Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Значимость мистических переживаний

  ...Иногда у великих мистиков с многогранным дарованием встречаются психические феномены [голоса и видения], которые оказывают на их жизнь очень сильное влияние. Они приносят мудрость неискушенным и несведущим, вселяют уверенность в умы тех, кого одолевают сомнения. Они наполняют их внутренний мир новым светом, сопутствуют обращению или переходу из одного духовного состояния в другое. Они приходят в мгновения нерешительности и приносят человеку важные сведения, которые для него вначале могут быть не очевидными. Они дают нам представление о тех сферах духовной жизни, о которых раньше мы ничего не знали.
                                                                                              Эвелин Андерхилл

При верном отношении мистические переживания могут иметь для человека огромнейшее значение. Яркими воодушевляющими огнями пылают они вдоль пути, многие участки которого порой трудно разглядеть. Но из того, что эти переживания ослепляют взор и согревают тело, вовсе не следует, что они непременно преображают душу.

 Значение мистических переживаний

В мистических переживаниях многие черпают великое вдохновение. Для тех, кто ведет обыденный образ жизни и далек от духовных троп, мистические переживания могут на всю жизнь остаться высочайшими взлетами; для тех, кто идет по духовной стезе, переживания эти могут превратиться в источник веры, дающий силы двигаться вперед. При верном понимании они наполняют спокойствием и свежестью даже самые трудные жизненные обстоятельства.
   Духовные переживания как проблески высшей действительности
Вероятно, наиболее распространенным доводом в пользу важности мистических переживаний является то, что они приоткрывают двери более широких возможностей, становятся мощной побудительной силой, выводящей на духовный путь. Большинство людей вырастает в обществе, лишенном настоящей духовности, и потому мистические переживания, вызывающие ощущения чуда и озарения, могут послужить отправным толчком, вдохновляющим личность на развитие.
Долгое время я думала, что духовные переживания как-то связаны с чем-то вне меня, чем-то таким, что больше меня. В конце концов я поняла, что это может быть и так, но вовсе не обязательно.
                                                                                                       Кристина Гроф

Интересно, однако, что многие люди — особенно представители тех духовных традиций, где важность мистических переживаний как признаков развития вообще не подчеркивается, — нередко даже через много лет упорной работы не испытывают таких мощных переживаний, какие случаются в первое время после вступления на духовный путь.

Арно Дежарден отмечает:
В начале пути происходят порой такие замечательные переживания, с какими не сталкиваешься впоследствии долгие годы. Мне доводилось наблюдать за людьми, которые медитировали в первый раз и никогда прежде не сидели спокойно, обратив внимание внутрь себя. Первый день часто становился незабываемым, а потом сходных переживаний приходилось ждать месяцами, годами.

Пути Господни неисповедимы, но, быть может, таков Божественный план: в самом начале духовного пути подобные переживания часто необходимы. Опыт первой влюбленности пробуждает чувство искреннего почтения к любви и нередко воспитывает в человеке самоотдачу, которая требуется для более зрелой, настоящей любви и близости. Сходным образом, мистические переживания рождают ощущение чудесности и непреодолимую тягу следовать по духовному пути. Эта увлеченность вызывает готовность заплатить любую цену и делать все необходимое для того, чтобы погрузиться в подлинно духовную жизнь.

Духовные переживания рождают и возрождают веру

Многие люди никогда не переживали мимолетных видений Бога или Истины. Если же это случается и они готовы признать испытанное достоверным, в них может пробудиться давно забытая либо вовсе никогда не ощущавшаяся вера. Говоря об этом, Сан Хуан де ла Крус восклицает: «Столь глубоко услаждают прикосновения Божьи, что одного из них уже довольно, чтобы возместить все муки этой жизни, пусть и нет им числа ».

Ролевая свои защитные рубежи или болевые пороги, человек нередко испытывает те или иные духовные переживания и действительно может соприкоснуться со скрытой в нем целостностью, с духом.
                                                                                                       Кристина Гроф

В борьбе и страданиях повседневности искренняя вера становится редким даром. Мистические переживания можно считать ценными уже потому, что они вызывают веру. Не будь у нас подобных мимолетных прозрений — дорожных указателей, подтверждающих, что высшая действительность и в самом деле существует, — духовный путь оказался бы неприметной тропой со всеми вытекающими из этой запущенности тяготами и опасностями.

