Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Я и ЭГО


Йогическая психология различает я и эго, Пурушу и Аханкару. Я – свидетель, эго – обладатель. Я пассивен и неизменен, и лишь свидетельствую любые действия и состояния; но эти действия и состояния – не мои. С йогической точки зрения я не могу употреблять слово "мое". Я не могу сказать, например, что эго – это не я, но лишь один из объектов МОЕГО свидетельствования. Более того, я не могу сказать даже, что любые действия и состояния НЕ МОИ, – ведь говоря так я неявно противопоставил бы их чему-то "моему". С йогической точки зрения говорить о себе самом в строгом смысле слова практически невозможно. Я могу только быть собой, но это бытие неизреченно; к тому же речь – это тоже одна из форм деятельности.

Когда мы говорим о "себе", мы говорим фактически об эго, и говорит это эго. Определять нечто как "мое" и "не мое" – вот основная задача и обязанность эго, обладателя многообразных ролей, функций и состояний. Эго отождествлено со своими богатствами. Его девиз – "я есть то, что у меня есть". А есть у меня ум, чувственность, тело. Есть у меня также и определенное место в мире. Я мужчина, голландец, холост, служащий, беспартийный, просветленный, – такими и многими другими способами определяет себя эго.

Программа-минимум йогического развития (Садханы) состоит в самореализации, – самопостижении, самоосознании, – то есть в нахождении и высвобождении себя из-под тех внешних ролей и внутренних функций, с которыми отождествляет себя эго. Самореализация – это прежде всего работа с эго, нацеленная на изменение "нас", а не "наших" способностей. На данном этапе Садханы важно то, чем мы становимся, а не то, до чего мы додумываемся, в какие состояния входим и т.д. Не прожекты, теории, откровения и пророчества, но выявление внутренней логики процесса эволюции сознания, а также поиск путей разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе развертывания этого процесса, – вот что важно.

Самореализация – это именно работа с эго, а не избавление от эго. По словам Шри Ауробиндо, если бы задача эволюции состояла в том, чтобы избавиться от эго, совершенно необъяснимой становится та колоссальная работа, которая была затрачена эволюцией для его обретения. И действительно, от эго можно избавиться лишь на время – в состоянии транса; тот, кто говорит, что он избавился от эго, если не самообманывается, то недостаточно корректно использует язык. Подобно тому как в ходе Садханы необходимо последовательно освободить себя от диктата тела, эмоций и интеллекта (а не избавиться от них), необходимо в конечном счете освободить себя и от эго. Но эго никуда не исчезает.

Йогический процесс в тех его формах, с которыми сегодня имеет дело человек, это один из этапов значительно более широкого процесса эволюции сознания, который, в свою очередь, составляет один из этапов еще более грандиозного процесса эволюции материи (последовательного осуществления потенциальных возможностей отражения и взаимодействия). Фактическая цель этого актуального в настоящее время для значительной части человечества этапа эволюции сознания – выведение хорошо сформированного зрелого эго из сознательной области, переведение его на внесознательный режим функционирования, режим, в котором работает преобладающая часть эволюционно более древних, чем эго, систем организма и психики. Эго представляет собой вершину предшествовавшего данному этапа эволюции сознания (процесса своеобразной анти-Йоги) и вовсе не отбрасывается за ненадобностью. Разоблаченное как не-я, эго попросту занимает надлежащее ему подчиненное положение.

Эго продолжает играть свою инструментальную организующую роль, но теперь сознательная личность освобождается от множества уродств, производимых самодовлеющим эго, а также обретает восприимчивость к некоторым явлениям и процессам, к которым она, будучи причастной, неспособна была пробиться через баррикады эго.