Понимание энергии в дзогчен: данг,ролпа и цал

Энергия данг — это энергия не конкретного проявления, а состояния «как оно есть». Примером служит хрустальный шар. Если катать хрустальный шар по столу, накрытому разноцветной скатертью, то шар будет казаться то красным, то синим и т. д., в зависимости от цвета того места, на котором он находится. Так нам кажется, но на самом деле цвет шара не меняется: хрусталь всегда чист и прозрачен. Хрустальный шар — пример энергии данг. Данг не имеет никакого намерения что-либо проявлять, но кажется, будто он обладает какими-то качествами, в зависимости от того, кто их обнаруживает, когда и при каких обстоятельствах.

Если вы пребываете в состоянии созерцания — значит, вы каким-то образом в нем оказались. Как оказаться в этом состоянии? С помощью того или иного переживания. Это может быть переживание пустоты или переживание ясности, или иное, но в тот миг, когда оно возникает, проявляется аспект вашей истинной природы. Поэтому, осваивая созерцание, мы применяем различные методы. Иногда это метод пустоты, как в практике шинэ. Но, хотя мы пребываем в пустоте, одновременно мы оказываемся в мгновенном присутствии. Иногда мы применяем переживание ясности и с помощью этого переживания тоже можем оказаться в состоянии созерцания. В таком случае состояние дхармакаи обладает аспектом ясности. Но в истинном смысле дхармакая всегда дхармакая, и в ней нет конкретных проявлений ясности. Способ пребывания в этом состоянии называется энергией данг.

























Ролпа  же подразумевает, что мы вступаем на уровень проявления формы и цвета. В состоянии дхармакаи присутствует не только пустота, но и изначальная потенциальность. Потенциальность есть всегда, но она не проявляется. Она проявляется только тогда, когда есть вторичные причины. Тогда благодаря звуку, свету и лучам пяти цветов проявляются разнообразные формы. Если есть пять цветов, всегда есть возможность проявления любых форм. В таком случае наше измерение проявляется как чистое измерение, как мандала. Например, мы проявляемся как йидам, а все наши функции <чувств> предстают как различные олицетворенные аспекты мандалы, которые называются проявлениями лхундруб, или самбхогакаи. Так что теперь вы можете понять, в чем разница между энергиями данг и ролпа.

Объясняя энергию ролпа, мы приводим пример зеркала. Зеркало, как бы оно ни было мало, может отражать любые проявления. Глядя в зеркало, мы можем увидеть и огромную гору, и панораму местности — что угодно. В буквальном смысле невозможно поместить огромную гору в маленькое измерение зеркала, но этом маленьком измерении может проявиться все. Выполняя практику, мы преображаемся в божество, наше восприятие вселенной проявляется как мандала, а все аспекты бытия проявляются как божества. Могут проявиться любые мандалы: мирные, гневные. Все эти проявления вселенной вмещаются в наше измерение, которое можно сравнить с маленьким зеркалом. В этом маленьком зеркале возникают бесконечные проявления самбхогакаи. Таковы особенности энергии ролпа.



В истинном смысле все проявления связаны с нашей энергией. Мы обнаруживаем это тогда, когда обретаем соответствующий уровень реализации, но пока ее нет, все кажется плодом воображения. Например, если мы преображаем свое измерение в мандалу, а себя — в божество, то это легче сделать, закрыв глаза. Если глаза открыть, мы увидим свое обычное измерение. В этом случае очень трудно воспринимать окружающее как чистое измерение. Ведь, преображаясь, мы никуда не уходим из этого нечистого измерения, а просто преображаем нечистое измерение в чистое. Открыв глаза, мы не должны видеть наше обычное окружение, поскольку предполагается, что мы его преобразили, но если мы еще не достигли соответствующего уровня реализации, то будем видеть все, как обычно. В Тантре реализация подразумевает, что все объединяется с символом, который мы представляем и в который преображаемся. Такое преображение может показаться невероятным, но в истинном смысле ничего невероятного в нем нет, потому что наше обычное состояние, наше восприятие на материальном уровне, — это тоже проявление нашей энергии, а потому, если по-настоящему пребывать в потенциальности своей энергии, возможно все.

