Карма



КАРМА И РЕИНКАРНАЦИЯ

Карма –это энергия мышления. То, что движет мышление, заставляет его перевоплощаться. Процесс перевоплощения происходит каждое мгновение. Этот процесс и есть реинкарнация. Итак, реинкарнация – это перевоплощение мышления каждое мгновение под влиянием кармы. В предварительной практике «Пути Будды» сказано: «В прошлом я бесконечно перерождался.
И пока не достигну просветления, я буду рождаться вновь и вновь.» Здесь, «В прошлом я бесконечно перерождался» указывает на то, что наше мышление прошло бесконечное количество реинкарнаций с безначальных времен, переродилось бесчисленное количество раз. «И пока не достигну просветления, я буду рождаться вновь и вновь» указывает на то, что реинкарнация мышления будет продолжаться, пока не будет исчерпана неблагая карма при достижении полного просветления.

ЗАКОН КАРМЫ

Итак, для достижения полного просветления необходимо исчерпать неблагую карму. Благая и неблагая карма пропорциональны друг другу. Для исчерпания нам необходимо воздерживаться от накопления неблагой кармы, накапливать благую и практиковать очищение от неблагой кармы. В предварительной практике «Пути Будды» сказано: «Плод действий с дурным намерением – страдание. Плод действий с благим намерением – счастье. Естественный закон кармы, причины и результата, неумолим». В этих строках кратко изложен весь закон кармы – он очень прост. Благие намерения приносят благую карму, которая при созревании переживается нами как счастье. Неблагие намерения приносят неблагую карму, которая при созревании переживается нами как страдание.

ВАЖНОСТЬ НАМЕРЕНИЙ

Почему же речь идет о намерениях, а не о действиях, ведь обычно понятие кармы ассоциируется с действиями?
Во-первых, благой или неблагой будет накопленная карма, зависит не от действий, а от намерений, предварявших эти действия. Даже неблагие действия могут принести благую карму, если намерения к ним действительно благие и не было благих альтернатив. Например, неприятное ребенку наказание для предотвращения будущих неприятностей. Если же намерения изначально были неблагими, то каким бы благим не выглядело действие, оно принесет лишь неблагую карму. Например, если вы придерживаетесь нравственности для похвалы или авторитета.
Во-вторых, вы накопите одинаковую карму, независимо от того, увенчались ли действия успехом или нет, если вы действительно сделали все возможное в своих силах. Действие – это лишь воплощение намерений. Например, если двое хотели построить центр для практики, а удалось это лишь одному, то второй накопит такую же карму как и первый, если он использовал даже мельчайшую возможность для осуществления своей цели.
В-третьих, намерения – наше мышление – ничем не отличаются от действий в материальном мире. То, что мы думаем, воображаем, идентично тому, что по нашему мнению существует как материальный мир. В это непросто поверить и еще сложнее руководствоваться этим, однако это так. Даже без действий, мы накапливаем карму своим мышлением и своими намерениями.

ЦЕЛИ И НАМЕРЕНИЯ

Прежде всего, возникает цель. Для достижения цели формируется намерение. Какую бы цель вы себе не поставили, если вы избавлены от сомнений, в том числе и неявных, и вы твердо намереваетесь ее осуществить, сохраняя подобное устремление постоянно, вы обнаружите, что окружающий мир сам предоставит вам возможность действовать для достижения этой цели. Эти действия и есть манифестация намерения. Поэтому, намерения очень важны – от них зависит достижение наших целей и характер накапливаемой кармы.

