течение долгого времени он являлся старшим тренером монастыря Шаолинь по ушу, а в настоящий момент возглавляет подготовительную команду шаолиньских монахов-бойцов. Благодаря своему уникальному мастерству Ши Дэян стал настоящим символом шаолиньского искусства, именно он чаще всего изображается на фотографиях, посвященных шаолиньскому ушу.
Ши Дэян считается одним из последних продолжателей истинной традиции Шаолиньского монастыря. Дэян является хранителем многих «тайных» знаний в области духовных практик, боевых искусств, медицины. Президент международной ассоциации восточных единоборств. Ринад Минвалеев
Кандидат биологических наук, востоковед Ринад Султанович Минвалеев – исследователь йоги, заведующий кафедрой традиционных систем оздоровления Национального института Здоровья (Санкт-Петербург) в АиФ “Здоровье” Марк Комиссаров
Президент компании “Blind Care Foundation”. Вице-президент компании “Olma LLC” Родился в 1949 году в Москве. Образование высшее техническое – за плечами Московский институт Химического машиностроения. В США – с весны 1989 года. Около пятнадцати лет назад увлёкся изучением явления Ясновидения, рассматривая его с материалистических позиций. Пришёл к выводу о способности человеческого мозга к восприятию окружающего мира напрямую, без использования для этого органов чувств. Является автором методики, позволяющей активизировать эту способность мозга у любого человека. Применение его методики на практике даёт слепым людям возможность реально увидеть окружающий мир. Владимир Тонков
Владимир Тонков - основатель одного из ведущих направлений в области развития естественных психофизических способностей человека; главный специалист НОУ ДПО «Институт биосенсорной психологии»; руководитель «Центра В. Тонкова». Учредитель «Общества современного биосенсорного психоанализа». Автор патентных изобретений: способы выявления скрытых психических реакций; способы регулирования эмоционально-психического состояния; автор книги Беседы о сверхсознательном, а также ряда учебно-методических пособий. Шераб Тензин Ринпоче
Буддийский лама, рассказывает о возможностях и о нашем мире с точки зрения буддизма.
Досточтимый лама Шераб Тензин Ринпоче родился в 1953 году, год водяной змеи по тибетскому календарю. Он был первым ребёнком в семье его отца Цюльтрим Еше Ринпоче и матери Сонам Дролмы, проживавших в Непальской части Гималаев. Шераб Тензин Ринпоче, таким образом, роился в семье, принадлежащей к известной и почитаемой в Тибете линии Янгтон - практиков Дзогчен Традиции Бон. Высшей учения Дзогчен Традиции Бон - Шанг Шунг Ненгьюд в течение сотен веков и тысячелетий прямо передавались в рамках этой семейной линии, - начиная с первого Тибетского Царя. В 11-12 веках представители этого семейства переместились в Мустанг и Долпо и построили несколько крупных Монастырей в этой части Гималаев. Монастырь Самлинг является одним из крупнейших и наиболее важных, воздвигнутых линией Янгтон (возобновлённой Мастером Янгтоном Гьялцен Ринченом) в 13 веке. Дульнев Геннадий
Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН).
Окончил с отличием инженерно-физический факультет (1950).
Работает в ЛИТМО с 1951 г.: ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой Тепловых и контрольно-измерительных приборов (1960-74), проректор по научной работе (1961-62), ректор ЛИТМО (1974-86) , заведующий кафедрой Теплофизики (1986-95), профессор кафедры Компьютерной теплофизики и энергофизического мониторинга.
Кандидат физико-математических наук (1953), доцент (1959), доктор технических наук (1959), профессор по кафедре Тепловые и контрольно-измерительные приборы (1961).
Руководитель научно-педагогической школы университета «Тепло- и массообмен в приборостроении», ведущий специалист России в области теплофизических свойств веществ и
явлений энергоинформационного обмена в природе. Руководитель секции теплофизических и массообменных свойств веществ Научного общества по проблеме «Массо- и теплоперенос в технологических процессах» при Государственном комитете Совета министров СССР по науке и технике (1974-91). Возглавляет Северо-Западное отделение научного совета РАН по проблеме «Теплофизика и теплоэнергетика», руководит Центром энергоинформационных технологий, являлся председателем диссертационного совета.
Автор более 300 научных трудов, 4 учебников, 8 монографий.
Подготовил 11 докторов наук, более 40 кандидатов наук.
Награжден орденом Почета (2000), медалью "В память 300-летия Санкт-Петербурга" (2004) и другими правительственными наградами. Золотая медаль ВДНХ (1987).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1982). Альберт Крашенюк
Доктор медицинских наук. Руководитель академии герудотерапии.