В этой небольшой по объему книге, фактически – брошюре, собраны цитаты из трудов, лекций и интервью ряда учителей различных школ тибетского буддизма, включая ныне здравствующего Далай-ламу XIV Тензина Гъятцо. Все цитаты посвящены теме наркотиков и табака и их (как следует из названия) вреда для духовной практики, да и обычной жизни, с точки зрения буддизма.
Стоит отметить актуальность и востребованность этого, пусть и небольшого, сборника. Конечно, у людей, серьезно практикующих или хотя бы изучающих буддизм, вряд ли есть какие-то серьезные сомнения по этому поводу, однако для "неофитов" или людей вовсе непосвященных, зачастую пребывающих не то что в блаженном неведении", а плену самых нелепых предрассудков относительно буддийской традиции, эта книга, несомненно, будет весьма полезной и информативной, несмотря даже на некоторую тенденциозность.
У таких укорененных на российской почве традиций, как христианство, ислам и иудаизм (собственно, и составляющих, вкупе с буддизмом четыре "традиционные российские конфессии", согласно преамбуле Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"), давно выработаны богословские формулировки и ясно выражена социальная позиция по этому вопросу.
Я не имею в виду, конечно, крайности типа скандалов с "табачными митрополитами" и пьяными муфтиями, с одной стороны, и умилительные пропагандистские брошюрки для паствы типа "Курить – бесам кадить" - с другой.
Ситуация с буддизмом в нашей стране несколько иная. Собственно, российские буддисты делятся на две категории – т. н. "этнические буддисты", российские народности, традиционно исповедующие буддизм, – буряты, калмыки, тувинцы - и "новообращенные" – представители всех остальных народов России, заинтересовавшиеся и/или обратившиеся в буддизм вследствие обретения свободы вероисповедования наряду с прочими победами демократии.
Для "этнических" буддистов религия (буддизм и остатки более традиционного шаманизма) – одна из основных компонент их традиционного образа жизни, элемент культуры, и только потом и далеко не для всех – духовный путь. Что, впрочем, справедливо и для православных, мусульман и иудеев, во всяком случае, до 1917 года.
И, несмотря на преимущественную принадлежность тувинцев, калмыков и бурят к школе Гелуг 1, которая достаточно строго относится к употреблению токсинов, табакокурение в этих регионах столь же распространено, как и по всей России. Более того – кочевникам, которыми традиционно являлись и во многом остались все три упомянутые народности, как правило, свойственно курение марихуаны, в отличие от оседлых народов, для которых более традиционным средством изменения сознания является алкоголь.
И употребление марихуаны – такой же элемент культуры, как и буддизм.
Что же касается "новообращенных" буддистов, то здесь ситуация опять-таки неоднозначна. Во-первых, проповедуя в западных странах, и в России в том числе, буддийские миссионеры, в первую очередь, делали и делают упор на основы философии и непосредственно практику, и только потом уже, между делом, отвечая, к примеру, на вопросы, освещают разного рода "второстепенные" нюансы. Во-вторых, буддизм, в отличие от авраамических традиций, в частности, ислама и иудаизма с их жёсткими нормативами шариата и кашрута, не требует от всех без исключения адептов соблюдения единых бытовых, пищевых и прочих стандартов. Они сильно разнятся в зависимости от церковно-социального статуса человека даже в рамках одной школы, не говоря уже о разных Колесницах .
Виная, или кодекс поведения последователя (а тем более – монаха) Хинаяны жестко запрещает не то, что курить, но даже есть мясо и употреблять алкоголь даже в ничтожных количествах, в то время как мирянину – адепту Ваджраяны - употребление вина и мяса даже предписано в определенных ритуалах (символически, разумеется).
По целому ряду причин сложилось так, что в России проповедуют преимущественно тибетские учителя, носители традиций Махаяны и Ваджраяны, и проповедь их обращена к мирянам, поэтому вопрос о монашеском кодексе в российском контексте просто не встает. Хотя рекомендации, адресованные "всем и каждому", несомненно, имеются. Они и представляют содержание данного издания, непосредственно к которому мы и обратимся.
Книга состоит из семи частей, каждая из которых – цитаты из трудов или высказываний различных буддийских учителей. По содержанию, однако, их можно разделить на две различные составляющие. Одна из них – собственные мысли, идеи, во всяком случае, высказанные от первого лица тем или иным автором. Ко второй относятся несколько различных текстов, авторство которых приписывается Гуру Падмасамбхаве, либо в чьём-то изложении, либо его собственные слова в виде терма.
Как это характерно для многих текстов этого типа, наставления Падмасамбхавы представляют собой мифологическую основу (в данном случае – происхождение табака и/или наркотиков) и поэтическое, образное описание последствий употребления этих веществ. Последствия делятся не только на физические недуги и духовные препятствия, но и, как видим, индивидуальные трудности и массовые, планетарного масштаба, бедствия.
