Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Кармапа

Дюсум Кхьенпа – первый Кармапа


Дюсум Кхьенпа (тиб. dus gsum mkhyen pa) (1110-1193гг) – выдающийся ученик Учителя Гампопы, впоследствии известный как первый Кармапа (тиб. kar ma pa dus gsum mkhyen pa). Он является основателем школы Карма Кагью (тиб. kar ma bka' brgyud) – одной из четырёх главных подшкол Кагью. Кармапа – первый из тибетских учителей, кто известен как сознательно перерождающийся лама Тибета, тулку (санскр. nirmāṇakāya, тиб. sprul sku – букв. тело воплощения; тулку, перерожденец). Тибетцы верят, что появление Кармапы, как сознательно перевоплощающегося Учителя, было предсказано Буддой Шакьямуни в "Самадхираджа-сутре". В этом тексте Будда предсказывает, что примерно через 1600 лет после его ухода родится человек высокого развития и беспредельного сострадания, этот человек будет распространять Дхарму в течение многих последовательных перевоплощений и будет известен как Кармапа, "Человек Кармы". Учитель Гампопа и два других известных учителя того времени признали в Дюсум Кхьенпе того человека, о котором говорится в этом пророчестве.

"Величайшим учеником Гампопы был Дюсум Кхьенпа. Он был бодхисаттвой Благой Кальпы (санскр. bhadrakalpa) и ему было предназначено стать после Самого Почитаемого Майтреи Татхагатой Симхой (санскр. Siṃha, тиб. seng ge, букв. Лев – имя шестого из Тысячи Будд Благой Кальпы). Как сказано в "Саддхармапундарике", все будды Благой Кальпы, достигнув Высшего Просветления, снова явятся как бодхисаттвы. Поэтому число рождений бодхисаттв Благой Кальпы трудно установить даже для бодхисаттв, достигших десятой стадии (санскр. dharmamegha, тиб. chos sprin – букв. "облако Дхармы" – название десятой стадии-бхуми). Поскольку они уже стали буддами, я расскажу здесь только хорошо известную часть истории их перерождений.
Прежде Дюсум Кхьенпа был Праджняланкарой, учеником Нагарджуны, затем – Камадхену, учеником Сарорухи. После этого в юго-западной Джамбудвипе его звали Дхармабодхи, и он обрёл сиддхи Авалокитешвары. Затем он был Гьялва Чок-янгом (тиб. rgyal ba mchog dbyangs – один из 25 главных учеников Падмасамбхавы), министром Дхармараджи Трисонг Децена, пригласившим ачарью Падмасамбхаву и обретшим сиддхи Шри Хаягривы.
Позднее он стал геше Потовой Ринченсэлом, после смерти которого переродился как Дюсум Кхьенпа. Он родился в снежных горах Тэшо в Нижнем Кхаме в год Железа-Тигра (1110г). Его отцом был Гомпа Дорджегён, йогин, почитатель Ямантаки, а матерью – Лхатогса Ганчам Миндэн, также йогини. Он и Пэл Пакмо Друпа (тиб. dpal phag mo gru pa – один из трёх главных учеников Гампопы) родились в один год. При рождении он получил имя Гепэл (тиб. dge 'phel, букв. "Накопление заслуг"). Отец даровал ему мантру "Сердце Ранчжунг Гьялмо" (прим: Ранчжунг Гьялмо – тиб. rang 'byung rgyal mo, букв. "Самовозникшая царица" – одно из имён богини Экаджати в школе Ньингма). Он призывал богиню и вскоре получил сиддхи этой богини.
Встретившись с ламой Гьякар Пэро и Пэлдзином, он выслушал от них много тайных наставлений, получил садхану Махакалы и умилостивил это божество. Тогда же он оставил чёткие отпечатки руки и ноги на скале. В шестнадцать лет Дюсум стал послушником в присутствии семидесятилетнего упадхьяйи Тэво Чогги-ламы – ученика Нгок-лоцавы, монаха Лэгпэ Шераба – ученика Нгока, и ачарьи Чак Сэнгетага, и получил имя Чокьи Тагпа. Два года он размещал общины (тиб. dge 'dun gyi gnas gzhi) и изучал ритуал посвящения Цикла Самвары по методу Атиши с Йол Чойваном – учеником Атиши, с Таравой и его братом -учениками Йол Чойвана. Дюсум получил от них много садхан Ваджраяны: Ачалу и другие по методу Атиши. Он созерцал этих йидамов, и появились признаки достижения, как описано в текстах.
В девятнадцать лет Дюсум отправился в У (центральный Тибет). Когда ему было двадцать лет, он посетил Толун Сатханг. У Толун Гьямарпы и его ученика, учителя и учёного Чапы, слушал учение Майтреи и "Ума шерсум" (тиб. dbu ma sher gsum). После этого он шесть лет следовал за Шарвапой и его учеником, йогином Шерабом Дордже, и выслушал от них учения Кадампы. У Пацаб-лоцавы он слушал Шесть трактатов Арьи Нагарджуны. Он получил полное монашеское посвящение в присутствии Мэл Дулдзинпы, который был упадхьяей, Йеше Лодоя – карма-ачарьи, и младшего брата Мэла – в роли наставника (тиб. gsang ston – наставник во время церемонии посвящения). Он хорошо изучил Винаю и проповедовал её другим. От Учителя Ра-лоцавы и Кампа Асэна, живших в Гьял Лхакханге, он получил "Джёртрук" (тиб. sbyor drug – шесть йогических практик Цикла Калачакры) и "Махакала-какамукху" (тиб. mgon po bya gdong – садхана Вороноголового Махакалы).
В тридцать лет Дюсум решил встретиться с Гампопой. В Дагпотагха он повстречал ачарью Гомцула и Шапа Лингпу. У ачарьи Гомпы он слушал "Шри-чатухпитха-махайогини-тантрараджу" (тиб. gdan bzhi) и имел видение Белой Тары. После этого он отправился в Гампо и встретился с владыками Дхармы (санскр. dharmasvāmin), дядей и племянником. Он преподнёс им хадак (тиб. kha btags – шёлковый шарф для подношения) со всем прочим и получил наставления. Учитель [Гампопа] истолковал ему "Ламрим" кадампинцев и сказал: "Я созерцал по нему и тебе следует созерцать так же".
Учитель Гампопа помог ему и ввёл его в практику. Вскоре после этого он попросил с владыку Дхармы Гампопу посвятить его [в Тантру]. Дхармасвамин даровал ему тайные наставления упаямарги (санскр. upāya mārga, тиб. thabs lam, букв. "путь метода"), и он созерцал по ним.
Занимаясь хатха-йогой, он уже на девятый день почувствовал сильный прилив здоровья и тепла. Он носил лишь одну одежду из хлопка* и продолжал медитировать. Девять месяцев Дюсум продолжал медитировать, и руки его были покрыты потом. Среди восьмисот аскетов он прославился великим упорством в созерцании. Безмерная способность к углублению сосредоточения пробудилась в нём. Дхармасвамин Гампопа сделал ему предсказание, и он отправился в Санри продолжать медитацию. Четыре месяца он созерцал в пещере Тил и месяц и пять дней – в Пагмоду. Он достиг силы фиксации ума и овладел глубокой практикой пранаямы. Его випашьяна (санскр. vipaśyana, пали vipassanā, тиб. lhag mthong, букв. "ясное наблюдение", "мудрое наблюдение") стала подобна солнцу среди облаков.
Затем Дюсум снова вернулся к Учителю и провёл с ним три года. В Лоро он встретил Речунгпу. Он выслушал у него изложение всех наставлений Наро и Майтри (Наропы и Майтрипы), таких как Шесть Учений Наропы, Тунджок (тиб. thun 'jog – определение времени для созерцания) и другие тексты. Речунгпа объяснил ему упаямаргу с подробными наставлениями, и он постиг Мудрость нераздельности блаженства и пустотности (сукха-шунья-абхиння-сахаджа-джняна) так ясно, как видел своё лицо, отражённое в зеркале...
По указанию Гампопы Дюсум жил в пещере у Таггу Ривоче в Вёлха. Одна женщина сказала ему в видении: "Тебе не следует оставаться здесь – моя мать возвращается". Он провёл там 14 месяцев и практиковал медитации сострадания (санскр. karuṇā), святой любви (санскр. maitrī), бодхичитту. Он достиг полного контроля над своим внутренним огнём (туммо), и тогда сами проявились многие чудесные знаки. Особое постижение проявилось в нём, он отправился к Дхармасвамину [Гампопе], жившему в монастыре Чаког, и рассказал ему о своём йогическом постижении (тиб. rtog pa). Дхармасвамин сказал:
– Твоё постижение неверно! Я возлагал на тебя большие надежды, однако ты потерпел неудачу. Тебе следует продолжить созерцание.
Шесть месяцев он занимался созерцанием, но его постижение не изменилось по сравнению с тем, что появилось в начале. Он снова рассказал об этом Гампопе. Тогда тот положил ему руку на голову и сказал:
– Сын мой, ты уже разорвал узы, связывавшие тебя с Сансарой".