ПЯТНАДЦАТЬ АСПЕКТОВ НАКОПЛЕНИЯ СИЛЬНОЙ КАРМЫ

Чем больше в наличии этих аспектов, тем сильнее будет накопленная карма.
Намерение
Явное осознавание, формулировка своего намерения.
Объект
Осознанный выбор объекта действия.
Восемь объектов, действия по отношению к которым приносят особо сильную карму:
Будда, просветленные существа, учитель, мать и отец, сангха (4 члена сангхи равны одному просветленному существу) , больные существа, нуждающиеся существа, все существа.
Действие
Отсутствие безразличия и невнимательности, удовольствие от совершения и осознанность.
Завершение
Необходимо убедиться в двух вещах: завершении действия с вашей стороны и достижению действия вашего объекта действия.
Сорадование
Существует два вида сорадования: сорадование своим намерениям и действиям и сорадование счастью и благу объекта вашего действия.
Повторение
Накопление, созданное повторным свершением действий. Например, вы можете пожертвовать не всю отложенную сумму сразу, а постепенно, отдавая каждый день понемногу. Даже совершая малейший добродетельный поступок будьте уверены, что совершаете что-то очень значительное. И напротив, совершая что-то неблагое никогда не думайте, что сделали что-то очень большое и плохое.
Время
Определенные лунные дни, годовщины событий из жизни Будды Шакьямуни и мастеров особое время для объекта действия (например, день рождения нашей маме), например, день рождения нашей матери, время войн, стихийных бедствий, эпидемий, голода, кризиса и другие тяжелые времена.
Место
Священные места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни и другими мастерами, места, которые особо нравятся объекту действия (например театр или парк, который нравится нашей маме), места войн, стихийных бедствий, эпидемий, голода, кризиса и другие подобные места;
Инструменты
Использование особых инструментов (например, музыкальных) и методов, увеличивающих пользу, удобство, благо и т.п.
Посвящение
Посвящение накопленной благой кармы (заслуг) - это уникальная практика Буддизма, которая приносит большую пользу. Посвящение, подношение и щедрость имеют одну суть.
Устремление
Формирование наших намерений на будущее
Обязательство
Мы должны делать что-то сами, а не только надеяться на Будд. Мы должны быть уверены, что сами можем что-то сделать, тогда Будда сможет нам помочь.
Молитва
Обращение к Трем Драгоценностям, Трем Корням, бодхисаттвам, архатам и защитникам Учения с просьбой помочь нам в осуществлении наших посвящений, устремлений и обязательств.
Партнер
Очень хорошо и достаточно важно просить людей вам помочь, давать им возможность вместе делать то, что приносит благо. Если вы являетесь руководителем, предоставляйте всем возможность что-то сделать. Выполнение всего в одиночку не сделает вас хорошим руководителем.
Осознавание
В этот список можно добавить еще множество аспектов, но пока еще ни один из них не превзошел осознавание. Чтобы вы не делали, всегда помните наставления об иллюзорности - о том, что все явления подобны майе, сну. Но если у вас не выходит поддерживать осознавание, по крайней мере практикуйте благое мышление.

ДЕСЯТЬ НЕБЛАГИХ ДЕЙСТВИЙ

Будда дал учение о десяти благих и десяти неблагих действиях, которые приносят, соответственно благую и неблагую карму.
Десять неблагих действий состоят из трех действий тела, четырех действий речи и трех действий мышления. Неблагую карму приносит не только совершение этих действий, но и сознательная помощь другим совершать эти действия, а также сорадование подобным действиям, совершенным другими.

НЕБЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕЛА

Убийство – это лишение жизни существ. Для людей это, как правило, лишение жизни человека или животного.
Воровство – это присвоение чего-либо, принадлежащего другим, путем применения силы, тайком или путем обмана.
Разврат – это в целом сношения, которые приносят вред партнеру или другим людям. Как примеры, можно назвать сношения с чужими супругами, сношения на глазах у других, сношения с теми, кто держит однодневные обеты.

НЕБЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ РЕЧИ

Среди лжи различают обычную ложь, ложь о Дхарме (например, о том, что благое не несет благо) и преувеличение своих достижений в практике (особенно для извлечения пользы).
Клевета бывает открытой в присутствии объекта клеветы или скрытой – за спиной человека.
Грубая речь – это слова, произнесенные с явной или неявной целью причинить другим страдание, независимо от того сказаны они резко или ласковым тоном.
Пустословие – это бесцельные разговоры, не основанные на немерении усилить благое мышление.

НЕБЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ МЫШЛЕНИЯ

Три неблагих действия мышления – это алчность, недоброжелательность и неверное воззрение. Если карма, накопленная от неблагих действий телом и речью, может порой быть благой при наличии благих намерений, то карма от трех неблагих действий мышления всегда является только неблагой, так как эти действия никогда не будут иметь благого основания.

Первое – это алчность – желание владеть тем, что принадлежит другим, считая это источником своего счастья.
Второе – недоброжелательность – сожаление/недовольство чужим счастьем или радостью, а также пожелание неприятностей и сорадование страданию других.
Третье – неверное воззрение – отсутствие веры в закон кармы, закон причины и результата, гласящий, что мы сами в полной мере несем ответственность за наши действия

ДЕСЯТЬ БЛАГИХ ДЕЙСТВИЙ

Благую карму приносит не только совершение этих действий, но и сознательная помощь другим совершать эти действия, а также сорадование подобным действиям, совершенным другими.
В целом, десять благих действий – это противоположности десяти неблагим.

БЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ ТЕЛА

Защита жизни (например, выкуп отловленной рыбы) вместо убийства.
Даяние (например, милостыня) вместо воровства.
Нравственность – несовершение развратных действий.

БЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ РЕЧИ

Говорить правду вместо лжи.
Примирять других вместо клеветы.
Говорить доброжелательные слова вместо грубых слов.
Говорить слова, исполненные смысла, вместо пустых разговоров.