Например, в Тантре есть много практик с использованием визуализации. Возможно, вы слышали о практике переноса сознания, которая называется пова (’pho ba). Существует также так называемое тронгджуг, когда сознание переносят в другое тело. Это может показаться вымыслом, но для этого есть конкретная потенциальная возможность. Выполняя визуализацию практики тронджуг, сначала сосредотачиваются, например, на слоге ХУМ. Слог ХУМ пишут на чем-нибудь, а затем сосредоточиваются на нем. Если есть способность к сосредоточению и нам удается хотя бы частично осуществить эту потенциальную возможность, мы сможем переместить, например, этот знак с ХУМ. Это означает, что мы уже овладели своей потенциальностью энергии-праны. Не умея управлять своей праной, мы не сможем выполнить тронджуг.
Ведь поскольку наша внутренняя энергия связана с внешней энергией, то, полностью владея своей энергией, мы сможем успешно осуществлять пхову не только себе. Главное же и самое первое — хорошо понять свое состояние. Тогда мы будем знать, каковы особенности энергии, что такое ролпа и данг и чем они отличаются.

Еще одна разновидность энергии — это цал.

Понять, что это такое, довольно легко, потому что энергия цал более или менее соответствует тому, что мы обычно считаем внешней энергией. Эта энергия управляет всем нашим измерением, нашим видением, объектами наших чувств. Примером служит кристалл хрусталя. Хрусталь служит символом нашей истинной природы, обладающей аспектами кадаг и лхундруб — изначальной чистотой и ее качествами, которыми все мы обладаем. Хрусталь ясен, чист и прозрачен, как и наша истинная природа, сущность которой — пустота, природа — ясность, а ее энергия не встречает препятствий. Хрусталь может испускать множество радужных лучей, хотя это бывает не всегда. Но, даже если света очень мало, в хрустале всегда можно увидеть едва заметные радужные цвета — это его потенциальность. Таков пример того, что в учении Дзогчен называют тингсал. Тинг — «глубочайшее», «сокровенное», а сал — «ясность», или «свет». Цвета не проявляются вовне, но есть внутреннее проявление.



Но если есть вторичные причины, такие как свет солнца или свечи и т. п., то радужные цвета могут проявиться сильнее. Тогда же, когда есть конкретная вторичная причина, радужные цвета распространяются и наружу, а не только внутри. Не так, как в зеркале. В зеркале все проявляется внутри него, и это измерение называется ролпа. Однако, если положить хрусталь у окна на солнечный свет, то мы увидим лучи всех цветов радуги, проявившиеся вовне; это называют энергией цал. Здесь не нужно ничего анализировать и долго рассуждать. Многие думают, что радужные цвета идут от солнца, а не от хрусталя. Но в таком случае почему их нет в другом месте, хотя солнце светит всюду? В конце концов, неважно, откуда они идут, каков их источник и т. д.: это только пример, призванный объяснить истинный смысл. На самом деле не существует абсолютного, совершенного примера. Наша истинная природа выходит за рамки любых примеров. Однако какие-то соответствия есть, и они помогают нам понять.

