Радостей исток лежит в краю печалей. Р.М.Рильке
Обычно как в специальной, так и в популярной литературе о депрессиях авторы пытаются найти причины заболевания, то есть ответить на вопрос "почему", забывая про другой вопрос - "зачем". Издавна, начиная с представления древних греков о том, что депрессия возникает от патологического преизбытка в организме черной желчи, и заканчивая гипотезой о дегенерации Огюста Мореля, депрессия рассматривается как потенциальное зло. Все размышления и практические руководства, посвященные депрессии, пытаются как можно быстрее избавить человека из этого состояния. А все-таки, может быть имеет смысл задать этот вопрос.
Зачем?
Где много света, там гуще тень. Гете
Все вещи и явления окружающего мира содержат в себе как положительный так и отрицательный аспекты. А как же депрессия? Если спросить любого нормального человека: «Что такое депрессия – Добро или Зло?», то, скорее всего, ответ будет более чем однозначным. Но если депрессия только Зло, то почему именно в этот период человек отрывает взгляд от внешнего мира и заглядывает внутрь себя, пытаться изменить свою жизнь, начинает искать новые пути. Это очень напоминает мефистофельское: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Первым, кто попытался взглянуть на этот вопрос с другой стороны был Аристотель (384-322 г. до н.э.), который еще более 2 тысяч лет тому назад задал в «Problemata» вопрос: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством – почему все они по-видимому были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как, например, среди Героев – Геракл: именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Да, несомненно, а многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью... А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи».
Итальянский философ Марсилио Фичино, живший более 500 лет назад, советовал «разыскивать меланхолию (так тогда называлась депрессия) и питать ее наилучшим образом». Правда, Фичино одновременно жаловался на свой меланхолический темперамент как на «нечто чрезвычайно горькое», но полагал, что именно такому темпераменту он обязан своим чутким душевным строем. Подобную мысль высказал позднее датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), также отличавшийся меланхолическим темпераментом: «Это мое убеждение, моя победа над миром. Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни».
MELENCOLIA I. Альбрехт Дюрер Меланхоликам покровительствует планета Сатурн. Бог Сатурн старше всех остальных богов, знает сокровенные начала мира и стоит ближе всех к источнику жизни, воплощая высший интеллект. Поэтому только меланхоликам доступна радость открытий. Эту связь очень точно отразил в своей знаменитой гравюре MELENCOLIA I Альбрехт Дюрер. Во времена Дюрера люди выделяли три типа меланхоликов. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – те, у кого рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
Художникам доступна лишь первая ступень - поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, называет свою гравюру MELENCOLIA I. НА ней изображена крылатая женщина, которая сидит, подперев рукой голову среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок собака - животное, символизирующее меланхолический темперамент. Эта женщина, своеобразная муза Дюрера, печальна и мрачна. Она крылата и могуча, но она не может проникнуть за видимые явления мира и познать тайны Вселенной. Эта невозможность сковывает ее силу и волю. Дюрер создал эту гравюру для эрцгерцога Максимилиана I, который всю жизнь патологически боялся зловещего влияния Сатурна.
Темная ночь души
Прими сие страдание, ибо научишься от него. Овидий
Многие из великих, в том числе Блез Паскаль, Генрих Фередер и Райнхольд Шнайдер воспринимали депрессию не только как наказания. Райнхольд Шнайдер, известный немецкий писатель и поэт, страдал от продолжительных депрессий, но видел в своем страдании, подобно Паскалю «парадокс послания, что мы в известном смысле должны быть больны, потому что в противном случае Он не снизойдет к нам; что мы должны быть больны чтоб стать исцеленными». Он видел себя «пленником мрачных дней», но относился к своей болезни как к возможности: «Надежда это страдание. Но истина побеждает страдание».
Мистики прошлого века, которые называли депрессию «темной ночи души», видели в ней путь к «чистому видению»: «Потому что путь страдания намного надежнее, чем путь радости». Они рассматривали горечь депрессии, как средство оставить мир позади себя и пробиться к сияющему равновесию и гармонии. Это потрясение подобно «вратам великого отчаяния, вратам, открывающим путь к новому бытию». Депрессия или «темная ночь» - это одновременно уничтожение и возрождение.
Некоторые из мистиков полагали, что для души человека будет лучше, если он сам не будет вмешиваться в процесс выхода из депрессии: «Человек в темной ночи знает, что его болезнь может исцелить только Господь. И оттого ему не позволительно самому разгонять темноту искусственными огнями, он должен подождать, пока взойдет солнце Господней любви. Иначе бедствие «ночи» не имело бы смысла».