Из "Синей Летописи" Гой-лоцавы Шоннупэла


Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110–1193)

Дюсум Кхьенпа родился в год железного тигра (1110) в селении Ратаг на снежных хребтах Тречё в До Кхаме, восточном Тибете. Отец его был йогином, практикующим Ямантаку, по имени Гомпа Дордже Гён, а мать, Гангчам Мингдрен, природной йогиней. Это был замечательный ребёнок, очень одарённый. Ему дали имя Гепхел. 
Он получил от своего отца мантру Экаджати, богини-матери защитницы, и в возрасте одиннадцати лет в полной мере реализовал это божество. Он изучил ритуалы Защитника Махакалы с помощью Ламы Джагара Бхэро и быстро достиг совершенства в этом. Обретя чудодейственные силы, оставил на скале отчётливые отпечатки руки и ноги. 
В возрасте шестнадцати лет он получил рукоположение от Кхенпо Чёкьи Ламы и Чепы Чёкьи Сенге; ему дали имя Чёкьи Дракпа. Юноша изучил ритуалы Чакрасамвары по методу Палден Атиши и вскоре стал в них весьма сведущ. В девятнадцать лет он отправился в Тёлонг, где встретил знаменитого Геше Гуйя Марву, стал его учеником и изучил тексты Майтрейи, будущего Будды, а также поучения Праджнамулы. 
Он путешествовал в течение года, встречая учителя за учителем, и оказался наконец перед лицом Геше Джхаравы, который ввёл его в доктрины Кадампы. Великий переводчик Лама Пацап Ньима Дракпа преподал ему собрание Шести Трактатов Нагарджуны, которые он также очень скоро усвоил. Во время одного видения будущего Будды Майтрейи Кармапа был посвящён в пять важных эзотерических практик. 
Он был посвящён в монашеский сан в возрасте двадцати лет в присутствии Кхенпо Мала Дюльдзина и Лхелопа Йеше Лодрё и предпринял углублённое изучение предписаний Винайи. 
В возрасте тридцати лет Кармапа решил встретиться с Дже Гампопой и отправился в путешествие. Прибыв в Дагпо Трагкха, он предстал перед учителями Гомцюлом и Шапа Лингпой. Гомцюл преподал ему Тантру Махайогини, и в то время ему явилось благоприятное видение белой Тары. Кармапа продолжил затем свой путь до монастыря Даглха Гампо, где встретил Ламу, который был для него предопределён: Дже Гампопу. 
Дюсум Кхьенпа поднёс Гампопе шёлковый шарф; тот дал ему поучения по Ламрим Кадампы и сказал: "Я медитировал над этим, и вы должны делать то же". Спустя некоторое время Дюсум Кхьенпа стал просить Гампопу дать ему дополнительные поучения; Гампопа посвятил его в тайны Хеваджры. В ходе ритуала посвящения Гампопа проявил себя перед ним в форме этого божества. За девять дней Дюсум Кхьенпа получил полную передачу эзотерических наставлений. Его Внутреннее Тепло возросло, и он испытал сильное ощущение блаженства. 
Он удалился в отшельничество на девять месяцев, одетый в один хлопок, медитируя и постясь под руководством своего учителя. В то время Кармапа развил сильную способность к медитативному погружению, и считалось, что среди сотен учеников Гампопы он обладал самой большой способностью к медитации. Гампопа сделал по его поводу пророчество. 
Продолжая свою медитацию, он направился в пещеру Тил в Зангри, где прожил четыре месяца. Затем отправился в монастырь Пхагмо и пробыл там месяц и пять дней. Овладев силой сосредотачивать ум на любом выбранном объекте, Кармапа возвращался к своему учителю в течение ещё трёх лет. 
Речунгпа, ученик Миларепы, раскрыл ему поучения Наропы и Майтрипы, Шесть Доктрин и прочие. Как велел Гампопа, он жил в пещере в Ривоче, где в видении ему явилась женщина и сказала: "Уходи отсюда. Моя мать возвращается!" Посчитав это добрым знаком, он в течение четырёх месяцев развивал всеобъемлющую любовь, благодаря которой обрёл совершенный контроль над Внутренним Теплом. Появились многочисленные чудесные знаки, и Кармапа вернулся к Гампопе. 
Дюсум Кхьенпа поведал Дже Гампопе о своём прогрессе, и тот сказал ему продолжать медитацию ещё несколько месяцев. Прошло шесть месяцев и, подобно тому, как солнце внезапно возникает из-за туч, он достиг Совершенного Просветления. Гампопа признал высшее осуществление своего ученика и, положив руку на его голову, сказал: "Мой сын, ты рассёк узы цикла существований", - добавив, что отныне следовало передавать свои достижения другим. 
Согласно одному древнему тексту, Будда предсказал, что примерно через 1600 лет после его ухода родится человек высокого развития и беспредельного сочувствия. Этот человек будет распространять Дхарму в течение многих последовательных воплощений, и он будет известен как Кармапа, "Человек Кармы". Дже Гампопа и два великих учителя того времени, Лама Сакья Шри и Лама Шанг, признали в Дюсум Кхьенпе того, о ком шла речь в этом пророчестве. 

