Даже мудрые, пребывающие в блаженном покое и недеянии, не застрахованы от ошибок. Что же говорить о тех, кто решился идти по непроторенным дорогам сознания к высшей Реализации …
Применение методов Йоги всегда было сопряжено с определёнными трудностями. Реализовать такое глубокое Учение необычайно сложно без ясного теоретического видения правильного Пути и грамотного применения практических средств. Множество ошибок поджидают на этой дороге как начинающих, так и опытных практиков.
Иллюзия не уступает свою власть человеку, вознамерившемуся совершить духовный прорыв, легко, она постоянно расставляет на Пути Постижения множество хитрых ловушек. Особенно много ошибок подстерегает адепта стремящегося к полной реализации Учения Йоги, того, кто практикует для достижения высших духовных состояний. Того, кто погружается в неведомые глубины собственного подсознания для поиска совершенной Истины.
В этой статье представлены некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибки как в теоретическом воззрении (понимании), так и в практической работе, возникающие в результате применения методов системы йоги для саморазвития или достижения Освобождения. Тот, кто считает, что здесь перечислены все ошибки Пути – очень заблуждается, они бесконечны, как бесконечны омрачения живых существ этой печальной сансары …
ОШИБКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЯ
Не правильное воззрение, возникшее в результате непонимания основных положений учения йоги, приводит к подмене истинных целей и ценностей практики ложными идеями и побочными эффектами. Это приводит к потере пути, созданию не благой кармы, препятствиям в практике и жизни. Игнорирование философских концепций учения йоги делает практику “слепой” и бездумной, что обязательно создаст препятствия и массу проблем. Если йогин не побуждает своё сознание стремиться к сущности Атмана, не пытается интуитивно осознавать Шуньяту, идею Брахмана, Нирвану, то он обречён барахтаться в океане кармы, получая лишь поверхностный опыт своей садханы. Буквальное понимание абстрактных символов и духовных идей, без проникновения в их истинное значение и скрытый смысл, всегда приводит к заблуждениям, это негативно отражается на практике йоги. Применение методов становится поверхностным, искажается внутреннее содержание техник или оно остаётся недоступным.
Для йогина, стремящегося пробудить шакти и применяющего практики тантры, необходимо проникнуть в эзотерическое значение символа, войти в измерение мандалы образа и звука своей свабхавы. Только так сознание практика трансформируется в чистое измерение Шива-Шакти, появится способность воспринимать таттвы в их изначальном виде. Иначе махабхуты будут восприниматься только как проявления майи. Часто встречается среди практикующих ошибка постоянного поиска “высшего метода”, который сможет привести искателя к конечному постижению. Такая позиция – результат поверхностного понимания учения и уже имеющихся в распоряжении средств. Всё это лишь порождение направленного вовне ума, забывшего, что Истину следует искать в самом себе.
Тот, кто считает, что мир вокруг него враждебен – никогда не сможет достигнуть недвойственности, интеграции со всем полем бытия. Тот, кто стремится только к погружению в самого себя – отсекает внешнюю энергию изначальных стихий и не сможет объединить два измерения: внешнее и внутреннее. Уход от обыденной реальности не является подлинной йогой, тот, кто вокруг себя видит только иллюзию или сансару, не может увидеть истинную реальность за пределами ” чистого и нечистого”. Тот, кто считает, что всё есть нирвана – пойман в философскую ловушку интеллектуального ума и не прозревает то, что находится за самим умом. Непонимание принципов Мокши не позволяет обрести освобождение и страдание не прекратится.
ОШИБКИ УСИЛИЯ В ПРАКТИКЕ
Избыток энтузиазма на начальном этапе практики порой приводит к травмам, вследствие перегрузки организма (связок, суставов, нервных центров). Недостаток применения практик, создающих состояние покоя, приведёт к доминированию процессов возбуждения и устойчивому фоновому напряжению на разных уровнях тела и ума. Что постепенно приведёт к утомлению и истощению внутреннего потенциала сил и остановит дальнейшее продвижение. На продвинутом уровне практики йогин не всегда может точно определить границу за которой опора на личную волю не приносит продвижение, а становится препятствием.
Применяя интенсивные режимы тренировок практик порой нарушает равновесие процессов распада и восстановления, что приводит к переутомлению и снижению эффективности занятий, ослабляет жизненный ресурс, а иногда сокращает срок жизни, если используются методы вывода энергии. На продвинутом уровне, воля может стать препятствием, так как она исходит из “Я”, обусловленного ума, стремящегося к совершенствованию, следовательно, опора на волю, в этой ситуации, не может дать окончательный прорыв за пределы ума в сверхсознание. Напряжение препятствует раскрытию ананды и как следствие не может проявится саттва буддхи, нет саттвы – не проявится природа пуруши, не будет познана мокша. Параматма пребывает вне усилия, тот, кто не вышел за границы усилия и воли, являющимися порождением омрачённой дживы – не сольётся с ней.
