Сердечный совет от учителя Нягла Чжанчуб Дордже:

Сжатое Учение о Сути Воззрения, Созерцания, Поведения и Плода Дзогчена
Нягла Ринпоче Ригдзин Чжанчуб Дордже
Nyag la rin po che rig 'dzin byang chub rdo rje, 1826 – 1961/1978

Сердечный совет от учителя Нягла Чжанчуб Дордже:

Сжатое Учение о Сути Воззрения, Созерцания, Поведения и Плода согласно Дзогпаченпо Кадаг Трэгчо.

Кье хо!
Дорогие дети, слушайте внимательно!
То, что вы называете умом,
не является чем-либо вообще.
Позвольте своему уму наблюдать себя.
Прошлых мыслей больше здесь нет,
и будущих ещё здесь нет,
а то, что возникает сейчас —
за пределами анализа.
Позвольте всем мыслям
прошлого, настоящего и будущего
утихнуть прямо сейчас,
и в этот миг
наблюдайте, каково это.

Если вы видите
цвета и формы,
это — знак того,
что вы забрели в дом иллюзии.

Если вы думаете
«это — ничто, здесь ничего нет»,
вы пойманы в ловушку
тупого пустого состояния
и богатство вашей природы
не проявится.

Осознайте,
что вы можете исследовать,
медитировать сто лет
и не приблизиться к свободе.

Всеобъемлющее естественное совершенство
является присутствующим прямо сейчас осознаванием.
Без мыслей и состояний,
ясное и сияющее,
подобное небу,
оно никогда не изменяется.
Это — дхармакайя, изначальное.

Ясное и сияющее осознавание
непрерывно в своём великолепии.
Это — самбхогакайя, восхитительное.

Возникновение всевозможных явлений,
вездесущая энергия,
это — нирманакайя, чудесное.

Что бы ни происходило, когда бы ни происходило,
Не делайте с этим ничего.
Позвольте ему успокоиться самому.

Мысли являются топливом,
горючим и ядовитым.
Позвольте им приходить и уходить.
Они будут растворяться в пространстве.
Нет разницы между приходом и уходом.
Когда они приходят,
наблюдайте прямо,
как они приходят.
Когда они уходят,
наблюдайте прямо,
как они уходят.
Это — в точности одно и то же.

Без предпочтения, без выбора,
когда вы едите, сидите, идёте,
стоите, спите, разговариваете,
что бы вы ни делали,
когда вы делаете это,
смотрите прямо на своё состояние.

Так обычные существа
становятся буддами.

Не существует ничего
более прямого и более глубокого,
чем это учение.

Для тех, кто полагается на это учение,
причины и условия исчерпываются.

Это — пространство.
Прямо его осознавай.

Любое переживание чудесно.
Око мудрости теперь открыто.
Ясновидение присутствует здесь и теперь.
Твоё тело больше не является плотным.
Ты можешь беспрепятственно путешествовать.
Приходит время смерти
и твои тело и жизненные силы распадаются,
а твои энергии элементов преображаются
в благословения нерушимого радужного тела.
Теперь оно растворено обратно в изначальное состояние.
Осознавание возвращается
в пространство дхармакаи, изначального,
и охватывает все воспринимаемые измерения,
выполняя просветлённую деятельность
и принося пользу всем живым существам,
неисчислимым как само пространство.

Так обстоит дело.
Теперь изобильные блага
хлынут потоком.
Будьте счастливы! ГЕО!

Этот текст в одну страницу на тибетском языке, озаглавленный Nyag bla byang chub rdo rje’i rdzogs pa chen po ka dag khregs chod lta sgom spyod ‘bras don mdor bsdus bstan pa, был переведён по настоянию Ламы Вандор (Lama Wangdor) 25 июня 2005 года в Окленде, Калифорния. Ученик Нягла Пэма Дуддул'а (Nyag bla Padma bdud ‘dul), Нягла Чжанчуб Дордже, даты рождения и смерти которого иногда приводятся как 1838–1953, был главным учителем Дзогчена современного учителя Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче.

Опубликовано в «Tantric Poetry» by Steven Goodman, 11/16/2015. Эти стихи появились в «Tibetan Literary Arts», опубликованном Shang Shung Institute, Neilson Library, Smith College, May 2007.

