«Кунджед Гьялпо» — это основополагающая тантра Дзогчен Сэмдэ —учения, которое, согласно традиции, передавалось от учителя к ученику на протяжении более двух тысяч лет. Его цель — пробудить каждую личность к её истинной природе: изначальному состоянию пробуждённости, которое можно уподобить зеркалу, на чьей поверхности отражается многообразие явлений бытия. Ознакомить с этим знанием — задача учителя, тогда как задача ученика в том, чтобы глубоко понять его и объединить со своим существованием: лишь тогда традиционные тексты становятся живыми словами, драгоценными вехами во вневременном странствии к всевышнему источнику.
Дзогчен, по сути, может считаться вершиной не только всех буддийских путей достижения просветления, как это часто утверждают тибетские учителя, но также и все-возможных духовных методов и учений других традиций. Цель всякого пути, прямо или косвенно, состоит в преодолении двойственного состояния ради достижения невыразимого измерения абсолютного; именно это измерение и есть то изначальное состояние, с которым истинный учитель Дзогчен знакомит ученика.
Эта глава объясняет, что бхуми, или уровни восхождения, не существуют, поскольку истинное состояние лежит за пределами самого понятия «уровней». Как мы видели, махаяна говорит о пяти путях и десяти бхуми, или уровнях просветления бодхисаттвы. В этом случает достижение просветления соответствует десятой ступени, и пока данный уровень не достигнут, полного просветления нет. Некоторые разделы тантр, преимущественно внешние, добавляют ещё три уровня и насчитывают тринадцать уровней просветления: в этом случае только тринадцатая бхуми соответствует просветлению. Раздел тантр ануйоги считает, что достижению полного просветления предшествует двадцать одна бхуми.
{49. Глава, которая показывает, что в великом совершенстве нет прохождения по уровням просветления.
Внемли, о великий! Я, всевышний источник, нахожусь в каждом как самое сердце просветления. Природа ума чистого и совершенного — это дворец пространства бытия: в этой безмерной вселенной ума находятся все до единого будды трёх времён и существа трёх миров. Эта [природа] является вместилищем всего и всеобщим уровнем, где всё находится за пределами ограничений соединения и отделения. Здесь не нужно ни продвижение, ни очищение, поскольку очищать или продвигаться — значит исправлять собственный ум! а исправляя ум, совершенства не достичь! Потому это единый уровень, где всё пребывает! [...]
Вот шесть названий уровней достижения просветления как плода практики:всеобщий свет, лотос без привязанностей,держатель ваджры,
[чистое измерение] «плотный строй», великое собрание чакры [букв], уровень ваджрадхары, нераздельный уровень Самантабхадры вне причин и следствий. Однако, поскольку природа ума лежит за пределами причин и условий, нет плода, который бы мог быть плодом практики. В действительности, [эти шесть уровней] — просто разные способы проявить природу ума.
Воистину, поскольку всё, что проявляется как ясность через врата пяти чувств, указывает на непрерывную самородную мудрость, говорят о «всеобщем свете».
Поскольку нет суждений об объекте и не возникает привязанность к нему, говорят о «лотосе без привязанностей».
Поскольку ум чистый и совершенный превыше рождения и прекращения, говорят о «держателе ваджры».
Поскольку в собственной сущности, безмерной реальности, самородная мудрость проявляется как измерение не рассудочного равенства, говорят о [чистом измерении] «плотный строй».
Поскольку сущность ума чистого и совершенного — это мандала, которая объемлет всё просветлённое бытие, говорят о «великом собрании чакры букв».
Поскольку Тело, Речь и Ум не имеют ни конца, ни начала, говорят об «уровне ваджрадхары».
Поскольку ум чистый и совершенный превыше двойственности причины и следствия, а все явления, из него возникающие, всегда были за пределами любых представлений о добре и зле, принятии и отвержении, говорят о «неделимом уровне».
Таким образом, все будды трёх времён и существа трёх миров возникают из пространства бытия ума чистого и совершенного и там же пребывают. По этой причине пространство бытия ума чистого и совершенного называется «уровнем всеобъемлющего опыта».
Дзогчен, по сути, может считаться вершиной не только всех буддийских путей достижения просветления, как это часто утверждают тибетские учителя, но также и все-возможных духовных методов и учений других традиций. Цель всякого пути, прямо или косвенно, состоит в преодолении двойственного состояния ради достижения невыразимого измерения абсолютного; именно это измерение и есть то изначальное состояние, с которым истинный учитель Дзогчен знакомит ученика.