Духовные переживания оставляют след в подсознании

Духовные переживания остаются в подсознании в виде воспоминаний, впечатлений. Они словно на время «пробуждают» человека, напоминают ему о давно забытых знаниях, которые по-прежнему кроются где-то в глубинах души. Подобные воспоминания вызывают у духовных учеников немало трудностей, так как многие судорожно цепляются за них, удерживают силой. Для других периодические воспоминания о мистических переживаниях служат неисчерпаемым источником воодушевления.
В «Книге о просветленных учителях» Эндрю Роулинсон иллюстрирует эту мысль пересказом беседы между Гурджиевым и его учеником Бенне:
После разговора об острейших переживаниях Бенне, Гурджиев сказал: «...Случившееся сегодня — предвкушение того, что станет возможным потом. До сих пор ты знал об этом лишь в теории, а теперь испытал на своем опыте. Но человек, ощутивший Реальное, несет особую ответственность за то, как строит свою жизнь».
Безусловно, мистические состояния ничего не значат сами по себе лишь потому, что они мистические. Но высшие из них указывают в направлениях, к которым устремлены религиозные чувства людей, даже не имеющих с мистикой ничего общего.
                                                                                                        Уильям Джеймс

Разумеется, большая часть людей, испытавших такие переживания, не торопятся нести за них ответственность. В некоторых случаях ответственность для них — слишком тяжкое бремя. Таким образом, они просто прячут от самих себя эти воспоминания, а вместе с ними и ощущение их истинности. Но есть и другие, кто впитывает пережитое, делает его частью себя, — и этот опыт оказывает продолжительное влияние на всю их жизнь.

Всегда ли мистические переживания служат трансформации?

Слова о непременном преображающем воздействии какого-либо переживания означают, что оно само по себе вызывает некие объективные перемены. В целом, духовные традиции склоняются в этом вопросе к одной из двух точек зрения. Трансцендентная школа мышления полагает, что опытное постижение просветленности чрезвычайно важно, так как помогает возвыситься над крошечным «я»; школы имманентные занимают прямо противоположную позицию, согласно которой просветление выражается в обыденной жизни и, следовательно, далеко не всегда связано с определенным набором переживаний.
Большая часть духовных наставников, тяготеют скорее к имманентным, а не трансцендентным взглядам. За долгие годы преподавания они тысячи раз становились свидетелями того, как ученики испытывали мистические переживания, но жизнь их после этого менялась далеко не всегда.
Впрочем, даже в рамках имманентного подхода можно выделить по меньшей мере три взгляда на важность мистических переживаний: одни говорят, что эти переживания либо не имеют значения, либо их опасности перевешивают возможную пользу; другие относятся к ним равнодушно — обычные переживания, не лучше и не хуже других — и вообще не уделяют им внимания; наконец, третьи утверждают, что преображающая ценность таких переживаний зависит от того, как воспринимает их сам человек.

То, что отличает подлинную трансформацию, — это некий сухой остаток таких мистических переживаний, делающий данного конкретного человека более зрелым — то есть более мудрым, более умиротворенным, более способным правильно реагировать на обстоятельства, более благородным, сострадающим и так далее.
                                                                                                              
                                                                                                       Ли Лозовик

Бернадетта Роберте, автор ряда книг о духовности, относится к мистическим переживаниям с большой осмотрительностью — и не столько к самим по себе переживаниям, сколько к тому, как их воспринимают люди:
...Эти переживания ничем не способствуют состоянию единения, и потому для духовной жизни бесполезны. Мы к ним не тянемся, не думаем о них, они нам просто не нужны. Главным образом, нас беспокоит, чтобы они не подменили служение Богу служением самому себе. Мы зашли слишком далеко, чтобы цепляться за свои «ощущения». Жизнь в единстве — это умение жить в согласии с самой жизнью; с мимолетным блаженством и райским восторгом, какими бы приятными они ни были, это совсем не связано.
Подавляющее большинство ныне живущих людей испытывали мистические переживания, однако те не оказали на них какого-либо существенного трансформирующего воздействия. Судя по всему, преображающую ценность подобным переживаниям придает не то, как мы их толкуем или пытаемся использовать, а как вообще к ним относимся. Оптимальное применение мистических переживаний заключается в том, чтобы соотнести полученные озарения со своими отношениями к самой жизни.

