Тантризм

Тантризм – совокупность религиозно-философских традиций Индии. Название тантризму дали соответствующие произведения – тантры. Самосознание последователей тантризма выражается в их претензии на более эффективный (и при этом тайный) по сравнению с нетантрическими системами практический путь обретения высшей цели – освобождения (мокша), a также в подчеркивании необходимости получения специальных инициаций для более глубокого проникновения в абсолютную истину. В тантризме на переднем плане стоят практики духовного совершенствования (садхана); чисто теоретические философские проблемы в нем отсутствуют либо занимают подчиненное положение.
Тантризм нельзя назвать религией в строгом смысле этого слова. Скорее тантра – это совокупность практических методов, помогающих расширению человеческих способностей, и в первую очередь человеческого сознания. Само слово тантра образовано от санскритского корня тан – расширять. Экспериментальные методы тантры не имеют ничего общего с пустым словоблудием и бессмысленной болтовней.
Тантрические учителя разработали целый ряд особых, расширяющих возможности человека, практик: это и дыхательные, и гимнастические упражнения, и приемы медитации, и повторение могущественных звуков и фраз (мантр), и, наконец, сексуальные техники. Последнее неудивительно, ведь именно сексуальный акт позволяет примирить две самые ярко выраженные противоположности - мужчину и женщину. А это более чем соответствует главной задаче учения Тантры. Сексуальный акт относится к целой группе тех ритуальных действий, которые необходимо выполнять в определенном порядке. Выполнение этих практик приведет к тому, что все противоречия в сознании адепта Тантры сольются воедино и он сможет тем самым вырваться из бесконечного круга физических перерождений и развиваться духовно.
Учение тантры говорит, что любой человек в состоянии вырваться из цепи перерождений и душа его тогда сможет вернуться к своему первоисточнику и обрести в нем покой. Для этого он должен научиться «растворять» и «выжигать» свою карму при помощи медитаций и посредством обретения глубокого душевного покоя.
Учение тантры считает наше обычное состояние бодрствования всего лишь еще одной формой сна. Те события, которые происходят с нами якобы в действительности, на самом деле являются всего лишь тем, что мы видим во сне. Для того чтобы прийти к Освобождению, человек должен совершить духовное усилие и пробудиться ото сна, увидев реальность такой, какая она есть на самом деле. Подобным же образом человек должен обрести осознание собственных сновидений. Необходимым условие для осознания собственных сновидений является искусство запоминать свои сновидения после пробуждения.
В связи с важностью обретения подлинного знания в тантризме большое значение приобретает фигура наставника (гуру), способного пробудить в ученике внутренние силы и направлять его продвижение по духовному пути. Именно наставник (в устной форме) передает ученику важные сведения, о которых подчас только намекается в тантрических произведениях. Тантрический наставник приравнивается по своему статусу к божеству; частью различных тантрических ритуалов является и поклонение наставнику. В простом народе тантристы воспринимались как могущественные и опасные чародеи, а также искусные целители, алхимики, знатоки скрытых сил и тайн природы. Литература тантризма состоит прежде всего из огромного количества тантр, считающихся текстами откровения.
Тантризм формировался постепенно, в течение многих веков. Некоторые элементы будущего тантризма в разрозненном виде можно обнаружить уже в ведийской литературе, особенно в «Атхарваведе». Как отчетливое явление, осознанное и в индуизме, и в буддизме, он складывается примерно в середине I тыс. н.э. в различных регионах Индии, в т.ч. в Ассаме (Камарупа), Тамилнаде, Бенгалии. Известны также версии прихода Т. в Индию извне, например из Тибета, Китая, Ирана. В ходе своей истории тантризм распространился и в регионах, находившихся за пределами Индии, но входивших в зону инд. влияния, в частности в Юго-Восточной Азии (Таиланд, Камбоджа, Индонезия), Непале.
В индуизме тантризм развивается прежде всего в шактизме (зачастую тантризм и шактизм даже отождествляются) и в шиваизме, в меньшей степени в вишнуизме и в других течениях. Отдельных тантрических школ, отличных от известных индуистских или буддийских, не существует. Определенно тантрическими можно считать все шактистские и шиваитские традиции, признающие авторитет тантр и агам (кула, шривидья, натха, капалика, агхора и др.); вишнуитские школы радхаваллабха, сахаджия, баула (последняя – с сильным влиянием суфизма), отчасти панчаратра.
Не существует систематичения учения, единого для всех тантрических школ, но вместе с тем имеется ряд положений, разделяемых всеми ими. Так, высшая абсолютная реальность понимается как тесное соединение двух ее аспектов, мужского и женского. В отличие от буддийской разновидности тантры, в которой мужское начало (упая, «искусные средства») трактуется как активное, a женское (праджня, «мудрость») – как пассивное, в индуистском тантризме активным признается именно женское начало (Шакти), понимаемое как высшая космическая сила, нераздельно связанная с пассивным мужским принципом, или высшим сознанием (Шива). Абсолютная реальность по своей природе есть чистое недвойственное сознание, в то же время чреватое последовательным разворачиванием различий. В теоретических построениях тантризма подчеркивается онтогенетическая проблематика, описываются ступени происхождения мира из единого абсолютного источника, что выглядит как все большее уплотнение, все большая материализация высшей духовной субстанции. Абсолютный мир в философии тантризма не отделен от относительного, эмпирического мира, но тесно с ним связан.
