В качестве формальной медитационной сессии лучше всего делать эту практику утром на рассвете, но, вообще говоря, вам следует делать ее в течение дня. Вы можете практиковать ее, когда бы вы ни дышали, а дышите вы всегда, не так ли? Когда вы вдыхаете, думайте: «ОМ». Вам не нужно визуализировать это или произносить это вслух, просто думайте: «ОМ». Когда ветер-дыхание достигает пупка, думайте: «А»; когда вы выдыхаете, думайте: «ХУНГ». Точкой основной концентрации внимания является «А» в пупке. «А» обладает природой огня и является жаром. Когда вы вдыхаете, думайте, что ветер-дыхание растворяется в слоге «А», находящемся в пупочном центре. Самая суть ветра сохраняется, а
использованный воздух всегда выходит. Во время формальных медитационных сессий, вдыхая, думайте, что вы прижимаете верхние ветры и одновременно подтягиваете нижние, мягко сокращая анус. Такое «соединение верхних и нижних ветров» создает яйцевидную сферу в пупочном центре. Задержите дыхание на короткое время и наблюдайте природу ума. Не удерживайте ветер-дыхание слишком долго, только до тех пор, пока это комфортно. Снова выдыхайте, думая: «ХУНГ». Во время вашей повседневной деятельности нет необходимости задерживать дыхание; вы можете просто естественно дышать и думать: «ОМ А ХУНГ». Основной точкой концентрации внимания всегда является пламя в пупочном центре, и, в конечном итоге, там появится тепло. Это тепло, в действительности, уже существует, но обычные живые существа его не различают . Эта практика является великолепным методом поддержания внимательной осознанности; это метод объединения ума с ветрами. Когда нам не хватает осознанности, ветры и ум разделены, и мы впадаем в заблуждения.
Гарчен Ринпоче
Ваджрное повторение, или ваджрное дыхание
Важная практика — ваджрное повторение, или ваджрное дыхание. Вспомните, как мы делаем в среднем туне: вдох на звук ОМ, задержка на звук А и выдох на звук ХУМ. Выполняя ваджрное дыхание во время сидячей практики, вы медленно вдыхаете с ОМ, с А задерживаете дыхание подольше, а когда чувствуете потребность выдоха, выдыхаете с ХУМ. Этот метод практики вы можете использовать при обычном дыхании и на ходу, и сидя, и в любое время, но только, когда вы идёте, не делайте длительной задержки дыхания. Едва задержите дыхание с А и сразу сделайте выдох. Кроме того, нет необходимости представлять внутри ОМ А ХУМ — просто сохраняйте сосредоточение на своём дыхании.
Вообще говоря, нужно научиться делать более долгий и глубокий выдох, потому что это очень помогает успокоить нервную систему и избавиться от внутреннего смятения. Чтобы суметь объединять эту практику с дыханием, поначалу нужно небольшое усилие, но, когда вы привыкнете, оно вам не потребуется. Едва вы вспомните о ваджрном повторении, оно будет само собой происходить при дыхании. В таком случае, поскольку дышать для вас естественно и вы всегда делаете вдохи и выдохи, вы объедините эту важную практику со своим дыханием. Тем самым можно очистить свою плохую карму, усилить ясность и упорядочить энергию. Эта очень простая практика чрезвычайно действенна и важна, так что постарайтесь делать её в повседневной жизни.
Практика ваджрного дыхания также очень укрепляет здоровье. Эта практика связана с вашим присутствием, и, выполняя её, вы не отвлекаетесь, сохраняете присутствие. Кроме того, вы, наверное, знаете, что ОМ А ХУМ — Три Ваджры — это сущность всех мантр, символы состояний Трёх Ваджр всех просветлённых. Если
вы объединяете их со своим дыханием, значит, вы объединяетесь со своей жизненной энергией, праной, а потому это становится очень мощной защитой. Ещё одна очень важная функция этой практики — она помогает упорядочить и усилить энергию.
Так что вы можете использовать практику ОМ А ХУМ в разных целях. Таким способом можно выполнять и гуру-йогу. Есть несколько нетрудных практик такого рода, которые вы можете применять в любой момент. А иногда, когда у вас появляется больше времени, вы можете при желании выполнять семдзины и рушены, которые очень важны для увеличения ваших способностей к практике.
