Сингапур, 10 августа 1988 года.
Переработанные выдержки из книги:
Berzin, Alexander and Chodron, Thubten. Glimpse of Reality.
Singapore: Amitabha Buddhist Centre, 1999.
Вопрос: В этом году Вы прочитали лекции в двадцати шести странах. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями, как буддизм распространяется в новые для него регионы.
Ответ: Сейчас буддизм стремительно распространяется по всему миру. Существуют буддийские центры во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, в Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии и островах южной части Тихого океана и в других странах. В Европе буддистов можно найти не только в западных капиталистических странах, но и в социалистических странах Восточной Европы. Например, в Польше около пяти тысяч активно практикующих буддистов.
Буддизм сильно привлекает современный мир тем, что он разумен и научно обоснован. Будда говорил: «Не принимайте на веру ничего из того, что я говорю, только из почтения ко мне, но проверяйте это самостоятельно, исследуйте, как если бы вы покупали золото». Современным людям нравится такой недогматический подход.
Между учеными и буддийскими лидерами, такими как Его Святейшество Далай-лама, идет постоянный диалог. Вместе они обсуждают и исследуют, что такое реальность. Будда говорил, что все проблемы происходят из непонимания реальности, из заблуждений по этому поводу. Если бы мы осознавали, кем мы являемся и как существуют мир и мы сами, мы бы не создавали проблем из-за своего неведения. Буддизм характеризуется предельно открытым подходом к исследованию истины. Например, Его Святейшество Далай-лама сказал, что если ученые смогут доказать, что то, чему учил Будда и его последователи, неверно или является предрассудком, он будет счастлив и полон готовности выкинуть это из буддизма. Такой подход очень привлекателен для западных людей.
Поскольку образованные Учителя прошлого адаптировали буддизм к культуре каждого из обществ, где он распространялся, совершенно естествененно, что сегодня учителям необходимо преподносить буддизм в разных странах различными способами. В общем, буддизм делает акцент на рациональном объяснении. Однако в этих рамках, в зависимости от преобладающих культурных особенностей, разные моменты и подходы требуют особого внимания.
Будда учил такому разнообразию методов просто потому, что люди очень сильно отличаются друг от друга. Не все думают одинаково. Возьмем пример с едой. Если бы в городе можно было достать только один вид пищи, многие остались бы неудовлетворены. И наоборот, если бы различную пищу можно было есть с различными приправами, каждый смог бы найти что-нибудь себе по вкусу. Подобным же образом, Будда преподал великое множество методов для людей с разнообразнейшими вкусами для того, чтобы они могли развиваться и расти духовно. В конце концов, целью буддизма является преодоление всех ограничений и проблем и использование всего нашего потенциала таким образом, чтобы мы могли развиваться до того момента, пока не станем способными помогать каждому, как только это возможно.
В некоторых западных странах, таких как Швейцария и Соединенные Штаты, где особое внимание уделяется психологии, учителя обычно преподают буддизм с точки зрения психологии. В других странах, таких как многие регионы Южной Европы и Латинской Америки, где люди предпочитают религиозный подход, учителя более склонны преподавать буддизм в религиозной манере. Люди там очень любят распевать молитвы, и это можно делать в буддийской практике. Люди в североевропейских странах, однако, не так любят читать нараспев молитвы. Здесь учителя больше делают акцент на интеллектуальном подходе к буддизму.
Многие люди в Восточной Европе находятся в очень печальной ситуации. Буддийские учения чрезвычайно привлекают их, потому что они считают свою жизнь пустой. Им кажется, что нет никакой разницы, упорно ли они работают или нет. Они не видят никаких результатов. Буддизм же, наоборот, учит их методам работы над собой, приносящим такие результаты, которые меняют качество их жизни. Это вызывает у людей невероятную признательность и энтузиазм, и они отдаются практике полностью, например совершают тысячи простираний.
Таким образом, в каждом обществе буддизм адаптируется к культуре и менталитету людей, сохраняя в то же время главные учения Будды. Важнейшие принципы не изменяются. Цель буддизма – преодоление наших проблем и ограничений и раскрытие нашего потенциала. А делают ли это практикующие с упором на психологическом, интеллектуальном, научном или религиозном подходе, зависит от культуры.
Вопрос: Как буддизм адаптируется к двадцатому веку в целом?
Ответ: Буддизм адаптируется, перенося акцент на рациональный научный подход к своим учениям. Буддизм предлагает ясное объяснение того, как возникают переживания нашей жизни и как наилучшим образом с ними обходиться. Затем, он говорит не принимать ничего на веру слепо, а думать самостоятельно, проверять и устанавливать, имеет ли данное учение действительный смысл. Это напоминает науку, предлагающую нам проверять результаты эксперимента путем самостоятельного его повторения и только затем считать их верными. Современные люди не любят покупать что-либо без проверки, они не станут приобретать машину, не опробовав ее. Таким же образом, они не обратятся к другой религии или философии жизни без предварительной проверки, имеет ли она смысл или нет. Буддизм открыт научному исследованию и приглашает людей проверить его подобным образом.