Чему учит депрессия?
Ибо когда я немощен, тогда я силен. Апостол Павел
Депрессия учит жить без смысла, жить несмотря не на что. Многие великие философы и мыслители утверждали, что человеческая жизнь обязательно должна быть наполнена высшим смыслом. К.Г.Юнг говорил «Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему найти ему свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл».
Во время депрессии не хочется ничего делать не только потому что нет сил, но и потому что жизнь и то что ее обычно наполняло стало бесконечно бессмысленным. Тысячи вещей, которые раньше входили в стройную систему человеческой жизни, сейчас вдруг выпали из нее, и на вопрос «Зачем это все?» нет ответа. Зачем вставать утром, одеваться, идти на работу, делать сотни других вещей? Зачем вообще - жить? Депрессия отнимает у человека именно эти юнговские «убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни». Отнимает, не оставляя ничего взамен. Что делать с ощущением пустоты, которое при развитии болезни приобретает устрашающий, экзистенциальный оттенок. Но, тем не менее, если человек несмотря ни на что живет (хотя наиболее уместно употребление слова "существует"), борется и, наконец, переживает это состояние – он приобретает опыт, который делает его сильнее. Вспомните Ницше "то что не убивает меня, делает меня сильнее".
Здесь проходит грань, имеющая на первый взгляд религиозную подоплеку. Например, верующий человек легче переживает депрессию, поскольку, уповая на милость Божью, видит во всем Божий промысел и верит в то, что Бог не допустит страданий более тех, чем может выдержать человек. И это утверждение звучит одинаково в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам.
Так происходит и с тем, кто не верит в Бога, но имеет некую внутреннюю религиозность, веру в высший смысл, в судьбу, что на житейском уровне может звучать как «все что ни делается, то к лучшему». Такой человек полностью отдается на волю слепой, кажущейся бессмысленной судьбе в надежде, что сегодняшнее состояние и все, что произойдет дальше наполнено «высшим» смыслом. Например, для основателя протестантизма Мартина Лютера, которого Эрик Эриксон трактует в своем исследовании как маниакально-депрессивного больного, депрессия основана на вере «научившейся стоять ни на чем». Примечательно, что все отцы церкви, начиная от Павла, затем – Августина и заканчивая Лютером, прошли через глубокий душевный кризис.
Депрессия как Путь
Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету. Гуань Инь-Цзы
Депрессия – это очень тяжелый путь. И те, для кого депрессия является не просто ответной реакцией на стресс, а заболеванием, лишены выбора этого пути - приходится принимать это состояние и бороться с отчаянием и пустотой. Во время депрессии, человек выпадает из внешней жизни и многое из того, что раньше давалось легко и просто, теперь - с большим трудом. Многие вещи теряют смысл. Здесь, наверное, уместно сравнение депрессии со смертью. Именно перед лицом смерти многое теряет смысл и обесценивается. Именно тогда приходит понимание того, что все есть лишь «суета сует». Если физическая смерть - это смерть тела, то на символическом языке депрессия – это смерть для Души. И именно в это время когда все внутри умирает и теряет смысл, в том числе и вся предыдущая жизнь. Именно в это время на нее можно посмотреть более или менее трезво (хотя часто это не дает сделать искаженный депрессией образ мышления).
Людям свойственно строить планы на будущее, ставить перед собой цели. У тех, у кого во внутреннем мире все в порядке, обычно много внешних препятствий, которые они преодолевают, достигая своих целей. Они живут во внешней борьбе, и это нормальный жизненный процесс. Для них.
Депрессия, словно ураган врывается в внутренний мир, разрушая все четко спланированное и продуманное, она лишает сил, делая невозможным продвижение вперед, а сами цели - обесценивает. Остается одно – остановиться. Хотя бы на время. Рушатся надежды и планы, и это еще больше погружает в депрессию, но в то же время человек обретает свободу - да, возможно ему не дано оказаться в том единственном спланированном им будущем. Но если он найдет смелость посмотреть вокруг, то увидит, что у него гораздо больше возможностей. И вполне вероятно, что запланированный путь – не самый лучший путь для его Души. И хорошо бы это было время для раздумий и созерцаний, но чаще всего искаженное депрессивное мышление, постоянно гоняющее по кругу мысли о безысходности, о собственной никчемности, не позволяет реально оценить обстановку. Естественно, для того, чтобы начать что-то новое, необходимы силы, и для этого депрессия должна пройти. Приходится ждать. Иногда очень долго.
