Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Ошибки на Пути йога

Ошибки на Пути Учения подразделяются на:

~ собственно ошибки (бхранти),
~ и на иллюзии и обольщения (ложные знания).

Ошибки в свою очередь делятся на ошибки в отношении Основы, Пути и Плода.

Ошибка в Основе

Это ошибка в отношении Основы - не понимать философски сущность Брахмана, его качеств Сат-Чит-Ананды, где Сат есть пустотная сущность Абсолюта, Чит есть его способность проявлять свою природу как эманации сознания, а ананда есть его энергия (шакти).

Ошибка в отношении Пути

Означает не понимать суть воззрения (джняна), медитации, созерцания (дхьяна) и поведения (крийя), не видеть разницы между ними и путать их.

Ошибки в отношении Воззрения

~ путать в общем Основу, Путь и Плод,
~ не понимать дух недвойственного воззрения за пределами ума и понятий,
~ крайние взгляды, т.е. нигилизм (негативное отрицание всего под предлогом пустоты) и этернализм (слепая вера в реальность мира и "Я"),
~ не иметь понимания "сахаджьи" - естественного Ума,
~ путать Воззрение с Поведением, относительное с абсолютным,
~ путать метод с Мудростью,
~ путать усилие и безусильность, деяние и недеяние,
~ ложно изучать и толковать тексты (т.е. изучать тексты на уровне ума).

Ошибки в отношении Медитации (осознавания)

~ не знать суть Трех Главных Правил (шравана, манана, нидидхьясана);
~ не понимать принцип Естественного состояния - сахаджьи, обнаженного осознавания вне ума и понятий (аманаска), т.е. не знать, в какое состояние направлять ум;
~ терять Единую самаю созерцания, т.е. допускать отвлечения и не бороться с ними;
~ допускать шесть главных ошибок в отношении созерцания такие как:
* терять действие в воззрении,
* терять действие в осознавании,
* терять осознавание в действии,
* терять осознавание в воззрении,
* терять воззрение в действии,
* терять воззрение в осознавании;
~ медитируя, не устранять расплывание, вялость и возбужденность в медитации;
~ не уметь применять искусные средства, углубляющие созерцание, такие как санкальпы, крийи;
~ "замораживать чувства", т.е., созерцая, не уметь объединяться в интеграции с переживаниями;
~ созерцая, стремиться пребывать исключительно в безмыслии;
~ стремиться к непроявленной Пустоте;
~ основывать созерцание на мыслях;
~ не понимать стадии развития созерцания (учение о шестнадцати стадиях нарастания Луны внутреннего осознавания);
~ медитируя, увлекаться дхьянами в ущерб созерцанию;
~ созерцать, не проверяя себя по текстам и наставления коренного Гуру.

Ошибки в отношении Поведения

Главные ошибки здесь таковы:

~ не знать, как реально применять Учение на практике,
~ путать разные стадии Поведения, например, находясь на стадии "голубки" или "оленя", пытаться действовать как "лев" или "собакасвинья",
~ не соблюдать этику в отношении Прибежища (Трех Сокровищ - коренного Гуру, драгоценного Учения и драгоценной Сангхи),
~ нарушать обеты самайи, а нарушив, не очищать их раскаянием,
~ нарушать взятые обеты Винаи (для монахов) и малые тантрийские обеты - ответвления, связанные с конкретными обязательствами перед божествами, и не очищать их,
~ разглашать тайные методы практики непосвященным, не имеющим самайной связи (что вызывает недовольство учителей (видьядхаров) и охранителей Учения (дхармапалов)),
~ разглашать свои опыты раньше времени или когда нет благословения (что ведет к их утрате),
~ ошибки в отношении кармически значимых обьектов, т.е. Иштадэваты, Прибежища, отца и матери.

Общая ошибка в отношении Прибежища

Непочитание Прибежища как божественной драгоценности, исполняющей желания, и дарующей все достижения.
Ошибки Прибежища совершаются в отношении Гуру, Дхармы и Сангхи.
Ошибки в отношениях с Гуру для ученика
~ слабая вера, сомнения и колебания и непрояснение их,
~ нечистое видение, т.е. мирское или оценочное восприятие Гуру,
~ невыполнение данных обязательств, обетов, клятв,
~ невыполнение наставлений по методам практики,
~ нарушение правил общепринятой этики при общении,
~ непосредственное следование сразу нескольким Учителям на стадии "оленя" и выше,
~ совершать оскорбления (апарадха) в отношении священных объектов (что ведет к накоплению папас - греховных кармических реакций, ухудшающих жизненную силу и вызывающих препятствия от демонов).

