Сознание в буддизме

В текстах буддизма мы сможем обнаружить, что изложение природы сознания тесно связано с вопросом о восприятии (более того - что с точки зрения большинства буддийских философских школ сознание и восприятие являются синонимами).
В отличие от наиболее популярной и обыденной точки зрения на сознание, представляющей его как некое единое целое, наполненное мыслями подобно резервуару, в буддизме мысль, сознание, ум, осознавание, познание и мышление являются синонимами. Общепринятым определением сознания в буддизме является осознавание или, более полно, ясность и осознавание. Это определение и его толкование может быть найдено в текстах основателей буддийской логики индийских учёных Дигнаги и Дхармакирти. Какая бы мысль ни возникла, она всегда обладает качеством ясности, т.е. ясного присутствия своего непосредственного объекта.
Подобное определение верно не только для обыденного дуалистического ума, но и для просветлённого сознания Будды, равно как и тонкого недуалистического сознания, которым обладают все живые существа. В тантре оно описывается либо как ясный свет или ясносветность, чем подчёркивается аспект ясности, либо как осознавание или самоосознающее изначальное сознание, чем подчёркивается аспект осознавания.
Т.е. сознание может подразделяться на множество категорий: концептуальное и неконцептуальное с точки зрения его объектов, ошибочное и безошибочное с точки зрения его природы, сознание глаз, ушей и т.д. с точки зрения его основы, главное и производное сознание с точки зрения его функции, и т.д. и т.п.
 Однако с точки зрения субъекта, т.е. самого сознания, все его виды являются исключительно самоосознаванием. Способности сознания познавать самого себя, придаётся первостепенное значение в буддийской логике и теории познания. Дело в том, что любая концепция, любое логическое построение, сводятся, в конечном счете, к непосредственному восприятию, а любое непосредственное восприятие, дабы быть концептуально осознанным, сначала должно быть непосредственно осознано самим собой.
Если же для осознания одной мысли необходима другая мысль, то для осознания той другой мысли понадобится ещё одна мысль, которая в свою очередь должна быть осознана какой-то другой мыслью, и так до бесконечности. Единственным выходом тогда будет познание той бесконечной цепочки мыслей. Однако то самое познание в свою очередь должно быть осознано ещё одной бесконечной цепочкой, и так до бесконечности бесконечных бесконечностей, т.е. нам необходимо признать, что сознание осознаёт самого себя...
Буддизм дает очень сложную картографию состояний сознания. Изучая эту систему нужно постоянно помнить, что понимание реальности здесь очень психологично, и во многом правильнее говорить в рамках буддизма о психокосмосе.
В буддизме есть несколько классификаций сознания. В целом они дают похожий набор элементов, отличаясь обобщающими основаниями.
Все буддийские школы признают разделение сознания на главные сознания и производные сознания. Различия между ними заключаются в том, что в то время как первые являются просто восприятиями определённых объектов, последние являются различными ментальными процессами сопутствующими этим восприятиям, то есть видение объекта является главным сознанием, а видение его особенностей является производным сознанием.
Главные сознания
 Во всех школах буддизма выделяют шесть классов сознания, которые соответствуют шести категориям чувственных объектов восприятия:
• Сознание взгляда (чаккху-виджняна).
• Сознание звука (сота-виджняна).
• Сознание запаха (гхана-виджняна).
• Сознание вкуса (джихва-виджняна).
• Сознание соприкосновения (кая-виджняна).
• Сознание ума (мано-виджняна).
Таким образом, в буддизме вычленяются сознания, базирующиеся на пяти органах чувств (анализаторных системах), называемые сознаниями глаз, ушей, носа, языка и тела, плюс ментальное сознание. Эти пять физических органов являются тонкой материей, не доступной зрительному восприятию и расположенной внутри глаз, ушей, носа, на определённом участке языка и по всей поверхности тела. Ментальный орган нематериален и представляет собою просто предшествующий момент сознания, вызвавший появление настоящего. Вообще, слово орган является не вполне адекватным переводом санскритского слова «индрия», означающего скорее силу. В буддизме индрии значат силу или способность самих глаз, ушей, носа, языка и тела вызвать соответственные виды сознания.
Во многих школах буддизма также выделяются седьмой и восьмой вид главного сознания - манас и алая-виджняну.
Манас называют "цепляющимся умом", или " осквернённым умом", поскольку именно манас образует тот центр эмпирической личности, который человек принимает за "я". Манас детерминирует возникновение иллюзии существования самостоятельной индивидуальности, отличной как от других индивидуальностей, так и от внешнего мира. Манас порождает активно заинтересованное отношение к внешнему миру, формируя чувства автономности и самоидентичности: "это я, а это другие люди", "это я, а это внешний мир", "это мое, а это не мое" и вытекающие из них многообразны по своим проявлениям привязанности, влечения и отторжения, являясь источником эгоцентризма.
