Игра в жизни человека

В мире живых существ игра появляется уже на самых низких ступенях развития: известны брачные игры рыб и птиц. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания. Человеческих "детенышей" тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает им вписаться во взрослый мир, направить излишек энергии в безопасное русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен и так далее. В языке любого народа можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой: "играют волны, ветер свищет..."; играют лунные и солнечные блики на водной глади; играет ветер с опавшей листвой... Игра ума, игра природы, игра случая... "Ах, вы играете мною, жестокая!" — восклицает провинциальный кавалер. Во всех этих случаях слово "игра" обозначает легкость, непринужденность, живость, каприз и некоторую несерьезность. Однако неверным было бы считать игру всего лишь пустым развлечением, занятием только для детей и бездельников.
О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история. В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.

Китайцы, как известно, любители церемоний. Воплощение изощренности восточного ума — игра "вэй-чи", в которой участвуют сотни фигур. Знаменитый император Яо придумал ее, чтобы отточить ум и полководческие таланты своего сына. "Игра в палочки", отраженная в древнейшей китайской "Книге перемен", сродни медитации, углубленному размышлению — она позволяет решить глубинные проблемы личности, о которых в процессе игры человек, вроде бы, даже и не размышляет.

У самых своих истоков игра и гадание, предсказание судьбы были близки, почти неразличимы. Яркий пример тому: "И-Цзин" — великая китайская "Книга перемен". Манипуляции со стеблями тысячелистника (позже — с монетами) помогали заглянуть в будущее и одновременно были способом наполнить особым смыслом свободное время.

Древнейший индийский эпос "Махабхарата" начинается поединком двух игроков из родов Пандавов и Кауравов. Дуорьодхан, нечестный и ловкий игрок из рода Кауравов, воспользовался "заряженными" костями своего дяди Сакуни. Эти кости неизменно выигрывали. Наивный Юдихишитра проиграл сто тысяч рабов, сто тысяч рабынь, бесчисленное количество драгоценностей и, в конце концов, царство, богатство братьев, самих братьев и красавицу-жену Драупади. Не будь безрассудного азарта игрока в кости — не было бы и сюжета, полного сражений и приключений, столкновений подлости и благородства, испытаний любви на прочность и проявления лучших человеческих качеств.

В греческой мифологии существует предание о возникновении азартных игр. Жестокосердная девчонка, покровительница азартных игр, родилась у богини судьбы Тихо и бога Зевса. Юная негодница придумывала различные игры, где исход решал только случай. Она находила удовольствие в наблюдении за тем, как возникали распри между игроками. Отчаяние проигравших приводило ее в восторг. Мамаша потакала своей дочурке и преподносила ей в подарок игорные притоны, где у входа ярко горели лампы, привлекая прохожих.

Римские императоры Август, Гелиогабал, Калигула и Нерон предавались азарту с упоением, в том числе ставя на кон жизни домочадцев и имущество подданных. Не последним источником удовольствия для них было и то, что они позволяли себе пренебрегать знаменитым римским правом, которое предавало игры анафеме.

В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры в нарды и шашки. У древних иудеев закон приравнивал выигрыш в азартной игре к элементарному воровству и даже грабежу. Однако... лишь в том случае, если иудей выиграет у иудея. Если же какой-либо представитель колен Израилевых обыграл неиудея, закон был к нему снисходителен.

Коран сурово предостерегал правоверных от любых игр, за исключением шахмат: "Сатана помышляет посеять среди вас раздор и ненависть через вино и азарт".

В Австралии Джед Маккей, противник всех проявлений азарта, создал музей, где собрано множество экспонатов, свидетельствующих о гибельности всякого рода игр. Маккей также издал сотни брошюр, повествующих о греховности азарта. Каждая такая книжечка приглашала посетить "Музей смерти". Смысл этого названия может прояснить такой пример: в углу музея красуется скелет человека, погибшего от таинственного местного яда, которым партнеры по игре в фараон пропитали колоду карт.

Приведенные факты помогают нам окончательно убедиться в том, что игра — дело серьезное, и неправы те, кто, отмахиваясь от чего-либо, что он считает нестоящим, говорят: "А! Все это игра!"

