Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Шри Шанкарачарья





Шанкарачарья (Шри Ади Шанкарачарья или «первый» Шанкара), знаменитый интерпретатор или комментатор священных писаний индуизма, особенно Упанишад или Веданты, оказал глубокое влияние на рост и становление индуизма в целом. Он выступил в качестве защитника величия Вед в ту эпоху, когда индуизм, в известном смысле, переживал трудные времена, и был самым знаменитым проповедником философии адвайты, возродившем, по мнению многих, ведическую Дхарму и вернувшем адвайте-веданте утраченную ею высоту.

Шанкара, известный как Бхагаватпада Ачарья (букв. «гуру, пребывающий у стоп Господа»), помимо того, что он «обновил» писания, очистил ведическую религиозную практику от излишеств ритуализма и представил доктрину монизма.

Шанкара родился в брахминской семье в районе 778 г. до Р.Х. в деревне Калади на берегу реки Пурна (в наши дни Перияр) в южноиндийском штате Керала. Его родители, Шивагуру и Арьямба, долгое время оставались бездетными, и рождение Шанкары было для пары очень радостным событием. Согласно легенде, Арьямбе явился Господь Шива, который пообещал женщине, что родится в качестве её сына.

Шанкара оказался очень способным ребёнком и «эка-шрути-дхарой», способным запомнить услышанное лишь один раз. В своей местной гурукуле он овладел знанием Вед и шести Веданг, и был способен обширно цитировать эпосы и Пураны. Кроме того, Шанкара изучил философские доктрины различных сект и был кладезем философского знания.

Шанкара проповедовал философию монизма, адвайта-веданту, по всей Индии. Суть доктрины состоит в утверждении тождества индивидуального и универсального «я» и признании универсального «я» единственной реальностью. Согласно адвайте, «я» есть «Брахман» (ахам бахмасми) и «бахман сатья, джагат митхья» («реален лишь Брахман, тогда как мир феноменов иллюзорен»). Феноменальный мир, хотя и предстаёт независимой реальностью, в конечном счёте, идентичен Брахману. Благодаря практике, человек может избавиться от эго и дуалистического мировосприятия.

Согласно Шанкаре, существуют три измерения реальности: парамартхика сатта (Брахман), вьявахарика сатта (эмпирический мир) и пратибхашика сатта (реальность).

Невежество или авидья служит причиной того, что Брахман (универсальное «Я») воспринимается как ограниченное «я». Для осознания ограниченного «я» в качестве универсального «Я» необходимо духовное знание (джнана). По мнению Шанкары, бхакти, йога и карма достигают своей кульминации в подобной джнане, благодаря которой сознание очищается и становится возможным восприятие тотального божественного Начала.

Свои философские взгляды Шанкара изложил в комментариях к различным писаниям. Считается, что все комментарии были написаны ачарьей в пору юности, когда ему не исполнилось и шестнадцати. Из литературных трудов Шанкары выделяются его комментарии к Упанишадам, Брахма Сутрам и Бхагавад Гите. Комментарии к Брахма Сутрам (Брахмасутрабхашьям) рассматриваются как важнейший труд Шанкары, наряду с «Бхаджа Говиндам», поэме на санскрите, в которой превозносится преданность Кришне.

Шри Шанкарачарья основал четыре Матха, монастырских центра, в четырёх районах Индии. Главами этих центров стали монахи-ученики Шанкары. Последователи этих Матхов представляют собой самое крупное аскетическое сообщество в рамках индуизма и делятся на десять основных групп: Аранья, Ашрама, Бхарати, Гири, Парвата, Пури, Сарасвати, Сагара, Тиртха и Вана.

Каждый из Матхов ассоциируется с определённой Ведой: Джйотир Матх в Бадринатхе в Северной Индии – с Атхарва Ведой; Шарада Матх в Шрингери на юге Индии – с Яджур Ведой; Говардхан Матх в Джаганнатха Пури на востоке Индии – с Риг Ведой, а Калика Матх в Двараке на западе Индии – с Сама Ведой.

Предание утверждает, что Шанкара покинул этот мир в Кедарнатхе в возрасте всего лишь тридцати двух лет.