Мантра – это санскритское слово и переводится как защита, оберег сознания (от страданий, болезней и т.д.). Мантры по своей цели бывают духовными и лечебными. Духовные мантры в свою очередь бывают мирными и гневными, что чаще всего зависит от принадлежности гневным или мирным божествам. А лечебные делятся на укрощенные и дикие. Мантры состоят из трех частей: головы, туловища и хвоста. Головы мантр выражаются слогами: ом, дэ я та, намо , а хвост - слогами: хум, пэт, соhа. При наличии и головы, и хвоста, мантра называется мирной (или укрощенной). Во всех остальных случаях мантры – гневные(или дикие). Если в мантре отсутствует голова или хвост, а иногда и то и другое, тогда она является гневной, а если это лечебная мантра, то тогда она относится к диким мантрам. Существуют миллионы мантр. Однако они все по действию подразделяются на головные и частные. Так называемые частные мантры имеют «узкую» специализацию. То есть, предназначены для одной цели. Например, от одной какой-нибудь болезни. Головные мантры имеют весьма широкий спектр охватываемых проблем. Если это лечебная мантра, то, как правило, она бывает от 101 болезни. Поэтому, чтобы их реализовать нужно много времени. Частные мантры не требуют длительного начитывания, они начинают действовать почти сразу. Но чтобы они начали действовать, нужно реализовать хотя бы одну головную, т.е. начитать её в затворе 100.000 раз. Большинство общеизвестных мантр являются головными и они могут помочь в любых ситуациях. Для этого есть в буддизме 4 вида активности: умиротворение, умножение, подчинение и уничтожение. Если мы хотим успокоить своё сознание, тем самым «обезопасить» себя и свое окружение, тогда начитываем мантру с первой мотивацией-активностью. Если хотим умножить, увеличить свои способности, достаток и т.д., тогда применяем 2-ю активность. Если хотим овладеть какими-то правами, возможностями, могуществом, тогда сосредоточиваемся на 3-ей активности. Четвертая активность нужна для устранения проблем, препятствий, врагов, имеется ввиду прежде всего «внутренних». Четыре активности связаны с работой разных энергетических чакр, при этом слоги мантры распределяются по фазам дыхания: задержка, вдох, задержка, выдох. Нередко также бывает, что по чакрам распределяются целые мантры, т.е. раскручивается, задействуется внутренний энергопотенциал человека. При огромных реализациях мантра «вырабатывает» свой ритм, свою частоту дыхания у практикующего. В тайных наставлениях иногда советуют те или иные слоги, мантры соотнести с фазами дыхания, чтобы поскорее «поймать» необходимый ритм, звуковую вибрацию. В идеале звуки мантры и фазы дыхания должны находиться в беспрерывном унисоне.
В Тантре человеческое сознание фактически отождествляется с энергией. Существуют различные уровни сознания, а значит и энергии человека. Например, наши мысли являются одним из проявлений одного из уровней сознания и энергии. Сутью энергии является движение, вибрации. На внешнем, физическом уровне энергия большей частью проявляется речью. Поэтому начитыванию мантр придаётся большое значение. Считается, что Речь человека имеет потенциал ваджрных способностей Речи Будды, которая является, по сути, энергией. Энергия не материальна, но её можно ощутить. Как избавиться от негативной кармы, чтобы раскрыть в себе «ваджрную» речь, всевозможные способности? Тантра даёт уникальные способы раскрытия внутренних сил посредством тренировок, затворов по начитыванию мантр и дыхательной йоги. Дыхательные упражнения очень эффективны в плане очищения кармы и раскрытия различных способностей, но нужен весьма опытный наставник. Иначе можно «улететь». Начитывание мантр тоже эффективно. Может быть немного медленнее будут реализации, чем в дыхательной йоге, зато практически нет риска потерять рассудок. Но не надо питать иллюзий, что это легко достигается. Для реализации мантры нужно много трудиться. К примеру, человек для победы на мировом чемпионате по какому-то виду спорта в течение многих лет прикладывал огромные усилия, тренировал тело, отказывал себе во многом, терпел. Что уж тогда говорить о «тренировке» ума, духовных достижениях. Очень часто встречаются мнения, что начитывание мантр без должной визуализации бесполезно, простирания тоже бесполезны. Мне кажется, такое мнение ошибочно и очень похоже на крайность. Конечно, без должной визуализации эффект меньше, но польза все равно есть, будь то начитка или простирания. Визуализировать сложно, поэтому легче взять количеством. Начитка мантр рано или поздно все равно даст свои плоды. Ум успокоится, расширится, появится контроль, и в первую очередь над эмоциями, тем самым будут уничтожаться все клеши, невежество, гнев и привязанности. Негативная карма копится в наших каналах, оставляя свои следы (пакчак по-тибетски)в потоках энергии. Впоследствии она созревает в нашем теле, сознании, отражается в наклонностях, характере, дефектах и т.