Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

ЗНАМЕНИТЫЕ ЙОГИНИ

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЕШЕ ЦОГЕЛЬ

Упоминания о Еше Цогель, тибетской принцессе, жившей в 7-м веке, содержатся во всех биографиях великого Гуру Падмасамбхавы. Она была подарена Падмасамбхаве  царем Трисонг Деценом вместе с другими богатыми дарами и позже стала его духовной супругой. Но лишь в 18-м веке тертон по имени Токшам Нуден Дорже открыл терма, содержащее отдельную биографию этой удивительной женщины.
Терма эта носит название «Тайное жизнеописание и гимны Еше Цогель». Слово «тайное» в данном случае не означает изложения некой тайны из жизни Цогель. Но означает, что вся ее жизнь, начиная с сознательного (подчеркиваем, сознательного) вступления в земное бытие из духовных сфер и до завершающего растворения в пространстве, является таинственной мистерией, смысл и события которой находятся за пределами рассудочных понятий и определений.
В духовной практике, обычно, различают три уровня постижения, свойственного человеку – внешний, внутренний и тайный.
Внешний уровень постижения – через телесные органы чувств и связанный с ними рассудок.
Внутренний уровень постижения – это мир наших чувств и переживаний, игра фантазии, которой мы можем поделиться с другими посредством речи или иных способов общения.
Тайное же – это глубинное пространство нашего ума, в котором живет невыразимое и самоочевидное чувство истины. Будучи невыразимой, эта истина, тем не менее, передается от учителя к ученику при условии открытости и восприимчивости последнего, а затем развивается и взращивается в процессе дальнейшего опыта. Обычные средства общения бессильны передать это постижение в его сути, потому оно и называется «тайным».
Терма Еше Цогель была написана и сокрыта ею самой по указу Падмасамбхавы. Еше Цогель рассказывает о себе, о тех временах, когда она была дочерью богатого купца, познала Учение Будды и дала нерушимый обет достичь просветления. Покинув тело в конце жизни, она внимала у ног Будды его святым словам в иных пространствах, и стала богиней Сарасвати (в тибетской традиции – богиня звука, речи, музыки, дарующая вдохновение, мудрость постижения Учения, хорошую память, а также музыкальный и поэтический дар). В облике богини она даровала помощь великому множеству живых существ.
В это время в Тибете воцарился царь Трисонг Децен, который был эманацией Бодхисаттвы Манджушри. Царь пригласил великого учителя Падмасабхаву утвердить в стране учение  Будды. Был построен монастырь Самье Линг, а также множество других больших и малых монастырей в провинциях и пограничных областях. И тогда Падмасамбхава призвал богиню Сарасвати, для того, чтобы она явила свою эманацию и помогла распространению Учения. Бодхисаттвы даровали богине свое благословение и спустя 9 месяцев она родилась в семье правителя одной из провинций. Правителя звали Вонгчук, он принял новое Учение и своих подданных призвал обратиться к буддизму.
Еще до рождения ребенка родители видели пророческие сны  о том, что родится необычная девочка. При рождении земля сотряслась, были раскаты грома и другие, благие и чудесные знамения. Например, озеро перед дворцом увеличилось в размерах, на его берегах расцвели красные и белые цветы, дворец покрылся сетью радужных лучей, а в небе появилось множество Дакинь. Дакини  играли на музыкальных инструментах и пели песни благопожеланий, называя новорожденную Матерью Победоносных Будд прошлого, настоящего и будущего, семиглазой Белой Тарой, Матерью Сострадания и, что ее тело наделено наивысшим совершенством и наивысшим разумением.
Ребенок появился безболезненно для матери, без следов нечистот утробы, с зубами цвета белой морской раковины и с ниспадающими на спину волосами. Девочку нарекли Еше Цогель. Когда мать попыталась накормить ее, она заговорить с ней, причем, в поэтической форме.
Росла девочка очень быстро. Уже через месяц она выглядела как восьмилетний ребенок. Родители долго скрывали ее от посторонних взоров. А когда ей исполнилось 10 лет, ее тело приобрело совершенные формы и  толпы людей со всего Тибета, Китая, Хора и Непала приходили взглянуть на ее красоту.
Появились женихи, но соискателей было так много, что родители решили – она не достанется никому без соизволения царя Тибета.
Сама же Еше Цогель умоляла родителей не выдавать ее замуж, так как ей придется влачить жалкое существование, погрузившись в мирские заботы, а она стремится к «освобождению и просветлению». Но родители были непреклонны. Ее пытались украсть, но она обхватила руками и ногами придорожный камень и прилипла к нему, как кусок глины. Тогда слуги потенциального жениха схватили железные прутья и стали ее избивать. Она же кричала им:

Это тело возникло в результате усилий,
Совершенных в сотнях тысяч воплощений.
Если я не смогу использовать его
Для обретения просветления,
Я все равно не смешаю его с грязью
Сансарического бытия. …
Убейте меня – я не боюсь смерти. …
А ваши греховные тела
Нельзя назвать даже человеческими.