Однако все по порядку. В некоторых текстах тибетское изначально название прямо переведено как "табак", в других говорится о растении или веществе. Не совсем ясно, что имеется виду под "растением" или "веществом/ами". Такого рода тексты, как правило, с тибетского переводятся на один из европейских языков, и уже потом - на русский. Не ясно также, каким образом табак был опознан как таковой, тем более что тексты содержат не только пророчества, но и описания прошедших по отношению к автору событий.
Так, в довольно любопытном терма "Яркий Светоч Предсказаний" Падмасамбхава говорит: "Из-за проклятия Мары 5 появился на свет и был растерт в порошок ядовитый шар. Он был развеян ветром во всех направлениях. Из этого семени выросло множество растений. Некоторые люди превращали их в порошок и втягивали его, некоторые жевали его и некоторые – курили.
Несомненно, что уничтожение в Индии буддизма индуистами было вызвано этим растением. Король Дхармы Тибета Трисонг Децен (современник и "покровитель" Падмасамбхавы) жил недолго, и линия его преемственности была прервана из-за распространения в Тибете табака. Это растение привело к уничтожению Тибета монголами и китайцами".
Занимательная версия, не правда ли? Это терма было открыто Дудулом Дордже, жившем в XVII веке.
По большинству других источников, помимо Мары и его проклятия, к возникновению табака и/или наркотиков прямое отношение имеет менструальная кровь демоницы6, либо она сама. Согласно Дуджому Ринпоче, табак вырос из тела демоницы, умершей от похоти и пожелавшей перед смертью "завлечь через свое тело всех людей этой Земли в низшие области существования7.
Однако тот же автор приводит текст, открытый тертоном XV века Ратна Лингпой, в котором приводится другая версия: "Когда Великий Мастер Падмасамбхава связал клятвой девять братьев, нарушивших в прошлом свои духовные обеты самайя, младший из них сказал: "Братья, не отчаивайтесь! Послушайте! Я проявлюсь в Китае, как табак (sic!) Это вещество будет называться "чёрный яд", встречаться в пограничных странах и оттуда его привезут в Центральный Тибет". Далее следует красочное описание бедствий, которые повлечет за собой распространение табака – засухи, голод, войны, эпидемии, затмения, кометы, гнев духов и богов, упадок учения, и т.д. и т.п. Поскольку эти составляющие текстов достаточно стандартны, оставим читателю удовольствие наслаждаться апокалиптическими пейзажами на фоне рекламы табачных брендов за окном и на голубом экране.
Во второй концептуальный блок книги входят три части или главы – цитаты из современных буддийских учителей. Начнем с Далай-ламы XIV. Отпечаток ли это его профессиональных качеств политика или проявление сострадания Авалокитешвары, Далай-лама куда менее категоричен, чем Падмасамбхава. Судите сами: "В целом человек должен воздерживаться от всех опьяняющих веществ, и, хотя в буддизме сигареты отдельно не оговариваются, все же лучше от них воздерживаться. Однако, несмотря на то, что от курения лучше отказаться, вы все же должны смотреть по конкретной ситуации. Например, если человек не может продержаться весь день, не выкурив хотя бы одной сигареты, если, не куря, он не может думать и действовать, то тогда гораздо лучше курить, не правда ли?"
Очень интересны цитаты из лекции и книги Намкая Норбу Ринпоче, современного учителя традиции Дзогчен9 (собственно, именно его последователями и было подготовлено это издание). В ней он подробно анализирует проблему курения и наркомании с точки зрения психофизиологических процессов, без излишнего морализаторства и патетики. Интересна, в частности, та его мысль, где он, анализируя эффект опьянения, сравнивает курение с алкоголем, причем не в пользу первого:
"Опьянение бывает не только от алкоголя, но, например, и от курения. Особенно в наше время, когда такой большой выбор, чего покурить. Это куда хуже, чем выпить стакан вина. Ведь вино – разновидность пищи, а дым – не пища".
И ниже: "…То же касается и алкоголя: можете употреблять, но старайтесь не терять самоконтроля. Некоторые, как начнут пить, так сразу же перестают владеть собой: они пьют и пьют, пока не напьются до бесчувствия. Если у вас есть такая проблема – немедленно остановитесь!"
Анализируя наставления Падмасамбхавы, Намкай Норбу умело передает их суть доступным для современного западного человека образом, оставляя без внимания метафоры и гиперболы оригинального текста, так впечатлявшие средневекового тибетца.
В частности, он выделяет два вида последствий курения (специально отмечено, что имеются ввиду все виды интоксикаций – "от сильных наркотиков до самого легкого табака").
Первое последствие – снижение ясности восприятия. "Из-за курения и интоксикации, отравления, являющегося его следствием, снижается ваша ясность, а это очень серьезно. Ведь если мы практикуем, наша практика всегда нацелена на развитие ясности. Поэтому постоянная практика, направленная на развитие ясности, и, с другой стороны, действия, омрачающие эту ясность, - это выглядит несколько странно". Очевидно, что эта информация актуальна, прежде всего, для практикующего буддизм (да и не только буддизм) человека.