Энергия ролпа

Эта строка, «НАРАНАРА ИТХАРПАТАЛАМ», относится к энергии ролпа (rol ра) — безграничному и бесконечному проявлению. Когда вы пребываете в состоянии вне ограничений, это есть состояние ролпа. Чтобы дать представление о нем, используют пример с зеркалом. В целом наши представления очень ограниченны. Например, добро — это не зло, большое — это не малое и т.д., все различается и противостоит друг другу. И если говорят «большое», то для вас это именно «большое», а не «малое» — такова ограниченность нашего двойственного видения. Вы не можете представить себе, что большое можно поместить внутрь малого, это немыслимо. Поэтому кажется неправдоподобной история о том, как Миларэпа поместился внутри рога яка. В жизнеописании Миларэпы сказано, что однажды, когда Миларэпа шел вместе со своим учеником Речунгпой, их застиг дождь. Добравшись до укрытия, Речунгпа увидел, что учителя нет рядом с ним. Сколько он ни искал учителя, так его и не нашел, и просто стал ждать. Когда дождь закончился, он услышал пение Миларэпы, но самого его нигде не было видно. В конце концов Речунгпе показалось, что голос Миларэпы раздается из рога яка, но он подумал: «Это невозможно!». Однако было похоже, что звук шел именно оттуда, так что Речунгпа приблизился к рогу. Рог яка не так уж велик — похож на бычий, но когда Речунгпа заглянул внутрь, он увидел, что Миларэпа сидит там в своей обычной позе и поет. Речунгпа действительно видел его, это была не иллюзия, и он был очень удивлен. Он недоумевал: «Рог яка не стал больше, он самый обыкновенный», но он также видел, что и Миларэпа был своего обычного роста, не уменьшился. Ученик был изумлен и думал, что это невероятно. Тем не менее, он это видел. Тогда Миларэпа спел ему: «Тебе это кажется странным, но таково истинное состояние. Вот что значит быть вне ограниченности». Так Миларэпа дал учение Речунгпе. Хотя это кажется невозможным, иногда у нас бывают такие возможности.
Как-то раз со мной тоже был случай, похожий на тот, что я вам рассказал. Я делал практику тогал. Я увидел проявление тигле в виде мандалы: в центре было пятицветное тигле и четыре тигле в четырех направлениях, причем все пять тигле находились внутри большого тигле. Вот какое у меня было впечатление. Обычно, если в ходе практики у меня возникает интересное переживание, я стараюсь потом его зарисовать, чтобы запомнить. Итак, после окончания практики я попытался сделать рисунок, но никак не получалось похоже на то, что я видел. Я действительно видел пять тигле внутри одного тигле, безо всяких пустых мест между ними, но, когда я рисовал, оказывалось, что такого не может быть. Я еще раз и еще раз попытался зарисовать, но после третьего или четвертого раза я понял, что логически это невозможно. Тогда я подумал, что, может быть, так мне показалось, но в действительности было по-другому. Однако через два или три дня, когда я делал практику, это видение снова появилось, и в этот момент я понял, что зарисовать его невозможно. Хотя я к этому времени уже знал, что зарисовать его нельзя, на этот раз я по-настоящему увидел, почему. Итак, это удивительно, но факт, в природе такие вещи случаются.
На примере зеркала мы можем проиллюстрировать противоречие между большим и малым: большое нельзя поместить внутрь малого, но, тем не менее, в крошечном зеркальце отражается все вокруг. Вы можете видеть все вокруг так, как оно есть, — не меняя размеров, не уменыиаяя. Это хороший пример разрешения противоречия между большим и малым. Итак, если рассматривать энергию ролпа по отношению к нашему измерению, она означает нечто вроде зеркала, которое дает нам бесконечные возможности проявления. В своем измерении вы можете проявлять всю вселенную. Кроме того, если вы используете тантрийские методы преображения, то проявляете всю вселенную в мандале, например, Калачакры, то есть преображаете себя, свое существо, в божество, а все свое окружение — в мандалу. В истинном смысле вы не выстраиваете мандалу где-то вне себя, а только проявляете в своем измерении свойство энергии ролпа, как мы это делаем в практике шитро — мирных и гневных проявлений, которые связаны с нашей энергией, состояниями движения и покоя. Все они проявляются в нашем измерении, будто в зеркале. Такая разновидность энергии называется ролпа. Очень важно, чтобы вы знали этот принцип и то, как проявляется энергия, особенно если вы делаете преображение и осуществляете все проявление в вашем измерении.

