Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Если вам повезёт...

 Те, кто часто переживает переломные моменты, думают, что Вселенная неблагосклонная к ним и судьба издевается, посылая определенные испытания на их пути. Но стоит задуматься об обратной стороне таких моментов, ведь если вас испытывают, значит вы достойны чего-то большего.

Возможно, жизнь хочет сделать так, чтобы вы несли свет в этот мир и научились не жаловаться на судьбу, а наоборот — радоваться и благодарить. Возможно, именно вы однажды осознав что-то важное, сможете помочь тем людям, кому действительно бывает сложно. Эти строки наполнены очень глубокой мудростью, которая поможет вам задуматься о том, почему Вселенная посылает испытания.


Если вам повезёт, вы останетесь одни. Совсем одни, когда никого не будет рядом и придётся искать опору на землю и на себя.

Если вам повезёт и это будет в правильное время, жизнь ударит по вам, чтобы расколоть как орех и достать ядро.

Если вам повезёт и будет правильное время, вам будет больно. Так больно, что эта боль почти заставит умереть, а потом поможет переродиться изнутри.

Если вам повезёт, вы будете плакать. И эти слёзы ничем невозможно будет сдержать. И через них придёт освобождение, а потом и настоящая жизнь.

Если вам повезёт, вы будете уязвимы при других людях. И никак не сможете это спрятать. И тогда поймёте, кто с вами, а кто нет.

Если вам повезёт, вы не будете знать ответов на вопросы. И тогда придётся что-то изобретать самостоятельно.

Если вам повезёт, вы разочаруетесь в людях, идеях, учителях и добрых волшебниках. И, пережив это, сможете смотреть на реальный мир.

Если вам повезёт и будет правильное время, вам не у кого будет спросить совета. Совсем не у кого. И придётся найти внутренний компас.

Если повезёт и будет правильное время, вам будет невыносимо, настолько что придётся что-то сделать с этим или просто расслабиться и позволить миру что-нибудь с вами сделать.

Если вам повезёт, вы потеряете, обманетесь, будете преданы и почти раздавлены. И это «почти» отпечатается на лице морщинами мудрости. И опыт останется с вами на всю жизнь.

Если вам повезёт, у вас не останется денег. И придётся вступать в реальные отношения с людьми, которым раньше можно было просто заплатить.

Если вам повезёт, у вас будет очень много денег , вы постигните глубину отчаяния, когда развеется иллюзия, что счастье в них.

Если вам повезёт, вас далеко не все будут любить. И нужно будет настроить внутреннюю систему ценностей. А желание всем нравиться отпустит ваше горло.

Если вам повезёт, кто-то близкий отвернётся от вас. И вы узнаете цену моментам счастья.

Если вам повезёт, вы столкнётесь с любимыми лицом к лицу. И будет две правды. Их и ваша. И вы ощутите звенящее пространство между отдельными вселенными, которые едва соприкасаются.

Если вам повезёт, вы сможете все это выдержать. И найти способ преобразования себя. Испытаете ту внутреннюю алхимию, которая делает из боли красоту. Из злости смирение. Из страха свершения. А из радости вдохновляющий пример. Вину и стыд вычищает из души как дворник выметает старый мусор. А шрамы превращает в двери.

Если вам повезёт и будет правильное время…

Эмоциональное выгорание

Цокньи Ринпоче: “Эмоциональное выгорание связано с блоками в тонком теле”

Цокньи Ринпоче — один из современных мастеров тибетского буддизма, сын тулку Ургьена Ринпоче и, насколько мне известно, первый из учителей такого уровня, кто стал открыто говорить о важности тонкого (эмоционального тела) в жизни современного человека. В этом интервью Цокньи Ринпоче рассказывает о том, почему он решился на этот шаг, как блоки в тонком теле человека приводят к стрессу и эмоциональному выгоранию, и как люди на Западе могут применить эти знания для сохранения здоровья и благополучия. И хотя  интервью было сделано во время его визита в Гонконг в сентябре 2016 года, кажется, что речь идет о вполне московских реалиях, в которых все эти советы тоже чрезвычайно актуальны.

