Краткая история эзотерики

Люди никогда не сомневались, что наряду с миром видимым существует и мир невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мира вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим миром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотеризмом.

Эзотерические системы (школы) скрываются в недрах ряда (в основном Восточных) религий, принципиально отличаясь от устарелого христианизированного Западного Мистицизма (орденов и религий) тем, что их эзоУчения, при всей своей кажущейся «абстрактной миросозерцательности», куда более зрело мудры и жизненно практичны.

В эзотерике необходимо различать два основных пути развития – путь Каббалы (Торы) и путь Будды (Дхармы). Путь Каббалы (или путь Торы) – это направление эзотерики, происхождение которого непосредственно связано с волеизъявлением самого Творца нашего мира. Это нисходящая линия эзотерики, которая идет от Неба к земле. Основы этого направления методично передавались Богом на землю через Его истинных пророков (начиная от Авраама и заканчивая Мухаммедом) – что касается арийского этапа истории человечества, и от самого Адама – что касается истории человечества вообще. И в этой связи необходимо сказать, что данная линия эзотерики представляет собой абсолютно завершенный вид. Т.е. можно смело утверждать, что в этом крыле эзотерики уже не стоит ожидать никаких новшеств для развития человеческой цивилизации, т.к. последние слова, которые Бог хотел донести до людей через Своих пророков, были высказаны еще Мухаммеду.

Путь Будды (или путь дхармы) – это направление в эзотерике, которым идут люди, достигшие пробуждения самостоятельным путем (т.е. не придерживаясь буквы закона, изложенной в Торе). Это – восходящая линия эзотерики, которая идет от земли к Небу. Этот путь представляет собой определенную опасность, если по нему идти без Учителя. Поэтому мы видим, какую огромную роль играет авторитет Учителя в таких традициях, как дзэн и дао. Причем не следует приходить к мнению, что роль Учителя в других традициях совсем незначительна.


Сегодня эзотеризм – это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания «внутренней сущности» всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Кроме того, со времен «великого Кофты» Калиостро (конец XVIII века), а окончательно – мадам Блаватской (конец XIX века) и Алистера Кроули (начало ХХ века) в основе современного эзотеризма лежит сравнительное изучение учений Востока и Запада, цель которых – помочь человеку познать в первую очередь самого себя, если уж мера всех вещей – он сам, ибо без этого он не сможет познать все остальное. А познание самого себя, как известно, не только древнейшая, но и труднейшая из задач, когда-либо ставившихся человеком, недаром на храме Аполлона в Дельфах было написано: Gnwri se auton – «Познай самого себя». Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм.

Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане – определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане – совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого. В чем же между ними разница?

Герметизм – религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности, носившее эзотерический характер и сочетавшее элементы популярной греческой философии, халдейской астрологии, персидской магии и египетской алхимии. Согласно общераспространенной легенде первоисточниками герметизма являются труды, приписываемые легендарной личности – Гермесу Трисмегисту, древнеегипетскому жрецу, от имени которого и происходит название данного религиозно-философского течения.

Согласно традиции, герметизм – это учение о высших законах Природы, подчиняющейся как принципу причинности, так и принципу аналогии. Сторонники герметизма считают, что в силу принципа аналогии понимание той или иной причинной связи может дополняться магическим воздействием на действительность собственных желаний адепта тайного учения.

От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие «герменевтика» – искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название «экзегетика» (толкование Священного Писания), а также всем известное слово «герметический» в смысле «плотно закрытый».

На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху».

На сегодняшний день широко известными являются три основных текста, освещающих веру герметистов:

Герметический корпус – основополагающая и самая широко известная работа. Она состоит из шестнадцати книг, представляющих собой диалоги Гермеса. Первая книга затрагивает дискуссию между Пэмандром (так же известным как Нус, ум) и Гермесом, которая, по общему мнению, явилась результатом медитации Гермеса и его первого контакта с Богом. Отличительной чертой этого трактата является то, что в нем Гермес выступает в роли ученика Поэмандра, в то время как в остальных трактатах «Герметического корпуса» Гермес является учителем своих собеседников.

Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста – короткая работа, которая является первоисточником известной оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Изумрудная скрижаль так же намекает на тройственный закон и тройственную достоверность, за владение знанием о которых Гермес и получил свое имя Трисмегист. История сообщает, что Изумрудная скрижаль была найдена Александром Великим в Хевроне, по общему мнению, в гробнице Гермеса.

Кибалион – книга, посвященная герметической философии. Она была издана в 1912 г. тремя анонимными авторами, назвавшимися «тремя посвященными». В этой книге приведены и прокомментированы семь принципов герметизма:

1. Принцип ментализма, согласно которому вселенная есть мысленный образ Единого;
2. Принцип соответствия или аналогии, согласно которому утверждается аналогия между миром высшим и низшим, между макрокосмом и микрокосмом: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху»;
3. Принцип вибрации, согласно которому все проявленное и что ни существует (материя или энергия): все является лишь различными вибрациями (видоизменениями) Единого Первоначала;
4. Принцип полярности провозглашает, что все имеет свою противоположность; в сущности, противоположности есть лишь грани чего-то одного, «две стороны одной медали», которые всегда могут быть примирены одним парадоксом;
5. Принцип ритма, утверждающий что все находится в непрестанном двустороннем движении: поднимается вверх и опускается вниз, переходит из одной своей противоположности в другую;
6. Принцип Причины и Следствия, согласно которому все имеет свою причину и свое следствие, «случай есть не что иное, как имя закона, который не распознан»;
7. Принцип пола, согласно которому все вещи имеют в себе два начала («пола»), и всякое творчество есть результат взаимодействия этих двух начал.