Эта связь обосновывается посредством идентификации разных проявлений космической энергии Шакти. Значительное место занимают в тантризме женские божества (Кали, Дурга, Чхиннамаста, Трипурасундари и др.), которые, с одной стороны, наделены различными мифологическими чертами, a с другой – предстают как персонификации энергетических потоков. В тантризме утверждается, что рационально постичь Абсолют нельзя и что это постижение совпадает с достижением высшего состояния сознания на основе особых тайных практик, которые приводят к мистическому слиянию индивида и Абсолюта. Постижение Абсолюта есть в то же время освобождение сознания от плена множественности и тем самым преодоление сансарного круговорота. Это освобождение может быть обретено уже при жизни адепта. В то же время освобождение соответствует обретению тантристом власти над универсальной космической энергией, пробуждению в теле скрытых духовных сил. В связи с этим фактору телесности в тантризме уделяют очень большое внимание (вплоть до попытки трансформации смертного по своей природе физического тела в «божественное», или бессмертное тело). В индуистском тантризме стремление к духовному освобождению сочетается с осознаванием того, что весь окружающий мир – это реальное, подлинное проявление абсолютного начала. Как и в индуизме в целом, в тантризме считается, что человек помимо физического тела (стхула-шарира), располагает более тонкой телесной оболочкой (сукшма-шарира), которая пронизана различными энергетическим каналами (нади). Наиболее важный из этих каналов (сушумна) проходит внутри позвоночного столба, символически отождествляясь с мировой осью. В своей практике тантрист стремится пробудить внутреннюю энергию (кундалини) и направить ее вверх по этому каналу, с тем чтобы уже на психофизиологическом уровне подготовить реализацию недвойственности. Одна над другой на центральном канале располагаются чакры, или энергетические центры; они имеют соответствие и на физическом уровне.
Тантризм предлагает самые разнообразные религиозные практики. Как правило, все они в той или иной мере включают в себя элементы йоги (визуализация, концентрация внимания, ритмическое дыхание, особые положения тела и др.), жесты рук (мудры) и краткие речевые формулы (мантры), представляющие собой квинтэссенцию сущности данного божества. Иногда используется и магия, в том числе с целью обретения тех или иных сверхспособностей (таких как ясновидение, телепатия, левитация, узрение прошлых жизней и др.). Приверженцы ряда тантрических школ, прибегая к радикальному стилю вамачара («левая рука»), практикуют среди прочего ритуальное сексуальное совокупление, стремясь трансформировать половую энергию в духовную силу. Кроме того, тантристы совершают внешнее или внутреннее (в своем сознании) поклонение соответствующим божествам, духам, наставникам, обращая при этом внимание на взаимосвязь микрокосмических факторов (собственное тело) с макрокосмическими (универсум). Ритуальный инструментарий индуистских тантристов включает в себя много элементов, в том числе янтру (буквально «инструмент»), или схематическое изображение разворачивающейся Вселенной (и одновременно высшего божества) на особых диаграммах с помощью разнообразных геометрических фигур, букв и образов. В буддистском тантризме янтре соответствует мандала.
На мировоззрение индуистского тантризма оказали очень большое влияние санкхья и веданта, a также движение бхакти. Среди тантрических систем в философском отношении выделяется учение кашмирского шиваизма. Без индуистского тантризма немыслимо понять развитие индуизма в целом: он оказал мощное влияние на религиозное сознание индуистских народов.
Тантры  – индуистские религиозно-философские тексты, считающиеся священными у последователей тантризма. Есть буддистские, джайнские и индуистские тантры. B индуизме авторство тантр чаще всего приписывается тем или иным божествам, в частности Шиве, Шакти или Вишну. Ввиду этого тантры рассматриваются как тексты вневременного откровения; вечность неземных авторов.
Основные темы, разрабатываемые в тантрах: различные способы внешнего и внутреннего (в созерцании) поклонения божествам и духам; рецитация мантр; виды посвящений; формы йогической медитации; описание плодов практики, в частности сверхъестественных способностей (сиддхи); устройство индивидуальной психофизической анатомии с ее системой энергетических каналов-нади и энергетических центров-чакр, движение тонкой индивидуальной энергии-кундалини; предписания по образу жизни для практикующего ученика (садхака), характеристики различных разрядов последователей тантризма и иерархии живых существ; описание природы божеств и характера окружающего универсума; создание схематичных космологических моделей – янтр и мандал. В многих тантрах заметно тяготение к энциклопедизму: в них содержится большое количество сведений из различных областей индуистской культуры – грамматики, астрономии, медицины, права, сакральной истории и др.
Поскольку тантры – преимущественно учебно-практические руководства, собственно философские проблемы занимают в них незначительное место, служа своего рода идеологическим каркасом для обоснования практического пути. Тантры заявляют о себе как о текстах, ориентированных на всех людей, независимо от их кастового положения, отсюда и частое именование комплекса тантр как «пятой Веды». Тем не менее «легкость» и «демократизм» описываемого в тантрах духовного пути, равно как и возможность для неподготовленного человека с ходу освоить их принципы весьма обманчивы, и полное понимание тантрических тем может быть осуществлено лишь благодаря длительной практике. Тантры предлагают изощренный комплекс практических средств, во многом расходящийся с тем, что предписывает ортодоксальный индуизм в шастрах и пуранах. Не вникая в тонкости тантрических представлений, ортодоксально настроенные авторы и зависимое от них общественное мнение часто обвиняли тантры в проповеди аморализма, распущенности, потакании низшим инстинктам, склонности к магии. Тем не менее в некоторых тантрах (особенно относящихся к школе шривидья) заметна тенденция легитимировать свои положения посредством частой апелляции к ведийским сочинениям.
Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека.
Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.
Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания – в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности.

