Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Три вида мантр

Вы знаете, что существует очень много мантр, но есть три основных разновидности мантр. Одна из них называется "риг-нгаг",
риг - семейство, а мантра (нгаг) принадлежит к этому семейству, но здесь семейство не означает семейство пяти Дхьяни-Будд. Это могут быть семейства разных деяний, разных реализаций. А когда мы говорим о реализации, это не всегда значит полное просветление, какое имел Будда Шакьямуни. Могут быть сотни разных типов реализаций.
Просветлением называется полная или абсолютная реализация как у Будды Шакьямуни. Обычно под реализацией понимается, что вы имеете идею, хотите реализовать что-то и достигаете этого. А для этого существует много различных реализаций. Например, вы чем-то болеете, и вы хотите преодолеть эту проблему, победить болезнь с помощью мантры. Как же работать с мантрой, для того, чтобы одолеть свою болезнь. Ведь, когда мантра произносится, то исходит передача звука, который передал какой-то просветленный, реализованный. И иногда эта передача могла осуществиться полностью реализовавшимся существом, таким как Будда Шакьямуни. Иногда же это могло быть существо, имеющее ограниченную реализацию. Тем не менее, они тоже обладают способностью передавать силу посредством звука. И вы получили эту передачу. Обычно мы просим получить лунг. А передача лунга заключается в том, что тот, кто имел уже передачу, читает, а вы слушаете, и этот звук достигает ваших ушей, т.е. вы получаете передачу звука. Но вы таким образом не получаете передачу знания, понимания. Вы получаете звук, но не знаете, что он обозначает. Но даже если вы не понимаете смысла, то все равно вы можете получить эту передачу. Такая передача имеет свою ценность, потому что функция мантры содержится в звуке. И разные семейства значит, что есть разные типы мантр и разные виды практик.
Например, некоторые виды мантр можно передавать в особые дни. Это может быть суббота, это может быть воскресенье, пятница или любой другой день. Иногда полнолуние, иногда новолунее, иногда есть какие-то благоприятные комбинации, когда можно передавать ее. Эти мантры связаны со временем. Иногда говорят: "учитель передал мантру на закате", а некоторые мантры передаются на рассвете, или в полдень, или в полночь. Вы видите, все здесь связано со временем. А иногда мантры связаны не только со временем, но и с местом, и с обстоятельствами. Например, некоторые мантры следует передавать на вершине горы. Некоторые, например, близ реки, некоторые у истока ручья и для этого всегда есть причина. С самого начала это связано с тем, кто передавал их, в каких условиях. Иногда существует конкретный способ передачи. Иногда мантра передается на ухо, чтобы никто не слышал. А иногда мантра передается так, чтобы учителя и ученика разделял водный поток. Так что ситуации могут быть самые разнообразные. И все это связано с силой мантры. И если не поступать в точном соответствии с этим, то не будет задействована сила мантры. И эти мантры называются мантрами семейства. А семейство означает особую систему и связанные с ним условия. И такие мантры есть в буддийской традиции, индуистской и др.

Большинство таких мантр звучат на санскрите. Но есть сотни мантр, где вы не можете сказать, на каком они языке. Но это не значит, что у этого языка нет источника. Конечно у него есть источник, истории его просто мы не знаем. Потому что многие мантры присходят из других измерений, а не только из человеческого. И поэтому они звучат не только на человеческом языке. Вот почему мы не знаем смысла и точной истории каждой мантры. И такие мантры называются Риг-нгаг. И когда мы выполняем практики, то в ходе этих практик применяем много таких мантр. Например, если мы выполняем практику Ваджрапани, и мы знаем как выполнять визуализацию, какая (нужна) мантра Ваджрапани. Но зная мантру Ваджрапани и выполняя визуализацию, произнося мантру, мы можем конкретно задействовать ее функцию. И в этом случае можно  добавить к практике Ваджрапани много мантр действия. Но вовсе не обязательно изобретать мантры действия, или где-то искать мантры действия, соединять их с практикой Ваджрапани. Уже существует целая книга мантр действия Ваджрапани. Она называется Тогун и она подобна сокровищнице, там можно найти все мантры действия. И вы можете там найти не только практику Ваджрапани, но и все основные практики. И если вы практик Сикхамукхи, то там вы можете найти практики Сикхамукхи. Иногда можно найти даже два или три тома мантр действия Сикхамукхи. И также обстоит дело с Ваджрапани, Ямантакой и с другими идамами, можно найти мантры действия для каждого. И основные исходные мантры Тогун - это мантры Риг-нгаг. И эти мантры связаны с главной основой.