ОШИБКИ ПАССИВНОСТИ
Самолюбование и успокоенность – результат непонимания непостоянства явлений, влияния времени и разрушающих тело и ум факторов. Такая позиция не позволит раскрыться всем потенциальным способностям практикующего. Пассивное выполнение йогических техник и своей личной практики не даёт проявиться очищающей силе йоги. Слишком вялая практика не позволяет реально продвигаться в развитии, что со временем, приведёт к ослаблению интереса к занятиям йогой и полной остановке практики. Недостаток усилий и устремлённости не позволяет развить необходимый потенциал энергии для того, чтобы противостоять отрицательным воздействиям, проблемам в жизни и желаемый результат достигнут не будет. Прогресс в совершенствовании сойдёт на нет и перейдёт в свою противоположность – утрате всех достижений.
Идея, что всё предопределено и наши усилия напрасны может привести лишь к духовной деградации и угасанию способностей сознания и тела. Несмотря на некоторую предопределённость всех явлений – следует всё же прилагать усилия для дальнейшего развития и эволюции, это также предопределено. Пассивность – следствие тамаса сознания, манас в таком состоянии не имеет ясности, буддхи не проявляет праджню, – джняна не может быть получена.
ОШИБКИ РАССЕЯННОСТИ
Рассеянное состояние сознания во время выполнения асан и пранаям не позволяет создать оптимальный энергетический фон, сознание блуждает в беспокойном возбуждении, в результате не достигается должная концентрация ума и возникают отвлечения чувств. Недостаток собранности во время практики удерживает ум в состоянии инертной омрачённости – ментальном торможении. Это не позволяет получить ясное восприятие протекающих процессов и добиться осознанного управления внутренними функциями организма.
ОШИБКИ МЕТОДА
Когда цели не точно определены или они ложны – возникает опасность применения неправильных средств практики (технических приёмов), таким образом, невозможно получить намеченные результаты. Может возникнуть ситуация применения средств, которые создают противоположные эффекты и взаимно нейтрализуют друг друга. Это противоречие не даст никакого положительного эффекта и продвижения, а только поглотит время и жизненную силу практикующего. Применение неправильных методов практики, способно породить различные болезни тела, истощить нервную систему и вызвать психические нарушения. Поэтому мастера йоги всегда были против самодеятельной практики и бездумного подхода в попытках управления жизненной силой и сознанием.
Ошибочная садхана – следствие недостатка знания, непонимания закономерностей абхьясы, принципов движения шакти – результат действия авидьи и демонических влияний. Такие ошибки, порой – результат практики в современных школах йоги с искажённой доктриной, игнорирование авторитетных писаний йоги (сутр, шастр, агам). Попытка следовать наставникам, которые сами не имеют глубокого опыта йоги и преследуют лишь завуалированные корыстные цели может кончиться плачевно. Пристрастие к ограниченным средствам приводит к однобокой практике, лишая практикующего целостного воздействия на тело, энергию и ум. Всестороннее развитие в йоге – залог гармоничности Пути и наиболее полного раскрытия внутренних качеств человека.
Применяемый метод должен учитывать способности ученика и последовательно развивать его характеристики. Поступательное совершенствование опирается на разумное чередование внутренних процессов, поскольку ритм лежит в основе всех явлений. Отсутствие ритма занятий проистекает от внешней и внутренней кармы, личной недисциплинированности, что значительно препятствует серьёзному прогрессу в йоге. Йогин, не обладающий сильными самскарами к практике, не способен постигнуть глубокие уровни дхьяны и может пасть под влиянием внешних препятствий, поэтому важно развивать намерение и культивировать зарождение самскар и васан йоги, которые сделают садхану устойчивой.
Часто можно видеть, как у некоторых практикующих, занятия йогой ограничиваются выполнением только асан, игнорируя практику техник дыхания (пранаям) и медитацию. Такой подход не может быть полноценным и даст лишь поверхностные результаты. Личность не может измениться за счёт применения телесных методов не используя техники трансформации сознания, раскрепощающие и освобождающие психику. Сама система практики центрах йоги, где не применяют методов концентрации и медитации, не используются глубокие практики дхьяны, говорит о том, что в этой школе нет понимания внутренних процессов сознания и развитие идёт лишь на поверхностном уровне.
Тот, кто считает в свою очередь, что он обретёт просветление через какой-либо метод – не достигнет освобождения, так как все методы рождены умом, который и следует превзойти. Мокша находится за порогом деятельности, она не достигается применением средств йоги, она проявляется таково. Всё, что возможно на пути садханы – лишь устранение препятствий для раскрытия природы Шивы.
ОШИБКИ САМООЦЕНКИ
Завышенная или заниженная самооценка, неверное определение собственных способностей, приводит к различным препятствиям на пути йоги и в жизни. Порой сам человек не в состоянии оценить свои возможности. В этой ситуации необходимо положиться на взгляд со стороны, совет более опытного соратника или мастера йоги. Завышенная или заниженная самооценки порождаются ложным представлением о себе под влиянием эго, они усиливают омрачённости гордостью и гневом, завистью и страхом соответственно. Считать, что ваша практика лишена ошибок и гармонична – ошибка беспечности, рождённая непониманием собственного состояния сознания и энергии.
ОШИБКИ ПОГОНИ ЗА ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
Стремление обрести мистический опыт любой ценой может привести к захваченностью этой идеей и будет упущен шанс обнаружить действительно важные, с точки зрения йоги, процессы и состояния сознания. Погоня за переживаниями и необычными ощущениями может привести к разбалансировке внутренних энергий, нервным и психическим отклонениям.
