Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Знаки продвижения в практике

СТУПЕНИ ДУХОВНОГО РОСТА

I Неудовлетворенность

О душа! Заблудившись в лабиринте из грез,
позабыв о своем врожденном величии,
вновь и вновь, не узнавая себя, ты страдаешь,
блуждая в джунглях иллюзий,
опутанная сетью страстей…

Признаки реализации:
Зарождено глубокое понимание того, что причиной страданий в сансаре являются наши желания.


II Осознание ограничений

Скована рождением, скована жизнью,
скована смертью, скована телом, умом и законами высших сил,
неузнающая себя, забывшая о своем величии,
ты – словно птица, бьющаяся в силках,
словно рыба, попавшая в сеть,
словно олень, попавший в капкан…

Признаки реализации:
Зарождено глубокое понимание того, что причина ограничений – неведение, основанное на эго.


III Поиск Луны

О душа! Задумайся немедля, не откладывая,
задумайся и начни исследование своей внутренней «Я-есмь»-природы
и сущности этого мира,
чтобы избежать силков рождения-смерти
и ускользнуть от оков иллюзии…

Признаки реализации:
Зарождено стремление идти по Пути Освобождения и понимание самоисследования (вичары).


IV Встреча со светом

Если посчастливилось тебе встретить духовного друга,
святого, чей разум чист и пробужден,
почтительно и смиренно вопрошай его о своем «я» и о Всевышней Сущности,
пока не будешь удовлетворен…

Признаки реализации:
Зарождена первоначальная обычная связь с духовным Учителем.


V Передача

Когда в процессе вопрошания твой ум чист,
и сонастроен с Мастером благодаря самайе,
тогда нисходит благословение и слова Учителя попадают в цель,
поражая демона неведения,
словно стрела, пущенная метким охотником,
и расцветают, словно волшебное зерно, упавшее на плодородную почву…


Признаки реализации:
Зарождена глубокая вера в учителя, избранное божество, Учение, сангху,
зарождена самайная связь ученика с духовным Учителем, приняты обеты самайи,
принято истинное Прибежище.


VI Зачатие и переживание «вкуса»

Когда усмиренный ум, прекратив блуждать и грезить,
созерцая свою природу, погрузился в осознанность и распахнулся – о чудо!
Иллюзия «я» мгновенно рассеивается,
обнажая зеркало – Великую Основу,
это – «вкус» естественного ума, великий момент –
зачатие бессмертного ребенка мудрости…


Признаки реализации:
В результате передачи получен глубокий опыт расширения ума, быстротечное самадхи, раса, кратковременное переживание природы «Я» вне всех концепций, но оно не удерживается постоянно в течение дня из-за отвлечений.


VII Вынашивание

Тогда йогину следует
день и ночь неуклонно и тщательно
вынашивать этот вкус,
как мать вынашивает в чреве долгожданное дитя…

Признаки реализации:
Истинное созерцание (не путать с обычной внимательностью) удерживается непрерывно с утра до вечера без отвлечений, но не удерживается ночью.


VIII Рождение

Когда нагая осознанность, подобная пространству, набрала силу,
естественно наступает самоотдача, цели отпускаются,
а надежды отсекаются в великом недеянии –
тогда йогин рождается как бессмертный ребенок в мире Единого…

Признаки реализации:
«Малое рождение» – брахма-ахам-бхава, сознание недвойственности, подобное пространству, непрерывно удерживается во сне со сновидениями, но утрачивается во сне без сновидений.
«Великое рождение» – замкнут «круг дня и ночи», т.е.осознание недвойственности удерживается во сне со сновидениями и во сне без сновидений. Реализована бескачественная просветляющая пустотность (гуна-рахита-акаша), но глубокие уровни света еще не раскрыты.
Йог становится достигшим состояния «авьякта-пракрити» и называется «пракрити-лайян».



IX Пестование

Приняв великое решение,
йогину день и ночь следует непрестанно заботиться
и пестовать бессмертного ребенка,
не делая перерывов из-за лени, отвлечений, усталости или удовольствий…

Признаки реализации:
Непрерывное осознавание недвойственности удерживается постоянно. Раскрыто состояние света во сне без сновидений, реализован второй свет (парамакаша), подобное темноте пустое, бесконечное пространство. Йог, его достигший, именуется «виджняна-кала».