Самые глубокие умы человечества посвящали игре многостраничные исследования. Философ Иммануил Кант полагал, что двойственность реальности, необходимость балансировать между сознанием искусственности конфликта и сиюминутной верой в его реальность роднит игру с искусством. Фридрих Шиллер посвятил сущности игры возвышенные, исполненные поэзии строки: "Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет". Если поставить рядом афоризм Александра Блока "Только влюбленный имеет право на звание человека", можно предельно сблизить одержимость игрой с одержимостью любовным чувством: любовь так же, как игра, переносит человека в иную, виртуальную реальность, где все пропорции смещены. И это заметно всем... Кроме самого влюбленного и... игрока!

Нидерландский мыслитель и культуролог Й. Хейзинга посвятил игре одно из самых основополагающих исследований "Homo ludens" ("Человек играющий"). Суммируя многочисленные истолкования роли игры в жизни человека, Хейзинга дает такое определение: "Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием "иного бытия", нежели обыденная жизнь". В дальнейших рассуждениях Хейзинга делает шаги к сближению понятия игры с понятием высшего духа: "Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя. Но хочется того или нет, признавая игру, признают и дух".

Оставим в стороне игры спортивные и обучающие и попробуем выделить основные причины, по которым люди играют в различные игры.

1. На первое место выйдет, конечно же, необходимость заполнить свободное время. Ничем не занятое время — не только богатство человека, оно может быть и его проклятием: каждому известна томительная изматывающая скука, которая может толкнуть человека как на создание, например, изящного менуэта, так и на самый безобразный поступок. Не каждому интересны и доступны интеллектуальные развлечения (филармония, театр, чтение книг, философская беседа). Телевизор в истории человечества появился сравнительно недавно — и только он один, пожалуй, в состоянии соперничать с игрой в благородном деле соперничества со скукой. Игра помогает упорядочить течение времени, структурировать его:
выпивохи считают время в емкостях спиртного ("Вот усидим бутылочку — и разойдемся!"), игроки — в партиях и роберах.

2. Игра утоляет сенсорный голод личности, ее необходимость в острых ощущениях. В игре человек становится участником захватывающих событий, исход которых заранее неизвестен — он словно бы помещает себя внутрь приключенческой ленты, где только в конце выяснится, играл ли он роль героя или деревенского дурачка,

3. Инстинкт соревновательности, стремление доказать, что ты умнее, достойнее и счастливее своего собеседника — важный побудительный мотив игры. Особенно он ярок в спортивных играх, но и за карточным и бильярдным столом происходят великие баталии, иногда всерьез определяющие отношение к человеку в каком-либо кругу: "Нестоящий человек Иван Иванович! Он вчера заказал большой шлем и так обмишулился!"

Очевидцы вспоминают, как всерьез соревновались за бильярдным столом два больших таланта русской литературы — М. А. Булгаков и В. В. Маяковский. Выиграть партию для них тогда значило ничуть не меньше, чем добиться признания в среде читателей-знатоков.

4. Желание обогатиться как основной мотив стремления к игре большинство игроков отрицают, выдвигая на первый план более благородные мотивы. В самом деле, в таких, требующих немало интеллекта и умения играх, как, например, бильярд или винт, стремление именно к денежному выигрышу просматривается не столь явно, как в азартном фараоне или в любой из лотерей. Однако те, кто делает ставки в тотализаторе или годами с безумной надеждой продолжает покупать лотерейные билеты, конечно, в первую очередь движимы идеей обогатиться — здесь, сейчас и в фантастических размерах!

5. Интеллектуальный тренинг, возможность проявить свои способности — этот мотив в различных анкетах игроки указывают в числе первых. Еще бы! Такая подоплека ежевечернего присутствия за игорным столом позволяет показать себя в самом выгодном свете!

6. Стремление доказать свое превосходство над силами случая — один из глубиннейших и древнейших мотивов, побуждающих человека играть. Именно это стремление лежит в основе самых нелепых пари, игр в чет-нечет, простейших азартных игр.

7. Часто, становясь игроком, человек из общества ставит перед собой весьма практическую задачу: вписаться в определенный круг, обрести некий устойчивый социальный статус. Немецкий драматург и теоретик искусства Г. Лессинг считал, что игра в карты очень полезна для молодежи, так как невозможно представить себе общество без игры в карты. Тонкие и дальновидные игроки в карты могли обеспечить себе успех в карьере, сделавшись в результате карточной политики "особой, приближенной к императору". Так, некий Мишель Шамильяр возвысился при Людовике XIV именно благодаря тому, что иногда доставлял его величеству радость проигрышем. В жизни Английских клубов Москвы и Санкт-Петербурга карточная игра занимала огромное место, за зелеными столами можно было свести интересное и полезное знакомство, обрести защитника и покровителя.