В детстве Цокньи Ринпоче и его младший брат Мингьюр Ринпоче были признаны Его Святейшеством Кармапой XVI перерождениями лам линии Другпа Кагью. На протяжении более 20 лет Цокньи Ринпоче путешествует по свету, давая учения о глубинной природе ума так, как это понимается в традиции тибетского буддизма.

Цокньи Ринпоче живо интересуется возникшим недавно диалогом между западной наукой — особенно нейронаукой и психологией — и буддизмом. Благодаря своим прозрениям относительно того, как работает ум западных людей, он учит таким образом, который актуален и созвучен повседневному опыту современного человека, но при этом касается самых глубоких слоев осознавания.

Это интервью было сделано накануне визита ринпоче в Гонконг по приглашению некоммерческой организации Pundarika Hong Kong, созданной для  того, чтобы поддерживать учение Ринпоче, а также содержание и образование монахинь в монастыре Цокньи Гечак Линг в Непале.

Вы много путешествуете и учите людей по всему миру. Не могли бы поделиться своими наблюдениями относительно того, как современный образ жизни влияет на нашу возможность жить счастливой и успешной жизнью?

 Сегодня в мире я вижу два доминирующих стиля жизни, и они явно отличаются друг от друга. В странах, менее развитых индустриально, мышление людей проще, а сердечности больше. В современных обществах, развивающихся по западной модели, образ жизни основан на интеллекте и погоне за процветанием — и я заметил, что это непроизвольно создает блоки в тонких телах людей и уменьшает их ощущение благополучия.

Это приводит к тому, что хотя вы по-прежнему способны хорошо мыслить, вы не чувствуете себя хорошо в самой сердцевине своего существа. В результате постепенно эти блоки в тонком энергетическом теле приводят к тому, что мыслительные способности тоже истощаются и человек чувствует себя рассеянным или опустошенным.

В результате я вижу много несчастья и дисгармонии и на уровне личности, и в семьях, в обществе, на рабочих местах – это следствие того, что базовое эмоциональное здоровье нарушено.

Что понимается под тонким энергетическим телом в традиции тибетского буддизма?

 Тонкое тело — это энергетическое тело, которое является домом для наших эмоций. Оно состоит из каналов (тиб. ца), по которым под влиянием внутренних ветров или ци (тиб. лунг) циркулируют капли энергии (тиб. тигле). Если нервная система сжата, напряжена, она сжигает энергетические капли, которые являются источником радости.

И какое лекарство вы предлагаете для восстановления нашего чувства благополучия? 

 Я пробовал разные средства на протяжении многих лет. В конце концов я осознал, что необходимо объединить думающий ум и чувственную сферу. Но это очень непросто, потому что в развитиях странах ум весь сконцентрирован вверху, в голове, и поначалу нам требуется опустить его вниз, в тело.

Стоит только восстановить контакт между физическим телом, эмоциональным телом и думающим умом, как они начинают работать сообща. Тогда вы можете чувствовать те чувства, которые к вам приходят, и открыть энергетические блоки при помощи различных искусных методов. И тогда в один прекрасный день вы вдруг обнаруживаете ваше внутреннее благополучие — то, что я называю “сущностной любовью” — которая по сути является ощущением, что с вами все “ок” на базовом уровне.

Это наилучшее лечение для блоков в тонком теле. Когда ум и тело становятся одной командой, вы чувствуете себя укорененным, открытым и вы мыслите очень ясно. И тогда думающий ум становится более восприимчивым к мудрости или прозрению. Я много учу именно этим вещам.

Ваш фокус на эмоциональном благополучии и эмоциональном теле необычен для учителей тибетского буддизма. Вы даже написали об этом целую книгу “Открытое сердце, Открытый ум: Пробуждение силы сущностной любви”. Почему вы учите именно этому? 

 Мое естественное желание состоит в том, чтобы помочь людям трансформировать их страдание, а эмоциональное страдание — это такое “высококлассное страдание”, которое я наблюдаю практически у всех современных горожан. Скорости, некоторых они живут, порождают такое же ускорение в их тонких телах, а это, в свою очередь, приводит к беспокойству и “вспенивает” в них множество эмоций. Их ум хочет отдыха, но тонкое тело перегружено и постоянно колеблется и находится в движении, и рано или поздно ум становится рабом этих энергетических блоков или нездоровых чувств.