Депрессия и мудрость
Желать падения душа не вправе, но мудрость из падения добыть должна. Рудольф Штайнер
Многим знакомо состояние, когда после депрессии в душе, которая, казалось, полностью высохла и умерла, словно открывается новая дверь. Приходят новые знания, но не из книг, а "неведомо откуда", изнутри. По большому счету, для некоторых депрессия является учителем. В то время как человек страдает, в топках подсознания происходит неведомая для него работа. Результаты ее становятся видны только после того, как депрессия заканчивается.
Проект lossofsoul.com получил свое название от состояния, о котором писал Карл Юнг, называя его "потеря души", loss of soul. Состояние тяжелых депрессий очень напоминает loss of soul - состояние, где теряешь все – не только знания и мудрость, приобретенные в процессе всей жизни, но и ощущения себя, как человека, личности. Когда кажется, что сама личность рассыпается, что процесс падения и деградации дошел до такой степени, что уже никогда не станешь тем, кем был.
Но падение не может продолжаться вечно, и достигнув определенной точки, душа начинает подниматься вверх, к свету. Как будто мир медленно наполняет амброзией бокал души, и все возвращается – ощущение себя, знания, мудрость, радость и полнота жизни. И не только возвращается. Создается впечатление, что душа во время депрессии летала в каких то неведомых мирах, и на своих крыльях она принесла новые знания, новую мудрость, понимание, недоступную ранее.
И каждая новая депрессия заставляет заглядывать внутрь и что-то менять в себе. Как и любая болезнь – это предупреждение внешнего мира о том, что что-то не в порядке в мире внутреннем. О том, что необходимо измениться. Мы всегда меняемся. Хотим ли мы этого или нет, но в мире нет постоянных вещей. И когда человек заболевает, и болезнь начинает мешать привычной жизни, он начинает искать выход. Он ищет, надеется, меняется, находит, разочаровывается и снова ищет. Иногда, если удается что-то осознать и измениться - депрессия отступает сама. Иногда – она продолжается, но пройдя через нее, человек всегда выходит из нее уже не таким, каким он был до этого.
Тем, кто переживал тяжелые депрессии, знакомо состояние, возникающее чаще всего на исходе депрессивной фазы, когда появляется просвет. Это чувство удивительной ясности, кристальной чистоты, с которой воспринимаешь окружающие явления и предметы. Это состояние является переходным и находится между двумя другими:
- состоянием полной опустошенности, отрешенности от окружающего мира, характерное для депрессии (однозначно классифицируемое, как неприятное) и
- состоянием вовлеченности, когда человек уже смешан и связан с тысячью вещей и явлений вокруг себя, даже не замечая этого - состояние, в котором обычно находимся все мы.
В этом переходном состоянии возникает ощущение, что все предметы воспринимаются именно такими, какие они есть. И уже переход в следующую фазу, в фазу "нормальности", когда человек снова начинает жить "обычной " жизнью чем-то напоминает выход из состояния глубокой медитации, когда на фоне глубокого покоя, тишины, ясности появляется первая мысль, первое чувство, первое движение.
Депрессия как кризис.
Обычно наше линейное сознание воспринимает слово кризис, мягко говоря, пессимистично. Кризис - это когда что-то рушится, неповторимо теряется. Но давайте обратимся к этимологии слова "кризис". Греческое слово "krisis" имеет несколько основных значений:
- решение
- поворотный пункт
- исход
- шанс
Первоначально, все значения слова "кризис" были глубоко позитивными, и лишь со временем приобрели негативную окраску. Но может быть это не более чем случайность? Возьмем не менее древнюю культуру - Китай. Значения китайского иероглифа "кризис" почти что полностью совпадают с греческим "krisis". Эти две великие культуры развивались независимо друг от друга, и данный факт заставляет как минимум задуматься.
Человеку, переживающему кризис, дается реальный шанс, но шанс этот существует только на переломе. Там – в этой точке существует решение как проблемы, как кризиса, как ситуации, так и жизни в целом. Что вы можете изменить? Окружающий мир? Многие пытались начать с этой непосильной задачи, но где они сейчас? "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - изменитесь сами и вы увидите это изменение в тысяче вещей вокруг себя, мир обязательно ответит вам, ведь все на свете взаимосвязано.
