Ваджраяна - Препятствия

В силу чрезвычайной глубины этих учений вы должны быть готовы к препятствиям, которые следует понимать как большой риск, сопровождающий большую прибыль. Они объясняются тем, что вся негативная карма, накопленная вами в прошлом, активизируется силой глубоких наставлений. В знак этого возникают внешние демонические препятствия и привидения, например:
- в месте вашей практики будут появляться духи и (самсарные) боги;
- они будут звать вас по имени;
- они будут принимать облики Лам и давать вам пророчества;
- разнообразные ужасающие видения будут происходить в ваших снах и переживаниях;
- вас могут атаковать, ограбить и обворовать другие люди;
- вы можете заболеть или попасть в любые приключения;
- в своём уме вы будете горевать без особой на то причины, а также впадать в депрессию вплоть до слёз;
- вас будут одолевать бурные эмоции;
- ваша преданность, сострадание и бодхичитта будут уменьшаться;
- ваши мысли восстанут против вас, доводя вас до сумасшествия;
- вы будете превратно понимать полезные советы;
- вам опостылет находиться в ритрите и захочется нарушить свой обет;
- у вас будут появляться ошибочные мысли об Учителе;
- вас будут одолевать сомнения по поводу Дхармы;
- вас могут обвинить в чужих грехах;
- о вас могут злословить;
- ваши друзья могут обернуться врагами;
- у вас могут возникнуть разнообразные нежелательные обстоятельства как внешнего, так и внутреннего плана.

Итак, вы должны понимать эти препятствия как тест для себя. Это тот самый рубеж, на котором вы либо выигрываете, либо проигрываете. Если вы справитесь с этими препятствиями посредством ключевых пунктов практики, то они превратятся в ваши достижения. Если же вы попадёте под их влияние, то они станут непреодолимой преградой для прогресса в вашей практике.

Во всех этих ситуациях безукоризненно соблюдайте свои самаи и направьте всю веру и помыслы к своему Учителю, молясь ему с полной отдачей из глубины сердца и веря, что он знает все ваши испытания. Если вы будете относиться к неблагоприятным обстоятельствам как к желанным и практиковать с полным усердием, то через какое-то время эти обстоятельства самопроизвольно утратят свой напор, вместе с чем ваша практика значительно улучшится. Явления будут казаться рассеянными и разрозненными, и у вас возникнет ещё большая уверенность в своём Учителе и его наставлениях. Даже если в дальнейшем вам выпадут такие испытания, вы будете сохранять уверенность и душевное спокойствие, думая: «Какие проблемы?! Всё в порядке!»

Это и есть единственный выход из всех ситуаций. Если вы способны использовать любые обстоятельства на пути практики, то вам известен выход из всех испытаний. Как чудесно! Это как раз то, что мы, старики, вам желаем. Поэтому укрепляйте силу воли и не ведите себя подобно шакалу, которому хочется поживиться мертвячиной, но хватает храбрости лишь на тявканье у коленок покойника!

Некоторые индивидуумы с ничтожной заслугой, чрезвычайно ошибочными воззрениями, множеством сомнений и запущенными обетами и самаями произносят впечатляющие обещания, однако не утруждают себя практикой. Такие люди с гнилыми душами испрашивают наставления у Лам лишь для того, чтобы забыть их на своих книжных полках. Они подцепляют негативные обстоятельства и идут у них на поводу, становясь лёгкой добычей Мары, который ведёт их в направлении низших миров. Какое горе! Молитесь Учителю, чтобы не опуститься до этого.

(c) Дуджом Ринпоче "Эликсир Достижения - Сущностные наставления по практике Дхармы в горном отшельничестве, данные в лёгком для понимания изложении"


Дзогчен - Работа с препятствиями - Влияние духов


В учениях по дзогчену есть наставления, что любые препятствия, в том числе и влияния духов, легко решаются пребыванием в постижении природы ума. На основе чего множество людей, считающих себя дзогченпа, утверждают, что они вне влияния всевозможных препятствующих сил. Более скромные утверждают, что они способны преодолеть любое влияние посредством своего постижения. Соответственно, имеем два аспекта. Первое, это учение, которое несомненно верно. Второе, это утверждение, касающееся способностей и уровня реализации, то есть имеющее отношение к ситуации конкретно взятого существа. Далее, идет оспорение второго аспекта, то есть утверждения наличия данной способности чуть ли не у всех практикующих дзогчен.

Для начала немного теории. Духи, это существа обладающие тонким телом. Люди, это существа обладающие как грубым, так и тонким телом. Влияние духи оказывают на тонкое тело человека. В силу взаимозависимости грубых и тонких тел, оказанное влияние на тонком теле возымеет эффект на грубом теле. В силу взаимозависимости внешнего и внутреннего, оказанное влияние на тонком теле окажет влияние на ситуации человека в повседневной жизни.

Далее, соображения на основе этого.

Первое, влияние духов, это совершенно конкретное энергетическое воздействие, то есть ощутимо меняются токи ветров, их качество, каналы по которым текут и так далее. Это важно, так как обычно под воздействием духов понимают какое-нибудь недомогание, плохое настроение, неурядицы в жизни или что-то в этом роде. Конечно, это может быть следствием влияния, но может и не быть, причем в пользу последнего шансов больше. Соответственно, мысль в том, что непосредственное воздействие духов многими банально не воспринимается, а выводы делаются постфактум на основе догадок.

Второе, поскольку воздействие духов, это влияние на тонкое тело, то для преодоления этого влияния необходимо уметь объединять свое постижение с каналами, пранами и бинду, причем поскольку утверждается преодоление всех влияний, то и объединение должно быть совершенным. Что это означает на деле? Например, это означает, что вы можете день и ночь без перерыва практиковать туммо или, в случае ДОшников, седьмой лоджонг, связанный с постижением нераздельности блаженства и пустоты, и в силу вашего постижения вы не встречаете никаких препятствий, ветра нигде не застревают, каналы сами собой распутываются и очень скоро вы обретаете сиддхи. Или, еще вариант для ДОшников, это означает, что вы способны поддерживать непрерывное созерцание в ходе всех движений всех групп янтра йоги, а это в свою очередь означает, что каждое ваше движение в повседневной жизни нераздельно с созерцанием, в результате чего вы быстро достигаете сиддхи, описанные в конце книги по янтра йоге.

Исходя из этого можно сделать следующие выводы. Первый, если человек утверждает, что способен решить все влияния посредством пребывания в постижении природы ума, но он непосредственно не воспринимает само влияние, а судит о нем постфактум, то это означает, что его постижение еще не освободило его от обыденного восприятия в достаточной мере, чтобы он мог воспринимать, что происходит с собственным тонким телом. Поэтому шансы, что он может объединять свое постижение с каналами, пранами и бинду в достаточной мере, чтобы справляться с влияниями, весьма малы, так как, чтобы объединить свое постижение с чем-то, необходимо это что-то воспринимать. Второй, если человек утверждает, что способен решить все влияния посредством пребывания в постижении природы ума, но у него туммо, особая разновидность седьмого лоджонга, янтра йога и прочее, работающее с тонким телом, не идут как по маслу, у него нет признаков реализации практики, а некоторые из них кстати говоря вполне наблюдаемы даже обычными людьми, то все это говорит о том, что данный человек не обладает этой способностью.