Когда вы направляете всю свою энергию наружу — или направляете слишком много ци вверх, в голову — тогда вы не сможете чувствовать себя отлично. Возможно, вы многого достигнете, но вы не будете чувствовать себя хорошо, и в долгосрочной перспективе это создаст проблемы.

Вы видите это и на Востоке, и на Западе? 

 Я вижу это везде, где есть современные города, везде, где есть прогресс. Если вы не заботитесь об этом, это бьет по всей вашей системе. И однажды вы оказываетесь парализованы и не способны даже просто делать свою работу. Вы чувствуете себя расщепленным. Половина вашего ума беспокоится о вашей работе, а половина — о той проблеме с энергией, которая у вас возникла. Но если ваше тонкое тело здорово, вы сможете работать продуктивно и не испытывать стресса или сжатия.  

Гонконг — маленькая страна, в которой живет семь миллионов человек. Наша культура ориентирована на работу, и мы все испытываем постоянно давление, но кажется, что значительная часть этих устремлений связана с глубинным чувством незащищенности. 

 Люди в Гонконге работают даже больше, чем люди в Нью-Йорке! Я могу понять это стремление обрести материальную безопасность, но иногда я думаю, что жители Гонконга несколько переусердствовали. Возможно, ситуация уже изменилась, а вы этого не заметили. Мне кажется, люди в Гонконге живут достаточно хорошо, но вы можете не замечать этого в силу того, что находитесь под влиянием старых привычек. Идея, что вам нужно работать больше, быстрее, дольше уже не соответствуете современным реалиям, и это просто сжигает вашу энергию. Вы переживаете так много надежд и страхов в процессе реализации своих амбиций, что к тому моменту, когда достигаете заветной вершины карьерной лестницы, ваша ци выгорела и вы не можете насладиться вашим успехом. У вас есть материальное богатство, но нет радости.

Но возможно ли в таком городе как Гонконг, который постоянно стимулирует вас повышать интенсивность жизни, чувствовать мир и покой?   

 Да, конечно. Сначала вы должны осознать проблему, а затем вы можете трансформировать ее. Если вы найдете правильный баланс, вы сможете жить стремительной жизнью, не ощущая этой скорости. Во-первых, будьте добры к себе и к той ситуации, в которой вы находитесь. Вы можете поговорить со своими старыми привычками и сказать себе, что чрезмерное усердие не ведет к здоровью. Затем вы можете использовать различные методы для работы с вашей тонкой энергией. Я учу практике “рукопожатия”, когда вы смотрите внутрь себя и честно встречаетесь с самим собой, чтобы привнести осознавание в ваши самые сырые, первозданные чувства и возбуждения на уровне тонкого тела.

Помните, что эмоциональное выгорание не связано со скоростью мышления, оно связано со скоростью вашего тонкого тела. Например, если я хочу попасть отсюда домой, мой думающий ум уже прикинул, как это сделать, но мое физическое тело не может мгновенно перепрыгнуть из одного места в другое, как ум — оно должно идти шаг за шагом. А мое тонкое тело, эмоциональное чувство, говорит: “Давай! Двигайся! Иди! Быстрее!”. Это как если бы у нас внутри было три разных скоростных режима — по одному для физического, эмоционального и интеллектуального уровня. Думать и двигаться быстро хорошо, а вот быстрые эмоции нам никак не помогут. Внутренний голос, который подгоняет нас, приводит только к стрессу и истощению.

Поэтому очень важно осознавать эту энергию тонкого тела и замедлять необязательное ускорение и излишние переживания.  Это принесет нам много пользы. Если энергия в вашем тонком теле течет гладко, вы чувствуете очень ясно! Вы быстро реагируете, вы бдительны, но при этом спокойны; вы динамичны и продуктивны, но вы также счастливы.

Как вы пришли к подобной адаптации традиционных тибетских учений?    

 У меня было много встреч с людьми, которые приходят на мои семинары и лекции, и благодаря моим ученикам я могу видеть те потребности, которые у них есть. Чему надо учить. Я также многому научился у Дэниела Гоулмана, Тары Беннетт-Гоулман и Ричарда Дэвидсона — они рассказали мне о когнитивной психологии и работе мозга.