8. Игра как источник особой разновидности сексуального удовлетворения.

Эту теорию выдвинул, как вы уже догадались, венский психиатр Зигмунд Фрейд, обладавший умопомрачительной способностью находить сексуальную символику везде и во всем. Как же было не углядеть ее в "возвратно-поступательном движении лопаточки крупье, сгребающего фишки"!

Многие психиатры позднейшего времени подтверждают догадку Фрейда о том, что игра позволяет сублимировать (заместить) неудовлетворенные сексуальные инстинкты. Жены игроков часто жалуются на их неспособность исполнять супружеские обязанности. "Среди игроков Лас-Вегаса самые непроницаемые лица и холодные умы принадлежат женщинам'", — утверждает исследователь. И это именно те женщины, которые не смогли обрести своего счастья в интимной жизни.

9. Своеобразный мазохизм, тяга к страданию — мотив, многими игроками неосознаваемый. Те же, кто отважился задуматься над своей судьбой, осознают его мучительно остро. "Проигрыш — всякий раз маленькое самоубийство", — утверждает герой современного американского романа. Мучимый давней неизжитой виной, он каждый вечер отправляется в казино. Им движет странное для людей практических желание — проиграть! Проиграть — и вновь быть наказанным за грехи прошлого!

Ричард Минстер, игрок XVII века, великий грешник, пишет:

"Помимо собственной воли я отправился в вертеп с твердым намерением избавиться от всего, что имел. Проиграть!... Кости были брошены, и я проиграл. С трудом могу передать чувство безграничного облегчения, переполнившее меня. Оно было сродни чудодейственному бальзаму, исцелившему раны, нанесенные миром".

Достоевский в одном из писем жене признается, что испытал острейшее удовлетворение, проиграв (если бы он выиграл, это было бы естественно!) в рулетку.

Из дневника Анны Григорьевны Достоевской, жены писателя:

"Он возвратился домой, как всегда потеряв все, и заявил, что хочет поговорить со мной. Усадив меня к себе на колени, он принялся настойчиво требовать у меня еще пять луидоров. Как явствовало из его слов, он прекрасно сознавал, что в результате у нас останется всего семь луидоров и нам не на что будет жить. Он все это вполне понимает, но что же делать? Ничто другое не принесет ему успокоения. Он заявил, что если я не дам ему денег, он сойдет с ума".

10. Игра как другая реальность

Обыденная жизнь с ее повседневными тревогами и проблемами угнетает психику. Человек ищет выхода за ее пределы, стремится к иной, виртуальной реальности. "Мнимая схватка за карточным столом служит сублимацией реальной жизни" (Ральф Грин-сон, психиатр). Именно этим отчасти объясняется необъяснимое возбуждение, охватывающее нас во время игры. Понаблюдайте за игроками в рулетку! Как часто они забывают о приличиях, о "соблюдении лица"! Возможно, потому, что они переносятся в совершенно другой мир, где уже не важно все то, что так ценится в мире обычном.


Этот перечень побудительных мотивов игры, пожалуй, можно продолжать и далее — ведь феномен игры чрезвычайно многогранен и имеет множество различных проявлений. Однако полнее всего вникнуть в этот феномен можно только изнутри — за игровым столом.

ФУНКЦИИ ИГРЫ

Компенсаторная функция

Исторически, логически первой функцией игры является
компенсация не использованной в борьбе за выживание энергии.
"Игра, - отмечал Й.Хейзинга, - старше культуры... Животные
играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных"

В теории Зигмунда Фрейда одним из ключевых является понятие смещенной энергии.
Согласно его концепции, высвобождение
энергии и ослабление напряжения может происходить в разных формах.
В тех случаях, когда по каким-то причинам объект
для удовлетворения инстинкта не достижим, инстинкт может сместиться и сфокусировать свою энергию на каком-нибудь ином объекте. Согласно Фрейду, вся современная цивилизация является результатом смещения сексуальной и агрессивной энергии.

Сублимация - это, согласно Фрейду, защитный механизм,
дающий возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий.