Возникновение астрального опыта в нестабильном сознании может вызвать искажение восприятия и расщепление личности, потерю ориентиров в обычной реальности, ментальное смешение двух измерений. Тот, кто стремится обрести переживания и делает это намерение сильным – уходит с истинного пути йоги, который нацеливает ум практика к постижению состояния беззнаковости (ниргуна и ниртаттва), без опоры (нираламба) и свободы (мокша). Погоня за конкретными феноменами не позволит соединить пурну и шуньяту (полноту всех явлений и пустотность).
УВЛЕЧЕННОСТЬ СВЕРХСПОСОБНОСТЯМИ
Стремление, во что бы то ни стало, обрести высшие силы очень часто является отражением желания стать особым, необычным человеком, возвыситься над другими и управлять ими. Это типичное проявление завышенного эгоцентризма и непонимание своих реальных качеств, данных от природы, неверие в самого себя. Намерение обладать сверхспособностями обычно имеет сугубо корыстные мотивы и становится серьёзной причиной для создания отрицательной кармы, так как на этом пути постепенно утрачивается истинный смысл практики йоги и усиливается эго. Все сиддхи являются манифестацией шакти Атмана, обретение их будет результатом духовной реализации. Различие в количестве и форме сиддхи – следствие применения разных средств садханы на пути йогина отрицательной кармы, так как на этом пути постепенно утрачивается истинный смысл практики йоги и усиливается эго. Все сиддхи являются манифестацией шакти Атмана, обретение их будет результатом духовной реализации. Различие в количестве и форме сиддхи – следствие применения разных средств садханы на пути йогина.
ОШИБКИ ПОВЕДЕНИЯ
Действия практикующего в социуме способны создать множество проблем если практик не учитывает всех обстоятельств своего окружения. Налёт таинственности и замкнутость в себе для человека, который пребывает в обществе других людей, может привести к возникновению атмосферы отчуждённости и конфликта. Так как люди обычно испытывают страх перед неведомым и непонятным в поведении другого. Недостаток информации со стороны практикующего или неправильная её подача создают массу препятствий в общении. Напротив, когда люди видят позитивные моменты в вашем увлечении и обладают достаточной информированностью для их уровня сознания, то они обычно стараются помочь тому, кто находит в этой жизни интересное занятие и стремится совершенствоваться. Открытость, доброжелательность, сострадание, дружественное отношение к другим – становятся надёжной защитой и поддержкой йогина в кругу общения, на работе и в семье. Действия йогина должны соответствовать уровню его понимания природы реальности, укреплять его воззрение и поддерживать садхану непрерывной. Демонстрировать поведение, свойственное для высших уровней опыта и зрелости, – ошибка, которая приведёт к ухудшению кармы и омрачению сознания.
ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ
Неточное применение практик, связанных с контролем над жизненной силой, приводит к нарушению равновесия энергий тела, что повлечёт расстройство в работе внутренних органов и нестабильность нервной системы. Нарушение равновесия энергий тела скажется на деятельности мозга и ментальных процессах в сознании. Игнорирование приёмов йоги, поддерживающих циркуляцию и распределение энергии в теле и каналах, создаст в организме очаги с избытком праны, что вызовет перегрузку некоторых органов и желез, создавая в них чрезмерный тонус. С другой стороны, органы, действующие в противофазе очагам возбуждения – будут ослаблены и пострадают от недостатка праны. Чрезмерная активизация пингалы породит “болезни жара” (воспаления, температуру, гиперфункцию систем и желез), чрезмерная активизация иды породит “болезни холода” (падение температуры, ослабление обмена, дисфункцию органов и систем, спазмы). Неравная активность иды и пингалы, при закрытой сушумне – породит ослабление всех функций и падение уровня праны, при длительном нарушении ритма смены иды-пингалы – угасание жизненности и смерть.
МЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ
Ошибки, возникающие в различных психических процессах, очень трудно распознать, так как они имеют тонкую природу. Однако, ошибки допущенные у истока сознания, в психическом пространстве, наиболее коварны, так как в корне меняют состояние личности, мышление и поведение. Особенно это касается медитации и различных техник работы с сознанием.
Вера в то, что окружающая действительность только лишь плотная материя, воспринимаемая с помощью чувств, – является ошибкой восприятия, так как чувства имеют очень ограниченные способности видеть реальность.
Вера в то, что содержимое нашего сознания имеет большую ценность – ошибка опоры на мышление и прошлый опыт. Реальность непрерывна, неизменна, находится за пределами ментальных концепций и шаблонных реакций. Содержимое сознания же – непостоянно и зависит от условий, прошлый опыт теряет свою актуальность и порождает предвзятое восприятие явлений.
Вера в то, что наше индивидуальное “я” имеет конкретную ценность и его следует развивать или оберегать – иллюзия, следствие непонимания действительной природы нашего изначального “Я”, которое находится за пределами эго личности. Практик, получивший доступ в различные измерения сознания, может породить ложные представления о своих “достижениях” вплоть до полной уверенности, что он обрёл Плод, Озарение и Просветление. Ум способен создавать различные иллюзорные идеи и выдавать их за реальность.