Феноменологически манас является пространством, объединяющим все данные восприятий и все формы психической деятельности в единое целое, называемое "личностью". Будда говорил, что «шесть собраний сознания объединяются в ментальный источник».
Однако и манас не является коренным, или базовым сознанием, поскольку для него также существует нечто, воспринимаемое манасом в качестве Атмана - простого вечного субстанциального "я", или души. Это "нечто" и есть восьмое сознание - алая-виджняна (буквально: "сознание— сокровищница", "сознание—хранилище".
Алая-виджняна является коренным сознанием (мула-виджняна). Все остальные виды сознания (семикомпонентное эмпирическое сознание) с их интенциональностью и содержаниями проистекают из алая-виджняны или, точнее, являются формами ее инобытия, ее превращенными формами (паринама).
Большинство школ буддизма обозначают алаю-виджняню как сознание всеобщей основы. Выделение восьмого сознания подкрепляется многими словами самого Будды. В «Сутре Пышного Убранства» сказано:
«Подобно тому, как луна пребывает на небе
 Вместе с собранием звёзд,
 Сознание всеобщей основы также
 Пребывает вместе с семью сознаниями».
Алая-виджняна, несмотря на все проекции манаса в качестве вечной души, относится к уровню относительно реального, а не совершенно реального. То есть, алая-виджняна представляет собой континуум и имеет потоковый характер. Алая-виджняна, как и все, проистекшее из нее, непостоянна (аничья) и мгновенна, бессамотна (анната).
В соответствии с буддийским учением, алая-виджнян неизмеримо много: каждое живое существо с переживаемым им миром сводится к "своей" алая-виджняне, которая сама предлежит субъектно-объектной дихотомии. Сам Будда сказал, что «поток сознания живых существ индивидуален».
В некоторых традициях буддизма выделяют девятый вид сознания, когда к предыдущим восьми добавлялся незапятнанный ум, под которым подразумевалась изначальная мудрость.
Одновременно некоторые буддисты не рассматривают её как сознание, а рассматривают её именно как изначальную мудрость отличную от сознания. Сознание обладает аспектами или образами относительных явлений (ибо не только образ яблока в непосредственном восприятии, но и даже концепция абсолютной истины является относительной истиной), в то время как изначальная мудрость свободна от подобных аспектов.
С другой стороны, только непосредственно постигающие абсолютную истину существа обладают изначальной мудростью и они могут относить незапятнанный ум к ментальному сознанию.
Таким образом, только постигшие предельную реальность могут выделять 9 видов главного сознания.
На мой взгляд, выделение 6 видов главного сознания достаточно для анализа Эго-функционирования среднего обывателя. Но, несмотря на это, мы будем рассматривать  все 9 видов главного сознания в аспекте духовного развития человека.
Производные сознания
 Хотя производные сознания несчётны и в различных текстах описывается их различное количество, тем не менее, наиболее распространённым их числом является 49 и 51 (также 54 и даже 121).
Мы для простоты проанализируем конспективно 51 вид производных сознаний. Они объединяются в шесть групп.
Первая пятичленная группа, называемая повсеместно функционирующими производными сознаниями, состоит из контакта, принятия в сознание, чувства, распознавания и намерения.
Вторая пятичленная группа, называемая индивидуально-определяющими производными сознаниями, состоит из устремления, памятования, уверования, сосредоточения и мудрости.
Эти десять производных сознания сопутствуют любому главному сознанию, будь то, например, даже состояние отупения или рассеянности. Ведь и в подобных состояниях присутствуют качества сосредоточения, пусть даже на той же рассеянности, мудрости, пусть даже заключающейся в видении ступора и т.д.
Все наши действия являются благими, неблагими либо нейтральными. Благими являются все мысли и поступки, чьим главным результатом является блаженство совершившего их индивидуума. Неблагие являются их противоположностью. Нейтральными являются мысли и поступки, вызывающие нейтральные результаты.
Одиннадцатичленная группа благих производных сознаний состоит из веры, осмотрительности, гибкости, равностности, стыдливости перед собой, стыдливости перед другими, отсутствия страсти, отсутствия ненависти, отсутствия невежества, отсутствия злонамеренности, и усердия. Все они сопутствуют любому благому состоянию главного сознания.
Шестичленная группа коренных осквернённых производных сознания (осквернёнными являются состояния мысли, вызывающие неуспокоенность сознания обладающего ими индивидуума) состоит из страсти, гнева, гордости, невежества, осквернённых взглядов и сомнения.