Из разговоров с ними о том, как пересекаются научное понимание и буддийский взгляд на ум и эмоции, возник именно такой подход к обучению. Я думаю, что такое сотрудничество очень полезно.  Психологическое понимание дает нам карту, Дхарма дает инструменты для работы с собой, а наука дает некоторые подтверждения того, как это работает.

Гонконг находится в процессе изменений, и наша культура начинает  все больше ценить эмоциональный интеллект и личное развитие. Кажется, что сейчас очень подходящее время для того, о чем вы говорите. 

 Гонконг — это интересное смешение западной и азиатской культуры, и у этого есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, у вас уже есть понимание кармы, реинкарнации, тонких энергий и фен-шуй. С другой стороны, существуют традиционные социальные структуры, которые могут быть очень ограничивающими в эмоциональном плане. А в дополнение ко всему существует влияние западной культуры. Я думаю, что люди живут несколько разной жизнью дома и в офисе, и это может приводить к смущению и тонким формам страдания.

Я видел много жителей Гонконга, которые ищут ответы на свои вопросы.

Глубоко внутри они чувствуют: что-то не работает, но они не понимают, что. Когда я учил здесь раньше, я видел, что когда я начинаю рассказывать, у слушателей что-то словно немедленно щелкает внутри — люди обнаруживают, что им надо что-то трансформировать внутри, а не снаружи. Мой метод не в том, чтобы менять ваш образ жизни, а в том, что разрешить внутреннюю проблему — и тогда однажды образ жизни всего общества естественным образом изменится. Когда наш ум, тонкое тело и физическое тело находятся в гармонии, тогда в нас возникает ощущение мира и покоя, и оно влияет на тех, кто нас окружает.

Что бы вы посоветовали делать в это время перехода и изменений?

 В буддийской практике очень важно зародить правильную мотивацию нести благо другим. Сначала мы должны восстановить контакты с нашим базовым благополучием и внутренним покоем, а затем излучать их окружающим. И тогда наш разум будет опираться на это основание. Очень важно не действовать из места эмоциональной раны или травмы.

А как воспитывать детей эмоционально здоровыми? Жизнь в Гонконге чрезвычайно конкурентная, и дети начинают соревноваться друг с другом с самого раннего возраста. Некоторые уже в три года учатся писать. 

 Очень важно дать детям чувство эмоциональной безопасности, а не слишком много знаний слишком рано. Слишком сильная когнитивная стимуляция и ответственность вызывают эмоциональный стресс у ребенка, а это не ведет к здоровью и не способствует общему развитию. Я понимаю, что в Гонконге сейчас происходит много перемен, но даже если мы не можем повлиять на внешние обстоятельства, мы все равно можем помочь нашим детям быть игривыми и радостными в их тонком теле.

Например, я советую родителям держать детей на коленях, повернув их лицом к внешнему миру — так ребенок смотрит наружу, но чувствует себя защищенным родительским присутствием со спины. Тогда вырастая этот ребенок будет радостно играть, убегать и прибегать, зная на уровне подсознания, что рядом с ним всегда есть родитель. Это важно для передачи ребенку чувства сущностной любви и это помогает ему расти с ощущением безопасности и уверенности.

Слишком много давления или воздействия со стороны родителя может вызывать беспокойство или ощущение, что тебя пытаются задушить опекой и заботой. Конечно, ребенок должен учиться, но если у вас будет хотя бы 15 минут такого расслабленного контакта каждый день, это окажет огромную пользу. Со временем дети учатся брать на себя ответственность и развивают когнитивные способности на этом здоровом эмоциональном фундаменте.

Поразительно, что буддийские прозрения относительно трансформации страдания могут быть актуальны в современном мире. 

 Поначалу я не мог понять, почему люди в богатых странах страдают. Я думал, страдание было уделом бедных стран вроде Непала. Но теперь я испытываю сочувствие и к тем, и к другим. Очень богатые страдают. Беднейшие люди в Непале также страдают, но при этом в них есть некоторая открытость и радость. Конечно, лучше всего быть счастливым и внешне, и внутренне! Это очень хорошо!

Интервью © Pundarika Hong Kong

Перевод © Анастасия Гостева

Путь духовности и опасен, и тернист…

У многих сложился определенный шаблон в сознании на тему: кто такой духовный человек, что он должен делать, какие суперспособности обрести, что он должен пить или есть (или же не есть и не пить), что духовность — это непременно просветление…

И так получается, что к этому образу и стремятся многие ищущие: именно к просветлению, к суперспецэффектам и, конечно, к способностям супермена и решению всех земных и неземных задач.