Шакти и прана

Тантра утверждает, что Сила, творящая отдельные формы проявления, т.е. предметы, существа, имена и т.п., – в сущности, само Чистое Сознание (Шива). Ибо только «соединенный с Шакти Шива наделяется силой творить вселенную. Без нее же он даже двигаться неспособен». Шакти известна под многими именами и образами. Когда выделяют ее творческую сознательную силу, ее называют чит шакти, сознание-энергия. Когда она связана с возникновением и преобразованием материи во всех формах жизни, она зовется праной или махапраной. Само слово шакти женского рода, что указывает на «женский нрав» этого принципа, и из этого понимания возникло целое собрание богинь, каждая из которых представляет верховную Шакти либо в полном проявлении (пурна шакти), либо в частичном проявлении, как амша рупини.
Когда Шакти наделяют зримым обликом, она изображается как Богиня. Ее называют также Кали, растворительницей и поглотительницей всех временных мирских явлений и форм. Она выступает в виде Парвати, любящей и верной супруги Шивы, и Дурги, победительницы буйволоподобного асура Махиши, завоевавшего три мира. Ее почитают в образах Умы, Лакшми, Сарас-вати, Падмы, Минакши, Гаури и других богинь. Есть знаменитый гимн, прославляющий ее под 72 именами. Но самые распространенные и более общие ее имена – Деви, Ишвари (Владычица) и Адья (Первоначальная).
Когда же хотят выделить ее присутствие в человеческом существе, ее называют кундалини,силой, свернутой кольцами, которую человек может развить или развернуть посредством духовных или физических упражнений.
Однако марево мельтешащих образов, имен, явлений скрывает эту Истину. И существо, кажущееся себе личностью, в суете забывает, сгустком какой силы оно является и «какая сила в нем сокрыта». Но и не сознавая этого в полном объеме, обычный человек чувствует проявления этой силы в своем теле: в дыхании, пищеварительном огне, процессах выделения.
Все эти жизненные проявления вызываются праной. Как и многие санскритские понятия, слово прана имеет как минимум двоякий смысл: в макрокосмическом смысле это вселенская энергия, которая неотделима от Абсолюта, как нераздельно Солнце и его сияние (поэтому слово прана часто используется в упанишадах как синоним Брахмана, Атмана; являясь же синонимом Шакти, прана олицетворяется в виде Деви, Кали). С «микрокосмической» точки зрения прана – это сила, проявляющаяся человеческим телом, речью, умом и прочим, но прежде всего дыханием. Но прана – это не просто процесс дыхания, не вдох и выдох, не поток воздуха,не действие, а двигатель всех их, биомоторная сила, энергия или жизненность, или жизненное дыхание, или, по толкованиям современных йоганов, сложная многомерная энергия, включающая все открытые и неоткрытые еще виды энергии и проявляющаяся, например, в тепловой, электрической, магнитной и прочих видах энергии, а также в энергии мысли.
В ведийских упанишадах различаются пять видов дыхания: дыхание, направленное вверх (прана), или дыхание в легких, которое проходит через рот, ноздри у уши; опускающееся дыхание (апана), управляющее выделением мочи, кала, семени и пр.; дыхание, распространенное по всему телу и поддерживающее жизнь между вдохом и выдохом (вьяна); дыхание в горле (удана) и серединное, или равное, дыхание (самана), которое находится в середине тела и (или) «уравнивает пищу, поднесенную в жертву», т.е. ведает пищеварением.
Но при описании практики тексты говорят, как правило, только о двух главных видах дыхания – пране и апане. Если прана устремлена, как пламя, вверх, то апана, как вода (на санскрите ар), течет вниз. С помощью задержки дыхания и выполнения бандх и мудр можно направить апану вверх, и тогда совместными усилиями праны и апаны направляется к Высшему и сознание.
Другое проявление праны в человеческом теле – это огонь Вайшванара – «(присущий) всем людям», или «Всеобщий», благодаря которому переваривается поедаемая пища. В упанишадах йоги его чаще называют Корневым или Основным огнем, утробным или животным огнем, a также Везущим (имеется в виду – пищу богам). Как тлеющий огонь костра или топки, если направить в него поток воздуха (прану и апану), вспыхивает и разгорается, так воспламеняется этот внутренний огонь. Тогда человек видит свет, чувствует жар и слышит гул в теле. Это проявления того же процесса, который в Ведах называется тапасом, горением, пылом, а в тантре связывается с подъемом кундалини. С помощью его достигаются необычные силы (вибхути или сиддхи), ясновидение, яснослышание, совершенство в речи, перемещение в пространстве, невредимость, невидимость, невесомость и прочее.

