Духовность с позиции христианства

Духовность – причастность человека Духу Святому, мера приближения человека к Богу.
Духовность человека по-разному понимается в светском  и христианском мире. В первом – она сводится к душевности, нравственности, интеллектуальности, добродетельности, во второй – это понятие выводится за пределы бытия души (психики). Духовные люди, по апостолу Павлу, – «водимые Святым Духом» или, по св. Григорию Паламе, – «новые люди, возрожденные благодатью Всесвятого Духа».
***
митрополит Сурожский Антоний:
…обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных выражениях нашей духовной жизни, таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника. Мне кажется, однако, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа, и духовность не есть то, что мы ею обозначаем обычно, а эти проявления таинственного действия Духа Святого.
***
Николай Бердяев:
Духовность есть богочеловеческое состояние. Человек в духовной своей глубине соприкасается с божественным и из божественного источника получает поддержку…
Очень важно еще понять, что духовность совсем не противополагается душе и телу, она овладевает ими и преображает их. Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила.
***
протоиерей Максим Козлов:
Безусловно, для Православия духовность неотделима от веры. И в этом смысле нынешние изрядно уже надоевшие разговоры о духовности, обретаемой через интеллектуальное познание, эстетическое развитие, туристическое разнообразие жизни, представляются абсолютно ложными. Еще в апостольских посланиях сказано: Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). А по нынешним временам то, что называется духовностью, и до душевности-то большей частью не дотягивает. Скорее, это род тонкого плотоугождения, которое не обязательно принимает внешне грубые формы скотских страстей, но у человека с развитыми художественными запросами может сочетаться с определенным эстетическим или интеллектуально-усладительным моментом.
Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». А «пневма-дух» – это Дух Святой. Реальность же Духа Святого познается только тем человеком, который входит в жизнь Церкви как единого организма, данного нам здесь, на земле, Самим Богом для нашего с Ним общения. Все другое может быть лишь мостками и преддверием настоящей духовной жизни, лишь ее тенями и образами, в какой бы гениальный полет мысли нас наша мирская духовность ни увлекала.
***
архимандрит Платон (Игумнов):
— Есть ли какая-то разница между понятиями «духовное» и «религиозное»?
— Конечно, духовное и религиозное может быть разным. Может присутствовать религиозность, но не быть духовности настоящей. Или духовность может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение (ведь и в христианстве многие люди направлены к самоутверждению). Что такое, например, католицизм? Это тоже один из видов самоутверждения. Во-первых, католицизм построен по типу облегченного христианства. Во-вторых, возьмем пример из истории – Крестовые походы. В историографии это оценивается как попытка европейцев утвердиться в Азии. Почему мы видим эту попытку самоутверждения? Человек сам для себя создает положение, он повелевает рабом, он повелевает конем, он повелевает женой, его стихия – самоутверждаться, а во имя чего – непонятно. Для чего он хочет самоутвердиться? Конечно, в католицизме есть благотворительность, милосердие, помощь бедным – это все есть, но в целом пафос его – это самоутверждение.
У наших подвижников этого нет. Они наоборот уходили из городов в леса, в глушь, ни о каком самоутверждении не думали, они думали о своем спасении. Возьмите жизнь Франциска Ассизского, который мечтал быть генералом, полководцем, но ему это не удалось, а когда он ушел в монашескую среду, то достиг там еще большей известности. Ни один западный генерал не известен так, как Франциск Ассизский. Так что есть разница, несомненно, в понятиях религиозности и духовности. Слово «духовность» трактуется очень широко. С точки зрения нового гуманитарного цикла духовностью называется все то, что связано с любой творческой деятельностью человека, с его индивидуальностью, занятия науками, искусством тоже трактуются как духовность человека.
— А возможна духовность зла, духовное зло?
— Конечно. Яркий пример – то духовное и нравственное совершенство, которого достигают адепты восточных мистических культов. Человек, занимающийся йогой, думает о себе, что он выше всех, он тоже самоутверждается. Он себя считает нравственно кристаллически чистым, но все это, как и у фарисеев, служит лишь поводом для самовозвышения. Например, фарисей мыслил о себе как о человеке, достигшем нравственного совершенства, исполнившем все Божии заповеди – постится дважды в неделю, отдает десятую часть доходов, никого не ограбил. Он считает, что достиг совершенства. Но это отрицательная духовность.
— Но в Православии тоже так может быть?
— В Православии тоже может быть искушение такой духовностью. Это называется прелестью, когда человек возомнил о себе, что он уже достиг святости. Православные аскеты называют это прелестью. Когда человек прельщен, он считает, что достиг совершенства. Часто такое прелестное состояние заканчивается трагически для него.
— Иногда это служит преградой благочестию, ибо слишком много страхов о прелести.
— Духовность, действительно, многогранна, многолика. Самый яркий пример – когда человек рассуждает, как нужно вести себя во время трапезы. Если он будет много есть, он будет угождать бесу чревоугодия, а если он будет мало есть, он будет угождать бесу тщеславия. Как нам быть-то? Отцы говорят – все должно в меру. Антоний Великий говорит – все, что сверх меры, то от бесов. Если человек, например, сверх меры постится, он рискует впасть в прелесть. Если он замечает эти тенденции, что он может впасть в прелесть, то он пытается как-то более реально относиться к жизни.

ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ ДУХОВНОСТЬ

Хорошо, тогда давайте определимся. Словарь Ожегова говорит: «Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Но одного этого определения недостаточно. О духовности много говорит Библия, поэтому и давайте обратимся к Священному Писанию. Слово «духовный» и производные от него встречаются в Новом Завете 25 раз. Библия использует это слово применительно к христианам в прямом и переносном смысле. Когда слово «духовность» используется в его прямом значении, то речь идет о том, что желанно для всех нас как христиан: то, к чему мы должны стремиться. А стремимся мы стать похожими на Христа, в противовес этому миру, миру греховному, в противовес христианству, которое называется плотским. Истинное христианство несет на себе отпечаток божественности, отпечаток духовности. И люди, действительно имеющие связь с Господом, тесную, непрерывную и живую, называются в Библии людьми духовными. Это прямое употребление этого слова.

В переносном смысле, или с иронией, Библия говорит о людях духовных, которые думают о себе, что они духовные, а на самом деле таковыми не являются. Давайте рассмотрим два текста Священного Писания. Первый: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя» (Гал.6:1-5).

Второй текст: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (1Кор.14:37,38).

Итак, мы видим, что христианство делится на две категории: на людей, почитаемых другими людьми духовными, и людей, почитающих себя духовными. А между ними огромная разница. Одни признаются всей церковью, всеми христианами как люди духовные и достойные подражания. Их жизнь такова, что с них берут пример и учатся у них, как следовать за Господом. К слову сказать, эти люди сами о себе могут так и не думать.

И другая категория людей, которые также хотели бы выглядеть духовными. Они очень стараются, предпринимая конкретные шаги к этому. Но их духовность не признается другими христианами. О них сказано, что они сами почитают себя духовными. Чтобы каждый из нас мог проверить себя и свое духовное состояние, давайте и поговорим сегодня, что такое истинная духовность и что такое ложная духовность.

Одной из характеристик истинно духовного человека является то, что он прислушивается к словам других духовных людей. Библия учит, что духовные люди в церкви находят между собой общий язык. Этого не наблюдалось в Коринфе. Члены этой церкви не прислушивались к словам Апостола. Они решили для себя, что духовным является то, если бы все верующие Коринфа говорили на иных языках, возведя дар иного языка в ранг особого дара, который должен преобладать в церковном богослужении. В то время Апостол Павел говорил, что в центре должна быть проповедь Евангелия, то есть обучение на доступном, понятном слушателям языке, в противовес непонятному иному языку. Но эти псевдодуховные христиане не прислушивались к словам Апостола. Надо добавить, что немного ранее, в этом же послании, он называет этих людей плотскими, говоря: «Если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» Люди, называющие себя духовными, по оценке Апостола оказались плотскими, потому что не могли найти общий язык с другими христианами.

Церковь в Коринфе была основана Апостолом Павлом, это было его детище, он был ее духовным отцом и наставником. Апостол неоднократно посещал Коринф и много времени проводил со своими духовными детьми. Он написал им три послания, больше, чем любой другой церкви. К нам дошли только два. По идее, верующие этой церкви должны были бы прислушиваться к его совету и его мнению. Однако некоторые лидеры в Коринфе посчитали, что их богослужения не были духовными из-за того, что на них недостаточно ярко проявлялись дары Святого Духа, и в частности – дар говорения иными языками. Не важно, что думает по этому поводу их духовный отец: они ведь «выросли» во Христе. Что для них мнение Апостола? Отсюда вытекает еще одна истина. Павел говорит, что если вы на самом деле духовные люди, какими себя считаете, то должны понимать своих учителей и отцов, то есть тех людей, через которых уверовали, и находиться в единстве со всем телом Христовым, разделяя общие взгляды и общую доктрину.

