Что такое буддизм? Интервью ламы Сонам Дордже на радио Маяк
04/12/2005
А.М.: В светской жизни имя ламы Сонам Дордже — Олег Петрович Поздняков. Он провел десять лет в Гималаях, на Тибете, в Непале и прошел многие ступени посвящения. Как я понимаю, такие имена просто так не дают?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, такие имена дают. Просто чем глубже посвящение, тем больше ответственности ложится на человека.
А.М.: Сонам Дордже – это что такое?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Имя необязательно обозначает степень посвящения. Сонам Дордже переводится как "Нерушимая заслуга".
А.М.: И что оно означает?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Концепция заслуги?
А.М.: Да, концепция.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Заслуга в буддизме подразумевает то, что при совершении добродетельных дел человек накапливает на своем счету такой потенциал, который позволяет двигаться ему по духовному пути, приближаться к просветлению и испытывать плоды счастья.
А.М.: Итак, как Вы оказались в Непале и Индии. Когда это было, что за информационный повод? Часто рассказывают, что уходят в монастырь, уезжают на Тибет, куда-то в горы, когда случается что-то нехорошее в жизни.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, у меня все было нормально в жизни. Мой духовный путь не начинался с психотравмы, как у многих. И меня с молодости (как и тех людей, которые ходят на мои лекции) интересовали духовные традиции Востока, в частности, буддизм. В начале 90-х годов, когда у меня появился сильный интерес, было очень мало настоящих аутентичных учителей в России, в частности, в Москве. Был дефицит на настоящую духовную литературу.
А.М.: Это какие годы?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Начало 90-х. У меня возникло стремление изучать буддизм где-то в 92-93 –ем году, и я серьезно принялся изучать эту литературу. Тогда было очень мало учителей, и даже те, которые приезжали, их визиты были завуалированы. И многие, кто хотел их посетить, не имели такой возможности. Я встретился с первым буддистским Учителем в Санкт-Петербурге, куда приехал тибетский лама. И когда я первый раз его встретил, то понял, что меня это очень интересует, и это действительно мое. От него и других лам я узнал о великих мастерах, которые живут в Индии, Непале, Тибете. Мне назвали их имена и монастыри, где они проживают. Я собрался с силами, средствами и в 95-ом году в первый раз отправился в поездку, которая длилась чуть больше 2-х месяцев. Я посетил два раза Индию, два раза Непал и почти месяц провел в Тибете. Когда я попал в эти места, то понял, что мне очень интересно изучать эту культуру, духовную традицию и захотел туда приехать еще раз. И когда я приехал туда в третий раз, то решил остаться на много лет, чтобы серьезно и углубленно изучать и практиковать буддизм.
А.М.: Так что Вы оставили в простой жизни? Что осталось за спиной?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Любому человеку, который хочет серьезно заниматься духовной практикой, есть что оставлять. Не секрет, что очень часто появляются проблемы: чем больше человек оставляет, чем он от большего отрекается, тем больше проблем у него возникает. Либо он чувствует какое-то внутреннее напряжение, оставляя те или иные вещи, которые ему были изначально дороги. Это могут быть родственники, любимые, жены, мужья, деньги, работа. У меня было, что оставлять; я не могу сказать, что у меня ничего не было.
А.М.: Вы работали, учились?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Когда я поехал в первый раз, я учился в университете. Я успешно закончил Московский Государственный Лингвистический Университет им. Мориса Тореза. В то время, когда я уезжал последний раз, я работал в большом хорошем Банке, у меня была хорошая должность, и была реальная перспектива в карьере. Мне было что оставлять: друзья, подруги…
А.М.: Я спросил об этом потому, что часто представляю таких людей как хиппи: без определенного места жительства …
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Которым нечего терять, кроме своих цепей.
А.М.: Одно из важных для Вас событий — это ретрит.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Находясь в Непале, я это время провел в ретрите. Слово «ретрит» заимствовано из английского языка и переводится как «уединение». На тибетском языке это звучит как «цап», в переводе на русский – «граница». В данном случае человек серьезно посвящает себя буддистской практике, уходит в затворничество, где он занимается только практикой медитации и всем, что с ней связано: различные виды медитации, йога, молитвы. По прошествии традиционного ретрита, который длится 3 года и 3 месяца, человеку дают титул – лама. Многие спрашивают: как стать ламой, почему я стал ламой, кто дал мне такое имя? Я прошел два таких ретрита, причем, второй длился около 4-х лет. И все это время я занимался только практиками медитации, йоги и тех учений, которые я получил до первого ретрита.
А.М.: Как это выглядит, и каков распорядок дня?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Выглядит это по-разному, если смотреть на место затворничества. В Тибете, например, принято практиковать медитацию в пещерах. Мы восхищаемся тибетскими мастерами за их аскетизм, самоотверженность. А сейчас практика стала немного более комфортабельной, и практикующие уходят в ретрит в специальные центры, которые строят в удаленных местах, где нет никакого шума, помех, беспокойств. Строятся небольшие храмы, куда от каждого монастыря могут послать 5-8 человек. Людей закрывают снаружи, и в течение 3-х лет и 3-х месяцев они занимаются только медитативной практикой.
А.М.: В одиночку?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Это может быть как в одиночку, так и групповые ретриты. Я делал одиночный ретрит, потому что мне так было более удобно и комфортабельно. День выглядит так. Человек встает в 4 часа утра или раньше, делает в среднем по 4 сессии медитации каждый день. Эти сессии могут длиться по 3 часа; в перерывах между ними человек готовит, питается, может изучать тексты, которые он же и практикует. Иногда он может решать какие-то бытовые вопросы со своими помощниками.
А.М.: Общение с людьми есть?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Общения с людьми практически нет, оно исключается. Общение допускается только со своим Учителем (он в буддизме называется Коренным Учителем), некоторыми Учителями (если возможно) и своим ретритным помощником. Выбирается специальный помощник, который в течение всего этого долгого времени обслуживает данного ламу или практикующего (приносит ему все, что необходимо, из магазинов или готовит). Причем у меня с этими помощниками общение в основном было на бумаге. Для того чтобы уменьшить количество разговоров, которые отвлекают и будоражат ум, я писал записки о том, что мне нужно; они же говорили вслух. После окончания ретритов у меня накапливались горы тетрадей, которые сейчас было бы интересно издать, но я их все выкинул. Там было очень много интересного и забавного в общении с моими непальскими и западными помощниками. Как правило, у меня был один непальский помощник и один из западных друзей, который мне доставлял посылки с тем, что непальские помощники не могли достать.
А.М.: Связь с большой землей все-таки была. Вы упомянули, что читали тексты. На каком языке?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: В ретритах допускается читать тексты, и это входит и в программу медитации. Когда мы занимаемся практикой тибетского буддизма, мы выполняем так называемые садханы (по-русски – метод достижения). Мы читаем специальный текст с описанием различных визуализаций, которые мы совершаем в своем уме; начитываем специальные мантры, позволяющие нам вступать в контакт с энергией божеств, получать благословение от них. Эти тексты могут быть очень длинными, иногда по 20 страниц.
