Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Правильное поведение

Целью правильного поведения (тибет. brtul zhugs) является трансформация обыденного мышления и обыденной деятельности в просветленное мышление и деятельность будды. В различных тантрах понятие поведения интерпретируется по разному.

Например, в тантре Чакрасамвары говорится о двадцати двух условиях правильного поведения. Большинство мастеров древности считает, что эти условия следует понимать как избегание четырнадцати коренных падений и восьми дополнительных падений, которые будут объяснены ниже. Кроме того, определяются следующие правила поведения.

1. Подношение в 10-й день лунного месяца.
2. Подношение лакчо (тибет. lag mchod) - визуализация йидама на ладони руки и выполнение подношения ему другой рукой.
3. Подношение посредством четырех ваджр.
4. Практика “четырех печатей”.
5. Ритуальное пиршество героев и йогинов.
6. Символическое поведение, т.е. поведение, состоящее из специальных физических и вербальных знаков.
7. Выполнение восьми правил поведения с женщинами, практикующими тантру.

Для практикующих стадию завершения нарушением правил поведения с женщинами считается, например, сексуальный контакт с тантрийской супругой, как с обыкновенной женщиной, просто ради получения удовольствия, или же чувство отвращения к субстанциям обязательств.

В тантре Гухьясамаджи на этапе завершения должное поведение - это тренировка техники растворения пяти скандх, символизируемых пятью нектарами, в состояние ясного света.

В тантре Калачакры описываются двадцать пять правил поведения Ваджрасаттвы. Из них первые пять правил известны как обеты буддиста-мирянина и состоят в воздержании от четырех основных преступлений и от употребления интоксикантов.

1. Воздержание от причинения вреда живым существам.
2. Воздержание от лжи.
3. Воздержание от прелюбодеяния.
4. Воздержание от воровства.
5. Воздержание от употребления алкоголя и других интоксикантов.

Поскольку эти пять входят в число элементов базовой буддийской нравственности, т.е. десяти неблагих деяний, нет необходимости давать к ним подробный комментарий. Детальное описание базовой нравственности приведено, например, в Большом руководстве к этапам пути пробуждения Чже Цзонхавы. Следующие правила определяют воздержание от пяти пороков, названных так потому, что “следование им впустую тратит время и разрушает добродетели”.

6. Воздержание от азартных игр.
7. Воздержание от нечистой пищи (мяса животных, убитых без особой необходимости, для наслаждения).
8. Воздержание от чтения историй о войнах, правителях, бандитах.
9. Воздержание от жертвоприношений предкам (согласно ведическим обычаям).
10. Воздержание от следования варварским религиозным практикам.

Отдельно выделяется воздержание от пяти убийств как опровержение древних жестоких представлений о возможной пользе “священных” убийств.

11. Воздержание от убийства любого животного.
12. Воздержание от убийства ребенка.
13. Воздержание от убийства мужчины.
14. Воздержание от убийства женщины.
15. Воздержание от разрушения культовых сооружений.

Далее идет воздержание от пяти типов неприязни, враждебности.

16. Воздержание от неприязни к людям, когда-либо помогавшим вам.
17. Воздержание от неприязни к достойным уважения людям, например старшим.
18. Воздержание от неприязни к Будде.
19. Воздержание от неприязни к сангхе.
20. Воздержание от неприязни к наставнику, который доверяет вам.

И наконец, завершает перечень правил пять воздержаний от привязанностей.

21. Воздержание от привязанности к видимой форме.
22. Воздержание от привязанности к звукам.
23. Воздержание от привязанности к запахам.
24. Воздержание от привязанности к вкусу.
25. Воздержание от привязанности к тактильным ощущениям.