Одно из объяснений того, как Гермес получил свое имя «Трисмегист», т.е. Трижды величайший, дается в самой Изумрудной Скрижали, согласно которому это имя он получил за свое знание трех частей вселенской философии.

Существуют различные уровни понимания того, что имеется в виду под этими «тремя частями». Применительно к оккультному знанию это выливается в представление о трех основных дисциплинах герметизма: об астрологии, об алхимии и о теургии, которые соответствуют трем частям макрокосма: миру физическому, миру астральному и миру духовному, или трем частям микрокосма (человека): телу, душе и духу.

Астрология или Операция Луны. Гермес заявлял, что эту часть науки о вселенной открыл Заратустра. Герметической мыслью принимается, что движение планет оказывает влияние на Землю посредством символических (архетипических) законов, лежащих по ту сторону физической реальности. Астрологическая мудрость состоит в том, чтобы знать о влияниях планет на Землю и человека, уметь распознавать неблагоприятные и благоприятные моменты времени и места, и посредством этого знания управлять судьбой, избегая опасных ситуаций или используя астрологические влияния во благо.

Алхимия или Операция Солнца, посвящена тайне трансмутации «свинца» в «золото». Это исследование спиритуальной составляющей природы (натуры), жизни материи и ее существования через призму мистерий рождения, смерти и воскресения. Различные стадии химического превращения, такие как дистилляция и брожение представляют в алхимии различные аспекты этих мистерий, и посредством которых возможно привести тело природы к совершенству. Достижение этого совершенства и есть Magnum Opus (лат.), т.е. Большое Делание в алхимии. Следует заметить, что в отличие от профанной алхимии, алхимия истинная никогда не впадала в заблуждение по поводу природы своего свинца и золота. Эти металлы в алхимии суть аллегории, означающие разные степени просветленности человеческой души (т.е. его натуры, его природы).

Теургия или Операция звезд. Существуют два различных типа магии, противоположных друг другу: гоетия, черная магия, черпающая силу из союза со злыми демонами, и теургия, божественная магия, черпающая силу из союза с божественными существами (ангелы, архангелы, серафимы... и т.п.). Слово теургия переводится как «Наука или искусство Божественного Делания» и является практическим аспектом алхимического искусства. Кроме того, алхимия видится как ключ к теургии, ведущей к собеседованию с высшим началом человека (гением), именуемым так же ангелом хранителем, или иными словами, ведущей человека к достижению божественного (космического) сознания.

Под герметизмом люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же «эзотеризм» стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований – какое учение может быть эзотеричнее вероучения? – а всех остальных, включая царей, – экзотериками. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне отмечается Православной церковью 21 мая, в документах Никейского собора именуется «владыка внешних».

Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил Кируларий) заочно прокляли друг друга.
XI век вообще был периодом окончательного оформления догмы во всех трех мировых религиях – иудаизме, христианстве и мусульманстве.

Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели – в этом признается, например, замечательный византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь же это знание стало порочным, поганым («языческим», от лат. paganus). Право на связь с миром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать – начиналась эпоха сожжения ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен дьявольщиной и забыт.

Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: оккультизм.

Слово «оккультизм» происходит от лат. occultus, «скрытый» и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

Оккультизм (от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название мистических учений, утверждающих о существовании скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычного человеческого опыта, а также комплекс верований в существование скрытой связи человека с потусторонним миром; учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки.

В XII в. рабби Авраам бен Давид из Толедо собрал древние тексты, кое-что дописал сам и представил миру первый свод учения Каббалы. В XIII в. граф Больштедт, он же Альберт Великий, сложил с себя сан епископа и стал учителем оккультных наук. В XIV веке Раймонд Луллий создал свою Ars Magna – «Великое искусство», книгу по магии и алхимии. В XV веке юный граф Пико делла Мирандола понял, что мир видимый и мир невидимый едины, и лучшим средством познания этого назвал Каббалу. В XVI веке солдат по имени Генрих, за храбрость посвященный в рыцари прямо на поле боя под именем Корнелиуса фон Неттесгейм, написал трехтомное сочинение о тайной философии – De occulta philosophia, фактически стал основателем современного эзотеризма (мы его знаем как Агриппу).

Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не дьявола, Бога, оккультизм и т.п. Впрочем, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала.

Открытие планеты Уран (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, главным образом врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и «открытия» европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия).

Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мир есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож.

Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мировоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха «конца века» и последовавшее за ней двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в «Похождениях бравого солдата Швейка» вывел повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным.

В 20–30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово «оккультизм», ставшее уничижительным, было забыто, и подбирались новые названия.

Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал «храм» антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России – целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем «Серебряной звезды» возродился орден «Золотой зари», основанный в конце XIX в., и так далее.

Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мире или на престиж государства, стали субсидироваться и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования.

В годы второй мировой войны это развитие замедлилось, многие эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому прижилось название «эзотерика» как некое объединяющее понятие.

В целом, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания.