Все счастье в мире
Происходит от желания счастья для других.
Все страдание в мире
Происходит от желания счастья для себя.
ШАНТИДЭВА

Мокша

Мо́кша (санскр. मोक्ष mokṣa , «освобождение») или му́кти (санскр. मुक्ति) в индуизме и джайнизме — освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.

В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Освобождение в индуизме и джайнизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.
Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний, — обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана, хотя буддистская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.

Индуизм

В индуизме мокша рассматривается как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию.
Согласно философской школе адвайта-веданте, при освобождении индивидуальная душа атман осознаёт своё единство с Основой и Источником всего сущего — Брахманом. Конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа как индивидуальная сущность никогда не существовала.
В традициях двайты индуизма утверждается, что слияние освобождённой души (дживы) с Богом невозможно, так как между ними вечно существуют определённые различия. В вайшнавизме, самой многочисленной ветви индуизма, мокша означает отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как чистого, преданного слуги Бхагавана Вишну, который также известен под другими именами, такими как Кришна, Рама, Нараяна и т. д. В священных писаниях индуизма, таких как «Бхагавад-гита», «Махабхарата», «Рамаяна» и других, превозносится именно такое личностное понимание мокши в контексте бхакти, и объявляется, что бхакти-йога является путём к достижению мокши. С другой стороны, в философии монистической школы индуизма адвайта-веданты или брахмавады, чья доктрина основана на Упанишадах, говорится что Верховный Дух не имеет формы, находится по ту сторону бытия и небытия, за пределами осязаемости и понимания. Эти две концепции мокши в индуизме — личностная и безличностная — рассматриваются по разному различными течениями в индуизме.
В школах двайты и вишишта-двайты, которые относятся к персоналистской традиции вайшнавизма, определение мокши даётся как вечных, любовных взаимоотношений с Богом (Ишварой), которые считаются высшим совершенством существования. Бхакта (преданный) на стадии высшего совершенства достигает вечной обители своего Верховного Господа, где, сохраняя свою индивидуальность, но уже в духовном теле сатчитананда, наслаждается личными взаимоотношениями с Богом и Его спутниками.
В философии адвайты, Абсолютная Истина не проявляется в качестве Личности Бога, но представляет собой единство без формы и существа, что-то непроявленное и безличностное. Мокшей является растворение в этом единстве. Понятие безличностной мокши можно также сравнить с нирваной в буддизме. Между этими двумя философиями существует много общего, в особенности в том, что касается концепции высшего сознания и достижения просветления.
В религиях настика, таких как джайнизм и буддизм, мокша выступает как слияние со всем сущим, независимо от того, существует ли Бог или нет. Мокша достигается после нирваны. Нирвана в индуизме это брахма-нирвана, которая в конце-концов должна привести к Богу.

Способы достижения мокши

В индуизме основным способом для достижения мокши является «атма-джнана» (самоосознание). Индуисты, практикуя карму или бхакти осознают, что Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных.
В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) к достижению мокши:

Карма-йога — выполнять предписанные обязанности ради удовлетворения Бога без привязанности к результату
Джнана-йога — философски постичь Бога
Раджа-йога — медитировать на Бога
Бхакти-йога — служить Богу с любовью и преданностью

Различные течения в индуизме превозносят один из этих путей как наилучший, но существуют две основные философские школы — адвайта-веданта и бхакти.

 Бхакти

Бхакти рассматривает Бога как Верховный Объект любви в Его личностной монотеистической концепции Вишну и Его аватар. В отличие от авраамических традиций, например, в смарта индуизме монотеизм не мешает индусу поклоняться и другим аспектам и проявлениям Бога, так как все они рассматриваются как лучи, исходящие из одного источника. Тут, однако, нужно заметить, что «Бхагавад-гита» не поощряет поклонение полубогам, так как такое поклонение не приводит к мокше. Основная сущность бхакти заключается в любовном служении Богу и идеальной природой бытия считаются гармония и благозвучие, а его проявленной сущностью — любовь. Когда джива погружается в любовь к Богу, она избавляется как от плохой, так и от хорошей кармы, её иллюзорные представления о природе бытия исчезают и она наслаждается истинной жизнью во всёвозрастающем блаженстве личностных любовных взаимоотношений с Богом. При этом, как поклоняющийся, так и объект поклонения сохраняют свою индивидуальность в этих отношениях божественной любви.

 Адвайта-веданта

В веданте существуют три основных направления, из которых двайта и вишишта-адвайта в основном ассоциируются с бхакти. Третьей основной школой является монистическая адвайта-веданта, которая не видит разницы между индивидуальной душой, бытием, Богом и т. д. и которую часто сравнивают с современной буддистской философией. Она делает основной упор на усиленную индивидуальную практику (садхану), и базируется на Упанишадах, «Брахма-сутрах» и учении своего основателя Шанкары. Последователи имперсоналистских школ в индуизме также поклоняются различным богам, но в итоге это поклонение прекращается после того, как поклоняющийся и объект поклонения теряют свою индивидуальность. Мокша достигается собственными усилиями под руководством гуру, который уже достиг мокши.

 Джайнизм

В джайнизме, когда душа (атман) достигает мокши, она освобождается из круговорота рождения и смерти и полностью очищается, становясь сиддхой или Буддой (что буквально означает того, кто достиг конечной цели). В джайнизме, для того, чтобы достичь мокши, необходимо освободиться от любой кармы, плохой или хорошей, — считается, что если карма осталась, она непременно принесёт свои плоды.