Тонкое тело

В отношении тонкого тела усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца – кундалини, по толкованию Свами Сатьянанды, «таинственнейшее место». Свернутая змеей сила или энергия дремлет в кундалини до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны. Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические каналынади.
Нади можно сравнить с нервными или энергетическими токами. Эти токи могут быть и мысленными, волевыми и т.д. В упанишадах говорится, что их количество бесчисленно (один из тантрийских комментаторов определяет их число в 35 млн.). Поэтому тонкое тело вполне уместно назвать токовым телом. Но из этого бесчисленного множества токов важны лишь 72 тысячи, из которых десять наиболее важны и используются в практических целях. В свою очередь, из этих десяти главнейшие – три: су шумна, иди и питала. Сушумна – это ток, проходящий в центральном канале позвоночного столба, сияющий, как алмаз. Находящийся слева от сушумны ток – ида,  а правый ток – питала. Эти три тока берут начало в утолщении, клубне кундалинии поднимаются вверх, причем ида и питала оплетают сушумнунаподобие змей. Эти два тока заканчиваются в межбровье, тогда как сушумна идет выше – в Высочайшее. По сушумне и поднимается кундалини, кольцевитая Сила. По мере ее подъема йогин обретает различные необычные силы и знания. Но путь вверх непрост и закрыт несколькими преградами.
Точки пересечения трех главных токов образуют или, если угодно, «индуктируют» некие токовые поля, называемые чакрами –буквально, «кругами» или «колесами». Эти значения точнее общепринятого перевода «центры» выражают идею, что чакры являются некими энергетическими и мысленными круговоротами, вихрями, в которых на своем пути к Освобождению кружится в кругу забот сознание, как щепка в водовороте или как белка в колесе. Поэтому неправильно, с одной стороны, описывать чакры в терминах психосоматической медицины и отождествлять их с какими-то сплетениями или ганглиями, а с другой, считать их некими воображаемыми образованиями. Скорее, можно говорить об отражении этих чакр в плотном теле. Часто употребляемое выражение «раскрытие чакр»также неверно. Упанишады могут уподоблять эти чакры лотосам или указывать, что эти лотосы находятся в чакрах. У непробужденного человека эти лотосы не раскрыты, но раскрываются упражнением, а чакры «пронзаются» или «рассекаются», как помехи на пути к совершенству. Эта идея выражается представлением о наличии в тонком теле трех узлов гратхни:  брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи.
Разные школы указывают разное число чакр, их местоположение и по-разному объясняют их символику. Поэтому в индийской преемственности различают три системы чакр: ведийскую, пураническую и тантрийскую. Однако согласно наиболее употребительной традиции, чакр –семь:

1. Муладхара
2. Свадхистана
3. Манипура
4. Анахата
5. Вишудха
6. Аджна
7. Сахасрара

Они символизируются лотосами определенного цвета с определенным числом лепестков. Кроме того, в лотосах изображаются различные символы, божественные существа, а также слоги и буквы санскритского алфавита.
Пребывание сознания на уровне той или иной чакры является и знаком достижения определенной ступени сознания.

Шакти

Тантру часто считают «культом Богини Матери». Это не совсем точно, хотя один из аспектов Тантры действительно можно было бы называть культом шакти. Шакти представляет собой универсальный принцип энергии, силы, или созидательного начала. Эта энергия персонифицируется женским образом Шакти, Вселенской Матери. Она неотделима от того, кто ею владеет, – от шактимана («держателя силы»), мужского начала, или Вселенского Отца. Авторы Упанишад называют шактимана Брахманом, а в тантрической традиции он носит имя Шива.
По существу, вселенная является порождением этой пары противоположностей: статичного (шактиман) и динамичного (шакти) начал. Внешняя сторона любого явления представляет собой творческий аспект динамичной силы, но внутри каждого творения динамичного начала пребывает статичная сила – ядро феноменального существования.
Разыгрываемая шакти пьеса не имеет ни начала, ни конца. Несмотря на безостановочность этой энергии, ее движение представляет собой упорядоченный цикл, в котором периоды движения сменяются периодами покоя. В период движения подверженная преобразованиям энергия претерпевает множество изменений (викрити) и искажений. В течение периода покоя она приводит в порядок свою структуру, в результате чего непрерывный процесс сотворения, сохранения и разрушения – возвращения к упорядоченности и нового сотворения – продолжается вечно. В Тантре считается, что, пока существует сам феноменальный мир, его творцом, хранителем и разрушителем является Вселенская Мать. По этой причине ее следует почитать как аспект Божественного.
Какая же сила приводит в движение эту вечную пьесу, по ходу которой возникает иллюзорный мир явлений? Сила желания (иччхашакти); это желание присуще тому, кто лишен каких-либо признаков, – не имеющему ни имени, ни формы аспекту Божественного (Брахману, или Нишкал Брахману). Тантра выполняет грандиозную работу, изучая этот принцип желания.