ЛОЖНЫЕ ИДЕИ УМА
Собрание часто встречающихся “точек зрения”, которые ведут в тупик или к разрушению. Ограниченность через ложную веру в то, что человек обладает особой уникальностью. То, что хорошо для одних – вовсе не полезно для других. Происходит от непонимания того, что все люди обладают сходными общечеловеческими качествами (физическими, биохимическими, видовыми и т.п.), общим строением тела, энергетикой и массой других параметров, вне зависимости от рассовой принадлежности, культуры, регионов проживания и т.п. Обычно этот аргумент служит хитрым способом уклониться в сторону, аргументацией не желания заниматься изучением теории или практикой. Эта идея опирается на эгоцентричные мотивы и явно демонстрирует позицию противостояния в дискуссии. Либо за этим скрывается некомпетентность и желание утаить своё невежество от собеседника.
Контр-тезис: Йогин, благодаря различающей мудрости и советам мастеров, прекрасно видит, что разумно и полезно для разных людей и применяет лучшее, из огромного арсенала средств йоги, в соответствии с обстоятельствами. Страх потерять Знание через общение с другими Происходит от неуверенности в себе и недостаточной любви к людям, отсутствие сострадания. Ум может создать иллюзию, что если кому-то говорить о высоких духовных вещах, то “высшие силы” накажут за это каким-либо образом. Можно лишиться собственного знания, передавая его другим. Обычно эта идея восходит к оккультизму и связана с утратой особых сил (энергий) при раскрытии тайны владения ими. Обычно от такой фобии страдают “опытные” практикующие, уже получившие какие-либо энергетические “знаки” в результате практики.
Этот страх может породить чувство отчуждённости, замкнутость в себе, дистанцию между собой и миром. Эго усилится, личность потеряет ментальную стабильность и, в крайних случаях, получит психическое расстройство.
Контр-тезис: Йогин, передающий сокровенное знание в должном месте и подходящему ученику становится духовным “проводником Абсолюта” и обретает непрекращающийся поток трансцендентальной мудрости. Сострадание открывает сердце и узы эго развязываются. “Не оскудеет рука дающая…”
ОШИБКИ В ПОИСКЕ УЧИТЕЛЯ
Ошибки начинающих искателей в поиске наставника для себя. Ошибки “опытных практиков” в оценке мастеров. Ошибки недооценки врождённой Мудрости в самом себе. Тот, кто считает, что Учитель на Пути не нужен, но при этом не обладает личными качествами и способностями для верного продвижения по Пути, – придёт лишь в тупик собственных иллюзий, невежества и самодовольства.
Поиск Учителя не должен превращаться в “погоню за гуру”, когда неофит постоянно бродит по миру от одного наставника к другому в надежде обрести “самого реализованного гуру”, но при этом не старается услышать, что же ему говорят мастера. Так можно уныло бродить всю жизнь подобно “духовной попрошайке”.
Избыток представлений о том, каким должен быть “настоящий гуру” может полностью исказить видение и скрыть от искателя высшие качества мастера с которым адепт может встретиться на Пути. Ложные представления о способностях или облике гуру, его поведении и речи, навеянные стереотипами “духовных штампов” лишают искателя ясного восприятия и непредвзятой оценки потенциального учителя. “Слепой искатель” не распознает даже Шиву, столкнувшись с ним “нос к носу”. Гоняясь за идеалами можно пройти мимо подлинного совершенства, не увидеть мастерство и духовный свет под “обычным обликом”.
Ошибка переполненного сосуда. Перегруженность ума эзотерической информацией, наставлениями и доктринами может сделать искателя абсолютно “глухим к Мудрости”, полностью невосприимчивым к советам мастера. Такие искатели забывают что Истина предельно проста и стараются найти Знание за обилием слов и философских терминов, нагромождением цитат и доктринальных конструкций. Учитель с простой и ясной речью, стройной линией Учения для них слишком примитивен. Те, чей ум переполнен “интеллектуальными знаниями” идут “на дно заблуждений”, не сознавая, что высший Свет ничем не обременён.
Непонимание основ Учения может привести к стремлению искать истину в “псевдо авторитетах” – обманываться имиджем “известности” наставника, вызванным рекламным пиаром, а также стремлением искать гуру только в другой стране, ведь “нет пророка в своём Отечестве”. Статус “индийского гуру” или “побывавшего в Индии” сразу создаёт некий “ореол святости”, на который слетаются “как мотыльки на свет” блуждающие искатели.
Ошибкой недооценки врождённой Мудрости в самом себе можно назвать стремление постоянно искать гуру во вне, не прислушиваясь к собственной глубинной природе, интуитивному направлению души в поиске самореализации. Недооценивая свои собственные позитивные качества и присущую от рождения мудрость (у кого это есть) можно бесконечно блуждать в надежде найти просветлённого мастера, который даст наконец-то то, что и так уже есть с самого начала в тебе.
ОШИБКА ПОИСКА ОШИБОК
Стремление постоянно улучшать свою практику и вносить коррективы, на продвинутом уровне, не позволит объединиться и изначальной природой энергии и сознания. Страх перед ошибками на Пути йоги из-за недостатка опыта и понимания может привести к неуверенности и побудить начинающего бросить практиковать. Чтобы избежать этого следует довериться авторитетным работам мастеров йоги или найти подходящего компетентного учителя. Пусть этот текст принесёт благо ищущим.
Применение методов Йоги всегда было сопряжено с определёнными трудностями. Реализовать такое глубокое Учение необычайно сложно без ясного теоретического видения правильного Пути и грамотного применения практических средств. Множество ошибок поджидают на этой дороге как начинающих, так и опытных практиков.
Иллюзия не уступает свою власть человеку, вознамерившемуся совершить духовный прорыв, легко, она постоянно расставляет на Пути Постижения множество хитрых ловушек. Особенно много ошибок подстерегает адепта стремящегося к полной реализации Учения Йоги, того, кто практикует для достижения высших духовных состояний. Того, кто погружается в неведомые глубины собственного подсознания для поиска совершенной Истины.
В этой статье представлены некоторые, наиболее часто встречающиеся ошибки как в теоретическом воззрении (понимании), так и в практической работе, возникающие в результате применения методов системы йоги для саморазвития или достижения Освобождения. Тот, кто считает, что здесь перечислены все ошибки Пути – очень заблуждается, они бесконечны, как бесконечны омрачения живых существ этой печальной сансары …
ОШИБКИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЯ
Не правильное воззрение, возникшее в результате непонимания основных положений учения йоги, приводит к подмене истинных целей и ценностей практики ложными идеями и побочными эффектами. Это приводит к потере пути, созданию не благой кармы, препятствиям в практике и жизни. Игнорирование философских концепций учения йоги делает практику “слепой” и бездумной, что обязательно создаст препятствия и массу проблем. Если йогин не побуждает своё сознание стремиться к сущности Атмана, не пытается интуитивно осознавать Шуньяту, идею Брахмана, Нирвану, то он обречён барахтаться в океане кармы, получая лишь поверхностный опыт своей садханы. Буквальное понимание абстрактных символов и духовных идей, без проникновения в их истинное значение и скрытый смысл, всегда приводит к заблуждениям, это негативно отражается на практике йоги. Применение методов становится поверхностным, искажается внутреннее содержание техник или оно остаётся недоступным.
Для йогина, стремящегося пробудить шакти и применяющего практики тантры, необходимо проникнуть в эзотерическое значение символа, войти в измерение мандалы образа и звука своей свабхавы. Только так сознание практика трансформируется в чистое измерение Шива-Шакти, появится способность воспринимать таттвы в их изначальном виде. Иначе махабхуты будут восприниматься только как проявления майи. Часто встречается среди практикующих ошибка постоянного поиска “высшего метода”, который сможет привести искателя к конечному постижению. Такая позиция – результат поверхностного понимания учения и уже имеющихся в распоряжении средств. Всё это лишь порождение направленного вовне ума, забывшего, что Истину следует искать в самом себе.
Тот, кто считает, что мир вокруг него враждебен – никогда не сможет достигнуть недвойственности, интеграции со всем полем бытия. Тот, кто стремится только к погружению в самого себя – отсекает внешнюю энергию изначальных стихий и не сможет объединить два измерения: внешнее и внутреннее. Уход от обыденной реальности не является подлинной йогой, тот, кто вокруг себя видит только иллюзию или сансару, не может увидеть истинную реальность за пределами ” чистого и нечистого”. Тот, кто считает, что всё есть нирвана – пойман в философскую ловушку интеллектуального ума и не прозревает то, что находится за самим умом. Непонимание принципов Мокши не позволяет обрести освобождение и страдание не прекратится.
ОШИБКИ УСИЛИЯ В ПРАКТИКЕ
Избыток энтузиазма на начальном этапе практики порой приводит к травмам, вследствие перегрузки организма (связок, суставов, нервных центров). Недостаток применения практик, создающих состояние покоя, приведёт к доминированию процессов возбуждения и устойчивому фоновому напряжению на разных уровнях тела и ума. Что постепенно приведёт к утомлению и истощению внутреннего потенциала сил и остановит дальнейшее продвижение. На продвинутом уровне практики йогин не всегда может точно определить границу за которой опора на личную волю не приносит продвижение, а становится препятствием.
Применяя интенсивные режимы тренировок практик порой нарушает равновесие процессов распада и восстановления, что приводит к переутомлению и снижению эффективности занятий, ослабляет жизненный ресурс, а иногда сокращает срок жизни, если используются методы вывода энергии. На продвинутом уровне, воля может стать препятствием, так как она исходит из “Я”, обусловленного ума, стремящегося к совершенствованию, следовательно, опора на волю, в этой ситуации, не может дать окончательный прорыв за пределы ума в сверхсознание. Напряжение препятствует раскрытию ананды и как следствие не может проявится саттва буддхи, нет саттвы – не проявится природа пуруши, не будет познана мокша. Параматма пребывает вне усилия, тот, кто не вышел за границы усилия и воли, являющимися порождением омрачённой дживы – не сольётся с ней.
ОШИБКИ ПАССИВНОСТИ
Самолюбование и успокоенность – результат непонимания непостоянства явлений, влияния времени и разрушающих тело и ум факторов. Такая позиция не позволит раскрыться всем потенциальным способностям практикующего. Пассивное выполнение йогических техник и своей личной практики не даёт проявиться очищающей силе йоги. Слишком вялая практика не позволяет реально продвигаться в развитии, что со временем, приведёт к ослаблению интереса к занятиям йогой и полной остановке практики. Недостаток усилий и устремлённости не позволяет развить необходимый потенциал энергии для того, чтобы противостоять отрицательным воздействиям, проблемам в жизни и желаемый результат достигнут не будет. Прогресс в совершенствовании сойдёт на нет и перейдёт в свою противоположность – утрате всех достижений.