Ошибки в отношении освобождающей Дхармы

~ неверие в освобождающую и спасительную силу Дхармы, сомнения в ней, ее источниках,
~ непочитание Дхармы как волшебной драгоценности, приравнивание ее к обычным светским или колдовским учениям,
~ слабое знание Дхармы и нежелание ее серьезно изучать, когда уже стал ее последователем, т.е. невладение ее базовой философией, методологией, непонимание ее главных терминов Основы, Пути, Плода, Медитации, Воззрения, Поведения, разделов, методов и принципов,
~ неприменение Дхармы в повседневной жизни,
~ превратное толкование взглядов, методов Учения, расходящееся с мнением ачарьев (источников основателей), видьядхаров - держателей и хранителей Учения, уполномоченных Учителей и учеников, монахов, (несоблюдение чистоты линии передачи, самаи Учения),
~ раскрытие тайных методов без благословения и понимания, кому и когда как следует их раскрывать и кому и когда это запрещено,
~ эгоистичная практика Дхармы ради выгоды, славы и богатства,
~ несоблюдение взятых обязательств, обетов, клятв, или неправильное их самовольное снятие (без благословений или ритуалов),
~ смешивание с другим учениями,
~ выбор неправильной стратегии в практике.

Ошибки в отношении драгоценной святой Сангхи

~ непочитание святой Сангхи как волшебной драгоценности, исполняющей желания и дарующей Освобождение,
~ отсутствие веры в Сангху как в божественную мандалу, часть Прибежища,
~ нечистое, мирское обыденное видение Сангхи и ее членов,
~ внесение своим поведением, словами раздора, раскола в Сангху, приводящее к разрушению веры других и утрате самаи,
~ неуважение этики, принципов и законов, по которым живет Сангха, когда уже стал ее членом,
~ жизнь в Сангхе без веры и самаи, т.е. жизнь в Сангхе ради эгоистичной выгоды, с мирской мотивацией, мирскими планами, вне Пути Освобождения (например, жить в Сангхе ради крова, пропитания, развлечения, не стремясь познать святое Учение, следовать Дхарме, искать путь к Пробуждению и помощи другим);
~ использование святой Сангхи и ее возможностей ради реализации своих личных, эгоистичных планов и целей, далеких от пути Освобождения и изучения Учения,
~ обсуждение внутренних дел Сангхи с теми, кто не делит самаю, не уважает ее святых, ее Дхарму, и саму Сангху,
~ допущение в мандалу Сангхи недостойных, не верящих, не искренних, не способных блюсти этику и самаю,
~ принесение вреда Сангхе своими необдуманными действиями или словами;
~ пренебрежение интересами Сангхи ради личной выгоды,
~ критика других садху - членов Сангхи, вместо исправления и усмирения своего ума.

Ошибки в отношении отца и матери

Означают совершать оскорбления в отношении них, вызывать дисгармонию, говорить с ними агрессивно или злобно.

Оскорбления (апарадха) включают в себя

~ пренебрежение Прибежищем - Тремя Сокровищами (Гуру, Дхарма, Сангха),
~ нарушение самайных обетов,
~ оскорбление святых, садху, монахов и учеников-мирян,
~ внесение раздоров в Сангху,
~ оскорбление божеств и духов.

Всеми силами, идя по пути, йог должен избегать совершения оскорблений святых и тех ,кто его выше по духовному уровню, священных объектов, других садху, поскольку это отвращает и делает недейственными благословения богов и сиддхов, отбирает все ранее накопленные заслуги, закрывает Путь, ведет к болезням, сокращает жизненную силу, делает йога уязвимым к воздействию мар и злых планет и, в конечном счете, ведет к дурным перерождениям, превращению в бхута (духа привидение), брахмаракшаса (в духа падшего йога).
Все эти ошибки совершаются неопытными людьми садху в поведении и создают множество неблагоприятных кармических результатов, созревающих уже в этой жизни. Насколько возможно следует избегать их.

