Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Медитация - что это такое?

История термина

Слово «медитация» происходит от латинского meditatio, точнее от глагола meditari, который означает «обдумывать», «мысленно созерцать», «вырабатывать идеи». Слово медитация в католичестве - означало размышление над тайнами веры и Св Писанием, осмысление текста.
В Ветхом Завете хага означает не только шептать, но и размышлять, умственно созерцать. Когда Тора была переведена на греческий язык, слово хага было переведено как melete. В латинской Библии слово хага / melete было переведено как meditatio. Использование термина meditatio применительно к одной из частей поэтапного процесса мысленного созерцания впервые встречается у монаха Гиго II в XII веке. Четыре части этого процесса были определены с помощью латинских терминов lectio, meditatio, oratio и contemplatio (переводятся как читать, размышлять, молиться, созерцать).
Старейшие ссылки на медитацию содержатся в Библии, датированной около 1400 года до н.э.
Другое раннее упоминание практик, которые по своему смыслу соответствуют тому, что мы вкладываем в понятие «медитация» (термин «дхьяны») можно найти в индуистской традиции ведантизма около 15-го века до н. э. Примерно с 6-го по 5 вв до н. э. различные формы практик, которые мы сегодня называем «медитацией» были созданы в даосизме в Китае и буддизме в Индии.
На западе, в 20-м году до н. э., Филон Александрийский писал о форме «духовных упражнений» с участием внимания (prosoche) и концентрации, а в третьем столетии Плотином были разработаны такие техники.
В Китае, Сутра Вималакирти, датируемая 100 годом н. э. включает ряд упоминаний техник медитации дзэн-буддизма. В 653 году первый зал для медитации был открыт в Японии. Возвратившись из Китая около 1227 года, Догэн написал инструкцию по дзадзэн.
К 12-му веку в практику суфизма были включены техники медитаций и его последователи начали практиковать контроль дыхания и повторение святых слов.
Западная христианская медитация берет своё начало в шестом веке в практике чтения Библии среди монахов-бенедиктинцев, называемой Lectio Divina, то есть божественным чтением. Она получила дальнейшее развитие у святых 16-го века, таких как Игнатий де Лойола и Тереза Авильская.
Исследования медитации начались в 1931 году, научно-исследовательский интерес резко увеличился в 1970-е и 1980-е года. К началу 70-х годов на английском языке было сделано более тысячи исследований по медитации.

Какой смысл вкладывается в понятие медитация

Для того чтобы понять суть техник медитации, нужно рассмотреть – кто и для каких целей эти техники использовал. Медитации – это техники, которые практиковались в рамках эзотерических традиций – т.е. медитации являлись и являются методами постижения скрытых знаний и опыта (связанных с познанием мира, неявных, сложных для понимания, недоступных для обычного социального человека) в духовных школах. Цель техник медитации – духовное развитие человека. Для того чтобы разобраться – что такое духовное развития или по другому – развитие «духа», нам нужно понять – что такое «развитие» и что имеется в виду под категорией «дух».
Развитие – это процесс усложнения системы.
Теперь разберем категорию «дух», «духовный». Согласно первоисточникам по йоге, «человек» - это сложная система, в которую входит не только физическое, но и другие, более «тонкие» тела. После смерти физического тела, часть из этих тел разрушается (эфирное тело – энергия в физическом теле, которая делает его «живым», которая ощущается как «жизненность», «витальность» человека; астральное тело – тело эмоций и чувств; ментальное тело – жизненные ценности человека, через призму которых он видит мир и на которые он опирается, а также способность мыслить), а некоторые тонкие тела остаются и вместе составляют «душу» или «духовную» часть человека. «Душа» через жизнь в теле (а точнее – проживая жизни в разных физических телах), получает новый опыт и познает разные грани мира. Т.е. сама концепция «духовного развития» ставит во главу угла значимость опыта «души» и опирается на то, что есть нечто большее, чем текущая человеческая жизнь с ее «достижениями», «проблемами» и т.п. Смысл жизни при этом меняется кардинальным образом, а именно – все, что происходит с человеком – существует для познания нового. Есть такой санскритский термин «лила» - означающий «божественную игру», в которой весь мир рассматривается как игра духа, облаченного в разные формы и раскрывающего таким образом разные грани себя. Для того чтобы развитие стало «духовным», необходимо осознание человеком чего-то большего, чем ценности и мотивы в рамках человеческой жизни. Это происходит постепенно – через осознание ценностей, которые больше чем та роль, которую ты играешь сейчас.
Таким образом, духовное развитие – это осознанный процесс усложнения и расширения опыта души. А медитации – это практики, которые используются как для того, чтобы человек начал этот путь, так и в процессе самого духовного развития.
Разберем подробнее критерии, по которым мы можем отличить медитацию:
- расширение сознания – увеличение степени осознанности (которое меняет мотивы и ценности человека, а также его эмоциональную составляющую) – то что раньше было скрыто в бессознательном – покрывается сознанием, человек начинает видеть и чувствовать новые элементы в мире, которых он до этого не замечал; тот мир, который он воспринимал, становится частью системы большего масштаба, одним из вариантов восприятия, имеющим свои плюсы и минусы, свои причины и следствия.
- то, что было осознано – становится основой нового этапа жизни человека. Медитация меняет физический мир, в котором живет человек – образ жизни, отношения с людьми, решения, поступки и т.д.
- более целостное состояние. Та проблемная ситуация, в которой находился человек до практики, перестает быть проблемной (то, что раньше было «драмой» и «сложностью» - теперь часть «игры», в которой ты – познающий, фрагмент, который был для чего-то нужен). То, что раньше ослабляло и было некомфортным (физически, эмоционально), наоборот, начинает подпитывать. Человек видит новый выход из ситуации, который более логичен, менее энергозатратен, ранее был недоступен или не виден.
- появление внутреннего права на новый способ поведения – увеличение степеней свободы с одновременным увеличением ответственности и опоры на себя.