И если сейчас вы в депрессии - ваши поступки, мысли, мироощущение не такие как обычно, не такие как у окружающих людей. И это еще больше подавляет, заставляя погружаться еще глубже. Но посмотрите вокруг, посмотрите на людей, которые вас окружают. Множество возможностей быть человеком многие из них заменяют на единственную возможность – быть нормальным, быть «как все». Часто это удается, и с каждым годом все тише звучит голос истинного я, все более подавляется неповторимость, это и есть совершенно нормальная депрессия, депрессия самоподавления, когда личность совершает над собой насилие с одной лишь целью – быть нормальным. Вспомните – Depression (от слова depress – подавлять). Везде, где мы подчиняемся воле обстоятельств, вместо того, чтобы самим строить свою собственную жизнь, где мы делаем что-либо по шаблону, ради зарабатывания денег, где в угоду чисто манипулитативному спросу мы перестаем воспринимать собственные потребности – мы живем в совершенно нормальной депрессии.
Вспомните – одно из первоначальных значений слова «кризис» - шанс. По сути своей – все в вашей жизни есть шанс. Любая трудность, препятствие, проблема. И именно в этом случае у каждого из нас есть выбор. Или избежать встречи с очередной трудностью или пройти через нее. В основном, мы пытаемся разрешать различные кризисы с помощью стандартных форм поведения. Но часто это не срабатывает. Ведь речь идет не о том, чтобы поскорее покончить с кризисом, а в том, чтобы осознанно пройти через него, понять, что именно он хочет сообщить.
Вся жизнь представляет собой лишь цепь событий и кризисов, требующих от нас принятия определенных решений. При правильном выходе из кризиса – мы переходим на новую ступень развития, при попытке просто отмахнуться от него – топчемся на месте или вовсе откатываемся назад. Депрессия – это, наверное, один из самых тяжелых кризисов, который человек переживает в течении жизни. И если вы, несмотря на все предосторожности, оказались в этом состоянии, постарайтесь использовать эту ситуацию себе во благо. Да – это очень сложно. И так часто не получается это сделать. Но все-таки - попробуйте. Давайте попробуем вместе.
Мы пришли в этот мир, чтобы меняться
Для этого нам даются испытания. Жизнь некоторых людей полна внешних испытаний и трудностей. Человек, преодолевая их, учится, становится прочнее и мудрее. Это его путь. Внешняя жизнь других людей может спокойной и ровной. Это еще ничего не значит – это всего лишь характеристики внешней жизни. Человек может вести кровопролитные внутренние войны, по трудности не уступающие внешним. От чего это зависит? Остается развести руками и вспомнить древнее: "Каждому свое".
Иногда бывает и так, что человек убежал от опасностей внешнего мира, хорошо обустроив свой мирок, законопатил все щели и, казалось, что вот наконец то наступает спокойная жизнь. Но в тот момент, его вдруг начинают одолевать внутренние проблемы.
Если посмотреть на депрессию взглядом чистого прагматика и убрать из процесса депрессии такие неприятные составляющие как страдание, страх, тревогу, потерю смысла, то депрессия часто заканчивается разрешением какой-то проблемы. Иногда депрессия является бичом, который подстегивает человека что-то менять в своей жизни, мыслях, воззрениях. Проходя через это горнило ему просто приходиться меняться. Это очень неприятный, долгий и мучительный процесс.
Как хорошо бы было, если бы было лекарство, способное усыпить на время депрессии, чтобы можно было проснуться только в момент выхода из нее и, ощущая свежесть и обновление. Как медведь впадает в спячку, чтобы пережить длинную и скучную зиму. Но так не бывает. Приходится присутствовать при этом падении, испытывая весь букет неприятных ощущений, которые несет депрессия. Но зато получить то вознаграждение, которое часто ожидает после ее окончания - мудрость, обновление, изменение.
И если депрессия неизбежна, то хочется уйти в нее, как уходят в длительную геологическую экспедицию. Просто исчезнуть из этого мира, и, шляясь в темных подворотнях своей души, постоянно откапывать позабытые скелеты в пыльных платяных шкафах. А потом, спустя несколько месяцев вернуться домой. Небрежно бросить на стул плащ, набрать телефон друга и сказать усталым голосом: "Привет! Я вернулся. Рад тебя слышать. Давай жить дальше." Но, увы - это только картинка, возникшая в воображении, отличная от реальности как небо от земли. Все же депрессия - это пустота, потеря смысла, страх, балансировка между жизнью и смертью.
