Смотри в природу умa

Объяснение безупречной медитационной практики

Иногда медитацию описывают как «не блуждающий обычный ум». Здесь «обычный ум» – это просто самое естественное состояние вашего ума. Как только вы пытаетесь его исправить или улучшить, оценивая, принимая или отвергая, это уже не «обычный ум».
Поэтому без отвлечений сохраняйте естественное состояние в природном сознательном присутствии, каким бы оно ни было и что бы ни ощущалось и ни воспринималось. Это и называется практикой медитации. Если в ней пребывать, то больше нет необходимости ничего менять ни на йоту.
Вот как это объясняют: «Хотя в медитации не создаешь ни атома, не отвлекайся ни на мгновение». Иными словами, практиковать «не блуждающий обычный ум» означает без отвлечений естественно оставаться в том, что есть.
По этой причине, до тех пор пока ваше естественно сознательное и внимательное присутствие не прекратилось, можно утверждать, что медитация продолжается, что бы вы ни переживали – полную пустоту или безмятежное блаженство, стремительные потоки мыслей или всевозможные отчетливые образы. Потому вам не нужно разбираться со своими сомнениями относительно этих проявлений естественного состояния. Если ощущение естественной легкости не сохраняется, нет смысла пытаться задержать или прекратить поток мыслей или чувственных впечатлений ради того, чтобы оставаться в неподвижности.
Вот в чем секрет: различные вещи, такие как суть ума, мысль, воспринимаемый образ и прочее, в действительности не существуют – вы убедились в этом раньше, когда проясняли сомнительные моменты и получали прямое введение в природу ума. Все они – неуловимые проявления этого единственного ума, как волны, за которые мы принимаем океан. Потому этот естественный поток ума не меняет своей сути и качеств, как бы он ни проявлялся.
Следовательно, вы должны сохранять присутствие ума – в неподвижности, когда он спокоен; в мышлении, когда приходят мысли; и в восприятии, когда появляются образы и другие чувственные впечатления. Не старайтесь намеренно думать в спокойном состоянии или останавливать возникшую мысль. Каким бы ни был ваш ум – сияюще ясным, совершенно пустотным, преисполненным блаженства или суетливо беспокойным – просто оставайтесь в этом без отвлечений. Ничего не нужно поправлять или видоизменять.
Вкратце можно сказать: пока есть природное сознательное присутствие ума, медитацией является все, а когда вы рассеянны – ее нет вовсе. Поэтому необходимо понять огромную важность этой внимательности.
Однажды, когда внимательность и ваш ум уже не будут разными сущностями, все превратится в природу сознательного присутствия, и с тех пор медитировать будет легко и радостно.
Теперь вы можете спросить: «Разве недостаточно было бы все, что переживается, охватить внимательностью с самого начала, не проходя эти последовательные ступени?»
Да, этого было бы достаточно для немногих кармически одаренных людей, относящихся к типу «постигающих мгновенно». Остальные же, не пройдя этих шагов, не исследовав явления и ум и не развеяв сомнений, не обретут той уверенности, которая должна сопутствовать переживанию сути восприятия и воспринимающего. У них могут быть другие виды внимательности, но все они слабы по сравнению с естественно сознательным и внимательным присутствием.
Соответственно, ключевая смысловая нагрузка здесь ложится на понятия «обычный ум» и «безыскусный природный ум». К этому ведут все сутры, тантры и поучения сиддхов Индии и Тибета, выражающие подлинный взгляд.