На этапе завершения в тантре Калачакры правильное поведение определяется, в том числе, практикой особых разделов йоги, как, например, “отдергивание” (тибет. so sor sdud pa), означающее остановку взаимодействия между органами восприятия и их объектами, т.е. переключение обыденного восприятия “кажимости” явлений на просветленное восприятие истинной природы реальности. Сюда же входит практика контроля дыхания (тибет. srog rtsol, санскр. pranayama), которая приводит к собиранию ветров (тибет. rlun) в центральном канале (тибет. rtsa). Несмотря на разницу в определениях, правильное поведение сводится к выполнению определенных действий, служащих конкретной цели тантр: трансформации сознания и достижению состояния будды. В целом, поведение практикующего тантру на стадиях зарождения и завершения должно соответствовать коренному тексту тантрийской садханы, комментариям к ним и указаниям ваджрного наставника.

Обеты. Четырнадцать коренных тантрийских падений


1. Неуважительно относиться к ваджрному наставнику. Ваджрным, или тантрийским, наставником является тот, кто даровал посвящение в тантры, учил медитации и объяснял смысл тантрийского учения. Под неуважительным отношением понимается любое оскорбление, как физическое, так и словесное, прямое или косвенное, например распространение ложных сведений. Если же все это делается осознанно, намеренно, с желанием показать себя и оскорбить наставника - это полное падение. Последнее утверждение относится также и ко всем остальным падениям.
2. Не следовать учению Будды. Неуважение к отдельным положениям или отказ от положений учения Победоносного, совершение десяти недобродетельных деяний и подобного - все это коренное падение. Пренебрежительное отношение к советам и указаниям ваджрного наставника - это также падение.
3. Неуважительно относиться к духовным братьям и сестрам. Неуважительное отношение понимается как любого рода неуважительные действия или намерения. В различных тантрах понятие “духовные братья и сестры” трактуется по разному, обычно подразумевается совместное посвящение. Наиболее широкое определение дается в комментариях к тантре Калачакры, в ней выделяется семь уровней духовной родственной близости.

     1. Дальние родственники - все живые существа.
     2. Просто родственники - все последователи учения Будды.
     3. Близкие родственники - все последователи тантры.
     4. Дети одной матери - все, получившие посвящение в одну и ту же мандалу.
     5. Дети одного отца - все, получившие посвящение у одного и того же наставника.
     6. Дети одних родителей - все, получившие посвящение в одну и ту же мандалу, у одного и того же наставника, но в разное время.
     7. Близнецы - все, одновременно получившие посвящение.

В соответствии с возрастанием уровня духовного родства возрастает и серьезность этого коренного падения.

4. Отказывать в любви живым существам. Это коренное падение заключается в решении никогда не помогать живым существам, даже какому-либо одному конкретному человеку, или же в отказе кому-либо в утешении.
5. Отказываться от устремленности к пробуждению (санскр. bodhicitta). В общем случае речь идет о неследовании пути бодхисаттвы и нарушении соответствующих обетов. В тантре Калачакры это падение рассматривается как потеря семенной субстанции - основы достижения нерушимого блаженства.
6. Неуважительно относиться к Дхарме. Наиболее серьезным является неуважение к учениям Махаяны и Хинаяны. Менее серьезным, но также падением является неуважение к другим духовным учениям.
7. Раскрывать секреты тантры. Падением является раскрытие секретов тантрийского учения тем, кто не идет по пути тантры и не готов к пониманию ее сути. В частности, это относится к способам достижения нерушимого блаженства.
8. Допускать насилие над скандхами. В самом общем смысле это означает презрение к своему собственному телу. Скандхи и элементы, составляющие тело, не должны быть презираемы, поскольку они являются основой достижения результата и, после принятия посвящения сосуда, должны быть трансформированы в пять мудростей. Падением является также восприятие тела как основного источника страдания, попыток самоубийства и т.д.
9. Ошибочно понимать относительную истину. Падением является, в частности, непонимание или неприятие взаимозависимого возникновения всех явлений, подмена пустоты неконцептуальным состоянием.
10. Любить безнравственных, порочных людей. Падение заключается в заинтересованности в общении со злыми духами, демонами, религиозными экстремистами и т.д. К этому же падению относится преднамеренное обольщение, неискренность в любви к тантрийской супруге.
11. Ошибочно понимать абсолютную истину. Падением является применение ошибочных концепций к пониманию природы реальности, нерушимого блаженства, природы тела, речи и ума будд. На начальном этапе это падение рассматривается как непамятование о правильном воззрении.
12. Разрушать веру. Падением является разрушение веры у людей, в частности в буддийское учение. Также это падение рассматривается как разрушение веры в конкретного учителя или йогина.
13. Отказываться от субстанций обязательств. Падением является восприятие как нечистых пяти видов мяса, пяти нектаров и т.д. Также падением считается невыполнение или несоответствующее выполнение тантрийских ритуалов и подношений, пренебрежительное отношение к ваджре, колокольчику, небрежное выполнение мудр и т.д.
14. Неуважительно относиться к женщинам. Праджняпарамита есть женское начало и женщина по своей природе есть Мудрость, поэтому падением являются любые неуважительные высказывания или действия по отношению к любым женщинам.