Обычно как в специальной, так и в популярной литературе о депрессиях авторы пытаются найти причины заболевания, то есть ответить на вопрос "почему", забывая про другой вопрос - "зачем". Издавна, начиная с представления древних греков о том, что депрессия возникает от патологического преизбытка в организме черной желчи, и заканчивая гипотезой о дегенерации Огюста Мореля, депрессия рассматривается как потенциальное зло. Все размышления и практические руководства, посвященные депрессии, пытаются как можно быстрее избавить человека из этого состояния. А все-таки, может быть имеет смысл задать этот вопрос.
Зачем?
Где много света, там гуще тень. Гете
Все вещи и явления окружающего мира содержат в себе как положительный так и отрицательный аспекты. А как же депрессия? Если спросить любого нормального человека: «Что такое депрессия – Добро или Зло?», то, скорее всего, ответ будет более чем однозначным. Но если депрессия только Зло, то почему именно в этот период человек отрывает взгляд от внешнего мира и заглядывает внутрь себя, пытаться изменить свою жизнь, начинает искать новые пути. Это очень напоминает мефистофельское: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Первым, кто попытался взглянуть на этот вопрос с другой стороны был Аристотель (384-322 г. до н.э.), который еще более 2 тысяч лет тому назад задал в «Problemata» вопрос: «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством – почему все они по-видимому были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как, например, среди Героев – Геракл: именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Да, несомненно, а многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью... А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи».
Итальянский философ Марсилио Фичино, живший более 500 лет назад, советовал «разыскивать меланхолию (так тогда называлась депрессия) и питать ее наилучшим образом». Правда, Фичино одновременно жаловался на свой меланхолический темперамент как на «нечто чрезвычайно горькое», но полагал, что именно такому темпераменту он обязан своим чутким душевным строем. Подобную мысль высказал позднее датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), также отличавшийся меланхолическим темпераментом: «Это мое убеждение, моя победа над миром. Я убежден в том, что человек, не вкусивший горечи отчаяния, еще не познал значения жизни».
MELENCOLIA I. Альбрехт Дюрер Меланхоликам покровительствует планета Сатурн. Бог Сатурн старше всех остальных богов, знает сокровенные начала мира и стоит ближе всех к источнику жизни, воплощая высший интеллект. Поэтому только меланхоликам доступна радость открытий. Эту связь очень точно отразил в своей знаменитой гравюре MELENCOLIA I Альбрехт Дюрер. Во времена Дюрера люди выделяли три типа меланхоликов. Первый тип – люди с богатым воображением: художники, поэты, ремесленники. Второй тип – те, у кого рассудок преобладает над чувством: ученые, государственные деятели. Третий тип – люди, у которых преобладает интуиция: богословы и философы.
Темная ночь души
Прими сие страдание, ибо научишься от него. Овидий
Многие из великих, в том числе Блез Паскаль, Генрих Фередер и Райнхольд Шнайдер воспринимали депрессию не только как наказания. Райнхольд Шнайдер, известный немецкий писатель и поэт, страдал от продолжительных депрессий, но видел в своем страдании, подобно Паскалю «парадокс послания, что мы в известном смысле должны быть больны, потому что в противном случае Он не снизойдет к нам; что мы должны быть больны чтоб стать исцеленными». Он видел себя «пленником мрачных дней», но относился к своей болезни как к возможности: «Надежда это страдание. Но истина побеждает страдание».
Мистики прошлого века, которые называли депрессию «темной ночи души», видели в ней путь к «чистому видению»: «Потому что путь страдания намного надежнее, чем путь радости». Они рассматривали горечь депрессии, как средство оставить мир позади себя и пробиться к сияющему равновесию и гармонии. Это потрясение подобно «вратам великого отчаяния, вратам, открывающим путь к новому бытию». Депрессия или «темная ночь» - это одновременно уничтожение и возрождение.
Некоторые из мистиков полагали, что для души человека будет лучше, если он сам не будет вмешиваться в процесс выхода из депрессии: «Человек в темной ночи знает, что его болезнь может исцелить только Господь. И оттого ему не позволительно самому разгонять темноту искусственными огнями, он должен подождать, пока взойдет солнце Господней любви. Иначе бедствие «ночи» не имело бы смысла».
Чему учит депрессия?
