Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Необычный метод поедания пищи

Наставления Гуру Падмы


В каком состоянии это практикуется?

Во-первых, представляй, что всё возникает из природы божества.

Во-вторых, существует обилие звуков. Представляй, что все звуки мира и все речи людей на разных языках есть проявление мантры.

В-третьих, пребывая в пустоте и не фиксируясь, спокойно медитируй в состоянии знания о том, что с существованием ничего нельзя поделать.

Существует метод принятия пищи, напитков и участия в ганапудже. Визуализируя себя в качестве божества-йидама, представляй перед собой сосуд, чашу из черепа, огромную и широкую. В не - сущность пяти видов мяса и пяти нектаров, твоя рука - это ваджрный ковш, и, произнося ОМ Ах ХУМ, перемешай содержимое чаши. Коренной лама и ламы твоей линии преемственности находятся в горле, божества-йидамы - в сердце, а дакини, даки и Защитники - в пупочном центре. Остальные существа находятся повсюду, подобно рассыпанным зёрнам кунжута. Создав внутри себя это поле визуализации и представив, что делаешь ему подношения, сама отведай еду и напитки. Затем брось остатки перед собой, произноси ОМ Ах ХУМ. Визуализируя кармические долги шести миров, отдай их. Затем с мыслями, что ты доставила безмерное и чистое наслаждение Победоносным, запечатай практику молитвой-посвящением. Если ты выполнишь это, еда не будет обычной едой, два накопления будут безграничны, и вся эта практика станет безукоризненным достижением процветания. Таков потрясающе глубокий метод принятия пищи и напитков.

Из терма Пема Лингпы "Океан драгоценностей Ламы", наставления принцессе Пемасал.


