Согласно текстам раздела Тайных Наставлений Дзогчена (Мэннагдэ), Гараб Дордже (тиб. dGa'-rab rdo-rje, Ваджр высшего блаженства; санскр. Prahevajra – Прахеваджра) родился через 360 лет после паринирваны будды Сакьямуни, то есть в 184 году до н.э. в царстве Уддияна (тиб. Ургьен), которое было расположено к северо-западу от Индии, в районе современного Пакистана (долина Сват), Афганистана и Таджикистана.
По другой версии, согласно "Vairo-rgyud-'bum" – собранию сочинений, переведённых на тибетский язык Вайрочаной, Гараб Дордже родился через двадцать восемь лет после ухода Будды, то есть в 516 году до н.э. Последняя дата согласуется с традицией, по которой Гараб Дордже считается сыном Прахарини, принцессы Уддияны, дочери царя Индрабхути, увидевшего Падмасамбхаву на озере Дханакоша через восемь лет после паринирваны будды Сакьямуни.
Согласно же традиционным источникам Ньингма, Гараб Дордже родился через 166 лет спустя после паринирваны Будды, датируемой в тибетских источниках 881 г. до н.э. Западные учёные утверждают, что это произошло на 220 лет позднее.
Не так важно какая из версий жизнеописания Гараба Дордже наиболее точна, гораздо важнее то, что мы до сегоднешнего дня имеем действующую и мощную традицию Учений Дзогчен, при помощи которой люди достигают полного Освобождения от сансары.
Гараб Дорже был первым человеком, который давал Дзогчен на нашей планете. Мы говорим так, поскольку в одном из древних текстов сказано, что это учение уже передавалось в других измерениях не человеческими существами. Там говорится о тринадцати солнечных системах, где распространено Учение Дзогчен. В своём предыдущем воплощении Гараб Дордже был Дэва (божественное существо) в одном из измерений, где получил и реализовал Учение Дзогчен.
Родился Гараб Дордже чудесным образом от принцессы Уддияны Судхармы, которая была монахиней-девственницей и жила примерно через 50 лет после паринирваны будды Сакьямуни. Эта монахиня практиковала на острове в середине озера, и в это время у неё был сон. Она увидела во сне красивого белого человека (это была манифестация Ваджрасаттвы), держащего хрустальную вазу с выгравированными на ней мантрами. Этот человек дал ей посвящение, а затем, растворившись в свете, вошёл в её тело и оплодотворил её. После этого она родила Гараба Дордже. Это событие её и возрадовало, и опечалило. Судхаме было стыдно, она боялась, что люди будут думать о ней плохо или сочтут её ребёнка призраком, поскольку его родила девственница. Тогда она спрятала его в яме для золы. Когда раскаявшись в своём поступке, через несколько дней принцесса вернулась, то обнаружила, что мальчик, живой и здоровый, играет в золе. И тогда все признали дитя чудесным воплощением великого Учителя, и царь взял его во дворец.
Гараб Дорже, благодаря своей великой ясности, стал произносить наизусть коренные тантры, хотя его никто этому не учил, и царь получал от общения с ним такую радость, что назвал его Прахарша Ваджра, что на языке Уддияны, похожем на санскрит, означает "Радостная Ваджра". В переводе на тибетский это имя звучит как Гараб Дордже.
Когда Гарабу Дордже исполнилось семь лет, все учёные пандиты этого царства собрались на диспут, и Гараб Дордже победил их в полемике, проявив гораздо более глубокое понимание, чем любой из них. Затем он преподал им Учение Дзогчен, и далеко окрест быстро распространилась весть о том, что какой-то мальчик из страны Ургьен (Уддияна), признанный воплощением великого существа, даёт Учение, выходящее за пределы закона причины и следствия. Достигнув Индии, эта весть очень взволновала тамошних буддийских пандитов, и было решено, что самый учёный из них, чьё имя было Манджушримитра, весьма искусный в логике и полемике, должен разгромить в диспуте этого юного выскочку. Но по прибытии, Манджушримитра обнаружил, что мальчик действительно является великим Учителем, и в его Учении невозможно найти ошибку. Ему стало ясно, что мудрость этого ребёнка далеко превосходит его собственное интеллектуальное понимание. Он глубоко раскаялся и признался Гарабу Дордже в своём дурном намерении: встретиться с ним с единственной целью – победить в диспуте. Гараб Дордже простил пандита и дал ему наставления. Однако он попросил Манджушримитру, величайшего буддийского учёного того времени, написать текст, излагающий доводы Учения, при помощи которых Гараб Дордже его победил. Это произведение, называющееся "Созерцание Бодхичитты" (тиб. Чангчубсэм гомпа; санскр. Бодхичитта бхавана), написанное Манджушримитрой, существует и поныне. Оно относится к разделу Сэмдэ учения Дзогчен.