Действуя согласно инструкциям Дже Гампопы, Дюсум Кхьенпа, первый Кармапа, отправился в Мён и обосновался в резиденции короля Гатхунга, который незамедлительно стал его спонсором. Затем он предпринял паломничество по всему Тибету и начал учить. Он провёл три лета и три зимы на скале в Ябзанге и приобрёл способность проходить сквозь скалы и горы. Проведя ещё четыре месяца на "Плоской Белой Скале" в Пхабонг Карлебе, месте, где пребывал Гуру Падмасамбхава и где его кормили дакини, Кармапа снова вернулся к своему учителю, и тот велел ему посетить Кампо Ненанг, "ибо это будет большая польза для живых существ". 
Прошло время, и Кармапа узнал о кончине своего учителя. Он немедленно вернулся в монастырь Даглха Гампо, где встретил двух горюющих учеников. Ему явилось видение Дже Гампопы в воздухе, и он углубился в совершение детальных ритуалов для распространения линии Кагьюпа. Тогда же Кармапа пообещал своим ученикам жить до восьмидесяти четырёх лет. 
Защитник Дордже Палцег из Ненанга, провинции Кхам, попросил Кармапу посетить свою область; тот согласился и на пятьдесят шестом году своей жизни (1165 г.) основал большой монастырь Кампо Ненанг. Это место замечательно огромной скалой, на которой тибетская буква КА появляется каждый раз, когда новый Кармапа воплощается в мире. 
Однажды, когда Кармапа практиковал Йогу Ясного Света сиддхи Наропы, ему явились пятнадцать небесных дакинь, проявляясь в круге, известном под названием Долма Йеше Кхорло, мандале богини Тары. В другой раз Кармапа перенёсся чудесным образом до Сингары в Цейлоне и имел аудиенцию у сиддхи Ваджрагханта Херуки, который даровал ему самое высокое из посвящений Чакрасамвары. Впоследствии он совершил путешествие в небесное царство Ганден и встретил во второй раз будущего Будду Майтрейю, от которого получил важные поучения. 
Именно в то время завершилось строительство монастыря Ненанг. В возрасте семидесяти четырёх лет Кармапа Дюсум Кхьенпа покинул Ненанг и отправился в место, называемое Три-о в Кхаме на берегах реки Дри. Он остановился в Дампа Чёчунге и проповедовал нескольким тысячам монахов перед тем, как продолжить свой путь через провинцию Тречё в До Кхаме, где положил конец распрям между жителями деревень. 
В селении Лех он создал новый монастырь, который назвал Кхам Мар. Затем он проследовал до Карма Гёна и основал ещё один монастырь, который стал впоследствии одним из крупнейших и важнейших центров Кагьюпы. Он даровал многочисленные благословения, поучения и посвящения, чудесным образом излечивал людей и восстанавливая зрение у слепых. 
Джигтен Сумгён, один из учеников Дже Гампопы, направил послание, предлагающее Кармапе посетить монастырь Даглха Гампо, в соответствии с последними желаниями Дже Гампопы, который хотел, чтобы его лучший ученик прожил там какое-то время. Кармапа предпринял длинное путешествие и по прибытии принялся за восстановление монастыря своего учителя. Он благословил и посвятил монахов и проживающих там Лам. Как только закончил осуществлять контроль за ремонтом, он отправился в место под названием Цурпху, в восьмидесяти километрах к западу от Лхасы, и начал подготовку к строительству крупного монастыря того же названия, который стал главной резиденцией воплощений Кармап. 
Кармапа послал в Даглха Гампо семь больших кусков бирюзы и семьдесят яков с чаем. Он отправил дополнительное подношение, состоящее из четырёх экземпляров развёрнутой версии Праджнапарамиты, которые были составлены по его заказу из золотых букв, а также сто восемь томов Писаний, десять больших кусков бирюзы и пятьдесят превосходных коней. 
Он написал предсказание, содержащее все детали относительно своего следующего воплощения, которое передал Дрогён Речену, одному из своих лучших учеников. Он объявил, что в будущем придут много Кармап, добавив, что уже сейчас существуют другие вооплощения его самого: одно в районе Пуранг (близ Ладакха), ещё одно неподалеку от границы Тибета и Непала, третье - на востоке Индии, и это - излучение Бодхисаттвы Авалокитешвары, и четвёртое - в восточном мире в форме короля по имени Тракпа Тайе. 
Во время последних лет его жизни буква КА появилась на огромной скале Кампо Ненанга. Кармапа попросил старейшину своих последователей распределить свои богатства среди религиозной общины. Затем, в год водяного быка (1193), он оставил своё тело в возрасте восьмидесяти четырёх лет и был принят бесчисленными дакинями. Его смерть сопровождалась многочисленными чудесными знаками, и реликвии доброго предзнаменования были найдены в пепле погребального костра. 