Общие основания для медитации

Теперь вы породили настоящую медитацию , но этого мало: нужно научиться ее в совершенстве поддерживать. Без этого вы либо останетесь обычным человеком, либо будете лезть из кожи вон, упражняясь в других рассудочных практиках накопления и очищения. Тем самым вы отступаете от истинного смысла, теряете уровень, как король, садящийся на одну лавку с подданными, или лев, резвящийся в собачьей стае.
Чтобы с этим совладать, используйте отвлекающее действие, подобное ступням стражника, охраняющего вашу практику медитации, – размышляйте над изъянами сансары. Держа в сердцевине ума мысль о том, что жизнь непостоянна и не вещественна, отсеките мирские узы и примите решение уравновесить практику и жизнь.
Поскольку преданность называют головой медитации и чудесным средством, повышающим ее возможности, полностью доверьтесь своему Ламе и линии мастеров Кагью и искренне призывайте их, никогда не переставая видеть их как воплощенных Будд.
Говорят, что сердцем вашей практики, или ее часовым, является внимательность. Поэтому никогда не отказывайтесь от нее. Не разлучайтесь с ней ни в пору формальных сессий, ни после них: в любое время и в любых обстоятельствах тренируйтесь всегда напоминать себе о естественном состоянии ума.
Превратите сочувствие в энергию вашей практики; взращивайте Просветленный настрой и любящую доброту ко всем существам, возьмите их под защиту средствами благопожеланий и посвящения заслуг.
Пока не добьетесь совершенства в медитационных упражнениях, практикуйте в уединении и воспринимайте как препятствия Мары поверхностные соблазны «приносить пользу» обучением других и распространением Дхармы. Пусть скромность и сознательность станут вашими доспехами; на внутреннем уровне привлекайте свой ум в свидетели, а на внешнем не создавайте ничего, что могло бы расстроить вашего драгоценного Учителя или друзей в Дхарме. Усердствуйте в медитации, пребывая в строгом уединении гор, замуруйте вход в пещеру и храните молчание.

Как преодолевать помехи, обходить тупики и ложные тропы

Людей, которые мало учились и провели рядом со своим наставником непродолжительное время, поджидает большой риск оказаться на ложной тропе и отойти от правильной практики, соблазнившись интеллектуальными познаниями или медитативными настроениями.
Есть четыре типа заблуждений относительно пустоты.
Один из них связан с неверным пониманием природы познаваемого, и в нем есть два аспекта.
Во первых, вместо того чтобы осознать, что сущностный пункт медитационной тренировки – это неразделимое единство восприятия и пустоты, обладающее высочайшими из всех свойств, некоторые люди развивают пренебрежение к добру и злу. Они думают, что должны стремиться к нереальной пустоте, в которой несущественны и добрые качества, и ошибки; это фундаментальное заблуждение. Другие, хотя и понимают точное значение медитации и способны объяснить его на словах, не могут превратить его в свой личный опыт; это временное заблуждение.
Второй тип связан с неверным отношением к пути, и в нем тоже две стороны.
Вместо того чтобы понять, что практика есть неразделимое единство пути и плода, а плод, в свою очередь, присутствует самопроизвольно и изначально, некоторые полагают, что тренировка является путем, а плод будет обретен на каком то другом этапе. Это фундаментальное заблуждение. Другие, получив подлинные наставления и методы, не доверяют им и не прекращают поисков, надеясь найти нечто исключительное, или добавляют к своей медитации что то «улучшающее». Это временное заблуждение.
Третий тип, связанный с восприятием средства, так же двоякий.
Иногда люди не сознают, что, хотя в медитации что то отбрасывается, а что то исправляется, она представляет собой неразделимое единство «отбрасывания» и «исправления»: ведь если знаешь свое естественное лицо, отбрасывание становится средством исправления для себя самого. Здесь фундаментальное заблуждение – это считать, что эмоция должна отбрасываться, что медитация и эмоции противоречат друг другу, и применять практику как средство против эмоций. Временное заблуждение – при появлении мыслей или трудных ситуаций полагать, что по настоящему успокоиться в медитации можно лишь после того, как трудность будет преодолена.
Четвертый тип относится к неверным обобщениям и тоже подразделяется на два.
Бывает, что люди не способны видеть практику как неразделимое единство искусных средств и мудрости, а все явления – как саму суть. Фундаментальное заблуждение в этом случае – концептуально обобщать, утверждая, что все лишено самосущности. Другие, вместо того чтобы просто применять медитацию, пытаются обобщать, воссоздавая прошлый опыт. Некоторые также верят, что медитация призвана прерывать мышление: «Я не удовлетворен сегодняшним состоянием. Впоследствии я должен создать другое, лучшее». Это примеры временных заблуждений.
Тем самым мы проиллюстрировали примеры ошибок, уводящих в сторону от правильной медитационной тренировки. Они могут увлечь вас в нижние миры или превратить в бесчувственного человека, который совсем не накапливает основательного опыта практики. Поэтому очень важно не позволять себе сойти с прямой дороги.