Сублимация является здоровой, конструктивной стратегией обуздания нежелательных инстинктов. Игра является одной из форм смещения активности - сублимации. Игра выступает как форма сублимации потенциально опасных для общества личностных ресурсов.
Значительная часть личностного потенциала, если позволить ей реализоваться, может иметь разрушительные последствия
(например, агрессивность). Игра, ограничивая потенциально опасные виды деятельности жесткими правилами, позволяет не только дать выход энергии, но и нейтрализовать ее опасные последствия (спортивные единоборства).
В то же время энергия, не получающая выхода, разрушает личность.
Игра, таким образом, выступает компромиссом между природой человека и обществом.

Игра обеспечивает сохранение качеств, данных от природы,
но не воcстребуемых в реальной жизни индивида. Человеку от
природы дан целый набор физических и интеллектуальных способностей,
обеспечивающих его выживание в самых разнообразных условиях. Вряд ли какое-то животное обладает такими адаптационными способностями.
Человек может бегать, плавать, вступать в поединки с другими людьми и животными, строить, рисовать, решать сложнейшие интеллектуальные задачи и т.д. и т.п. Однако в реальной жизни современного человека выполнение множества задач взято на себя государством, органами местной администрации, масса личных действий человека становится ненужным, поскольку гораздо проще оплатить кому-то соответствующие услуги.

Цивилизация сделала труд высокоспециализированным, в результате основная масса физического и интеллектуального потенциала людей не востребуется, а потому деградирует. У тех, кто это осознал, такой процесс вызывает неприятные, а то и мучительные чувства.

Средством ослабить калечащее воздействие цивилизации и является игра, выполняющая прежде всего компенсаторную и развивающую функции. Она позволяет искусственным образом сохранять и развивать способности, не востребованные цивилизацией.

Игра компенсирует и дефекты окружающего мира, позволяя
человеку хотя бы на время избежать его хаоса. "В несовершенном
мире и сумбурной жизни, - как отмечал Й.Хейзинга, - она
создает временное, ограниченное совершенство"


ИГРАТЬ ИЛИ НЕ ИГРАТЬ? 

Вот так вопрос!
В толковых словарях вы найдёте множество определений, что такое игра.

Любопытно отследить, КАК это понятие менялось на протяжении, скажем, последних столетий. Сначала — «пляска, посвящённая божеству», потом — «занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования», позже - «деятельность, лишенная прямой практической целесообразности», теперь это и «активность организма, направленная на условное моделирование … деятельности», и «важнейшее понятие актуального искусства» и т. д.

Ясно одно: сколько существует человечество, столько существует игра и имеет самые различные формы, предназначения, смыслы. Она присутствует у всех живых существ, по крайней мере, млекопитающих, как самый верный способ усвоения детёнышами правил поведения их реальной жизни.

Сейчас, в наши дни, об игре заговорили с новой силой. Игра выходит на новый, «хорошо забытый старый» уровень. Нынче это не просто модный способ проведения досуга, но и быстрый, весьма качественный, доступный каждому способ получения практического образования.

Академические знания ВАЖНЫ, но надо ещё понимать, какие из них нам понадобятся более всего для создания желаемого качества нашего бытия, а также КАК именно их применять в практической деятельности. Да ещё при этом не превратиться в ходячее сканирующее других устройство, напичканное полезной информацией, а остаться живым и настоящим.

Можно прочитать множество книг об особенностях отдельно взятых людей, о типажах личности, различиях нервной системы и характерах, но так и не стать мастером общения, тем, кто может договориться с кем угодно о чём угодно. Так КАК тогда научиться строить с людьми работающие отношения? Такие, чтобы каждому было комфортно и желанно в них находиться? Как научиться слышать и понимать других и добиваться, чтобы слышали и понимали тебя? Как достигать своих целей, а не быть вечным исполнителем чужих, но при этом идти не «по головам», а сохранять отношения доброжелательными?

Раньше эту задачу решал практический опыт…Теперь никто не желает попадать в ситуацию «если бы молодость знала, если бы старость могла», ибо «дорога ложка к обеду»! Один Бог знает, сколько придётся потратить времени и «попортить крови» близким и чужим людям, пока поймёшь что такое, например, безусловная любовь или принятие, или эффективность. И чем отличается на практике женская логика от мужской? А как ТАК делать дела, чтобы было выгодно и нашим, и вашим? Как ускорить процесс получения практического опыта?