Этапы освоения практик медитации, кризисы на этом пути и выход из них

Т.к. основная цель техник медитации – духовное развитие человека, можно выделить две большие группы медитативных техник. Первая группа медитаций – это своего рода инициация на новую точку зрения – приход к идее духовного развития. Вторая группа медитаций – это уже сознательное духовное развитие. Задачи первой группы медитаций – увеличить уровень осознанности человека, привести его эмоциональную сферу в адекватное состояние, помочь человеку сделать важный шаг – взять ответственность за свою жизнь. Здесь практикующий сталкивается со множеством кризисов, связанных с переходом от видения мира на уровне следствий, от готовых ответов – к познанию мира на уровне причин, видению связей и поиску собственных ответов на вопросы. В этом смысле медитация – это всегда поиск собственного ответа на вопрос, на который никто кроме тебя ответить не может. И начиная искать этот ответ – ты не знаешь к чему придешь. А когда ты находишь ответ – он меняет тебя. Задача второй группы медитаций – более сложных – сделать осознанной эмоциональную сферу, процесс мышления и приобретения опыта душой – умение сознательно погружаться в разные процессы, познавать их, разотождествляться с ними и делать выводы из всего этого – расширять сознание – видеть мир в новых аспектах. Первая группа медитаций дает постепенное внесение в мир «человеческих» ценностей чего-то большего, чем ты сам. Вторая группа медитаций рассчитана на то, что человек уже осознает себя, как нечто большее.
Если рассмотреть практики медитаций более подробно, можно выделить:
- вспомогательные практики, формирующие мотивацию – как грамотно начать практиковать, преодолев защитные механизмы психики
- предварительные практики, стабилизирующие психику – они формируют «внутренний стержень», который в дальнейшем дает опору
- практики управления вниманием – увеличивают уровень осознанности человека и дают более целостное состояние
- практики осознавания – на них базируется процесс духовного развития человека

1.Формирование мотивации на практику.
    Проблема перехода от теории к практике.

«Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге,
должны быть вызваны противоположные мысли.»
Йога-сутра Патанджали

В тибетской системе медитаций (см. «Ламрим Ченмо») существует классификация ошибок, через которые проходит практикующий. К каждой из ошибок существуют ключи, для их преодоления. И самые первые ошибки именуются – «3 вида лени». Первый вид лени - «я не могу» - завязанный на заниженную самооценку, сомнения, отсутствие доверия к себе и к практике. Преодолевается эта ошибка через открытость и доверие к учителю и к практике, которую он дает. Второй вид лени - уход в другие дела – преодолевается через формирование состояния вдохновения. Т.е. практика должна заинтересовать, «зажечь» человека. И третий вид лени - апатия – преодолевается через формирование состояния энтузиазма. Т.е. желание решить проблему, наработать новое качество, должно стать значительно важнее, чем дискомфорт от тех «сложностей», через которые нужно перешагнуть.
В «Йога-сутре» Патанджали мы видим следующие строчки: «Болезнь, умственная ленность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие /путь/ препятствия». К формированию мотивации на практику и помехам этому процессу отнесем – «болезнь, умственную ленность, сомнение, апатию». Патанджали очень похоже описывает первые препятствия на пути, добавляя к ним болезнь (цитата из «Йога кундалини упанишады»: «столкнувшись с болезнями, йог который боится их, говорит – причина моих болезней - практика Йоги. Это первое препятствие в Йоге»). «Ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты» отнесем к следующим этапам освоения медитации и препятствиям в этом процессе.
Продолжение цитаты из «Йога кундалини упанишады»: «Второе препятствие – сомнение в эффективности йогической практики. Легкомыслие или смятение ума – третье препятствие. Безразличие или лень – четвёртое препятствие. Сон – пятое препятствие, а шестое – привязанность к чувственным объектам. Седьмое препятствие – ошибочное восприятие или заблуждение. Восьмое – привязанность к мирским делам. Девятое – недостаток веры. Десятое – неспособность познать истинность йоги.» «Сомнение в эффективности йогической практики» и «недостаток веры» - препятствия, сопоставимые с первым видом лени в тибетской системе ошибок. «Легкомыслие и смятение ума» - как неспособность человека задуматься глубже, желание найти быстрый ответ на вопрос, найти решение проблемы без усилий. «Безразличие или лень» - сопоставимо с третьим видом лени в тибетской системе. Пятое, шестое, седьмое и десятые препятствия отнесем к следующим этапам освоения медитации. «Привязанность к мирским делам» сопоставимо со вторым видом лени в тибетской системе.

