"Стать подобным Богу"

Наше нормальное состояние сознания закрывает осознание нашего родства с мирозданием, нашего единства с божественным. Но если мы обычно находимся в состоянии сенсорной подавленности, то немаловажно в изучении сознания обратить внимание, что способность человека видоизменять или исправлять свои сенсорные процессы значит, что он способен как преувеличивать или усиливать их до уровня чувствительности животных, так и сдерживать их. Именно это происходит во многих ощущениях при экстазе, когда субъект становится сверхчувствительным ко всякого рода стимулам. Экстаз, ex stasis, является несущим средством для биологически и культурно организованного способа мышления и восприятия и перехода в мистический способ. При мистическом способе мышления человек возвращается к изначальному состоянию дел. Но этот возврат происходит на более высоком уровне. Он является и кругом (революция) и линейной прогрессией (эволюция): раскручивающаяся вверх спираль. Человек вновь обретает свое примитивное состояние, однако, в отличие от животных, он понимает и осознает это, он сверхосознает. Вот в чем парадокс: побеждая свою природу животного, человек становится Богом.

Просветление и мозг

В рамках мозга просветление влечет за собой перемоделирование нервных сплетений! Если раньше были лишь бессвязные или "камерные" области нервной системы мозга, при просветлении происходит прорыв, который приводит к интеграции нервных "тропинок", по которым идут наши мысли и чувства. Наши многочисленные "мозги" становятся одним мозгом. Неокора ("думающе-интеллектуальная" часть) и лимбическая система, и таламус ("чувственно-эмоциональная" часть) и medulla oblongata ("интуитивно-бессознательная" часть) достигают первоначально несуществующего, но всегда возможного способа межклеточной связи. Порог преодолен - что возможно объяснить как в рамках клеточного электрохимического изменения, так и роста новых нервных окончаний. Однако с нейрофизиологической точки зрения все завершено, хотя результат получен - это новое состояние сознания. А это, в свою очередь, создает новый способ восприятия и ощущения, что ведет к обнаружению нерациональных (но не иррациональных) форм логики, которые являются многоуровневыми, интегрированными, одновременными, а не либо линейно - либо последовательными.
Как человек может достичь высшего состояния сознания? Есть много дверей, ведущих в одну и ту же комнату. Некоторые были обнаружены; другие были разработаны. Классическими пусковыми ситуациями были танцы, посты и диеты, самоистязание, электрошок, сенсорная изоляция, сенсорная перегрузка, транзиторный психоз, травма и тяжелые роды, сильное изнурение, сексуальные отношения и обычное лицезрение природного пейзажа. Более систематичные подходы, которые зачастую требуют строгой веры и дисциплины, включают молитву, йогу, Дзен, суфизм, тантру, Трансцендентальную Медитацию, психотропные вещества, гипноз и оккультные методы, какие, например, использовали Гурджиев и мадам Блаватская. Недавно было обнаружено, что обратная биосвязь и структурная интеграция (Rolling) показали свой потенциал. Бескомпромисный анализ - то, что Гурджиев назвал "путь просвещенного человека" - помогает достичь состояния спасения.
Но ни один из этих путей не дает возможного способа достичь освобождения. Эвелин Андерхилл, в своем монументальном труде "Мистицизм" выделяет три этапа на пути к экстазу: пробуждение "я", ощущение "я" и просветление "я". Другие определения, такие как "медитативный этап" и "этап очищения" могут быть предпочтительнее, но самое главное вот в чем: не имеет значения, насколько тяжело происходит процесс стремления к очищению, ведь достичь его нельзя никогда - его можно только постигать. В некоторой степени, здесь уместно отвергнутое и дискредитированное христианское понятие: благость.
Здесь также важно доказать, что просвещение - это не галлюцинация или иллюзия. Даже если бы это и было так, ощутить это было бы очень ценно в рамках его благотворного эффекта на жизнь человека. Но, как я позже попытаюсь осветить в этом предисловии, высшее состояние сознания значительно больше, чем чистая субъективность, Оно субъективно, но парадоксальным образом: просвещение обнаруживает, что то, что является глубоко личным, является также и наиболее универсальным. В мистическом состоянии, реальное и идеальное становится одним целым.

Содержание сознания против самого сознания

Может показаться, что здесь значительное внимание уделяется содержанию сознания, а не происхождению или источнику сознания - то есть самому сознанию. Некоторые ученые - сэр Рассел Брейн, например, - утверждают, что в сознании многое можно изучить, но само сознание нельзя определить как-то иначе, а лишь на субъективной основе или в рамках чего-то менее фундаментального, чем сознание. То есть, мы можем накапливать данные о том, что происходит в процессе сознания, но никогда о подлинных свойствах самого сознания.
Можно ли дать определение самому сознанию? Какая существует связь между деятельностью нервных окончаний мозга и умственным осмыслением познавательных систем? Как электрохимический процесс становится мыслью и чувством? Что определяет каждый этап человеческого сознания? Теории сознания разрабатываются в настоящее время многими учеными и философами. Лабораторные исследования по искусственному интеллекту и низкому животному сознанию предлагают интереснейшие открытия; но сознание может оказаться темной аллеей. Например, Гюнтер С.Стент, биолог, изучающий молекулы, утверждает в своей работе "Наступление Золотого века: "... сейчас, похоже, остается три глубоких проблемы, которые должны быть решены: происхождение жизни, механизм клеточной дифференциации и функциональная основа нервной системы... Я не предвижу решения механизма сознания... Хотя его гносеологические аспекты выдвигают его как главную философскую проблему жизни, одновременно ставя его за рамки среды научного исследования". С другой стороны, антрополог Роджер В. Вескотт выдвигает интригующую гипотезу, что сознание есть внутренней биолюминесценцией, понятие, которое может подтолкнуть к исследованию возможностей того, что просветление является физическим и измеряемым событием в мозге. В работе "Божественное животное" Вескотт выдвигает мысль, что эндочерепная биолюминисцентная "буквальная форма света, интегрируемого в мозге, мозгом и для мозга", может быть веществом (материей) чистого сознания". Осознание как таковое может состоять из внутренней генерации и восприятия ощущаемого излучения - если выразить словами - это свет".

Питер Рассел 
Высшее Сознание