Тибетский термин кармапа буквально означает "человек активности". Также этот термин означает первого сознательно перерождающегося Ламу Тибета и духовного главу Кагью. Кармапы воплощают активность всех Будд и были предсказаны Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Перед смертью каждый Кармапа оставляет письмо, содержащее точные условия его следующего перерождения. Вплоть до сегодняшнего дня было семнадцать воплощений.

Линия преемственности Кармапы:

1. Дюсум Кхьенпа (Dus gsum mKhyen ра, 1110-1193).
2. Карма Пакши (Kar ma Pa kshi, 1204-1283).
3. Рангджунг Дордже (Rang byung rDo rje, 1284-1339).
4. Ролпеи Дордже (Rol pa’i rDo rje, 1340-1383).
5. Дeшин Шегпа (De zhin gShegs pa, 1384-1415).
6. Тонгва Дёнден (mThong ba Don ldan, 1416-1453).
7. Чёдраг Гьямцо (Chos grags rGya mtsho, 1454-1506).
8. Микьё Дордже (Mi bskyod rDo rje, 1507-1554).
9. Вангчуг Дордже (dBang phyug rDo rje, 1556-1603).
10. Чёйинг Дордже (Chos dbyings rDo rje, 1604-1674).
11. Йеше Дордже (Ye shes rDo rje, 1676-1702).
12. Джангчуб Дордже (Byang chub rDo rje, 1703-1732).
13. Дудул Дордже (bDud ‘dul rDo rje, 1733-1797).
14. Тхегчог Дордже (Theg mchog rDo rje, 1798-1868).
15. Кхакьяб Дордже (mKha’ khyab rDo rje, 1871-1922).
16. Рангджунг Ригпе Дордже (Rang byung Rig pa’i rDo rje, 1924-1981).
17. Тхайе Дордже 1983 – настоящее время.


Школа Камцанг, более известная под названием Карма Кагьюдпа, была основана первым Кармапой, Дуйсум Кхьенпо (1110-1193). Он учился у многих учителей, включая Гампо-ву и Речунгпу, обрел высшую реализацию и построил монастыри в Карма Лхадинге и Цхурпху. Его перерождение было известно как Карма Пакши (1206-1283), который оказался первым признанным воплощением или тулку (нирманакая) в Тибете. Он совершал поездки в Монголию, которая в то время, при династии Юань, правила Китаем и стал духовником императора, даровавшего ему титул "Кармапа Пакши". Линия Кармап, является главой этой школы и теперь, в основном, она признана как глава всей линии Кагью.

Кармапы также известны как Ламы с Черной Шапкой, потому что, начиная с первого или второго Кармапы (есть ученые споры на эту тему), они носили черную шапку, сделанную из волос 10 000 000 дакинь. Эта шапка, которую надевают на церемониях, передавалась через всю линию Кармап. Главный монастырь этой линии в Тибете находится в Цхурпху, в центре страны. Третий Кармапа, Ранджунг Дордже (1284-1339), был великим сидцхой и ученым, а восьмой Кармапа Микьо Дордже (1507-1554) был известным писателем.

Именно этой традиции сопутствовали большие успех и могущество, в основном в силу наличия непрерывной линии перерождения ее основателя Кармапы. Самыми известными среди них являются второй Кармапа Карма-Пакши, третий Кармапа Ранчунг Дордже (1284-1339) и восьмой Кармапа, Микьо Дордже (1507-1554).