 Энергия цал

«СИРНАСИРНА БХЭСАРАСПАЛАМ» — это недвойственная энергия цал (rtsal) в состоянии ригпа. Что такое энергия цал? Свойство энергии цал проявляется по-другому, чем энергии данг и ролпа, о которых я уже говорил. Понять энергию цал можно на примере кристалла хрусталя. Кристалл — символ вашей истинной природы: он чист, ясен, прозрачен. Он не очень отличается от хрустального шара, но у кристалла есть грани и углы и он бывает различной формы. Точно так же энергия цал больше связана с различными нашими состояниями, с характерными способами действия энергии. Кроме того, с нашим материальным телом и энергией связаны все разновидности элементов. Так что именно энергия цал и есть корень нашего чистого и нечистого видения.
Поясним это примером. Если положить кристалл на солнечный свет, то, благодаря падающим на него лучам все помещение наполняется радужными цветами. Но при отсутствии солнечного света все эти радужные цвета остаются в виде своей потенциальной возможности внутри кристалла, потому что именно кристалл — источник проявления этих цветов. Разумеется, если нет вторичной причины — солнечных лучей, то нет и проявления.
Что касается зеркала, то там вторичная причина — присутствие перед ним человека или какого-нибудь предмета; если этой причины нет, то нет и отражения. То же самое и с кристаллом хрусталя — его потенциальность проявляется только при наличии вторичных причин. Возьмем, например, проявления божеств или мандал. Причины этих проявлений — это звук, свет и лучи: сначала идет звук, потом свет, который становится лучами разных цветов, а из пяти цветов образуются различные формы, которые и есть проявления. Мы называем это чистым измерением, и оно представляет собой часть нашей энергии.
Если мы отвлекаемся, впадаем в зависимость от представлений о субъекте и объекте, то порождаем много кармы и ее потенциальных возможностей. Сила кармы связана с нашей энергией, а потому вместо света мы получаем нечистое видение — кармическое видение, и это становится препятствием для обретения знания или пребывания в истинной потенциальности. Так мы получаем сансару, видения различных лок, и чаще всего говорят о шести локах. Что на деле означают шесть лок? Они — часть нашей энергии цал. Что такое проявление самбхогакаи, например Калачакры или другого просветленного существа? Это энергия цал. Об энергии цал можно говорить более подробно, потому что она наполняет все наше бытие. Например, наша энергия-прана, которая больше связана с нашим материальным телом, энергия кундалини или даже обычная физическая энергия — все это связано с энергией цал.
Итак, энергия цал подобна корню всего, вот почему мы говорим, что наше изначальное состояние — центр вселенной. Вся вселенная — это наше проявление цал. Каждый из нас обладает одинаковым состоянием. Когда вы находитесь в состоянии ригпа, что такое энергия цал? Это ваши переживания, посредством переживания вы пребываете в энергии цал, и это называется ригцап (rig rtsal). У вас больше нет двойственных представлений: вот это — энергия, это — мое состояние и т.д., потому что в мгновенном присутствии вы уже не в двойственном видении. Это самое главное в созерцании. Так мы объединяем всего себя — тело, речь и ум, — всю вселенную и все обстоятельства с состоянием созерцания.



Эти три главные разновидности энергии связаны с тремя каями.

Энергия данг неизменна в своей истинной природе, что главным образом относится к дхармакае. Чтобы пояснить энергию ролпа, мы использовали пример зеркала, объединение с этим состоянием есть самбхогакая. Энергия цал больше связана с нашим состоянием, как чистым, так и нечистым измерением, и соотносится с нирманакаей. Как вы понимаете, недостаточно просто получить сведения о своей природе и энергии, но их нужно постичь благодаря практике.

Ролпа – это проявление одного из видов энергии человека. В учении Дзогчен объясняется, что существует три вида энергии – данг, ролпэй и цал. Цал это такой вид энергии, который проявляется внешне, как объект. Если мы, например, поместим хрусталь на солнечный свет, то кристалл будет отбрасывать радужные лучи. Эти цвета проявляются потому, что есть хрусталь и есть вторичная причина – свет солнца. Не будь хрусталя, не было бы и радужного света. Наша истинная природа подобна хрусталю: когда есть вторичные причины, нечто проявляется. Так возникает чистое и нечистое видение. Вот что называется энергией цал.