Идея, что всё предопределено и наши усилия напрасны может привести лишь к духовной деградации и угасанию способностей сознания и тела. Несмотря на некоторую предопределённость всех явлений – следует всё же прилагать усилия для дальнейшего развития и эволюции, это также предопределено. Пассивность – следствие тамаса сознания, манас в таком состоянии не имеет ясности, буддхи не проявляет праджню, – джняна не может быть получена.
ОШИБКИ РАССЕЯННОСТИ
Рассеянное состояние сознания во время выполнения асан и пранаям не позволяет создать оптимальный энергетический фон, сознание блуждает в беспокойном возбуждении, в результате не достигается должная концентрация ума и возникают отвлечения чувств. Недостаток собранности во время практики удерживает ум в состоянии инертной омрачённости – ментальном торможении. Это не позволяет получить ясное восприятие протекающих процессов и добиться осознанного управления внутренними функциями организма.
ОШИБКИ МЕТОДА
Когда цели не точно определены или они ложны – возникает опасность применения неправильных средств практики (технических приёмов), таким образом, невозможно получить намеченные результаты. Может возникнуть ситуация применения средств, которые создают противоположные эффекты и взаимно нейтрализуют друг друга. Это противоречие не даст никакого положительного эффекта и продвижения, а только поглотит время и жизненную силу практикующего. Применение неправильных методов практики, способно породить различные болезни тела, истощить нервную систему и вызвать психические нарушения. Поэтому мастера йоги всегда были против самодеятельной практики и бездумного подхода в попытках управления жизненной силой и сознанием.
Ошибочная садхана – следствие недостатка знания, непонимания закономерностей абхьясы, принципов движения шакти – результат действия авидьи и демонических влияний. Такие ошибки, порой – результат практики в современных школах йоги с искажённой доктриной, игнорирование авторитетных писаний йоги (сутр, шастр, агам). Попытка следовать наставникам, которые сами не имеют глубокого опыта йоги и преследуют лишь завуалированные корыстные цели может кончиться плачевно. Пристрастие к ограниченным средствам приводит к однобокой практике, лишая практикующего целостного воздействия на тело, энергию и ум. Всестороннее развитие в йоге – залог гармоничности Пути и наиболее полного раскрытия внутренних качеств человека.
Применяемый метод должен учитывать способности ученика и последовательно развивать его характеристики. Поступательное совершенствование опирается на разумное чередование внутренних процессов, поскольку ритм лежит в основе всех явлений. Отсутствие ритма занятий проистекает от внешней и внутренней кармы, личной недисциплинированности, что значительно препятствует серьёзному прогрессу в йоге. Йогин, не обладающий сильными самскарами к практике, не способен постигнуть глубокие уровни дхьяны и может пасть под влиянием внешних препятствий, поэтому важно развивать намерение и культивировать зарождение самскар и васан йоги, которые сделают садхану устойчивой.
Часто можно видеть, как у некоторых практикующих, занятия йогой ограничиваются выполнением только асан, игнорируя практику техник дыхания (пранаям) и медитацию. Такой подход не может быть полноценным и даст лишь поверхностные результаты. Личность не может измениться за счёт применения телесных методов не используя техники трансформации сознания, раскрепощающие и освобождающие психику. Сама система практики центрах йоги, где не применяют методов концентрации и медитации, не используются глубокие практики дхьяны, говорит о том, что в этой школе нет понимания внутренних процессов сознания и развитие идёт лишь на поверхностном уровне.
Тот, кто считает в свою очередь, что он обретёт просветление через какой-либо метод – не достигнет освобождения, так как все методы рождены умом, который и следует превзойти. Мокша находится за порогом деятельности, она не достигается применением средств йоги, она проявляется таково. Всё, что возможно на пути садханы – лишь устранение препятствий для раскрытия природы Шивы.
ОШИБКИ САМООЦЕНКИ
Завышенная или заниженная самооценка, неверное определение собственных способностей, приводит к различным препятствиям на пути йоги и в жизни. Порой сам человек не в состоянии оценить свои возможности. В этой ситуации необходимо положиться на взгляд со стороны, совет более опытного соратника или мастера йоги. Завышенная или заниженная самооценки порождаются ложным представлением о себе под влиянием эго, они усиливают омрачённости гордостью и гневом, завистью и страхом соответственно. Считать, что ваша практика лишена ошибок и гармонична – ошибка беспечности, рождённая непониманием собственного состояния сознания и энергии.
ОШИБКИ ПОГОНИ ЗА ПЕРЕЖИВАНИЯМИ
Стремление обрести мистический опыт любой ценой может привести к захваченностью этой идеей и будет упущен шанс обнаружить действительно важные, с точки зрения йоги, процессы и состояния сознания. Погоня за переживаниями и необычными ощущениями может привести к разбалансировке внутренних энергий, нервным и психическим отклонениям.