А вот второй вид последствий опасен для всех, независимо от "вероисповедания". Апеллируя к древней тибетской традиции бон, Падмасамбхава, а за ним и Намкай Норбу предостерегают: "Из-за курения и разных наркотиков вы становитесь все более и более пассивны, то есть уязвимы для отрицательных сил. В учении традиции бонпо мы находим очень четкое разъяснение на этот счет. Там сказано, что человек всегда обладает положительной и отрицательной силой. Если положительная сила повреждена или ослаблена, человек становится пассивным. Он становится уязвимым и легко может стать добычей всевозможных отрицательных влияний или посягательств".
В другом месте он приводит еще один аргумент психофизиологического характера. Объясняя методику полного йогического дыхания, иначе называемого "бутылочным", Намкай Норбу отмечает, что курение является его полной противоположностью: "Не только потому, что курить плохо, но и потому, что, куря сигарету, вы начинаете затягиваться с верхней, а не никогда не с нижней части грудной клетки. Таким образом, курение сигареты – это способ выучиться неправильному вдоху".
Завершает книгу выдержка из работы Терри Клиффорда "Демоны нашего ума: алмаз исцеления".
В ней автор, изложив вкратце историю и концепции тибетской медицины, в частности, её психофизиологического раздела, отмечает разрушительное влияние наркотиков на структуру "тонкого", или энергетического, тела человека. Интерпретируя наркоманию как попытку человека "добиться особых состояний насильственным, неестественным путем", Т. Клиффорд считает, что "стремление наркомана к повторному приему наркотика вызвано, с одной стороны, подсознательным желанием вернуть все в исходное положение, с другой стороны – с сознательным желанием повторить новые для него ощущения, связанные с прямым контактом с собственным же сознанием".
И добавляет ниже весьма категорично: "Разрушение энергетических каналов человека делает проблематичной и возможность посмертного освобождения его духовной энергии, что может привести и к духовной гибели".
На мой взгляд, данное издание, несмотря на небольшой объем и некоторые очевидные недостатки, в частности, некоторой поверхностности и тенденциозности, а в особенности – неясности с определением терминов и понятий, тем не менее, вполне подходит на роль ознакомительного, вводного "пособия" на тему, скажем, "Буддизм и наркотики". А для тех, кто следует Благородному Пути, собранных здесь наставлений учителей более чем достаточно.
________________
1 – Гелуг – реформированная школа тибетского буддизма, основанная Чже Цзонхавой (Цонкапой) на рубеже XIV-XV вв. Распространив своё влияние, постепенно стала доминирующей школой в Тибете. Монголы и российские народы, исповедующие буддизм, также преимущественно принадлежат школе гелуг.
2 – Колесница – одна из крупных "ветвей", или Церквей, буддизма, в рамках которой существует множество более мелких, частных и специализированных школ, подшкол и "сект". Подобно Православию, Католицизму и Протестантизму, существует три Колесницы – Хинаяна, или Малая, Махаяна, или Великая, и Ваджраяна – Алмазная Колесница. Хинаянские школы буддизма распространены преимущественно в Юго-Восточной Азии, Махаяна – в Китае и Тибете, Ваджраяна – в Тибете и близлежащих государствах – Непале, Бутане, Сиккиме, Мустанге.
3 – Виная – "Нравственность". Учения Будды, посвященные этике, дисциплине и нравственному поведению, как основе для практики Дхармы.
4 – Гуру Падмасамбхава, или Лотосорожденный Учитель, считается вторым историческим Буддой после Будды Шакьямуни (в большинстве школ тибетского буддизма, с некоторыми оговорками). В VIIIон распространил и окончательно утвердил буддизм в Тибете, построил первый тибетский монастырь Самье и сокрыл в тайных местах тексты учения, т.н. терма, с тем, чтобы впоследствии они были открыты квалифицированными практиками – тертонами (открыватели сокровищ).
5 – Мара – Владыка иллюзии, безуспешно пытавшийся помешать Будде Шакьямуни обрести просветление в Бодхгайе.
6 – В популярном тексте под названием "Сутра Падмасамбхавы о происхождении водки", широко распространенном в Интернете, кровь демоницы наряду, с другими восемью составляющими использовалась при изготовлении алкоголя. В Европе процесс перегонки был открыт в XIV веке, а водка как таковая – скорее всего, польское изобретение, причем сделанное во второй половине XVвека. Так о какой же водке говорит Падмасамбхава?!
7 – Имеются в виду три низших уровня бытия буддийской космологии – миры животных, голодных духов и Ады. Помимо них, существуют три высших уровня – миры людей, богов и полубогов.
8 – Авалокитешвара, или Великомилосердный – проявление принципа сострадания. Далай-лама считается его воплощением.
9 – Дзогчен, или Великое Совершенство – высшее учение школы Ньингма старых переводов (первая по времени возникновения школа тибетского буддизма).
10 – Бон, или Бонпо – традиционная религия Тибета до утверждения там буддизма. После длительного периода безуспешной конкуренции многие элементы традиции Бон были абсорбированы буддизмом.