X Воспитание

Когда бессмертный ребенок –
великая луна осознанности, – подрос,
йогу, заботясь, следует дать ему
достойное воспитание…


XI Закалка

Воспитав ребенка осознанности,
не страшась, закаляй его тапасом,
отсечением привязанностей и испытаниями,
чтобы стал он великим и достойным воином, йогом-героем...


XII Отпускание на свободу

Когда бессмертный ребенок, закалившись, возмужал и повзрослел,
не следует его держать в ограничениях,
а лучше позволить ему действовать свободно,
не забывая о духе сострадания...


XIII Игра

Пусть тогда йогин действует естественно,
следуя ходу вещей
и играя другим во благо,
пока все его кармы не исчерпаются в сиянии Великой Основы…


XIV Творение мандалы

Когда кармы исчерпаны в играх
и совершенство в сиддхи достигнуто,
пусть йогин проявляет их как силы творения, поддержания и нисхождения,
создавая силой разума новые миры и чистые страны…


XV Переход в измерение мандалы

Когда создание нового мира достигнуто,
йогин, ликуя, переходит в него, как в новое жилище,
становясь его Владыкой (Мандалешваром),
и живет свободно, подобно самому царю богов,
пребывая одновременно во многих мирах…


XVI Становление Богом-Творцом, творение новой Вселенной

Когда благодаря тапасу творящая воля обрела силу,
пусть совершенный йогин, играя,
силой намерения творит миры и целые вселенные
и правит ими, полный мудрости, величия и славы,
подобно самому Брахме – Великому Богу-Творцу.

Признаки духовного продвижения


Идут годы, многие растут в духовной жизни, и за них можно порадоваться, но иногда кто-то не знает, а не находится ли он в иллюзии, в обольщении. Как узнать, верно ли ты идешь по Пути, не отклоняешься ли?
Признаки истинного духовного роста, роста осознанности – это не мистические опыты, не кратковременные прозрения типа быстротечного самадхи (раса), как может показаться, а другие вещи.

Какие это вещи?

Это:
~ увеличение внутренней гармонии, безмятежность ума, его усмирение, удовлетворенность всем, всегда и везде, непритязательность,
~ нарастание внутреннего блаженства (ананды), самодостаточности и целостности,
~ усиление преданности, истинная преданность Богу и благодарность Трем Сокровищам, Гуру, Дхарме, сангхе, братьям и сестрам по Дхарме и всему миру, всем существам,
~ благоговейное отношение к Дхарме и всему, что с ней связано, к Гуру и всему, что с ним связано, к сангхе и всему, что с ней связано, к дэватам и всему, что с ними связано,
~ укрепление связи с Прибежищем, углубление Гуру-йоги,
~ способность восхвалять других людей, садху, обладающих даже небольшими достоинствами,
~ тщательное, трепетное, благоговейное, отношение к самайе, духу самайи, всему, что связано с самайей, самайя по-настоящему становится твоим сердцем,
~ нарастание способности прощать, любить, благодарить всех,
~ рост чистого видения Гуру, Дхармы, святых, братьев по Дхарме, сангхи,и всех живых существ,всех явлений и событий,
~ укрепление в воззрении и, одновременно, рост внимательности, тщательности в этике, самайе, Дхарме и т.д.,
~ рост истинного смирения, понимания того, что ты «ниже червя», «ниже пучка соломы на дороге», того, что твое эго недостойно даже касаться трансцендентных, божественных истин,
~ рост сострадания, любви, мягкости, самоотдачи в служении живым существам,
~ покидание всех грубых и тонких клеш, в том числе гордыни, «звездных» болезней типа ишваризма, игры в «Бхагавана», «высокопродвинутого достигшего», остается простое созерцание и только чистое неэгоистичное служение,
~ тщательность, аккуратность в поведении, тщательное разделение воззрения и поведения, понимание важности такого разделения, отсутствие «адвайтической бравады», понимание ее как болезни роста, духовного детства,
~ твердое послушание духовным авторитетам, нежелание действовать без их благословения, понимание ущербности любых действий от эго,
~ отсутствие критики по отношению к другим, критичности, заносчивости, истинная скромность,
~ равное приятие любых вещей, ситуаций как того, что исходит от Бога, Ишта-дэваты как его милость, благословение,
~ смена установки с «достигателя» на «служителя», осознание себя служителем Ануграхи.

