Тридцать шесть начальных правил

1. Чтить учителя
а) мыслью - есть представление о нем как о живом будде, наделенном всеми совершенствами, каждое слово которого ведет к просветлению, и полное наполнение своих мыслей этим почитанием;
б) речью - есть восхваление достоинств, слов и поступков учителя с величайшим почтительным благоговением, чтение молитв и мантр в его честь, обращение к нему с величайшей почтительностью;
в) телом - есть полная радостная отдача всей своей жизни в руки учителя без малейшей оглядки на собственные интересы.

2. Чтить Будду
а) мыслью - есть представление о нем как о единственно достойном и чистом идеале пути, к которому имеет смысл стремиться в этой жизни, идеале состояния сознания, которое абсолютно чисто, свободно и вечно, наполнено любовью, состраданием, мудростью, и полное наполнение своих мыслей этим;
б) речью - есть полное восхваление достоинств состояния Будды и всех великолепных совершенств, проистекающих из этих достоинств;
в) телом - есть бескорыстные, проистекающие из радостного восхищения и величайшей почтительности подношения Будде, строительство и оформление храмов и ступ, изготовление прекрасных статуй и прочих предметов, связанных с почитанием Будды.

3. Чтить Дхарму
а) мыслью - есть представление о Дхарме как о единственно верном пути, безошибочно и быстро ведущем к освобождению и просветлению, постоянное изучение, размышление и сосредоточение на истинах пути, наполнение ими всех своих мыслей;
б) речью - есть восхваление великих достоинств Дхармы и повсеместная проповедь познанных истин пути;
в) телом - есть полная, самозабвенная отдача себя практическому освоению пути, невзирая на возникающие при этом трудности, усталость и неудобства. Это также переписывание и размножение текстов, говорящих о Дхарме и разъясняющих ее.

4. Чтить Сангху
а) мыслью - это представление о Сангхе как о единственно чистом месте среди скверны и грязи мира, как о святом братстве духом и телом, из века в век, передающем и хранящим чистую Дхарму Будды; следует наполнить этим представлением все свои помыслы, чтобы само упоминание о Сангхе вызывало величайшее радостное восхищение и преклонение;
б) речью - это восхваление чистоты и святости Сангхи, а к братьям, состоящим в ней, обращение со словами полного почтения;
в) телом - это бескорыстное служение и помощь Сангхе в целом и каждому из братьев в отдельности: прежде всего четырьмя видами подаяния в соответствии с нуждами монахов: пищей, одеждой, жильем, лекарством, а также забота о процветании Сангхи на пользу всех живых существ.

5. Чтить всех учителей ведущих к просветлению.
Почитание всех других учителей, ведущих истинными путями к просветлению, есть выражение им своего величайшего уважения мыслью, словом и делом, ибо они, как и коренной учитель, уже обрели счастье познания и осуществления Дхармы; а посему они - величайшие драгоценности этого мира.

6. Чтить всех просветленных.
Почитание всех без исключения будд прошлого, настоящего и будущего времени есть отношение к ним с равным уважением и благоговением, ибо все будды всех времен и мировых пространств равны в своей чистоте, милосердии и мудрости.

7. Чтить все пути, ведущие к просветлению.
Почитание всех истинных путей есть равное почтительное отношение к ним независимо от различий в школах, обычаях, языках или месте распространения, ибо в конце у них всех просветление.

8. Чтить всех стоящих на пути к просветлению.
Почтительное отношение ко всем стоящим на пути к просветлению есть отношение к ним как к родным любимейшим братьям и сестрам, ибо ваш путь и цель едины.

9. Чтить всех укрепившихся в добродетели.
Почтительное отношение ко всем, кто хотя и не ставит целью просветление, но все же обладает такими добродетелями, как милосердие, сострадание, любовь, мудрость и прочее, есть отношение к ним как проявившим в себе отдельные черты просветления, а посему они заслуживают всяческого уважения.

10. Не лишать жизни живых существ.
Грех убийства есть сознательное умерщвление живого существа, а равно создание к тому условий, как то: оставление без помощи попавшего в опасность или больного, если это привело к смерти последнего, клевета, приведшая к осуждению на смерть, наем и подговор убийц и т. п.
Не является грехом лишение жизни неосознанно, как то: при обработке почвы, хождении по земле и прочем, а также при защите от нападения, как защищая себя, так и защищая других.