Ригдзин Чжанчуб Дордже

Спонтанная песнь "Совет Ламе Цега"

Те, кто привязываются к “воззрению”, как-будто оно является теорией, которой нужно придерживаться,
могут гордиться выходом за пределы всех ограничений,
но им трудно освободиться из сети двойственности.
Когда мы обращены к внешнему, то упускаем истинное воззрение.

Ясно отличая
увеличительное стекло смотрения на объекты
от зеркала самоосознавания,
наблюдай своё состояние!

Напряжения тела, речи и ума
связаны вместе, подобно пучку травы, верёвкой страстей:
рассеки её лезвием знания,
расслабься в собственном глубоком состоянии: это – трегчо (4).

Об этом написано во всех сущностных текстах Дзогчена:
“Самое важное – это постижение, а не медитация;
медитация без постижения – только озабоченный ум”.
Это – глубоко истинно.

Сегодня некоторые медитирующие заявляют,
что их состояние “без мысли” – это созерцание,
они не понимают, что отсутствие мысли является только ещё одним переживанием,
поэтому им не удаётся обрести плод созерцания.

Даже если они способны поддерживать сосредоточение месяцами и годами без единой мысли,
в действительности, это подобно старанию продеть нитку в иголку,
пристально глядя в небо и ничего не видя (5).

Подлинное понимание Ати (6), глубокого пути,
указывает нам, кто может достичь реализации:
тот, кто различает между переживанием состояния без мыслей
и тем чистым присутствием, восприятием, которое делает возможным переживание.

Некоторые тантристы, практикующие стадию порождения (7), считают, что созерцание
является состоянием ясности визуализации божества,
но нам нужно только вспомнить о злом духе, который проявился как Хэваджра (8),
чтобы понять, что приравнивание такой ясности к созерцанию – ошибка.

Ни с помощью противоядий для избегания страстей, как на пути Сутры,
Ни посредством методов их преображения, как на пути Тантры,
Никакой объект ума или чувств не освобождается так же,
Как он мгновенно освобождается, воспринятый чистым присутствием: таков метод Ати.

Не силясь вообразить что-либо умом,
Мы различаем между воспринимающим присутствием и воспринимаемым видением,
в то же время ясно осознавая всё, что непрерывно проявляется.
Таково созерцание в глубоком учении Ати.

Некоторые практикующие тантрический метод “блаженства и пустоты”
заявляют, что соединяя ощущение удовольствия с ощущением абсолютной пустоты
порождают “мудрость блаженства и пустоты”;
многие знатоки тантрической медитации
писали, что “обеспечивая поле переживания удовольствия
водой и удобрением переживания пустоты
мы взращиваем семя единства”:
поэтому, если практикующий введён в заблуждение простым переживанием,
плод не созреет.

Для созревания благого плода, естественно совершенных качеств,
необходимо драгоценное семя: распознавание, хотя бы только на мгновение,сияния присутствия, которое выходит за пределы переживания удовольствия.

Переживают ли отсутствие мысли, или ясность, или удовольствие,
Пребывают ли в ощущении покоя или состоянии движения,
Какой бы объект чувств или ума ни проявлялся,
Распознавание чистого восприятия прямо через переживание –
таково истинное созерцание.

Только тогда можно уловить суть таких выражений, как “самоосвобождение сознаний чувств и ума”
или “единый вкус добра и зла, радости и страдания”,
столь распостранённых среди практикующих Дзогчен и Махамудру.

Бесчисленны возможные переживания,
неисчислимы способы их восприятия,
но живое знание вечно-свежего сияния присутствия
является изначальным Великим Совершенством.

Если мы поливаем саженец всех действий и отношений
драгоценной жидкостью подлинного знания,
то в пору распускания листвы
любое наше действие будет “поведением Самантабхадры”.

Когда вы достигаете состояния подлинной пустоты,
все разнообразные качества, самосовершенные без усилия,
проявляются подобно солнцу, восходящему в небе.
Вот что мы называем “плодом”.

Хотя мы можем жить не отвлекаясь, в чистом присутствии,
всё же, в кармическом видении закон причины и следствия продолжает действовать,
поэтому мы взращиваем любовь к существам, всё ещё пребывающим во тьме,
мы всегда стараемся поступать правильно.

Это самопроизвольно написал дзогченпа Намкхай Норбу по просьбе Цега, ученика учителя, в год Земли-Дракона, на 25-й день 4-го месяца (11 мая 1988 г.) в Кхамдогаре, бывшей резиденции учителя и видьядхары.