Желания и чакры

Поскольку Тантра считает желание первичной движущей силой вселенной, она не призывает своих последователей отказываться от желаний. Прочие духовные учения рекомендуют избегать желаний, которые, согласно принципам этих учений, становятся оковами и препятствиями на пути к достижению высшего сознания. Последователи других учений пытаются покорить желания путем аскетизма или сжигания семени желания в пламени знания, чтобы это семя не смогло пустить ростки. Однако при этом возникает парадокс: чтобы достичь отсутствия желаний, человек должен обладать очень сильным желанием избавиться от желаний!
Тантра утверждает, что желания совершенно естественны и всегда присущи людям, пока те воплощены в человеческом теле. Роль тех окон, сквозь которые в нас проникают желания, исполняют органы чувств. Это означает, что желания возникают в силу привязанности к тому, что человек ощущает. Физической основой любых желаний является неизмеримо огромное число электрохимических импульсов. Чем активнее их подавляют, тем сильнее они становятся. Желания способствуют выделению гормонов железами эндокринной системы. Вызванное подавлением желаний изменение концентрации этих веществ в крови приводит к химическим нарушениям и болезням.
В человеческой энергосистеме существуют десятки тысяч чакр – энергетических центров. Желания непосредственно связаны с шестью психическими центрами – чакрами. Проходя в своем естественном течении – и в согласии с движением Земли в космосе – сквозь различные чакры, энергия наделяет силой дремлющие в этих чакрах желания. Это заставляет человека испытывать в течение суточного цикла то одни, то другие желания. Наша физическая действительность непосредственно зависит от силы тяготения Земли, от создаваемой небесными телами окружающей среды и от пронизывающих нашу планету электромагнитных потоков.
Постоянное присутствие желания перерастает во влечение и любовь к объекту желания. Человеческая душа подвержена сильному влиянию своего объекта желания и обусловлена его качествами. Большая часть желаний сосредоточена на физическом теле и его удобствах. Люди становятся рабами собственных инстинктов, составляющих низшую область личности, и в результате оказываются жертвами волнения, одиночества, возбужденности, беспокойства, неудовлетворенности, эгоистичности и страданий. Все религии и учения, которые стремятся улучшить человеческое поведение, пытаются одолеть эти трудности, призывая своих приверженцев к почитанию таких абстрактных принципов, как истина, сострадание, доброжелательность, терпимость, самопожертвование, непредвзятая оценка окружающих, преданность возвышенному, стойкость и всепрощение. Однако для того, чтобы применять эти принципы, человеку необходимы практические методы. Одно только понимание таких идеалов отнюдь не делает нас мудрыми или счастливыми.
Желания не относятся к сфере «Я», индивидуального сознания, – они связаны с шестью чакрами, и потому все желания можно классифицировать как соответствующие той или иной чакре. Чакры представляют собой область проявления пяти грубых элементов – акаши (эфира, или пространства), воздуха, огня, воды и земли – и их источника: тонкого элемента под названием махат. Чтобы превзойти желания, человеку следует возвыситься над этими элементами, а этого можно добиться только путем подъема покоящейся в основании позвоночника дремлющей энергии (кундалини).

Таблица. Связь чакр с элементами и желаниями

Чакра                            Элемент                   Желание
1. МУЛАДХАРА
Тазовое сплетение Промежность земля безопасность, ритуал, физические удобства, основные биологические потребности, убежище
2. СВАДХИШТХАНА
Подчревное сплетение Половые органы вода семья, воспроизводство, половое влечение, сексуальные фантазии
3. МАНИПУРА
Солнечное сплетение Пупочная область огонь бессмертие, долголетие, имя, слава, власть, авторитет, накопление богатств
4. АНАХАТА
Сердечное сплетение Сердце воздух откровенность, любовь, верность, бескорыстное служение, сострадание
5. ВИШУДДХА
Каротидное сплетение Горло акаша знания
6. АДЖНЯ
Шишковидная железа«третий глаз» махат самосознание, просветление

Учение о чакрах является уникальным открытием тантры, создающей мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным.

