Составлено Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче и его учениками 23 ноября 2013 года в ретритном центре Дзогчен, США.
Дорогие ученики,
Как вы знаете из моего предыдущего послания, мой драгоценный учитель Дзогчен лама Карма Ринпоче умер 11 ноября 2013 года. Вчера я получил необычайные новости от моих друзей по Дхарме из долины Дзогчен - тело моего доброго учителя ламы Карма явно уменьшилось в размерах. Тело ламы Карма было 175 сантиметров в высоту, но спустя две недели после смерти его тело, находившееся в позе посмертной медитации, уменьшилось до высоты в 20 сантиметров, что означает, что его тело, включая скелет, уменьшилось на 80 процентов. Согласно тантрам Дзогчен, такое чудесное явление показывает, что он реализовал Малое Радужное Тело, что является знаком достижения им состояния Будды в этой самой жизни. Пожалуйста, проявите глубокое сорадование его преданной практике и реализации учений Дзогчен. Делая так, вы накапливаете огромные заслуги.
Если его тело продолжит уменьшаться и полностью исчезнет, тогда это чудо будет классифицировано как Тело Света. В следующем письме я опишу разнообразные чудесные результаты практики Дзогчен.
Лама Карма Ринпоче получил много учений Дзогчен, в основном от Дзогчен Кхенпо Апей Цеванг Ринпоче и ламы Ачунг Тогдена Ринпоче. Много лет лама Карма Ринпоче посвятил практике гуру-йоги Дзогчен и трекчо в пещерах святой долины Дзогчен.
Хотя многие люди считают практику Дхармы бессмысленными суевериями, на самом деле это самое значимое и глубокое, что вы можете сделать. Причина этого в том, что практикуя Дхарму вы становитесь Буддой, это значит, что вы преображаете себя в Пробужденное Всеведение. Став Буддой, вы навсегда освобождаетесь от всех страданий и причин страданий, вы спонтанно осуществляете благо всех существ без исключения множеством различных способов, пока они не достигнут состояния Будды. Поэтому нет ничего лучше для вас и всех других существ, чем стать Буддой.
Чтобы пройти до конца все пути и уровни Просветления, вы должны завершить практику Дзогчен. Без реализации осознавания Великого Совершенства никто не становился и не станет Буддой. Завершение практик Дзогчен означает, что вы стали Буддой. Так сказано в тантрах Дзогчен Атийоги.
Самый быстрый способ стать Буддой, это правильно практиковать гуру-йогу Дзогчен. Есть две главные практики Дзогчен: трекчо (прорыв) и тогал (прямая переправа).
Когда вы завершаете практику трекчо, как описано в тантрах Дзогчен, вы получите один из двух результатов. Первый - одлу, Тело Света, это значит что ваше тело превращается в свет и исчезает. Это может произойти мгновенно или постепенно. Такой реализации достиг Вайрочана в западном Тибете и Понг Гонпо и пять поколений его учеников в восточном Тибете. Другой результат - друдрал, Тело Без Атомов, это значит, что ваше тело растворяется в пустоте и полностью исчезает. Мастера, достигшие этого - Гуру Джунпей из центрального Тибета, и Кхенпо Ачунг из Ньяронга, восточный Тибет, в 1998 году.
Когда вы завершаете практики трекчо и тогал, вы достигаете одного из трех типов Тел Света, как описано в тантрах Дзогчен. Первое - Тело Великого Переноса, это означает, что наше тело прямо преображается в светоносное Радужное Тело, как у Будды Шакьямуни в Индии, Гуру Падмасамбхавы в Непале, Шри Сингхи в Китае, Еше Цогьял и Чецуна Сенге Вангчука в Тибете. Те, кто осуществил Тело Великого Переноса, сохраняют неизменный облик своего тела при жизни, пока все существа не станут Буддами.
Второе - это Среднее Радужное Тело, именно его в основном и подразумевают под "Радужным Телом", это значит, что тело мастера Дзогчен растворяется в радужном свете разнообразных форм, цветов, в радужных сферах разного размера, в радужных лучах и радужных лентах, пока физическое тело полностью не растворится в радужном свете, не оставляя никаких останков кроме волос и ногтей. Этот радужный свет виден сквозь одежду мастера и сквозь прочные стены. Даже обычные люди могут воспринимать чудесное проявление достижения Радужного Тела. Мастерами, достигшими этого, можно назвать Мелонга Дордже и Ригдзина Кумараджу в центральном Тибете, и Сонама Намгьяла из Мани Гедго в восточном Тибете, в 1952 году.
Третий тип - Малое Радужное Тело, это значит, что тело мастера Дзогчен в сидячем положении уменьшается до высоты локтя или меньше. Среди мастеров, достигших этого, можно назвать Ньяля Рангриг Дордже из восточного Тибета (его тело все еще сохраняется, оно размером с ладонь, его волосы в десять раз больше его тела), Атха Лхамо в 1982 году в восточном Тибете (ее тело уменьшилось до 10 сантиметров в высоту).
Все эти результаты практики Дзогчен, Тело Света, Тело Без атомов, все виды Радужного Тела - это знаки одной и той же высшей реализации. Различия относятся только к чудесным проявлениям физического тела мастера, а их достижения одинаковы. Это значит, что такие практикующие достигли состояния Будды в этой самой жизни.
После того, как подобные чудесные проявления имели место, большинство людей не могут видеть этих мастеров, и говорится, что они умерли. Как бы то ни было, когда ученики молятся мастерам, достигшим Тела Света или Радужного Тела, иногда они могут воспринимать физические проявления учителей и получать чрезвычайно мощные передачи и ключевые наставления линии передачи Дзогчен.