В условиях сансары мы имеем видение шести лок, потому что накапливаем шесть видов клеш. Такое видение связано с нашей потенциальностью, проявляющейся как нечистое видение, потому что мы отвлекаемся и из-за этого накапливаем карму и её потенциальность. В истинном смысле чистое видение – это энергия цал. Когда дхармы видения шести лок растворяются в субъекте, появляется возможность очистить все загрязнения. Практика тодгэл, которая приводит нас к проявлению радужного тела, и есть именно такой метод, благодаря которому мы можем воссоединиться с видением. Такова энергия цал.

Ролпа – это энергия, проявляющаяся внутри нашего собственного измерения, а не вне его, в отличие от цал. Ролпа проявляется только в нашем собственном измерении: например, если я делаю практику согласно системе Ану-йоги, то произношу ХУМ и преображаюсь в Симхамукху, гигантскую Симхамукху, которую вы видеть не можете, зато я её вижу. Я реально ощущаю себя Симхамукхой, а если я хорошо освоил эту практику, то могу также видеть себя и ощущать себя в облике этого проявления. Я могу видеть Симхамукху и ощущать её присутствие, потому что использую энергию ролпа, находящуюся внутри моего измерения. Почему же её не можете увидеть вы? Если бы это была энергия цал, возможно, вы смогли бы увидеть её. Если бы мне понадобилось продемонстрировать что-то в нечистом измерении, возможно, вы смогли бы увидеть это. Если же у меня есть способность проявить чистое видение, измерение самбхогакаи, то и вы смогли бы его увидеть, если бы обладали соответствующей реализацией. Такова энергия ролпа.

Данг – это вид энергии, который свойственен изначальному состоянию, состоянию созерцания, состоянию Самантабхадры. В данном случае мы говорим не о внутреннем или внешнем измерении, о субъекте или объекте, а о состоянии как оно есть, подлинном состоянии, таком как дхармакая. Поэтому примером здесь служит шар из хрусталя, который чист, ясен и прозрачен, в котором нет ничего конкретного – такова наша истинная природа. Но если мы положим хрустальный шар на красный стол, шар будет казаться красным, а на белом столе он будет казаться белым. Но на самом деле он никогда не меняется. Это энергия данг, состояние дхармакаи. Когда мы пребываем в созерцании, наша энергия должна пребывать в состоянии данг. Для этого мы используем данную мантру.

Бесконечное самопрояснение смысла

То, что в нас мы уже привыкли называть бессознательным, отнюдь не таково. Правда, если вы назовёте это алая-виджняной, практического смысла не прибавится)). Главное - что это живой материал, который рвётся к воплощению. Бытие стремится быть. Но, покуда мы представляем собой какие-то существа, этот весь материал находится в нас в связанном виде. Трегчод это и есть метод первичного освобождения этого материала, разрезание, пресечение его связанности. Только тогда он начнёт свободно проявляться. В этом, собственно, простой секрет, почему без трегчод тогал не имеет смысла - для практики тогал нужна устойчивая свобода проявления внутреннего кармического материала.

"В Упадеше Дзогчена качества лхундруб называются лхундруб тогал. Тогал подразумевает, что проявляются все качества, что не нужно ничего создавать, что все, чем ты обладаешь, проявляется, начиная с видения, воспринимаемого глазами. Зрение — это самое первое чувство, затем идут слух, обоняние и т. д. Таким образом, есть различные чувства с соответствующими функциями. Тогал — пример прямого объединения видений. Здесь под видениями понимается не только то, что видят глаза, но и то, что слышат уши, чувствует нос и т. д. Потому тогал подразумевает объединение всего, а не выход за какие-то пределы или преодоление чего-то. Представление о преодолении чуждо Дзогчену. Например, сейчас слово тогал принято переводить на английский язык как «leap over», что значит перепрыгнуть через что-то и мгновенно оказаться на другой стороне. Однако, если нужно прыгать и куда-то попадать, это уже не тогал и не Дзогчен".

Намкай Норбу Ринпоче