Теперь рассмотрим возможные тупики

На протяжении своего буддийского пути вы испытаете массу всевозможных медитационных настроений блаженства, ясности и немышления. Например, практикующие, чьи каналы, энергии и капли отлично развиты, а также те, кто решительно посвящает себя практике, не поддаваясь лени или рассеянности, переживают чудесные ощущения, столь многоликие, что их невозможно описать. Если смешивать свою тренировку с прочими видами деятельности, вы соприкоснетесь с очень небольшим числом подобных состояний.
Как бы там ни было, опыт блаженства бывает разным. К примеру, оно может полностью пронизывать все тело, так что даже холод и жар ощущаются как наслаждение; иногда вы вообще не чувствуете, есть у вас тело или нет; или вы настолько возбуждены, что готовы разразиться смехом, переживаете восторг и очарование, легкость и свободу, не замечаете, когда день превращается в ночь.
Ясность тоже многогранна. Иногда это яркое состояние ума; все впечатления воспринимаются кристально ясно; ближние и дальние объекты отчетливо видятся даже ночью; переживаются проблески Ясного света; возникает ощущение, что вы знаете чужие мысли, и так далее.
Немышление тоже проявляется по разному. Можно замечать всевозможные признаки «пустых форм», ощущать пустотность всего, видеть образы как нематериальные и лишенные самосущности, чувствовать себя и все воспринимаемое пустым, быть уверенным в пустотности и тому подобное.
Чем бы ни было очередное медитационное настроение – блаженством, ясностью, немышлением, их сочетанием или частью, оно может показаться вам достижением первостепенной важности. Тогда ваша медитация окажется связанной, поскольку при появлении этих настроений вы будете радоваться, а при исчезновении расстраиваться. В таком случае блаженство приведет вас к рождению в сфере желаний, ясность – в сфере формы, а немышление – в сфере без форм.

На протяжении своего буддийского пути вы испытаете массу всевозможных медитационных настроений блаженства, ясности и немышления.

Даже если вы не цепляетесь за такие состояния, все же в медитации, ограниченной ими, вы осуществите лишь уровень шравак и пратьекабудд, а в худшем случае не добьетесь ничего, кроме отдыха от нижних миров. Вряд ли это позволит вам достичь состояния Будды и даже приблизиться к нему.
Более того, люди малообразованные и недалекие могут неправильно понимать, что значит упражняться в изначальной сути. Они либо будут продолжать несовершенную медитацию – в тяжелой неподвижности или мутном медитационном настроении, либо собьются в сторону искаженной версии естественного ума.
Поэтому некоторые тупики таят опасность перерождения в нижних мирах, в то время как другие не дадут ничего, кроме благополучия внутри сансары. Это все равно что идти на север или запад, намереваясь оказаться на востоке, – направление выбрано неверно.
Подлинный опыт медитации соотносится с тремя ее видами: шинэ (пребывание в покое), лхагтонг (проникающее видение) и собственно осуществление. Если упражнению сопутствует спонтанная непосредственность и свобода от цепляния, второй вид приведет к прогрессу, после того как сами собой растворятся упомянутые медитационные настроения.
Но переживания, напоминающие погружение в транс, в большинстве своем служат помехой развитию на духовном пути и омрачают естественный ум. Эффективнее всего будет практика, выполняемая после того, как вы доступными средствами прекратите эти состояния.

Вангчуг Дордже, Дагпо Таши Намгьял
Смотри в природу ума. Классический учебник по практике Махамудры