Если попытаться быть честным, я бы сказал, что с обычной мирской материалистической точки зрения, духовный путь — самая бесполезная вещь на свете. Правда. И самый бесполезный с мирской точки зрения духовный путь и есть самый подлинный. Постараюсь привести пример. Чтобы было легче понять. Самое близкое по смыслу, что я могу вспомнить, это поэзия. Да, поэзия совершенно бесполезна с материалистической точки зрения. Хотя, конечно, сегодня вы можете заработать продажей стихов. Но настоящая поэзия создана для того, чтобы тронуть вас до глубины души. Это не измеришь никакими индексами, существующими в материалистической системе ценностей, в рамках которой поэзия бессмысленна.
Еще один пример. Кто-то из вас бывал в Индии. Вам, наверняка, приходилось путешествовать там на поезде. По многу часов или дней. И вы видели совершенно безлюдные места, мимо которых можно ехать часами не встречая ни одного человека. И внезапно вы видите прекрасно выстроенные ворота. Они никуда не ведут и никто через них не ходит, это не пропускной пункт или что-то подобное, они построены просто для того, чтобы быть. И в этом есть что-то духовное. Эти ворота не приносят прибыли, не важно даже, видит ли их кто-нибудь или нет. Понимаете, как только вы думаете о чем-то, – "О, надо чтобы люди это увидели, чтобы критики это оценили, надо чтобы это попало в рейтинг, надо это продать", – вы начинаете это использовать, это становится полезным. И в этом смысле, с моей точки зрения, духовный путь – это путь максимальной бесполезности.
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче
В начале пути мы чувствуем, что духовные искания — это нечто такое, что даст ответы на все ваши вопросы.
Нам необходимо пойти дальше подобных надежд и ожиданий. Может быть, мы ждем, что учитель разрешит все наши проблемы, устранит сомнения. Но когда мы встречаемся с ним, оказывается, что он в действительности не отвечает ни на один из наших вопросов. Он оставляет многое для нашей собственной работы. И это будет для нас огромным потрясением, разочарованием.
У нас имеется множество ожиданий, особенно если мы ищем духовного пути и связаны с духовным материализмом. Мы ждем, что духовность принесет нам счастье и покой, мудрость и спасение. Этот буквальный, эгоцентрический способ рассмотрения духовности необходимо полностью пересмотреть заново. И вот наконец, когда мы оставим всякую надежду на достижение какого-либо вида просветления, в то же мгновение начнет открываться путь. Это похоже на тот случай, когда мы ждем прихода долгожданного гостя. Мы уже готовы оставить надежду на то, что он когда-нибудь придет, думаем, что и сама мысль о его приходе была просто фантазией, что он вообще не придет. И в тот момент, когда мы оставили даже мысль о его приходе, этот человек появляется.
Духовный путь действует таким же образом; здесь дело в том, чтобы все наши ожидания истощились. Необходимо терпение. Вам не надо слишком энергично толкать себя на путь; просто ждите, дайте проявиться некоторому пространству, не будьте заняты стараниями понять «реальность». Следует сперва увидеть мотивировку наших духовных исканий. Честолюбие не является необходимым, когда мы готовы начать свои путь с открытым умом, вышедшим за пределы «хорошего» и «плохого».
Чогьям Трунгпа Ринпоче
Практика Дхармы ‒ предприятие, по определению чреватое разочарованиями. Практикующие, особенно начинающие, зачастую не отдают себе отчета в том, что разочарования ‒ красноречивые свидетельства нашего успеха. Невыносимое отсутствие сосредоточения, преданности или вдохновения, возможно, и есть именно то, что заставит вас приложить дополнительное усилие и полностью включиться в практику. Альтернативный вариант: эта же причина толкает вас в противоположном направлении и вы полностью прекращаете практику ‒ это соблазн, которому вы должны противостоять любой ценой. Всегда помните, что разочарование в своем духовном пути нередко служит признаком того, что вы становитесь настоящим практиком Дхармы.
