Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Дзогчен


Учение Дзогчен  — это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учений означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом. Само значение тибетского слова «Дзогчен» — «Великое Совершенство» — подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность.
Дзогчен - то есть просто наше состояние изначальной потенциальности, как оно есть на самом деле. Метод вхождения в знание Дзогчен и обнаружения нашего истинного состояния называется “учение Дзогчен”.

Знание Дзогчен восходит к древнейшим временам, но в нашу эпоху его впервые передал Гараб Дордже спустя несколько столетий после появления Будды Шакьямуни. Учение Дзогчен передавалось из века в век: учителя применяли этот метод и учили ему своих последователей, продолжая линию передачи непрерывно вплоть до наших дней.

Передача знания от учителя к ученику может быть устной, символической или прямой. Особенность учения Дзогчен — это прямая передача или «прямое ознакомление», в котором учитель и ученик посредством разных переживаний, связанных с телом, речью или умом, находятся в один и тот же миг в изначальном состоянии. Таким образом, благодаря силе передачи, ученик может обнаружить собственное истинное состояние.

Учение Дзогчен содержит множество методов, как достичь своего изначального состояния, прямо войдя в недвойственное созерцание, и постоянно в нем пребывать вплоть до обретения Полной Реализации.



Что же мы имеем в виду, когда говорим об «осознавании нашего 
собственного истинного состояния»? Это означает наблюдение за самим собой, распознавание того, кто мы такие есть, кем мы себя 
считаем и каково наше отношение к другим и к жизни. Если мы всмотримся, откуда возникает, в чем коренится наша 
ограниченность, наши умственные построения, страсти,гордость, ревность и привязанность, в которых мы замыкаемся в течение одного только дня, то увидим,что их источник — это наше двойственное видение и наша несвобода. 

Чтобы быть в состоянии помочь как самим себе, так и другим, нам надо преодолеть любые рамки, в которых мы заточены. Таково истинное назначение учений. 

В учении Дзогчен термин «знание» или «состояние знания»  
обозначает состояние сознания, подобное зеркалу, в том смысле, что 
его природа не может  быть загрязнена отражениями, каковы бы они ни были. 
Когда мы обнаруживаем знание собственной истинной природы, то ничто не может ограничивать нас. В этом случае все, что появляется, ощущается как часть внутренне присущих качеств нашего собственного изначального состояния. По этой причине самое главное заключается в том, чтобы не отвергать и не преобразовывать относительное состояние, но понять его истинную природу. Для этого необходимо убрать все ложные представления и заблуждения, которые мы постоянно связываем с самими собой. 

Находитесь ли вы в спокойном состоянии или в чистом проявлении движения, и то и другое является переживанием, а не самим состоянием созерцания.
В состоянии присутствия, которое остается тем же самым по 
отношению к тысячам различных переживаний, все, что бы ни проявилось, освобождает себя само. Вот что имеется в виду под «самоосвобождением». 
Именно это самоосвобождение нужно применять в своей повседневной жизни.
Знание состояния самоосвобождения — это основа практики Дзогчена.
Говорят, что «практикующий Дзогчен медитирует без медитации», и это кажется всего лишь игрой слов, но в действительности верно. Самое важное заключается в том, чтобы никогда не отвлекаться, сохранять состояние присутствия в любой момент. 

Когда мастер учит Дзогчену, он стремится передать состояние знания. Цель мастера состоит в том, чтобы пробудить ученика, раскрыв осознавание им изначального состояния. Мастер никогда не скажет: «Следуй моим правилам и соблюдай мои наставления!», но он скажет: «Раскрой свой внутренний глаз и наблюдай самого себя. Перестань искать снаружи лампу, чтобы осветить себя изнутри, а зажги свой внутренний светильник. Так учение станет жить в тебе, а ты — в учении». Учение должно стать живым знанием во всей вашей повседневной деятельности. Это сущность практики, и, кроме этого, ничего особенного не надо делать. Монах, не отказываясь от своих обетов, может прекрасно практиковать Дзогчен, точно так же, как и священник, служащий, рабочий и так далее. При этом они не отказываются от своей роли в обществе, потому что Дзогчен изменяет людей не извне. Он пробуждает их изнутри. Мастер Дзогчена попросит только одного — наблюдать себя, обрести осознавание, требуемое для применения учения в повседневной жизни. В Дзогчене же вовсе не придается никакой важности философским мнениям и убеждениям. Способ видения в Дзогчене основывается не на интеллектуальном знании, а на осознавании своего собственного истинного состояния.

Некоторые люди, следуя за Учителем, слепо верят всему, что он 
говорит, не удостоверяясь в этом через методы практики. Но есть и другие, полагающие, что всегда необходимо обо всем спорить и все обсуждать. 
Истина же заключается в том, что вы никогда в действительности ничего не решите ни через рассуждение обо всем, ни через пассивное принятие всего, что говорит Учитель. Мы должны всего лишь постараться «попробовать на вкус» то, о чем сообщает Учитель, чтобы мы могли действительно обнаружить состояние знания в самих себе. Когда мастер объясняет что-то, он делает это не для того, чтобы выставить свою собственную идею, а чтобы дать ученикам средство для понимания их собственной природы. 