Ошибка в отношении Плода

Ошибка в отношении Плода означает - не иметь понятия о конечной точке своего Пути, т.е. не знать, что конечной стадией на Пути является:

~ два вида лайи (растворения) - растворение ума, кармы тонкого тела и эго (антахкарана лайя чинтана) и растворение пяти элементов тела (панчабхута лайя чинтана);
~ обретение четырех видов освобождения (салокья, сарупья, самипья и саюджья);
~ осознание и очищение трех измерений - материального (вишва), астрального (тайджаса) и каузального (праджня);
~ обретение трех просветленных тел - тела пустотной мудрости (джняна-дэха), божественного иллюзорного тела (пранава¬дэха) и совершенного проявленного тела (сиддха-дэха);
~ обретение трех полных свобод - тела, речи (праны) и ума, т.е. когда эти три измерения проявляются без ограничений;
~ достижение седьмой земли мудрости - джнянабхуми - состояния трансцендентальности - Турьяга;
~ достижение шестнадцатой стадии (кала) нарастания Луны внутреннего осознавания - состояния Божественного Игрока, Брахмы¬Творца, создающего новую Вселенную, обладающего пятью главными силами:
* силой божественной мудрости (джняна-шакти),
* божественной свободы (сватантрия-шакти),
* божественной воли (иччха¬шакти),
* божественной власти (айшварья-шакти),
* божественного действия (крийя-шакти) пяти видов, т.е. способности:
- творить (сришти),
- поддерживать (стхити),
- разрушать (самхара),
- сокрывать божественность (тиродхана)
- проявлять ее (Ануграха).

Кроме этого есть множество ошибок в отношении Праны.

Главные общие ошибки в отношении Праны

~ неумение очищать и контролировать каналы, чакры и пять главных ветров,
~ неумение поддерживать в гармонии три сущности (оджас, теджас и прану);
~ неумение заземлять свою энергию и устранять дисбаланс элементов, возникающий вследствие этого,
~ неправильное использование жизненной силы (энергии) соблюдающими целибат (брахмачарью) (для монахов), ведущее к застою праны,
~ неправильное использование энергии в супружеских отношениях (для женатых мирян), ведущее к потере энергии и жизненных субстанций, включает:
* неумение соблюдать самаю в отношениях,
* неумение сублимировать энергию, работая с ветрами и каналами, единством блаженства и пустоты, и сохранять ее, избегая потерь,
* неумение поддерживать самйогу, созерцание подобное пространству, и чистое видение (дивьябхаву),
* неумение распознавать пустотную суть желания (камататва) и освобождать его силой присутствующей осознанности по возникновении,
* неумение в общем накапливать и сохранять жизненную силу,
* неумение извлекать жизненную силу из окружающей природы (звезд, стихий).

Неправильная работа с клешами

Неправильная работа с клешами включает в себя:

~ неумение освобождать нечистые эмоции, мысли и переживания в пустотном осознавании Сахаджьи,
~ потакание клешам, вместо их очищения,
~ подавление клеш, вместо самоосвобождения через понимание их пустотности,
~ неправильная сублимация клеш (т.е. когда самйога (равновесие ума и праны) не достигается, и прана не наполняет центральный канал),
~ неправильная опора на клеши (т.е. попытка делать клеши мудростью, когда нет на это благословения дэват и умения).

Иллюзии

Иллюзии есть впадение в заблуждение, неверное понимание в процессе конкретной практики из-за недостатка опыта.

Иллюзии включают в себя

~ обольщение блаженством (ананда), ясностью (вивека) и пустотностью (шунья),
~ неправильное определение своего духовного уровня, статуса. Например, когда йогин с качествами связанного (пашу), думает, что он духовный герой (вира) или божественный (дивья), и пытается сразу делать методы, которые делают они. Или когда тот, кто созерцает, находясь на стадии "Передача" или "Зачатие", думает, что он достиг стадии "Рождение". Подобные иллюзии трудно устранить без проверки и личных устных наставлений коренного Гуру.
~ также иллюзия есть обольщение сиддхами (сверхсилами) и привязанность к ним,
~ неверное толкование мистических опытов, когда не распознается пустотная основа пяти оболочек (кош),
~ переоценка своих способностей к самоосвобождающей игре (лиле) с различными "трудными" энергиями, когда человек берется выполнять суровую аскезу, усмирять демонов или опираться на клеши, считая свои способности великими, а это не так,
~ впадение в "ущелье двойственных мыслей", т.е. придавание мыслям и понятиям большого значения.

Сатгуру Свами Вишну Дэв – русскоязычный монах-учитель Лайя-йоги в традиции авадхутов-махасиддхов. Он также является основателем и настоятелем Монастыря йоги (Адвайта-йога-ашрам) «Гухья Самаджа».