А.М.: Можете сейчас воспроизвести какой-нибудь фрагмент текста на русском языке, чтобы наши радиослушатели ознакомились с содержанием?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Не думаю, что будет корректно воспроизводить дословно тот или иной текст. Я могу примерно описать структуру текста, которая присуща всем садханам. Садханы, которые содержатся в буддизме Ваджаяны (или в тибетском буддизме), обычно строятся так. Вначале идет одно четверостишье или одна короткая строка, где мы воздаем уважение или почтение главному Мастеру (или Будде), который передал это учение. Потом мы читаем строфы принятия Прибежища. В них мы принимаем Прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме и Сангхе. Будда – это просветленное существо; Дхарма – это учение; Сангха – это собрание практикующих. Потом мы развиваем альтруистическое побуждение, т.е. заниматься этой практикой на благо всех живых существ, чтобы помочь им (развитие бодхичитты – пробужденного ума). После этого мы очерчиваем защитный круг, который знаком радиослушателям из известного фильма «Вий», где главный герой тоже чертил вокруг себя круг. Концепция одна и та же, но выглядит это по-другому: мы это делаем мысленно, визуализируя вокруг себя огненный шатер из пылающих ваджров, чтобы к нам не проникли никакие препятствующие силы.
А.М.: Пылающий ваджр – это кто или что?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Ваджр – это такой символ, который обозначает нерушимую мудрость всех просветленных существ; он на самом деле имеет реальную форму. Вы можете часто видеть тибетских лам, которые держат в руках такой предмет, состоящий из 5-ти зубцов с каждой стороны сверху и снизу (можно сказать, скипетр), и колокольчик, который наполовину увенчан ваджром. Потом мы обычно делаем специальные подношения местным божествам, чтобы они создавали благоприятные условия для нашей практики в данной местности. Затем мы призываем аспекты мудрости определенных божеств, которые мы практикуем в данной садхане, делаем подношения, восхваления этим божествам. Основную часть составляет визуализация — это мысленное представление божественного дворца и божеств, в частности, Будд – просветленных существ, которые находятся в нем. Мы идентифицируем или ассоциируем себя с определенным конкретным божеством, т.е. представляем себя в форме какого-то Будды. Там существуют различные формы и характеристики различных Будд. Мы выбираем обычно практику одного специального Будды, представляем себя в этой форме; все это описывается на 1-10 страницах. Разных просветленных существ или божеств может быть много. Когда мы сделаем подношения и восхваления, мы начинаем читать мантру этого просветленного существа.
А.М.: Это происходит вслух?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, мы читаем мантру вслух и можем это делать от 108 раз до бесконечности. В ретрите это можно читать и10 часов в день. Мантра – это набор специальных звуков, которые заключают энергию этого просветленного существа. Читая эти звуки, мы объединяемся с просветленной энергией этого Будды, получаем благословение и его силу. После того, как мы закончили читать мантру, мы выполняем короткий ритуал – получение благословения от данного Будды. Мы можем сделать так называемые ганачакру или ганапуджу, где мы очищаем свои тантрические обеты и делаем дополнительные подношения Буддам. И это заканчивается посвящением заслуги, т.е. мы считаем чрезвычайно радетельным действием такую практику. И чтобы не пропал эффект от данной добродетели, мы посвящаем ее на благо всех живых существ без исключения, тем самым позволяя им (людям и животным) разделить с нами наши благие плоды.
А.М.: Три года – это фактически три года молчания?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это фактически три года молчания, за исключением общения со своими Учителями.
А.М.: Что такое медитационная сессия?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Медитационная сессия – этот тот промежуток времени, в течение которого практикующий занимается медитацией.
А.М.: Что такое медитация?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: На своих лекциях и семинарах я часто спрашиваю русских людей: что они подразумевают под медитацией? Все они отвечают по-разному. Я могу перевести это слово с тибетского языка и санскрита – это привыкание или усвоение. Что мы усваиваем или к чему привыкаем? Мы усваиваем самые оптимальные слои нашего сознания. Если перевести с санскрита слово «саматхи», которое может означать медитацию, то это – глубинное удерживание. И в принципе смысл один и тот же – мы занимаемся тем, что удерживаем самые глубинные слои нашего сознания, которое позволяет нашему уму функционировать самым оптимальным образом.
А.М.:Для многих современных людей сложна даже одна из таких медитативных техник, как остановка внутреннего диалога, когда наши мысли (даже в молчаливом состоянии) постоянно «скачут» как обезьяна.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это известное буддистское сравнение, когда обезьяну запирают в доме с четырьмя окнами. Со стороны создается впечатление, что в доме находятся сразу четыре обезьяны, потому что четыре окна символизируют четыре органа чувств, а она одновременно бегает по дому, выскакивая в каждое окно; и создается ощущение, что она во всех окнах.
А.М.: Есть ли какие-то советы и рекомендации: как эти внутренние диалоги останавливать?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Это одновременно и просто и сложно. Просто потому, что техники, которые используются для остановки этого внутреннего диалога, они очень простые. Все, что нам нужно, — это сосредотачиваться на определенных аспектах, формах, техниках медитации. Но они сложны тем, что за один час, день или месяц мы не прекратим этот внутренний диалог. Для того, чтобы действительно достичь каких-то результатов медитации, надо одну ту же технику исполнять постоянно, а это становится неинтересным, и люди бросают.
А.М.: У Вас сколько времени это заняло?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Для того, чтобы остановить внутренний диалог? Я думаю, он у меня до сих пор в какой-то мере продолжается, иначе я бы не вернулся сюда. Появился же какой-то диалог, который убедил меня каким-то образом, что надо приехать в Россию. Я считаю, что серьезная трансформация моего ума началась где-то через 2 года непрерывной медитации.
А.М.: Когда Вы приехали, Вас узнали родственники, знакомые, — те, кто знал Вас по прошлой жизни?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: По внешности?
А.М.: По внешности, по манерам.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мне сказали, что по внешности я абсолютно не изменился. Могу дать хороший совет радиослушателям: если хотите сохраниться на долгие годы молодыми, то уходите в ретрит. Это очень хорошо работает: я выглядел точно также десять лет назад. Естественно, многие друзья заметили во мне внутренние изменения к лучшему. Об этом говорит и тот факт, что мои собственные родители после того, как я уехал в Непал, сами приняли буддизм (стали буддистами), хотя изначально были абсолютно против этого (вплоть до того, что из моей комнаты выкидывали изображения Будд) и очень на меня гневались. Просто они реально увидели во мне изменения к лучшему и присоединились.
