Принцип построения созерцания в ану-йоге нингма

В качестве примера для самадхи таковости можно взять ясное, прозрачное зеркало. Другие два самадхи будут символизировать его ясность и отражение, которое появляется в зеркале. Оказывает ли отражение какое-либо влияние на зеркало? Меняет ли оно зеркало? Если появляется белое отражение, зеркало же не становится белым, правда? Тот же самый принцип работает, когда мы по-настоящему тренируемся в стадии развития. В зеркале может мгновенно отразиться целая тангка, не так ли? При этом зеркалу не нужно вылезать из себя, чтобы отразить тангку; тангке тоже не нужно вставать и подходить поближе к зеркалу. Отражение появляется мгновенно, целиком и полностью. Весь образ появляется полностью, а не только лица и руки за вычетом ног.
Этот подход отличается от концептуальной попытки увидеть отражение божества в своём уме. Когда мы пытаемся сделать так, мы думаем об одной вещи и забываем про другую. В нашем случае всё отражается сразу. Это возможно потому, что ясность ригпа подобна ясному зеркалу. Это стадия развития, в которой все вещи отражаются одновременно. Стадия развития (разворачивается мгновенно) как тангка (в вышеупомянутом примере).

Сейчас, когда мы думаем о ногах, мы забываем голову. Когда мы думаем о левой руке, мы забываем правую. Это процесс разрушения того, что вы сами же сделали. Настоящая стадия развития должна разворачиваться в самадхи таковости, подобно отражению, появляющемуся в ясном зеркале. Самадхи светоносности подобно отражению появляющейся тангки, где зеркало не теряет своей ясности, когда возникает отражение. Другими словами, не бросайте стадию завершения ради того, чтобы осуществить стадию развития. Иначе, стадия развития станет напоминать конструкторские работы, как будто мы делаем что-то из глины или дерева. Разве может тангка отразиться в деревяшке?
Когда мы практикуем самадхи таковости, нам нужно быть знакомыми с состоянием ригпа. Когда есть устойчивость в ригпа, стадии завершения, стадия развития не создаёт проблем, потому что она может проявляться в качестве выражения стадии завершения. В этом контексте «единство развития и завершения» то же самое, что «единство явлений и пустотности». Это подобно отражению в зеркале. Зеркалу не нужно гнаться за объектом. Объект сам отражается в зеркале.
Пожалуйста, поймите этот принцип стадии развития. Стадия развития, которая начинается с концептуальной мысли, не является настоящей стадией развития. Она становится процессом, в котором вы просто меняете одну вещь на другую, потому что когда вы думаете о чём-то новом, это убирает, замещает, или разрушает предыдущую картинку. Лучше быть как зеркало, позволяя отражениям возникать в состоянии ригпа без цепляний за что-либо. Это состояние таковости. Качество переживания разворачивается так же, как тангка отражается в зеркале, легко и естественно. Когда вы помещаете тангку перед зеркалом, зеркало не выбирает, какую часть тангки ему отражать. Напротив, оно отражает всё. Чтобы отражать чистую стадию развития, вначале станьте ясным зеркалом. Во-первых, поймите, потом испытайте, а затем реализуйте. В первую очередь, попытайтесь быть хорошим зеркалом; зеркалом сущности ума, зеркалом ригпа. Рисунок зеркала подобен зеркалу двойственного ума. Настоящее зеркало – это зеркало ригпа. Мы можем нарисовать зеркало. Но сможет ли нарисованное зеркало отражать?
 
Ургьен Тулку



Тулку Ургьен пишет просто: "Пустотное осознавание - наша природа. В нём невозможно отделить один аспект от другого. "Пустотное" (или "пустое") значит - "никогда ни из чего не сделанное"; наша природа всегда была такой. Однако, оставаясь пустой, она способна различать, переживать, воспринимать. Не так сложно понять это...

Далее, не нужно делать так, чтобы эта суть ума "различала"; она и так различает.

..."Отвлекаться" значит, что, как только внимание ослабевает и теряется, в нас начинают шевелиться мысли и эмоции: "Я хочу сделать то-то и то-то. Я голоден. Я хочу пойти туда-то. Интересно, что я скажу этому человеку; вот, что я ему скажу". Отвлечение - это возвращение такого рода мыслей, в которых теряется непрерывность недвойственного осознавания".

Признаки реализации наступают, когда узнавание природы ума начинает поддерживать самоё себя.
Внутреннее пространство ума чисто безначально. То есть, при всём желании вы не найдёте там некоей "истории ума", вам не за что будет схватиться. Зато, убедившись в таком характере пустоты ума, будет гораздо проще перестать вообще хвататься за что-либо в нём. Конечно, это не сразу произойдёт. Самое смешное, что вам не нужно начать привыкать делать что-либо иное, новое и вроде как просветлённое)). Вам нужно просто начать отвыкать делать то, к чему вы привыкли.

Всё, воспринимаемое нами как "объект", по большому счёту - не что иное, как йинг, пространство-основа, говорит Тулку Ургьен. Нужно узнавать всё как пространство - ведь глупость цепляния за пространство более очевидна. Если вы, конечно, не выдумали это пространство. Но это тоже уже гораздо легче проверить.