Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Три уровня Просветления в Ваджраяне

В Ваджраяне считается, что существует три уровня Просветления:

-уровень Всеобъемлющего Света,
-уровень Лотоса,
-уровень Великого Собрания Чакры Букв.


(Уровень) Всеобъемлющего Света (назван так) потому, что Дхармакайя, свободная от каких-либо отличительных качеств, по самой своей природе есть светоносная ясность, в силу чего она пронизывает все.

(Уровень) Лотоса (назван так) по следующей причине: хотя в Дхармакайе нет ничего, что нужно было бы постигать посредством запредельной различающей мудрости (праджни), это самое состояние есть основа сострадания, свободного от привязанности.

(Уровень) Великого Собрания Чакры Букв (назван так потому, что) изначальная мудрость и измерение мандалы (ее) отличительных знаков  спонтанно и без усилий проявляются в один и тот же миг.

Соответственно, существует два вида букв: (буквы) мудрости и (буквы) символических знаков. Буквы символических знаков дальше подразделяются также на два вида: буквы имени и <буквы> формы.
Форма включает два аспекта: полностью совершенное <видение> и частичное <видение>. Это великое накопление мандапы всех дхарм, спонтанно проявляющееся как Плод, именуется «уровнем Великого Накопления Чакры Букв», а также тринадцатым уровнем, или бхуми Просветления.

В «Украшении Сущности Ваджрной Тантры» (rDo rje snyingpo rgyan gyi rgyud), где говорится о двенадцати уровнях (Nyid 'od) Джамгон Конгтрула другой комментарий к тексту Падмасамбхавы (Соч. 8, стр. 348-356,5):
В комментарии Ронгзома содержится объяснение разделения букв на два вида: <букв> мудрости и <букв> символических знаков. Однако в (комментарии к Гухьягарбхе) «Устранение темноты в десяти направлениях» объясняется, что буквы, распространяющиеся подобно облакам, проявляются как «великое собрание букв», которые принимают форму букв магического проявления (с одной стороны) и символических букв для передачи учения (с другой). В комментарии «Цангтиг» (gTsang tig) дальше объясняется, что буквы только обозначают разные дхармы, именуя их, сами же они лишены самостоятельной природы. Однако, несмотря на такое отсутствие (конкретного существования), проявление чакры Тела (имеется в виду измерение изначального состояния) существует как изначальное совершенство великого собрания заслуг и мудрости. Кроме того, (соответствующий санскритский термин) для слова «буква» (yige) — «акшара» может также означать «неизменный». Действительно, известная строка Манджушринамасангити «великая чистая буква» в цитате, содержащейся в комментарии (к Калачакре) «Безупречный Свет» (Drimed 'od), переводится как «высшая, неизменная и наичистейшая», в силу чего это могло бы также означать проявление «великого собрания чакры неизменной и недвойственной мандалы».
Как мы видим из прочитанного, (налицо два возможных толкования) высшего уровня реализации. Что касается первого, то мы можем понять смысл слова «буквы», помня, что все бесконечные чудесные проявления мудрости и символических аспектов мандалы есть не что иное, как выражение потенциальности энергии изначального состояния через звуки, свет и лучи, не забывая также, что звук принимает форму букв. С другой стороны, если принять во внимание, что (санскритское) слово «акшара» имеет значение «неизменный», тогда название (высшего уровня) могло бы звучать так: «уровень Великого Собрания Неизменной Чакры».