Духовный учитель

 
          Мудрость Учителя. Учитель в буддизме
 
Одним из самых притягательных свойств личности Учителя,
основой его авторитета является способность к связному видению мира. Собственно, это ! главный критерий !
Учителя в религиозно-философских системах Востока
(индуизм, буддизм, конфуцианство,даосизм).
Для ознакомления читателя с "восточным" образом Учителя использованы цитаты из книг профессора буддийской философии
Д.Судзуки (1870-1966) и тибетского ламы Ч.Трунгпа (род. в 1938г.)
.
"Будда" означает "пробужденный", т.е. видящий мир таким, каков он есть. Состояние свободы от эго есть достижение состояния будды.
 Будда - это обыкновенный человек и сын человека;
 благодаря великой настойчивости он достиг просветления; но все еще имел тело и переживания, свойственные нашему человеческому существованию.

Слово "бодхисаттва" означает: "тот, кто достаточно смел, чтобы
следовать по пути бодхи".
"Бодхи" - это "пробуждение", "состояние пробужденности". Это не говорит о том,что бодхисаттва должен быть полностью пробужденным;
но он желает идти по пути пробужденных.
 Первая ступень, начальный пункт для того, чтобы стать пробужденным,
чтобы присоединиться к семье будд, - это принятие обета бодхисаттвы...
Практикующий дает обет, что с сегодняшнего дня и до самого достижения просветления он посвящает свою жизнь работе с живыми существами
 и отказывается от достижения просветления для себя лично.

Таким образом, можно рассматривать бодхисаттву как восточный идеал учителя.
"Как бы ни был опытен учитель, он не может заставить ученика постичь истину до тех пор, пока последний не будет по-настоящему внутренне готов к этому.
Подобно тому,как мы не можем заставить лошадь пить воду, если она этого не хочет, мы не можем заставить другого постичь высшую реальность.
 Каждый должен сделать это сам!
Цветок распускается сам, вследствие своей внутренней необходимости,
точно так же внутреннее откровение должно явиться результатом собственной
внутренней зрелости."

"Пока речь идет о преемственности прямой линии учителей, знание не
передается из рук в руки подобно старинной драгоценности.
 Вернее будет сказать, что учитель переживает истину учения
 и передает ее своему ученику как вдохновение. Это вдохновение пробуждает
ученика, как до него был пробужден его учитель. Затем ученик передает учение другому ученику, и таким образом идет процесс передачи.
 Учение всегда оказывается современным;это не "древняя мудрость",
 не какая-то старая легенда. Учения не передаются как
информация, не передаются подобно традиционным народным повествованиям, которые дед рассказывает своим внукам.
 Все это происходит не так. Передача - это подлинный опыт.
В тибетских писаниях есть изречение: "Знание необходимо раскалить, отбить и
выковать подобно чистому золоту, тогда его можно носить как украшение". Поэтому когда
вы получаете духовное наставление от другого человека, вы не принимаете его
некритически: вы раскаляете его, отбиваете молотом, куете, пока не появляется яркий благородный цвет золота.
 Тогда вы украшаете его орнаментом, выбирая тот рисунок, какой
вам понравится, и надеваете украшение на себя... Учение - это индивидуальное,
личное переживание ! и оно остается таковым до нынешнего хранителя доктрины."

"Для того, чтобы установить подлинные отношения учителя и ученика, нам
необходимо отбросить все заранее созданные представления по поводу того,
какими именно должны быть эти взаимоотношения, какими должны оказаться условия раскрытия и покорности.
 "Покорность" означает полное самораскрытие, старание выйти за пределы
мечтаний и ожиданий."

"Процесс получения знаний зависит от того, чтобы ученик что-то отдал взамен;
необходима какая-то психологическая отдача, какой-нибудь дар. Вот почему,
прежде чем мы сможем говорить о взаимоотношениях между учителем и
учеником, нам необходимо рассмотреть отдачу, раскрытие, отказ от ожиданий.
Существенный момент заключается в том, чтобы отречься, отдаться, раскрыться, представить себя гуру в своем подлинном виде, а
не пытаться изображать достойного ученика."

"Боюсь, что на Западе словом "гуру" злоупотребляют. Лучше говорить о "духовном друге", потому что учения подчеркивают, что встреча двух умов бывает взаимной.
Это скорее факт двустороннего общения, чем взаимоотношений господина и
слуги,высокоразвитого существа и существа неразвитого и заблуждающегося."

"В случае же подлинной дружбы между учителем и учеником существует прямое и полное общение, называемое "встречей двух умов".
Раскрывается учитель - раскрываетесь и вы;
вы оба оказываетесь в одном и том же пространстве. Для того, чтобы вы и
учитель стали друзьями в полном смысле слова, ему необходимо знать, кто вы
такой, необходимо знать ваше состояние. Раскрытие этого и есть преданность, отдача."

"Преданность учителя ученику выражается в сострадании, а преданность ученика учителю  в дисциплине.
 Таким образом, в некоторой точке происходит встреча сострадания и дисциплины."

"Может быть, мы ждем, что учитель разрешит все наши проблемы, устранит
сомнения. Но когда мы встречаемся с ним, оказывается, что он в действительности не отвечает ни на один из наших вопросов.
 Он оставляет многое для нашей собственной работы.
 И это будет для нас огромным потрясением, разочарованием."

"Лучший вид великодушия, согласно писаниям, - это работа над состоянием ума
другого человека. Но бодхисаттва не выходит за пределы своего собственного понимания, он считает себя скорее обучающимся, а не учителем.
 Не пытается он и покорить объект своего великодушия. Он осознает не только "я и они", но также и пространство, общее для дающего и получающего.
 Восприятие совместного пространства представляет собой действие
обостренного внимания, праджня."

"Бодхисаттва находит радость в общении с людьми, он не считает
сострадательное действие своим долгом; он не имеет никаких догм
относительно того, как ему надо действовать или какими должны быть другие люди. Он не пытается реформировать или преобразить кого бы то ни было из-за того,что люди не соответствуют его модели.
Если люди полны решимости обращать других по своему образцу, это значит, что они стараются успокоить самих себя, пользуясь обращением других,
чтобы облегчить свои сомнения.
Бодхисаттва не заинтересован в обращении; он уважает стиль жизни других
людей, говорит их языком и дает им возможность развиваться в соответствии с их природой, а не делает из них отражения самого себя.
 А для того, чтобы избежать стремления обращать других,
требуется огромная дисциплина; бодхисаттва будет чувствовать сильное
искушение говорить другим людям, какими им должно быть."