Одним из последних воплощений являлся шестнадцатый Кармапа, Ранчунг Ригпий Дордже (1924-1981), который в условиях изгнания возглавлял всю школу Карма-Кагью. Оказавшись в изгнании, школа Кагью перенесла свой главный учебный центр в Сикким, основав университет в городе Румтек. Ею было также организовано несколько сот центров по всему миру. После смерти шестнадцатого Кармапы, его регент Шамар Ринпоче является главой этой школы.

Эта школа произвела много других великих лам. Одним из наиболее известных был Ситу Чокьи Нангва (1700-1774), который построил великий монастырь Кагью Палпунг в Деге, Кхам, в 1727г. Он был также и великим ученым и написал пятнадцать текстов, включая знаменитый комментарий к коренным текстам тибетской грамматики. Во время жизни в монастыре Пал-пунг, великий ученый и писатель девятнадцатого столетия Контрул Ионтен Гьямцо (1813-1899) написал и составил сто томов учений Нингма и Кагью. Его работы известны как Дзо Нга Пять Трактатов Конгтрула.

Другими линиями высших воплощений Карма Кагьюдпы являются Ламы Шамарпа, Гьялцхаб и Ненанг Паво.

Цхалпа Кагьюдпа. Школа была основана Шанг Дарма Дагпа (1123-1193). Его главным учителем был Бон Цультим Нингпо, который был близким учеником Гамповы. Шанг Дарма Дагпо построил монастырь Гунгтханг и имел много высокооб-разованных учеников.

Баром Кагьюдпа. Школа была основана Дарма Вангчунгом из Барома, что на севере Тибета. Он был близким учеником Гампо-вы и достиг великой реализации в результате практики его учений. Он построил монастырь Баром, и поэтому его традиция известна как Баром Кагьюдпа.

Пхагмо-дубпа Кагьюдпа ("Линия преемственности Пхагмодуба"). Эта школа была основана Пхагмодуба. Дордже Гьялпо (1110-1170). Он получил учения от многих учителей, включая Гампову, который передал ему доктрину махамудры. Он построил монастырь в месте, с названием Пхагмо (теперь называемом Дансатил) в южном Тибете и его традиция стала известна как Пхагдуб Кагьюдпа. Пхагмо Дуба имел много учеников. Некоторыми из них были Таглунг Тхангпа, Напхупа, Линг Ре Пема Дордже, Цангпа Гьял Рэй Чойже, Чжигтен Гонпо, Галден Йеше Сенгье, Ие Пхугпа, Гьер Гомпа, и Гьялцха Ринпоче Кунден Рэйпа. От учеников Пхагмо Дуба берут начало множество других подшкол этой линии.

Из школы Пхагмодуба Кагьюдпа выделились Восемь Малых подшкол. Все они были основаны учениками Пхагмо дуба:

Брикунг Кагьюдпа. Данная школа была основана Кьобпа Джиг-тен Сумгоном или Брикунгом Жиг-тен Гоппо (1143-1217). Он получил высшие учения Кагьюдпы от Пхаг-мо Дуба и стал великим ученым и знаменитым бхикшу. Во время его проповеди иногда присутствовало до 55 000 человек, в том числе 10 000 монахов. Он построил монастырь в долине Брикунг (Дрикунг) в цен-тральном Тибете и его традиция стала известна как Брикунгпа. Чжигтен Сумгон написал серию научных томов, называемых Гонг Чиг. Наиболее известным ученым и писателем в поздней истории этой традиции, был Ринчен Пхунцхог (1509-1557), который писал как на темы учений Кагьюдпы, так и Нингмапы. До сих пор в Ладакхе существует большое количество последователей Брикунг Кагьюдпы, а также множество монастырей этой традиции. В настоящее время, главой Брикунг Кагьюдпы является 37 патриарх Кьябгон Чецанг (род. 1946 г.), который живет в Ладакхе, и Кьябонг Чунг-цханг (род. 1942 г.), живущий в Тибете.

Таглунг Кагьюдпа. Эту школу основал Таглунг Тхангпа Таши Пал (1142-1210). Будучи сначала слугой Пхагмодуба, он прошел весь курс учений и достиг реализации состояния понимания (спросмэд, тронмэй) махамудры. Он построил монастырь в долине Таглунг, и его традиция названа именем этой долины. У него было 3000 учеников. Знаменитый ученый Агван Дагпа также участвовал в развитии этой традиции. Сангье Бон-дагпа Пал (1251-1296), племянник Гамповы, построил монастырь Риво-че в Кхаме. Примечательной особенностью этого монастыря являются то, что там существуют разные колледжи для обучения различным традициям тибетского буддизма. Шабдрунг Ринпоче, который сейчас живет в Сиккиме в Индии, является нынешним главой школы Таглунг Кагью.

Ямзанг Кагьюдпа. Эта школа была основана учеником Пхагмодуба Иеше Сенге. Он получил высшую реализацию, как только увидел Гуру и услышал вводные инструкции по медитации. Его главным учеником был Язангпа (род. 1169 г.), который построил монастырь Язанг. Традиция носит имя этого монастыря.

Тхропху Кагьюдпа. Эта традиция была основана Гьялцхаб Ринпоче и Кунден Рэйпа (Кип IDan Ras Ра), которые были братьями (некоторые считают их дядей и племянником) и учениками Пхаг-мо Дуба. Ринпоче Гьялцхаб построил монастырь Тхропху. У них был племенник, которого звали Тхропху Лоцзава переводчик из долины Тхропху. Он получил учения и обеты бхикшу от своего дяди, затем отправился в Непал и обучался у многих Индийских учителей, включая пандита Шакьяшри из Кашмира. Он построил 25-метровую статую Будды Майтреи в монастыре Тхропху, а также написал много важных текстов.