А.М.: Сколько времени вообще нужно для того, чтобы стать посвященным именно в ламы.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Титул или звание ламы в тибетской традиции дают человеку, который выполнил традиционный ламский ретрит, т.е. такое затворничество, где человек полностью закрывается и занимается только медитацией практически в течение 24-х часов в сутки. Этот ретрит длится 3 года и 3 месяца. Но, прежде чем уйти в такой ретрит (любого простого человека не пустят), необходимо пройти через степени посвящения, через серьезное обучение. Он должен понимать, чем и зачем занимается, смысл всех практик, которые он будет выполнять; это может занять года три.
А.М.: Буддизм сейчас очень популярен в России и в мире. Иногда это выглядит как пропаганда новой религии. Много ли Вы видите профанированного буддизма после возвращения?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я бы не сказал, что имеется какая-то пропаганда буддизма. Как любит шутить мой любимый Учитель: то, что буддисты не научились делать за 2,5 тысячелетнюю историю буддизма, так это заниматься миссионерством и собирать деньги. Те формы буддизма, которые вы можете видеть в современной жизни, являются отражением того настойчивого интереса нашего общества к буддизму и ко всему восточному. Я не так близко и не так полностью познакомился со всей современной культурой Запада и России, т.к. по возвращении провел здесь чуть больше полугода. Но у меня действительно создается такое ощущение, что буддистские идеи проникают везде и атакуют меня со всех сторон. Это может начинаться от литературы постмодернизма, которая полностью пронизана буддистскими теориями и идеями, начиная с нашего выдающегося Виктора Пелевина. А заканчиваться современным образом жизни молодежи — беспечным и раскованным. Это может быть от современного кино, например, «Матрица», и заканчиваться фэншуем, по которому все сходят с ума. Люди, которые занимаются всеми этими формами, используют буддистские идеи и теории для того, чтобы получить какую-то материальную выгоду или прибыль.
А.М.: Это неправильно?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я отношусь к этому двояко. С одной стороны хорошо, что люди так массово приобщаются к духовным ценностям Востока. С другой стороны мне жалко, что они упускают самую суть – духовную практику, медитацию. Они цепляются только за внешнюю атрибутику, а то, что приносит самый большой эффект, они не берут.
Радиослушатель Павел (г. Екатеринбург): У меня такое мнение, что в нашем постсоветском мире многие люди разочарованы после всех передряг и катаклизмов. Многие хотели бы заняться буддизмом, хотя они не представляют себе, что это такое. И поневоле многие как раз и уходят в ретрит – может быть, это и есть исцеление нашего мира?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Спасибо, Павел. На самом деле я с Вами не согласен, потому что таких людей, которые уходят в ретрит, буквально единицы. Я не знаю другого русского практикующего, который сделал бы такой традиционный ламский ретрит. На это сил хватило только у меня, насколько я знаю. Буддисты занимаются короткими ретритами – максимум неделю или месяц, не больше. Для того, чтобы уйти в ретрит, нужна большая сила воли, решимость и действительно серьезный интерес к буддистской духовной практике. Тем не менее, я с Вами согласен отчасти в том мнении, что для успокоения после всех передряг, мелких и крупных катастроф, которые происходили в нашем обществе, людям не помешает слегка отдохнуть и расслабиться. Не столько сам ретрит и само затворничество, а сама техника медитации, если мы правильно ею занимаемся, позволяет действительно раскрепоститься и расслабиться изнутри. Вместе с этим наступает увеличивающееся чувство гармонии со всем окружающим.
А.М.: Вы сами почувствовали некие сверхспособности на своем уровне (или на более высоком уровне)? Есть же предания и легенды о том, что есть люди, которые могут останавливать дыхание, сидеть без пищи десятилетиями — такие примеры вроде бы задокументированы. Некоторые говорят, что есть возможности левитации, т.е. полетов наяву. Как с этим быть?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, я, безусловно, верю в существование этих способностей; я с ними сталкивался не раз. Я не видел непосредственно как люди левитируют, но знаю, что там, где я делал второй ретрит, рядом находился ретритный центр одного ламы, где одна монахиня по прошествии 7-ми лет могла заниматься левитацией, т.е. могла сидеть медитировать в воздухе. Я видел другие примеры сверхъестественных способностей. Например, высокие ламы могли надолго задерживать дыхание. Они могли обходиться без сна на протяжении нескольких лет; могли обходиться без пищи; они могли читать мысли других, причем очень просто. Они могли появляться (это уже мои наблюдения) в тех местах, где их совсем не ждали …
А.М.: Перемещаться в пространстве?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, перемещаться в пространстве. По моим наблюдениям это было в пределах одной местности: я абсолютно точно знал, что тот лама, например, сейчас находится в 3-х километрах от меня, и тут он возникает передо мной! Но я хочу сказать, что эти сверхспособности, которые на санскрите называются сиддхи, не являются первоочередной целью духовной практики. Это побочные или второстепенные эффекты, которые обозначают правильное продвижение по духовному пути. Если мы будем стремиться только к достижению сверхспособностей, то мы никуда не продвинемся на самом духовном пути.
А.М.: У меня есть друзья в США, которые пытаются достичь каких-то сверхъестественных способностей; они говорят, что духовная сторона их интересует меньше. Какое отношение к таким людям у настоящих буддистов?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мы относимся с сожалением к таким людям.
А.М.: Они могут достичь сверхъестественных способностей?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, они могут достичь. Не секрет, что многие нормальные люди без каких-либо духовных практик с рождения обладают определенной степенью ясновидения, могут быть шаманами. Есть люди, которые могут быть оракулами. Для этого требуются наработки из прошлой жизни, в которые мы верим в буддизме. Многим людям, у которых есть такие наработки из прошлой жизни, несложно посредством всего лишь небольшого времени духовных практик очень быстро развить в себе эти сверхспособности. Просто если они остановятся только на этом и начнут их использовать для того, чтобы получать выгоду, то никакого дальнейшего продвижения у них не будет. Я почти уверен, что в их душе духовный рост, развитие не только остановится, но и пойдет в обратную сторону.
А.М.: Как Вы прокомментируете тот феномен, о котором мы неоднократно говорили в наших радиопередачах на Маяке и на Радио России и сделали фильм, который наконец-то Первый канал показал, — это феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигилова.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я вкратце знаю об этой истории. Я сам не видел тела этого ламы, но представляю довольно отчетливо, о чем идет речь. Буддистские мастера, которые достигают высокой духовной реализации или постижения, могут в момент смерти оставаться в своем теле. На самом деле существуют совершенно различные виды покидания этого бренного мира такими мастерами. Они могут не только оставаться в теле, они могут просто исчезать полностью.
А.М.: Исчезать, т.е. дематериализоваться?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Дематериализоваться полностью. Они могут также реализовывать так называемое Радужное Тело, т.е. превратиться в облако света, которое потом также исчезает. Или есть так называемое Радужное Тело Великого Переноса (Великой Трансформации), где тело не исчезает полностью, но превращается в тонкие энергии и остается существовать на очень тонком энергетическом плане в этом мире.
