Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Правильное отношение к учителю

Правильное отношение к Учителю - краеугольный камень духовной практики. Однако само понятие «Учитель» за последнее столетие было искажено и крайне мистифицировано и для серьезного понимания нуждается в очищении.

Наиболее известный санскритский термин, обозначающий Духовного Учителя - это Гуру. Тибетцы переводят Гуру,  как Лама.

Гуру - собрание благих качеств, Духовный Учитель, великое существо.

Ла - наивысший, непревзойденный.

Ма - мать.

Ламы напоминают матерей в том, что они дают внутреннее рождение тому, что является наивысшим. Ламы - сверх обычного духовно-развитые люди.

Ла - сердце, устремленное к просветлению на благо других. Ма - мудрость, которая является матерью всех духовных достижений. Лама, таким образом, есть сердце полное самопожертвования и мудрости.

Одним словом, Гуру и Лама представляют собой личности, чье присутствие впечатляет, возносит, воодушевляет других. Подобно хорошим матерям Ламы нянчат учеников и выращивают их до взрослого состояния духовной зрелости!

В тибетском буддизме Духовным Наставником признается тот, кто способен вести учеников к нирване и Пробуждению. Чтобы понять, что Наставник именно таков, нужно хорошо изучить его взгляды и поведение, опираясь на свои собственные знания и авторитетные тексты. Потенциальный ученик должен представлять, каковы критерии достижения тех целей, к которым он стремится, и в соответствии с ними он должен выбирать себе Учителя.

Когда человек знает о больших преимуществах наличия Благого Друга, и волею судьбы встречает подходящего Наставника, то ему было бы глупо упустить возможность быстрого достижения своей цели.

После нахождения подходящего Гуру следующим шагом будет правильное вверение себя ему, не имеющее ничего общего с фанатичным поклонением, а касающееся быстрого и правильного усвоения совершенных наставлений, получаемых от Учителя, соответствующих целям ученика.

Отношения Учителя - ученика в тибетском буддизме строятся на воззрении о причинности  "закона кармы " и признании перерождений.

Выбор Учителя происходит на внутреннем, ментальном уровне. Необязательно проходить для этого через какое-то формальное посвящение. Так, прочитав книгу по Дхарме того или иного Учителя, вы можете подумать: "Он - мой Наставник, он укажет мне путь", и в сердце принять этого человека как своего Духовного Наставника. Тогда он станет вашим Духовным Учителем.

Но Учитель тоже, со своей стороны, должен взять на себя ответственность за вас как за своего ученика. То есть, здесь должно произойти принятие как с одной, так и с другой стороны, должна произойти встреча двух умов. Когда между двумя людьми появляется такое чувство, то после этого, если вы с таким чувством услышите хотя бы строчку Учения, вы становитесь учеником, а он - вашим Наставником.

В отношениях Учитель - ученик главное, конечно, это настрой ученика. Даже если Учитель не знает о вашем существовании, если вы преданы ему и считаете себя его учеником, вы таковым и являетесь. Например, у Его Святейшества Далай-ламы очень много учеников, и он далеко не всех их них знает лично.

Знайте и помните, что ученик, приняв кого-то в качестве Духовного Наставника, несет ответственность за сохранение своей преданности Учителю.



Взаимоотношения Учитель-ученик  Джамгон Конгтрул Лодро Тае.
Объяснение взаимоотношений учителя и ученика, как следовать учителю, как учить Дхарме и слушать ее.