Шугсэб Кагьюдпа. Эта традиция была основана учеником Пхагмодубпа Чокьи Сэнге, который построил монастырь Ньепху Шугсеб. Школа названа именем этого монастыря.

Иелва Кагьюдпа. Эта традиция была основана Иелва Иеше Цег. Он построил монастыри Шар Дордже Данг, Лхо Иелпхунг и Джанг Тана.

Марцханг Кагьюдпа. Эта традиция была начата Марпой Ринчен Лодро из Map Шода, что в Кхаме.

Другпа Кагьюдпа. Эта традиция была основана высоко реализованным учеником Пхагмодуба Чойчже Ешей Дордже, известным также под именем Линг Рэйпа (1128-1189) и учеником последнего Цангпа Гьярэй (1161-1211).

В настоящее время возглавляется Двенадцатым Другченом Ринпоче, который восстановил свой главный монастырь в индийском городе Дарджилинге.

Данная школа в свою очередь разделилась на три подшколы, известные как Средняя (или Центральная) Другпа, Нижняя Другпа и Верхняя Другпа Кагью.

Бардруг Средняя Другпа Кагьюдпа. Линг Рэйпа, был высоко реализованным учеником Пхагмодубпа, имел много последователей и построил монастырь в Напхур. Его ученик Цангпа Гьярэй стал знаменитым учителем, и когда давал учения, иногда присутствовало до 50 000 человек. После строительства монастырей Лонгбол и Ралунг, он отправился в место, под названием Намгьи Пху чтобы также построить монастырь. Когда он и его группа достигли Намгьи Пху, они увидели девять рычащих драконов, которые летали в небе. Тибетское слово, означающее "дракон" "Brug", произносится как "Друг". Летающие драконы были восприняты как благоприятное предзнаменование, и монастырь, а также линия с этих пор стали называться Другпа. Эта школа впоследствии стала очень популярна в Тибете. Ее последователями были простые люди, довольствующиеся малым количеством имущества, получившие известность благодаря своей глубокой практике Дхармы. Существует тибетская поговорка, которая гласит: "Половина людей это Другпа Кагьюд, половина Другпа Кагьюд нищие, а половина нищих дуб-тхобы (Сиддхи, достигшие реализации)".

Позже в этой традиции появлялось много великих ученых, включая Сангье Дордже, Бод Кхэйпа и Падма Карпо (1527-1592), который был известным ученым, собрание работ его состоит из четырнадцати томов. Среди Другпа Кагью он известен как Кунчен (Всезнающий). Он был четвертым Другченом, воплощением Цангпа Гьярэй.

Падма Карпо основал монастырь Сангаг Чой-линг, вблизи тибетско-индийской границы. Этот  монастырь стал резиденцией воплощений Другчена.

От него идут две линии воплощений Пагсам Вангпо и Агванг Намгьял (1594-1651). Последний отправился в Бутан и стал духовным и светским главой страны. Вскоре эта школа стала главной в Бутане и на тибетском, а также на бутанском языках это государство называется "Друг Юл" или "Страна Дракона".

Величайшими сиддхами этой школы были Цангньон (1452-1507), Другньон Кунлег (1455-?) и Юньон (1458-?).

Маддруг Нижняя Другпа Кагьюд. Эта подшкола была основана Лорэйпа Дарма Вангчугом, который был учеником Цангпа Гьярэй. Он жил очень скромной и строго дисциплинированной жизнью. Он построил монастыри Ури и Сенгери. Традиция, которую он основал, известна как Маддруг.

Тоддруг Верхняя Другпа Кагьюд. Эта подшкола была основана Го Цангпа Гонпо Дордже (1189-1258), который также был одним из главных учеником Цангпа Гьярэй. У него была очень высокая реализация, придерживался простой и строгой жизни, и у него было много учеников. Его основными учениками были Оргьенпа, Янгонпа, Чилкарпа и Нерингпа. Барава Гьялцен Палзанг (1255-1343) был одним из вели-чайших ученых этой линии. Оргьенпа Ринчен Пал (1230-1309), который был учеником Ге Цхангпы, стал великим сиддхой и посещал в Индии местности Бодхгаю, Джаландару, а также Уддияну и Китай. Он написал много работ, в том числе известный путеводитель в страну Уддияну. У него также было много учеников, включая Кармапу Ранджунг Дордже, Кхарчупу (1284-1339) и Тогден Дасенга. Двенадцатый Другчен Ринпоче, являясь настоящим главой Другпа Кагьюд, находясь в изгнании, учредил свой монастырь в Дарджилинге, Индия.

Карма Кагьюдпа (Карма Камцанг), Другпа Кагьюд и Дрикунг Кагьюд в настоящее время являются наиболее известными из всех подшкол КагьШкола Кам-цанг, более известная под названием Карма Кагьюдпа, была основана первым Кармапой, Дуйсум Кхьенпо (1110-1193). Он учился у многих учителей, включая Гампову и Речунгпу, обрел высшую реализацию и построил монастыри в Карма Лхадинге и Цхурпху. Его перерождение было известно как Карма Пакши (1206-1283), который оказался первым признанным воплощением или тулку (нирманакая) в Тибете. Он совершал поездки в Монголию, которая в то время, при династии Юань, правила Китаем и стал духовником императора, даровавшего ему титул "Кармапа Пакши". Линия Кармап, является главой этой школы и теперь, в основном, она признана как глава всей линии Кагью.