А.М.: То есть, феномен Итигилова – это просто свидетельство высокого уровня его духовного развития?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это, безусловно, свидетельство высокого уровня его духовного развития. Продолжая эту тему, я могу сказать, что такое состояние на тибетском языке в тибетском тантрическом буддизме называется Тугдам. Перевести дословно на русский язык это невозможно; если перевести по слогам, то это будет «святое сердце». Причем, слово «туг» может переводиться и как реализованный, постигший ум. Существуют два различных типа Тугдама. Первый – то, о чем у нас идет речь, когда мастера занимаются практикой шаматхи (пребывание в покое). Они достигают иногда такого уровня, когда вся мыслительная и эмоциональная активность полностью исчезает, угасает до нуля; вместе с этим прекращается и всяческая физическая активность в теле. Тело как бы умирает, но не разлагается; ум как бы умирает, но не уходит из тела – он законсервирован в этом теле. В таком состоянии человек может находиться не только десятилетиями, но и столетиями. Я слышал, что в Шри-Ланке хранят тела таких монахов, которым уже по 2 тысячи лет. Я их не видел сам, но слышал от людей.
А.М.: А что Вы видели сами?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я видел, как мои собственные Учителя в Непале после смерти находились в состоянии Тугдама. Но это другой тип Тугдама, и мы называем его соответствующим полному просветлению. В этом состоянии мастер пребывает недолго, это может быть от одного дня до месяца. Он его покидает, и мы не считаем, что это полная физическая смерть, потому что его ум остается в теле, его кожа остается нетронутой, слегка теплой; в районе сердца ощущается тепло, его суставы гнутся, у него могут расти волосы и ногти. Он может сохранять такой же оттенок кожи, как и живой человек. Когда это тип Тугдама прекращается, то наступает полная смерть, мастер покидает тело. Его ум смешивается с абсолютным просветленным умом или с природой явлений. По окончании такого Тугдама из правой ноздри такого мастера истекает красная капля, а из левой вытекает белая капля. Это символизирует мужское и женское начало, которое присутствует у нас в теле: одно – в районе пупка, другое – в районе чакры на голове. При таком Тугдаме, о котором мы говорим, у Хамбо ламы Итигилова, вероятно, еще не наступило. Там не произошло окончание этого Тугдама, он продолжается.
А.М.: Вы думаете, что этот процесс продолжается, и что-то происходит и сейчас?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я думаю, что он продолжается. Мне нужно посмотреть самому на это тело, прежде чем делать окончательный вывод. В тибетском тантрическом буддизме также существуют методы, которые довольно секретны, но они позволяют таких мастеров выводить из этого состояния. Этот метод описывается, как «оживление Риши» (с санскрита переводится как святой). Для этого тело данного мастера погружают в теплый соляной раствор, желудок полностью наполняют специальным раствором, чтобы придать тепло снаружи и изнутри. Этот раствор состоит из особых секретных ингредиентов, которые также недоступны нам. Вначале ему на ухо начитывают мантры, что занимает много времени (до нескольких часов), потом его медленно и осторожно начинают выводить из этого состояния, прочтя ему определенные энергетические мантры, зарядив его энергией. А затем его выводят из этого состояния. Бывали такие случаи, когда в Тибете выводили из такого состояния лам, которые находились в нем 30 и 300 лет. Но когда человека выводят из этого состояния, он умирает практически в течение часа или нескольких часов.
А.М.: А в течение нескольких часов он ходит, разговаривает?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Ходить он вряд ли сможет, потому что никакой силы в теле не осталось. Но я думаю, что он может говорить.
Радиослушательница Любовь: Извините за такой наглый вопрос. Скажите, пожалуйста, за время пребывания на Тибете что главного Вы узнали именно про себя, почувствовали подсознательно?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Очень хороший вопрос. Я почувствовал, что внутри меня существует огромный просветленный потенциал, огромные силы, которые действительно могут пробудиться, если правильно с ними работать. Я понял, что, считая себя совершенным или правильным в своей прошлой жизни, глубоко заблуждался. Я понял, что нет предела совершенству, увидел тех великих мастеров, с которыми встречался, и которые показали пример — чего можно достичь на этом духовном пути. И я сделал выводы, что мне нужно просто отказаться от многих моих прошлых стереотипов, клише, штампов и взять этот просветленный духовный потенциал, который заложен в каждом из нас, и начинать медленно и упорно работать с ним.
А.М.: Такого рода пути ведь несовместимы с современной техногенной цивилизацией в России или на Западе? Человек же должен ходить каждый день на работу; семья, дети … Все же не могут уйти в ретрит.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Все, безусловно, не могут уйти в ретрит, я и не советую всем это делать. На самом деле жизнь с ретритом не совместима. В буддизме есть такая поговорка: пытаться заниматься этими двумя вещами — это как помещать огонь и воду в один контейнер, или пытаться шить иглой, у которой два конца. Но если мы будем заниматься правильно и аутентично практикой медитации, это во многом будет нам помогать в обычной техногенной, технократической, мирской жизни. Это будет помогать нам более эффективно использовать ресурсы нашего ума; более эффективно действовать и взаимодействовать с людьми; быть более спокойными, чувствовать больше гармонии внутри и снаружи. И если мы сможем развиться на своем духовном пути до такого уровня, что осознаем природу своего ума (в буддизме это высший уровень медитации) и достигнем стабильности в этом, то в таком состоянии мы можем совмещать все наши любые активности, любую работу вместе с состоянием медитации.
А.М.: Вы сказали важную фразу, что цель – понять природу ума. А в чем ум и наше сознание? Какие у Вас есть наблюдения? Что такое наш ум?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: У меня нет никаких личных наблюдений, за исключением тех, которые я получил от своих Учителей. К сожалению, я не могу распространяться именно на эту тему, потому что она считается самой тайной и самой закрытой в буддизме. Если обозначить словами, то наш ум – тот, которым мы оперируем в обычной жизни, с точки зрения буддизма, является неоптимальным уровнем или способом функционирования сознания. Неоптимальным и нечистым. Это самый поверхностный, самый грязный и омраченный уровень сознания, который можно очищать до бесконечности. Суть или сущность этого обычного ума мы называем природой ума. Если мы ее постигнем, сможем сделать переживания природы ума нашим стабильным состоянием, то мы достигаем состояния Будды, состояния просветления. Достичь этого состояния очень просто. Это не означает, что один стал Буддой, и никто иной не может. Каждый из нас может стать полностью просветленным существом — Буддой, если постигнет свою природу ума. Природа ума по своим характеристикам заключается в единстве пустоты и ясности с присутствием и осознаванием.