Примечания

1. “Айю” является санскритским эквивалентом тибетского имени Цега (tshe dga'). Человек, к которому обращаются, является монахом, первоначально традиции Другпа Кагью ('brug pa bka' brgyud).

2. Махамудра (Великий Символ) – это состояние полного объединения, за пределами двойственности, которое является результатом практик преображения Ануттаратантры. Это – также название учения, особенно распостранённого в традиции Кагью, которое в некоторых отношениях довольно похоже на Дзогчен Сэмдэ.

3. Мадхьямака (Срединный Путь), вершина буддийской философии, основывается на демонстрации того, что любое понятие или развёрнутое определение являются логически абсурдными. Она связана с учениями сутр Праджняпарамиты и её главным представителем был Нагарджуна (2 век н. э.).

4. Трегчход (khregs chod) является названием, данным в Дзогчене практике всецелого объединения созерцания с повседневной жизнью. Согласно объяснению автора, этимология термина может быть возведена к “khregs” (khregs po), что означает связанный пучок или вязанку, например, травы, и “chod” (букв. “разрезать”), самопроизвольный разрыв верёвки, которая связывает.

5. Этот пример приводится Нуб Сангье Йеше (gnubs sangs rgyas ye shes) (8-й век) в его трактате “Самтэн Мигдрон” (bsam gtan mig sgron): небо символизирует подлинное состояние созерцания, ушко иголки – переживание.

6. “Ати” означает “изначальный”, и Дзогчен также известен как Атийога, “изначальная йога”.

7. В тексте – bskyed rim pa, то есть, те, кто практикует “стадию порождения” (bskyed rim), включающую в себя детальную визуализацию божества и мандалы, а также начитывание соответствующей мантры.

8. В восточном Тибете рассказывается следующая история. Практикующий школы Сакья (sa skya), который посвятил свою жизнь визуализации и начитыванию мантры божества Хэваджры, умер в состоянии сильной ярости. После смерти он стал очень могущественным злым духом. Поскольку он вредил людям этого района, чтобы победить его, пригласили тантрического йогина. Йогин визуализировал себя в форме гневного божества для того, чтобы испугать духа. Но тогда злой дух проявился в форме Хэваджры, столь огромного и ужасного, что йогин отказался от продолжения борьбы.

9. Практики “блаженства и пустоты” (bde stong), основанные на контроле праны посредством дыхания и визуализации чакр и каналов, являются важным аспектом тантрической йоги. Их цель – состояние “единства” (zung 'jug), преодолевающее двойственность, необходимое условие для окончательной реализации.

Перевод с тибетского на итальянский: Адриано Клементе.
Перевод на английский: Барри Симмонс.
Перевод на русский: Игорь Калиберда.

Из книги «Три песни для учеников Чангчуб Додже» (Three Songs for Disciples of Changchub Dorje).



Некоторые прямые наставления Ригдзина Чжанчуба Дордже

Нет нужды говорить о воззрении (тава), нет ничего, что можно было бы назвать возбуждённым или сонным состоянием, ибо эти понятия - всего лишь рассеяность ума.

Нет ничего, что могло бы определять тело, речь и ум. Это ограничение.

Подобно кхенпо, человеку, который даёт совет и при этом не рассеян, а сохраняет присутствие, это проявляется скрыто.

Наши понятия, любые, о Будде и сансаре, добре и зле, имеют одну природу. Одна природа - значит, что человек раскрывает это, находясь в ригпа.

Когда вы находитесь в этом состоянии правильным образом, то полагаете, что делать больше нечего и что ни добра, ни зла не существует, - но это неверный путь.

Если вы полагаете, что находитесь в ригпа или что сейчас вы работаете со всем, - это неверно.

Когда видения и ваша природа ума объединены и вы пребываете в состоянии ригпа в единении со всем, то автоматически обретаете способность преодолевать страсти... Вы преодолеваете их потому, что вы - центр всего и вы в единстве.

В этом состоянии не существует ничего, что можно было бы назвать иллюзией или реальностью. Всё просто свободно и открыто, и это состояние прекрасно.

Когда у нас нет этой реализации, мы называем всю вселенную иллюзией и свою жизнь тоже иллюзией, и нет больше ничего. Но когда у нас есть такая реализация, то нет больше иллюзии.

Из наставлений Чжанчуба Дордже. Передано Намкаем Норбу Ринпоче у реки Брахмапутры,в Лхацзе, в Тибете, в августе 1988 года.