Осквернённые взгляды бывают пяти видов:
1. Взгляд на разрушающееся собрание, т.е. хватание за «я» и «моё», базирующееся на неправильном представлении о наших психо-физических компонентах как неделимой целостности;
2. Взгляд, придерживающийся крайностей (постоянства, небытия и проч.);
3. Извращённый взгляд (вроде веры в несуществование кармической причинно-следственной связи);
4. Хватание за ложные взгляды как наивысшие;
5. Хватание за ложные мораль и поведение как наивысшие.
На основе коренных возникают двадцать вторичных осквернённых производных сознаний: ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, отсутствие стыда перед собой, отсутствие стыда перед другими, вялость, возбуждённость, отсутствие веры, лень, отсутствие осмотрительности, забывчивость, разбросанность и несознательность.
Все коренные и производные осквернения являются неблагими в мире желаний. Исключение составляют взгляд на разрушающееся собрание, взгляд, придерживающийся крайностей и вместерожденное невежество.
В мире форм и бесформенном мире, где существуют только благие и нейтральные мысли, все осквернения (которых не так уж много - нет таких грубых осквернений как гнев, зависть, злонамеренность и т.д., словом нет осквернений препятствующих глубокому сосредоточению) являются нейтральными.
Последней группой являются четыре переменчивых производных сознания, называемых так, поскольку они могут благими, неблагими или нейтральными в зависимости от предшествующего им намерения и проч. Ими являются сон, сожаление, грубый анализ и тонкий анализ.
Буддизм допускает одновременное функционирование восьми видов главного сознания, и каждому из них сопутствуют соответственные виды чувств, контакта, намерения и т.д.
Тексты Абхидхармы дают детальное объяснение каждого производного сознания и того, какие и сколько производных сознаний сопутствуют тем или иным главным сознаниям. Например, категории повсеместно функционирующих производных сознаний и индивидуально-определяющих производных сознаний сопутствуют всем сознаниям.
Таким образом намерение, памятование и проч. должны быть неконцептуальными, если они сопутствуют неконцептуальному восприятию. К примеру, памятованием в данной случае будет просто удержание мыслью объекта. С другой стороны, если те десять сопутствуют концептуальному сознанию, даже контакт, чувство и проч. должны быть концептуальны. Кроме того, например, если главное сознание благое, ему также обязательно сопутствуют десять благих производных сознаний. Если к тому же оно ещё принадлежит и к миру страстей, ему обязательно сопутствуют грубый и тонкий анализ. Таким образом, ему будут сопутствовать 22 производных сознания. В таком духе подсчитываются производные сознания сопутствующие всем остальным видам главного сознания - осквернённым и проч.
Всем сознаниям пяти органов чувств и ментальному сознанию могут, помимо повсеместно функционирующих производных сознаний, также сопутствовать все благие и (хотя и не одновременно с благими) многие из осквернённых и переменчивых состояний сознания. Таким образом, даже непосредственное зрительное восприятие, например, может быть благим или неблагим. Однако первые десять из двадцати вторичных осквернённых состояний сознания - ярость, злопамятность, сокрытие, злость, зависть, жадность, утаивание, притворство, бахвальство, злонамеренность, а также гордость, сомнение, осквернённые взгляды, сон и сожаление сопутствуют исключительно ментальному сознанию.
При разделении главного сознания на восемь видов считается, что сознанию всеобщей основы сопутствуют только пять повсеместно функционирующих производных сознаний, в то время как осквернённому уму помимо них также сопутствуют взгляд на разрушающееся собрание, неведение, гордость и страсть - всего девять.
Верные и неверные виды сознания
 Буддизм подразделяет все сознания на непосредственное восприятие и концептуальное восприятие. Они могут быть как верными так и неверными.
Безошибочное восприятие звуков, цветов, запахов и проч. пятью чувственными сознаниями является верным непосредственным восприятием. Им также является прямое переживание непостоянства непосредственным йогическим восприятием. Апперцепция всегда является только верным непосредственным восприятием.
В зависимости от школы, одни виды сознаний относятся к верным, другие - к неверным. Все четыре философские школы неверными считают три вида сознаний: непостигающее, превратно мыслящее и сомневающееся. Что касается верных сознаний, они бывают двух видов: непосредственным восприятием и концептуальным восприятием. Верное восприятие всегда должно быть новым: только первый момент непосредственного восприятия является верным сознанием. Следующие за ним моменты в том же самом потоке восприятия, если они не вызваны другими объектами или следующими моментами тех же самых объектов (которые, согласно буддизму, также будут другими объектами - ведь ничто не длится более мгновения) будут, так называемым, последующим восприятием, которое является непостигающим сознанием - ведь в то время, как их объекты уже прекратили своё существование, им всё ещё кажется, будто те объекты существуют.