Намкай Норбу Ринпоче
Смысл ваджрного начитывания
Choje Ngawang Palden: Несмотря на то, что ветер и мантра нераздельны, не принимай звук, производимый ветрами, при движении вовне, внутрь и пребывании за следующее: (1) за три письменных слога, (2) за вербальную рецитацию, (3) за ментальную рецитацию.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Ранее было объяснено следующее. Движение ветров из своего положения в другие места нераздельно со звуком слога hum. Возвращение ветров в свое обычное положение нераздельно со звуком слога om. Пребывание ветров в своем обычном положении нераздельно со звуком слога a. Но что понимается под нераздельностью? В тексте приведены три ложных воззрения, которые необходимо отбросить.
(1) Первое, это думать что слоги ОМ А ХУМ необходимо визуализировать в соответствующих местах, когда ветра движутся вовне, внутрь и пребывают.
(2) Второе, это нераздельность вербального произношения слогов ОМ А ХУМ с движением ветров вовне, внутрь и пребывании.
(3) Третье, это нераздельность звука трех слогов с их ментальным произношением.
Соответственно, ошибочно идентифицировать звук трех фаз движения ветров с письменной формой трех слогов, их вербальной и ментальной рецитацией. Далее автор объясняет подлинный смысл ваджрного начитывания.
Choje Ngawang Palden: В этом контексте, ваджрное начитывание означает без отвлечений направить ум на резонанс, возникающий при движении ветров по каналам, который подобен звуку трех слогов.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Подлинный смысл ваджрного начитывания в однонаправленной концентрации, которая постигает звук, резонирующий при движении ветров по каналам, подобным звуку слогов ОМ А ХУМ.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra")
"Из ОМ происходит сосредоточение (самадхи) медитации (дхьяна) и прочее. Если [разум/жизненный ветер] правильно сливается с АХ женского «неба», тогда весь троичный мир проявляется как пространство. Если они сливаются в крепости великой матери, совершенстве внутреннего видения и прочего, тогда ощущают дхармакая и освобождение от воспринимающего и воспринимаемого (субъекта и объекта). Если [сливается] с ясностью и отчетливостью, вырабатываемыми ХУМ, то испытывают чистейшее небо самовозникающего познания".
Маргапхала
Из опыта практики ваджрного дыхания: если правильно проходить созерцание биджи Ах между вдохом и выдохом, а также чисто созерцать ОМ вдоха и ХУМ выдоха, то по окончании цикла вдох-выдоха наступает самопроизвольная пустая задержка дыхания и остановка намтог. Если нет этого, то этому два препятствия - нехватка ясности и застояшийся воздух.
Как правило, при наличии ясности, если есть застоявшийся воздух, при выполнении ваджрного дыхания практик видит проблему застоявшегося воздуха прямо - он ощущает эти препятствия непосредственно и делает дыхательные упражнения.
Нехватка ясности восполняется более длительно - путём чередования направленного и ненаправленного созерцания, а также регуляцией питания и поведения относительно конституции практика. Это очень сущностное занятие в ваджраяне.
Нет настоящей трансформации, если нет знания о ветре и опыта работы с ним
Ум играет большую роль в понимании процесса трансформации. Особенно большую роль играет концептуальный ум, бесконцептуальному уму отводится меньшая роль, ветру — вообще никакой. Однако я считаю, что не может быть речи о настоящей трансформации, если нет знания о ветре и опыта работы с ним, и уж, конечно, не может быть трансформации без опыта бесконцептуального осознания. Концептуальное осознание бывает нужно в определенных ситуациях, но не всегда.
Если вы осознаете наличие проблемы на начальной стадии ее развития, тогда концептуальное осознание не нужно вовсе. Если осознание приходит к вам позже, концептуальный ум может быть полезен. Если вы осознаете проблему слишком поздно, даже концептуальный ум не может вам помочь. «Слишком поздно» означает, что разрушение неминуемо. Если мы говорим о жизни, она закончена и мы умираем. Если речь идет об отношениях, они прекращаются. Если мы говорим об окружающей среде, она разрушена.