И, напротив, если у человека не нарастают подобные качества, а нарастает что-то отличное или даже противоположное, то это признак нежелательных качеств (анартх), духовных ошибок, отклонений, которых на духовном Пути бывает весьма много.

Это значит, что нужно серьезно пересмотреть свой Путь, и поскольку были сделаны ошибки, честно, не лукавя, признать их, очистить и снова смело идти вперед.

Знаки продвижения в практике


Прибежище, гуру-йога, самая


Когда святые и древо Прибежища всегда насыщают радостью, вдохновением и силой - это знак успеха в Прибежище и почитании Трех сокровищ.

Когда у тебя появляются слезы, которые трудно сдержать, и идут мурашки по коже, порождая немыслимый восторг, от одного только упоминания имени божества, вспоминании коренного гуру и излюбленных святых - это знак того ты имеешь истинное Прибежище и веру, а знаки реализации проявятся без помех.

Когда во взаимоотношениях с коренным мастером, учением, божеством, сангхой, нет противоречия или несогласия величиной даже с атом и есть лишь любовь, преданность и радость - это знак, что обретена естественная самая, которая всегда чиста.

Когда ты всегда пребываешь в гармонии с самайными братьями и сестрами, радуя их своими качествами, доставляя им удовольствие и радость служением - это знак того, что твоя самая отношений чиста и безупречна.

Когда вся твоя жизнь становится непрерывным потоком почитания Прибежища, коренного мастера, своего божества и святых своей линии, восхваления и подношения - это знак верного понимания принципа Гуру-йоги, и того, что все благословения святых будут с тобой.


Когда где бы ты ни был: близко или далеко, ты всегда находишься в блаженной гармонии со своим мастером, не расходясь с ним в в воззрении, медитации, этикете поведения даже на волос и радуя его - это знак понимания глубокого принципа Гуру-йоги и самаи.

Когда Мастер, проявленный в теле, реально узнается тобой как сам Даттатрейя, наделенный всеми признаками и совершенствами и восседающий на лотосе в чистой стране - это истинный знак обретения чистого видения.

Когда самайные ученики-братья и сестры видятся как играющие божества свиты в мандале коренного Гуру - это знак того что зарождена истинная самая.

Когда все, что ни происходит вокруг, ты видишь как игру своего "Я", божества и коренного Гуру, все звуки - как мантры, благословения и бхаджаны,
все действия - как подношения - это знак зарождения истинного чистого видения.


Когда в медитации видятся коренной Гуру, божества и символы, даруя невыразимый восторг и вдохновение,- это знак того, что твоя самая безупречна, и ум очищается без помех.


Воззрение


Когда ум твой постоянно пуст, распахнут как небо, ясен, игрив и свободен от концепций - это знак начального узнавания природы ума.

Когда ты не имеешь ни одной умственной фиксированной точки зрения, но и ничего не отвергаешь в качестве пустотной игры - это знак проникновения в суть воззрения.


Когда ты не придерживаешься крайних взглядов типа - "это все реально" или "этого вовсе не существует" - это знак обретения уверенности в воззрении.

Когда ты способен принять любую бхаву,точку зрения, концепцию, не теряя свободы пустотного видения, - это знак овладения искусностью и гибкостью в интеграции.


Когда воззрение вне субьекта - обьекта не затмевается мыслями и теориями, и ты свободно играешь ими как тебе заблагорассудится на благо другим - это знак того, что ум способен освобождаться без усилий, подобно змее, развязывающей свои узлы.

Когда ты, сталкиваясь с разнообразными мнениями, не меняешь своих духовных убеждений, идеалов, принципов, точки зрения, оставаясь верным единственному принципу присутствующей пробужденной осознанности вне мыслей, и твой Гуру одобряет это - это знак овладения самоосвобождением и истинной веры вне ума.