Просветление есть не что иное, как ваш собственный ум в его очищенном состоянии.
Чогьял Намхай Норбу Ринпоче
Чогьял Намхай Норбу Ринпоче
Эта глава объясняет, что бхуми, или уровни восхождения, не существуют, поскольку истинное состояние лежит за пределами самого понятия «уровней». Как мы видели, махаяна говорит о пяти путях и десяти бхуми, или уровнях просветления бодхисаттвы. В этом случает достижение просветления соответствует десятой ступени, и пока данный уровень не достигнут, полного просветления нет. Некоторые разделы тантр, преимущественно внешние, добавляют ещё три уровня и насчитывают тринадцать уровней просветления: в этом случае только тринадцатая бхуми соответствует просветлению. Раздел тантр ануйоги считает, что достижению полного просветления предшествует двадцать одна бхуми.
Но как это объясняет Дзогчен? Кунджед Гъялпо говорит, что нет никаких ступеней, поскольку как только мы хорошенько поняли,
что такое просветление,
то всё тогда зависит от знания этого состояния и жизни в этом состоянии: это лишь вопрос созревания. Как только обнаружено солнце, единственное, что остаётся — это преодолеть помехи облаков. Но так же, как облака один раз исчезают медленно, а другой раз —мгновенно, для уровней просветления не может быть никаких ограничений: можно пройти тысячу бхуми или вообще ни одной. По сути, в состоянии «солнца» нет никаких бхуми, никаких уровней, так что обычно говорят дзогпа ченпо са чигпа, великое совершенство —это единая ступень, и она зависит от знания или незнания изначального состояния. Это первая и единственная ступень.
что такое просветление,
то всё тогда зависит от знания этого состояния и жизни в этом состоянии: это лишь вопрос созревания. Как только обнаружено солнце, единственное, что остаётся — это преодолеть помехи облаков. Но так же, как облака один раз исчезают медленно, а другой раз —мгновенно, для уровней просветления не может быть никаких ограничений: можно пройти тысячу бхуми или вообще ни одной. По сути, в состоянии «солнца» нет никаких бхуми, никаких уровней, так что обычно говорят дзогпа ченпо са чигпа, великое совершенство —это единая ступень, и она зависит от знания или незнания изначального состояния. Это первая и единственная ступень.
Внемли, о великий! Я, всевышний источник, нахожусь в каждом как самое сердце просветления. Природа ума чистого и совершенного — это дворец пространства бытия: в этой безмерной вселенной ума находятся все до единого будды трёх времён и существа трёх миров. Эта [природа] является вместилищем всего и всеобщим уровнем, где всё находится за пределами ограничений соединения и отделения. Здесь не нужно ни продвижение, ни очищение, поскольку очищать или продвигаться — значит исправлять собственный ум! а исправляя ум, совершенства не достичь! Потому это единый уровень, где всё пребывает! [...]
Вот шесть названий уровней достижения просветления как плода практики:всеобщий свет, лотос без привязанностей,держатель ваджры,
[чистое измерение] «плотный строй», великое собрание чакры [букв], уровень ваджрадхары, нераздельный уровень Самантабхадры вне причин и следствий. Однако, поскольку природа ума лежит за пределами причин и условий, нет плода, который бы мог быть плодом практики. В действительности, [эти шесть уровней] — просто разные способы проявить природу ума.
Воистину, поскольку всё, что проявляется как ясность через врата пяти чувств, указывает на непрерывную самородную мудрость, говорят о «всеобщем свете».
Поскольку нет суждений об объекте и не возникает привязанность к нему, говорят о «лотосе без привязанностей».
Поскольку ум чистый и совершенный превыше рождения и прекращения, говорят о «держателе ваджры».
Поскольку в собственной сущности, безмерной реальности, самородная мудрость проявляется как измерение не рассудочного равенства, говорят о [чистом измерении] «плотный строй».
Поскольку сущность ума чистого и совершенного — это мандала, которая объемлет всё просветлённое бытие, говорят о «великом собрании чакры букв».
Поскольку Тело, Речь и Ум не имеют ни конца, ни начала, говорят об «уровне ваджрадхары».
Поскольку ум чистый и совершенный превыше двойственности причины и следствия, а все явления, из него возникающие, всегда были за пределами любых представлений о добре и зле, принятии и отвержении, говорят о «неделимом уровне».
Таким образом, все будды трёх времён и существа трёх миров возникают из пространства бытия ума чистого и совершенного и там же пребывают. По этой причине пространство бытия ума чистого и совершенного называется «уровнем всеобъемлющего опыта».