БЛАГИЕ ДЕЙСТВИЯ МЫШЛЕНИЯ

Удовлетворенность тем, что есть и готовность отдавать вместо алчности.
Благожелательность и сорадование счастью других вместо недоброжелательности.
Вера в закон кармы вместо его отрицания и игнорирования.

СЕМЬ ПУТЕЙ НАКОПЛЕНИЯ БЛАГОЙ КАРМЫ

Ринпоче особо подчеркивает, что каждому необходимо знать и ежедневно читать семичленную молитву и совершать эти действия, так как они приносят только благую карму, помогают прогрессу в практике и очень просты. Существует множество вариантов семичленной молитвы – делайте ту, что вам ближе, больше нравится. Семь путей таковы:

Простирание
Подношение
Очищение
Сорадование
Просьба об учении
Молитва о долгой жизни
Посвящение заслуг

ЧЕТЫРЕ СПОСОБА УНИЧТОЖЕНИЯ БЛАГОЙ КАРМЫ

Итак, наша цель – это воздержание от накопления неблагой кармы и накопление благой. Об этом было рассказано выше, однако нужно учесть один момент: также как мы можем уничтожить неблагую карму практикой очищения, мы можем уничтожить и накопленную благую карму следующими способами:

Неверное посвящение

Всегда и везде, прежде всего, необходимо посвящать накопленные заслуги скорейшему просветлению всех живых существ, и лишь потом посвящать их другим целям. Кроме того, так как в двойственном состоянии мышления, посвящение не является полноценным, нам необходимо приблизить его к таковому, добавив к словам посвящения строки из заключительной практики «Пути Будды»: "Пусть все мои посвящения будут чистыми как мудрость Манджушри. Пусть все мои посвящения будут исполнены как устремления Самантабхадры".

Сожаление

Сожаление стирает все заслуги, поэтому очень важно действовать без сомнений. Например, не стоит делать пожертвования, если потом вы сожалеете об их размере. Подумайте пару дней перед пожертвованием – проверьте, нет ли у вас сомнений.

Показные действия

В целом, это перечисление и демонстрация своих достижений в практике и жизни без необходимого на то благого повода.
Неблагое мышление
Минута неблагого мышления уничтожает карму, накопленную за 1000 минут благого. Однако минута благого мышления уничтожает карму, накопленную за 1000000 минут неблагого.

ТРИ ПРИНЦИПА НА КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ

Есть три важных принципа, которые необходимо практиковать каждое мгновение: памятование, внимательность и бдительность. Памятование – это знание, какие действия несут благо, а какие нет. Внимательность – это наблюдение даже незначительных действий, так как порой мелочи несут как большой вред, так и большое благо. Бдительность – это постоянная проверка своего мышления, предвидение в какой ситуации возможна потеря осознавания и наличия неблагих мыслей.
Итог практики этих принципов не может быть неблагим: благие намерения и действия естественно возрастут, а неблагие постепенно иссякнут.

СОЗРЕВАНИЕ КАРМЫ

В заключение, необходимо упомянуть наставления о том, что делать в ежедневной жизни с созревающей кармой.
Созревание кармы, накопленной от действий с неблагим намерением – это переживание страдания. Не стоит испытывать желание поскорее от него избавиться – это лишь увеличит ваш страх перед страданием и породит новую неблагую карму. Нет смысла испытывать негативное отношение к созревшему результату. Вместо этого, сорадуйтесь тому, что вы исчерпываете неблагую карму и старайтесь больше ее не накапливать, практикуя благое мышление: отречение, сострадание, веру, любовь и мудрость.
Если вы испытываете страдание, во-первых, вспомните, что так вы сжигаете накопленную ранее неблагую карму – причину вашего страдания и условие страдания других в будущем. Во-вторых, представляйте, что все страдание всех существ растворяется в вашем страдании, принося всем покой и освобождение от страданий. В-третьих, от всего сердца пожелайте, чтобы никто и никогда не испытывал страдания, подобного вашему.
Созревание кармы, накопленной от действий с благим намерением – это переживание счастья. Это очень хорошо и этому надо сорадоваться – самым простым вещам, таким как тепло, сытость, наличие дома, друзей и близких. За это счастье не стоит ни цепляться, ни отвергать – просто наслаждайтесь им с легким сердцем, тогда внезапное созревание неблагой кармы в виде страдания не отвлечет вас от практики благого мышления.
Если вы испытываете счастье, во-первых, cорадуйтесь, что в прошлом практикой благого мышления вы накопили благую карму, которая является причиной вашего счастья в этот момент. Во-вторых, мысленно поднесите ваше счастье всем живым существам, представив как они обретают с ним радость и исполнение всех желаний. В-третьих, от всего сердца пожелайте, чтобы все живые существа всегда испытывали такое же счастье, как и вы в этот момент.