Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Защита от препятствий на пути

Теперь о защите от препятствий, возникающих на пути, применительно к йогинам, склонным соответственно к методу или мудрости. Для йогина, склонного к методу, существует восемь защит от четырёх препятствий; для йогина, склонного к мудрости, также существует восемь защит от четырёх препятствий; и кроме того, существует четырнадцать защит, подходящих обоим. Начиная с мирского пути и далее, защита осуществляется посредством этих тридцати.
Первая тема открывается словами: «Более склонный к методу…»

Йогин, более склонный к методу, оберегается от препятствий на пути…

Под склонностью к методу понимается два: 1. склонность в силу приверженности и обязательств и 2. склонность в силу личного опыта. Для йогина, склонного к методу, возможны четыре препятствия, связанные с четырьмя различными моментами: 1. препятствие мирских феноменов при вступлении на путь, 2. препятствие внешних мар после вступления на путь, 3. препятствие возрастания силы мар при достижении некоторой устойчивости ума, а также 4. препятствие нераспознавания медитативного сосредоточения в то время, когда ум устойчив.

…посредством твёрдой веры…

Касаемо первого две темы: 1. препятствие привязанностей к любящим родственникам и прочим, а также 2. препятствие учителя и друзей. От первого охраняются твёрдой верой, а прежде того малыми материальными дарами; от второго – также твёрдой верой, а прежде того материальными дарами и любовным отношением.

…охранного круга, чтения мантры, мантровых узлов.

Три вещи непременно защитят от препятствий, чинимых внешними марами: 1. охранный круг с ваджрной оградой и прочим, 2. чтение таких мантр, как сумбхани, и 3. мантровые узлы и так далее, полученные от искусного учителя или друзей, в зависимости от обстоятельств.
Таковы четыре средства защиты от препятствий метода посредством метода.
Что же касается препятствий от возросшей силы мар, то в этом случае надлежит менять охранный круг.

Также пусть видит феномены как проявления природы ума, условные, взаимозависимо возникшие связи; поскольку они подобны отражениям, пусть не отделяется от истины океана таковости.

Защита даруется тремя: 1. осознанием того, что и субъект препятствия, и объект его, и само препятствие по сути есть ум, 2. осознанием иллюзорности ума, и 3. осознанием того, что этот ум не имеет собственной природы.
Таковы три способа защиты от препятствий метода посредством мудрости.
Если после обретения умом устойчивости жизненные ветры и ум собираются в таких местах, как слог Кша, то могут проявляться всевозможные неприятные феномены, такие как нападения демонов-ракшасов и кровожадных даков и дакинь. Если в это время распознавать свои переживания как медитативное сосредоточение – устранятся препятствия к медитации, если распознавать препятствия – устранятся вредоносные влияния мар, а если видеть в препятствиях достоинства и достижения, то они успокоятся. Вкратце, защита осуществляется через понимание взаимозависимо возникших связей.
Таким образом, восемь защит подразделяются на три вида: 1. защиты от препятствий метода посредством метода, числом четыре; 2. защиты от препятствий метода посредством мудрости, числом три; и 3. защита от препятствий метода посредством взаимозависимо возникших связей, единственная.

Что касается мудрости…

О пути мудрости и прочем говорится в связи с двумя типами людей: 1. склонными к мудрости в силу приверженности и обязательств и 2. склонными к мудрости в силу личного опыта. Те и другие испытывают четыре вида препятствий: 1. препятствия, порождающие переживания и страдания; 2. препятствия, проявляющие формы; 3. препятствия, выражающиеся в звуках; а также 4. препятствия, воздействующие на воззрения и вершины достижения. Примени к ним последовательно четыре защиты; таковы четыре проверки.
Здесь также уместна строка, расположенная ниже по тексту, где говорится:

Поскольку мары – сыны богов возникают на пути склонных к мудрости, защита посредством четырёх проверок.

Четыре проверки следующие: 1. проверка посредством опыта, 2. проверка посредством медитативного сосредоточения, 3. проверка посредством мантры, а также 4. проверка посредством воззрения и вершины достижения.
Да будет позволено мне объяснить кое-что из смысла слов. Сказано:

…есть внешние мары…

Внешние мары – это изначально зловредные ложные наставники, которые только чинят препятствия.

…и изменение придёт в связи с двумя путями, четырьмя воззрениями и четырьмя вершинами достижения.

Однако изменение четырёх воззрений и четырёх вершин достижения в связи с двумя путями – это четвёртое препятствие; следует понимать, что остальные три препятствия подразумеваются.

Внутренние измененяют десятку путей и так далее и приходят, если знаки неизвестны. Защита посредством знания.

Здесь говорится о внутренних марах. Снова, как и в предыдущем случае, есть четыре, от которых следует защищаться. Защита осуществляется посредством знаков четырёх посвящений. Внутренние мары могут приносить пользу и вред, затрагивать устранение и принятие. Кроме как внутренними марами, их ещё называют «препятствиями».
Десятка путей и прочего та же, что выше. Что касается защиты посредством знания знаков, то знаки тела следующие:

Прижми концом собравшиеся пять,
Составь большим и средним пальцами ведическое Е,
Примени мудру высшей бодхичитты,
Указательным пальцем укажи на пространство.

Знаки ветвей следующие:

Покажи пять пальцев по одному,
Сожми ваджрный кулак,
Покажи вознесённую ваджру о трёх спицах,
Указательным пальцем укажи на пространство.