04/12/2005
А.М.: Добрый вечер, сегодня мы продолжим тему, которую затронули в одной из наших предыдущих передач, — тему «Буддизм». Сегодня у нас в гостях настоящий лама, которого зовут лама Сонам Дордже. Разговаривать мы будем на чисто русском языке. Добрый вечер.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Добрый вечер.А.М.: В светской жизни имя ламы Сонам Дордже — Олег Петрович Поздняков. Он провел десять лет в Гималаях, на Тибете, в Непале и прошел многие ступени посвящения. Как я понимаю, такие имена просто так не дают?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, такие имена дают. Просто чем глубже посвящение, тем больше ответственности ложится на человека.
А.М.: Сонам Дордже – это что такое?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Имя необязательно обозначает степень посвящения. Сонам Дордже переводится как "Нерушимая заслуга".
А.М.: И что оно означает?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Концепция заслуги?
А.М.: Да, концепция.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Заслуга в буддизме подразумевает то, что при совершении добродетельных дел человек накапливает на своем счету такой потенциал, который позволяет двигаться ему по духовному пути, приближаться к просветлению и испытывать плоды счастья.
А.М.: Итак, как Вы оказались в Непале и Индии. Когда это было, что за информационный повод? Часто рассказывают, что уходят в монастырь, уезжают на Тибет, куда-то в горы, когда случается что-то нехорошее в жизни.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Нет, у меня все было нормально в жизни. Мой духовный путь не начинался с психотравмы, как у многих. И меня с молодости (как и тех людей, которые ходят на мои лекции) интересовали духовные традиции Востока, в частности, буддизм. В начале 90-х годов, когда у меня появился сильный интерес, было очень мало настоящих аутентичных учителей в России, в частности, в Москве. Был дефицит на настоящую духовную литературу.
А.М.: Это какие годы?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Начало 90-х. У меня возникло стремление изучать буддизм где-то в 92-93 –ем году, и я серьезно принялся изучать эту литературу. Тогда было очень мало учителей, и даже те, которые приезжали, их визиты были завуалированы. И многие, кто хотел их посетить, не имели такой возможности. Я встретился с первым буддистским Учителем в Санкт-Петербурге, куда приехал тибетский лама. И когда я первый раз его встретил, то понял, что меня это очень интересует, и это действительно мое. От него и других лам я узнал о великих мастерах, которые живут в Индии, Непале, Тибете. Мне назвали их имена и монастыри, где они проживают. Я собрался с силами, средствами и в 95-ом году в первый раз отправился в поездку, которая длилась чуть больше 2-х месяцев. Я посетил два раза Индию, два раза Непал и почти месяц провел в Тибете. Когда я попал в эти места, то понял, что мне очень интересно изучать эту культуру, духовную традицию и захотел туда приехать еще раз. И когда я приехал туда в третий раз, то решил остаться на много лет, чтобы серьезно и углубленно изучать и практиковать буддизм.
А.М.: Так что Вы оставили в простой жизни? Что осталось за спиной?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Любому человеку, который хочет серьезно заниматься духовной практикой, есть что оставлять. Не секрет, что очень часто появляются проблемы: чем больше человек оставляет, чем он от большего отрекается, тем больше проблем у него возникает. Либо он чувствует какое-то внутреннее напряжение, оставляя те или иные вещи, которые ему были изначально дороги. Это могут быть родственники, любимые, жены, мужья, деньги, работа. У меня было, что оставлять; я не могу сказать, что у меня ничего не было.
А.М.: Вы работали, учились?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Когда я поехал в первый раз, я учился в университете. Я успешно закончил Московский Государственный Лингвистический Университет им. Мориса Тореза. В то время, когда я уезжал последний раз, я работал в большом хорошем Банке, у меня была хорошая должность, и была реальная перспектива в карьере. Мне было что оставлять: друзья, подруги…
А.М.: Я спросил об этом потому, что часто представляю таких людей как хиппи: без определенного места жительства …
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Которым нечего терять, кроме своих цепей.
А.М.: Одно из важных для Вас событий — это ретрит.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Находясь в Непале, я это время провел в ретрите. Слово «ретрит» заимствовано из английского языка и переводится как «уединение». На тибетском языке это звучит как «цап», в переводе на русский – «граница». В данном случае человек серьезно посвящает себя буддистской практике, уходит в затворничество, где он занимается только практикой медитации и всем, что с ней связано: различные виды медитации, йога, молитвы. По прошествии традиционного ретрита, который длится 3 года и 3 месяца, человеку дают титул – лама. Многие спрашивают: как стать ламой, почему я стал ламой, кто дал мне такое имя? Я прошел два таких ретрита, причем, второй длился около 4-х лет. И все это время я занимался только практиками медитации, йоги и тех учений, которые я получил до первого ретрита.
А.М.: Как это выглядит, и каков распорядок дня?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Выглядит это по-разному, если смотреть на место затворничества. В Тибете, например, принято практиковать медитацию в пещерах. Мы восхищаемся тибетскими мастерами за их аскетизм, самоотверженность. А сейчас практика стала немного более комфортабельной, и практикующие уходят в ретрит в специальные центры, которые строят в удаленных местах, где нет никакого шума, помех, беспокойств. Строятся небольшие храмы, куда от каждого монастыря могут послать 5-8 человек. Людей закрывают снаружи, и в течение 3-х лет и 3-х месяцев они занимаются только медитативной практикой.
А.М.: В одиночку?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Это может быть как в одиночку, так и групповые ретриты. Я делал одиночный ретрит, потому что мне так было более удобно и комфортабельно. День выглядит так. Человек встает в 4 часа утра или раньше, делает в среднем по 4 сессии медитации каждый день. Эти сессии могут длиться по 3 часа; в перерывах между ними человек готовит, питается, может изучать тексты, которые он же и практикует. Иногда он может решать какие-то бытовые вопросы со своими помощниками.
А.М.: Общение с людьми есть?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Общения с людьми практически нет, оно исключается. Общение допускается только со своим Учителем (он в буддизме называется Коренным Учителем), некоторыми Учителями (если возможно) и своим ретритным помощником. Выбирается специальный помощник, который в течение всего этого долгого времени обслуживает данного ламу или практикующего (приносит ему все, что необходимо, из магазинов или готовит). Причем у меня с этими помощниками общение в основном было на бумаге. Для того чтобы уменьшить количество разговоров, которые отвлекают и будоражат ум, я писал записки о том, что мне нужно; они же говорили вслух. После окончания ретритов у меня накапливались горы тетрадей, которые сейчас было бы интересно издать, но я их все выкинул. Там было очень много интересного и забавного в общении с моими непальскими и западными помощниками. Как правило, у меня был один непальский помощник и один из западных друзей, который мне доставлял посылки с тем, что непальские помощники не могли достать.