Ибо когда я немощен, тогда я силен. Апостол Павел
Депрессия учит жить без смысла, жить несмотря не на что. Многие великие философы и мыслители утверждали, что человеческая жизнь обязательно должна быть наполнена высшим смыслом. К.Г.Юнг говорил «Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему найти ему свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл».
Во время депрессии не хочется ничего делать не только потому что нет сил, но и потому что жизнь и то что ее обычно наполняло стало бесконечно бессмысленным. Тысячи вещей, которые раньше входили в стройную систему человеческой жизни, сейчас вдруг выпали из нее, и на вопрос «Зачем это все?» нет ответа. Зачем вставать утром, одеваться, идти на работу, делать сотни других вещей? Зачем вообще - жить? Депрессия отнимает у человека именно эти юнговские «убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни». Отнимает, не оставляя ничего взамен. Что делать с ощущением пустоты, которое при развитии болезни приобретает устрашающий, экзистенциальный оттенок. Но, тем не менее, если человек несмотря ни на что живет (хотя наиболее уместно употребление слова "существует"), борется и, наконец, переживает это состояние – он приобретает опыт, который делает его сильнее. Вспомните Ницше "то что не убивает меня, делает меня сильнее".
Здесь проходит грань, имеющая на первый взгляд религиозную подоплеку. Например, верующий человек легче переживает депрессию, поскольку, уповая на милость Божью, видит во всем Божий промысел и верит в то, что Бог не допустит страданий более тех, чем может выдержать человек. И это утверждение звучит одинаково в таких религиях как Христианство, Иудаизм и Ислам.
Так происходит и с тем, кто не верит в Бога, но имеет некую внутреннюю религиозность, веру в высший смысл, в судьбу, что на житейском уровне может звучать как «все что ни делается, то к лучшему». Такой человек полностью отдается на волю слепой, кажущейся бессмысленной судьбе в надежде, что сегодняшнее состояние и все, что произойдет дальше наполнено «высшим» смыслом. Например, для основателя протестантизма Мартина Лютера, которого Эрик Эриксон трактует в своем исследовании как маниакально-депрессивного больного, депрессия основана на вере «научившейся стоять ни на чем». Примечательно, что все отцы церкви, начиная от Павла, затем – Августина и заканчивая Лютером, прошли через глубокий душевный кризис.
Депрессия как Путь
Находясь на свету, нельзя ничего увидеть в темноте. Пребывая же в темноте, увидишь все, что находится на свету. Гуань Инь-Цзы
Депрессия – это очень тяжелый путь. И те, для кого депрессия является не просто ответной реакцией на стресс, а заболеванием, лишены выбора этого пути - приходится принимать это состояние и бороться с отчаянием и пустотой. Во время депрессии, человек выпадает из внешней жизни и многое из того, что раньше давалось легко и просто, теперь - с большим трудом. Многие вещи теряют смысл. Здесь, наверное, уместно сравнение депрессии со смертью. Именно перед лицом смерти многое теряет смысл и обесценивается. Именно тогда приходит понимание того, что все есть лишь «суета сует». Если физическая смерть - это смерть тела, то на символическом языке депрессия – это смерть для Души. И именно в это время когда все внутри умирает и теряет смысл, в том числе и вся предыдущая жизнь. Именно в это время на нее можно посмотреть более или менее трезво (хотя часто это не дает сделать искаженный депрессией образ мышления).
Людям свойственно строить планы на будущее, ставить перед собой цели. У тех, у кого во внутреннем мире все в порядке, обычно много внешних препятствий, которые они преодолевают, достигая своих целей. Они живут во внешней борьбе, и это нормальный жизненный процесс. Для них.
Депрессия, словно ураган врывается в внутренний мир, разрушая все четко спланированное и продуманное, она лишает сил, делая невозможным продвижение вперед, а сами цели - обесценивает. Остается одно – остановиться. Хотя бы на время. Рушатся надежды и планы, и это еще больше погружает в депрессию, но в то же время человек обретает свободу - да, возможно ему не дано оказаться в том единственном спланированном им будущем. Но если он найдет смелость посмотреть вокруг, то увидит, что у него гораздо больше возможностей. И вполне вероятно, что запланированный путь – не самый лучший путь для его Души. И хорошо бы это было время для раздумий и созерцаний, но чаще всего искаженное депрессивное мышление, постоянно гоняющее по кругу мысли о безысходности, о собственной никчемности, не позволяет реально оценить обстановку. Естественно, для того, чтобы начать что-то новое, необходимы силы, и для этого депрессия должна пройти. Приходится ждать. Иногда очень долго.