Созерцание


Когда эгоистичные концепции о себе и других обездвижены запредельной бхавой Всевышнего, так, что от них не остается и следа,- это знак обнаружения своей природы.


Когда есть непрерывная обнаженная внимательность без выбора, фиксации, оценок и мыслей - это знак понимания сути практики созерцания.

Когда медитация продолжается наяву, при ходьбе, еде, работе и разговоре - это знак овладения естественным присутствием на стадии"вынашивания".


Когда ты свободен выполнять любой метод, но свободен и не выполнять его, полагаясь на всегда распахнутое естественное состояние созерцающего ума,- это знак того, что достигнуто совершенство в вынашивании.



Поведение


Когда ты отрешен от любых дел и связей этого мира и готов с радостью всю жизнь провести в уединении и молчании, но и не цепляешься за это, это знак, что начальное отрешение от сансары зарождено и вскоре последуют достижения.


Когда ничто мирское тебя не интересует и ты днем и ночью сосредоточен на садхане, хоть и проявляешься успешно и многообразно в мире на благо других -это знак обретения качеств садху.


Когда ты способен играючи успешно проявляться на благо других, не привязываясь к деяниям и не имея понятий о себе и других - это знак того, что семя божественной игры зарождено,

Когда ты нигде не видишь противоречий и способен умело играть как угодно на благо других - это знак гибкости в поведении и созерцании.

Когда ты понял сущность метода  "не - ум" и можешь играть мыслями как угодно на благо других, проявляясь многообразно и искусно - это знак овладения искусными средствами.


Силы и тантрийская садхана


Когда в чакрах, пранах и каналах распознается пустотное блаженство, неразделимое с созерцанием природы"Я",- это знак того что зарождено семя будущих сиддхи единства праны и ума.


Когда мантра, мудра, пуджа, визуализация божества сопровождаются безупречным свободным воззрением, ощущением пространства, осознаванием, неотделимым от действий и вызывающим блаженство в каналах - это знак того, что обретена искусность в единстве двух истин-воззрении и поведении.


Когда препятствия, болезни, вредные духи, ужасные демоны,чужие мысли больше не имеют над тобой власти - это знак того, что созерцание набирает силу, пестуется и закаляется.

Когда ясность никогда не исчезает, постоянно проявляясь как стихи, трактаты, учения, комментарии, мудрое поведение - это знак того что сила мудрости (джняна-шакти) пробудилась.

Когда ты можешь, проявляя иллюзорное тело, путешествовать по чистым мирам, призывать в тело божеств, усмирять мар и вредоносных духов, проявив свою способность благословлять, заклинать,освобождать, защищать,творить, очищать, увеличивать, очаровывать, изгонять, обездвиживать - это знак обретения сиддхи божества, и того, что способность действовать (крийя-шакти) пробудилась.

Когда пять ужасных клеш проявляются как пять сияющих пространств, наделенных мудростью, и в каждом пространстве ты способен восседать на лотосном троне как божество посреди дворца в мандале - чистой стране - это знак того, что твоя садхана йоги божества ведется успешно и ты близок к Плоду.

Когда твои намерения воплощаются без ритуалов и мантр - это знак того что природа ума проявляется как божественная воля, и всемогущество( иччха и айшварья-шакти).

Когда звуки мантр, слова баджанов, посвящений заслуг и заклинаний сопровождаются тонкой "мысленной" речью из образов, соединяясь с дыханием -это знак овладения силой мантры,пробуждения ее силы (мантра-шакти),и того, что все твои мантры, подношения и ритуалы теперь имеют магическую силу.


Передача учения


Когда ты полностью исчез как делатель, толкователь, комментатор, наставник Дхармы и просто стал пустым прозрачным сосудом, почтальоном, проводящим с великой преданностью лишь благословение и учение своего мастера и линии, это знак того, что препятствия от мар и эгоистичного ума больше не посмеют появиться. Ты понял дух передачи и теперь можешь передавать драгоценное учение и это принесет великую пользу.


(Знаки продвижения в практике Записано со слов гуру Свами Вишнудевананда,в ответ на подношения учеников на Вьяса-пуджу,
октябрь 2010 года.)