Учитель объясняет, учит, помогает и т. д., но он не может сотворить 
чудо просветления или преображения состояния кого-то другого. 
Некоторые люди убеждены, что существуют сверхъестественные 
Учителя, способные одарять просветлением других, но этого ни один мастер не может сделать. 
Во власти Учителя объяснить и сделать что-то понятным, передавая 
состояние знания различными способами. Когда ученик, применяя 
практики, входит в состояние знания, то, действительно, можно сказать, что мастер сотворил чудо.  
Будда сказал: «Я могу показать тебе Путь, но Реализация зависит от тебя самого». 
А ведь он был полностью просветленным, всеведущим, он был полон сострадания, он не был безразличен к страданиям других существ. Так почему бы ему не совершить чудо просветления всех перерождающихся существ, если такое было бы возможно? 
Истина в том, что если даже для Будды невозможно делать такие вещи, то никто не может делать этого. Так что нам надо самим проявлять активность по отношению к учениям, реально применяя их в своей жизни. 

Что же касается учителя, то он никогда не старается убедить вас в чем-то. Есть много ложных учителей. Они всегда уверяют, что их учение — из ряда вон выходящее, всегда стараются убедить других в правоте своих слов,заставить их поверить.  
Такое учение нельзя назвать серьезным. Настоящий учитель помогает вам понять свое состояние, обнаружить его. Если вы обнаруживаете свое истинное состояние, это нужно вам, а не учителю. Для учителя это ничего не меняет. Он только опечалится, если, несмотря на все его старания, ученик ничего не понял. 
Учителю остается лишь выразить свое сожаление. Так что понимание главного очень важно для вас самих. В Дзогчене мы с самого начала говорим, что принцип не в том, чтобы во что-то уверовать. Известно, что многие учения, религии, традиции придают вере огромное значение. Порой действительно важно, чтобы люди верили, потому что вера — это своего рода способность, сила, но это не главное. Вера тоже второстепенна. Бывает, что иногда полезно прибегать к вторичным вещам, особенно когда для этого есть соответствующие вторичные причины. Но главное — не верить, а самостоятельно обнаружить.

Особенностью Тантры являются особые передачи, такие как 
передача правомочности. В Дзогчене же главное — дать «прямое введение» в знание и понимание. Ученики получают эту передачу, это введение от своего Учителя.  
Хотя мы и можем получить объяснения или методы, передававшиеся от Будды, прямую передачу мы можем получить только от своего Учителя. Мы никак не можем получить такую передачу от Будды. Поэтому Учитель для нас крайне важен. Вот почему он называется «коренным Учителем». Под «корнем» мы имеем в виду тот источник, из которого что-то происходит: наш коренной Учитель — это источник всех передач, знания и понимания. В системе Сутры, даже если у нас нет Учителя, мы, тем не менее, имеем учение Будды. Пока у нас есть возможность обучаться вместе с группой людей, учить слова, читать книги и так далее, у нас есть и возможность продвигаться. В Тантре и Дзогчене это невозможно. Если мы хотим следовать учениям Дзогчена, то должны получить введение от Учителя, иначе наше знание не будет связано с передачей и не может быть никакого просветления.

В Дзогчене имеются различные методы практики для развития 
опыта, являющегося основным средством для становления нашего 
состояния знания и для преодоления препятствий, мешающих ему. 
Можно иметь бесконечное разнообразие видов опыта, связанного с практикой, но если он остается на уровне рассудочного мышления, то не может принести вам истинного знания, но сам становится препятствием. Только тогда, когда вы обнаруживаете, что во всем этом разнообразном опыте есть одно и то же состояние присутствия, вы действительно начинаете понимать то, что находится за пределами двойственности. Двойственность — вот реальный корень нашего страдания и всех наших бед. Все наши понятия и представления, как бы глубокомысленны они ни казались, подобны сетям, запутывающим нас в двойственности.
Когда мы обнаруживаем нашу ограниченность, нам надо стараться 
преодолеть ее, высвобождаясь из всякого рода религиозных, 
политических или социальных убеждений, которые могли бы служить этому закабалению.

Единственная цель Учения — открыть нам наше истинное состояние. 
Учение  можно передавать и применять при помощи множества 
разных методов,  соответствующих различным культурам и  
мировоззрениям, но нестоит придавать слишком большое значение поведению и установкам, обусловленным исключительно особенностями той или иной культуры.

Намкай Норбу Ринпоче


      Все проявления, в сущности,
      не более реальны, чем отражение — 
      кристально чистое и ясное,
      не поддающееся никаким определениям
      и логическим объяснениям.
      Тем не менее, семена прошлых деяний — 
      карма — продолжают вызывать
      дальнейшее возникновение проявлений.
      Несмотря на это, знай:
      все, что существует, 
      полностью лишено собственной природы
      и абсолютно недвойственно.
       
      Будда

      Совершенно невозможно найти Будду
      где-то, кроме собственного ума.
      Тот, кто этого не ведает,
      может искать повсюду,
      но как найти себя,
      если искать где угодно, только не в себе самом?
      Тот, кто где-то ищет собственную природу,
      подобен шуту, который, потешая публику,
      забывает, кто он такой, и рыщет везде
      в поисках самого себя.
       
      Падмасамбхава
       
      Если намерение благое,
      Путь и плод будут благими.
      Если намерение неблагое,
      Путь и плод будут неблагими.
      поскольку все зависит от благого намерения,
      всегда стремись зарождать
      благую направленность ума.
       
      Джигмэд Лингпа 

      Как пчела собирает нектар
      с самых разных цветов,
      ищи Учение повсюду!
      Как олень, который находит
      укромное пастбище,
      ищи уединения, чтобы усвоить
      все, что собрал!
      Как безумец,
      не знающий никаких запретов,
      иди, куда вздумается,
      и живи как лев,
      совершенно свободный от страха!
       
      Тантра Дзогчена