Изменение программы мозга

В обычном состоянии человека энергия перемещается в пределах трех низших чакр, и до тех пор, пока она остается там, в человеке господствуют желания низшей природы. Как показывает таблица, источником всех мирских желаний являются первые три чакры. Современные научные исследования мозга подтверждают, что такие низшие желания действительно связаны с низшим мозгом:
Мозг эволюционирует от внутренних частей к внешним. В самой глубине находится его древнейшая часть: ствол мозга, отвечающий за основные биологические функции, включая ритмы жизни – сердцебиение и дыхание. Согласно дерзким догадкам Пола Маклина, высшие функции мозга развивались в три последовательных этапа. На верхушке ствола мозга размещается R-комплекс – сосредоточие агрессивности, рефлекса защиты своей территории и общественной иерархичности; это образование возникло сотни миллионов лет назад у наших предковрептилий. В глубине черепа любого человека остается нечто похожее на мозг крокодила. R-комплекс окружен лимбической системой, или мозгом млекопитающего, развившимся десятки миллионов лет назад у тех наших предков, которые уже были млекопитающими, но еще не стали приматами. Это основной источник нашего настроения и эмоций, а также тревог и забот о потомстве.
Наконец, на периферии находится появившаяся миллионы лет назад у наших предковприматов кора головного мозга, пребывающая в неустойчивом перемирии с расположенными внутри более примитивными частями мозга. Кора мозга – та его часть, где материя становится сознанием, – является отправной точкой всех наших космических путешествий. Охватывающая более двух третей общей массы мозга, она одновременно представляет собой царство и интуиции, и критического анализа. Именно здесь возникают мысли и вдохновляющие идеи, здесь мы читаем и пишем, здесь проводим вычисления и сочиняем музыку.
Тантра предлагает практические методы «перепрограммирования» ствола мозга, R-комплекса и коры головного мозга. Тантрические обряды всегда начинаются очищением (физическим и ритуальным), за которым следует пранаяма (дыхательные упражнения). Очищение создает электрохимическое равновесие, о котором будет рассказано позже. Пранаяма воздействует на ствол мозга, управляющий дыхательными функциями. Кроме того, тантрист совершает определенные обряды, наполняющие энергией область R-комплекса. Это приводит к снижению агрессивности, человек начинает меньше беспокоиться о защите своей территории и своем статусе в общественной иерархии. После этого выполняются упражнения на абстрактное мышление (созерцание) и воображение, а также мантраджапа (повторение определенного звука – например, имени Бога); все это оказывает воздействие на кору головного мозга – обитель вдохновения. Тантра предписывает определенный систематический порядок выполнения этих практик, совпадающий с этапами эволюции мозга: упражнения начинаются с глубинной, внутренней части (ствола мозга), который тесно связан с психическими центрами позвоночника.
Существует четырнадцать тонких нади (энергетических каналов), связующих психические центры со стволом мозга; особенно важны десять из этих каналов. Десять нади делятся на три типа потоков – солнечные, лунные и огненные. Солнечные нади расположены по правую сторону от позвоночника, лунные – слева от него, а огненные – на центральном канале внутри позвоночника. Помимо тонких нади, существует целая сеть тонких нервных каналов симпатической и парасимпатической нервных систем, соединяющая со стволом мозга все тело и его внутренние органы. Три типа потоков протекают по трем основным нади: пингале, иде и сушумне. Сушумна поднимается от основания позвоночника к коре головного мозга, разветвляясь в области R-комплекса. Одна ветвь сушумны отходит непосредственно к мозолистому телу, а другая огибает таламус (зрительные бугры) в задней части черепа, после чего также входит в мозолистое тело. Несмотря на то что эти две ветви заканчиваются в одном и том же образовании, они не соединяются друг с другом – скорее, они обе разделяются на мелкие капилляры, погружающиеся в кору головного мозга. Как и сушумна, питала и ида тоже начинаются у основания позвоночника, но достигают только области R-комплекса; солнечная нади (пингала) заканчивается в правой ноздре, а лунная нади (ида) – в левой; при этом оба канала проходят через соответствующие обонятельные бугры в области R-комплекса. Именно поэтому йогам рекомендуется сосредоточивать осознание на высших центрах коры головного мозга, которые являются сферой вдохновения; благодаря этому постоянная практика кундалинийоги позволяет им утвердиться в блаженстве.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. Тантра предполагает, что все сущее является порождением обладающей сознанием энергии (парашакти). Современные научные исследования подтверждают, что материя превращается в сознание именно в коре головного мозга. Слово «материя» означает здесь электромагнитные сигналы, которые возникают при возбуждении органов чувств, регистрируются мозгом как ощущения и воздействуют на сознание. Такое преобразование стало бы невозможным, если бы сознание не было присуще самой материи. В начале начал существовало только сознание. Это сознание не было ни мужским, ни женским – оно представляло собой чистое, лишенное энергии сознание. После этого на сцене возник принцип желания, наполнивший сознание энергией и разделивший его на две части: статичное и динамичное начала. Эта первичная пара противоположностей соединилась во взаимодействии, иллюстрацией которого служит китайский символ Инь и Ян. Так начался спектакль сотворения, или майя.
Сотворенное не является результатом чистой случайности; оно подчиняется законам, и феноменальный мир представляет собой порождение космоса, а не хаоса. Естественные науки считают мозг побочным продуктом материи, а духовные учения уверены в том, что разум предшествует материи. И те, и другие постигают одну и ту же истину, хотя и рассматривают ее с различных точек зрения. В феноменальном мире развитие сознания начинается с антиматерии. Разум появляется на сцене этого спектакля только после завершения развития его инструментов – органов чувств.
Все приходит в движение благодаря пране, деятельной жизненной силе. Остановка праны – а следовательно, и разума – означает завершение спектакля, то есть достижение тотального осознания (нирбиджасамадхи). Чистое сознание одновременно является и началом, и концом этой игры. Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами.
Тантра осознает, что скверная компания, плотская любовь, власть и желания мирских удовольствий и удобств суть злейшие враги человека на пути к развитию его божественной природы. Приземленные желания волнуют разум, а возмущенный желаниями разум не в состоянии обрести душевный подъем и счастье. Человеку следует преодолеть свои призрачные грезы, фантазии, вялость и сосредоточенность на самом себе. Пока эти качества остаются непокоренными, ему едва ли удастся достичь высших состояний медитации. Человек является тем, чего страстно желает: о чем думаешь, тем и становишься.
Тантра совершенно монистична – она верит в единую высшую Сущность, неотделимую от своей Шакти и неизменно остающуюся ее ядром. Тантра верит в единство в многообразии, а также в неизменность энергии, которая претерпевает многочисленные изменения, однако извечно остается одной и той же.
По словам Ламы Говинды, такой принцип непрерывности является основополагающей концепцией тантрического взгляда на мир. Это непрерывность во времени и в пространстве, поскольку каждый отдельный процесс взаимосвязан с неисчислимыми процессами, протекающими параллельно. Это основа реальности: бесконечная взаимосвязанность всего сущего во внешней вселенной, отражающаяся в меньшем масштабе в любом живом организме.
Таково великое открытие Тантры, которое преодолевает различия отдельных религиозных догм и определений. Тантра представляет собой духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку это учение опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. Тантра создает атмосферу надежности и уверенности, которая позволяет личности установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него.