д. Большинство проступков мы совершаем речью. В десяти негативных деяниях, совершаемых телом, речью и сознанием, больше всего грехов приходится на речь. Их четыре: ложь, грубость, пустословие и клевета. Казалось бы, они незначительны по сравнению с убийством, например. Однако в далекой перспективе их плоды не менее весомы. Для очищения энергии от негативной кармы Речи начитывание мантр является, пожалуй, одним из самых лучших средств. Во время начитки мы молчим, тем самым наша речь «отдыхает», не копит новую карму. К тому же, каждая мантра имеет свой набор звуков, свою уникальную частоту, свою вибрацию, которые на тонком энергетическом уровне благотворно воздействуют на ум, при этом «разбивая» все узлы, скрутки, блоки в течении нашей энергии. Таким образом, происходит очищение нашей ваджрной составляющей природы Будды от негативной кармы. В текстах пишут, что при Просветлении наша речь становится Ваджрной, как у Будды. И каждое произносимое слово будет мантрой. А это означает, что такая речь будет только правдивой, весьма полезной и очень приятной. Мантра даёт так много всего, что невозможно все описать. Поэтому говорят, что силу мантры нельзя объяснить, опираясь только на логику. Благословение мантры выходит за пределы человеческого понимания. Есть довольно известный пример очищения Речи. Если на протяжении 7 жизней говорить только правду, то язык такого человека приобретает такую силу, что любое высказанное пожелание немедленно исполняется. Если подуть на бумагу или кусок дерева, при пожелании они могут даже воспламениться. Некоторые мантры обладают таким мощным благословением, что способны очистить негативную карму Речи, накопленную за несколько жизней, одним затвором с начиткой 100.000 раз. Мантра действует в любом случае, даже в отсутствие веры. Можно привести множество примеров, когда мантра помогала от различных болезней, испугов совсем малым детям, животным. У них ведь нет даже понимания происходящего, не говоря уже о вере. Бывают случаи, когда ждут от мантр немедленного действия, но надо понимать, что реализация, сила мантры заключена в количестве. Если мантра не помогает, значит, она еще не реализована. У одних людей мантра начинает работать сразу после первых начитанных 100.000 раз. Но таких людей, имеющих очень хорошие кармические связи с буддизмом, с данной мантрой, мало. Чаще всего нужно гораздо большее количество начитки. Можно для примера провести простейшую арифметику. Сколько времени за долгие годы мы проводим, праздно болтая ни о чем? И тут, почитав мантру по несколько часов в течение нескольких дней, не стоит рассчитывать, что это достаточно очистило наши способности языка. Именно ложь, накопленная в предыдущих и этой жизнях, не даёт реализациям прийти к нам быстро. Ругая, оскорбляя, мы создаём причины, чтобы наш язык причинял вред прежде всего близким, себе. Ведь это входит в привычку. И в последствии при реализации мантр эта ругань будет иметь более весомые негативные последствия и в первую очередь для близких. Пустословие отнимет очень много времени и сил в будущем при реализации любых проектов, в том числе и мантровых. Клевета же напрочь сжигает все добродетели Речи, накопленные ранее. Поэтому очень важна альтруистическая, добрая мотивация. Начитывание мантр – это весьма эффективная и доступная практика. Даже без затворов, при простом ежедневном начитывании, она будет помогать. Все обширные молитвы, практики, садханы в своей сути содержатся в мантрах. Поэтому начитку мантр можно сравнить с проведением краткой, самой сущностной буддийской практикой. Польза невероятно огромна. На начальных стадиях такого человека всегда сопровождает удача, т.е. мы наблюдаем удивительную цепочку благоприятных «случайностей», которые происходят с человеком, начитавшем очень много мантр. Далее будут раскрываться какие-нибудь способности, таланты, в зависимости от индивидуальных черт человека, конкретной мантры и совокупности кармической составляющей.