Возникновение астрального опыта в нестабильном сознании может вызвать искажение восприятия и расщепление личности, потерю ориентиров в обычной реальности, ментальное смешение двух измерений. Тот, кто стремится обрести переживания и делает это намерение сильным – уходит с истинного пути йоги, который нацеливает ум практика к постижению состояния беззнаковости (ниргуна и ниртаттва), без опоры (нираламба) и свободы (мокша). Погоня за конкретными феноменами не позволит соединить пурну и шуньяту (полноту всех явлений и пустотность).
УВЛЕЧЕННОСТЬ СВЕРХСПОСОБНОСТЯМИ
Стремление, во что бы то ни стало, обрести высшие силы очень часто является отражением желания стать особым, необычным человеком, возвыситься над другими и управлять ими. Это типичное проявление завышенного эгоцентризма и непонимание своих реальных качеств, данных от природы, неверие в самого себя. Намерение обладать сверхспособностями обычно имеет сугубо корыстные мотивы и становится серьёзной причиной для создания отрицательной кармы, так как на этом пути постепенно утрачивается истинный смысл практики йоги и усиливается эго. Все сиддхи являются манифестацией шакти Атмана, обретение их будет результатом духовной реализации. Различие в количестве и форме сиддхи – следствие применения разных средств садханы на пути йогина отрицательной кармы, так как на этом пути постепенно утрачивается истинный смысл практики йоги и усиливается эго. Все сиддхи являются манифестацией шакти Атмана, обретение их будет результатом духовной реализации. Различие в количестве и форме сиддхи – следствие применения разных средств садханы на пути йогина.
ОШИБКИ ПОВЕДЕНИЯ
Действия практикующего в социуме способны создать множество проблем если практик не учитывает всех обстоятельств своего окружения. Налёт таинственности и замкнутость в себе для человека, который пребывает в обществе других людей, может привести к возникновению атмосферы отчуждённости и конфликта. Так как люди обычно испытывают страх перед неведомым и непонятным в поведении другого. Недостаток информации со стороны практикующего или неправильная её подача создают массу препятствий в общении. Напротив, когда люди видят позитивные моменты в вашем увлечении и обладают достаточной информированностью для их уровня сознания, то они обычно стараются помочь тому, кто находит в этой жизни интересное занятие и стремится совершенствоваться. Открытость, доброжелательность, сострадание, дружественное отношение к другим – становятся надёжной защитой и поддержкой йогина в кругу общения, на работе и в семье. Действия йогина должны соответствовать уровню его понимания природы реальности, укреплять его воззрение и поддерживать садхану непрерывной. Демонстрировать поведение, свойственное для высших уровней опыта и зрелости, – ошибка, которая приведёт к ухудшению кармы и омрачению сознания.
ОШИБКИ УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГИЕЙ
Неточное применение практик, связанных с контролем над жизненной силой, приводит к нарушению равновесия энергий тела, что повлечёт расстройство в работе внутренних органов и нестабильность нервной системы. Нарушение равновесия энергий тела скажется на деятельности мозга и ментальных процессах в сознании. Игнорирование приёмов йоги, поддерживающих циркуляцию и распределение энергии в теле и каналах, создаст в организме очаги с избытком праны, что вызовет перегрузку некоторых органов и желез, создавая в них чрезмерный тонус. С другой стороны, органы, действующие в противофазе очагам возбуждения – будут ослаблены и пострадают от недостатка праны. Чрезмерная активизация пингалы породит “болезни жара” (воспаления, температуру, гиперфункцию систем и желез), чрезмерная активизация иды породит “болезни холода” (падение температуры, ослабление обмена, дисфункцию органов и систем, спазмы). Неравная активность иды и пингалы, при закрытой сушумне – породит ослабление всех функций и падение уровня праны, при длительном нарушении ритма смены иды-пингалы – угасание жизненности и смерть.
МЕНТАЛЬНЫЕ ОШИБКИ
Ошибки, возникающие в различных психических процессах, очень трудно распознать, так как они имеют тонкую природу. Однако, ошибки допущенные у истока сознания, в психическом пространстве, наиболее коварны, так как в корне меняют состояние личности, мышление и поведение. Особенно это касается медитации и различных техник работы с сознанием.
Вера в то, что окружающая действительность только лишь плотная материя, воспринимаемая с помощью чувств, – является ошибкой восприятия, так как чувства имеют очень ограниченные способности видеть реальность.
Вера в то, что содержимое нашего сознания имеет большую ценность – ошибка опоры на мышление и прошлый опыт. Реальность непрерывна, неизменна, находится за пределами ментальных концепций и шаблонных реакций. Содержимое сознания же – непостоянно и зависит от условий, прошлый опыт теряет свою актуальность и порождает предвзятое восприятие явлений.
Вера в то, что наше индивидуальное “я” имеет конкретную ценность и его следует развивать или оберегать – иллюзия, следствие непонимания действительной природы нашего изначального “Я”, которое находится за пределами эго личности. Практик, получивший доступ в различные измерения сознания, может породить ложные представления о своих “достижениях” вплоть до полной уверенности, что он обрёл Плод, Озарение и Просветление. Ум способен создавать различные иллюзорные идеи и выдавать их за реальность.