Наступает момент, когда нет возможности повернуть назад или изменить исход просто потому, что вмешиваться в результат, к которому привели ранее нераспознанные предпосылки, слишком поздно.
Производить перемены гораздо проще, если вы испытываете желание сесть и поработать с дыханием. В нашем современном мире сесть и поработать с дыханием не так-то легко. Да и не вполне привычно. Есть люди, которые реагируют на предложение помедитировать так же, как ребенок реагирует на просьбу сесть и подумать о своем поведении.
Для нас становится все более привычной рассматриваемая наукой идея наблюдателя, изменяющего реальность. В восточных учениях на этот счет не возникает вопроса: наблюдатель действительно изменяет реальность. В обычной жизни мы знаем так много ситуаций, когда так и происходит. Но тут важно уточнить, что мы имеем в виду под понятием «наблюдатель». Говорим ли мы о наблюдателе, который окончательно запутался, о наблюдателе, который вот-вот запутается, или о наблюдателе, обладающем потенциалом запутаться? Все они — наблюдатели. И каждый из нас может быть одним из таких наблюдателей.
Так о каком наблюдателе мы говорим?
Вхождение, пребывание и растворение ветров в центральном канале
Choje Ngawang Palden: Движение воздуха через обе ноздри с равной силой является знаком вхождения ветров в центральный канал вследствие медитации на собрании ветров.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Обычно ветра правого и левого каналов циркулирует через ноздри с разной силой. Иногда ветра правого канала текут сильнее левого, иногда наоборот. Когда достигается полноценное вхождение ветров в центральный канал, ветра правого и левого каналов движутся через ноздри с равной силой. Но не только силы их движений равны, но и их движение в общем скоординировано. Так, например, если движутся ветра правого канала, то и ветра левого канала тоже движутся, а если ветра одного из каналов неподвижны, то и ветра другого канала тоже неподвижны. Появление согласованности движения является точным знаком вхождения ветров в центральный канал.
Choje Ngawang Palden: Прекращение движения воздуха через ноздри является знаком пребывания ветров.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Появление знаков полноценного вхождения ветров в центральный канал не гарантирует, что ветра там останутся. Вполне возможно, что войдя в центральный канал, ветра тут же выйдут из него. Знаком пребывания ветров в центральном канале является полное прекращение какого-либо движения воздуха через ноздри. Если же движение воздуха через ноздри временно прекращается, потом возникает вновь, а потом снова прекращается, то это означает что полноценное пребывание ветров в центральном канале еще не достигнуто.
Choje Ngawang Palden: Несмотря на то, что движение воздуха через ноздри прекращено и ветра пребывают, говорится, что если они не растворятся, то состояние тела ухудшится.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Очень важно, чтобы по достижению вхождения и пребывания ветров в центральном канале, ветра также и растворились там. Появление знаков полноценного пребывания ветров в центральном канале не гарантирует их растворения. Говорится, что если не произойдет растворения, то ветра могут ослабнуть и по этой причине состояние тела ухудшится.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra"
Лунные и солнечные каналы и затмения
Kirti Tsenshap Rinpoche: Если говорить в общем, то ветра, текущие через правый канал, по которому в основном циркулирует кровь, связаны с солнцем. А ветра, текущие через левый канал, по которому в основном циркулирует семя, связаны с луной. По этой причине на данные каналы оказывается определенное воздействие, когда вовне происходят солнечные или лунные затмения. Во время затмения правый или левый канал, который обычно сильно зажимает центральный, немного расслабляется, что позволяет небольшому потоку ветра проходить по центральному каналу.