Переработанные выдержки из книги:
Berzin, Alexander and Chodron, Thubten. Glimpse of Reality.
Singapore: Amitabha Buddhist Centre, 1999.
Вопрос: В этом году Вы прочитали лекции в двадцати шести странах. Поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями, как буддизм распространяется в новые для него регионы.
Ответ: Сейчас буддизм стремительно распространяется по всему миру. Существуют буддийские центры во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, в Южно-Африканской Республике, Австралии, Новой Зеландии и островах южной части Тихого океана и в других странах. В Европе буддистов можно найти не только в западных капиталистических странах, но и в социалистических странах Восточной Европы. Например, в Польше около пяти тысяч активно практикующих буддистов.
Буддизм сильно привлекает современный мир тем, что он разумен и научно обоснован. Будда говорил: «Не принимайте на веру ничего из того, что я говорю, только из почтения ко мне, но проверяйте это самостоятельно, исследуйте, как если бы вы покупали золото». Современным людям нравится такой недогматический подход.
Между учеными и буддийскими лидерами, такими как Его Святейшество Далай-лама, идет постоянный диалог. Вместе они обсуждают и исследуют, что такое реальность. Будда говорил, что все проблемы происходят из непонимания реальности, из заблуждений по этому поводу. Если бы мы осознавали, кем мы являемся и как существуют мир и мы сами, мы бы не создавали проблем из-за своего неведения. Буддизм характеризуется предельно открытым подходом к исследованию истины. Например, Его Святейшество Далай-лама сказал, что если ученые смогут доказать, что то, чему учил Будда и его последователи, неверно или является предрассудком, он будет счастлив и полон готовности выкинуть это из буддизма. Такой подход очень привлекателен для западных людей.
Поскольку образованные Учителя прошлого адаптировали буддизм к культуре каждого из обществ, где он распространялся, совершенно естествененно, что сегодня учителям необходимо преподносить буддизм в разных странах различными способами. В общем, буддизм делает акцент на рациональном объяснении. Однако в этих рамках, в зависимости от преобладающих культурных особенностей, разные моменты и подходы требуют особого внимания.
Будда учил такому разнообразию методов просто потому, что люди очень сильно отличаются друг от друга. Не все думают одинаково. Возьмем пример с едой. Если бы в городе можно было достать только один вид пищи, многие остались бы неудовлетворены. И наоборот, если бы различную пищу можно было есть с различными приправами, каждый смог бы найти что-нибудь себе по вкусу. Подобным же образом, Будда преподал великое множество методов для людей с разнообразнейшими вкусами для того, чтобы они могли развиваться и расти духовно. В конце концов, целью буддизма является преодоление всех ограничений и проблем и использование всего нашего потенциала таким образом, чтобы мы могли развиваться до того момента, пока не станем способными помогать каждому, как только это возможно.
В некоторых западных странах, таких как Швейцария и Соединенные Штаты, где особое внимание уделяется психологии, учителя обычно преподают буддизм с точки зрения психологии. В других странах, таких как многие регионы Южной Европы и Латинской Америки, где люди предпочитают религиозный подход, учителя более склонны преподавать буддизм в религиозной манере. Люди там очень любят распевать молитвы, и это можно делать в буддийской практике. Люди в североевропейских странах, однако, не так любят читать нараспев молитвы. Здесь учителя больше делают акцент на интеллектуальном подходе к буддизму.
Многие люди в Восточной Европе находятся в очень печальной ситуации. Буддийские учения чрезвычайно привлекают их, потому что они считают свою жизнь пустой. Им кажется, что нет никакой разницы, упорно ли они работают или нет. Они не видят никаких результатов. Буддизм же, наоборот, учит их методам работы над собой, приносящим такие результаты, которые меняют качество их жизни. Это вызывает у людей невероятную признательность и энтузиазм, и они отдаются практике полностью, например совершают тысячи простираний.
Таким образом, в каждом обществе буддизм адаптируется к культуре и менталитету людей, сохраняя в то же время главные учения Будды. Важнейшие принципы не изменяются. Цель буддизма – преодоление наших проблем и ограничений и раскрытие нашего потенциала. А делают ли это практикующие с упором на психологическом, интеллектуальном, научном или религиозном подходе, зависит от культуры.
Вопрос: Как буддизм адаптируется к двадцатому веку в целом?
Ответ: Буддизм адаптируется, перенося акцент на рациональный научный подход к своим учениям. Буддизм предлагает ясное объяснение того, как возникают переживания нашей жизни и как наилучшим образом с ними обходиться. Затем, он говорит не принимать ничего на веру слепо, а думать самостоятельно, проверять и устанавливать, имеет ли данное учение действительный смысл. Это напоминает науку, предлагающую нам проверять результаты эксперимента путем самостоятельного его повторения и только затем считать их верными. Современные люди не любят покупать что-либо без проверки, они не станут приобретать машину, не опробовав ее. Таким же образом, они не обратятся к другой религии или философии жизни без предварительной проверки, имеет ли она смысл или нет. Буддизм открыт научному исследованию и приглашает людей проверить его подобным образом.