Путь осознанности

Другой важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как кундалини-йога (или лайя-йога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-йога и мантр-айога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны.
В тантре отношение к телу иное, нежели, к примеру, в традиционном брахманском ведизме или в сутре – тело не считается просто куском плоти, который приносит одни страдания. Тело считается драгоценным инструментом, обладающим тонкими божественными силами.
По мере практики вы начинаете воспринимать энергетику тела. К примеру, вы начинаете чувствовать чакры, циркуляцию ветров, у вас возникают вибрации в теле, дардри-сиддхи, пробуждение энергии в сушумне. Вы чувствуете, когда нади очищены и когда нади забиты. Вы чувствуете прану другого человека, когда сидите рядом с ним или общаетесь, и вы понимаете: «Вот очищенная прана, вот загрязненная, вот загрязнилась свадхистана-чакра, вот она очистилась, вот забилась анахата-чакра, вот она очистилась». Вы чувствуете разницу в энергетических состояниях до и после технических практик, пранаям или асан. Вы чувствуете, как меняются элементы в течение суток и даже в течение часа. Вы чувствуете, как убывают белая и красная капли вечером, и как они усиливаются под утро. Вы также чувствуете зависимость тела от фаз луны, смену трех конституций, трех дош, в зависимости от сезонов. У вас появляется большая чуткость в отношении энергии тела. Концентрируясь на чакрах, вы чувствуете различного рода блаженства, движение энергии в чакрах. Работая дальше с пранами, вы чувствуете разные виды блаженства, такие как: мужское, женское, блаженство среднего рода, восходящее, нисходящее. Для вас открывается целый мир энергий, который вы воспринимаете своим собственным телом. Это возникает в результате работы с чакрами, пранами, нади и очищение нади. Также вы чувствуете свои нади, как некие тонкие струны, с помощью которых можно настраиваться и получать информацию.
К примеру, если ваши нади чисты, настроившись на тонкое тело другого человека, вы можете воспринять его духовное состояние. Настроившись на обстановку в любом месте, вы можете эту обстановку считывать. Настроившись на предмет, вы можете видеть прошлое этого предмета. Это результат очищения нади и чувствование энергетического тела.
Когда вы еще далее очищаете нади, вы начинаете чувствовать астральное тело и понимать, что в вашем теле также живут божества, у вас появляется чистое видение в чакрах, вы можете видеть различных божеств элементов (земли, воды, огня и т.д.).
Наконец, когда вы еще дальше работаете с внутренней энергией, вы обнаруживаете в каждой чакре свет присущего ей элемента и пространство, внутри тела вы обнаруживаете различные пространства, содержащие бесчисленные миры. Вы понимаете, что в вашем теле есть боги, миры, локи со своими дворцами, царствами, и все они находятся в вашем теле.
Тело предстает как великое Космическое Яйцо – Брахманда, как микрокосмос. Оно видится теперь как сложный голографический кристалл или портал, с помощью которого вы можете связываться с другими мирами, а тело и чакры являются точками входа в них, как бы узлами пересечения энергий. Внутри тела вы осознаете пять чистых пространств различного цвета, которые соответствуют пяти мудростям.
Таким образом, в результате духовной практики у вас радикально меняются представления о себе как о теле. Вы начинаете понимать, что то, что вы считали телом, совсем не то, что вы думали. Тело предстает как многомерный кристалл, который уходит своими корнями в тонкий мир и в каузальный мир; многомерный информационный кристалл, содержащий в себе различные пространства и локи.

