Шанкарачарья (Шри Ади Шанкарачарья или «первый» Шанкара), знаменитый интерпретатор или комментатор священных писаний индуизма, особенно Упанишад или Веданты, оказал глубокое влияние на рост и становление индуизма в целом. Он выступил в качестве защитника величия Вед в ту эпоху, когда индуизм, в известном смысле, переживал трудные времена, и был самым знаменитым проповедником философии адвайты, возродившем, по мнению многих, ведическую Дхарму и вернувшем адвайте-веданте утраченную ею высоту.
Шанкара, известный как Бхагаватпада Ачарья (букв. «гуру, пребывающий у стоп Господа»), помимо того, что он «обновил» писания, очистил ведическую религиозную практику от излишеств ритуализма и представил доктрину монизма.
Шанкара родился в брахминской семье в районе 778 г. до Р.Х. в деревне Калади на берегу реки Пурна (в наши дни Перияр) в южноиндийском штате Керала. Его родители, Шивагуру и Арьямба, долгое время оставались бездетными, и рождение Шанкары было для пары очень радостным событием. Согласно легенде, Арьямбе явился Господь Шива, который пообещал женщине, что родится в качестве её сына.
Шанкара оказался очень способным ребёнком и «эка-шрути-дхарой», способным запомнить услышанное лишь один раз. В своей местной гурукуле он овладел знанием Вед и шести Веданг, и был способен обширно цитировать эпосы и Пураны. Кроме того, Шанкара изучил философские доктрины различных сект и был кладезем философского знания.
Шанкара проповедовал философию монизма, адвайта-веданту, по всей Индии. Суть доктрины состоит в утверждении тождества индивидуального и универсального «я» и признании универсального «я» единственной реальностью. Согласно адвайте, «я» есть «Брахман» (ахам бахмасми) и «бахман сатья, джагат митхья» («реален лишь Брахман, тогда как мир феноменов иллюзорен»). Феноменальный мир, хотя и предстаёт независимой реальностью, в конечном счёте, идентичен Брахману. Благодаря практике, человек может избавиться от эго и дуалистического мировосприятия.
Согласно Шанкаре, существуют три измерения реальности: парамартхика сатта (Брахман), вьявахарика сатта (эмпирический мир) и пратибхашика сатта (реальность).
Невежество или авидья служит причиной того, что Брахман (универсальное «Я») воспринимается как ограниченное «я». Для осознания ограниченного «я» в качестве универсального «Я» необходимо духовное знание (джнана). По мнению Шанкары, бхакти, йога и карма достигают своей кульминации в подобной джнане, благодаря которой сознание очищается и становится возможным восприятие тотального божественного Начала.
Свои философские взгляды Шанкара изложил в комментариях к различным писаниям. Считается, что все комментарии были написаны ачарьей в пору юности, когда ему не исполнилось и шестнадцати. Из литературных трудов Шанкары выделяются его комментарии к Упанишадам, Брахма Сутрам и Бхагавад Гите. Комментарии к Брахма Сутрам (Брахмасутрабхашьям) рассматриваются как важнейший труд Шанкары, наряду с «Бхаджа Говиндам», поэме на санскрите, в которой превозносится преданность Кришне.
Шри Шанкарачарья основал четыре Матха, монастырских центра, в четырёх районах Индии. Главами этих центров стали монахи-ученики Шанкары. Последователи этих Матхов представляют собой самое крупное аскетическое сообщество в рамках индуизма и делятся на десять основных групп: Аранья, Ашрама, Бхарати, Гири, Парвата, Пури, Сарасвати, Сагара, Тиртха и Вана.
Каждый из Матхов ассоциируется с определённой Ведой: Джйотир Матх в Бадринатхе в Северной Индии – с Атхарва Ведой; Шарада Матх в Шрингери на юге Индии – с Яджур Ведой; Говардхан Матх в Джаганнатха Пури на востоке Индии – с Риг Ведой, а Калика Матх в Двараке на западе Индии – с Сама Ведой.
Предание утверждает, что Шанкара покинул этот мир в Кедарнатхе в возрасте всего лишь тридцати двух лет.