Слуги били ее до тех пор, пока ее спина не превратилась в сплошную кровоточащую рану и тогда, не в силах сносить боль, она пошла с ними. Строя планы на побег, она молилась:

Будды и Бодхисаттвы, сжальтесь надо мной!
Моя праведность, драгоценная, как золотой сосуд,
Сейчас не более ценна,
Чем бронзовые кружки в руках у этих демонов. …
Мое чистое устремление
Сейчас не более ценно,
Чем камни на дороге этих демонов. …
Я хотела обрести просветление
В этом теле и в этой жизни,
Но они швырнули меня в океан сансары.
Отвратите от меня злую участь,
Сострадательные защитники!

Ей удается бежать, но она попадает к царю Трисонг Децену, который забирает ее к себе во дворец, делает своей женой, а позже дарит Падмасамбхаве вместе с прочими богатыми подношениями и просит открыть ему «тайное»  учение, о котором мы говорили выше. На что Падмасамбхава ответил:

Из лотосового пространства …
Не загрязненного и не имеющего образа,
Будда Амитабха, не рожденный и не умирающий,
Посылает свои тело, речь и ум
В виде светоносной сферы. …
Тогда являюсь я, Лотосорожденный, …
Владеющий передачей устной традиции,
Тайных наставлений и обетов,
Которые нельзя нарушить. …
Но тот, кто получает учение,
Должен сам стать подходящим сосудом …
Иначе эликсир вытечет на землю.

Падмасамбхава наставил Еше Цогель в основах праведной жизни, объяснив ей Четыре Благородные Истины Будды Шакьямуни. Затем она изучила Трипитаку (учение, общее для всех школ буддизма, включающее свод правил поведения, сведения по психологии, космогонии и метафизике). Она узнала о законе кармы и о том, что следует культивировать, а чего избегать в своем поведении; а также другие сведения.
Гуру Падмасамбхава был полон Словом Будды как сосуд, до краев наполненный драгоценным эликсиром. И он стал передавать это знание Еше Цогель, как вливают жидкость в другой сосуд. Она многое усвоила, но чувствовала, что есть более глубокая, более сокровенная основа бытия и возжелала вступить на абсолютный, совершенный путь, превосходящий законы кармы и человеческое разумение.
На что Учитель ей ответил, что основа этих высших знаний – хранение обетов тела, речи и ума, а также двадцать пять побочных обетов. Если обеты будут нарушены, то учитель и ученик оба падут в низшие ады.
Еше Цогель дала обещание хранить эти обеты. Затем они удалились в пещеру Тидро, где Гуру даровал ей посвящение в метод реализации пяти аспектов Будд. И далее, на протяжении всей жизни наша героиня постепенно получала все более и более высшие знания, которые раскрывались перед ней, как драгоценная книга, у которой нет конца.
Знания были необычными, нужно было не просто знать, но и уметь. Все знания претворялись в практическое умение. Йогиня долго жила в уединении, в горах, в пещере, посвящая все дни тренировкам ума, тела, духовных сил. Она научилась пребывать в той сфере, где с безначальных времен всякое тело по сути есть божество, всякая речь – мантра, а мысль представляет собой незагрязненную суть всякого опыта.
Она практиковала аскезу в еде и научилась питаться субстанцией минералов и извлекать эссенцию из сока целебных растений. И, в конце концов, научилась питаться  воздухом.
Она практиковала аскезу в одежде и научилась согревать себя внутренним йогическим теплом.
 Она практиковала аскезу речи и ума, совершенствовала свое умение рассуждать, вести диспуты и толковать учение.
 Она практиковала аскезу сострадания – когда нужды других важнее, чем твои собственные, а  к врагам относятся как к своим детям.
И, наконец, она училась аскезе щедрости – когда оставлена забота о своем теле и самой жизни, когда развивается устремление служить другим, не помышляя о себе.
Причем Гуру ее предупредил, что если она отступит от последней аскезы, аскезы щедрости, ради обычного самоистязательного аскетизма, то ее уделом станет фанатизм и другие вредные крайности. «Вложи в свое сердце мои слова» - сказал Гуру.
Путь овладения аскезами был  труден. Мы опустим подробности. Несколько лет Еше Цогель провела в одиночестве в пещере на ледниках. Ее тело тяжко страдало, но дух был непреклонен и , наконец, она победила саму себя. Она стала совершенной.
Она подвергалась нападению демонов, испытаниям страхом, соблазнами. Но демоны не нашли в ней даже отклика на свои ухищрения. И тогда они подчинились ей, поднесли в дар свои жизни, стали служить и охранять учение. После этого Еше Цогель покинула свою  уединенную обитель и встретилась с Гуру. И он сказал ей:

О йогиня, достигшая совершенства!
Человеческое тело – основа для обретения мудрости;
Тело женщины и мужчины
Одинаково годятся для этой цели,
Но если женщина имеет непреклонную решимость,
Ее возможности выше.
С безначательных времен ты накапливала благие заслуги,
Совершенствуя свою нравственность и мудрость,
И вот теперь ты наделена
Высшими качествами Будды.
Ныне, обретя просветление,
Ты должна начать свою деятельность
На благо других.

В жизнеописании есть глава, которая называется «Песнь Еше Цогель», в которой йогиня в поэтической форме перечисляет то, чему научилась.

Приведем некоторые ее слова, символика которых более или менее понятна нам:

Мое тело стало радужным телом Дакини.
Мой ум пребывает в единстве с умом
Будд настоящего, прошлого и будущего.
Мои тело, речь и ум
Стали тремя формами бытия Будды.
Постигнув истинную природу вещей
Я наполнила землю духовными сокровищами …
Я обрела силу совершенной памяти.
Я овладела мирскими и высшими сиддхами.
Это власть над явлениями,
Способность быстрой ходьбы, всеведения,
Передвижения в небесном пространстве
И умение проходить сквозь камни в мистическом танце.

А далее высшие сиддхи описываются столь иносказательно, что наш неподготовленный ум почти ничего не может воспринять. У нас нет ключа к расшифровке термы.
Завершает свою песню Цогель так:

Люди будущих поколений, наделенные верой,
Обращайтесь ко мне,
И вы получите ответ на свои молитвы.
Я поведу вас в запредельные сферы.
Отвергнув меня, вы отвергните всех Победоносных.
И тогда ложные взгляды, и неправильные поступки
Приведут вас в пучину страданий.
Но своим состраданием я не забуду вас,
И, истощив свою карму, вы станете моими учениками.



РАСПРОСТРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ УЧЕНИЯ

Поскольку у учения Будды нет иной цели, кроме блага всех живых существ, деятельность Будд совершается ради обретения всеми людьми просветления. Поэтому Еше Цогель продолжила традицию передачи учения, создавала и поддерживала монашеские общины. Например, ею были организованы общины в Лхасе, Самье и других местах. Всего туда поступило 13 тысяч новых монахов. Слава о великой йогине распространилась по всему Тибету, Непалу и северу Индии. Множилось количество ее учеников. Некоторое время она была высшим духовным лицом в Тибете, а некоторые ее ученики стали подобны ей.
Все эти годы Гуру продолжал передавать Еше Цогель свои духовные сокровища и постепенно передал все без остатка. Подобно тому, как содержимое одного сосуда полностью переливают в другой. А затем он ей сказал, что для него настает время отправиться в Чистую Страну Дакинь. А Еше Цогель должна распространить учение по всему Тибету, записать его, классифицировать и подготовить к тому, чтобы оно стало сокровищем для будущих поколений, не исчезло и не подверглось искажению, но звучало до тех пор, пока сансара не истощится до основания.
Тогда Еше Цогель, обладающая совершенной памятью, собрала своих лучших учеников и они вместе выполнили эту работу. Одни писали на санскрите, другие на языке Дакинь, иные на тибетском; некоторые писали буквами огня, некоторые буквами воды или воздуха. Было записано миллион циклов Совершенства Ума, комментарии, тайные наставления - некоторые обширные, некоторые краткие; некоторые легкие для практики, некоторые подробные, но быстро приводящие к желаемому результату. На все эти тексты были составлены специальные списки, содержащие предсказания для открывателей терма, пробуждающие надежду. И все они были распределены в надлежащем порядке.
Все эти тексты и списки были сокрыты в разных особых местах Тибета до предназначенного срока.