Йога – это система осознанного развития личности, т.е. человек может начать практиковать, только приняв самостоятельное решение. Большинство людей принимает решения исходя из своего текущего эмоционального состояния, импульсов, смысла которых они не осознают, делая тем самым свой выбор на автомате, так как текущий эмоциональный импульс уже определяет решение человека. «Йога сутра» Патанджали опрелеляет йогу так: «Йога есть удержание материи мысли /читта/ от обличения в различные образы /вритти/. В это время (в состоянии удержания) Пуруша (Внутренний Наблюдатель, истинное «Я» человека) покоится в своем собственном /естественном/ состоянии. В остальное время /вне сосредоточения/ Пуруша сливается со своими видоизменениями (истинное «Я» растворяется в играемых человеком ролях, состояниях и представлениях о себе)». Т.е. человек, который практикует йогу, становится необусловленным теми эмоциями и ролями, которыми обусловлено большинство людей и имеет возможность принимать решения осознанно (цитата из «Виджняна Бхайрава тантры»: «Как только явится импульс что-нибудь сделать – остановись.» - это по сути медитативная практика на осознание мотива к действию, к принятию решения).
Переход от теории к практике медитаций еще до начала практики, связан с необходимостью первого духовного шага – переходом от состояния жизни «на автомате», к попыткам задуматься и отслеживать свои состояния и их причины. А способность задуматься, мотив к практике, возникает с одной стороны в момент, когда человек видит в практике возможность решения проблемы, возможность реализации своих желаний, целей, с другой стороны, в момент, когда у него появляется искренний интерес к получению новых знаний и опыта.
Первое препятствие, которое мешает человеку начать практиковать, определим как столкновение потребности к изменению и защитных механизмов психики. Сюда относятся в частности: лень, отсутствие доверия к практике, апатия, сомнения, страх перед практикой, нежелание задуматься и взять ответственность за решение проблемы. Нужно выбрать – попробовать или не попробовать новый опыт. И к тому чтобы все-таки попробовать, человека может побудить или сильное желание что-то поменять в своей жизни, или искренний интерес к новому. И то и другое человек сначала должен осознать. В этом смысле, человек должен «созреть» для практики, должен сам увидеть важность изменения себя. Такую возможность может дать Учитель или духовная Школа, которые сначала показывают ученику перспективу развития и новые аспекты мира, которые ученик сам не в состоянии увидеть, показывают возможность решения проблем и возможность увидеть свои истинные желания, чувства, цели и т.д. – и вдохновляет его на практику. В результате этого, человек осознает, что решение любой проблемы начинается с изменения себя, и это побуждает его к действиям). Если человек еще не осознал важность решения своей проблемы, не почувствовал свое желание, цель в полной мере, у него не будет мотива, чтоб идти через сложности, некомфортные состояния. Сила желания должна быть больше чем сила препятствий, которые перед ним стоят.
Выводы:
- для начала духовной практики, человек должен быть открыт на Школу или Учителя, который эту практику дает. Это дает веру в себя, убирает сомнения и страх перед практикой.
- духовная практика начинается в момент, когда человек допускает, что изменить можно только себя.
- практика должна быть интересна, она должна вдохновлять. А это состояние появляется, когда человек осознает свое истинное желание и понимает что практика – это путь к его реализации. Важность реализации истинного желания дает энтузиазм – т.е. энергию на практику, переход к активных действиям.
- каждый человек развивается со своей скоростью и невозможно заставить его измениться больше, посмотреть на проблему глубже, чем у него на это есть мотив.
- медитативная практика начинается с формирования мотива сознательного выбора и принятия ответственности за собственную жизнь.

2.Предварительные практики, направленные на стабилизацию психики (ее приведение в адекватное для более сложной работы состояние, увеличение уровня осознанности)

В тибетской системе медитативных практик, первые медитации направлены на стабилизацию эмоциональных состояний человека. Это еще не означает, что человек после данных практик научится в совершенстве управлять собственными эмоциями, но уберет наиболее хаотичные состояния сознания и даст возможность от позиции полного погружения и забывания себя в эмоциях, в бытовых проблемах, перейти к позиции, что с любой эмоцией, с любым состоянием можно работать. Человек после предварительных практик знает на своем на опыте, что с эмоциями можно работать (появляется более легкое отношение к эмоциям – видение, что «Я» и эмоции – это разные вещи) и решение любой проблемы зависит от тебя.
В тибетском буддизме есть система из «10 оков», которые в процессе практики «разрывает» человек. Первые 3 из них: «Собственные взгляды и воззрения (замыкание на своей точке зрения); нерешительность и сомнения (закрытое состояние); зависимость от правил морали и религиозных предписаний как самоцели (нежелание взять ответственность за свою жизнь)». После «разрывания» этих оков человека называют «вошедшим в поток», т.е. такой человек, уже начавший практиковать, и взявший ответственность за свой выбор, за право принимать решения, за свою жизнь, уже выбрал идти путем сознательного изменения себя – и практика для него – это суть построения жизни, он опирается на личный опыт.
В тибетской традиции, к предварительным практикам относятся цикл медитаций под названием «4 основы зарождения веры». Причем «веры» не в религиозном смысле, а в смысле доверия к практике. Сюда входят 4 медитации: знаменитая медитация на бренность, медитация на тягостность сансары, медитация на чудо человеческого рождения и медитация на осознание духовного Пути.
Медитация на бренность дает осознание, что каждый миг для любого из нас может стать последним. Человек, проникаясь этим состоянием, понимает, что для него действительно важно, меняет отношение к собственной жизни и к тому, как использовать каждый день. При этом, отношение к мелким бытовым проблемам, которые раньше засасывали и отвлекали, создавали дискомфортные состояния, меняется, и человек начинает обращать свое внимание на то, что ему действительно дорого – становится более искренним. Часть ролей, которые он до этого играл – становится неактуальной.
Медитация на тягостность сансары дает более легкий выход из тех ролей, в которые человек вовлекся, и застрял в них. Кроме того, глубокое понимание сути этой медитации дает осознание, что те страдания и дискомфортные состояния в которые человек вовлекается, это только проблема восприятия человека, которое можно поменять. Кстати, Патанджали по поводу «страдания» пишет следующее: «Связанные со страданием препятствия суть: неведение, ложное самосознание /пристрастие/ отвращение (враждебность) и привязанность к жизни. Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии: скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном. Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не составляющего настоящего "я" за вечное, чистое, счастливое, атман /сущее "я"/. Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения. Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию. Отвращение есть реакция на страдания. Привязанность к жизни проникает самую ее природу и присуща даже мудрому. Посредством размышления (медитации, практики) устраняются видоизменения /вритти/.»
Медитация на чудо человеческого рождения дает осознание ценности тех возможностей, которые у тебя есть – тела, времени, ума, способностей, ресурсов и т.д. Когда человек это осознает, он начинает использовать то, что у него есть, открывает себя по-новому, и становится более внимательным к любым возможностям, ситуациям, к миру в целом.
Медитация на духовный Путь предполагает – выход в состояние практика по жизни. Все четыре медитации выводят человека в состояние жизни настоящим моментом, раскрывают его способности, делают более осознанным, внимательным, а часть хаотичных эмоциональных состояний, которые до этого определяли жизнь человека, уходит или становится более управляемой.
Также к предварительным практикам относится медитация «анапанасати» – «внимание на дыхании», изложенная в «Анапанасати сутре»: «..Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует. Вдыхая коротким вдохом, он знает: " Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует. "Я вдыхаю и осознаю всё моё тело. Я выдыхаю и осознаю всё моё тело". Так практикует он. "Я вдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и всё моё тело становится тихим и мирным." Так практикует он. "Я вдыхаю и чувствую радость (пити). Я выдыхаю и чувствую радость". Так практикует он. "Я вдыхаю и чувствую счастье (сукха). Я выдыхаю и чувствую счастье." Так практикует он. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне." Так практикует он. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и к миру". Так практикует он.» Суть медитации – через концентрацию на процессе дыхания и его выстраивание, научиться подходить с позиции наблюдателя к своему эмоциональному состоянию, успокоить его и сделать более адекватным для дальнейшей практики. Буддисты часто сравнивают сознание с кипящим котлом, в котором мутная вода, которая кипит – олицетворяет эмоции и другие объекты сознания. Задача предварительных практик – уменьшить «силу кипения» и сделать воду более прозрачной – т.е. поработать с эмоциональными состояниями, которые больше всего отвлекают, приносят дискомфорт и закрывают собой более «тонкие» объекты сознания.
В индийской традиции для стабилизации психики использовалась хатха-йога, состоящая из асан (специальных упражнений для тела) и пранаям (дыхательных практик). Гхерандасамхита: «путь Хатха-йоги приводит к плодам Раджа-йоги.» Раджа-йога – по сути это практика медитаций. «Йога-сутра» Патанджали об освоении асан: «Когда овладели сидением, противоположности перестают мешать». И об освоении пранаям: «Этим ослабляется заслонение света читтой. Сознание становится способно к дхаране /практике концентрации и удерживания внимания/.». Гхерандасамхита: «Пранаяма даёт лёгкость». Человек, который научился управлять своим дыханием, через выстраивание дыхания, формирует свое эмоциональное состояние, оно становится более спокойным, легкость в данном случае – как внутреннее качество, означающее увеличение способности к изменениям, постепенное убирание жестких принципов, подвижность ума, более легкое отношение ко всему.

