Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Объединение ума с проявлениями элементов в созерцании

В коренной тантре Дзогчен раздела Упадеша "Дра Талгьюр" есть методы объединения своего ума с проявлениями элементов, когда ты слушаешь, например, треск горящих дров, созерцаешь пламя, переживаешь объединение с ним в его сущностной природе... В знаменитой Шурангама-сутре есть место, где Будда спрашивает бодхисаттв, кто как пришёл к опыту самадхи и освобождения. И среди других был такой рассказ:

После этого со своего места поднялся юноша по имени Чандра Прабхаса. Он склонился к ногам Будды и сказал:

Благословенный Господь, я вспоминаю, что как много кальп тому назад был на земле Будда по имени Апойика, который явился в этом мире и преподавал всем бодхисаттвам, учил их, как сосредотачиваться на природе элемента воды и при помощи этого достичь состояния самадхи. Следуя его наставлениям я начал медитировать на всех жидкостях собственного тела, сосредотачивая свой ум на слюне, на крови, на семени, на моче, на желчи, на лимфе, на жире, истекающем из всех пор, на гное, и вскоре мой ум преисполнился отвращением. Однажды, однако, мне пришло на ум, что жидкость в океане, обтекающих Острова Блаженства, по сущности своей имеет ту же природу, что и отвратительные жидкости, и потоки внутри моего тела. Однако в течение долгого времени я все не мог отделаться от идеи о сущностной, особой природе моего тела. Однажды я сидел, сосредоточившись в своей келье, а мой ученик заглянул в расщелину стены той комнаты, где я сидел, и, к своему великому удивлению обнаружил, что она вся заполнена чистой водой и кроме воды там ничего не видно. Поскольку он был невеждой, глуповатым мальчиком, то схватил обломок черепицы, бросил в комнату и убежал прочь. Когда я отвлекся от медитации и пришел в свое нормальное состояние, мой ум казался мне наполненным странной болью и странной надломленностью. Я задумался про себя, почему это произошло - что я, который освободился от всякого рода боли, и от всякого рода надломленности, испытывал подобное чувство. Может ли быть такое, чтобы я вновь соскользнул в невладение собой и утратил все, чего достиг? Когда мальчик заметил мои сомнения, он сказал мне что видел и что произошло. Тогда я повелел ему не делать так впредь, т.е. никогда не заглядывать в мою комнату, если я нахожусь в состоянии сосредоточенного ума. После этого я пришел в это состояние и принял ту же самую видимость воды, а он по моему распоряжению, вошел в комнату, забрал разбитую черепицу и выбросил ее. После того как это произошло я принял свое прежнее состояние. Комната, наполненная чистой водой, и символизировавшая мое состояние, так и осталась чистая, а я вернулся из медитации, и, восстановившись в естественном состоянии ума, пребывал далее всегда безмятежным и спокойным. Но после этого еще в течение долгого времени мне не удавалось достигнуть значительных успехов в духовном развитии. Века и века прошли. Будда за Буддой сменяли друг друга, а я продолжал думать о моем теле, не мог отделаться от идеи самости и выкинуть ее прочь из моего сознания. Лишь много времени спустя появился Татхагата, по имени Рага, обладавший трансцендентальной способностью проходить через горы и океаны и свободно двигаться, невзирая на всякие препятствия. Тогда я наверно осознал совершенно несущностную природу моего тела и ума, и увидел, что то и другое подобны в своей текучести океану благоухания, окружающему Острова Блаженства. Я начал понимать, что все нарушенные потоки и волнения моих мыслей относительно моей личности обладают природой чистой жидкости, а вся их вязкость связана с моей нынешней природой. Из этого опыта я вышел победителем, я получил от своего Господа имя Андрогина Вечного Юноши. Я больше не испытывал никаких привязанностей, оказался свободным от всяческих представлений, навсегда оставаясь молодым, мог, однако, принимать участие в советах старших. Что же касается вопроса моего Господа относительно наиболее совершенного приспособления 18-ти сфер умственности в контакте с объектами через посредство чувственных органов, то я отвечу, что в случае моего сосредоточения это произошло благодаря медитации над элементом воды. Благодаря этой медитации я начал понимать чистую текучесть моей сущностной природы, причем я приобрел трансцендентальную способность в моих состояниях сосредоточения проходить сквозь все вещи, проникать во все места, во все времена. Я приобрел способность сохранять нерожденность, и достиг, наконец, желанного просветления.


В Тантре Дра Талгьюр написано:

Более того, я объясню1 природу феноменов как свободу.
Свобода находится в самой сердцевине, поэтому усилия исчезают2.
Свобода безвременна, поэтому нет нужды создавать её заново.
Свобода естественна, поэтому противоядия не нужны.
Поскольку в обнаженном восприятии есть свобода, феномены исчезают3 в момент их видения.
Свобода абсолютна, поэтому присутствует естественная чистота.
Свобода запредельна времени, поэтому постепенное ознакомление необязательно.
Свобода естественна, поэтому она невыдумана.
"Свобода", это всего лишь относительное обозначение.
К кому или к чему относится реализация или её отсутствие?
В этом случае, о чем можно было бы подумать как о "свободе"?
В каких условиях возможно вовлечение в три мира?
Свобода от ограничений обусловленного существования, это природа феноменов.

1.Для перевода мы выбрали слово, употребленное в тантре - bshad (я объясню), а не употребленное в комментарии - shar (здесь возникает).
2. Для перевода мы выбрали слово, употребленное в тантре - zad (отпадают, исчезают), а не употребленное в комментарии - zab (глубокий, основательный).
3. Для перевода мы выбрали слово, употребленное в тантре - yal (феномены исчезают), а не употребленное в комментарии - grol (свобода присутствует).

 (c) перевод с английского из "Longchen Rabjam - The Precious Treasury of The Way of Abiding"