В эти дни практикам рекомендуется заниматься более интенсивно, чем в другие. Лунные затмения обычно совпадают с пятнадцатым днем тибетского календаря, а солнечные с двадцать девятым или тридцатым. Говорится, что благодаря току ветра по центральному каналу во время лунного затмения, заслуга от одного благого дела увеличивается в сто тысяч раз, а во время солнечного в семьсот тысяч раз. Дже Цонкапа говорил, что данный феномен не является всеобщим, а случается только у некоторых людей. Поэтому практикам рекомендуется внимательно наблюдать за движением ветров во время затмения. Если для практика данный феномен имеет место, то он заметит изменения в движении собственных ветров.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra")
использованный воздух всегда выходит. Во время формальных медитационных сессий, вдыхая, думайте, что вы прижимаете верхние ветры и одновременно подтягиваете нижние, мягко сокращая анус. Такое «соединение верхних и нижних ветров» создает яйцевидную сферу в пупочном центре. Задержите дыхание на короткое время и наблюдайте природу ума. Не удерживайте ветер-дыхание слишком долго, только до тех пор, пока это комфортно. Снова выдыхайте, думая: «ХУНГ». Во время вашей повседневной деятельности нет необходимости задерживать дыхание; вы можете просто естественно дышать и думать: «ОМ А ХУНГ». Основной точкой концентрации внимания всегда является пламя в пупочном центре, и, в конечном итоге, там появится тепло. Это тепло, в действительности, уже существует, но обычные живые существа его не различают . Эта практика является великолепным методом поддержания внимательной осознанности; это метод объединения ума с ветрами. Когда нам не хватает осознанности, ветры и ум разделены, и мы впадаем в заблуждения.
Гарчен Ринпоче
Важная практика — ваджрное повторение, или ваджрное дыхание. Вспомните, как мы делаем в среднем туне: вдох на звук ОМ, задержка на звук А и выдох на звук ХУМ. Выполняя ваджрное дыхание во время сидячей практики, вы медленно вдыхаете с ОМ, с А задерживаете дыхание подольше, а когда чувствуете потребность выдоха, выдыхаете с ХУМ. Этот метод практики вы можете использовать при обычном дыхании и на ходу, и сидя, и в любое время, но только, когда вы идёте, не делайте длительной задержки дыхания. Едва задержите дыхание с А и сразу сделайте выдох. Кроме того, нет необходимости представлять внутри ОМ А ХУМ — просто сохраняйте сосредоточение на своём дыхании.
Вообще говоря, нужно научиться делать более долгий и глубокий выдох, потому что это очень помогает успокоить нервную систему и избавиться от внутреннего смятения. Чтобы суметь объединять эту практику с дыханием, поначалу нужно небольшое усилие, но, когда вы привыкнете, оно вам не потребуется. Едва вы вспомните о ваджрном повторении, оно будет само собой происходить при дыхании. В таком случае, поскольку дышать для вас естественно и вы всегда делаете вдохи и выдохи, вы объедините эту важную практику со своим дыханием. Тем самым можно очистить свою плохую карму, усилить ясность и упорядочить энергию. Эта очень простая практика чрезвычайно действенна и важна, так что постарайтесь делать её в повседневной жизни.
Практика ваджрного дыхания также очень укрепляет здоровье. Эта практика связана с вашим присутствием, и, выполняя её, вы не отвлекаетесь, сохраняете присутствие. Кроме того, вы, наверное, знаете, что ОМ А ХУМ — Три Ваджры — это сущность всех мантр, символы состояний Трёх Ваджр всех просветлённых. Если
вы объединяете их со своим дыханием, значит, вы объединяетесь со своей жизненной энергией, праной, а потому это становится очень мощной защитой. Ещё одна очень важная функция этой практики — она помогает упорядочить и усилить энергию.
Так что вы можете использовать практику ОМ А ХУМ в разных целях. Таким способом можно выполнять и гуру-йогу. Есть несколько нетрудных практик такого рода, которые вы можете применять в любой момент. А иногда, когда у вас появляется больше времени, вы можете при желании выполнять семдзины и рушены, которые очень важны для увеличения ваших способностей к практике.
Намкай Норбу Ринпоче
Смысл ваджрного начитывания
Choje Ngawang Palden: Несмотря на то, что ветер и мантра нераздельны, не принимай звук, производимый ветрами, при движении вовне, внутрь и пребывании за следующее: (1) за три письменных слога, (2) за вербальную рецитацию, (3) за ментальную рецитацию.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Ранее было объяснено следующее. Движение ветров из своего положения в другие места нераздельно со звуком слога hum. Возвращение ветров в свое обычное положение нераздельно со звуком слога om. Пребывание ветров в своем обычном положении нераздельно со звуком слога a. Но что понимается под нераздельностью? В тексте приведены три ложных воззрения, которые необходимо отбросить.