Как есть и пить

Ещё один важный момент в нашей жизни — когда мы едим. Есть и пить тоже можно осознанно. В данном случае осознанность подразумевает понимание, что мы едим и пьём главным образом для поддержания своего материального тела; кроме того, мы едим и пьём для удовольствия, но удовольствие — это не самое главное, глав¬ное — поддержание своего тела. По своему опыту вы знаете, какая пища для вас хороша, а потому едите и пьёте то, что вам подходит, а иногда пользуетесь советами врачей или диетологов. Так или иначе, старайтесь осознанно подходить к качеству и количеству еды и напитков.
Например, у некоторых возникает вопрос, есть ли мясо. Став практиками, они говорят: «Теперь я вегетарианец, потому что употребление мяса причиняет вред живым существам». Действительно, если вы едите мясо, следовательно, кто-то убивает животных и они страдают. Поэтому некоторые решают не есть мясо, чтобы проявить сострадание и не вредить живым существам. Но существует возможность есть мясо правильно. Некоторые, следуя Дхарме, много лет придерживаются вегетарианства и, видя, как практики Ваджра-яны используют мясо и спиртное на ганапудже, очень огорчаются. Это тревожит их потому, что они исходят из общих представлений, но не знают принципа, согласно которому практики Ваджраяны используют мясо и спиртное. В Ваджраяне, в Хеваджра-тантре, говорится: «Те, кто ест мясо, обладают состраданием, а те, кто пьёт спиртное, соблюдают самайю». Таков принцип Ваджраяны. Как же есть мясо с состраданием?
Мы знаем, как устроена сансара: бесчисленные существа бесконечно перерождаются, то есть бесконечно, вечно страдают. Чтобы положить конец сансаре, нужно вступить на путь, который может привести к пробуждению. Но большинство существ в сансаре не на¬ходятся на пути, и у них нет никакой возможности вступить на него. Мы же, как практики Ваджраяны, знаем, что находимся на пути, а это значит, что у нас есть гарантия полного просветления, хотя и не-известно, когда это произойдёт. Одни могут обрести пробуждение в этой жизни, другие — в бардо, а третьи — через множество жизней. Так или иначе, у практиков есть гарантия, что раньше или позже они освободятся от сансары, но у других существ такой гарантии нет.
Возьмём, например, корову. Кто-то убивает эту корову, чтобы продать её мясо, а вы приходите в магазин за мясом. Допустим, вы покупаете небольшой кусок этого мяса и съедаете его во время гана-пуджи, соблюдая принцип ганапуджи. Итак, это мясо съедено практиком, который находится на пути, который освятил его мантрой, визуализацией и т. д. и выполнил ганапуджу. Тем самым вы создаё¬те связь с этой коровой. Это происходит не только в вашем вообра¬жении: вы абсолютно точно выполняете практику и объединяете это мясо со своим телом, освящаете его мантрой и визуализацией и т. д. Потом, в будущем, когда однажды вы достигнете просветления, вы проявите все качества и количество мудрости. Кто же получит вашу мудрость? Только те существа, у которых была с вами связь. В первую очередь её получат те, у кого были хорошие взаимоотношения с вами. Её получат и те, у кого были с вами плохие взаимоотношения. Но ни одно существо не получит вашу мудрость, если у него не было никакой связи с вами. Если та корова получит от вас мудрость, это значит, что теперь у неё есть возможность вступить на путь.
Это не значит, что корова тут же станет просветленной, но она получает гарантию, что когда-нибудь сансара закончится и для неё, и это будет результатом того, что мы съели её мясо во время ганапуджи.
Если вы не едите мясо, отказываетесь от него, это значит, что вы отказываетесь способствовать тому, чтобы живое существо получило возможность освободиться от сансары. Конечно же, вы не сознательно отказываетесь от этого, но это происходит само собой, так что ваше неглубокое сострадание теряет смысл. К тому же, если вы покупаете мясо, это не значит, что вы убиваете корову: ведь если его не купите вы, то купит кто-то другой, так что намного лучше купить его самому и использовать для ганапуджи. Ведь корову убивают и она страдает не один раз: сансара для неё бесконечна и убивают её бессчётное число раз. Пусть по крайней мере на этот раз её гибель будет не напрасной. Вот почему, когда мы устраиваем ганапуджу, я советую участникам постараться принести разные виды мяса. Иногда в банке мясных консервов содержится мясо не одной коровы, а многих, так что для ганапуджи это очень хорошо.
Помните, что вы практики и всякий раз, когда едите и пьёте, должны делать это как ганапуджу. Не только на ритуальной гана-пудже, но всегда во время еды нужно сохранять осознанность. Это не значит, что любая еда должна сопровождаться ритуалом. Например, если, сидя за столиком в ресторане, вы станете произносить: «РАМ ЯМ КАМ...» и т. д., это будет неприятно для окружающих. Если в Тибете, в монастыре, вы захотите выполнить ганапуджу за едой, то пожалуйста, сколько угодно, потому что монахи всегда выполняют пуджи, для них это обычное дело. Но, если вы станете произносить какие-то странные слова в ресторане, это будет выходить за рамки нормального поведения и означать, что вам недостаёт осознанности, вы не умеете действовать по обстоятельствам.
Очень плохо, если люди любят выставлять свою практику напоказ. Никогда ничего не нужно делать напоказ. Если вы хороший практик, то ведёте себя как обычный человек. В Дзогчене мы говорим, что объединяемся с ситуацией как она есть, и только.
Вот как нужно выполнять практику в повседневной жизни, как есть и как пить. Я уже упоминал: в Хеваджра-тантре сказано, что практик,  соблюдающий  свою  самайю,  может  пить  спиртное.
Самайя — это обязательство, которое вы храните и которое даёт вам возможность контролировать себя. Если вы знаете свою меру, то можете выпить один-два бокала вина, ничего страшного не случится. Но если вы выпьете две или три бутылки и напьётесь, то это будет иметь неприятные последствия и, даже если вы практик, вы утратите ясность. Хотя выпить бокал вина бывает полезно для усиления ясности и ваших ощущений, у вас прибавляется радости, так что в этом нет ничего плохого.
Если же вы не способны себя контролировать, то не должны пить и вам нужно соблюдать правила, как в Винае, нужно принять обет. Например, если вы напиваетесь допьяна и создаёте много неприятностей, возьмите обет в присутствии учителя или ещё кого-то, скажите: «Я больше не пью». Тогда вы сможете контролировать себя. Самайя подразумевает знание своей ситуации и своих возможностей. В Тантре говорится: «Практик Ваджраяны, напившийся допьяна, отправляется прямо в ад». Так что, как видите, вы можете употреблять спиртное, если способны хранить свою самайю, но если вы напиваетесь, то попадаете в ад. Совершенно ясно, что это значит. Такова ещё одна очень важная практика.

Чогьял Намкай Норбу
Практика в повседневной жизни