Знаки речи, которые есть четыре группы слогов: 1. Ка, Ла, Ща, А; 2. Я Ра Ла Ва; 3. Э Вам Ма Я; и 4. Ом Ах Хум Ом, – следует знать как четыре посвящения. Ими непременно защитишься от препятствий.
Так объясняются шестнадцать защит, по восемь для склонных соответственно к методу или мудрости.
Теперь о четырнадцати защитах, определённых для обоих типов йогинов. Сказано:

Защита от загрязнения, омрачения и утери семенной капли.

Подразумеваются защиты от шести видов загрязнений, шести видов утери семенной капли и двух видов омрачений.
Шесть видов загрязнений следующие: 1. загрязнение самаи, 2. загрязнение от злых духов, 3. загрязнение от дурной компании, 4. загрязнение от пищи, 5. загрязнение от места, а также 6. загрязнение от трупа. Первое загрязнение – великое, следующие четыре – средние, последнее – малое.
Сила загрязнения может быть распознана по сновиденным переживаниям посредством исследования то, что в них является загрязнённым. Если тело нечисто – великое загрязнение, если одежда нечиста – среднее загрязнение, если дом нечист – малое загрязнение. Также посредством сновиденных переживаний можно распознавать каждое из шести загрязнений по отдельности. Великое загрязнение истощает жизненную силу; среднее рождает страдания в теле и уме, ухудшает медитативное сосредоточение; малое также ухудшает медитативное сосредоточение.
Касаемо устранения загрязнений: великое устраняется посредством посвящения, среднее – посредством ритуального пиршества, малое – посредством омовения.
Омовение применяется для устранения великих, средних и малых загрязнений от злых духов. В случае великого загрязнения выполни надлежащим образом ритуал сосуда, помести в него пепел от гневной огненной пуджи, чёрный аконит, истолчённые человеческие кости и белую горчицу, залей ароматной водой. Если в день будешь совершать по три омовения, соединяя их с обильным начитыванием сердечной мантры идама, загрязнение устранится. Используя пепел от огненной пуджи роста, устранишь среднее загрязнение, от мирной огненной пуджи – малое.
Для избавления от эпидемий и прочего набери пепла от огненной пуджи власти и надлежащим образом выполни ритуал. Если говорить в общем об устранении загрязнений, то устраняются посредством посвящения, устраняются посредством ритуального пиршества в особое время и также устраняются посредством омовения. Кроме того, устраняются посредством глиняных форм, одну половину которых оставляют в укромном месте, а другую выбрасывают в глубокую реку. Или, иначе, можешь устранять посредством спасения жизней, провозглашения раскаяния и так далее.
Поскольку препятствия такого рода обыкновенно проявляются при первом собрании сущностных компонентов, то методы устранения загрязнений чрезвычайно ценны.
Шесть видов утери семенной капли следующие: 1. утеря в силу захваченности блаженством и переполнения каналов; 2. утеря во сне в силу привычных склонностей или из-за злых духов; 3. утеря в силу соединения воды и болезни; 4. утеря в силу распаления страстью, порождённой воплощением чистой мудрости; 5. утеря в силу естественного истощения от дурной пищи; и также 6. утеря в силу истечения пота при осуществлении действий.
От первого защищаются посредством шести действий, вокализированных вдохов – спокойных и усиленных, – а в особенности при помощи произнесения с силой: «Хум!» – и так далее.
Что касается второй, смешай надлежащим образом четыре: чёрный каучук, человеческий мозг, пепел от сожжённых семян белой горчицы и менструальную кровь. С наступлением вечера вотри в тайное место и в область талии.
Или, иначе, завяжи на чёрной верёвке двадцать один узел, сопроводив это многократным начитыванием сердечной мантры идама, и обвяжи эту верёвку вокруг талии.
Грязь с женской одежды защищает от утери в силу привычных склонностей; также можно защититься с помощью особого положения тела, практик, подобных используемым в крия-тантрах, и так далее.
Что касается третьего, то вообще следует прибегать к питательной пище. Сверх того, прими на пустой желудок немного порошка из трёх острых трав, оберни талию и бёдра тёплой одеждой – к примеру, шкурой хищника, – встань и примени пять или семь прижиганий к тем местам, куда достают локти. Таким образом непременно защитишься.
Что касается четвёртого, то здесь оберегаются посредством особой защиты: шести действий и чрезвычайного взгляда. Подробности относительно остальных методов следует узнать непосредственно от учителя. Что же до методов, применяемых к двум последним, то они не отличаются от тех, которые уже объяснялись в связи с прибеганием к нектару пищи и действиям.
Поскольку препятствия такого рода обыкновенно проявляются при втором собрании сущностных компонентов, то методы устранения загрязнений чрезвычайно ценны.
Два вида омрачений – это омрачения клеш и омрачения познания. Под первым понимается непрестанный поток мыслей, от которого защищаются посредством трёх путей: устранения входа и так далее. Об омрачениях познания говорится, когда есть медитативное сосредоточение, но в нём присутствует восемь ущербных переживаний. От этого защищаются посредством ключевого момента допущения естественного выражения и также посредством трёх безупречных. О методах порождения последних, если они не возникают, следует узнать непосредственно от учителя.
Так вкратце объясняется четырнадцать общих защит, и на этом объяснение тридцати обычных защит завершается.
Таким образом посредством разделения текста трактата на семь частей объясняется общий путь сансары и нирваны.

Принятие плода как пути
Коренные учения традиции Ламдре, хранимой школой Сакья
Перевод на английский Сайруса Стирнса
Предисловие Его Святейшества Сакья Тризина