Восемь вторичных тантрийских падений

Джамгон Конгтрул в своей книге приводит следующие восемь вторичных падений, связанных с четырнадцатью коренными падениями.

1. Полагаться на супругу, которая:
- не имеет обетов (т.е. не получившую посвящения или нарушившую обеты);
- не хранит должным образом тайну практики;
- не верит в свои силы;
- не обладает необходимым уровнем знаний и практики.
То же самое применимо и для женщин в отношении супруга, это падение относится преимущественно к буддистам-мирянам, практикующим тантры.
2. Ссориться и спорить из-за чего-либо во время тантрийской практики и выполнения ритуалов.
3. Принимать внешние и внутренние субстанции обязательств от непосвященных в тантры.
4. Отказаться открыть секреты тантры искренним ученикам из-за их бедности или просто из нежелания делиться знаниями.
5. Не отвечать напрямую на вопросы, касающиеся тантрийского учения, а вместо этого подшучивать или давать запутанные пространные объяснения.
6. Жить более чем неделю в доме человека, презирающего Махаяну.
7. Практиковать тантру примитивно, т.е. соблюдать только внешние ритуалы, не вникая в суть внешнего, внутреннего и тайного уровней. К этому же падению относится остановка практики на этапе зарождения.
8. Раскрывать секреты тантры, пренебрегая уровнем и готовностью ученика. Раскрытие секретов тем, кто вообще не получал посвящений, относится к седьмому коренному падению.

Кроме этих восьми, в разных буддийских школах к числу вторичных падений относятся следующие, не вошедшие в основной список.

1. Открывать неподготовленным ученикам секретные мудры, специальные позы (асаны) и йогические упражнения.
2. Показывать секретные тексты людям, не имеющим отношения к тантре.
3. Нарушать обеты Хинаяны и Махаяны, за исключением особых случаев (т.е. с альтруистической мотивацией).
Падения считаются действительно свершившимися, если присутствуют следующие факторы:
1. Нарушение совершается под действием негативных эмоций.
2. Нарушение совершается в ясном состоянии ума, т.е. отчетливо осознаются действие и объект нарушения.
3. Выполняется физическое или вербальное действие по отношению к объекту.
4. Нарушающий получает удовлетворение от своих действий и не чувствует сожаления.

Восстановление нарушенных обетов

Нарушенные обеты могут быть восстановлены различными способами. Основой для восстановления является осознание допущенного падения и стремление более не нарушать свои обеты и обязательства. Способами восстановления обетов обычно служат специальные практики, например практика Ваджрасаттвы, начитывание мантр соответствующего йидама и выполнение подношений торма, выполнение ритуала самопосвящения или принятие посвящения от наставника.

Польза от соблюдения обетов

В коренных текстах тантр говорится: тот, кто вошел в дверь тантры (т.е. получил посвящение) и в течение своей последующей жизни практикует тантру и соблюдает в чистоте все три вида нравственности (обеты личного освобождения, обеты бодхисаттвы и тантрийские обеты), достигнет состояния Ваджрадхары в течение одной жизни и в одном теле. Тот же, кто в силу сложившихся обстоятельств не может в этой жизни практиковать тантру, но соблюдает принятые обеты, достигает освобождения в следующей жизни.


Джампал Пунцог
Драгоценное собрание тантрийской этики