Главное ‒ это последовательность. Ведь часто происходит так: чувствуя прилив вдохновения, практикующие проявляют чрезмерное рвение в со своей практике, а затем испытывают глубокое разочарование, когда им не удается увидеть хороший сон, добиться необходимой концентрации или сохранить контроль над собой. Пресытившись практикой, они бросают ее на несколько месяцев, а когда вновь возвращаются к ней, им приходится начинать с нуля. При такой схеме поступательное развитие идет медленно. Гораздо лучше ‒ уподобиться черепахе. Пусть кажется, что на каждый шаг у вас уходит целая вечность, все же, несмотря на отсутствие вдохновения, продолжайте выполнять свою практику четко и последовательно. Так вам удастся развернуть всю мощь своего врага, привычки, против него самого. Привычка присасывается к нам, как пиявка, становясь все сильнее и упрямее с каждым мгновением, и даже если нам удается ее стряхнуть, она все равно оставляет после себя зудящее напоминание о своем существовании. Приучив же себя к регулярной практике Дхармы, мы можем развернуть мощь своего врага против него самого, победив наши дурные привычки силой благой привычки к практике. Ведь, как говорил Шантидева, «нет ничего, к чему постепенно нельзя было бы себя приучить».
Дхарма была задумана именно для того, чтобы обнажить ваши недостатки и заставить вас ужаснуться.
Если изъян в вашем характере остается скрытым, как вы можете с ним что-то сделать?
Вот что имеется в виду во фразах "Дхарма, проникающая в ваш ум", "практика Дхармы, приносящая плод", а не так называемые хорошие впечатления, на которые многие из нас так надеются.
В идеале "окончательным ритритом" является свобода от прошлого и будущего и постоянное пребывание в настоящем моменте.
Однако наш ум все время направляется и контролируется привычкой. Одна из характеристик этой привычки - неспособность просто сидеть неподвижно и неспособность оставаться в текущем моменте. Это происходит потому, что присутствовать в настоящем - это так пугающе, так скучно и так невыносимо для нашего заблуждающего и испорченного ума. Вы ведь знаете немного, что присутствие в настоящем моменте является наиболее захватывающим моментом и наиболее освобождающим от всех видов боли, страдания и тревоги. Живые существа любят быть свободными от всех этих вещей, но в конечном итоге именно мы старательно создаем все больше и больше причин и условий для их продолжения.
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче
Еще один пример. Кто-то из вас бывал в Индии. Вам, наверняка, приходилось путешествовать там на поезде. По многу часов или дней. И вы видели совершенно безлюдные места, мимо которых можно ехать часами не встречая ни одного человека. И внезапно вы видите прекрасно выстроенные ворота. Они никуда не ведут и никто через них не ходит, это не пропускной пункт или что-то подобное, они построены просто для того, чтобы быть. И в этом есть что-то духовное. Эти ворота не приносят прибыли, не важно даже, видит ли их кто-нибудь или нет. Понимаете, как только вы думаете о чем-то, – "О, надо чтобы люди это увидели, чтобы критики это оценили, надо чтобы это попало в рейтинг, надо это продать", – вы начинаете это использовать, это становится полезным. И в этом смысле, с моей точки зрения, духовный путь – это путь максимальной бесполезности.
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче
В начале пути мы чувствуем, что духовные искания — это нечто такое, что даст ответы на все ваши вопросы.
Нам необходимо пойти дальше подобных надежд и ожиданий. Может быть, мы ждем, что учитель разрешит все наши проблемы, устранит сомнения. Но когда мы встречаемся с ним, оказывается, что он в действительности не отвечает ни на один из наших вопросов. Он оставляет многое для нашей собственной работы. И это будет для нас огромным потрясением, разочарованием.