ЛОЖНЫЕ ИДЕИ УМА
Собрание часто встречающихся “точек зрения”, которые ведут в тупик или к разрушению. Ограниченность через ложную веру в то, что человек обладает особой уникальностью. То, что хорошо для одних – вовсе не полезно для других. Происходит от непонимания того, что все люди обладают сходными общечеловеческими качествами (физическими, биохимическими, видовыми и т.п.), общим строением тела, энергетикой и массой других параметров, вне зависимости от рассовой принадлежности, культуры, регионов проживания и т.п. Обычно этот аргумент служит хитрым способом уклониться в сторону, аргументацией не желания заниматься изучением теории или практикой. Эта идея опирается на эгоцентричные мотивы и явно демонстрирует позицию противостояния в дискуссии. Либо за этим скрывается некомпетентность и желание утаить своё невежество от собеседника.
Контр-тезис: Йогин, благодаря различающей мудрости и советам мастеров, прекрасно видит, что разумно и полезно для разных людей и применяет лучшее, из огромного арсенала средств йоги, в соответствии с обстоятельствами. Страх потерять Знание через общение с другими Происходит от неуверенности в себе и недостаточной любви к людям, отсутствие сострадания. Ум может создать иллюзию, что если кому-то говорить о высоких духовных вещах, то “высшие силы” накажут за это каким-либо образом. Можно лишиться собственного знания, передавая его другим. Обычно эта идея восходит к оккультизму и связана с утратой особых сил (энергий) при раскрытии тайны владения ими. Обычно от такой фобии страдают “опытные” практикующие, уже получившие какие-либо энергетические “знаки” в результате практики.
Этот страх может породить чувство отчуждённости, замкнутость в себе, дистанцию между собой и миром. Эго усилится, личность потеряет ментальную стабильность и, в крайних случаях, получит психическое расстройство.
Контр-тезис: Йогин, передающий сокровенное знание в должном месте и подходящему ученику становится духовным “проводником Абсолюта” и обретает непрекращающийся поток трансцендентальной мудрости. Сострадание открывает сердце и узы эго развязываются. “Не оскудеет рука дающая…”
ОШИБКИ В ПОИСКЕ УЧИТЕЛЯ
Ошибки начинающих искателей в поиске наставника для себя. Ошибки “опытных практиков” в оценке мастеров. Ошибки недооценки врождённой Мудрости в самом себе. Тот, кто считает, что Учитель на Пути не нужен, но при этом не обладает личными качествами и способностями для верного продвижения по Пути, – придёт лишь в тупик собственных иллюзий, невежества и самодовольства.
Поиск Учителя не должен превращаться в “погоню за гуру”, когда неофит постоянно бродит по миру от одного наставника к другому в надежде обрести “самого реализованного гуру”, но при этом не старается услышать, что же ему говорят мастера. Так можно уныло бродить всю жизнь подобно “духовной попрошайке”.
Избыток представлений о том, каким должен быть “настоящий гуру” может полностью исказить видение и скрыть от искателя высшие качества мастера с которым адепт может встретиться на Пути. Ложные представления о способностях или облике гуру, его поведении и речи, навеянные стереотипами “духовных штампов” лишают искателя ясного восприятия и непредвзятой оценки потенциального учителя. “Слепой искатель” не распознает даже Шиву, столкнувшись с ним “нос к носу”. Гоняясь за идеалами можно пройти мимо подлинного совершенства, не увидеть мастерство и духовный свет под “обычным обликом”.
Ошибка переполненного сосуда. Перегруженность ума эзотерической информацией, наставлениями и доктринами может сделать искателя абсолютно “глухим к Мудрости”, полностью невосприимчивым к советам мастера. Такие искатели забывают что Истина предельно проста и стараются найти Знание за обилием слов и философских терминов, нагромождением цитат и доктринальных конструкций. Учитель с простой и ясной речью, стройной линией Учения для них слишком примитивен. Те, чей ум переполнен “интеллектуальными знаниями” идут “на дно заблуждений”, не сознавая, что высший Свет ничем не обременён.
Непонимание основ Учения может привести к стремлению искать истину в “псевдо авторитетах” – обманываться имиджем “известности” наставника, вызванным рекламным пиаром, а также стремлением искать гуру только в другой стране, ведь “нет пророка в своём Отечестве”. Статус “индийского гуру” или “побывавшего в Индии” сразу создаёт некий “ореол святости”, на который слетаются “как мотыльки на свет” блуждающие искатели.
Ошибкой недооценки врождённой Мудрости в самом себе можно назвать стремление постоянно искать гуру во вне, не прислушиваясь к собственной глубинной природе, интуитивному направлению души в поиске самореализации. Недооценивая свои собственные позитивные качества и присущую от рождения мудрость (у кого это есть) можно бесконечно блуждать в надежде найти просветлённого мастера, который даст наконец-то то, что и так уже есть с самого начала в тебе.
ОШИБКА ПОИСКА ОШИБОК
Стремление постоянно улучшать свою практику и вносить коррективы, на продвинутом уровне, не позволит объединиться и изначальной природой энергии и сознания. Страх перед ошибками на Пути йоги из-за недостатка опыта и понимания может привести к неуверенности и побудить начинающего бросить практиковать. Чтобы избежать этого следует довериться авторитетным работам мастеров йоги или найти подходящего компетентного учителя. Пусть этот текст принесёт благо ищущим.