Однако есть одно НО! 

Все эти желания и устремления идут от ума человека — от ЭГО.

Да, я  призываю стремиться к духовности, но не по шаблонам, придуманным и устоявшимся, не из Эго, не от ума и не из состояния опустошенности от поисков счастья. Я ни в коем случае не хочу сейчас обидеть ищущих, но, напротив, предотвратить ненужные ожидания… (не надежды, а именно ожидания). Ведь, по-хорошему, многое из того, что должно в духовности помочь, приводит к поверхностному решению проблемы через уход в иллюзии, а далее, как следствие, к еще большему приходу в тупик.

Ибо “если и тут не помогло… если и Высшие Силы/Бог/Вселенная меня не слышат и не решают мои проблемы, если даже они не дали мне стать здоровым, счастливым, обрести суперсилы и слышать Высшее Я — значит, уже все бессмысленно, везде обман и Ваша духовность тоже!” Таким образом, человек лишается самого импульса к развитию.

Тогда как же понять и разобраться во всем разнообразии информации? Ведь существует великое множество правильных теорий, тысячи практик и т. д.

Для начала хочу обозначить, что очень часто человек приходит в духовность и совершает первую ошибку — он обесценивает все мирское, пытаясь не решить проблему, а убежать от нее, убежать от себя. Он начинает жить не как все, становится не от мира сего и объясняет свое состояние одним весьма красивым, но сомнительным утверждением: “Я пришел к Истине, вы меня не понимаете и понять не сможете, ибо не ведаете того, что ведаю я”, — тем самым духовный искатель отдаляет себя от мира окружающего и противопоставляет себя внешнему миру.

Его жизнь наполняется неким смыслом, надеждами и предвкушением, где он решит все проблемы, просветлеет, обретет суперсилу, откроет третий глаз и, конечно, будет занимать не последнее место в иерархии Высших Сил и т. д.

Образ духовности пропагандирует самые разнообразные цели, но все это время мы находимся в ожидании возвеличивания, решения проблем и в перманентном состоянии “сейчас-сейчас, вот-вот, еще чуть-чуть, — и все получится”.

Притом сама практика или медитация не представляет для человека особой ценности, ее делают, потому что надо, потому что “только так я получу то, чего хочу, поэтому я уж заставлю себя помедитировать”. Но все это ради того, чего я жду, а не ради самой практики. НО именно ожидания и желания получить от практики что-то, на что я возложил надежды, и являются противоположностью самой сути медитации и духовного развития!

Люди воспринимают практику как волшебную палочку или же как некое одолжение Богу и Высшим Сутям: а-ля, «я тут помедитирую 20 минут, а вы мне за это дайте такую-то и такую-то плюшку». Но это в корне неверный подход!

Практика должна стать частью жизни, должна стать самой жизнью, но это не означает, что нужно просиживать в медитациях сутки напролёт, а лишь подразумевает, что жизнь должна быть осознанной. Таким образом грань между медитацией и обыденностью стирается, и это состояние становится постоянным в жизни человека.

Многие прикрывают банальные цели тем, что хотят Света, высоких вибраций, служить людям… На словах они много медитируют, живут в любви и радости, идут к Творцу, а на деле — ничего! Лишь находятся в состоянии беспочвенного ожидания “конфеты”, решения всех проблем и открытия суперсил.

И, о горе, если через несколько месяцев “интенсивной практики” ищущий этого не получил, то тут же вся любовь и стремление к Высшему проходят; появляются мысли: “Обманули меня этими духовными концепциями, не работает, неправда”, — и человек либо идет к очередной новой практике/новому учителю/в новую традицию, либо тотально разочаровывается в духовности и еще глубже падает в болото обыденности. И — та-дам — система и вирусы Эго победили изначально чистый импульс души.

Парадокс заключается в том, что истинная духовность — это противоположность вышеописанным шаблонам о развитии.

Духовность — это прежде всего состояние, а не медитация 2-3 часа в сутки, это не ожидание чуда и сверхспособностей, а истинное стремление к Богу без фанфар и Света в конце тоннеля.