Во время пребывания в мире, трудно услышать учение Победителей, которое является источником блага и счастья. Когда вступаешь в учение для того, чтобы наделить свои свободу и дарования смыслом, вначале ищи и следуй Мудрому Учителю.
Если будешь следовать "низшим учителям" - будешь дегенерировать, следуя тем, кто находится на одном с тобой уровне, будешь оставаться таким же. Следуя тем, кто выше тебя, обретешь святость. Поэтому, ты должен следовать тому, кто превосходит тебя самого.
Ищи обоснования для следования Мудрому Учителю при помощи писаний, аргументации, и примера.
Общие категории Мудрых Учителей – обычный человек, бодхисаттва, эманация тела Будды - нирманакая, совершенное тело наслаждения Будды - самбхогакая, которые связаны с вашими собственными четырьмя обстоятельствами.
Характеристики Мудрого Учителя, который является обычным человеком "преподаны" как восемь, четыре, или два качества.
Особые категории - это "Учитель пратимокши",  "Учитель бодхисаттва", и тайный "Учитель мантры", объяснены последовательно.
Пять видов Учителей пратимокши: наставник или кенпо (mkhan-po), Учитель ритуалов, частный наставник, надежный Учитель или Учитель чтения, и Учитель гецул.
Они восхваляемы как ламы, обладающие нравственностью, знающие ритуалы винаи, сострадающие больным, имеющими чистых последователей, стремящиеся приносить благо при помощи дхармы и материальных вещей, и дающие своевременные наставления ('dom-pa).
Следуйте Мудрому Учителю, который укротил свой ум, пребывает в спокойствии, умиротворил заблуждения, обладает возвышенными качествами, которые значительно превосходят ваши, соединен с усердием, обладает богатством знания писаний, полностью постигает таковость, обладает искусной речью, чья природа (bdag-nyid) полна заботы и кто рассеивает страдания.
Более того, лучшим является тот, кто наделен двенадцатью качествами, такими как ученость и т.д. Ваджрный Учитель постоянен, его ум укрощен, он разумен, терпелив, и без обмана. Он знает практику мантры и тантры, он сострадателен и обладает любящей добротой к другим, сведущ в писания. Он совершенен в десяти сущностных моментах, искусен в изображении  мандалы и знает, как объяснить мантру.
Также, Учитель обетов Ваджраяны, обладает тремя сокровищами, полной рекой посвящений, старателен в поиске подходящих сосудов. Он умудрен в тантре, искусен в активностях ритуалов, обладает знаками реализации.
Вкратце, он имеет непрерывную линию, незатронутые самаи, особые устные наставления, и он знает смысл тантр. Из трех, лучший - "лама" полностью посвященный монах.
В частности, славный лама способен зародить в потоке ума ученика союз нерушимой изначальной мудрости (vajrajnana).
Отклоняться от вышеперечисленных характеристик – значит обладать недостатком, не быть компетентным Мудрым Учителем,  "избегайте такого учителя.
К тому же является редким, когда все качества в полном наличии. Поэтому,  необходимо принимать ламу с наиболее возвышенными качествами.
Подходящим сосудом для обета пратимокши, является "личность" без препятствий для обета.
Ученик, наделенный следующим, должен рассматриваться обладающим отличительной чертой усердия и пребывающим в соответствии с обетом: преданность Учителю (slob-dpon), правильное принятие свода правил нравственности, медитативная концентрация, подтянутый и дисциплинированный ум, терпение.
Быть сосудом обета бодхисаттвы означает быть исполненным веры, сострадания, быть наделенным умом для постижения пустоты; терпеливым в практиках, не искать блага покоя для себя; быть усердным; получать удовольствие от слушания о пустоте.
В добавок к этим характеристикам, объясненным выше, подходящий сосуд для "тайной мантры "предан ламе, восприимчив к тантре, имеет открытый ум, старателен в поддержании самай и в практике.
Избегайте ошибок. В отношении ученика, в котором смешаны недостатки и благие качества, лама должен принимать того, кто наделен верой и тому подобным.
Учитель и ученик, которые подобны драгоценным украшениям, должны проверять свои отношения. С отношением жажды освобождения, следуй  Мудрому Учителю, посредством подношения материальных вещей, почитания, уважения, и практики.
Следование настоящему Мудрому Учителю – это чистое поведение (tshangs-spyod, brahmacarya); цельное, неподдельное, совершенное, и чистое. Я вижу его, как подтверждение освобождения от страдания. Так было сказано Победителем.
Кроме этого, существует множество преимуществ следования другу.
У губительного друга скверный нрав, недостаток чистого видения, он склонен к догматизму, полагает свое собственное воззрение высшим, восхваляет сам себя, и порочит других.
Необходимо распознать препятствия маары (ngo-shes), и преодолеть их с помощью противоядий (gnyen-po). Зарождайте чистый ум, веру и устремленную веру ('dod-pa'i dad-pa).
Касательно подготовки для объяснения святой дхармы: лама должен совершить приготовления, уничтожить маар, и очистить свое поведение.
Ученик должен делать подношения, следить за своим поведением, и медитативно культивировать радостное состояние ума.
Существуют три вещи, которые необходимо знать, в отношении главного предмета обсуждения.

Мудрый Учитель должен обладать двумя доброжелательностями и тремя терпениями.                                                    
Мудрый Учитель излагает дхарму, используя шесть дверей объяснения, или…     Мудрый Учитель, во-первых, опишет общее и особое объяснение цели учения.

Существуют две части краткого обзора, который обладает шестью благими качествами. Смысл слов объясняется в трёх терминах: предмета, который подлежит объяснению; какими средствами; и как сделано объяснение. Вначале ищи смысл, опирающийся на слова.
Существует два момента для связи: легко понимаемый и связанный.
Ответы на возражения будут подкреплены писаниями, и логикой.
Для обладающих великими способностями, объясняют, используя глубинные и обширные учения. Для обладающих меньшими способностями, объясняют, используя слова легкие для запоминания, простые и несложные для понимания. Впоследствии, точно и тонко отсеки противоречащие связи.
Тех, кто малодушен – ободри их дух; если их ум возбужден или вял, отврати их от всех этих недостатков.
Удали три недостатка и шесть загрязнений сосуда, и тому подобное. Затем укрепи восприятие пациента, лекарства и лекаря.
Учитель и ученик должны практиковать учение и слушание, обладая шестью совершенствами. Впоследствии, Учитель испрашивает прощение ошибок, затем посвящает всю заслугу и делает обширные подношения.
Три вещи, которые должны быть сделаны учеником: подношения, произнесение молитв посвящения, укрепление внимательности и бдительности.
В общем, блага слушания и размышления о дхарме пятеричны. В частности, блага, слушания, объяснения, понимания смысла, применения на практике и смешения с дхармой безграничны.

На этом заканчивается комментарий первой части Второго Тома, Раздела Пятого Сокровищницы Знания, объясняющий "особенности взаимоотношений Учителя и ученика, метод преподавания и слушания Святой Дхармы".