В жизнеописании Еше Цогель рассказывается об известном историческом событии – знаменитом диспуте в Самье между буддистами и последователями школы бон. В диспуте принимали участие Падмасамбхава и Еше Цогель. Победа буддистов определила окончательный выбор государственной религии и утверждение буддизма в Тибете.
Диспут был организован царем Тибета Трисонг Деценом, для того, чтобы установить, в каком учении содержится истина и кто из последователей обладает большей магической силой. А затем решить, какое из учений должно угаснуть, а какое – распространиться.
На диспуте присутствовали придворные, министры, жители всех четырех провинций Центрального Тибета. Буддистами было явлено много манифестаций, фантастических на наш предубежденный ум, но реальных для представителей той культуры, о которой идет речь.
Диспут продолжался несколько дней и мы не будем перечислять все долгие перипетии состязаний. Главное – буддисты одержали весомую победу. После этого шаманское учение бон было реформировано, то есть, приведено в согласие с учением Будды. Те, кто согласился с реформой, стали жить спокойно, а фанатики,  придерживающиеся крайних взглядов, были изгнаны из пределов страны, в Монголию.
После этого во всей стране указом царя Трисонг Децена утвердилось учение Будды. Семь тысяч монахов поступили в академию в Самье, тысяча монахов – в академию Чимпу, сто человек – в медитационный центр Йонг Дзонг, три тысячи – в академию Лхассы, пятьсот человек – в медитационный центр Ерпа. В городах и провинциях Тибета открылись множество новых монастырей и школ.
 Еше Цогель неустанно трудилась по распространению учения. Наконец, она достигла возраста 211 лет. Ее тело было совершенным, признаки перерождения и смерти отсутствовали, но зато были явлены признаки и знаки Будды.  По ее мнению, теперь Тибет получил достаточную защиту и покровительство. И она приняла решение, что пора раствориться во внутреннем пространстве. Затем она созвала своих многочисленных учеников, чтобы они были свидетелями мистерии ее ухода. Ученики умоляли ее не удаляться в нирвану, а  остаться на земле и продолжать вращать колесо учения. На что Еше Цогель им ответила:

Поскольку жизнь обусловлена причинами,
Она преходяща; …
Вы, собравшиеся здесь мои братья и сестры,
Наделенные верой,
Без смущения и сомнения обращайтесь
С молитвами ко мне, своей Матери,
И я наделю вас благословением
В сферы непрерывного становления.
Там не существует встреч и расставаний.
И я не оставлю тех, с кем уже имею кармическую связь,
А прочие будут спасены эманациями моего сострадания. …
Теперь я ухожу,
Но не печальтесь, мои друзья!

А далее уже ученики Еше Цогель описывают незабываемую  мистерию ее ухода и растворения в пространстве.
Зрелище было прекрасным! В небе парили поющие и танцующие Дакини. Еше Цогель испустила ослепительное радужное сияние, а затем растворилась в капле синего света размером с кунжутное зерно и исчезла. Но из того места, где она была раздался ее голос и прозвучали следующие слова:

Пока вы не обретете
Единство своего ума,
Вам будет казаться, что мы расстались.
Не печальтесь!
Когда ваш разрозненный ум соберется воедино,
Мы встретимся вновь.
Да будет благо!



Исключительная драгоценность


Расслабь свое тело, подобно трупу в кладбищенских землях,

Без предпочтений и установок.

Расслабь свой голос, подобно сломанному водяному колесу, в состоянии безмолвия.

Расслабь свои глаза, подобно статуе в алтарной комнате, без мигания , в одном продолжающемся взгляде.

Расслабь свой ум, подобно морю, свободному от волн, тихо в несозданном и спонтанно присутствующем состоянии пустой и светящейся природы осознавания.

Дай своему уму отдых, полностью освободив от мыслей.



Земля - вне - камни, горы, скалы, травы, деревья и леса - на самом деле не существуют.

Тело - внутри - на самом деле не существует.

Пустая и светящаяся природа ума также - на самом деле не существует.

И пусть она на самом деле не существует, она познает все.

Итак, расслабление в состоянии пустого и светящегося осознавания - вот что известно как “основа трекчо”.

Теперь, могут ли приходить мысли в этом состоянии безмятежности?

И остается ли она безмятежностью, когда приходят мысли?

В состоянии безмятежности мысли есть.

И вот четыре метода прорыва(трекчо) сквозь эти мысли:

Подобно коту, поджидающему мышь.