Почему мы используем именно таким образом? Потому что Риг-нгаг в основном не для того чтобы получить полное просветление, реализацию. Они используются для преодоления наших небольших затруднений. Например, если вы посвящаете себя практике Ваджрапани, и вы живете на горе в пещере, то может быть у вас будет много трудностей. Иногда это могут быть проблемы болезней. Что вы тогда делаете? Вы не можете вернуться в город и пойти к врачу. Потому что вы решили посвятить себя практике вплоть до реализации. И тогда вы заглядываете в Тогун, в практику Ваджрапани, и там вы находите решение. Если у вас возникает какая-то проблема, то нужно зделать такую-то практику. Или вы живете в пещере, там поблизости находятся дикие звери и по ночам они приходят одолевают вас. Что же делать? Вы не можете бороться с этим, и вы не можете убивать их, ведь вы же практик. Но если вы не будете ничего делать, то этот дикий зверь может съесть вас. Если вы осознаете свою проблему, то можно найти мантру, а если вы достигли полной реализации, то у вас не может быть никаких проблем и тогда вам уже не нужны никакие мантры. Но если вы  еще не дошли до реализации, то мантры нужны для решения ваших проблем. Потому и существует так много мантр действия.

Есть и другие мантры, мы называем их Зун-нгаг. Если мы читаем сутры, то встречаем там много разных мантр. Например, там говорится, если будете читать эту мантру, то очистите свою отрицательную карму. А повторяя эту мантру, вы получите такие-то блага. И все эти мантры предназначены для получения благ для всех живых существ. Но никто не передавал их потенциальную способность через звук. И Зун-нгаг - это мантры, которые исходят от полностью просветленных существ. Их функция - это функция мудрости просветленных существ. Иногда, если это Будда Шакьямуни, то он действительно произносил эту мантру. Например, некоторые ученики Будды Шакьямуни спрашивали у него: "У меня возникли некоторые затруднения. Как преодолеть их?" И тогда Будда говорил, что очень давно, за 1000 до его рождения, жил такой-то Будда и у него были такие-то проблемы, и он произнес такую-то мантру для того, чтобы преодолеть эти проблемы, а теперь вы используете эту мантру и тоже сможете преодолеть свои проблемы. В сутрах встречается очень много подобных мантр. Например, есть мантра долгой жизни. Это называется "сутрой долгой жизни". И в этой сутре присутствуют длинные мантры. И это называется мантрой зунг. А зунг - это значит проявление посредством мудрости просветленных. Это значит, Будда объяснил, какова польза, благо от этой мантры, и это объяснение есть сутра. И читая сутру, мы много раз повторяем эту мантру. Иногда эти мантры исходят от самого Будды. Такие мантры называются Зунг. Но иногда этот звук проявляется в разных обстоятельствах. Например, если существует какая-то очень важная ступа, чортен, то в каких-то ситуациях звук идет из этой ступы. Потому что ступа символизирует состояние ума Будды. И не только со ступами так происходит, иногда даже дерево проявляет звук мантры. И все такие мантры называются зунг-нгаг.

И есть еще одна разновидность мантр, это мантра естественного звука. В тантризме это считается наиболее важной мантрой. И в частности, в учении Дзогчен. Например, песня Ваджры тоже считается подобной мантрой. И вы можете понять почему это так важно. Вы понимаете, что наша потенциальность, реальное состояние - это свет, лучи и звук. Таково реальное состояние просветленных существ. Звук - это корень всех проявлений. Когда проявляется просветленное существо - как форма, как мандала, то все эти проявления происходят посредством звука. Из звука появляется свет, из света лучи,потом проявляются разнообразные формы и цвета. Этот естественный звук, несущий все проявления и есть мантра тантры. И во всех тантрах есть свои сущностные важнейшие мантры. Например, в тантре Калачакра - OM ХАМ КША МА ЛА ВА РА ЯМ. Это естественный звук - проявление Калачакры. Это как бы семя всей этой потенции, потенциальной способности. Так же обстоит дело и в учении Дзогчен. Мы считаем самой важной мантрой 6 слогов: А а Ха Ша Са Ма. Эти 6 слогов считаются естественным звуком Ади-Будды. А через Ади-Будду, Самантабхадру проявляется Ваджрасаттва и 5 Дхяни-Будд. Это все проявления имеющие качество Дхармакаи. И они проявляются через звук, свет и лучи. Звук обладает качествами 6 слогов.

Наставления  Намкая Норбу Ринпоче 1994 г. Бурятия