Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Десять Уровней Бодхисаттвы


Практика Пути Видения и Медитации соответствует последовательному прохождению Десяти Уровней Бодхисаттвы. Вот названия этих уровней:

1. Радостный
2. Незапятнанный
3. Озаряющий
4. Лучезарный
5. Трудный для Очищения
6. Проявляющий
7. Далёкого Продвижения
8. Незыблемый
9. Превосходной Мудрости
10. Облако Дхармы

Определение этих уровней даётся согласно Бодхисаттвабхуми-Сутре:

1. Видение Дхарматы, истинной природы, в первый раз и понимание своей близости к Просветлению, от которого исходит огромная польза для самого практикующего, и также видение своей способности приносить пользу другим посредством больших воли активности. Это приносит большую радость. Вот почему первый уровень называется Радостным. Здесь доводится до полного совершенства Парамита щедрости.

2. Второй уровень называется Незапятнанным, потому что мы придерживаемся чистой этики, и этот уровень не запятнан умственной деятельностью практикующего Малую Колесницу. Мотивация направлена исключительно на других. Здесь доводится до полного совершенства Парамита дисциплины.

3. Силой медитативного сосредоточения Бодхисаттвы ищут неизмеримых поучений Дхармы, и они демонстрируют великие проявления (на санскрите Дхармы) для других. Поэтому этот уровень называется Озаряющий. Здесь доводится до полного совершенства Парамита терпения.

4. Четвёртый уровень называется Лучезарный, поскольку он сжигает пламенем мудрости две завесы для достижения полного Просветления. Согласно Абхидхарме, эти две завесы - это пять видов неправильных взглядов, шесть коренных омрачений и двадцать второстепенных омрачений. Здесь доводится до полного совершенства Парамита усердия.

5. Пятый уровень называется Трудным для Очищения, поскольку Бодхисаттвы освоили два фактора, которые трудны для очищения, а именно свой собственный ум и мир живых существ (путём удерживания существ в уме в ходе практики и так далее). Здесь доводится до полного совершенства Парамита медитативного сосредоточения.

6. Шестой уровень известен как Проявляющий и основывается на поучениях Праджняпа-рамиты, поучениях о высшей мудрости. Здесь Бодхисаттвы обнаруживают равенство Самсары и Нирваны, постигнув Мать Мудрости (Праджняпарамиту). На этом уровне доводится до полного совершенства Парамита высшего знания, или различающей мудрости.

7. Седьмой уровень называется уровнем Далёкого Продвижения, потому что для достижения восьмого уровня мы движемся по единственно возможному пути, на котором больше нет различения между Сутрами и Тантрами, и потому что мы достигли предела всех усилий, то есть все усилия приведены к концу. Здесь доводится до полного совершенства Парамита метода.

8. Восьмой уровень называется Незыблемым, поскольку нас больше не затрагивают два вида умопостроений, то есть усилие с характеристиками и усилие без характеристик. Бодхисаттвы почти полностью трансформировали сознание в мудрость. Здесь доводится до полного совершенства Парамита молитв-пожеланий.

9. Девятый уровень называется уровнем Превосходной Мудрости, поскольку Бодхисаттвы
обрели благую сообразительность, которая являет собой четыре вида отдельного правильного знания, а именно - явлений, их смысла, определяющих слов или языков и уверенности, которая устраняет все виды сомнений. Они имеют контроль над изменяющимися состояниями ума, своими органами чувств и различными мирами. Они обрели полную силу фундаментальной мудрости. Здесь доводится до полного совершенства Парамита силы.

10. Десятый уровень называется Облако Дхармы, поскольку после девятого уровня Бодхисаттвы получают от Будды различные Самадхи и врата мантр, которые подобны облакам, а также неизмеримые подобные пространству поучения Дхармы, которые охватывают всё. На этом уровне Бодхисаттвы могут свободно проявляться для блага существ. Здесь доводится до полного совершенства Парамита изначальной мудрости.

Бодхисаттва (по-тибетски Джанг чуб сем па) буквально означает: «Герой очищенного и развитого ума». Он - герой, поскольку его не устрашают:

 * длительность Самсары,
 * трудность задачи,
 * неизмеримое количество живых существ.
 
Обет Бодхисаттвы
 
До тех пор, пока я не достигну сердца просветления,
Я принимаю Прибежище в Буддах, в
 Дхарме и собрании Бодхисаттв.
Так же как Татхагаты прошлого
 формировали просветленный настрой и обучались как Бодхисаттвы
 и постепенно проходили десять ступеней Бодхисаттвы,
Также и я, для счастья всех чувствующих существ,
Буду вызывать просветленный настрой
 и проходить обучение шаг за шагом,
и постепенно стану таким же искусным как они.