Вглядись прямо в сущность мыслей.

Подобно брамину, вдевающему нитку в иголку

Поддерживай осознавание уравновешенным и вглядись в сущность мыслей.

Подобно часовому на башне

Вглядись в мысли, в состоянии неотрывного осознавания.

Подобно стреле, выпущенной стрелком

Вглядись в мысли, в состоянии однонаправленного осознавания.


Теперь, как смешивать безмятежность и мышление:

Безмятежность - это спокойное расслабление в состоянии пустой и светящейся природы ума.

Из этого состояния вдруг возникают мысли.

Когда вглядываешься прямо в них, они полностью исчезают в непрерывности природы.

Это и называют смешением безмятежности и мышления в непрерывности природы ума.


Пусть это встретится с достойным и предназначенным.

Печать сокровища.

Скрытая печать.

Тайная печать.

Глубокая печать.

Самая.

Печать. Печать. Печать.

Кхатхам.


Это вторая копия желтого свитка, открытого доброй Кюнга Бум в Кристальной Пещере Драг Янгдзонга.

Это учение было сказано Ваджрайогиней Йеше Цогьял во сне. Открыв, Кюнга Бум передала его Дунгцо Репе, который сам был тертоном и великим йогом. Эта передача, которая видимо затерялась в веках, была возобновлена Терченом Чокгьюром Лингпой по воспоминанию своей предыдущей жизни Дунгцо Репой. Учения на Тайную Практику Дакини, Материнскую Тантру Великого Совершенства включают в себя более чем пятьдесят кратких наставлений и теперь включена в собрание терма, известное как Чоклин Терсар.

Кристальная Пещера расположена в одном дне пути от Самье в Центральном Тибете, вполне может быть той же самой пещерой, в которой Ньянг Рал Нима Озер открыл прямые наставления Шри Сингхи.







МАНДАРАВА

Если Еше Цогель олицетворяет собой мудрость постижения природы реальности, то вторая супруга Падмасамбхавы, Мандарава, является олицетворением жизненных сил, здоровья и долголетия. Таким образом, можно сказать, что она и Еше Цогель вместе содержат в себе полноту свойств, присущих женскому началу как таковому. Из всех многочисленных мистических супруг Гуру Римпоче именно эти две обычно изображаются вместе с ним на иконах: Еше Цогель справа, а Мандарава слева от него. Неизменными атрибутами иконографического образа Мандаравы являются сосуд с эликсиром бессмертия в левой руке и стрела с привязанной к ней пяти-цветной шелковой материей в правой. В религиозной практике тибетского буддизма такая стрела обычно используется при совершении ритуалов "цедуп" (tshe-sgrub), направленных на привлечение и накопление жизненной силы, основы здоровья и долголетия, и в некоторых из них Мандарава является главным идамом.
Сведения о жизни Мандаравы содержатся в различных биографиях Гуру Римпоче. Отдельно ее историю можно найти в собрании сочинений Оргьена Лингпы.



МАЧИГ ЛАБДРОН – еще одна известная и почитаемая в Тибете женщина-мистик. Она считается перерождением Еше Цогель, так как в жизнеописании последней содержится предсказание, сделанное самим Падмасамбхавой, о ее будущем рождении под именем Мачиг Лабдрон.
Разумеется, эти сведения невозможно доказать с помощью западной науки и кое-кому может показаться странным, что чья –то родословная прослеживается по линии перерождения, а не по линии кровного родства. Однако, многие тибетские источники придерживаются именно этого метода.
Жизнь Мачиг Лабдрон – это часть великого возрождения буддизма в Тибете в 12-м веке. Она прославилась созданием практики Чод, в которой переживается сострадание ко всем живым существам. Солнце мудрости взошло в сердце Мачиг Лабдрон и она поняла – ничто не является на самом деле тем, чем оно видится. После этого она освободилась даже от тончайшей привязанности к своему собственному «я». У нее не было ни малейшего помышления о самой себе. О ней говорили: «Какое счастье, что эманация божества родилась в Тибете».
Мачиг основала одну из линий передач учения непосредственно от Тары. До нее этой линии передачи не существовало. В земном теле Мачиг Лабдрон прожила 200 лет.