11. Не брать того, что не дают.
Грех завладения чужим имуществом есть сознательное завладение чужим имуществом против воли хозяина, тайно, как то: кража, мошенничество или подлог; или явно, как то: вымогательство, грабеж или захват; а равно сознательное создание условий для этого, как то: наем грабителей, соучастие, хранение похищенного и т.п.
Не есть грех нахождение утерянного, если владелец неизвестен, а равно нахождение клада. Также не является грехом отнятие у похитителей похищенного имущества.

12. Не лгать.
Грех лжи есть сознательное произнесение слов и речей, вводящих слушателей в заблуждение относительно истинного положения вещей, а равно сознательное подтверждение чужой лжи.
Не есть грех лжи слова и речи, хотя и вводящие в заблуждение других, но сказанные неосознанно, в силу личного заблуждения относительно предмета разговора. В этом случае наличествует искреннее заблуждение говорящего.

13. Не прелюбодействовать.
Грех полового разврата есть сознательное нарушение супружеской верности (а для принявших святые монашеские обеты - любое потворство половой похоти), а равно склонение к тому другого.
Не есть грех связь супругов, а также незамужней мирянки и мирянина, если только не нарушаются правила естества, как то: достижение зрелости, отсутствие кровного родства и т.п.

14. Не употреблять опьяняющих напитков.
Грех пьянства есть сознательное употребление опьяняющих напитков и веществ с целью получения опьянения, а равно склонение к этому других.
Не есть грех употребление этих напитков как лекарство во время болезни с целью исцеления, для согрева тела при замерзании, для улучшения пищеварения и для особых тантрических практик - во всех этих случаях должно отсутствовать помутнение рассудка от опьянения. Не является грехом также, если употребление опьяняющего напитка произошло по незнанию, насильственно или путем обмана.

15. Не злоумышлять.
Грех злоумышления есть злобное обдумывание и продумывание планов, способов нанесения вреда живым существам мыслью, словом или делом, а равно сознательное поощрение к этому другого.
Не есть грех обдумывание и продумывание планов и способов защиты от посягательств, даже сопряженной с причинением вреда; однако при этом не должно иметь в мыслях злобы на посягающего.

16. Не мстить.
Грех мести есть сознательное нанесение вреда другому словом или делом из желания ответить злом на причиненное зло даже после того как это причиненное зло перестало действовать, а равно поощрение к этому другого.
Не есть грех причинение вреда другому во время защиты от злобного посягательства и при предотвращении его, без злобы в мыслях, ибо это справедливое воздаяние.

17. Не клеветать.
Грех клеветы есть сознательная ложь с целью опорочить кого-либо, а равно поощрение к этому другого.
Не являются грехом слова, хотя ложные и порочащие, но сказанные из искреннего заблуждения говорящего относительно истинного положения дел.

18. Не злословить.
Грех злословия есть сознательное публичное разглашение недостатков другого с целью вызвать к нему неприязнь, а равно сознательное побуждение к этому другого.
Не есть грех публичное разглашение недостатков другого, если умалчивание может повредить многим.

19. Не произносить оскорбительных слов.
Грех оскорбления есть сознательное произнесение слов с целью оскорбить или обидеть слушающего, а равно сознательное поощрение к этому другого.
Не есть грех неосознанное или случайное слово, по отношению к которому говорящий не предполагал обидный или оскорбительный смысл, если последний тут же произнес извинение.

20. Не насмехаться.
Грех насмешки есть сознательное высмеивание недостатков и промахов другого, а равно сознательное побуждение к этому другого.
Не является грехом насмешки неосознанное или случайное слово, в которое говорящий не вкладывал желания высмеять кого-либо, но принятое за насмешку, если последний тут же произнес извинение.

21. Не говорить вздор.
Грех вздорных речей есть рассуждение о малоизвестных предметах как о хорошо известных с целью хвастовства своими познаниями или для поддержки беседы.
Не являются грехом речи, проистекающие из искреннего заблуждения по поводу познания предмета беседы.