Дабы «не распыляться», лучше выбрать одну мантру и начитывать ее как можно больше. Чем больше начитать, тем сильнее язык. У некоторых, говорят, язык чернеет, и становится весьма могущественным. После начитки первых 100.000 мантр начинают проявляться первые «ростки» успеха. При хороших кармических отпечатках серьёзные реализации начинаются после 1 миллиона начитанных мантр. Однако после 10 миллионов реализации проявятся у любого. Реализации бывают самые различные - лечение, защита от несчастных случаев, от порчи, управление погодой, достижение целей, творчество и т. д. Смотря какая мантра начитывалась. Достижение реализаций зависит еще и от того, кто даровал устную передачу, имеется ввиду, насколько сам человек, дающий передачу, реализовал эту мантру. Насколько чиста мотивация при начитке. Соблюдал ли диету при рецетации. Например, запрещено употребление в пищу языка. Если человек съел, пусть даже самый маленький, кусочек языка, тогда он навсегда теряет всю «начитанную силу». Сколько бы миллионов он ни начитал, ему придётся всё начинать сначала, и, скорее всего, «сила» уже будет даваться значительно труднее. Такое бывает, если в карме преобладают ругань, оскорбления, и вполне возможно, что от начитанных мантр может еще кто-то пострадать. Например, желая кому-то помочь, можно еще более усугубить его положение, ведь съеденный язык нарушает правильное течение энергии мантры.
В Тантре начитывание мантр является обязательным во всех школах, традициях. Без начитки дальнейшее продвижение невозможно. Обычным мирянам, не знающим и не практикующим Тантру, начитывать мантру можно и нужно. Если подытожить, для практики начитки мантр нужна устная передача от человека, реализовавшего эту мантру. Затем нужно иметь соответствующие четки, всегда зарождать благую мотивацию, например, хочу помочь людям или конкретному человеку. Хорошо бывает установить для себя минимальное количество начитки в день. Например, 10 четок-кругов ежедневно. Это будет округленно 1000 раз. За сто дней вы начитаете 100.000 раз. Это конечно не одно и тоже, что начитка в затворе, но тем не менее польза будет. Если нужно помочь в лечении, тогда после начитки можно подуть на лекарства, воду, больное место, инструменты, руки и т.д. Чем больше начитано мантр, тем больше благословения.
Начитывание желательно совершать в уединённом месте, повернувшись лицом к святому месту, например, дацану, ступе или на восток, а при гневных мантрах - на юг. Звук произносимой мантры не должен уходить дальше вашего уха. Хотя есть некоторые мантры, которые нужно начитывать громко и даже с выкриком. Во время начитывания нельзя разговаривать. Тело как сосуд с нектаром, мы читаем мантру, от языка исходит ваджрная вибрация, поэтому не рекомендуется, чтобы ещё какие-нибудь звуки выходили из нашего тела. Мирные мантры с 1 и 2 мотивацией - активностью лучше начитывать в первой половине дня, в новом месяце. Гневные мантры с подчиняющей и уничтожающей активностью гораздо эффективней начитывать после обеда, к вечеру (ночью) и на убывающей луне.
Сила мантр безмерна и не поддаётся логическому объяснению. При больших реализациях язык, «натренированный» мантрами, способен творить чудеса. Лекарства могут состоять из разных трав, а также из разного набора звуков, мантр. Буддийские мантры – это, прежде всего, лекарство для ума. Они призваны защищать сознание, укреплять его и совершенствовать. При больших реализациях мантра способна излечить и телесные заболевания. Однако для серьёзных занятий по начитке мантр нужен Учитель или как пишут в текстах: благой, духовный друг, который даровав устную передачу Прибежища, бодхичиты и мантры, должен научить всем нюансам. Обычно же люди просто начитывают, не вдаваясь в детали.