Тантра и секс

Тантра знаменита, как самое ориентированное на секс из направлений йоги. В то время как это может быть обнаружено в некоторых течениях традиционной Тантры, таких как вамачара, или храмах, подобно Кхаджарао, именно на Западе о таком понимании Тантры больше всего говорят. В западных странах под тантрическим наставником обычно подразумевается любой, кто преподает тантрический секс, который является обычно соединением йогического подхода тантрического ритуала с сексом по Камасутре и психологической Нью Эйдж. Наставники западной тантрической йоги – это преимущественно наставники йоги секса, могущие также быть сексопатологами. Их претензии состоят в том, чтобы сделать сексуальный опыт не только более сакральным, но также связанным с большим наслаждением. Конечно, именно в Тантре мы находим самое разработанное поклонение Богине, которое естественно вызывает представление о сексе. Традиционная Тантра в основном является частью шактистской традиции, которая посвящена Богине во всех ее формах. Западная Тантра подобным же образом является частью возрождения поклонения Богине, которое распространено в языческих и туземных традициях. Эта сторона Тантры также имеет свое место, но она подвержена преувеличениям. Шакти это не просто секс – который, кроме того, является одним из аспектов космической энергии, особенно мощной в нашей воплощенной природе – она включает в себя все космические силы. Великие силы природы, такие как молния, солнечный свет и лунный свет это также шакти, как и силы пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха и эфира. Электромагнитная энергия физического мира и энергия любви и мудрости, относящаяся к душе, это также формы шакти. Поклонение шакти это не просто поклонение сексу, но понимание всех тех космических сил и их функций. Великие тантрики могут работать с энергиями и внешнего, и внутреннего мира.
Что касается сексуальных отношений в Тантре, то один из ранних тантрических текстов Брихадаранъя-каупанишада утверждает: «Мужчина, который вступает в сексуальный контакт, зная при этом формулу кармы и ее действие, переносит на себя хорошую, положительную карму своей партнерши. Мужчина, который занимается любовью, ничего не зная о карме, всерьез рискует лишиться своей хорошей кармы, полностью отдав ее своей партнерше».
Таким образом, мы видим, что во время занятий любовью происходит обмен кармами между партнерами. В течение всего полового акта жизненные силы партнеров смешиваются. Индивидуальные кармы мужчины и женщины сливаются, и происходит взаимный обмен, который может повлиять на их как личное, так и совместное предназначение. То, что на самом деле происходит, зависит от уровня сознания партнеров. Если один является более сознательным, чем другой, то их взаимодействие приведет к негативному кармическому обмену. С другой стороны, если в отношениях партнеров преобладает любящее сострадание, происходит позитивный и обогащающий обоих партнеров кармический обмен.
Ритуальные занятия любовью занимают центральное место как в даосской традиции, так и в учении тантры. Ритуальные занятия любовью возвышают обыденный, земной половой акт до духовного уровня. Отношение к занятиям любовью, как к священному ритуалу, наделяет сексуальный акт особенным, космическим смыслом, далеко выходящим за границы самой жизни. Более того, ритуальный акт обладает магической энергией, являясь перекидным мостом между познанным и неведомым. Сексуальные ритуалы могут раскрыть душу для более глубокого переживания экстаза. Ритуальные занятия любовью в даосизме и в учении тантры считаются наиболее коротким путем для достижения духовного Освобождения. Ритуал может быть спонтанным, но он требует интуитивного осознания и эмоциональной стабильности, для того чтобы быть эффективным.
Тантрические и даосские любовные трактаты настаивают на важности взаимного поглощения любовных соков, которые выделяются при сексуальном контакте. И даосы, и адепты Тантры придавали этой технике огромное значение. Это связано со стойким убеждением и тех и других в том, что потеря семени может ослабить мужчину физически и в духовном плане, а также сократить годы его жизни. Способ восполнить потерю жизненной энергии, которая неизбежно происходит при эякуляции, заключается в том, чтобы сознательно всасывать в себя женские любовные соки. Для этого может быть использовано множество разных техник.
Тантра – система, целью занятий которой является достижение духовного экстаза, который увеличивает знания, расширяет сознание, способствует пониманию мира природы. Тантра оттачивает чувства, развивает способности проникновения и чувствования. Средство достижения цели тантры – сексуальное удовольствие, а на подготовительном этапе – специальные физические и психические упражнения. Тантра способствует омоложению тела и разума партнеров.
Кроме того, с чувственной точки зрения процесс полового контакта в тантре имеет значительные преимущества перед стилем полового контакта, характерным для Запада. Оргазм у большинства мужчин Запада наступает в среднем через 2-5 минут после введения пениса. При такой продолжительности контакта испытать удовольствие в полной мере весьма сложно. Тантра способствует продолжительности полового контакта (от введения до оргазма) от получаса до полутора часов, большей степени наслаждения и необычайной силы оргазму.
Почему тантра уделяет большое внимание половым контактам мужчины и женщины? Во-первых, половые отношения могут открывать дверь в область подсознания (хотя и на весьма короткое время). Во-вторых, в состоянии наивысшего сексуального экстаза у партнеров растворяются барьеры их собственной индивидуальности, появляется способность осознания единства всего, что существует во Вселенной; сознание расширяется (слово «Тантра» является производным от санскритского корня «тан», означающего расширение), и поток знания переполняет разум (для стабильного достижения такого экстаза нужен определенный подготовительный этап, включающий в себя специальные упражнения).
Тантра подразумевает под собой гармонию, обмен эмоциями и энергией, умение чувствовать партнера. Это умение дарить свою любовь всему миру, не разграничивая его на нации и религию. Это способность не делать кого-то заложником своих чувств, эмоций, переживаний, отношений. Тантра, действительно, включает в себя и сексуальные техники священного секса, но это лишь часть ее. В ней множество глубоких медитативных практик и работы со своим внутренним миром. Тантра помогает стать гармоничным во всех отношениях. Тантра открывает гармонию мужской и женской энергии, учит, что одно не может без другого и мир будет не полным, если что-то из него исключить. Она помогает обрести себя, научиться доверять людям и себе – своему самому дорогу человеку на планете. По статистике мировых психологов практически все люди любят себя и доверяют себе только на словах. На деле – ненавидят своё тело, свои слабости, свою жизнь и ничего с этим не делают. Тантра помогает человеку раскрыться подобно бутону цветка. Тантра расширяет рамки реальности и помогает видеть и чувствовать больше. Она снимает шоры с глаз и человек впервые видит небо без туч, реальность без искажений и учиться принимать. Можно сказать, что тантра – один из путей к Просветлению, который ведет туда через любовь ко всему и удовольствие от всего.
Камасутра – самый древний в мире любовный трактат, написанный индийским мудрецом Малла-нагой Ватсьяяной, который жил в III–IV веках н. э. В Камасутре были собраны все древнеиндийские эротические понятия, знания и мудрость, накопленные тысячами любовных пар на протяжении многих столетий. В Древней Индии было принято дарить руководства, подобные Камасутре, тем девочкам, которые приближались к порогу половой зрелости. Это делалось с целью помочь им раскрыть свою сексуальность и ускорить развитие женственности.
Сегодня Камасутра – вне всякого сомнения, наиболее известная во всем мире книга по эротике. Само название этой книги настолько прочно вошло в наш повседневный язык, что давно уже стало синонимом искусства любви вообще. Говоря «Камасутра», мы имеем в виду изысканные, утонченные и весьма изощренные сексуальные отношения. Однако очень часто наши представления о сексуальных знаниях древних индийцев не соответствуют действительности. Камасутра, как и всякая великая книга, окружена огромным количеством мифов и  заблуждений.
Так, например, неправильным было бы считать Камасутру всего лишь банальным описанием нескольких десятков сексуальных поз и техник, всего лишь еще одной разновидностью стандартного западноевропейского учебника секса. Существует и другое заблуждение: многие убеждены, что большинство описанных в Камасутре приемов настолько сложны, что практиковать их могут только очень хорошо подготовленные и физически развитые люди. В то время как на самом деле не нужно обладать ни какой-то исключительной силой, ни акробатической подготовкой для того, чтобы использовать знания индийцев на практике.
Большинство подобных заблуждений связано с тем, что на Западе до сих пор не существует своего аналога Камасутре. Подавляющее большинство западных изданий, посвященных этому вопросу, – это либо откровенная порнография, либо медицинские справочники, настолько перенасыщенные анатомическими подробностями, что одного их прочтения вполне достаточно для того, чтобы человек навсегда перестал относиться к сексу, как к высокому искусству. А ведь и в самом деле многие из нас склонны рассматривать секс всего лишь как средство продолжения рода или как возможность удовлетворения низменного физиологического инстинкта.