Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Буддизм, деньги и истинное счастье

Как быть счастливым в этой и следующей жизни?

В тексте «Viyaggapajjha Sutta» Будда инструктирует домохозяина Колияну Дхайгаджану, как быть счастливым мирянином. Будда указывает на четыре фактора счастья в этой жизни и четыре фактора счастья в следующей. Приложение усилия, осторожность, хорошие друзья, сбалансированные средства к существованию ведут к счастью в этой жизни. Богатство должно быть защищено от огня, наводнения, воровства и правительства. Вера в Три Драгоценности, нравственность, милосердие и мудрость ведет человека к счастью в следующем рождении.

Как экономить деньги и достигать процветания согласно Будде?
Будда в Сигалавада Сутте проповедует молодому человеку по имени Сигала, который следовал совету отца, что домохозяин не должен быть ленивым, и что он должен в поте лица трудиться. В этом тексте перечисляются шесть каналов растраты богатства – распитие спиртного, блуждание без дела в ночные часы, частое посещение увеселительных мест, азартные игры, общение с никчемными людьми и лень. Хорошая компания, в которой есть интерес к достижению благосостояние, очень важна. Злобные дружки приносят страдание и в этой, и следующей жизни. Плод истинного учения определяется истинной дружбой и хорошей компанией согласно Будде. Ничего нельзя достичь без помощи истинных друзей, которые ведут человека по правильному пути.

Деньги, заработанные правильным усилием, должны быть потрачены мудро, и домохозяин должен знать, как откладывать деньги на будущее для себя и других. Будда советует молодому мирянину разделить его прибыль на четыре четверти. И инвестировать две четверти в дело, одну четверть отложить на будущее, а и используя другую четверть для ежедневных расходов. Этот совет очень кстати даже для современного общества – для его безопасности, счастья, защищенности и процветания. Тогда не придется занимать деньги у ростовщиков и выплачивать высокие проценты, которые порабощают человека. Будда также советует мирянину не преступать норм морали в силу жажды гнева и неведения. Кто ведет себя безнравственно, тот умаляется как убывающая луна. Напротив, кто придерживается нравственных правил, тот увеличивается как растущая луна (Sigalovada Sutta – Digha Nikaya).

Причина преступлений и страданий

Пороки растут в обществе, когда растет число бедных. Правители должны помогать выживанию менее удачливым и бедным людям. Неправильные законы также могут способствовать этому. Богатство должно служить не только для услаждения чувств, но также и для благосостояния всего общества. Когда царь Косала сообщил Будде, что умер один миллионер, оставив все свое состояние. Тогда Будда посоветовал мудро разделить богатство между женой и детьми, родственниками и друзьями.

Глупцы творят собственное страдание своей привязанностью к богатству, как это случилось с другим миллионером по имени Ананда, у которого привязанность к богатству было настолько большим, что он посоветовал своему сыну ничего никому не давать, чтобы не уменьшилось богатство. Он закопал большую часть своего богатства и ничего никому не дал. В результате он переродился в образе хромой бродяги, от которого отреклась семья. (Dhammapada-Balavagga)

Как домохозяин может наслаждаться своим имуществом?

В наставлении торговцу Анатхапиндике Будда сказал, что домохозяин может наслаждаться четырьмя видами счастья. Обладание богатством – это первый вид. Человек может быть очень счастливым, если у него есть земля, дома, транспортное средство в соответствии с его честно заработанными денежками. Во-вторых, человек должен наслаждаться богатством, удовлетворяя свои потребности. Истинное счастье – это когда ум спокоен, потому что он знает, что его собственность и имущество заработано честным способом. Третий вид – счастье свободы от долгов и опоры на свои средства. Ум такого человека счастлив, поскольку он не должен занимать и платить никому проценты. Четвертое счастье важнее других видов, поскольку оно обусловлено нравственными поступками. Люди, которые творят зло, не могут быть счастливыми, поскольку их ум беспокоен и наполнен сквернами. Поэтому, кто творит добрые дела, счастлив и в этой и в следующей жизни.

Правильный способ использования богатства

Миллионы страдают от голода согласно докладам программ развития при ООН. Но миллиарды долларов тратятся на оружие и ядерные испытания. Многие не хватает еды, в то время как богатые выбрасывают пищу. Цель богатства в том, чтобы помогать другим согласно Будде. Богатство, которое мы накапливаем, нельзя взять с собой в следующий мир. Богатство бесполезно, если не используется для семьи, родственников, общества, страны и народа. Согласно буддизму домохозяин своим имуществом должен совершать пять жертв – для родственников, гостей, предков, монахов и правительству. Таковы преимущества честно заработанного богатства.

Из статьи «Economics in Buddhism» автора Ven. Dr. Galle Udita Maha Nayaka Thero


Далай-Лама XIV – О Деньгах

Я бы сказал так: деньги – это благо. Это важно. Без денег невозможно повседневное выживание, не говоря уж о дальнейшем развитии… В то же время было бы неверно считать деньги божеством или чем-то, наделённым некоей собственной силой. Серьёзная ошибка думать, будто деньги – это всё и, как только у нас будет много денег, это решит все наши проблемы…

Человек прежде всего должен обрести душевное спокойствие. Потом идёт здоровье, хорошие друзья и лишь потом деньги; именно в таком порядке, хотя безусловно, все эти четыре аспекта взаимосвязаны… Если человек жив, то он всегда сможет завести себе друзей и заработать деньги. Но на первом месте должно быть спокойное состояние духа. Обычно такое душевное спокойствие привлекает и благосостояние. Конечно же человек, у которого спокойно на душе, благоразумно использует свои деньги… Здоровый, позитивный ум – вот что самое главное. А что случится, если поменять приоритеты местами? Мне очень трудно представить, как человек, обладающий несметными богатствами, но при этом больной, одинокий и без мира в душе, может чувствовать себя хоть немного счастливым.

По материалам книги «Его Святейшество Далай-Лама. Представь себе… Беседы о деньгах, политике и жизни вообще». Изд. «София», 2007.




ПРАКТИКА ЩЕДРОСТИ

Однажды один бедняк встретил Будду и спросил: "Учитель, почему я так беден?"
Будда ответил: «Потому что ты не практикуешь щедрость».

Бедняк сразу же подумал, что ему нужно быть очень богатым, чтобы практиковать это и сказал:
- Но как мне практиковать щедрость, если мне нечего отдать другим?

- У тебя есть пять богатств, с помощью которых ты мог бы практиковать щедрость, но ты этого не делаешь:

Своим лицом ты можешь дарить улыбки другим, но ты этого не делаешь.

Своими глазами ты можешь смотреть на других взглядом любви и заботы, но ты этого не делаешь.

Своим ртом ты можешь произносить что-то хорошее для других, но ты этого не делаешь.

Своим сердцем ты можешь желать счастья другим, но ты этого не делаешь.

И своим телом ты можешь делать что-то хорошее для других, но ты этого не делаешь».