Псевдодуховные христиане не разделяют учения всей церкви. Они принимают только друг друга. Они группируются и только в избранном кругу общаются и поклоняются Богу. Других верующих в этот круг они не допускают, считая их недостаточно духовными и зрелыми. Примеров подобного сектантства мы находим множество как в истории, так и в современности. Это ложная духовность, которая приходит не от Бога, но от князя этого мира, который хочет разделить и разрушить тело Христово.

Апостол Павел говорит: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1).

Особенностью духовного человека является и то, что он не боится грешника, не боится быть рядом с грешником. Мы должны исправлять людей, находящихся в грехе. На них должно быть сосредоточено наше внимание. Но на сегодняшний день как раз такие люди остаются вне поля нашего зрения. Очень часто мы просто боимся подойти к ним и указать на явно совершенные ими грехи. Зато пытаемся исправлять людей святых. Духовный человек не боится соприкасаться с человеком, нуждающимся в помощи. Он не отстраняется от христиан, которые упали, но находится рядом с ними. В то же время псевдодуховные верующие не могут ужиться не то что с грешниками, а и со своими братьями по вере.

Еще одной особенностью духовного человека является то, что он старается в духе кротости помочь другим людям. Истинная духовность проявляется в кротком отношении к ближним: «Исправляйте такового в духе кротости», – учит Апостол Павел. Духовный человек не превозносит себя над другими. Он не пытается возвысить себя, унижая других, считая их менее духовными, чем он сам. Он приходит к ним кроткий и смиренный, как Агнец, Которого нам послал Бог, как наш Спаситель Иисус Христос.

Духовный человек также «наблюдает за собой». Почему так важно ему смотреть на свою жизнь? Потому что именно его жизнь подвергается наибольшим нападкам и искушениям со стороны дьявола. Сатана очень хитер, и всякий раз, когда мы подходим к человеку, чтобы указать ему на его грех, лукавый пытается уловить в искушение и нас. С другой стороны, мы должны помнить, что в нашем глазе тоже может оказаться не только «соринка», но и «бревно». Чтобы не пасть жертвой искушений, нужно научиться быть людьми смиренными, учиться следить за собой, смотреть на свою собственную жизнь, не осуждая при этом других.

Еще одной особенностью духовного человека является то, что он способен нести бремя других людей. «Помогайте друг другу нести свое бремя и так соблюдете закон Христов», – говорит Апостол духовным христианам. Лжедуховность устраняется от чужого бремени. Она отгораживается от церкви и других христиан, превознося себя на пьедестал, ставя себя выше других. Но истинно духовный человек будет рядом с человеком слабым. Он будет молиться за него, будет общаться с ним и будет поддерживать его. Тем же людям, которые возвышают себя над другими, которые пытаются заработать себе похвалу в глазах людей или в глазах Бога, принижая значимость других христиан, Апостол Павел говорит: «Если кто-либо думает о себе выше, чем он есть на самом деле, он тем самым лишь обманывает себя» (в статье использован современный перевод). Это очень хитрое и скользкое искушение. На нем упало очень много христиан, стремившихся иметь близкие отношения с Богом. Такие люди, достигая определенных духовных вершин, начинают гордиться собой. В этом кроется смертельная опасность, и здесь дьявол сильно обольщает христиан. Поэтому Апостол Павел наставляет: «Пусть каждый испытывает свое дело, тогда он сможет гордиться самим собой, не сравнивая себя с другими» (Гал.6:4). Духовный человек не выставляет себя перед другими. Есть он и Бог, Который оценивает и взвешивает каждого. А нам не дано право судить друг друга. Друг перед другом мы равны. Для духовного человека судить о своей духовности уже является недуховным делом. Когда христианин поднимает вопрос «А духовен ли я?» и начинает сравнивать себя с другими людьми, то такой поступок в сути своей уже несет гордость. Поэтому назвать такого человека духовным нельзя.

Послание к Галатам учит нас тому, что христиане в этой церкви начали задаваться вопросом: правильно ли они живут, правильно ли их христианство?

К ним пришли некоторые люди и начали говорить: «Братья, вы поступаете неправильно. Ваше спасение под сомнением, потому что вы не следуете Закону Моисея. Можете ли вы спастись, не исполняя Божьего Закона?» То есть некие люди начали задавать провокационные вопросы. Ранее это уже делал сатана, предлагая Еве запретный плод. Иными словами, эти учителя начали подрывать авторитет Евангелия и противоречить ему.

Сегодня в современных церквях картина повторяется с поразительной точностью. Приходят люди либо из других деноминаций, либо те, которые вообще не причисляют себя ни к каким христианским церквям, и говорят: «Дорогой брат/сестра, посмотри, в каком состоянии находится церковь. Она не следует Божьему Слову. В ней нужно вот это изменить, добавить еще вот это и вот это, чтобы вы были спасены». Апостол Павел предупреждает, что эти люди «…ревниво стараются перетянуть вас на свою сторону, но к добру это не приведет. Они лишь хотят оторвать вас от нас, чтобы вы стали их приверженцами» (Гал.4:17).

Другими словами, это люди, у которых нечистые мотивы. Они перетягивают уже спасенных на свою сторону и хвалятся тем, что вы стали на их сторону. Идет этакий христианский «бизнес», в котором кто-то из нас может стать разменной валютой, а это не может быть угодным Богу. Все проблемы, в общем-то, начинаются в церкви, когда приходят некоторые извне и начинают предлагать какие-то вещи, которых, по их мнению, нет в нашей церкви. Остерегайтесь таких людей.

Далее несколько слов о том, что для верующего человека духовно, а что недуховно. Два текста Библии, которые помогают понять этот вопрос, следующие. Первый (Тит.1:15): «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть». Речь опять идет о соблюдении закона. Апостол Павел утвеждает: «... если человек чист пред Господом, и его не осуждает совесть, и он живет по Божьему слову, то все, что он делает, чисто и духовно». Независимо от того, ест он или пьет, работает или отдыхает, общается с другими людьми на духовные или житейские темы, – это все духовно, потому что человек духовен, и в его жизни нет плотских эгоистичных мотивов. Для нечистого же человека все нечисто. Так учит Библия. Почему? Потому что осквернены его ум и совесть. И все, что он делает, несет на себе отпечаток порока, независимо от того, хорошо оно само по себе или плохо. Такой человек ищет недостатки в жизни других. Он придирается к их словам, одежде, поведению, то есть находит нечистоту во всем, потому что смотрит через призму личной нечистоты.

И второй текст, подтверждающий эту же мысль (1Кор.10:30-32): «Если я с благодарностью принимаю пищу, почему я должен быть осуждаем за то, за что я благодарю Бога? Стало быть, что бы вы ни делали, едите вы или пьете, делайте так, чтобы был прославляем Бог. Не будьте ни для кого камнем преткновения, ни для евреев, ни для язычников, ни для Божьей церкви».

Здесь Апостол обращает наше внимание на совершенно обычные вещи, житейские, такие, как прием пищи или другие повседневные заботы. Если они сделаны так, как для Господа, с осознанием Его присутствия среди нас, если мы понимаем, что делаем этим приятное Богу, а не пытаемся удовлетворить свои эгоистические потребности, если стараемся все сделать хорошо, достойно и правильно, тогда самые обычные житейские дела одухотворяются тем человеком, который их делает.

Вспомните историю о Моисее, когда Бог воззвал к нему из горящего куста и сказал: «Сними обувь твою..., ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Что сделало это место святым? Куст? Огонь? Моисей? Нет, это место сделало святым присутствие на нем Святого Бога. Точно так же и сегодня. Присутствие святого человека освящает место, в котором он находится, и дело, которое он делает. Неважно, направлено ли это дело к нашим духовным потребностям, физическим или социальным. Духовный человек делает все вокруг себя духовно и духовным.

Ложная же духовность, наоборот, все воспринимает в перевернутом свете. Такой человек не замечает Божьих проявлений в обычных житейских делах.

ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ.
1. Истинная духовность направлена в церковь, а не из церкви.
2. Истинная духовность готова служить, а не осуждать.
3. Истинная духовность не имеет высокого мнения о себе.
4. Истинно духовный человек преображает и одухотворяет все вокруг себя.
Давайте по совету Апостола Павла будем каждый наблюдать за собой и проверять себя, а не друг друга.

Вячеслав ШЕВЕЛЕВ