Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Управление дыханием с помощью мантр

Авторы Брахман считали, что Мантры - это многозначные силы, существующие и в качестве версий космического огня, и как силы, способные усмирить внутренние дыхания. С помощью мантр можно активизировать внутреннюю жизненную силу дыхания, и,следовательно, знание, наделяющее мантрина мистической или эзотерической силой.

Как "пути к небесам" состоят из света, так и в ряде источников отождествляют мантры с самим светом. В других источниках мантры отождествляют с укротителями внутреннего огня, которые заставляют жреца "полыхать" неуязвимым пламенем, пока горит жертвеный огонь. В одном месте текста Шатапата говорится, что жрец усмиряет аванпрану [идущее вниз дыхание] мантрой "Насыться, Агни, тебе поклоняюсь" и затем говорится, что с этими словами все тело вспыхивает от ногтей до волосков на теле [сарвам атманам самиддха а накебхьо 'то ломабхья]. Всякие ритуальные действия описаны как интимно связанные с созданием и поддержанием дыханий в жертвующем, и говорится, что эти дыхания контролируются мантрами.

Безусловно похоже, что практически каждый аспект ритуальной системы - мантры, распевы, выполнение жертвоприношений, огонь и подношения в то или иное время отождествлялись с дыханиями. В ритуальной логике ведической системы такое отождествление имеет свой совершенный смысл. Ритуалы выполняются, чтобы поддержать и продлить жизнь жертвующего, и как гарантия того, что после смерти посвященный попадет прямо на небеса, и, что самое важное, ему будет позволено там, на небесах, воссоединиться с предками. В этом смысле можно сказать, что ритуальная система Вед, сделав шаг вперед в логике моделирования типологии и идентификации, вывела вовне внутреннее функционирование жизнетворных дыханий - дыханий, которые сами являются внутренним воплощением космических сил.

Используя в ритуалах ведические мантры и распевы, жрец связывал и укреплял дыхания жизни, скрепляя воедино жизнь приносящего жертвы, а также подготавливая его к миру иному. Значит, жрец обладал мощной силой, господствуя над мантрами. Как упоминалось выше, в ранних повествованиях говорится, что мантра, прочитанная не на своем месте в ритуале, могла означать смерть (хочу напомнить, как принял смерть буддийский учитель Васубандху, автор Абхидхармакоши, - он умер, прочтя задом наперёд дхарани Ушнишавиджаи. - прим. Нандзед Дордже).

Oтрывок из диссертации Джеймса Франсиса Хартцелла "Тантрическая Йога: Изучение Ведических Предшественников, Историческая Эволюция, Литература, Культуры, Доктрины и Практики Кашмирцев XI века".


Об управлении праной посредством практики мантры. 
Бхрамар-джапа

Бхрамар — «гудение шмеля» — это вид носового гудения или быстрого бормотания, которое образует подобный гул. Джапа, выполняемая таким образом, что ее звучание образует звук "бхрамар", называется бхрамар-джапа.

Каждый может выполнять эту джапу с любой мантрой; наблюдая и слушая это гудение, садхака становится все более восприимчивым к практике. В этой джапе губы не движутся, язык также не колеблется без особой причины. Веки прикрыты. Гудение воспринимается в области бхрумадхьи. Бхрамар-джапа — достаточно «продвинутая» практика, которая «включает» постепенно всю психофизическую систему человека, раскрывает его духовную энергию. В данной практике прана постепенно утончается и наступает естественная кумбхака. Движение праны становится очень медленным, вдох становится быстрым (коротким), а выдох предельно медленным (долгим). Гудение следует начинать сразу после вдоха и во время одного выдоха повторять мантру несколько раз безостановочно.

Благодаря медитативному повторению мантры прана-вайю становится подобным звуку флейты. При выполнении бхрамар-джапы прана-вайю начинает вибрировать (сжимается и расширяется) и постепенно пробуждает основные чакры от адхары до аджны. Тело приходит в возбужденное состояние, и садхака может ощущать некоторый восторг. Такие второстепенные чакры, как набхи, хридая, кантха, талу и бхрумадхья, постепенно все больше и больше начинают работать. Особенно явно данный эффект чувствуется в области бхрумадхьи. Поэтому бхрамар-джапа хорошо помогает в практике чакра-бхеданы (пронзание чакр).

При регулярном выполнении эта джапа устраняет тяжесть в голове, делает сознание пустотным и восприимчивым, садхака обретает опыт внутреннего света. Благодаря этому все шакти, связанные с областью головы, пробуждаются. Увеличивается смарана-шакти (энергия памяти), пробуждается изначальная память (память прошлых жизней). Растет сила буддхи (интеллекта). Колебания ума постепенно переходят на другой (бессознательный) уровень и растворяются. В этом звуке ум естественным образом поглощается, и затем наданусандхана начинает свое великое дело. Шива Адинатх поведал о 125 тысячах методов поглощения ума, и среди них он назвал наданусандхану лучшей.

Для того чтобы услышать эту музыку анахаты, следует регулярно выполнять бхрамар-джапу, постепенно осваивая ее, и в дальнейшем она станет легкой и понятной. Сознание будет концентрироваться мгновенно, станет однонаправленным, вот почему эта упая — одна из лучших.

Данную джапу следует выполнять в тишине в спокойном состоянии. По мере обретения совершенства (сиддхи) в бхрамар-джапе, внутренний свет разгорается все сильнее и сильнее и обретается дивья-даршан, непосредственное переживание божественной вселенной (джагат), даршан Иштадеваты, появляется чистое видение и достигается собственный свет Атмана.

"Адеш", №9, "Джапа"