3.Наработка навыка управления вниманием

«Йога-сутра» Патанджали: «Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание сопровождают неудержание сосредоточения (потери энергии при потере актуализации). Для излечения от этого следует упражняться в сосредоточении на одном (концентрироваться только на одном объекте). Дружба, милосердие, радость, спокойствие, делание себя предметом размышления в связи с предметами счастливыми или несчастливыми, добрыми или злыми, смотря по условиям, успокаивают читту.»
Патанджали в своей йога-сутре дает методы достижения состояния медитации: пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи. «Пратьярхара производится посредством отречения органов восприятия от соответствующих им предметов и их контроля сознанием. Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.»
«Гхерандасамхита»: «Пратьяхара – дает покой».
Пратьяхара. Под состоянием пратьяхары мы понимаем навык собирать внимание на одном объекте. С одной стороны – это умение «вынимать» внимание из других объектов, по которым оно «разбросано» и в которых оно часто «застревает», когда человек «забывает себя» в объекте своего внимания – в эмоции, в воспоминании, в образе на который он смотрит, в точке зрения и т.д. С другой стороны – это умение все свое внимание направить в одну «точку», на одну деталь. Обычно человек смотрит на любую деталь мира поверхностно – он выхватывает своим вниманием то, что уже знакомо, на подробное изучение объекта внимания не остается, так как в фокусе всегда присутствует множество объектов, и человек не следит за ходом своего внимания – оно «гуляет» хаотически (человек не осознает где его внимание находится в каждый момент времени). Пратьяхара позволяет это изменить, смотреть на объекты сознательно, и такая «плотность» внимания нужна для того, чтобы увидеть объект медитации более детально. И наиболее ценны здесь новые детали, которые со временем начнет «выхватывать» из общей картины практикующий.
Дхарана. Дхарана – это состояние концентрации, умение удерживать внимание на объекте (не важно, сколько времени на это потребуется).
Т.е. по сути – пратьяхара – это умение перемещать внимание по своему усмотрению, распределять его и регулировать его «плотность», а дхарана – это умение сохранять его стабильность.