Депрессия и мудрость
Желать падения душа не вправе, но мудрость из падения добыть должна. Рудольф Штайнер
Многим знакомо состояние, когда после депрессии в душе, которая, казалось, полностью высохла и умерла, словно открывается новая дверь. Приходят новые знания, но не из книг, а "неведомо откуда", изнутри. По большому счету, для некоторых депрессия является учителем. В то время как человек страдает, в топках подсознания происходит неведомая для него работа. Результаты ее становятся видны только после того, как депрессия заканчивается.
Проект lossofsoul.com получил свое название от состояния, о котором писал Карл Юнг, называя его "потеря души", loss of soul. Состояние тяжелых депрессий очень напоминает loss of soul - состояние, где теряешь все – не только знания и мудрость, приобретенные в процессе всей жизни, но и ощущения себя, как человека, личности. Когда кажется, что сама личность рассыпается, что процесс падения и деградации дошел до такой степени, что уже никогда не станешь тем, кем был.
Но падение не может продолжаться вечно, и достигнув определенной точки, душа начинает подниматься вверх, к свету. Как будто мир медленно наполняет амброзией бокал души, и все возвращается – ощущение себя, знания, мудрость, радость и полнота жизни. И не только возвращается. Создается впечатление, что душа во время депрессии летала в каких то неведомых мирах, и на своих крыльях она принесла новые знания, новую мудрость, понимание, недоступную ранее.
И каждая новая депрессия заставляет заглядывать внутрь и что-то менять в себе. Как и любая болезнь – это предупреждение внешнего мира о том, что что-то не в порядке в мире внутреннем. О том, что необходимо измениться. Мы всегда меняемся. Хотим ли мы этого или нет, но в мире нет постоянных вещей. И когда человек заболевает, и болезнь начинает мешать привычной жизни, он начинает искать выход. Он ищет, надеется, меняется, находит, разочаровывается и снова ищет. Иногда, если удается что-то осознать и измениться - депрессия отступает сама. Иногда – она продолжается, но пройдя через нее, человек всегда выходит из нее уже не таким, каким он был до этого.
Тем, кто переживал тяжелые депрессии, знакомо состояние, возникающее чаще всего на исходе депрессивной фазы, когда появляется просвет. Это чувство удивительной ясности, кристальной чистоты, с которой воспринимаешь окружающие явления и предметы. Это состояние является переходным и находится между двумя другими:
- состоянием полной опустошенности, отрешенности от окружающего мира, характерное для депрессии (однозначно классифицируемое, как неприятное) и
- состоянием вовлеченности, когда человек уже смешан и связан с тысячью вещей и явлений вокруг себя, даже не замечая этого - состояние, в котором обычно находимся все мы.
В этом переходном состоянии возникает ощущение, что все предметы воспринимаются именно такими, какие они есть. И уже переход в следующую фазу, в фазу "нормальности", когда человек снова начинает жить "обычной " жизнью чем-то напоминает выход из состояния глубокой медитации, когда на фоне глубокого покоя, тишины, ясности появляется первая мысль, первое чувство, первое движение.
Депрессия как кризис.
Обычно наше линейное сознание воспринимает слово кризис, мягко говоря, пессимистично. Кризис - это когда что-то рушится, неповторимо теряется. Но давайте обратимся к этимологии слова "кризис". Греческое слово "krisis" имеет несколько основных значений:
- решение
- поворотный пункт
- исход
- шанс
Первоначально, все значения слова "кризис" были глубоко позитивными, и лишь со временем приобрели негативную окраску. Но может быть это не более чем случайность? Возьмем не менее древнюю культуру - Китай. Значения китайского иероглифа "кризис" почти что полностью совпадают с греческим "krisis". Эти две великие культуры развивались независимо друг от друга, и данный факт заставляет как минимум задуматься.
Человеку, переживающему кризис, дается реальный шанс, но шанс этот существует только на переломе. Там – в этой точке существует решение как проблемы, как кризиса, как ситуации, так и жизни в целом. Что вы можете изменить? Окружающий мир? Многие пытались начать с этой непосильной задачи, но где они сейчас? "Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" - изменитесь сами и вы увидите это изменение в тысяче вещей вокруг себя, мир обязательно ответит вам, ведь все на свете взаимосвязано.