НАНГСА ОБУМ, история которой произошла в Центральном Тибете в 11-м веке.
Биография Нангсы Обум написана в жанре тибетских историй о людях, переживших смерть, но вернувшихся затем к жизни в мире людей. В таких историях всегда содержится рассказ о загробном существовании героя, и они создаются с целью повышения нравственного уровня простого народа.
Некоторые намтары Нангсы Обум имеют вид народной драмы, исполняемой труппами бродячих актеров во дворах монастырей и на деревенских площадях. Местные жители, собравшись в круг, принимают обычно самое живое участие в представлении, подбадривая криками главную героиню и освистывая ее противников. Представление может продолжаться несколько дней, с перерывами для еды или чая. Спектакль сопровождается звуками барабанов и литавр.
Рождение, жизнь и исход этой женщины во многом  напоминает жизнеописания предыдущих йогинь. Знамения при рождении, знаки Дакини на теле, особые врожденные качества совершенства ума и тела, желание практиковать святую Дхарму, а вместо этого – замужество, рождение детей, непонимание окружающими ее духовных сутремлений. Однако, Нангса Обум преодолевает все трудности и достигает просветления.
Она долго жила в уединении в горах и не только умела летать, но также оставила несколько отпечатков своих ладоней и стоп на камнях, которые были податливы для нее, как масло. Она также прожила долгую жизнь, одаряя состраданием всех живых существ.

А-Ю КХАДРО. В таинственном горном Тибете в 1839 году родилась девочка, названная по местным традициям Дечен Кхадро, означающим «Дакини Великого Блаженства». Семья новорожденной относилась к среднему классу, не испытывала бедности, но и не жила в роскоши. В семь лет она переехала к своей тете, практикующей йогине, которая жила неподалеку в пещере. Совместное проживание стало и совместным учением. Она обучила первым истокам учения молодую племянницу, а практикующий ученик тети научил Кхадро читать и писать. В 16 лет молодая Кхардо побывала у одного из посвященных в учение великого Пема Ринпоче, который получил во сне знак о передаче учения, за день до их приезда. В течении месяца, после определенных дневных медитаций он передавал свои знания ученице. Это стало началом понимания смысла учения А-ю Кхадро.
В 13 лет, еще мало, что понимающую девочку засватали за наследника одной из богатых соседских семей. Родная тетка, понимая смысл всех действий вокруг девочки, смогла убедить родителей перенести свадьбу на несколько лет, мотивируя слишком молодым возрастом невесты.
В 16 лет молодая ученица побывала у одного из посвященных в учение великого Пема Ринпоче, который получил во сне знак о передаче учения, за день до их приезда. В течении месяца, после определенных дневных медитаций он передавал свои знания ученице. Это стало началом понимания смысла учения А-ю Кхадро.
В 19 лет ее все же выдали замуж и она прожила 3 года вместе с очень нежно любящим ее мужем. После этого в течении двух лет Кхадро болела неизвестной болезнью, сделавшей из молодой девушки засохшую тростинку.
Вылечил будущую великую йогину ее же учитель, приехавший по просьбе родной тети. Он убедил мужа Кхадро отпустить жену из мирской жизни и дать возможность осваивать учения. Через год после этого молодая жена ушла от мужа и стала путешествовать по всему Тибету, посещая великих учителей и получая от них знания, за несколько десятков лет путешествий она получила практически все знания доступные йогам в то время, при этом присутствовала на большинстве погребальных процедур кремации своих учителей.
Постоянная практика медитаций и выполнение всех обрядов, сделало ее знаменитой на весь Тибет. Ее учениками стало огромное количество, как бедных монахов, так и богатых тибетцев, которым она передавала свои знания полученные за долгую жизнь.
Ее история является как бы обобщенным примером жизни множества йогинь, оставшихся в относительной безвестности. Жила она уединенно, какое-то время в пещерах горы Кайласы. Умерла  в 1953 году в возрасте 115 лет и ее тело 25 дней пробыло в состоянии медитации. Ученики просили не оставлять их, но она сказала: «Приходят плохие времена, и скоро все здесь изменится. Возникнут большие препятствия для прохождения практики и лучше уж мне уйти сейчас». А ученикам велела готовиться к ее погребению.
 В последние дни она открыла доступ к себе всем, кто желал ее видеть, всем давала советы и наставления. Она покинула свое тело во время медитации. Две недели оно сохраняло медитативную позу. Многие приходили взглянуть на это чудо. Позже тело было предано огню. И опять было много знамений. В небе среди зимы звучали раскаты грома, а в пепле ее погребального костра нашли «рингсел», который передали в сакьяпинский монастырь, а также ее одежду и вещи. Их положили в ступу, сделанную по ее указанию.