В Тантре человеческое сознание фактически отождествляется с энергией. Существуют различные уровни сознания, а значит и энергии человека. Например, наши мысли являются одним из проявлений одного из уровней сознания и энергии. Сутью энергии является движение, вибрации. На внешнем, физическом уровне энергия большей частью проявляется речью. Поэтому начитыванию мантр придаётся большое значение. Считается, что Речь человека имеет потенциал ваджрных способностей Речи Будды, которая является, по сути, энергией. Энергия не материальна, но её можно ощутить. Как избавиться от негативной кармы, чтобы раскрыть в себе «ваджрную» речь, всевозможные способности? Тантра даёт уникальные способы раскрытия внутренних сил посредством тренировок, затворов по начитыванию мантр и дыхательной йоги. Дыхательные упражнения очень эффективны в плане очищения кармы и раскрытия различных способностей, но нужен весьма опытный наставник. Иначе можно «улететь». Начитывание мантр тоже эффективно. Может быть немного медленнее будут реализации, чем в дыхательной йоге, зато практически нет риска потерять рассудок. Но не надо питать иллюзий, что это легко достигается. Для реализации мантры нужно много трудиться. К примеру, человек для победы на мировом чемпионате по какому-то виду спорта в течение многих лет прикладывал огромные усилия, тренировал тело, отказывал себе во многом, терпел. Что уж тогда говорить о «тренировке» ума, духовных достижениях. Очень часто встречаются мнения, что начитывание мантр без должной визуализации бесполезно, простирания тоже бесполезны. Мне кажется, такое мнение ошибочно и очень похоже на крайность. Конечно, без должной визуализации эффект меньше, но польза все равно есть, будь то начитка или простирания. Визуализировать сложно, поэтому легче взять количеством. Начитка мантр рано или поздно все равно даст свои плоды. Ум успокоится, расширится, появится контроль, и в первую очередь над эмоциями, тем самым будут уничтожаться все клеши, невежество, гнев и привязанности. Негативная карма копится в наших каналах, оставляя свои следы (пакчак по-тибетски)в потоках энергии. Впоследствии она созревает в нашем теле, сознании, отражается в наклонностях, характере, дефектах и т.д. Большинство проступков мы совершаем речью. В десяти негативных деяниях, совершаемых телом, речью и сознанием, больше всего грехов приходится на речь. Их четыре: ложь, грубость, пустословие и клевета. Казалось бы, они незначительны по сравнению с убийством, например. Однако в далекой перспективе их плоды не менее весомы. Для очищения энергии от негативной кармы Речи начитывание мантр является, пожалуй, одним из самых лучших средств. Во время начитки мы молчим, тем самым наша речь «отдыхает», не копит новую карму. К тому же, каждая мантра имеет свой набор звуков, свою уникальную частоту, свою вибрацию, которые на тонком энергетическом уровне благотворно воздействуют на ум, при этом «разбивая» все узлы, скрутки, блоки в течении нашей энергии. Таким образом, происходит очищение нашей ваджрной составляющей природы Будды от негативной кармы. В текстах пишут, что при Просветлении наша речь становится Ваджрной, как у Будды. И каждое произносимое слово будет мантрой. А это означает, что такая речь будет только правдивой, весьма полезной и очень приятной. Мантра даёт так много всего, что невозможно все описать. Поэтому говорят, что силу мантры нельзя объяснить, опираясь только на логику. Благословение мантры выходит за пределы человеческого понимания. Есть довольно известный пример очищения Речи. Если на протяжении 7 жизней говорить только правду, то язык такого человека приобретает такую силу, что любое высказанное пожелание немедленно исполняется. Если подуть на бумагу или кусок дерева, при пожелании они могут даже воспламениться. Некоторые мантры обладают таким мощным благословением, что способны очистить негативную карму Речи, накопленную за несколько жизней, одним затвором с начиткой 100.000 раз. Мантра действует в любом случае, даже в отсутствие веры. Можно привести множество примеров, когда мантра помогала от различных болезней, испугов совсем малым детям, животным. У них ведь нет даже понимания происходящего, не говоря уже о вере. Бывают случаи, когда ждут от мантр немедленного действия, но надо понимать, что реализация, сила мантры заключена в количестве. Если мантра не помогает, значит, она еще не реализована. У одних людей мантра начинает работать сразу после первых начитанных 100.000 раз. Но таких людей, имеющих очень хорошие кармические связи с буддизмом, с данной мантрой, мало. Чаще всего нужно гораздо большее количество начитки. Можно для примера провести простейшую арифметику. Сколько времени за долгие годы мы проводим, праздно болтая ни о чем? И тут, почитав мантру по несколько часов в течение нескольких дней, не стоит рассчитывать, что это достаточно очистило наши способности языка. Именно ложь, накопленная в предыдущих и этой жизнях, не даёт реализациям прийти к нам быстро. Ругая, оскорбляя, мы создаём причины, чтобы наш язык причинял вред прежде всего близким, себе. Ведь это входит в привычку. И в последствии при реализации мантр эта ругань будет иметь более весомые негативные последствия и в первую очередь для близких. Пустословие отнимет очень много времени и сил в будущем при реализации любых проектов, в том числе и мантровых. Клевета же напрочь сжигает все добродетели Речи, накопленные ранее. Поэтому очень важна альтруистическая, добрая мотивация. Начитывание мантр – это весьма эффективная и доступная практика. Даже без затворов, при простом ежедневном начитывании, она будет помогать. Все обширные молитвы, практики, садханы в своей сути содержатся в мантрах. Поэтому начитку мантр можно сравнить с проведением краткой, самой сущностной буддийской практикой. Польза невероятно огромна. На начальных стадиях такого человека всегда сопровождает удача, т.е. мы наблюдаем удивительную цепочку благоприятных «случайностей», которые происходят с человеком, начитавшем очень много мантр. Далее будут раскрываться какие-нибудь способности, таланты, в зависимости от индивидуальных черт человека, конкретной мантры и совокупности кармической составляющей.