22. Не пустословить.
Грех пустых речей есть участие в беседах, лишенных всякого смысла и содержания, единая цель которых поддержание пустого общения и времяпрепровождения и равно поощрение к этому другого.

23. Не льстить.
Грех лести есть сознательное восхваление и преклонение словами перед другим с целью получения от него за это выгоды, а равно сознательное поощрение к этому другого.

24. Не заниматься самовосхвалением.
Грех самовосхваления есть сознательное произнесение речей, восхваляющих собственные добродетели с целью получения выгоды или из желания возвыситься над другими, а равно сознательное поощрение к этому другого.
Не являются грехом речи о действительно достигнутых собственных достоинствах с целью получения указания плодов пути и т. п., без радостной оглядки на свое Я и желания возвышения в глазах других.

25. Не спорить и не сутяжничать.
Грех споров и сутяжничества есть соперничество в беседах с единственной целью - доказать свое превосходство, а равно сознательное поощрение к этому другого.
Не есть грех диспут с целью установления истинного положения вещей без желания самоутверждения.

26. Не завидовать.
Грех зависти есть злобная мысль, возникшая из-за того, что у другого имеется нечто, чего нет у завидующего.

27. Не давать заведомо ложных клятв и обещаний.
Грех заведомо ложных клятв и обещаний есть дача клятв и обещаний кому-либо, чья невыполнимость заведомо известна дающему, либо дача клятв и обещаний, противоречащих Дхарме, а равно склонение к этому другого.
Не является грехом дача заведомо ложных клятв, когда дающий клятву или обещание искренне собирается выполнить его, но в силу каких-либо причин не выполнил. В этом случае следует рассматривать причину нарушения клятвы или обещания.

28. Не возноситься над ближними.
Грех высокомерия есть грубое и неуважительное отношение к другим, проистекающее из гордыни и преувеличенного самомнения.

29. Не лишать свободы живых существ.
Грех лишения свободы живых существ есть сознательное насильственное ограничение свободы их жизни.
Не есть грех лишения свободы ограничение свободы если это справедливая кара за преступление в целях защиты от посягательства или естественное, как например приручение животных.

30. Не оставлять без помощи нуждающегося.
Грех оставления без помощи нуждающегося есть сознательное лишение посильной помощи нуждающихся в ней, будь то помощь словом или делом, а равно склонение к этому другого. Если же это неоказание помощи привело к гибели нуждающегося, то это следует рассматривать как грех убийства.
Не есть грех неоказание помощи в неблагих делах, противоречащих Дхарме.

31. Не допускать неряшливости.
Грех неряшливости есть небрежное отношение к чистоте и порядку тела, одежды, вещей и жилища, владельцем которых являешься.
Не есть грех нарушение вышеуказанного если находишься в условиях, где нет возможности соблюдать это правило.

32. Не чревоугодничать.
Грех чревоугодия есть прием пищи больший, чем требуется для поддержания телесного здоровья.

33. Не чревоблудничать.
Грех чревоблудия есть прием пищи с целью получения удовольствия от вкуса, а не для поддержания [здоровья] тела.

34. Не допускать небрежности.
Грех небрежности есть нерадивое отношение к делам, недоведение их до конца или выполнение их с недоделками.
Не есть грех недоведение дел до конца и т. п. если этому помешали со стороны или возникли непреодолимые препятствия к его выполнению.

35. Не допускать расточительства.
Грех расточительства есть легкомысленная трата денег и иного имущества на неблагие дела, на развлечения и дорогие вещи вместо того, чтобы помогать живым существам.
Не является расточительством богатые жертвования нуждающимся, покупка дорогих вещей, относящихся к Трем драгоценностям, возведение храмов и ступ, изготовление статуй будд и бодхисатв, жертвования монахам и монахиням и т.п.

36. Не следовать ложным учениям.
Грех следования ложным учениям есть приверженность к взглядам, что допустимо насилие в распространении Дхармы, существование индивидуальной души, возможность достичь освобождения с помощью обрядов и жертв, и прочим заблуждениям, опровергнутым Буддой.