В тибетском буддизме после предварительных практик, освоение медитации идет в двух направлениях, которые помогают друг другу – это медитации «шаматха» (не путать с термином «самадхи» в индийской традиции) и «випашьяна». «Шаматха» - по своей сути – это постепенная тренировка в концентрации внимания, которая в итоге дает абсолютно ровное, стабильное состояние, которое человек может удерживать, не напрягаясь, свободно. Это состояние по-другому называют «безмятежность». О медитации «випашьяна» мы поговорим в следующем разделе,
В освоении «шаматхи» буддисты выделяют серию ошибок-кризисов, к преодолению каждой из которых даются ключи. Первую ошибку-кризис, определяемую как различные видоизменения лени, мы разобрали выше.
Следующие кризисы, с которыми сталкивается практикующий – это «забывание объекта медитации», «грубые возбужденность и вялость ума». «Забывание объекта медитации» можно рассмотреть с двух сторон, в разном масштабе времени. С одной стороны, когда практикующий учится удерживать внимание на объекте медитации, возникает проблема – через несколько минут первичное внимание (непрерывное удержание внимания от начала практики – «дхарана») теряется полностью, человек отвлекается от объекта медитации и приходится каждый раз как это происходит, начинать медитацию заново. Это не должно смущать, т.к. это тоже часть практики. Практику медитации можно рассматривать в масштабе одного «подхода», когда человек учится непрерывно удерживать внимание в течение заданного периода времени, а можно рассматривать шире, в том смысле, что практика не заканчивается одним «подходом», а человек учится нарабатывать новое состояние сознания по жизни. И вставая с «коврика», он учится применять свой навык в реальных жизненных ситуациях – удерживать внимание на объекте медитации везде. Поэтому, с другой стороны, «забывание объекта медитации» выражается в том, что человек отвлекается от него и разделяет «практику» и «жизнь». Есть такой кризис в развитии – «синдром коврика», когда человек на занятии уже научился сохранять нужное состояние сознания, а когда занятие заканчивается, он это состояние теряет и не всегда может применить в жизни.
«Грубая возбужденность ума» - это состояние сознания, когда внимание слишком перенапрягается, суетится, совершает много лишних движений в то время, когда эти движения не нужны и нужно просто спокойно и внимательно подождать, наблюдая за происходящим. Из-за того, что внимание слишком быстро двигается, чтобы за ним можно было уследить – человек и теряет из виду объект медитации – слишком большое количество «движений» внимания не вмещается в «оперативную память», не получается их охватить все сразу и не «заблудиться» при этом. Позитивный момент такого состояния – человек может очень ясно что-то увидеть в своем сознании, но это так же быстро пропадает и забывается, т.к. состояние очень нестабильно и быстро переключается с одного объекта на другой.
«Грубая вялость ума» – это обратное предыдущему состояние сознания, когда внимание слишком «заторможено», и каждое его движение дается «с трудом» - это сонливость, «втыкание». В данном случае, объект медитации теряется из-за слишком расслабленного внимания, когда человек вместо того чтобы делать практику, ловит себя на том, просто сидит и ничего не происходит, не хочется «напрягать» внимание и на чем-то его удерживать. Здесь позитивный момент – состояние более стабильно, но ясности нет, все что человек отслеживает вниманием – «размыто», «как в тумане».
В обоих состояниях случается временное «выпадение» сознания из медитации, отключение внимания от объекта медитации, через вовлечение в другие объекты сознания, неумение с ними вовремя разотождествиться. Медитация проходит как бы случайным образом. Каждый раз после потери внимания – практика начинается заново. Человек учится как только ум отвлекается – мгновенно возвращать его обратно, до прочного удержания изначального внимания - прочной установки ума на объекте медитации.
Для устранения ошибок «забывание объекта медитации» и «грубых возбужденности и вялости ума» в качестве ключа, используется наработка внимательности – это и выход в состояние наблюдателя за происходящим в собственном сознании, и отслеживание возможных помех без потери объекта медитации и предельная внимательность к объекту медитации.
В первом случае как дополнительный метод используется – «расслабление» внимания (человек учится избавляться от «лишних движений» и успокаивает внимание, сделать состояние более пассивным, только наблюдать, не стараясь ничего с этим делать), во втором – «напряжение» внимания (добавить активности вниманию, чаще вспоминать о том, что происходит).
Следующая ошибка-кризис – «тонкие возбужденность и вялость ума». Отличие их от грубых – объект медитации уже не теряется полностью. Некоторая часть первичного внимания сохраняется с начала практики и человек в каждый момент отслеживает объект медитации. При «тонкой возбужденности ума» – усилий чуть больше чем надо. При «тонкой вялости ума» - чуть меньше чем надо. Человек в каждый момент понимает, что за практику он делает и на чем удерживает внимание, но небольшая часть внимания все равно отвлекается – как бы параллельно процессу сосредоточения на объекте медитации. Например, человек может что-то вспомнить и часть внимания уйдет в воспоминание, но при этом объект медитации не теряется из виду. Те объекты, на которые внимание отвлекается, уже не такие яркие и затягивающие как в предыдущем случае. Внимание становится более стабильным и управляемым.
В обоих состояниях отклонение внимания замечается быстрее и мягче, и прежде чем сознание полностью ушло от объекта медитации. Происходит постепенный переход медитации от «случайного» на «сознательный» уровень, те детали, которые раньше мешали, теперь начинают отслеживаться, и использоваться.
Ключ, который используется для работы с этой ошибкой – бдительность. Человек учится быть настолько внимательным, чтоб замечать мельчайшие неявные детали происходящего, причем мгновенно. Такое состояние начинает открывать человека на новые аспекты мира, которые до того не воспринимались, не замечались. Это подводит ближе к выходу в метаконтекст, приближает к новому знанию, новой точки зрения, формированию нового взгляда на мир.
При устранении «тонкой возбужденности ума» – возникает состояние умиротворенности. При устранении «тонкой вялости ума» – медитация становится приятна, приносит радость.
Когда человек уже близок к устранению этой ошибки – он применяет еще один ключ - «регулирование силы концентрации». Т.е. практикующий начинает чувствовать – насколько внимание нужно напрячь или расслабить. В результате чего наступает состояние однонаправленного сосредоточения – которое и было целью практики «шаматха» - внимание не отвлекается от объекта и свободно без усилий удерживается на нем.
Не смотря на то, что после прохождения предыдущего кризиса, практикующий овладевает состоянием «шаматха», он сам об этом не подозревает. Т.е. когда сосредоточение уже свободно и не требует усилий, часть внимания все равно продолжает тратиться на отслеживание отклонений от практики, ошибок и т.п. Внимание настолько натренировано, что следующий ключ – отпустить его и выйти в состояние спонтанной концентрации, при этом включается состояние интуиции и доверия к себе, происходит выход в состояние дхьяны. Состояние спонтанного сосредоточения характеризуется «блаженной податливостью тела» (комфорт от любой позы – становится понятным о чем писал Патанджали, когда описывал асану, как удобную и устойчивую позу – через работу с телом, человек достигал состояния – аналога буддийской «шаматхи» как одного из критериев правильной работы в асане – у нас в данном случае ситуация обратная) и «блаженной податливостью ума» (спонтанная концентрация).