Дабы «не распыляться», лучше выбрать одну мантру и начитывать ее как можно больше. Чем больше начитать, тем сильнее язык. У некоторых, говорят, язык чернеет, и становится весьма могущественным. После начитки первых 100.000 мантр начинают проявляться первые «ростки» успеха. При хороших кармических отпечатках серьёзные реализации начинаются после 1 миллиона начитанных мантр. Однако после 10 миллионов реализации проявятся у любого. Реализации бывают самые различные - лечение, защита от несчастных случаев, от порчи, управление погодой, достижение целей, творчество и т. д. Смотря какая мантра начитывалась. Достижение реализаций зависит еще и от того, кто даровал устную передачу, имеется ввиду, насколько сам человек, дающий передачу, реализовал эту мантру. Насколько чиста мотивация при начитке. Соблюдал ли диету при рецетации. Например, запрещено употребление в пищу языка. Если человек съел, пусть даже самый маленький, кусочек языка, тогда он навсегда теряет всю «начитанную силу». Сколько бы миллионов он ни начитал, ему придётся всё начинать сначала, и, скорее всего, «сила» уже будет даваться значительно труднее. Такое бывает, если в карме преобладают ругань, оскорбления, и вполне возможно, что от начитанных мантр может еще кто-то пострадать. Например, желая кому-то помочь, можно еще более усугубить его положение, ведь съеденный язык нарушает правильное течение энергии мантры.
В Тантре начитывание мантр является обязательным во всех школах, традициях. Без начитки дальнейшее продвижение невозможно. Обычным мирянам, не знающим и не практикующим Тантру, начитывать мантру можно и нужно. Если подытожить, для практики начитки мантр нужна устная передача от человека, реализовавшего эту мантру. Затем нужно иметь соответствующие четки, всегда зарождать благую мотивацию, например, хочу помочь людям или конкретному человеку. Хорошо бывает установить для себя минимальное количество начитки в день. Например, 10 четок-кругов ежедневно. Это будет округленно 1000 раз. За сто дней вы начитаете 100.000 раз. Это конечно не одно и тоже, что начитка в затворе, но тем не менее польза будет. Если нужно помочь в лечении, тогда после начитки можно подуть на лекарства, воду, больное место, инструменты, руки и т.д. Чем больше начитано мантр, тем больше благословения.
Начитывание желательно совершать в уединённом месте, повернувшись лицом к святому месту, например, дацану, ступе или на восток, а при гневных мантрах - на юг. Звук произносимой мантры не должен уходить дальше вашего уха. Хотя есть некоторые мантры, которые нужно начитывать громко и даже с выкриком. Во время начитывания нельзя разговаривать. Тело как сосуд с нектаром, мы читаем мантру, от языка исходит ваджрная вибрация, поэтому не рекомендуется, чтобы ещё какие-нибудь звуки выходили из нашего тела. Мирные мантры с 1 и 2 мотивацией - активностью лучше начитывать в первой половине дня, в новом месяце. Гневные мантры с подчиняющей и уничтожающей активностью гораздо эффективней начитывать после обеда, к вечеру (ночью) и на убывающей луне.
Сила мантр безмерна и не поддаётся логическому объяснению. При больших реализациях язык, «натренированный» мантрами, способен творить чудеса. Лекарства могут состоять из разных трав, а также из разного набора звуков, мантр. Буддийские мантры – это, прежде всего, лекарство для ума. Они призваны защищать сознание, укреплять его и совершенствовать. При больших реализациях мантра способна излечить и телесные заболевания. Однако для серьёзных занятий по начитке мантр нужен Учитель или как пишут в текстах: благой, духовный друг, который даровав устную передачу Прибежища, бодхичиты и мантры, должен научить всем нюансам. Обычно же люди просто начитывают, не вдаваясь в детали.