Учитель дзэн Шарлотта Йоко Бек резюмирует:
Сейчас во многих религиозных традициях, и, в частности, в традиции дзэн, огромное внимание уделяется так называемым «прорывам», духовным переживаниям. Подлинные переживания озаряют душу проникновением в неизменное — природу самой жизни, основополагающее единство мира. Я, однако, заметила (многие из вас тоже это знают), что одних только переживаний еще не достаточно. Они могут принести пользу, но не стоит придавать им слишком большое значение, иначе они станут преградой... По-настоящему важна ежесекундная работа над тем, что причиняет тебе боль, пугает или вызывает отвращение — будь то сложности в отношениях с коллегами, семьей или близкими людьми. До тех пор пока в твоей практике не наступит момент, когда ты с полным спокойствием относишься ко всему, мистические переживания, вообще говоря, бесполезны.
Предположение о том, что некто способен добиться серьезного проникновения в условия собственного существования без понимания того, что значит быть настоящим человеком и жить состраданием, возвращает нас к вопросу о смысле просветления.

Зрелый человек — это тот, кто избавился от всего; что побуждает его к стяжательству, алчности, пристрастию.
                                                                                    Ли Лозовик

Можно ли назвать просветлением постижение природы действительности, пусть даже долговременное? Сводится ли окончательная свобода только к освобождению самого себя — либо просветление подразумевает нечто большее?
Мари-Пьер Шеврье говорит, что мистические переживания преображают, когда выводят за рамки наших личных желаний в сферу бескорыстного самопожертвования.
Мистические переживания преображают, когда ведут к полной капитуляции: уже не «мы» что-то делаем, все делается лишь посредством нас. Это не означает, впрочем, что в любом, кто испытал нечто подобное, не остается никакого сопротивления; ему по-прежнему приходится работать над остатками эгоистичности, и все же после таких переживаний он помнит предчувствие настоящей самоотверженности.
Мы, люди, видим в себе самостоятельные личности, которые борются за выживание. Все, что происходит в нашей жизни, мы толкуем так, словно это случается только для нас и вокруг нас. Мистические переживания мы считаем ценными, если они приятны для нас, либо указывают на наши продвижения по духовному пути, либо самим фактом своего появления подразумевают, что мы — хорошие ЛЮДИ. Именно так воспринимает действительность ничем не прикрытое эго. Большая часть людей едва ли задумается о том, что их переживания могут иметь и самостоятельную, независимую ценность, быть преображающими в некоем всеобщем смысле, то есть видоизменять и приводить в действие силы, какие мы не в состоянии даже вообразить.

Переживания могут быть преображающими сами себя и сами по себе, однако если не извлекать из трансформации пользы, она будет представлять чисто академический интерес.
                                                                                                             Ли Лозовик

Но если подобные переживания и вправду имеют самостоятельные преображающие свойства, то мы, вероятно, никогда не сможем постичь их истинную ценность, поскольку эта трансформирующая значимость, вполне возможно, лежит за границами наших самосоотнесенных представлений о том, чем они хороши именно для нас.

Отношение к мистическим переживаниям и явлениям: позвольте им быть

Особенность мистических явлений заключается в том, что они пребывают за границами обычных человеческих переживаний, за пределами нашей власти и досягаемости. Большая часть таких явлений происходит тогда, когда человек — пусть даже на мгновение — отступает от привычных форм управления своей жизнью и передает чему-то внешнему власть над всем полем своего восприятия. Но, по иронии судьбы, стоит таким переживаниям проявиться, как человек прежде всего пытается взять их под свое руководство.
Сэнсэй Дэйнан Генри предлагает не стараться управлять своими переживаниями и просто ощущать все, что происходит:
Возникает переживание — и ты просто ощущаешь его. Если тебе хорошо, ты чувствуешь счастье, но в духовной практике таким чувствам не следует потакать. Не стоит за ними гнаться, втягиваться, удерживать случившееся, цепляться за него. Да, это радость, а уже в следующий миг — печаль. Если стало грустно, плачь. Не отрицай своих чувств, не отгоняй их, но в то же время не втягивайся, не подпитывай их мыслями и индулъгированием. Испытай все до конца, а потом вернись к своей жизни. Твоя жизнь — это все, что ты делаешь.

По существу, вопрос стоит так:
имеет ли опыт какую-либо ценность?

 Испытываем ли мы благодаря ему большую потребность искать убежища в Абсолюте, или же он тешит эго, ослабляя эту потребность?
                                                                                                          Рик Льюис

Люди убеждены, что, властвуя над своими ощущениями, извлекают из них наибольшую пользу, и потому чаще всего не только устраивают «короткое замыкание» тем переживаниям, которые, по их собственным заверениям, хотели бы продлить, но и сужают полноту выражения всех своих переживаний. Если личность способна не тратить силы на управление ощущениями, у нее появляется дополнительная энергия и сосредоточенность, необходимые для более полного восприятия всей жизни, а не только ее отдельных граней.

Кэплэн, Марианна. На полпути к вершине.