А.М.: Связь с большой землей все-таки была. Вы упомянули, что читали тексты. На каком языке?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: В ретритах допускается читать тексты, и это входит и в программу медитации. Когда мы занимаемся практикой тибетского буддизма, мы выполняем так называемые садханы (по-русски – метод достижения). Мы читаем специальный текст с описанием различных визуализаций, которые мы совершаем в своем уме; начитываем специальные мантры, позволяющие нам вступать в контакт с энергией божеств, получать благословение от них. Эти тексты могут быть очень длинными, иногда по 20 страниц.
А.М.: Можете сейчас воспроизвести какой-нибудь фрагмент текста на русском языке, чтобы наши радиослушатели ознакомились с содержанием?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Не думаю, что будет корректно воспроизводить дословно тот или иной текст. Я могу примерно описать структуру текста, которая присуща всем садханам. Садханы, которые содержатся в буддизме Ваджаяны (или в тибетском буддизме), обычно строятся так. Вначале идет одно четверостишье или одна короткая строка, где мы воздаем уважение или почтение главному Мастеру (или Будде), который передал это учение. Потом мы читаем строфы принятия Прибежища. В них мы принимаем Прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме и Сангхе. Будда – это просветленное существо; Дхарма – это учение; Сангха – это собрание практикующих. Потом мы развиваем альтруистическое побуждение, т.е. заниматься этой практикой на благо всех живых существ, чтобы помочь им (развитие бодхичитты – пробужденного ума). После этого мы очерчиваем защитный круг, который знаком радиослушателям из известного фильма «Вий», где главный герой тоже чертил вокруг себя круг. Концепция одна и та же, но выглядит это по-другому: мы это делаем мысленно, визуализируя вокруг себя огненный шатер из пылающих ваджров, чтобы к нам не проникли никакие препятствующие силы.
А.М.: Пылающий ваджр – это кто или что?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Ваджр – это такой символ, который обозначает нерушимую мудрость всех просветленных существ; он на самом деле имеет реальную форму. Вы можете часто видеть тибетских лам, которые держат в руках такой предмет, состоящий из 5-ти зубцов с каждой стороны сверху и снизу (можно сказать, скипетр), и колокольчик, который наполовину увенчан ваджром. Потом мы обычно делаем специальные подношения местным божествам, чтобы они создавали благоприятные условия для нашей практики в данной местности. Затем мы призываем аспекты мудрости определенных божеств, которые мы практикуем в данной садхане, делаем подношения, восхваления этим божествам. Основную часть составляет визуализация — это мысленное представление божественного дворца и божеств, в частности, Будд – просветленных существ, которые находятся в нем. Мы идентифицируем или ассоциируем себя с определенным конкретным божеством, т.е. представляем себя в форме какого-то Будды. Там существуют различные формы и характеристики различных Будд. Мы выбираем обычно практику одного специального Будды, представляем себя в этой форме; все это описывается на 1-10 страницах. Разных просветленных существ или божеств может быть много. Когда мы сделаем подношения и восхваления, мы начинаем читать мантру этого просветленного существа.
А.М.: Это происходит вслух?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, мы читаем мантру вслух и можем это делать от 108 раз до бесконечности. В ретрите это можно читать и10 часов в день. Мантра – это набор специальных звуков, которые заключают энергию этого просветленного существа. Читая эти звуки, мы объединяемся с просветленной энергией этого Будды, получаем благословение и его силу. После того, как мы закончили читать мантру, мы выполняем короткий ритуал – получение благословения от данного Будды. Мы можем сделать так называемые ганачакру или ганапуджу, где мы очищаем свои тантрические обеты и делаем дополнительные подношения Буддам. И это заканчивается посвящением заслуги, т.е. мы считаем чрезвычайно радетельным действием такую практику. И чтобы не пропал эффект от данной добродетели, мы посвящаем ее на благо всех живых существ без исключения, тем самым позволяя им (людям и животным) разделить с нами наши благие плоды.
А.М.: Три года – это фактически три года молчания?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это фактически три года молчания, за исключением общения со своими Учителями.
А.М.: Что такое медитационная сессия?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Медитационная сессия – этот тот промежуток времени, в течение которого практикующий занимается медитацией.
А.М.: Что такое медитация?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: На своих лекциях и семинарах я часто спрашиваю русских людей: что они подразумевают под медитацией? Все они отвечают по-разному. Я могу перевести это слово с тибетского языка и санскрита – это привыкание или усвоение. Что мы усваиваем или к чему привыкаем? Мы усваиваем самые оптимальные слои нашего сознания. Если перевести с санскрита слово «саматхи», которое может означать медитацию, то это – глубинное удерживание. И в принципе смысл один и тот же – мы занимаемся тем, что удерживаем самые глубинные слои нашего сознания, которое позволяет нашему уму функционировать самым оптимальным образом.
А.М.:Для многих современных людей сложна даже одна из таких медитативных техник, как остановка внутреннего диалога, когда наши мысли (даже в молчаливом состоянии) постоянно «скачут» как обезьяна.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это известное буддистское сравнение, когда обезьяну запирают в доме с четырьмя окнами. Со стороны создается впечатление, что в доме находятся сразу четыре обезьяны, потому что четыре окна символизируют четыре органа чувств, а она одновременно бегает по дому, выскакивая в каждое окно; и создается ощущение, что она во всех окнах.
А.М.: Есть ли какие-то советы и рекомендации: как эти внутренние диалоги останавливать?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Это одновременно и просто и сложно. Просто потому, что техники, которые используются для остановки этого внутреннего диалога, они очень простые. Все, что нам нужно, — это сосредотачиваться на определенных аспектах, формах, техниках медитации. Но они сложны тем, что за один час, день или месяц мы не прекратим этот внутренний диалог. Для того, чтобы действительно достичь каких-то результатов медитации, надо одну ту же технику исполнять постоянно, а это становится неинтересным, и люди бросают.
А.М.: У Вас сколько времени это заняло?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Для того, чтобы остановить внутренний диалог? Я думаю, он у меня до сих пор в какой-то мере продолжается, иначе я бы не вернулся сюда. Появился же какой-то диалог, который убедил меня каким-то образом, что надо приехать в Россию. Я считаю, что серьезная трансформация моего ума началась где-то через 2 года непрерывной медитации.
А.М.: Когда Вы приехали, Вас узнали родственники, знакомые, — те, кто знал Вас по прошлой жизни?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: По внешности?
А.М.: По внешности, по манерам.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мне сказали, что по внешности я абсолютно не изменился. Могу дать хороший совет радиослушателям: если хотите сохраниться на долгие годы молодыми, то уходите в ретрит. Это очень хорошо работает: я выглядел точно также десять лет назад. Естественно, многие друзья заметили во мне внутренние изменения к лучшему. Об этом говорит и тот факт, что мои собственные родители после того, как я уехал в Непал, сами приняли буддизм (стали буддистами), хотя изначально были абсолютно против этого (вплоть до того, что из моей комнаты выкидывали изображения Будд) и очень на меня гневались. Просто они реально увидели во мне изменения к лучшему и присоединились.