У Гараба Дордже было множество учеников – как среди людей, так и среди дакинь, и он продолжал учить до тех пор, пока не покинул Землю. Он не умер как это происходит с обычными существами, а превратил своё физическое тело в радужное (в сущность пяти первоэлементов: пространства, воздуха, огоня, воды и земли), оставив после себя только волосы и ногти. Считается, что он продолжает существование в этом теле в другом измерении, невидимом для людей и продолжает учить, поскольку ныне его тело состоит из света тончайшего уровня, который является чистым, а не кармическим. С Гарабом Дорже можно вступить в контакт, если развить способность чистого видения. По поводу природы радужного тела Намкай Норбу Ринпоче пишет:
"Например, когда мы говорим, что какой-то учитель, реализованный мастер, проявил радужное тело, то для нас это подразумевает, что его тело исчезло в радужном свете. Но истинный смысл радужного тела не в том, что оно исчезает. Все мы думаем, будто радужное тело означает, что повсюду проявляются радуги и рисуем себе такую картину: из сердца, как из центра, во всех направлениях расходятся радужные лучи. И мы считаем, что это измерение Падмасамбхавы. Так мы представляем себе радужное тело. Но на самом деле радужное тело не такое. Как выглядит наше материальное тело? Какая у него форма? В радужном теле всё остаётся точно таким, как было. Оно не исчезает и не становится другим телом, состоящим из радужного света. Просто оно проявляется не на материальном уровне, не в виде материального тела, а в виде пятицветных лучей. Например, обладая чистым видением, как у Падмасамбхавы, мы сумели бы узнать радужное тело Гуру Падмасамбхавы и не спутали бы его с Гарабом Дордже или Вималамитрой – мы поняли бы, что это именно он. Но если бы это был только центр и расходящиеся из него радужные лучи, мы не смогли бы понять, кто это. Радужное тело не остаётся на материальном уровне, но его облик, форма и всё остальное сохраняются прежними. Вот что называется радужным телом."
Даже в XX веке были практикующие, достигшие такой же реализации, одним из последних из них был дядя Намкая Норбу Ринпоче (см. книгу "Кристалл и путь света").
Прежде чем растворить своё тело в сущности элементов и обрести радужное тело, Гараб Дорже оставил изложение сути своих Учений, называемое "Три завета". Вот краткий перевод этих сущностных наставлений:
1. Получить прямое введение в Природу Сознания от Мастера. (ngo.rang thog.tu.sprad.)
2. Не иметь сомнений по поводу этого состояния. (thag.gcig thog tu.gcad.)
3. Продолжать оставаться в этом состоянии самоосвобождения. (gdeng.grol.thog.tu.'cha'.)
2. Не иметь сомнений по поводу этого состояния. (thag.gcig thog tu.gcad.)
3. Продолжать оставаться в этом состоянии самоосвобождения. (gdeng.grol.thog.tu.'cha'.)
Назавается это состояние по-тибетски ригпа. Ригпа означает узнавание чистого присутствия.
Цель Учения Дзогчен заключается не в развитии интеллекта, а в том, чтобы вывести человека за пределы его ограничений, в изначальное состояние безграничной свободы. Тем не менее, Дзогчен содержит чёткую и ясную структуру взаимосвязанных Учений, сгруппированных в триады, подобную кристаллической решётке. Основу этой структуры составляют Три Завета Гараба Дордже.
Манджушримитра, о котором уже шла речь выше, разделил учения Дзогчен на три раздела: Сэмдэ – раздел природы ума, Лонгдэ – раздел пространства и Мэннагдэ – раздел тайных наставлений. В таком виде эти учения существуют и по сей день.
Существует три способа передачи сущности учения Дзогчен: От ума к уму, символическая и устная.
Изначально, Учение было передано от Самантабхадры Ваджрасаттве. Самантабхадра – это уровень Дхармакайи, абсолютное тело Будды. Ваджрасаттва – это проявление Самбхогокайи (измерение богатства форм не кармического света). Эта передача вне времени и пространства.
Ваджрасаттва осуществил символическую передачу Учения Дзогчен Гарабу Дорже, который является проявлением Нирманакайи, поскольку обычные люди омрачены кармическим видением и не могут напрямую контактировать с манифестациями Самбхогакайи. Гараб Дордже передал это Учение людям при помощи устной передачи. Намкай Норбу Ринпоче пишет:
"Может показаться, что в этом объяснении указывается на трёх различных Учителей, давших три различных вида учений, но в действительности все эти три передачи неотделимы от Учителя, и сами они являются Путём. Если бы прямая передача пришла от Дхармакайи к Самбхогакайе, то она не могла бы быть Путём, потому что Самбхогакайя не нуждается в Пути. Человек состоит из тела, речи и ума в одно и то же время, и поэтому именно эти три вида передачи используются Учителем, чтобы сообщить состояние знания."
Гараб Дордже изложил людям по памяти многие тантры и лунги учения Дзогчен, некоторые из них сохранились до наших дней, например, "Великое пространство Ваджрасаттвы" (rdo-rje sems-dpa' nam-mkha' – che') – это текст, принадлежит к категории Лунг, и считается, что он идёт от Гараба Дордже, который спонтанно произнёс его, будучи ещё ребёнком.
Песнь Брахмы Гараба Дордже.
Наша потенциальная способность переживания
Полностью пробуждена изначально.
Поскольку потенциальная способность переживания
Не имеет начала и конца, она подобна небу.
Если понимаешь, что всё существующее одинаково
Никогда не возникало и никогда не будет прекращено,
И пребываешь в этом истинном состоянии не прилагая усилий,
Это и есть медитация.
Полностью пробуждена изначально.
Поскольку потенциальная способность переживания
Не имеет начала и конца, она подобна небу.
Если понимаешь, что всё существующее одинаково
Никогда не возникало и никогда не будет прекращено,
И пребываешь в этом истинном состоянии не прилагая усилий,
Это и есть медитация.