4.Наработка навыка изучения объекта медитации

«Йога-сутра» Патанджали: «Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана. Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.».
«Гхерандасамхита»: «Дхиана – восприимчивость своей Сущности. Самадхи даёт неокрашиваемость.»
Дхияна. Состояние «дхиана» - это процесс познавания объекта медитации. И познавание это происходит через выход в метаконтекст по отношению к той точке зрения, с которой начиналась практика медитации. Если человек осваивает состояние дхианы по отношению к данному объекту медитации, выход в метаконтекст происходит много раз, на протяжении всей медитации. Это можно сравнить с процессом, когда человек постепенно проникает во все новые и новые детали объекта медитации и каждый раз при этом картина мира становится шире, новые детали встраиваются в новую систему видения мира. Другой критерий состояния «дхианы» как познания – это выход из иллюзий, в которых человек находился на момент начала медитации. Новое знание, которое приносит дхиана, новые детали объекта медитации, до этого незамечаемые, открывают реальность – человек начинает все больше и больше видеть действительно то что происходит, а не то, что он себе придумал. Причина попадания в иллюзию – когда сознание небольшое, человек воспринимает только очень маленький сегмент мира, а все остальное «достраивает» или думает, что мир и есть этот маленький фрагмент, который доступен для восприятия. Дхиана расширяет сегмент мира, видимый человеком, и прошлая точка зрения становится частью новой, более сложной и связной системы. В этом смысле, перевод «Гхерандасамхиты», что «Дхиана – это восприимчивость своей Сущности», как раз и показывает, что дхиана постепенно открывает перед человеком мир, себя самого как часть мира – настоящие. Человек постепенно все глубже познает суть вещей и становится более искренним, познает свои истинные желания и свое место в мире. Происходит это следующим образом – новое знание, видение новых деталей в предмете медитации – это уже новый взгляд на мир, и человек начинает и на все остальные вещи внутри и вокруг себя смотреть уже по-новому. В этом смысле дхиана не только расширяет сознание человека и тот мир который он видит, но и меняет все его составляющие, всю его жизнь, потому что любую вещь человек начнет теперь смотреть с учетом осознания.
Дхиану можно определить как способность осознавать или способность непрерывного выхода в метаконтекст. В этом смысле, можно говорить о «глубине дхианы» как о способности видеть в новом знании меньшее или большее количество деталей и связей между ними. «Глубина дхианы» - это способность погружаться в осознание и осознавать снова и снова, не останавливаясь на первой же новой детали, которая поменяла твою точку зрения. Один метаконтекст при этом сменяется другим, еще более широким, воспринимаемый мир непрерывно становится все больше и больше.
Самадхи по сути – это состояние «внутреннего наблюдателя». Когда человек смотрит на мир через призму эмоций – мир всегда «окрашен» тем состоянием, в котором находится человек. И когда человек нарабатывает навык в конкретной ситуации не только осознавать свои эмоции, но и находиться в состоянии наблюдения за ними – он только спокойно наблюдает за происходящим, видя его смысл и не вовлекаясь. Состояние достигается, когда человек ранее уже много раз вовлекался в данный класс ситуаций, он может себе позволить быть как «внутри» ситуации («в эмоции»), так и «снаружи». И он может пребывать в этих двух позициях, не отдавая особое предпочтение ни одной из них. Самадхи – это состояние некритичного спокойного созерцания происходящего и восприятие сути происходящего. Это происходит не на уровне осознания, осознавать уже ничего не надо – реальность и так видна.
Медитация «Випашьяна» в тибетском буддизме - это практика проникновения в детали объекта медитации, которая позволяет его исследовать, анализировать и познавать. Освоение «випашьяны» - сложный процесс, состоящий из разных видов проникновения и системы методов проникновения. Труд «Ламрим Ченмо» различает разные методы «проникновения» (пути исследования объекта медитации) - например, различение «характеристик» объекта медитации, вникание в их суть, их анализ как таковой. Исследование в медитации может производиться по отношению к разным видам объектов: проникновение в смысл слов, в явления, в позиции (точки зрения), во время (взаимосвязи), в логические принципы и др. (это тема для отдельной статьи). Т.е. медитация «випашьяна» представляет из себя развернутый анализ объекта медитации, затрагивающий все большее количество новых деталей, связей между ними, приносящий глубокое понимание объекта исследования – новое знание, выход в метаконтекст. В процессе анализа объекта медитации, возникает состояние, которое в индийской традиции называют «дхияной» - это составная часть данной медитации, однако, методы, приводящие к осознанию не во всем совпадают с методами Патанджали.

Мифы о медитации

Миф 1. Визуализация является медитацией.

Суть мифа – представляя образ, себя в виде образа и т.д. человек думает, что занимается медитацией.
Визуализация. Существует большое количество реальных медитативных техник, которые используют визуальные образы, например техники работы с каналами, медитации на идам (визуализация божества и слияние с ним). Одновременно с этим, существует множество современных псевдомедитативных техник, которые предлагают представить себя в каком-либо приятном месте, дабы расслабиться и избавиться от неприятных состояний, просмотреть видеоролик под названием «медитация …» с предложением провести таким образом сеанс медитации, представить входящую в тело энергию разных цветов и т.д. Отличие первой группы техник от второй заключается в том, что в первом случае помимо образов, цветов и т.п. визуальных элементов практикующему дается ключ (что нужно делать помимо визуализации и как ее делать правильно, чтобы прийти к состоянию медитации) и критерии того, что практика получилась. Каждый образ в таких техниках является ключиком, через который достигается нужное состояние сознания. При этом у практикующего есть понимание – что за практику он делает, как она работает, для чего нужен каждый из элементов, каковы возможные ошибки и как проверить - работает ли практика. А во втором случае, основная часть этих деталей «опускается» и оставляются на волю фантазии практикующего. Т.е. человек не понимает до конца – что он делает и как проверить – есть ли результат.
Вывод: в освоении медитации существуют методы, использующие визуализацию. Но сама по себе визуализация медитацией не является. Визуализация – это один из вспомогательных методов в практике медитаций.