Следует заметить, что 30 лет назад основная проблема развития этих жизненно необходимых навыков заключалась в том, что важная информация была однобока и труднодоступна. Мы были изолированы от научных достижений не только западных, но и «своих» учёных, т.к. многоликая цензура преподносила их через призму политических взглядов и устоев. Теперь же мы, наоборот, буквально «захлёбываемся» в этом информационном поле, часто переставая вообще понимать что истинно, а что ложно. Зайдите в любой книжный магазин и увидите, что полки ломятся от переизбытка напечатанной литературы самыми разными, часто сомнительными или противоречащими друг другу философиями. На одной полке авторы учат женщин быть стервами, а мужчин «пикапить» вовсю, на другой – подставлять вторую щёку, раз уж вам влепили по первой…Мешанина на полках, мешанина в голове и не весть что в жизни… Я уже молчу про Интернет и 600 ТВ каналов!

Так вот игра приходит нам на помощь. Она длится не так уж много по времени. Может быть повторена великое множество раз. Демократична по стоимости участия. И у неё ОЧЕНЬ короткий цикл причинно- следственных связей. Если ты что-то сделал не так, ты незамедлительно поймёшь это и можешь исправить.

А главная ПОЛЕЗНОСТЬ игр заключается в том, что наш мозг не понимает отличия, где он работает в игре или реальной жизни. Это позволяет с одной стороны провести диагностику того, что не работает в человеке, а с другой – осознанно, в игре проявить себе так, как мы не умеем или не решаемся проявлять на практике. И ВКУС ПОБЕДЫ, эмоции, связанные с достижениями в игре, усвоение уроков от ошибок ТОЧНО ТАКИЕ же, как и в повседневности. Их непременно захочется повторить! И повторять будет гораздо легче, даже в реальных жизненных обстоятельствах!

***
Играя в жизни, человек обретает внутренний стержень, благодаря которому достаточно легко преодолевает стрессовые ситуации. Вот почему многие проблемы можно решить, наработав специфическое отношение к ним.
Научившись относиться к жизни как к игре, человек расширяет пространство собственных действий и позволяет себе принимать нестандартные решения, он становится более обаятельным, а его аргументы – более убедительными. Все это – условия комфортного существования человека в любом трудовом коллективе. То есть умение нарабатывать состояние игры и позволения может быть успешно использовано в отношениях с коллегами, подчиненными и начальством. Это состояние поможет не только выйти из конфликтных ситуаций, но и сказать бесповоротное «нет» или принять важное решение.
Однако не стоит путать состояние игры с состоянием полного равнодушия к собственной жизни. Напротив, игровое восприятие жизни делает человека более сильным, волевым, заставляет работать воображение и находить неординарные пути достижения жизненных целей. Благодаря использованию принципа игры в жизни, даже так называемые «трудности» – которые порой кажутся непреодолимыми – превращаются в задачи, которые надо просто-напросто решить и идти дальше.
Второе необходимое условие успешной жизненной реализации – это умение отключать «внутренний монолог». Что это такое? Приведем пример. У молодого специалиста возникает нестандартное предложение по улучшению работы и имиджа фирмы. Он излагает его на бумаге и уже, было, направляется к кабинету начальника, чтобы высказать свои мысли, как вдруг в голове просыпается этот самый «внутренний монолог», который назойливо твердит ему: «И куда ты, дурак, собрался? Предложение твое – чушь, да и сам ты ни на что негоден...» В результате молодой человек возвращается к своему рабочему месту, а его проект оказывается в мусорной корзине. Именно поэтому так важно уметь пребывать в «умственной тишине», то есть отключать «внутренний монолог», который мешает нам добиваться поставленных целей и нередко доводит до стрессов.
Итак, игровое отношение к жизни в сочетании с «умственной тишиной» и есть устойчивое состояние комфортности, которое позволяет стать психологически устойчивыми, более жизнерадостными, работоспособными и восприимчивыми к новым идеям. Нарабатывается данное состояние посредством управления собственными реакциями. Если человек не контролирует свои реакции, то он сталкивается с двумя проблемами. Во-первых, нехватка энергии, так как она расплескивается в стрессовой, напряженной ситуации. Во-вторых, потеря контроля над ситуацией. В результате человек либо не достигает поставленной цели, либо достигает ее с огромным перенапряжением. Именно поэтому, начиная управлять своим состоянием, мы автоматически переходим к управлению событиями своей жизни, а вскоре нарабатываем то самое состояние комфортности.