Духовное различение

На санскрите вивека-кхьятир называют «высшей мудростью» на Пути.

Патанджали в своих «Йога-сутрах» особо подчеркивает необходимость
развивать в себе проницательность — он говорит,что это качество способно разрушать невежество и обращаться к самому источнику страдания. 

В словаре английского языка Merriam-Webster’s Collegiate Dictionary
слово discernment (умение различать, распознавать; проницательность,
распознавание, процесс понимания) определяется
как «способность распознавать границы и индивидуальные
различия между предметами и явлениями». 
Синоним слова discrimination (распознавание, различение,умение разбираться, проницательность) определяется как «способность выделять
и выбирать предметы и явления по критериям истинности, уместности
или качества». 

 Люди, обладающие духовным различением, владеют этим искусством в 
отношении духовных вопросов, поэтому они последовательно принимают
разумные сбалансированные и красивые решения касательно своей жизни,
взаимоотношений и внутреннего развития.
Их глаза широко открыты, а зрение ясно.

Духовный Путь ни в коей мере не защищает нас от человеческой 
склонности ошибаться — и именно это обстоятельство дает нам
уникальную возможность учиться ответственности за собственные
заблуждения и промахи.

По мере того как мы продвигаемся от своего ложного
«я» к более чистым и подлинным аспектам опыта, самообман
становится все тоньше и коварнее. Следует помнить,
насколько скользок духовный Путь; его ловушки столь же
многочисленны, как и возможности верного шага, — оступиться
может каждый из нас. Однако чем больше мы знаем
о дороге, тем проще нам избегать опасностей.
Итальянский психиатр и основатель психосинтеза Роберто Ассаджиоли 
считал, что полноценная психотерапия
должна не только избавлять от патологий, но и способствовать
духовному пробуждению — а затем решать проблемы нового уровня,
куда мы переходим в результате такого пробуждения.
Вскрывая все новые слои сознания, мы
неизбежно обнаруживаем новые области своего существа,
требующие исцеления — на индивидуальном, семейном,
культурном и историческом уровнях. Это не проблема, которой
следует избегать, и не зло, которое нужно исправить,
но необходимый и здоровый аспект духовного раскрытия,
требующий тщательной осознанной проработки.

Что может быть прекраснее для жаждущего истины человека, чем истина?

И если дорога к красоте требует, чтобы
мы познали заблуждения, и отважно встретились со своим
бессознательным, и преодолели внутренние препятствия,
влюбленный в истину человек с радостью примет этот вызов.
Всякий раз, когда мы выявляем свои заблуждения и
обращаемся к ним лицом, мы значительно приближаемся
к тому, что есть истина.