Миф 2. Тренировка внимания является медитацией

Суть мифа – концентрация внимания и есть медитация.
Тренировка внимания. Методы тренировки внимания нужны для освоения медитации и все медитативные техники их содержат. Для того чтобы понять этот миф и его заблуждения, нужно обратиться цели практики медитаций – а это в первую очередь осознанность. Психика человека включает сознательную составляющую – это совокупность психических процессов, которые человек «видит» внутри себя, понимает их смысл и может управлять их течением; и бессознательную составляющую – это те процессы внутри психики, которые происходят вне фокуса внимания человека. И те и другие процессы влияют на внутреннее состояние и поведение человека. В первом случае, человек сам выбирает форму поведения, понимает зачем она, к чему приведет и сам делает обдуманный и ответственный выбор. А во втором случае, выбор делается «на автомате», человек совершает действия, испытывает эмоции, но он не может никак повлиять на ситуацию и не понимает почему было принято то или иное решение. Достижение состояния осознанности в медитации предполагает, что часть тех психических процессов, которые раньше человек не замечал, он начинает видеть, понимать и влиять на их ход. Т.е. сознательная составляющая при этом расширяется – внутренний мир становится больше. Если просто сконцентрировать внимание – например сделать известное упражнение «тратак» - собрать внимание на точке, при этом не происходит расширение сознательной составляющей. Т.е. в случаях, когда происходит подмена понятия «осознанность» на понятие «внимательность», теряется важный элемент, который и является основным критерием медитации – расширение сознания.
Вывод: концентрация и тренировка внимания – это подготовительные техники для освоения медитации.

Миф 3. Пребывание в неподвижной позе является медитацией.

Суть мифа – если человек сел в лотос (или подобное лотосу положение «для медитации»), закрыл (или в некоторых случаях не закрыл) глаза и длительно пребывает в этом положении – это медитация.
Пребывание в неподвижной позе. Многие техники медитации используют неподвижное положение тела. Как правило это положение с прямой спиной и достаточно расслабленным телом, используются специальное положение ног (как для удобства – на скамейке для медитаций, так и с целью замкнуть каналы нужным образом) и рук (использование мудр). Выстройка человека, практикующего медитацию, влияет на состояние его сознания (т.к. психика человека спроецирована на тело и влияние на зоны физического тела приводит к изменению внутреннего состояния). Чтобы научиться управлять вниманием и не отвлекаться на посторонние объекты, во многих случаях обездвиживание тела помогает, т.к. убирает отвлекающие факторы. Но само по себе неподвижное состояние тела осознанности не дает, кроме того, техники медитаций далеко не всегда завязаны на неподвижное положение тела – соотношение неподвижного положения тела и медитации такое же как дополнительные колесики у велосипеда – можно учиться ездить, используя 4 колеса, можно сразу на двух колесах, но для некоторых это сложнее, можно так и кататься на четырех колесах, когда ты уже научился этому, а можно ездить на двух. Смысл – все равно не в количестве колес, а в том как ты едешь на велосипеде. Также и с медитацией – это состояние сознания, которое можно достигать и сидя неподвижно, и в движении.
Вывод: пребывание в неподвижной позе – это тоже вспомогательный метод в освоении медитации.

Миф 4. Медитация – это отрешенность.

Суть мифа – состояние «ухода» от мира, безразличие к проблемам является медитацией.
Данное состояние медитацией не является, т.к. человек вместо решения проблем, отказывается от собственных эмоциональных реакций на них. Медитация как техника расширения сознания всегда дает выход из проблем путем их решения, нового более широкого взгляда на вещи. А в данном случае – проблемы не решаются, расширение сознания не возникает. В теории К. Хорни – отрешенность – это механизм психологической защиты, который направлен на разрывание эмоциональных связей человека с миром – т.е. это эмоциональная отчужденность. Во время медитации человек наоборот учится принимать те эмоции, которые у него есть и делать их сознательной составляющей. Позиция «наблюдателя», когда человек во время медитации смотрит на свое сознание и все что в нем происходит «со стороны» отличается от отрешенности тем, что это всегда выход в метаконтекст, когда ты становишься наблюдателем по отношению к эмоциям, которых до того не осознавал и действовал в рамках них. А отрешенность как эмоциональная отчужденность уже содержит в себе неосознанные эмоции, которые человек не принимает.
Вывод: состояние отрешенности вообще не имеет отношение к медитации. Более того – это состояние обратное медитации, делающее человека менее осознанным.

Выводы:

- медитации – это техники расширения сознания, которые начинаются с познания эмоциональной сферы, ее принятия и управления ею. Техники медитации в итоге выводят человека за пределы эмоциональной сферы как всего лишь одной из многих составляющих сущности человека.
– медитации включают в себя не только техники работы с эмоциями, но и техники работы с мышлением и мировоззрением, т.к. они основаны на познании новых точек зрения и способов мышления (метаконтекст). Медитация всегда дает новую точку зрения и новый взгляд на мир.
- «ступени» йоги Патанджали являются скорее не ступенями (в смысле порядка освоения практик и их предположительного вытекания друг из друга при переходе к следующей по мере освоения предыдущей), а разными группами практик, применение которых эффективно вместе. Пратьяхара, дхарана, дхиана и самадхи, часто неверно понимаются как части, разные степени «продвинутости» одного неразрывного процесса (йоги, развития), причем под самадхи часто понимают завершение – верхнюю ступень этого процесса. Понимание сути этих практик, показывает, что все не так просто:
Пратьяхара – тренирует навык «вынимать» внимание из объектов, распределять его необходимым образом и регулировать его «плотность»
Дхарана – тренирует навык сохранять стабильность и «плотность» внимания (удерживать его)
Дхиана – тренирует навык выхода в метаконтекст
Самадхи – тренирует способность находиться в состоянии «внутреннего наблюдателя»
Каждый из этих навыков может работать как отдельно от других, так и вместе. Более того, не для каждого человека, который осваивает медитацию, начинать будет эффективнее с пратьяхары, как это принято. Возможно начинание с каждой из четырех практик.
- существует последовательность прохождения «кризисов»-тупиков в освоении работы с медитациями. На первых этапах она похожа у разных людей, это связано с общей нестабильностью эмоциональной сферы и низким уровнем осознанности. По этой причине, первые подготовительные упражнения для освоения медитативных практик тоже во многом похожи для разных людей и в разных духовных системах. Однако, когда уровень осознанности повышается, необходим индивидуальный подбор практики из-за индивидуальных особенностей психики (Практики наработки навыка управления вниманием и навыка изучения объекта медитации – будут различаться для разных людей).