А.М.: Сколько времени вообще нужно для того, чтобы стать посвященным именно в ламы.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Титул или звание ламы в тибетской традиции дают человеку, который выполнил традиционный ламский ретрит, т.е. такое затворничество, где человек полностью закрывается и занимается только медитацией практически в течение 24-х часов в сутки. Этот ретрит длится 3 года и 3 месяца. Но, прежде чем уйти в такой ретрит (любого простого человека не пустят), необходимо пройти через степени посвящения, через серьезное обучение. Он должен понимать, чем и зачем занимается, смысл всех практик, которые он будет выполнять; это может занять года три.
А.М.: Буддизм сейчас очень популярен в России и в мире. Иногда это выглядит как пропаганда новой религии. Много ли Вы видите профанированного буддизма после возвращения?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я бы не сказал, что имеется какая-то пропаганда буддизма. Как любит шутить мой любимый Учитель: то, что буддисты не научились делать за 2,5 тысячелетнюю историю буддизма, так это заниматься миссионерством и собирать деньги. Те формы буддизма, которые вы можете видеть в современной жизни, являются отражением того настойчивого интереса нашего общества к буддизму и ко всему восточному. Я не так близко и не так полностью познакомился со всей современной культурой Запада и России, т.к. по возвращении провел здесь чуть больше полугода. Но у меня действительно создается такое ощущение, что буддистские идеи проникают везде и атакуют меня со всех сторон. Это может начинаться от литературы постмодернизма, которая полностью пронизана буддистскими теориями и идеями, начиная с нашего выдающегося Виктора Пелевина. А заканчиваться современным образом жизни молодежи — беспечным и раскованным. Это может быть от современного кино, например, «Матрица», и заканчиваться фэншуем, по которому все сходят с ума. Люди, которые занимаются всеми этими формами, используют буддистские идеи и теории для того, чтобы получить какую-то материальную выгоду или прибыль.
А.М.: Это неправильно?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я отношусь к этому двояко. С одной стороны хорошо, что люди так массово приобщаются к духовным ценностям Востока. С другой стороны мне жалко, что они упускают самую суть – духовную практику, медитацию. Они цепляются только за внешнюю атрибутику, а то, что приносит самый большой эффект, они не берут.
Радиослушатель Павел (г. Екатеринбург): У меня такое мнение, что в нашем постсоветском мире многие люди разочарованы после всех передряг и катаклизмов. Многие хотели бы заняться буддизмом, хотя они не представляют себе, что это такое. И поневоле многие как раз и уходят в ретрит – может быть, это и есть исцеление нашего мира?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Спасибо, Павел. На самом деле я с Вами не согласен, потому что таких людей, которые уходят в ретрит, буквально единицы. Я не знаю другого русского практикующего, который сделал бы такой традиционный ламский ретрит. На это сил хватило только у меня, насколько я знаю. Буддисты занимаются короткими ретритами – максимум неделю или месяц, не больше. Для того, чтобы уйти в ретрит, нужна большая сила воли, решимость и действительно серьезный интерес к буддистской духовной практике. Тем не менее, я с Вами согласен отчасти в том мнении, что для успокоения после всех передряг, мелких и крупных катастроф, которые происходили в нашем обществе, людям не помешает слегка отдохнуть и расслабиться. Не столько сам ретрит и само затворничество, а сама техника медитации, если мы правильно ею занимаемся, позволяет действительно раскрепоститься и расслабиться изнутри. Вместе с этим наступает увеличивающееся чувство гармонии со всем окружающим.
А.М.: Вы сами почувствовали некие сверхспособности на своем уровне (или на более высоком уровне)? Есть же предания и легенды о том, что есть люди, которые могут останавливать дыхание, сидеть без пищи десятилетиями — такие примеры вроде бы задокументированы. Некоторые говорят, что есть возможности левитации, т.е. полетов наяву. Как с этим быть?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, я, безусловно, верю в существование этих способностей; я с ними сталкивался не раз. Я не видел непосредственно как люди левитируют, но знаю, что там, где я делал второй ретрит, рядом находился ретритный центр одного ламы, где одна монахиня по прошествии 7-ми лет могла заниматься левитацией, т.е. могла сидеть медитировать в воздухе. Я видел другие примеры сверхъестественных способностей. Например, высокие ламы могли надолго задерживать дыхание. Они могли обходиться без сна на протяжении нескольких лет; могли обходиться без пищи; они могли читать мысли других, причем очень просто. Они могли появляться (это уже мои наблюдения) в тех местах, где их совсем не ждали …
А.М.: Перемещаться в пространстве?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, перемещаться в пространстве. По моим наблюдениям это было в пределах одной местности: я абсолютно точно знал, что тот лама, например, сейчас находится в 3-х километрах от меня, и тут он возникает передо мной! Но я хочу сказать, что эти сверхспособности, которые на санскрите называются сиддхи, не являются первоочередной целью духовной практики. Это побочные или второстепенные эффекты, которые обозначают правильное продвижение по духовному пути. Если мы будем стремиться только к достижению сверхспособностей, то мы никуда не продвинемся на самом духовном пути.
А.М.: У меня есть друзья в США, которые пытаются достичь каких-то сверхъестественных способностей; они говорят, что духовная сторона их интересует меньше. Какое отношение к таким людям у настоящих буддистов?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мы относимся с сожалением к таким людям.
А.М.: Они могут достичь сверхъестественных способностей?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, они могут достичь. Не секрет, что многие нормальные люди без каких-либо духовных практик с рождения обладают определенной степенью ясновидения, могут быть шаманами. Есть люди, которые могут быть оракулами. Для этого требуются наработки из прошлой жизни, в которые мы верим в буддизме. Многим людям, у которых есть такие наработки из прошлой жизни, несложно посредством всего лишь небольшого времени духовных практик очень быстро развить в себе эти сверхспособности. Просто если они остановятся только на этом и начнут их использовать для того, чтобы получать выгоду, то никакого дальнейшего продвижения у них не будет. Я почти уверен, что в их душе духовный рост, развитие не только остановится, но и пойдет в обратную сторону.
А.М.: Как Вы прокомментируете тот феномен, о котором мы неоднократно говорили в наших радиопередачах на Маяке и на Радио России и сделали фильм, который наконец-то Первый канал показал, — это феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигилова.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я вкратце знаю об этой истории. Я сам не видел тела этого ламы, но представляю довольно отчетливо, о чем идет речь. Буддистские мастера, которые достигают высокой духовной реализации или постижения, могут в момент смерти оставаться в своем теле. На самом деле существуют совершенно различные виды покидания этого бренного мира такими мастерами. Они могут не только оставаться в теле, они могут просто исчезать полностью.