(1) Первое, это думать что слоги ОМ А ХУМ необходимо визуализировать в соответствующих местах, когда ветра движутся вовне, внутрь и пребывают.
(2) Второе, это нераздельность вербального произношения слогов ОМ А ХУМ с движением ветров вовне, внутрь и пребывании.
(3) Третье, это нераздельность звука трех слогов с их ментальным произношением.
Соответственно, ошибочно идентифицировать звук трех фаз движения ветров с письменной формой трех слогов, их вербальной и ментальной рецитацией. Далее автор объясняет подлинный смысл ваджрного начитывания.
Choje Ngawang Palden: В этом контексте, ваджрное начитывание означает без отвлечений направить ум на резонанс, возникающий при движении ветров по каналам, который подобен звуку трех слогов.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Подлинный смысл ваджрного начитывания в однонаправленной концентрации, которая постигает звук, резонирующий при движении ветров по каналам, подобным звуку слогов ОМ А ХУМ.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra")
"Из ОМ происходит сосредоточение (самадхи) медитации (дхьяна) и прочее. Если [разум/жизненный ветер] правильно сливается с АХ женского «неба», тогда весь троичный мир проявляется как пространство. Если они сливаются в крепости великой матери, совершенстве внутреннего видения и прочего, тогда ощущают дхармакая и освобождение от воспринимающего и воспринимаемого (субъекта и объекта). Если [сливается] с ясностью и отчетливостью, вырабатываемыми ХУМ, то испытывают чистейшее небо самовозникающего познания".
Маргапхала
Из опыта практики ваджрного дыхания: если правильно проходить созерцание биджи Ах между вдохом и выдохом, а также чисто созерцать ОМ вдоха и ХУМ выдоха, то по окончании цикла вдох-выдоха наступает самопроизвольная пустая задержка дыхания и остановка намтог. Если нет этого, то этому два препятствия - нехватка ясности и застояшийся воздух.
Как правило, при наличии ясности, если есть застоявшийся воздух, при выполнении ваджрного дыхания практик видит проблему застоявшегося воздуха прямо - он ощущает эти препятствия непосредственно и делает дыхательные упражнения.
Нехватка ясности восполняется более длительно - путём чередования направленного и ненаправленного созерцания, а также регуляцией питания и поведения относительно конституции практика. Это очень сущностное занятие в ваджраяне.
Нет настоящей трансформации, если нет знания о ветре и опыта работы с ним
Ум играет большую роль в понимании процесса трансформации. Особенно большую роль играет концептуальный ум, бесконцептуальному уму отводится меньшая роль, ветру — вообще никакой. Однако я считаю, что не может быть речи о настоящей трансформации, если нет знания о ветре и опыта работы с ним, и уж, конечно, не может быть трансформации без опыта бесконцептуального осознания. Концептуальное осознание бывает нужно в определенных ситуациях, но не всегда.
Если вы осознаете наличие проблемы на начальной стадии ее развития, тогда концептуальное осознание не нужно вовсе. Если осознание приходит к вам позже, концептуальный ум может быть полезен. Если вы осознаете проблему слишком поздно, даже концептуальный ум не может вам помочь. «Слишком поздно» означает, что разрушение неминуемо. Если мы говорим о жизни, она закончена и мы умираем. Если речь идет об отношениях, они прекращаются. Если мы говорим об окружающей среде, она разрушена.
Наступает момент, когда нет возможности повернуть назад или изменить исход просто потому, что вмешиваться в результат, к которому привели ранее нераспознанные предпосылки, слишком поздно.
Производить перемены гораздо проще, если вы испытываете желание сесть и поработать с дыханием. В нашем современном мире сесть и поработать с дыханием не так-то легко. Да и не вполне привычно. Есть люди, которые реагируют на предложение помедитировать так же, как ребенок реагирует на просьбу сесть и подумать о своем поведении.