Медитация осознанности, которую практиковал Стив Джобс

«Когда ваш ум все же успокоится, вам откроются тончайшие вещи, вы увидите неизмеримо больше, чем прежде». 6 шагов к медитации, которая сделала Стива тем, кем он был, и помогла ему стать легендой.

Человеку, занятому интеллектуальным трудом, всегда не хватает скорости и гибкости ума, сколько бы их ни было в запасе. Даже если ты Эйнштейн, тебе будет казаться порой, что ты тупое полено.

Гениальный креативщик Стив Джобс тоже ощущал потребность прокачать мозг. Как же он работал над собой?

«Стоит вам устроиться поудобнее, и перейти от дела к созерцанию, вы сразу поймете, насколько беспокоен ваш разум. Если вы попытаетесь успокоить его насильно, вы лишь усугубите ситуацию, но если вы оставите его в покое, то со временем он успокоится сам, и когда он это сделает, вы получите возможность вслушаться в его глубины. Именно в этот момент ваша интуиция расцветает, как никогда, и вы начинаете куда четче видеть окружающий мир, и куда полнее находиться в настоящем. Ваш разум замедляется, и благодаря этому вы получаете возможность уделить внимание когда-то мимолетным мгновениям. И видите вы куда больше, чем могли видеть раньше».
Так описывал эффект от медитации Стив Джобс своему биографу Уолтеру Айзексону.

Особый вид медитации — медитация осознанности — берет свое начало в дзен-буддизме и даосизме. Джобс рассказывал о ней Айзексону незадолго до смерти, к тому моменту он практиковал медитацию уже много лет. Об этом свидетельствует журналист и писатель Джеффри Джеймс, еще в начале 1990-х обсуждавший с Джобсом, как связаны дзен и программирование.

В те времена это было чем-то экзотическим, признает Джеймс, однако и тут Джобс опередил свое время. Ведь сегодня позитивное воздействие медитации доказано нейронаукой, а такие гиганты, как Google, General Mills, Target и Ford, специально обучают своих служащих примерно той же медитации, которую Джобс открыл для себя десятилетия назад.

Судя по приведенной Айзексоном цитате, медитация, которую практиковал Джобс, очень похожа на ту, которой в свое время обучал Джеймса знаменитый мастер боевых искусств Янг Джин Минг. Вот его урок, включающий в себя 6 шагов.

Шаг 1:

Сядьте, скрестив ноги, в уединенном, тихом месте, лучше на плоскую подушку, чтобы уменьшить напряжение в спине. Начните глубоко дышать.

Шаг 2

Закройте глаза и прислушайтесь к своему внутреннему монологу, к мыслям, которые прыгают у вас голове: работа, дом, телевизор... Это болтовня вашего суетливого «обезьяньего ума». Не старайтесь ее остановить, по крайней мере, не сейчас. Просто наблюдайте, как ваш ум перескакивает с одной мысли на другую. Повторяйте это упражнение по 5 минут в день в течение недели.

Шаг 3

Не пытаясь утихомирить кружение мыслей, попробуйте переключить внимание на свой «воловий ум», то есть на ту часть вашего ума, которая мыслит спокойно и медленно. «Воловий ум» просто наблюдает мир вокруг себя. Он не дает оценок, не ищет смыслов, он просто видит, слышит и ощущает. Большинство людей даже не подозревает о нем, хотя кому-то он может открыться в моменты потрясений, когда замолкает «обезьяний» ум. Но даже тогда, когда мы полностью находимся во власти своего «обезьяньего ума», когда его команды («Скорей!», «Давай!») не дают нам опомниться, наш «воловий ум» незаметно продолжает свою неспешную, основательную работу.

Шаг 4

По мере того как вы начнете осознавать свой «воловий ум», попросите его постепенно притормаживать работу «обезьяньего ума». Джеффри Джеймсу, например, помогал такой прием: он представлял себе, как «вол» неспешно бредет по дороге, и это зрелище усыпляло «обезьяний ум». Не огорчайтесь, если время от времени он будет просыпаться. Обезьяны, они такие. Тем не менее вы обнаружите, что он стал больше отдыхать, чем суетиться и шуметь.

Шаг 5

Успокоив свой «обезьяний ум», продолжайте сосредотачивать внимание на «воловьем уме». И тогда ваше дыхание замедлится. Вы будете кожей ощущать касание воздуха. Возможно, почувствуете, как бежит кровь внутри вашего тела. Если вы откроете глаза — мир вокруг покажется вам немного другим, новым и даже отчасти странным. Скажем, окно станет просто прямоугольником, наполненным светом. Его не требуется открывать или закрывать, чинить или мыть. Оно просто есть — здесь и сейчас. Как и вы сами — здесь и сейчас.

Шаг 6

Чтобы достичь этого состояния, потребуется какое-то время. Но если вы все делали правильно, то вообще не ощутите времени, которое прошло с момента, когда вы включили таймер, до момента, когда он выключился. Постепенно, день за днем, увеличивайте продолжительность медитации. Как ни удивительно, сколько бы она ни длилась, вы не будете чувствовать течения времени.

Регулярная практика медитации осознанности дает три важных преимущества:

Вы избавитесь от стресса. Даже если в вашей жизни возникнут трудности, они вряд ли перерастут в серьезные волнения.
Забудете про бессонницу. Джеффри Джеймс свидетельствует, что благодаря регулярной практике ему достаточно 2-3 секунд, чтобы заснуть.
Начнете четче мыслить и точнее оценивать все, что происходит в вашей жизни.