Любой, кто видит или даже слышит о чудесном проявлении Тела Света или Радужного Тела в то время, когда это происходит, является счастливцем. Согласно тантрам Дзогчен, когда мастер достигает Тела Света или Радужного Тела, сияние мудрости мастера распространяется на всех существ без исключений и особенно глубоко проникает в умы трех тысяч учеников, преданных мастеру, так что эти ученики напрямую получают передачу линии Дзогчен.
Поэтому я прошу всех моих учеников радостно и преданно подносить молитвы учителям линии Дзогчен, особенно моему доброму учителю ламе Карма Ринпоче. С этого момента и до 27 декабря существует благоприятная возможность каждый день практиковать Путь Будды, принимать и обновлять благотворные обеты и совершать любые благие действия. Таким образом вы получите благословения, посвящения и достижения линии Дзогчен, что поможет вам стать держателем линии Дзогчен и быстро достичь Радужного Тела Будды в этой самой жизни.
Да постигнете вы, что Будды Результата всегда пребывают в вашем сердце и в сердцах всех существ!
Да достигнете вы Радужного Тела в этой самой жизни!
С любовью и благословениями, Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче
Современный мастер «дзогчен» Намкай Норбу в книге «Кристалл и путь света» рассказывает, что в 1952 г. в Тибете жил один старый человек. В молодости этот человек в течение нескольких лет был не то слугой, не то помощником у одного учителя «дзогчена» и слышал много наставлений. Но в остальном этот человек вёл жизнь очень скромную, вырезал на камнях мантры, что давало ему средства для пропитания. Так продолжалось много лет, и никто не замечал за ним чего-либо необычного и не догадывался, что он практик «дзогчен». Однажды этот человек объявил, что должен умереть спустя семь дней, и послал записку своему сыну-монаху. Монастырь широко распространил эту новость, собралось много народа. Прибыли представители всех великих монастырей и даже члены китайской администрации и военные. В присутствии многих людей комната, в которой старика заперли семь дней назад, была открыта, но его тела там не обнаружили. Всё, что осталось в помещении, — это одежды, лежавшие на месте, где сидел святой, а также его волосы и ногти. Как пишет Намкай Норбу, таким же точно образом покинули этот мир и оба его «коренных» учителя — его родной дядя Тогдэн и Чангчуб Дордже. Дочь Чангчуба Дордже также дематериализовала тело.
РАДУЖНОЕ ТЕЛО
Посредством этих продвинутых практик Дзогчен, те, кто достиг успеха в их выполнении, могут привести свою жизнь к необычайному и триумфальному концу. Когда они умирают, они делают свое тело способным быть поглощенным обратно в световую сущность элементов, создавших его, и тогда их материальное тело растворяется в свете и полностью исчезает. Этот процесс называется «радужное тело», или «световое тело», потому что такое растворение часто сопровождается появлением света и радуг. Древние Тантры Дзогчен и писания великих мастеров передают различные категории этого поразительного явления иного мира, потому что когда-то оно было, если и не обычным, но довольно частым.
Как правило, человек, который знает, что вот-вот достигнет радужного тела, просит, чтобы его оставили в одиночестве в комнате или палатке, и не беспокоили семь дней. На восьмой день там находят только волосы и ногти – нечистые части тела.
Сейчас нам, возможно, очень трудно поверить в это, но фактографическая история линии Дзогчен полна примеров людей, достигших радужного тела, и, как Дуджом Ринпоче часто нам указывал, это не только древняя история. Я хотел бы привести один из многих случаев – совсем недавний, с которым я лично связан. В 1952 году на востоке Тибета произошел знаменитый случай радужного тела, засвидетельствованный многими людьми. Человек, достигший этого, Сонам Намгьял, был отцом моего учителя и братом Ламы Цетена, чью смерть я описал в начале этой книги.
Он был очень простым, скромным человеком, странствующим резчиком по камню, вырезавшим мантры и священные тексты. Говорили, что в молодости он был охотником, и что он воспринимал учения от великого мастера. Никто в действительности не знал, что он практикует учения; он был воистину тем, кого называют «тайным йогом». Незадолго до его смерти видели, как он уходил в горы и там просто сидел, смотря в пространство, и его силуэт виднелся на горизонте. Он сам сочинял свои собственные песнопения и пел их вместо традиционных. Никто не знал, что он делает. Потом он заболел, или так казалось, но, странно, становился все счастливее. Когда его состояние ухудшилось, его семья призвала мастеров и врачей. Его сын заговорил с ним о том, что ему следует вспомнить все учения, которые он когда-либо слышал, а он улыбнулся и сказал: «Я все их забыл, и в любом случае, тут нечего вспоминать. Все – иллюзия, но я уверен, что все хорошо».
Он умер в семьдесят девять лет и перед смертью сказал: «Все, о чем я прошу – когда умру, неделю не трогайте мое тело». Когда он умер, его семья завернула его тело и пригласила Лам и монахов прийти и проводить для него практику. Они положили тело в маленькой комнатке его дома и не могли не заметить при этом, что, хотя он был высокого роста, им легко удалось поместить тело там, будто оно уменьшилось. В это время вокруг дома были видны необычайные радужные огни. Когда в комнатку заглянули на шестой день, то увидели, что тело все уменьшается и уменьшается. На восьмой день после его смерти, в утро которого были назначены похороны, явились могильщики, чтобы забрать его тело. Когда они развернули его покрывала, то внутри не нашли ничего, кроме его ногтей и волос.
Мой мастер Джамьянг Кхьенце попросил, чтобы их доставили ему, и подтвердил, что это действительно случай достижения радужного тела.
Книга жизни и практики умирания
Ринпоче Согьял