Кармапы также известны как Ламы с Черной Шапкой, потому что, начиная с первого или второго Кармапы (есть ученые споры на эту тему), они носили черную шапку, сделанную из волос 10 000 000 дакинь. Эта шапка, которую надевают на церемониях, передавалась через всю линию Кармап. Главный монастырь этой линии в Тибете находится в Цхурпху, в центре страны. Третий Кармапа, Ранджунг Дордже (1284-1339), был великим сидцхой и ученым, а восьмой Кармапа Микьо Дордже (1507-1554) был известным писателем.

Именно этой традиции сопутствовали большие успех и могущество, в основном в силу наличия непрерывной линии перерождения ее основателя Кармапы. Самыми известными среди них являются второй Кармапа Карма-Пакши, третий Кармапа Ранчунг Дордже (1284-1339) и восьмой Кармапа, Микьо Дордже (1507-1554).

Одним из последних воплощений являлся шестнадцатый Кармапа, Ранчунг Ригпий Дордже (1924-1981), который в условиях изгнания возглавлял всю школу Карма-Кагью. Оказавшись в изгнании, школа Кагью перенесла свой главный учебный центр в Сикким, основав университет в городе Румтек. Ею было также организовано несколько сот центров по всему миру. После смерти шестнадцатого Кармапы, его регент Шамар Ринпоче является главой этой школы.

Эта школа произвела много других великих лам. Одним из наиболее известных был Ситу Чокьи Нангва (1700-1774), который построил великий монастырь Кагью Палпунг в Деге, Кхам, в 1727г. Он был также и великим ученым и написал пятнадцать текстов, включая знаменитый комментарий к коренным текстам тибетской грамматики. Во время жизни в монастыре Пал-пунг, великий ученый и писатель девятнадцатого столетия Контрул Ионтен Гьямцо (1813-1899) написал и составил сто томов учений Нингма и Кагью. Его работы известны как Дзо Нга Пять Трактатов Конгтрула.

Другими линиями высших воплощений Карма Кагьюдпы являются Ламы Шамарпа, Гьялцхаб и Ненанг Паво.

Цхалпа Кагьюдпа. Школа была основана Шанг Дарма Дагпа (1123-1193). Его главным учителем был Бон Цультим Нингпо, который был близким учеником Гамповы. Шанг Дарма Дагпо построил монастырь Гунгтханг и имел много высокообразованных учеников.

Баром Кагьюдпа. Школа была основана Дарма Вангчунгом из Барома, что на севере Тибета. Он был близким учеником Гамповы и достиг великой реализации в результате практики его учений. Он построил монастырь Баром, и поэтому его традиция известна как Баром Кагьюдпа.

Пхагмо-дубпа Кагьюдпа ("Линия преемственности Пхагмодуба"). Эта школа была основана Пхагмодуба. Дордже Гьялпо (1110-1170). Он получил учения от многих учителей, включая Гампову, который передал ему доктрину махамудры. Он построил монастырь в месте, с названием Пхагмо (теперь называемом Дансатил) в южном Тибете и его традиция стала известна как Пхагдуб Кагьюдпа. Пхагмо Дуба имел много учеников. Некоторыми из них были Таглунг Тхангпа, Напхупа, Линг Ре Пема Дордже, Цангпа Гьял Рэй Чойже, Чжигтен Гонпо, Галден Йеше Сенгье, Ие Пхугпа, Гьер Гомпа, и Гьялцха Ринпоче Кунден Рэйпа. От учеников Пхагмо Дуба берут начало множество других подшкол этой линии.

Из школы Пхагмодуба Кагьюдпа выделились Восемь Малых подшкол. Все они были основаны учениками Пхагмо дуба:

Брикунг Кагьюдпа. Данная школа была основана Кьобпа Джиг-тен Сумгоном или Брикунгом Жиг-тен Гоппо (1143-1217). Он получил высшие учения Кагьюдпы от Пхаг-мо Дуба и стал великим ученым и знаменитым бхикшу. Во время его проповеди иногда присутствовало до 55 000 человек, в том числе 10 000 монахов. Он построил монастырь в долине Брикунг (Дрикунг) в центральном Тибете и его традиция стала известна как Брикунгпа. Чжигтен Сумгон написал серию научных томов, называемых Гонг Чиг. Наиболее известным ученым и писателем в поздней истории этой традиции, был Ринчен Пхунцхог (1509-1557), который писал как на темы учений Кагьюдпы, так и Нингмапы. До сих пор в Ладакхе существует большое количество последователей Брикунг Кагьюдпы, а также множество монастырей этой традиции. В настоящее время, главой Брикунг Кагьюдпы является 37 патриарх Кьябгон Чецанг (род. 1946 г.), который живет в Ладакхе, и Кьябонг Чунг-цханг (род. 1942 г.), живущий в Тибете.

Таглунг Кагьюдпа. Эту школу основал Таглунг Тхангпа Таши Пал (1142-1210). Будучи сначала слугой Пхагмодуба, он прошел весь курс учений и достиг реализации состояния понимания (спросмэд, тронмэй) махамудры. Он построил монастырь в долине Таглунг, и его традиция названа именем этой долины. У него было 3000 учеников. Знаменитый ученый Агван Дагпа также участвовал в развитии этой традиции. Сангье Бон-дагпа Пал (1251-1296), племянник Гамповы, построил монастырь Риво-че в Кхаме. Примечательной особенностью этого монастыря являются то, что там существуют разные колледжи для обучения различным традициям тибетского буддизма. Шабдрунг Ринпоче, который сейчас живет в Сиккиме в Индии, является нынешним главой школы Таглунг Кагью.