Духовность — это принятие реальности, некое смирение, когда жизнь принимается в ее простой и непредсказуемой красоте: принимаются эти смертные люди с их миром и их недостатками, непредсказуемая погода, “несовершенства” мира.

Но порой человеку “духовному” это скучно и серо, ведь он на пути эволюции, а значит, это что-то величественное и чрезвычайно возвышенное, ведь он ожидает молний и грома из третьего глаза (или откуда-нибудь еще), просветления с лопающимися от энергий чакрами.

Я за работу над чакрами и энергиями и за духовность, но в первозданном, неискаженном шаблонами и ожиданиями виде. Я искренне не понимаю духовности, которая под видом смирения и принятия идет путем противоположным, ища в этом не стержень, а наносные вещи, которые духовного человека как-то будут отличать от простого мирянина, возвеличивать за счет просветления и обретения каких-то знаний.

Путь духовности не предполагает суперсилы и действия, которые делаются из ожиданий Эго, духовность — это не сверхмогущество и решение всех проблем, более того, духовность — это не самореализация. А многие годами занимаются разными практиками и, не получив в одном месте “конфету”, идут в другое, и так далее по кругу. Затем, набравшись теории и знаний, ловят “синдром гуру” и начинают уже других несчастных заводить в лабиринт духовности, в котором кроме их ожиданий и привычного шаблона духовного человека ничего не передается.

Духовность никак не выражается в чтении околодуховной литературы и пафосных терминах об устройстве мироздания и, уж тем более, не проявляется через уход из реального мира. Лишь у единиц в судьбе прописан путь отшельничества и познания мира в аспекте отрыва от социума. А я часто наблюдаю, что человек пропитывается отторжением реального мира, потому что он противоречит духовным клише, не понимая, что жизнь и есть то самое простое искомое чудо, где можно проявить истинную духовность и изучать мир, познавая его многогранность.

Эго отказывается принимать жизнь такой, какая она есть, и держится мертвой хваткой за свои духовные цели, опять же ожидая лучшего, но при этом не меняясь внутри, ведь изменения — это путь трансформации личности, что для Эго смерти подобно! Эго рассуждает о высоком, правильном, Боге, духовности, а в жизни человек является прямой противоположностью своих суждений: злость, обида, раны, ревность, ложь и т. д.

Но со временем, как бы упорно искатель себя ни дурачил, он не может не заметить, что этот путь, пропитанный “великими духовными” целями, по итогу ни к чему путному не ведет — святость и просветление все никак не приходят. И тогда надежда сменяется своей закономерной противоположностью — безнадежностью и верой в обман духовного, или же искатель начинает полагать, что это он недостаточно способный, а то и вовсе никчемный, поэтому Высшие Силы его не жалуют.

Но все проще! Духовность проявляется и должна проявляться в простоте!

Духовность — это наше естественное состояние, которое было нам свойственно от природы. Посмотрите на младенцев: они испытывают ненависть? Злость? Умеют осуждать? Сплетничают? Убивают? Навязывают свое мнение? Проявляют жестокость? Ждут конфет? Они учатся говорить, ходить, не ожидая, что это кто-то сделает за них…, терпят — пусть через боль — как режутся зубки, но не обвиняют в этом мир. Ходят и падают, и им больно! Но опять встают и познают мир с широко раскрытыми глазами! Глаголят истину и порой видят лучше, чем взрослые, медитирующие ради “конфеты”.

ЛЮДИ!

Духовность — это путь к себе, к себе истинному и настоящему без спецэффектов и ритуалов, без осуждения и ожидания чуда.

Духовность — это способность любить мир и проявлять свои лучшие качества в нем.

Духовность — это работа над своими недостатками: не уход от них, но погружение с принятием и любовью к себе.

Это истинная самость без придуманных идеалов и шаблонов жизни.

Это проявление своих качеств миру, это проживание жизни в своем истинном предназначении.

Духовность — это не ожидание и стремление к цели, это путь радости, даже когда больно.

Духовность — это легкость бытия и восприятие оного.

И как печально осознавать и видеть противоположный путь духовности, на который попались многие.

Я никого не призываю к действию, но призываю подумать о том, где вы, какой выбор сделали, что для вас духовность и чего вы ждете от духовности на самом деле?