А.М.: Исчезать, т.е. дематериализоваться?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Дематериализоваться полностью. Они могут также реализовывать так называемое Радужное Тело, т.е. превратиться в облако света, которое потом также исчезает. Или есть так называемое Радужное Тело Великого Переноса (Великой Трансформации), где тело не исчезает полностью, но превращается в тонкие энергии и остается существовать на очень тонком энергетическом плане в этом мире.
А.М.: То есть, феномен Итигилова – это просто свидетельство высокого уровня его духовного развития?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это, безусловно, свидетельство высокого уровня его духовного развития. Продолжая эту тему, я могу сказать, что такое состояние на тибетском языке в тибетском тантрическом буддизме называется Тугдам. Перевести дословно на русский язык это невозможно; если перевести по слогам, то это будет «святое сердце». Причем, слово «туг» может переводиться и как реализованный, постигший ум. Существуют два различных типа Тугдама. Первый – то, о чем у нас идет речь, когда мастера занимаются практикой шаматхи (пребывание в покое). Они достигают иногда такого уровня, когда вся мыслительная и эмоциональная активность полностью исчезает, угасает до нуля; вместе с этим прекращается и всяческая физическая активность в теле. Тело как бы умирает, но не разлагается; ум как бы умирает, но не уходит из тела – он законсервирован в этом теле. В таком состоянии человек может находиться не только десятилетиями, но и столетиями. Я слышал, что в Шри-Ланке хранят тела таких монахов, которым уже по 2 тысячи лет. Я их не видел сам, но слышал от людей.
А.М.: А что Вы видели сами?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я видел, как мои собственные Учителя в Непале после смерти находились в состоянии Тугдама. Но это другой тип Тугдама, и мы называем его соответствующим полному просветлению. В этом состоянии мастер пребывает недолго, это может быть от одного дня до месяца. Он его покидает, и мы не считаем, что это полная физическая смерть, потому что его ум остается в теле, его кожа остается нетронутой, слегка теплой; в районе сердца ощущается тепло, его суставы гнутся, у него могут расти волосы и ногти. Он может сохранять такой же оттенок кожи, как и живой человек. Когда это тип Тугдама прекращается, то наступает полная смерть, мастер покидает тело. Его ум смешивается с абсолютным просветленным умом или с природой явлений. По окончании такого Тугдама из правой ноздри такого мастера истекает красная капля, а из левой вытекает белая капля. Это символизирует мужское и женское начало, которое присутствует у нас в теле: одно – в районе пупка, другое – в районе чакры на голове. При таком Тугдаме, о котором мы говорим, у Хамбо ламы Итигилова, вероятно, еще не наступило. Там не произошло окончание этого Тугдама, он продолжается.
А.М.: Вы думаете, что этот процесс продолжается, и что-то происходит и сейчас?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я думаю, что он продолжается. Мне нужно посмотреть самому на это тело, прежде чем делать окончательный вывод. В тибетском тантрическом буддизме также существуют методы, которые довольно секретны, но они позволяют таких мастеров выводить из этого состояния. Этот метод описывается, как «оживление Риши» (с санскрита переводится как святой). Для этого тело данного мастера погружают в теплый соляной раствор, желудок полностью наполняют специальным раствором, чтобы придать тепло снаружи и изнутри. Этот раствор состоит из особых секретных ингредиентов, которые также недоступны нам. Вначале ему на ухо начитывают мантры, что занимает много времени (до нескольких часов), потом его медленно и осторожно начинают выводить из этого состояния, прочтя ему определенные энергетические мантры, зарядив его энергией. А затем его выводят из этого состояния. Бывали такие случаи, когда в Тибете выводили из такого состояния лам, которые находились в нем 30 и 300 лет. Но когда человека выводят из этого состояния, он умирает практически в течение часа или нескольких часов.
А.М.: А в течение нескольких часов он ходит, разговаривает?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Ходить он вряд ли сможет, потому что никакой силы в теле не осталось. Но я думаю, что он может говорить.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Очень хороший вопрос. Я почувствовал, что внутри меня существует огромный просветленный потенциал, огромные силы, которые действительно могут пробудиться, если правильно с ними работать. Я понял, что, считая себя совершенным или правильным в своей прошлой жизни, глубоко заблуждался. Я понял, что нет предела совершенству, увидел тех великих мастеров, с которыми встречался, и которые показали пример — чего можно достичь на этом духовном пути. И я сделал выводы, что мне нужно просто отказаться от многих моих прошлых стереотипов, клише, штампов и взять этот просветленный духовный потенциал, который заложен в каждом из нас, и начинать медленно и упорно работать с ним.
А.М.: Такого рода пути ведь несовместимы с современной техногенной цивилизацией в России или на Западе? Человек же должен ходить каждый день на работу; семья, дети … Все же не могут уйти в ретрит.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Все, безусловно, не могут уйти в ретрит, я и не советую всем это делать. На самом деле жизнь с ретритом не совместима. В буддизме есть такая поговорка: пытаться заниматься этими двумя вещами — это как помещать огонь и воду в один контейнер, или пытаться шить иглой, у которой два конца. Но если мы будем заниматься правильно и аутентично практикой медитации, это во многом будет нам помогать в обычной техногенной, технократической, мирской жизни. Это будет помогать нам более эффективно использовать ресурсы нашего ума; более эффективно действовать и взаимодействовать с людьми; быть более спокойными, чувствовать больше гармонии внутри и снаружи. И если мы сможем развиться на своем духовном пути до такого уровня, что осознаем природу своего ума (в буддизме это высший уровень медитации) и достигнем стабильности в этом, то в таком состоянии мы можем совмещать все наши любые активности, любую работу вместе с состоянием медитации.
А.М.: Вы сказали важную фразу, что цель – понять природу ума. А в чем ум и наше сознание? Какие у Вас есть наблюдения? Что такое наш ум?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: У меня нет никаких личных наблюдений, за исключением тех, которые я получил от своих Учителей. К сожалению, я не могу распространяться именно на эту тему, потому что она считается самой тайной и самой закрытой в буддизме. Если обозначить словами, то наш ум – тот, которым мы оперируем в обычной жизни, с точки зрения буддизма, является неоптимальным уровнем или способом функционирования сознания. Неоптимальным и нечистым. Это самый поверхностный, самый грязный и омраченный уровень сознания, который можно очищать до бесконечности. Суть или сущность этого обычного ума мы называем природой ума. Если мы ее постигнем, сможем сделать переживания природы ума нашим стабильным состоянием, то мы достигаем состояния Будды, состояния просветления. Достичь этого состояния очень просто. Это не означает, что один стал Буддой, и никто иной не может. Каждый из нас может стать полностью просветленным существом — Буддой, если постигнет свою природу ума. Природа ума по своим характеристикам заключается в единстве пустоты и ясности с присутствием и осознаванием.