Ямзанг Кагьюдпа. Эта школа была основана учеником Пхагмодуба Иеше Сенге. Он получил высшую реализацию, как только увидел Гуру и услышал вводные инструкции по медитации. Его главным учеником был Язангпа (род. 1169 г.), который построил монастырь Язанг. Традиция носит имя этого монастыря.

Тхропху Кагьюдпа. Эта традиция была основана Гьялцхаб Ринпоче и Кунден Рэйпа (Кип IDan Ras Ра), которые были братьями (некоторые считают их дядей и племянником) и учениками Пхаг-мо Дуба. Ринпоче Гьялцхаб построил монастырь Тхропху. У них был племенник, которого звали Тхропху Лоцзава переводчик из долины Тхропху.

Он получил учения и обеты бхикшу от своего дяди, затем отправился в Непал и обучался у многих Индийских учителей, включая пандита Шакьяшри из Кашмира. Он построил 25-метровую статую Будды
Майтреи в монастыре Тхропху, а также написал много важных текстов.

Шугсэб Кагьюдпа. Эта традиция была основана учеником Пхагмодубпа Чокьи Сэнге, который построил монастырь Ньепху Шугсеб. Школа названа именем этого монастыря.

Иелва Кагьюдпа. Эта традиция была основана Иелва Иеше Цег. Он построил монастыри Шар Дордже Данг, Лхо Иелпхунг и Джанг Тана.

Марцханг Кагьюдпа. Эта традиция была начата Марпой Ринчен Лодро из Map Шода, что в Кхаме.

Другпа Кагьюдпа. Эта традиция была основана высоко реализованным учеником Пхагмодуба Чойчже Ешей Дордже, известным также под именем Линг Рэйпа (1128-1189) и учеником последнего Цангпа Гьярэй (1161-1211).

В настоящее время возглавляется Двенадцатым Другченом Ринпоче, который восстановил свой главный монастырь в индийском городе Дарджилинге.

Данная школа в свою очередь разделилась на три подшколы, известные как Средняя (или Центральная) Другпа, Нижняя Другпа и Верхняя Другпа Кагью.

Бардруг Средняя Другпа Кагьюдпа. Линг Рэйпа, был высоко реализованным учеником Пхагмодубпа, имел много последователей и построил монастырь в Напхур. Его ученик Цангпа Гьярэй стал знаменитым учителем, и когда давал учения, иногда присутствовало до 50 000 человек. После строительства монастырей Лонгбол и Ралунг, он отправился в место, под названием Намгьи Пху чтобы также построить монастырь. Когда он и его группа достигли Намгьи Пху, они увидели девять рычащих драконов, которые летали в небе. Тибетское слово, означающее "дракон" "Brug", произносится как "Друг". Летающие драконы были восприняты как благоприятное предзнаменование, и монастырь, а также линия с этих пор стали называться Другпа. Эта школа впоследствии стала очень популярна в Тибете. Ее последователями были простые люди, довольствующиеся малым количеством имущества, получившие известность благодаря своей глубокой практике Дхармы. Существует тибетская поговорка, которая гласит: "Половина людей это Другпа Кагьюд, половина Другпа Кагьюд нищие, а половина нищих дуб-тхобы (Сиддхи, достигшие реализации)".

Позже в этой традиции появлялось много великих ученых, включая Сангье Дордже, Бод Кхэйпа и Падма Карпо (1527-1592), который был известным ученым, собрание работ его состоит из четырнадцати томов. Среди Другпа Кагью он известен как Кунчен (Всезнающий). Он был четвертым Другченом, воплощением Цангпа Гьярэй.

Падма Карпо основал монастырь Сангаг Чой-линг, вблизи тибетско-индийской границы. Этот  монастырь стал резиденцией воплощений Другчена.

От него идут две линии воплощений Пагсам Вангпо и Агванг Намгьял (1594-1651). Последний отправился в Бутан и стал духовным и светским главой страны. Вскоре эта школа стала главной в Бутане и на тибетском, а также на бутанском языках это государство называется "Друг Юл" или "Страна Дракона".

Величайшими сиддхами этой школы были Цангньон (1452-1507), Другньон Кунлег (1455-?) и Юньон (1458-?).

Маддруг Нижняя Другпа Кагьюд. Эта подшкола была основана Лорэйпа Дарма Вангчугом, который был учеником Цангпа Гьярэй. Он жил очень скромной и строго дисциплинированной жизнью. Он построил монастыри Ури и Сенгери. Традиция, которую он основал, известна как Маддруг.

Тоддруг Верхняя Другпа Кагьюд. Эта подшкола была основана Го Цангпа Гонпо Дордже (1189-1258), который также был одним из главных учеником Цангпа Гьярэй. У него была очень высокая реализация, придерживался простой и строгой жизни, и у него было много учеников. Его основными учениками были Оргьенпа, Янгонпа, Чилкарпа и Нерингпа. Барава Гьялцен Палзанг (1255-1343) был одним из величайших ученых этой линии. Оргьенпа Ринчен Пал (1230-1309), который был учеником Ге Цхангпы, стал великим сиддхой и посещал в Индии местности Бодхгаю, Джаландару, а также Уддияну и Китай. Он написал много работ, в том числе известный путеводитель в страну Уддияну. У него также было много учеников, включая Кармапу Ранджунг Дордже, Кхарчупу (1284-1339) и Тогден Дасенга. Двенадцатый Другчен Ринпоче, являясь настоящим главой Другпа Кагьюд, находясь в изгнании, учредил свой монастырь в Дарджилинге, Индия.

Карма Кагьюдпа (Карма Камцанг), Другпа Кагьюд и Дрикунг Кагьюд в настоящее время являются наиболее известными из всех подшкол Кагьюд.