Концептуальное и неконцептуальное сознание
Все виды сознания являются либо непосредственным, либо концептуальным восприятием. Основная разница между ними заключается в том, что в то время как непосредственное восприятие познаёт свой объект лишь благодаря троичному взаимодействию объекта, органа и сознания, концептуальное восприятие принимает концептуально созданный образ за реальный объект (что также называется их смешением), для чего не требуется непосредственного присутствия реального объекта. Можно сказать, что реальный объект в данном случае заменяется концептуальным образом.
Также, считается, что в то время как непосредственное восприятие является функционирующим через установление, т.е. имеет своими объектами существующие, или установленные независимо от концепций явления, концептуальное восприятие является функционирующим через устранение, т.е. оно хватается за ментальный образ, мысленно устраняя другие образы. Это, кстати, и является необходимым качеством и сутью любого концептуального восприятия согласно буддизму.
Однако не следует путать устранение объекта и его отрицание. В то время как последнее является негативной концепцией вроде «то-то и то-то не является тем-то и тем-то», первое является просто концептуальным выделением одного объекта из массы других, присущим как негативным, так и позитивным концепциям. Буддисты говорят, что для создания правильной концепции о стуле необходимо устранение не-стула.
Последнее является устранением всего, что не является плоским предметом с четырьмя ножками. Однако, поскольку подобное устранение базируется на непосредственном восприятии плоского предмета с четырьмя ножками, не получается так, что для устранения не-стула сначала необходимо концептуальное постижение стула, для чего необходимо устранение не-стула, в свою очередь базирующееся на идее стула, и т.д. до бесконечности. Не обладай мы непосредственным восприятием, подобное было бы верным. Однако, поскольку мы им обладаем, оно и является начальной точкой отсчёта любого процесса мышления.
Даже абстрактные идеи создаются на основе непосредственного восприятия. «He-стул» в данном случае не является идеей основанной на идее стула. «He-стул» просто является концептуальным обобщением всего, что не является плоским предметом с четырьмя ножками.
Для подобного обобщения также незачем знать и быть в состоянии быстро перечислить все предметы, включённые в категорию не-стола. Достаточно лишь общей идеи о том, что не обладает ножками и плоской поверхностью, в чём мы, впрочем, можем убедиться на собственном опыте. Это чем-то напоминает то, как для создания образа треугольника нам достаточно лишь трёх точек, и незачем знать все детали его внутренностей.
Также, не нужно забывать, что восприятием, в случае непосредственного восприятия, является не осознание вещи как такой-то и такой-то, а просто возникновение определённого образа в сознании, который позднее описывается как то-то и то-то. Даже когда буддизм говорит, что в непосредственном восприятии мы воспринимаем плоский предмет с четырьмя ножками, на который в следующий момент концептуальное сознание наклеивает ярлык «стола», это делается лишь для удобства объяснения. То, что происходит на самом деле (в контексте Саутрантики), -это: в первый момент возникает вызванное внешними атомами восприятие, в котором образ ещё не характеризуется как такой-то и такой-то. В следующий момент концепции наклеивают на то переживание ярлык «стола». А уже после, описывая процесс восприятия, мы ретроспективно отмечаем, что мы наклеили данный ярлык на такие-то и такие-то формы, такие-то и такие-то характеристики, думая, что стол действительно обладает подобными характеристиками и зная, что концепции создаются благодаря выделению тех или иных качеств.
Таким образом, устранение не-стола приравнивается здесь к концептуальному выделению стола из массы явлений. Непосредственное восприятие на подобное не способно, отражая всё, что попадает в его поле. Отсюда и различия в функционировании через устранение и функционировании через установление.
Непосредственное восприятие в буддизме всегда пассивно. Поэтому буддизм говорит, что, видя свой объект, оно не обладает определённостью в нём. Другими словами, видя вазу наше зрительное сознание не определяет её как вазу. С другой стороны, хотя концептуальное восприятие и не зависит от непосредственного присутствия объекта, именно оно и ничто иное определяет вазу как вазу, стол как стол, и т.д. Поэтому говорится, что непосредственное восприятие подобно немому зрячему, а концептуальное восприятие подобно слепому наделённому даром речи. Задача непосредственного восприятия заключается не в определении объекта, а в вызывании правильного концептуального сознания определяющего объект.

                                                         Козлов В.В., Психология буддизма