И если сейчас вы в депрессии - ваши поступки, мысли, мироощущение не такие как обычно, не такие как у окружающих людей. И это еще больше подавляет, заставляя погружаться еще глубже. Но посмотрите вокруг, посмотрите на людей, которые вас окружают. Множество возможностей быть человеком многие из них заменяют на единственную возможность – быть нормальным, быть «как все». Часто это удается, и с каждым годом все тише звучит голос истинного я, все более подавляется неповторимость, это и есть совершенно нормальная депрессия, депрессия самоподавления, когда личность совершает над собой насилие с одной лишь целью – быть нормальным. Вспомните – Depression (от слова depress – подавлять). Везде, где мы подчиняемся воле обстоятельств, вместо того, чтобы самим строить свою собственную жизнь, где мы делаем что-либо по шаблону, ради зарабатывания денег, где в угоду чисто манипулитативному спросу мы перестаем воспринимать собственные потребности – мы живем в совершенно нормальной депрессии.
Вспомните – одно из первоначальных значений слова «кризис» - шанс. По сути своей – все в вашей жизни есть шанс. Любая трудность, препятствие, проблема. И именно в этом случае у каждого из нас есть выбор. Или избежать встречи с очередной трудностью или пройти через нее. В основном, мы пытаемся разрешать различные кризисы с помощью стандартных форм поведения. Но часто это не срабатывает. Ведь речь идет не о том, чтобы поскорее покончить с кризисом, а в том, чтобы осознанно пройти через него, понять, что именно он хочет сообщить.
Вся жизнь представляет собой лишь цепь событий и кризисов, требующих от нас принятия определенных решений. При правильном выходе из кризиса – мы переходим на новую ступень развития, при попытке просто отмахнуться от него – топчемся на месте или вовсе откатываемся назад. Депрессия – это, наверное, один из самых тяжелых кризисов, который человек переживает в течении жизни. И если вы, несмотря на все предосторожности, оказались в этом состоянии, постарайтесь использовать эту ситуацию себе во благо. Да – это очень сложно. И так часто не получается это сделать. Но все-таки - попробуйте. Давайте попробуем вместе.
Мы пришли в этот мир, чтобы меняться
Для этого нам даются испытания. Жизнь некоторых людей полна внешних испытаний и трудностей. Человек, преодолевая их, учится, становится прочнее и мудрее. Это его путь. Внешняя жизнь других людей может спокойной и ровной. Это еще ничего не значит – это всего лишь характеристики внешней жизни. Человек может вести кровопролитные внутренние войны, по трудности не уступающие внешним. От чего это зависит? Остается развести руками и вспомнить древнее: "Каждому свое".
Иногда бывает и так, что человек убежал от опасностей внешнего мира, хорошо обустроив свой мирок, законопатил все щели и, казалось, что вот наконец то наступает спокойная жизнь. Но в тот момент, его вдруг начинают одолевать внутренние проблемы.
Если посмотреть на депрессию взглядом чистого прагматика и убрать из процесса депрессии такие неприятные составляющие как страдание, страх, тревогу, потерю смысла, то депрессия часто заканчивается разрешением какой-то проблемы. Иногда депрессия является бичом, который подстегивает человека что-то менять в своей жизни, мыслях, воззрениях. Проходя через это горнило ему просто приходиться меняться. Это очень неприятный, долгий и мучительный процесс.
Как хорошо бы было, если бы было лекарство, способное усыпить на время депрессии, чтобы можно было проснуться только в момент выхода из нее и, ощущая свежесть и обновление. Как медведь впадает в спячку, чтобы пережить длинную и скучную зиму. Но так не бывает. Приходится присутствовать при этом падении, испытывая весь букет неприятных ощущений, которые несет депрессия. Но зато получить то вознаграждение, которое часто ожидает после ее окончания - мудрость, обновление, изменение.
И если депрессия неизбежна, то хочется уйти в нее, как уходят в длительную геологическую экспедицию. Просто исчезнуть из этого мира, и, шляясь в темных подворотнях своей души, постоянно откапывать позабытые скелеты в пыльных платяных шкафах. А потом, спустя несколько месяцев вернуться домой. Небрежно бросить на стул плащ, набрать телефон друга и сказать усталым голосом: "Привет! Я вернулся. Рад тебя слышать. Давай жить дальше." Но, увы - это только картинка, возникшая в воображении, отличная от реальности как небо от земли. Все же депрессия - это пустота, потеря смысла, страх, балансировка между жизнью и смертью.