Для нас становится все более привычной рассматриваемая наукой идея наблюдателя, изменяющего реальность. В восточных учениях на этот счет не возникает вопроса: наблюдатель действительно изменяет реальность. В обычной жизни мы знаем так много ситуаций, когда так и происходит. Но тут важно уточнить, что мы имеем в виду под понятием «наблюдатель». Говорим ли мы о наблюдателе, который окончательно запутался, о наблюдателе, который вот-вот запутается, или о наблюдателе, обладающем потенциалом запутаться? Все они — наблюдатели. И каждый из нас может быть одним из таких наблюдателей.
Так о каком наблюдателе мы говорим?
Вхождение, пребывание и растворение ветров в центральном канале
Choje Ngawang Palden: Движение воздуха через обе ноздри с равной силой является знаком вхождения ветров в центральный канал вследствие медитации на собрании ветров.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Обычно ветра правого и левого каналов циркулирует через ноздри с разной силой. Иногда ветра правого канала текут сильнее левого, иногда наоборот. Когда достигается полноценное вхождение ветров в центральный канал, ветра правого и левого каналов движутся через ноздри с равной силой. Но не только силы их движений равны, но и их движение в общем скоординировано. Так, например, если движутся ветра правого канала, то и ветра левого канала тоже движутся, а если ветра одного из каналов неподвижны, то и ветра другого канала тоже неподвижны. Появление согласованности движения является точным знаком вхождения ветров в центральный канал.
Choje Ngawang Palden: Прекращение движения воздуха через ноздри является знаком пребывания ветров.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Появление знаков полноценного вхождения ветров в центральный канал не гарантирует, что ветра там останутся. Вполне возможно, что войдя в центральный канал, ветра тут же выйдут из него. Знаком пребывания ветров в центральном канале является полное прекращение какого-либо движения воздуха через ноздри. Если же движение воздуха через ноздри временно прекращается, потом возникает вновь, а потом снова прекращается, то это означает что полноценное пребывание ветров в центральном канале еще не достигнуто.
Choje Ngawang Palden: Несмотря на то, что движение воздуха через ноздри прекращено и ветра пребывают, говорится, что если они не растворятся, то состояние тела ухудшится.
Kirti Tsenshap Rinpoche: Очень важно, чтобы по достижению вхождения и пребывания ветров в центральном канале, ветра также и растворились там. Появление знаков полноценного пребывания ветров в центральном канале не гарантирует их растворения. Говорится, что если не произойдет растворения, то ветра могут ослабнуть и по этой причине состояние тела ухудшится.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra"
Лунные и солнечные каналы и затмения
Kirti Tsenshap Rinpoche: Если говорить в общем, то ветра, текущие через правый канал, по которому в основном циркулирует кровь, связаны с солнцем. А ветра, текущие через левый канал, по которому в основном циркулирует семя, связаны с луной. По этой причине на данные каналы оказывается определенное воздействие, когда вовне происходят солнечные или лунные затмения. Во время затмения правый или левый канал, который обычно сильно зажимает центральный, немного расслабляется, что позволяет небольшому потоку ветра проходить по центральному каналу.
В эти дни практикам рекомендуется заниматься более интенсивно, чем в другие. Лунные затмения обычно совпадают с пятнадцатым днем тибетского календаря, а солнечные с двадцать девятым или тридцатым. Говорится, что благодаря току ветра по центральному каналу во время лунного затмения, заслуга от одного благого дела увеличивается в сто тысяч раз, а во время солнечного в семьсот тысяч раз. Дже Цонкапа говорил, что данный феномен не является всеобщим, а случается только у некоторых людей. Поэтому практикам рекомендуется внимательно наблюдать за движением ветров во время затмения. Если для практика данный феномен имеет место, то он заметит изменения в движении собственных ветров.
(с) перевод с английского "Kirti Tsenshap Rinpoche - Principles of Buddhist Tantra" (комментарий Kirti Tsenshap Rinpoche на текст Choje Ngawang Palden "Illumination of the Tantric Tradition - The Principles of the Grounds and Paths of the Four Great Secret Classes of Tantra")