У нас имеется множество ожиданий, особенно если мы ищем духовного пути и связаны с духовным материализмом. Мы ждем, что духовность принесет нам счастье и покой, мудрость и спасение. Этот буквальный, эгоцентрический способ рассмотрения духовности необходимо полностью пересмотреть заново. И вот наконец, когда мы оставим всякую надежду на достижение какого-либо вида просветления, в то же мгновение начнет открываться путь. Это похоже на тот случай, когда мы ждем прихода долгожданного гостя. Мы уже готовы оставить надежду на то, что он когда-нибудь придет, думаем, что и сама мысль о его приходе была просто фантазией, что он вообще не придет. И в тот момент, когда мы оставили даже мысль о его приходе, этот человек появляется.
Духовный путь действует таким же образом; здесь дело в том, чтобы все наши ожидания истощились. Необходимо терпение. Вам не надо слишком энергично толкать себя на путь; просто ждите, дайте проявиться некоторому пространству, не будьте заняты стараниями понять «реальность». Следует сперва увидеть мотивировку наших духовных исканий. Честолюбие не является необходимым, когда мы готовы начать свои путь с открытым умом, вышедшим за пределы «хорошего» и «плохого».
Чогьям Трунгпа Ринпоче
Практика Дхармы ‒ предприятие, по определению чреватое разочарованиями. Практикующие, особенно начинающие, зачастую не отдают себе отчета в том, что разочарования ‒ красноречивые свидетельства нашего успеха. Невыносимое отсутствие сосредоточения, преданности или вдохновения, возможно, и есть именно то, что заставит вас приложить дополнительное усилие и полностью включиться в практику. Альтернативный вариант: эта же причина толкает вас в противоположном направлении и вы полностью прекращаете практику ‒ это соблазн, которому вы должны противостоять любой ценой. Всегда помните, что разочарование в своем духовном пути нередко служит признаком того, что вы становитесь настоящим практиком Дхармы.
Главное ‒ это последовательность. Ведь часто происходит так: чувствуя прилив вдохновения, практикующие проявляют чрезмерное рвение в со своей практике, а затем испытывают глубокое разочарование, когда им не удается увидеть хороший сон, добиться необходимой концентрации или сохранить контроль над собой. Пресытившись практикой, они бросают ее на несколько месяцев, а когда вновь возвращаются к ней, им приходится начинать с нуля. При такой схеме поступательное развитие идет медленно. Гораздо лучше ‒ уподобиться черепахе. Пусть кажется, что на каждый шаг у вас уходит целая вечность, все же, несмотря на отсутствие вдохновения, продолжайте выполнять свою практику четко и последовательно. Так вам удастся развернуть всю мощь своего врага, привычки, против него самого. Привычка присасывается к нам, как пиявка, становясь все сильнее и упрямее с каждым мгновением, и даже если нам удается ее стряхнуть, она все равно оставляет после себя зудящее напоминание о своем существовании. Приучив же себя к регулярной практике Дхармы, мы можем развернуть мощь своего врага против него самого, победив наши дурные привычки силой благой привычки к практике. Ведь, как говорил Шантидева, «нет ничего, к чему постепенно нельзя было бы себя приучить».
Дхарма была задумана именно для того, чтобы обнажить ваши недостатки и заставить вас ужаснуться.
Если изъян в вашем характере остается скрытым, как вы можете с ним что-то сделать?
Вот что имеется в виду во фразах "Дхарма, проникающая в ваш ум", "практика Дхармы, приносящая плод", а не так называемые хорошие впечатления, на которые многие из нас так надеются.
В идеале "окончательным ритритом" является свобода от прошлого и будущего и постоянное пребывание в настоящем моменте.
Однако наш ум все время направляется и контролируется привычкой. Одна из характеристик этой привычки - неспособность просто сидеть неподвижно и неспособность оставаться в текущем моменте. Это происходит потому, что присутствовать в настоящем - это так пугающе, так скучно и так невыносимо для нашего заблуждающего и испорченного ума. Вы ведь знаете немного, что присутствие в настоящем моменте является наиболее захватывающим моментом и наиболее освобождающим от всех видов боли, страдания и тревоги. Живые существа любят быть свободными от всех этих вещей, но в конечном итоге именно мы старательно создаем все больше и больше причин и условий для их продолжения.
Дзонгсар Джамьянг Кхьенце Норбу Ринпоче